Сухомлинский. Антология гуманной педагогики

Глава 5
Через красивое к человеческому

 

Эстетическое воспитание [1]

Познание красоты и воспитание чувств

Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

NB. Система эстетического воспитания детей в школе В.А.Сухомлинского уникальна по целям, содержанию, формам и методам работы. Ее элементы пронизывают весь комплекс учебно-воспитательного процесса в школе, внеурочную работу с детьми, создавая единую воспитательную эстетическую среду.

Педагогические коллективы с большим интересом относятся к решению проблемы эстетического воспитания, но, к сожалению, не все достигают таких успехов, как В.А.Сухомлинский.

В чем причина?

Дело в том, что многие школы проблемы эстетического воспитания решают сверху. Разрабатывают неплохие по содержанию планы и программы эстетического воспитания, доводят их до сведения исполнителей (классных руководителей, учителей, руководителей внеклассной работы и пр.).

Секрет успеха В.А.Сухомлинского состоит в том, что он решение проблемы эстетического воспитания начинал с воспитания у детей эстетических потребностей и чувств в процессе их умственного развития при непосредственном общении с природой при интеграции и эстетизации школы и среды.

Суть эстетического воспитания, по В.А.Сухомлинскому, состоит в удовлетворении эстетических потребностей детей, а не в сообщении им какого-то объема знаний по эстетике.

Одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому цель эстетического воспитания – широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.

Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь.

Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился, и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.

Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами.

NB. Успехи эстетического воспитания в школе В.А.Сухомлинского объясняются высокой эстетической культурой педагогического коллектива, способного в процессе общения с детьми воспитывать у них умение видеть в повседневной жизни необычное и красивое, удивляться и восторгаться им, получать удовлетворение и счастье от добрых дел, совершенных на благо людей и Отечества.

Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного – это как бы первое окошко в мир красоты. И мы видим очень важную задачу в том, чтобы научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, а когда в нем пробудятся эти способности, научить его на всю жизнь сохранить душевное восхищение и доброту.

Важную роль в нашей системе эстетического воспитания играют путешествия в мир красоты – экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы. Мы идем с детьми в поле, луга, на берег пруда и реки, в тенистую дубраву или в балку, в плодовый сад – красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком. Идем в разные времена года – осенью, зимой, весной, летом. Показываем, как рождается и расцветает красота. Дети видят игру красок и слушают музыку природы. С начала осени и до наступления зимы мы несколько раз водим детей в одно и то же место в лес. Каждый раз они замечают новые оттенки в окраске листьев. К тому же эти оттенки меняются в зависимости от того, когда мы пришли в лес – утром, в середине дня или вечером; в зависимости от погоды, от того, как светит солнышко, какой ветер и т.д. Поэтому каждое путешествие в мир красоты приносит удивительные открытия: вот дети увидели, что самая богатая гамма оттенков осенней листвы на кленах и дубах, растущих на просторе, не стесненных соседством других деревьев. Эту особенность им надо объяснить, рассказать, как ее создает природа. «Солнышко освещает эти деревья со всех сторон и окрашивает листья, – говорим мы детям. – Но и среди деревьев отдельные дубы до самой зимы не сбрасывают листву, и на них переливается радугой пышное убранство». Дети долго стоят, изумленные, очарованные этой красотой, но вот учитель объяснил ее, и она дошла до их сердец.

В тихие солнечные дни «бабьего лета» мы обращаем внимание детей на удивительную прозрачность воздуха, глубину неба, особенную чистоту воды в реке. Тихо плывут серебристые нити паутины, в вечернем небе курлычут отлетающие в теплые края журавлиные стаи, в холодное утро появляются первые кристаллики инея – на все это надо обратить внимание детей. Мы показываем им несколько оттенков зеленых всходов озимых: зелень ржи не такая, как зелень пшеницы. С удовольствием дети любуются созревшими плодами в саду и на винограднике, сочетаниями изумрудной листвы и янтарных гроздьев, игрой солнечных лучей на плодах яблонь, груш, слив. В осеннем лесу мы вслушиваемся в голоса птиц, в тихий шелест опадающей листвы, подкарауливаем на зеркальной глади пруда сонные всплески рыбы. И на все это ребенок обратит внимание, ко всему будет присматриваться и прислушиваться лишь тогда, когда учитель своим словом откроет перед ним красоту окружающего мира.

В первую осень своей школьной жизни дети у нас проводят один день – с утра до ночи – в лесу, в поле, на лугу. Выбираем теплый, солнечный день. До рассвета отправляемся на окраину села. Стоим, очарованные красотой утренней зари. Дети словно и не знали, что небо может быть таким красивым, так переливаться изумительными оттенками. Одна за другой гаснут звезды, рождается день, всходит солнце. Слушаем пробуждение птиц, блеяние овец на полевом стане, рокот тракторов на далеком поле. Идем в лес, собираем опавшие листья; каждый стремится найти листья как можно более ярких оттенков. Останавливаемся на поляне: зажигается костер – мальчики бегут за водой, собирают сухой хворост, а девочки варят кашу. Отдых...

После заката солнца наблюдаем вечернюю зарю, смотрим, как загораются звезды, как меняется окраска полей, холмов, лугов, далеких курганов на горизонте. Вслушиваемся в ночную тишину – до нашего слуха доносятся голоса ночных птиц, удивительно звонкая трель кузнечиков. Этот день остается в памяти на всю жизнь; воспоминания об этом дне усиливают эмоциональную окраску новых восприятий красоты природы.

Уже первая осень школьной жизни детей убеждает нас в том, что красота – мать доброты и сердечности. Восхищение кустом шиповника, на котором горят красные ягоды, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным дыханием первого ночного заморозка, – все это пробуждает у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него – живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода.

Неповторима и красота зимы. Дети любуются засыпанной хлопьями снега дубравой, восхищаются пушкинским сиянием розовых снегов, мглой январских вечеров, февральскими метелями, вслушиваются в щебетание зимних птичек. Не один раз мы выходим на рассвете на окраину села встречать зимнее солнце, любуемся переливами красок на снежных сугробах, вслушиваемся в звонкую капель, всматриваемся в расцвеченные солнцем алмазные сосульки, свисающие с крыш.

Весной дети видят пробуждение жизни. Первые весенние цветы, первые раскрывшиеся почки деревьев, первые нежные стрелочки травы, первая бабочка, первое кваканье лягушки, первая ласточка, первый гром – все это входит в духовную жизнь ребенка как красота вечной жизни. Несколько дней подряд, когда начинается движение соков в деревьях, мы выходим с детьми на холм, с которого открывается вид на долину, заросшую ивняком, и смотрим, как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой, окраска которой меняется с каждым днем. Мы любуемся голубой дымкой над горизонтом, синими курганами в степи.

Настоящий праздник для детей – цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни, – учим мы детей. – Можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней.

В летние дни дети восхищаются красотой волнующегося моря пшеницы. Мы показываем детям, как наливается и созревает пшеница, цветет подсолнечник, начинают краснеть помидоры и желтеть дыни.

С восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств.

Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и облагородить его. Мы читаем и перечитываем детям по три-четыре раза такие художественные произведения, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, «Слепой музыкант» Короленко, «Степь» Чехова, рассказы Пришвина, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Леси Украинки, Генриха Гейне, Адама Мицкевича. Чтению художественных произведений, в которых воспевается красота природы, мы придаем очень большое значение. Мы выбираем для чтения обстановку, напоминающую описанные художником картины природы. Слово помогает глубже почувствовать тончайшие оттенки красоты природы, а красота природы как бы закрепляет в сознании детей, подростков, юношей и девушек эмоциональную окраску слова, доносит до сознания и сердца его музыку, аромат. Для каждого года обучения у нас отобраны произведения (или отрывки из больших произведений), которые мы читаем на лоне природы. Это чтение воспитывает чуткость к эмоциональной окраске слова, помогает слову глубже проникнуть в духовный мир ребенка, сделаться орудием его мышления.

 

Эстетическое воспитание и всестороннее развитие
личности в годы отрочества и юности

Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности ученика, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Эстетическое воспитание неразрывно связано с формированием идейного облика личности, эстетического и нравственного идеала ребенка, подростка, юноши и девушки.

Красота – источник нравственного богатства человека. Джеймс Олдридж в одном из своих выступлений перед читателями сказал, что нельзя быть циником и одновременно любить Диккенса – это несовместимо. Задача школы заключается в том, чтобы красота стала могучим средством нравственного воспитания, источником подлинной человечности именно уже в детстве, в период младенчества нервной системы, когда душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов – всего, что ребенок видит, воспринимает, о чем он думает.

В период младенчества нервной системы, до 7–8 лет, и позже, в годы отрочества, от 7–8 до 10– 11 лет, когда продолжается становление ума, чувств и воли, исключительно важно, чтобы ребенок ощущал красоту, восторгался ею, восхищался, изумлялся дивными творениями человеческих рук и нерукотворной красотой природы. Удивление, изумление, благоговение перед красотой в детские и отроческие годы – это тот элемент человеческих отношений, без которых немыслимо подлинное воспитание, подлинное становление человеческой культуры. Человеческая культура наиболее тонко выражается в культуре чувств. В самом деле, многое из того, что изучается в школе, со временем неизбежно забудется, но все культурные ценности, к которым прикоснулась человеческая мысль, оставляют след в нашей душе, и прежде всего в чувствах, в переживаниях.

Представление о прекрасном общественном человеке, о возвышенном и величественном в его мыслях, чувствах, переживаниях мы формируем у ребенка с первых его дней пребывания в школе. Это представление мы наполняем плотью и кровью – живыми примерами высоконравственного поведения, героических поступков.

В представлении о человеческой красоте мы на первое место ставим духовную красоту – верность убеждениям, человечность, непримиримость к злу. Время от времени мы красочно переоформляем стенд «Человеческая красота». На этом стенде помещаются рассказы и очерки о поступках, жизни и судьбах; в этих рассказах ярко, понятно для детей, подростков, юношей и девушек показано единство морального и эстетического идеала. Мы добиваемся того, чтобы дети не только читали, но и мечтали о прекрасных людях, чтобы предметом их дружеских бесед были размышления о жизненном пути.

Среди достоинств, которые мы подчеркиваем в человеке как его внутреннюю духовную красоту, на первое место мы ставим идейность жизни – поступки и поведение, жизнь во имя убеждений. Поступки во имя всеобщего блага мы раскрываем не как жертвенность, а как источник подлинного счастья, настоящей полноты духовной жизни.

Все нравственные богатства, созданные человечеством и создаваемые в наши дни, должны войти в сердца детей, подростков, юношей и девушек.

На одном из стендов «Человеческая красота» был помещен портрет семьи узбекского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, усыновившего в годы Великой Отечественной войны 14 сирот из семей 12 национальностей. Дети с изумлением читали об этой необыкновенной человечности, любви к людям. На этом же стенде были помещены портреты героев, повторивших подвиг Александра Матросова...

Человеческая красота, входя в духовную жизнь детей, заставляет их задумываться над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения в коллективе одухотворяются нравственной красотой.

Мы все время заботимся о том, чтобы идеал духовной красоты человека – его поступков, труда на благо общества – был для воспитанников среднего и старшего возраста дорогим и священным. Особенно важно, чтобы духовно красивые люди волновали юношескую мысль, заставляли молодежь задумываться над собственной судьбой.

Уже в раннем отрочестве каждый ученик должен быть влюблен в человека, в котором воплощена красота души.

Каждому подростку мы даем читать книги о таких людях, судьбах и жизнях. Подростки, юноши и девушки влюбляются не только в выдающихся людей, известных всему человечеству, но и в духовную красоту простых людей. В юных сердцах формируется убеждение: нравственная доблесть и красота могут быть достигнуты человеком не только в героических обстоятельствах, но и в повседневной трудовой жизни.

Связь эстетического воспитания с нравственным осуществляется также в эстетическом отношении к труду. Многовековой гнет эксплуатации извратил представления людей о созданных ими ценностях: своим человек считал лишь то, что было его собственностью, то, чем он владел. Чувство собственности, обладания – одно из самых тяжелых наследий прошлого в моральном облике современного человека. Преодоление этого пережитка – важное условие единства нравственного и эстетического идеала.

Мы стремимся поставить трудовое и моральное воспитание так, чтобы в создаваемые ценности каждый наш воспитанник вкладывал все свои лучшие духовные качества, «опредмечивал» себя в труде, чтобы он любил самый процесс труда, чувствовал красоту творчества. Вот почему в трудовом воспитании мы придаем столь большое значение индивидуальному трудовому увлечению, добиваемся, чтобы каждый подросток, юноша, девушка создали уголок любимого труда, чтобы любимый труд овладел их сердцем, душой.

Эстетическое воспитание тесно связано с воспитанием любознательности, пытливости. Стремление к исследовательскому, опытническому труду является в то же время удовлетворением эстетической потребности в красивом, интеллектуально насыщенном труде. Если умственный труд сопровождается интеллектуальной одухотворенностью, если человек, думая, чувствует себя властелином природы, он преодолевает любые трудности, его не разочаровывают неудачи. Мысль больше всего одухотворяется чувствами тогда, когда в труде участвуют одновременно разум и руки. Вот почему так важно, чтобы учеников воодушевлял физический труд, в котором исследуются и используются закономерности природы.

Эстетическая направленность преподавания естествоведческих предметов играет большую роль в утверждении материалистических убеждений. В преподавании гуманитарных предметов большое значение имеют чувства возвышенного, героического, драматического. Эти чувства переживаются тогда, когда ученик познает красоту служения Родине, красоту подвига во имя счастья народного. Преподаватели гуманитарных предметов стремятся раскрыть то или иное событие истории, явление общественной жизни прежде всего как борьбу передовых социальных сил за лучшее будущее народа, и в этой борьбе ученики чувствуют красоту. Так, рассказывая о самопожертвовании защитников Фермопил, о подвиге Ивана Сусанина, о героической смерти Николая Гастелло, о самоотверженном труде миллионов женщин и подростков в годы Великой Отечественной войны, мы раскрываем те черты духовного мира людей, в которых выражена преданность убеждениям, действенная любовь к Родине. Эстетическая направленность интеллектуального воспитания заключается в том, чтобы, освещая исторический опыт человечества, утверждать настоящее и пробуждать мечту о будущем. Важна не только умственная, интеллектуальная, но и эмоциональная оценка прошлого. От эмоционально-эстетической оценки исторического опыта в огромной мере зависит, каких духов прошлого, но выражению Маркса, вызывают себе на помощь, что из прошлого мы желаем развивать и совершенствовать, а от чего считаем необходимым избавиться.

Эстетическое воспитание тесно связано с физическим воспитанием. Мы стремимся утвердить представление о гармонически развитом теле, о красоте в труде, в движении, в преодолении трудностей. В установленный в нашей школе весенний Праздник красоты проводятся спортивные соревнования по красоте движений. Победителям соревнования ученики младших классов преподносят цветы.

Задача школы заключается в том, чтобы чувство прекрасного, красота, созданные за многовековую историю, стали достоянием каждого человеческого сердца, претворились в эстетическую культуру личности и нравственных отношений между людьми.

 

Эстетическое восприятие и эстетическое творчество

В воспитании эстетической культуры очень большое значение имеет взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического творчества. В детстве, отрочестве и ранней юности каждый ученик должен восхищаться красотой во всех ее проявлениях; только при этом условии у него утверждается бережливое, заботливое отношение к красоте, стремление вновь и вновь обращаться к тому предмету, источнику красоты, который уже пробудил восхищение, оставил в его душе след.

В эстетическом восприятии как познавательном и эмоциональном процессе тесно связаны понятия, представления, суждения – вообще мышление, с одной стороны, и переживания, эмоции – с другой. Успехи эстетического воспитания зависят от того, насколько глубоко раскрывается перед учеником природа прекрасного. Но влияние па его духовный мир красоты природы, произведений искусства, окружающей обстановки зависит не только от объективно существующей красоты, но и от характера его деятельности, оттого, как эта красота включается в его отношения с окружающими. Эстетические чувства пробуждает та красота, которая входит в жизнь человека как элемент его духовного мира.

Каждый человек осваивает и красоту природы, и музыкальную мелодию, и слово. И это освоение зависит от его активной деятельности, под которой мы понимаем труд и созидание, мысль и чувство, воспринимающие, создающие красоту. Чем больше в природе предметов, очеловеченных эмоциональным восприятием, пережитых как красота окружающего мира, тем больше красоты видит человек вокруг себя, тем больше волнует, трогает его красота – и созданная другими людьми, и первозданная, нерукотворная. Тех людей и подростков, для которых постоянное общение с природой стало важным элементом их духовной жизни, глубоко волнуют, трогают описания природы в художественных произведениях, изображение картин природы в произведениях живописи.

Мы добиваемся, чтобы каждый наш воспитанник с малых лет сердечно, заботливо относился к деревцу, к кусту роз, к цветам, к птицам – ко всему живому и красивому. Исключительно важно, чтобы эта забота стала привычкой. Поэтому у нас каждый ребенок ухаживает за растением в уголке красоты своего класса. У каждого есть свой скворечник или своя дуплянка для синичек, каждый оберегает гнездо ласточки. Эта сфера эстетического творчества имеет глубоко личный, индивидуальный характер. Без индивидуальных, личных чувств нет эстетической культуры.

Большое значение имеет и эстетическое творчество, связанное с восприятием художественных ценностей – литературы, искусства.

Эстетическое восприятие произведений литературы, музыки, изобразительного искусства тоже требует активной деятельности. Эта деятельность заключается в эстетической оценке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет восприятия сам по себе. Мы добиваемся того, чтобы с малых лет ребенок переживал красоту слова в художественном произведении, чтобы его волновало и описание природы, и изображение духовного мира героев. Ученик, который в детстве много раз пережил красоту слова, стремится выразить словами свои самые сокровенные мысли. Многолетний опыт убедил нас, что литературным творчеством – сочинением стихов, рассказов, очерков – в годы отрочества и ранней юности увлекаются те, на кого в детстве оказала большое воздействие красота, выраженная словом в произведениях выдающихся писателей.

Слушанию художественных произведений и выразительному чтению дети посвящают свое свободное время. В младших классах на чтение любимого произведения отводятся особые уроки; на этих уроках каждый ученик читает то, что ему больше всего нравится, что его волнует, – стихи, отрывки из рассказов, повестей. Учитель тоже читает свое любимое произведение. Конечно, урока не хватает, проводится утренник любимых произведений. Потом утренник посвящается одному большому произведению.

В средних и в старших классах читаются отрывки из произведений классической и современной литературы – как отечественной, так и зарубежной.

Опыт убеждает, что восприятие красоты произведений живописи (как по оригиналам, так и по копиям) пробуждает у детей стремление выразить в красках, линиях, сочетаниях оттенков свои мысли и чувства, свое отношение к окружающему миру. Это стремление мы развиваем и поддерживаем. У детей есть альбомы для рисования, и многие дети не только зарисовывают в них отдельные предметы или их сочетания, но и отражают в рисунках свои чувства.

Время от времени в школе устраиваются выставки детского рисунка. Так, в 1964/65 учебном году одна из таких выставок рисунков учащихся I–IV классов была посвящена теме «Воспоминания о летних каникулах», другая – «Наш плодовый сад и виноградник», третья – «Наступила золотая осень», четвертая – «Зима», пятая – «Мечты о полетах в космос».

На наших юношей и девушек потрясающее впечатление произвел рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Они и до чтения этого рассказа знали о неизвестном герое, совершившем героический подвиг в нашем селе в дни фашистской оккупации.

После одной из карательных экспедиций фашисты собрали население села и торжественно объявили, что все партизаны наконец уничтожены – последний из них, взятый в плен живым, сейчас это подтвердит. Действительно, нашелся предатель, сказавший то, что хотелось врагам. Сотни крестьян стояли, подавленные этим известием. И вот в эту минуту из толпы вышел юноша, подошел к группе фашистских офицеров и попросил разрешения сказать несколько слов крестьянам. Фашисты разрешили. Юноша сказал: «Не верьте фашистам. Я – партизан. Нас тысячи, мы боремся и будем бороться. Я шел сюда на верную смерть, но эта смерть необходима: вы должны верить, что, пока жив народ, живы и борцы за его дело – партизаны».

Ошеломленные фашисты не сразу пришли в себя. Юноша был схвачен и здесь же расстрелян. Но его слова вдохнули в тех, к кому они были обращены, новые силы.

Нарисованная Шолоховым картина по-новому раскрыла нашим юношам и девушкам героический поступок неизвестного юноши, совершенный в их родном селе четверть века назад.

Маленькие дети, ученики III класса, часто плачут, когда учительница читает им рассказ польского писателя Г.Сенкевича «Янко-музыкант». Они становятся как бы непосредственными участниками событий, о которых рассказывает писатель; горе, о котором он говорит, становится их собственным горем; они вспоминают, что раньше часто не обращали внимания на эти маленькие происшествия их повседневной жизни. Мысленно ставят себя на место мальчика, стараются решить, что бы они сами сделали на его месте. Советские дети, конечно, не могут представить себе условия жизни давно ушедшего общества, они мысленно переносят в тот страшный мир свои моральные и эстетические критерии. Они с негодованием говорят о помещике-эксплуататоре; каждый утверждает, что он вместе со своими товарищами обязательно наказал бы жестокого помещика...

Особенно обогащает видение мира лирическая поэзия. Чтение стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» всегда создает в представлении юношей и девушек картину непреходящей, бессмертной жизни, навевает мысли о преемственности поколений. Учениками овладевает грустное настроение при мысли о том, что человек смертен, что молодое становится дряхлым, но эта грусть еще больше оттеняет красоту жизни, ее радости: юноши и девушки переживают стремление как можно полнее, глубже познать в жизни все то, что связано с созиданием, с бессмертной жизнью природы и вечностью человеческих порывов к счастью. Поэтическое слово пробуждает благородные порывы души. Однажды после чтения этого стихотворения кто-то из юношей сказал: «Посадим дуб, который будет жить тысячу лет...» Посадили желудь, вырос дубок, теперь ему уже десять лег. Он еле достиг человеческого роста, но все у нас называют его тысячелетним. Так из поколения в поколение ученический коллектив передает эстафету мечты о бессмертной непреходящей жизни.

Мы придаем большое значение рассматриванию произведений живописи. В начальных классах мы делаем это на уроках чтения, в средних и старших классах – на уроках литературы. Иногда одна и та же репродукция рассматривается несколько раз – в младшем, среднем и в старшем возрасте. Первое рассматривание обычно не сопровождается широкими объяснениями, касающимися деталей картины. Ученики рассматривают репродукцию обычно в заключение беседы, в ходе которой у них создается определенное отношение к тому или иному явлению природы, общественной жизни или же после непосредственного общения с природой.

Например, совершая с детьми прогулку, мы отдыхаем на освещенной солнцем поляне в березовой роще. Дети не могут не почувствовать здесь красоту белых стволов на фоне яркой зелени, игры света и теней. Стройные деревья, голубое небо, яркое солнце, сверкающая вдали река, зеленая лужайка, жужжание пчел – все это входит в их духовный мир как очеловеченные предметы. По возвращении мы показываем им репродукцию картины Левитана «Березовая роща», и она производит на детей очень сильное впечатление, хотя это рассматривание и не сопровождается объяснениями. В гениальном произведении художника дети находят как бы самих себя; она пробуждает у них мысли и чувства, только что пережитые при непосредственном общении с природой, но теперь эти чувства возникают как воспоминание о прошлом, как желание еще и еще общаться с природой, чувствовать, переживать красоту.

Для учеников средних и старших классов у нас проводятся вечера и утренники, посвященные отдельным произведениям живописи. Кратко остановившись на жизненном и творческом пути художника, мы основное внимание уделяем образам произведения, стремимся в ярких, красочных словах передать содержание произведения, охарактеризовать свойственную художнику манеру письма.

Для того чтобы раскрыть красоту произведений живописи перед учениками, сами учителя должны иметь соответствующую подготовку в области эстетической культуры, постоянно повышать свои знания. У нас каждый учитель непрерывно пополняет свой личный альбом репродукций картин выдающихся художников. В педагогическом коллективе проводятся занятия, посвященные изобразительному искусству. В течение ряда лет сложилась и программа бесед о произведениях живописи. Эта программа включает в каждую беседу по одному (иногда по два-три) произведению выдающихся художников – русских, советских, зарубежных. Отдельные беседы посвящаются также архитектуре и скульптуре.

Могучим средством эстетического воспитания является музыка. Музыка – это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроений. Чуткость восприятия языка музыки, понимание его зависит от того, как в детстве и отрочестве воспринимались произведения, созданные народом и композиторами. Не меньше половины времени, отводимого на пение и музыку, мы используем на слушание музыкальных произведений. Мы учим детей понимать музыкальную мелодию, потом переходим к слушанию простых пьес. Каждому произведению предпосылается беседа, благодаря которой у детей создается представление о картине или переживании, переданных специфическими средствами музыки.

Здесь, как и при восприятии произведений живописи, мы придаем очень большое значение природе: учим детей слушать музыку природы. Например, в тихий летний вечер дети собираются в саду или на берегу пруда. Заходит солнце, с каждой минутой меняется окраска деревьев, холма, виднеющегося вдали, необъятных полей с высокими скифскими курганами. Дети всматриваются в окружающий мир, вслушиваются в звуки. Оказывается, самый тихий летний вечер полон множеством звуков. Непосредственно после слушания музыки природы детям предлагается прослушать записанную на пластинку соответствующую народную песню или произведение композитора. У детей возникает желание еще и еще слушать музыкальные мелодии, передающие красоту летнего вечера. Во время повторного слушания музыкального произведения развивается эмоциональная память, углубляется чуткость и восприимчивость к красоте мелодии. Постепенно ребенок начинает чувствовать в мелодии музыкальное выражение чувств, впечатлений, настроений, переживаний. Так, еще до ознакомления с музыкальной терминологией ученики овладевают языком образов, что имеет очень большое значение не только для музыкального воспитания, но и вообще для формирования и развития чувств. Чем понятнее, доступнее этот язык ребенку уже в младшем возрасте, тем большую роль играет слушание музыки в среднем и старшем возрасте.

Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно сказать человеку словом, можно сказать музыкальной мелодией, потому что музыка передает непосредственно настроения, переживания. В этой связи надо заметить, что музыка является незаменимым средством воздействия на юную душу. Мы стремимся построить систему музыкального образования таким образом, чтобы из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфония Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против темных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича). К пониманию этих идей мы подводим детей постепенно: вначале, как указывалось, они слушают несложные музыкальные произведения, в которых выражается чувство восхищения красотой, добром, человечностью, потом переходят к более сложным произведениям.

На музыкальных вечерах, которые проводятся для учеников младшего, среднего и старшего возраста, главное место занимает слушание музыки. Программа музыкального образования включает прослушивание вокальных, инструментальных и симфонических произведений и отрывков (увертюр, арий) из опер виднейших русских, советских и зарубежных композиторов.

Каждый музыкальный вечер является очередной ступенькой в музыкальном образовании. Чтобы научить понимать музыку, надо рассказать о музыкальных средствах выражения мыслей и чувств. Мы начинаем с элементарного объяснения музыкальных ассоциаций и аналогий, показываем, как композиторы заимствуют их из окружающего мира звуков. Постепенно мы переходим к анализу идеи музыкального произведения.

Переживание чувства наслаждения прекрасным – первое побуждение к творчеству. Это особенно заметно на литературных опытах учащихся. Чем глубже пережил ученик красоту, отраженную в поэтическом произведении, тем сильнее у него потребность выразить в слове собственную мысль, чувства. Восприятие и творчество здесь не только взаимозависимы, но и сливаются нередко в единый процесс эстетической оценки: творчество начинается, по существу, уже во время чтения поэтического произведения. Характерной особенностью литературных, особенно стихотворных, опытов является то, что мысль передается с помощью тех конкретно-чувственных образов, с которыми она ассоциировалась во время восприятия поэтического или музыкального произведения.

Я прочитал в течение последних 10 лет свыше 100 ученических стихотворений, в которых изливается чувство грусти в связи с предстоящим расставанием со школой, товарищами. Свои чувства юноши и девушки выражают в таких образах, как далекий курган в прозрачной дымке, который все больше отдаляется, становится еле заметным; увядающее (или, наоборот, развивающееся) дерево на берегу пруда (или реки), освещенное яркими лучами солнца; облако в безбрежной синеве неба; восход (или закат) солнца; вечерняя (или утренняя) заря; далекий дымок паровоза (или парохода). Тот или иной образ ассоциировался в эмоциональной памяти авторов с чувством грусти, навеянной мыслями о расставании.

Чем глубже, тоньше эстетическое восприятие, тем больше возрастает интерес ученика к собственному духовному миру. Многие ученики ведут дневники. Записи в дневниках – яркое свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение творить словом, воплощать в художественный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку. Чем больше развито это умение, тем выше эстетическая и общая культура человека, тоньше его чувства, глубже переживания, ярче эстетическое восприятие новых художественных ценностей. Вот почему мы придаем большое значение творческим письменным работам – сочинениям.

Работа над сочинениями – это не только развитие речи, но и самовоспитание чувств. Эта работа начинается с общения ребенка с природой. Во время наших путешествий в мир красоты мы открываем перед ребенком богатства чувств, переживаний, мыслей, которые вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари – мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова «заря»; любуются мерцающими звездами – мы раскрываем красоту слова «мерцание». В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы отечественной и мировой поэзии – стихотворения и поэтическую прозу, – посвященные природе, отражающие внутренний мир человека.

От эстетического восприятия зависит и побуждение к творчеству в области изобразительного искусства и музыки. Развивая чувство красоты природы, мы побуждаем детей выражать свои чувства в красках и линиях. Творчество начинается там, где, изображая лес, горы, степь, реку, ребенок выражает свои чувства. Такое творчество обогащает духовную жизнь. В экскурсии и туристические походы паши ученики берут альбомы и карандаши. В те минуты, когда красота природы переживается особенно ярко, они делают зарисовки. Отдельные уроки рисования в начальных и средних классах посвящаются рисованию на темы, избранные учениками: дети рисуют то, что оставило в их душе глубокие впечатления.

Признаком эстетической и общей культуры человека является умение находить в музыке средство выражения своих чувств, переживаний. Создавать новые музыкальные произведения могут лишь отдельные люди, но понимать язык музыки, пользоваться сокровищами музыки в духовном общении посильно всем. Мы добиваемся, чтобы музыкальный инструмент стал необходим каждому, чтобы каждый умел играть на том или ином музыкальном инструменте. Наиболее широко в наших условиях распространена игра на баяне. Многие наши ученики имеют нотную библиотеку, отдают игре на баяне часы досуга. В свободное время ученик идет в музыкальную комнату, слушает любимое произведение в записи на пленке.

Чем выше уровень эстетического развития всех без исключения учеников, тем больше возможностей для развития тех, у кого выявляются задатки творческой деятельности в области искусства.

 

Роль окружающей обстановки и труда
в эстетическом воспитании

Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений – с этого начинается забота об эстетической обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид школы, утопающей в зелени; красивы зеленые кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорожки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все времена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрамленное диким виноградом крыльцо главного входа в школу...

NB. Павлышского педагога волнует вопрос, чтобы все, что делалось в школе, было направлено на всестороннее развитие воспитанников, на полное раскрытие индивидуальности каждого из них. И порой то, что у других ускользало из поля зрения или считалось малосущественным, у Сухомлинского действенно работало как важное звено целостного учебно-воспитательного процесса.

И не случайно забота о крепкой, здоровой, красивой основе в человеке в Павлыше начиналась с заботы об эстетической обстановке, окружающей его. Все, что видел малыш, переступив порог школы, с чем он соприкасался, было красиво.

Эстетическая ценность вещей, окружающих нас, не совпадает с их ценой, выражающейся в стоимости. Мы добиваемся того, чтобы все, окружающее детей, было для них в эстетическом отношении бесценным, т.е. чтобы во все был вложен большой труд, забота, волнующие чувства.

Эстетическое восприятие окружающей обстановки – дело глубоко субъективное, зависящее от активной деятельности, направленной на эстетическое освоение действительности. Для ребенка несравненно дорог невзрачный цветок, выращенный им из маленького черенка в глиняном горшке. Фарфоровая ваза, купленная в магазине, тускнеет перед вазой глиняной, сделанной собственными руками. Это не надо понимать как недооценку художественных ценностей, созданных мастерами-творцами, – роль этих ценностей в воспитании огромна. Мы приводим эти примеры лишь для того, чтобы подчеркнуть ценность труда в эстетическом воспитании учащихся.

Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что о ней заботится он, ребенок.

Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эстетический дух обстановки при том условии, когда отдельные вещи не кричат о себе, когда их как бы не замечаешь. Если, например, на широкое светлое окно, из которого открывается вид на плодовый сад, поставить несколько больших цветов, гармония нарушится, цветы подавят эстетические качества других вещей – того же плодового сала. Если же на окне будет только одна веточка, гармонирующая по своей форме с деревьями плодового сада, с временем года (гармония может заключаться и в контрасте), то совсем по-другому воспринимаются и эта веточка, и плодовый сад, и просторы далеких полей.

NB. Ребенка, любующегося, восхищающегося красотой природы, окружающей его, в Павлыше исподволь подводили к мысли, что она «становится еще красивее оттого, что о ней заботится он, ребенок». По мнению Сухомлинского, человек, однажды глубоко ощутивший гармонию красоты природы и своих деяний, будет всегда стремиться к ее сохранению.

Красота облагораживает человека лишь тогда, когда он трудится, создавая красоту. Мы добиваемся, чтобы человеку хотелось трудиться не только для хлеба насущного, но и для радости. Создавай, твори красоту, учим мы детей. Пусть рядом с пшеничным колосом цветет хризантема, рядом с подсолнечником – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Каждый класс в первую осень своей школьной жизни сажает свой розовый куст и ухаживает за ним. У каждого коллектива малышей есть свои хризантемы; с наступлением холодов дети пересаживают цветы в теплицу или в уголок живой природы. В уголке красоты, который создает каждый класс на школьной усадьбе, – розы, сирень, виноград, персики. Забота о красоте переживается как забота о нежном, хрупком, беззащитном существе, которое погибло бы, если бы о нем не заботился человек.

Труд детей является и созданием нужных вещей, и в то же время эстетическим творчеством. В этом единстве – источник облагораживающей силы труда, особенно бескорыстия; в этом единстве предотвращение гнусного пережитка прошлого – чувства обладания вещами. Чем ярче элемент эстетического творчества в общественно полезном труде, тем глубже сочетается эстетическая оценка вещей – результатов труда с нравственной оценкой человека, создавшего эти вещи.

Многие виды детского труда являются, по существу, творчеством, родственным прикладному искусству (например, выпиливание, выжигание, лепка, вышивание и др.). Чем дольше сохраняются в жизни человека эти виды труда, тем ярче выражается эстетический элемент во всей его трудовой деятельности.

Эстетическая оценка труда – это источник нравственного достоинства труженика. Наряду с требованиями технологии в процессе работы на учебно-опытном участке, в теплице, в мастерских и рабочих комнатах, в поле перед учениками ставятся требования красоты. Любое трудовое задание, которое ставится перед учеником, имеет не только материально-производственный, но и эстетический смысл, связанный с формированием чувства прекрасного.

Эстетической обстановке присуще ощущение воздуха, света, простора, перспективы. Все, что находится на стенах наших классных комнат, как бы раздвигает стены, наполняет комнату просторами полей, лесов, лугов. Ученики, например, видят картину, на которой изображена золотая осень в плодовом саду. Она напоминает о том, что за стеной настоящий плодовый сад.

С школьной усадьбой связаны детство, отрочество и ранняя юность наших воспитанников. Все здесь развивает эстетическое восприятие природы и труда. Зеленая лужайка, открывающаяся во дворе, переходит в пасеку, которая напоминает о постоянном, кропотливом труде. В каком бы месте двора ни находился ученик, перед ним плодовые деревья – яблони, груши, черешни, сливы, абрикосы. Они прекрасны и в пору цветения, и летом, и глубокой осенью – сначала с плодами, потом с разноцветным, как бы пылающим на фоне осеннего неба убранством. Неповторима красота их ветвей зимой – покрытых снегом, инеем. Плодовый сад – наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой, созданной руками человека.

В центре школьного двора, рядом со спортивной площадкой, – виноградник. Его внешний вид привлекает и естественной красотой мощных кустов – вьющихся по проволоке побегов, и гроздьев плодов (ученики их видят в течение трех месяцев), и особенно красотой труда. Дети создают эту красоту, живут ею. Уже в первую осень своего пребывания в школе они сажают черенки, потом ухаживают за ними. Виноградными лозами оплетены стены крольчатника, зеленой лаборатории, уборных.

Возле пасеки – медоносные растения. С ранней весны до поздней осени здесь звучит пчелиная музыка, как дети называют жужжание пчел. Сюда они приходят вместе с учителем в тихие утренние и вечерние часы слушать музыку природы, здесь они учатся понимать музыкальную мелодию.

В школьном дворе – несколько зеленых беседок из вьющегося дикого винограда. Густая листва образует живую кровлю, похожую на зонт. В течение весны, лета и осени природа пять раз меняет окраску этой листвы. Эта игра красок восхищает учеников, служит предметом наблюдений. Такую же игру красок наблюдают ученики и на виноградных лозах, покрывающих стены зеленой лаборатории.

Эстетический характер имеет и обстановка на учебно-опытном участке, в теплицах, в кабинете живой природы. Каждый младший и средний класс имеет свой участок, на котором выращиваются зерновые и технические культуры. Они подбираются с таким расчетом, что участки каждого класса зеленеют до глубокой осени. До морозов цветут осенние цветы. Бывает, что они выглядывают из-под первого снежного покрова. В теплице цветы цветут целую зиму: хризантемы, подснежники, ландыши. На учебно-опытном участке – несколько школок, где выращиваются саженцы плодовых деревьев. Здесь рождается та красота, которая как бы ручейками растекается по всему селу.

Большое внимание мы уделяем созданию эстетической обстановки в классных и рабочих комнатах, в мастерских. Каждый классный коллектив добивается того, чтобы его комната отличалась чем-то своеобразным. Неповторимость эстетической обстановки создается растением, расположенным рядом с классной доской. В одном классе – это лимонное дерево, в другом – роза, в третьем – маленькая сосенка. Это растение определяет стиль эстетической обстановки всей комнаты. На одном из окон – маленький цветок или зеленая веточка, напоминающая о красоте школьной усадьбы. Здесь важно не обилие зелени (окна – для света), а своеобразие стебля и листьев, выделяющихся на фоне неба.

NB. Павлыше заботились не только о красоте природы. Большое внимание здесь уделялось созданию эстетической обстановки в классных и рабочих комнатах, в мастерских, эстетике труда, одежды и т.п. Павлышане, как известно, были противниками единой ученической формы, считая, что одежда ребят должна подчеркивать их индивидуальность.

В каждом классе – репродукция картины. Она меняется в зависимости от разных обстоятельств (время года, содержание воспитательных бесед и др.). В отдельных классах есть свои картинные галереи – серии репродукций, по которым преподаватель литературы проводит беседы об искусстве.

На столе учителя – глиняная вазочка, в которую дежурный ежедневно ставит живой цветок или веточку декоративного растения (весной и осенью – с учебно-опытного участка, зимой – из теплицы). Этот цветок не только соответствует времени года, но и выражает настроение коллектива, характер его духовных интересов в данный период.

В теплице, в зеленой лаборатории, в кабинете живой природы не только выращиваются цветы для классных комнат, но и подбирается их эстетически яркое, выразительное сочетание. Вообще, цветам мы отводим большое место в воспитании эстетической культуры.

Значительную роль в эстетическом воспитании играет одежда и вообще внешний вид учеников и учителей. Здесь самое важное – простота и изящество. Мы против единой ученической формы. Нынешняя форма, особенно для девочек, никуда не годится, она безобразна, и не случайно пионеры недавно высказали в «Пионерской правде» свою просьбу к Министерству просвещения: дайте новую одежду. Мы стремимся к тому, чтобы одежда усиливала, подчеркивала эстетические черты индивидуальности ребенка. Придерживаемся обязательных требований к одежде, развивающих эстетические чувства. Это прежде всего соответствие цвета ткани и покроя платья индивидуальным чертам ученика. Одежда должна быть простой, изящной, не бросающейся в глаза, не выставляющей на показ тело, но напоминающей о его красоте (и в необходимых случаях сглаживающей отдельные недостатки физического развития). Недопустима кричащая пестрота тканей. Цвета одежды мы рекомендуем мягкие, лучше всего преобладание полутонов. Главные требования к покрою одежды – плавность, мягкость линий, отсутствие угловатости и резкости, обтянутости.

Соответствующие эстетические требования предъявляются и к прическе. Нельзя требовать, чтобы мальчики стриглись под машинку. Требования к прическе: скромность, простота, изящество, соответствие индивидуальным чертам. Классные руководители и учителя в беседах с юношами и девушками объясняют, как придерживаться этих требований, в чем заключается подлинное изящество. Особенное внимание уделяется тому, что венцом красоты является соответствие внешнего изящества внутреннему благородству, внешней скромности – внутреннему достоинству.

Воспитательная работа, проводимая в этом направлении, дает значительные результаты. У наших учеников, в частности у девушек, высоко развит эстетический вкус. Каждая девушка шьет себе платье сама. Среди платьев значительное место занимает украинский национальный костюм, который удачно сочетается с элементами современного платья.

NB. «Красота спасет мир», – сказал великий Достоевский. Никто из педагогов не осознал с такой глубиной всю продуктивность этой гениальной мысли, как Сухомлинский. Обращение к красоте, переживание таковой, подчеркивал педагог, снимает «толстокожесть», утончает чувства ребенка, он начинает понимать, что «в его душу входит красота и что это вхождение красоты зависит в огромной мере от него самого, от его собственной воли».

Возможно ли систему эстетического воспитания В.А.Сухомлинского использовать в современной школе? Не только возможно, но и нужно. Нам сегодня как никогда необходимо воспитание у детей духовной красоты и благородства, доброты и сердечности, культуры чувств, элегантности внешнего вида, человечности и других качеств личности.

Только проникновение в сказочный мир и красоту природы, в мир музыка и поэзии, литературы и искусства, сокровища мировой культуры позволит воспитать человека, способного приносить счастье народам, процветание нашей Родине.

Успешное решение проблемы эстетического воспитания возможно:

если будут приняты меры по повышению эстетической культуры педагогических кадров на всех уровнях;

если все школы будут укомплектованы квалифицированными преподавателями эстетического направления;

если все учебные заведения будут обеспечены комплектами необходимых пособий, произведениями музыки, искусства и т.п., а также удобной аппаратурой для их использования в эстетическом воспитании;

если процесс эстетизации школы и среды станет приоритетным направлением в обществе и получит материальную и моральную поддержку органов власти.

 

Красота важное средство воспитания
доброты, трудолюбия, сердечности и любви

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Эти слова мы повторяем в те счастливые минуты, когда перед детьми открывается новый оттенок красоты окружающего мира, пробуждая у них радость, волнение, изумление. О серебряных колокольчиках песни жаворонка говорим мы в горячий летний день, когда, отдыхая в тени дубравы после похода или после работы, дети всматриваются в дрожащий комочек жизни... Слова о прекрасном доходят до ребенка лишь тогда, когда он сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание услышанного – это первое окошко в мир красоты.

Я вожу своих питомцев тысячу раз к истокам красоты – за годы обучения в начальных классах. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, любоваться, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его.

Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды и оранжевые листья, маленьким кленом и стройной яблонькой с несколькими желтыми листочками, кустом помидоров, обожженным первым ночным дыханием заморозка, – все это пробуждает в детских сердцах ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому. Ребенок сочувствует растениям, готовящимся к зиме. Они становятся для него живыми существами, которым будет холодно под пронизывающими ветрами. Ребенку хочется защитить растение от холода. Когда мы прикрываем на зиму розы и виноград, дети ласково, бережно пригибают каждую веточку к земле, чтобы не сломать и не повредить. Зимой дети с тревогой говорят о молодых деревьях: «Не холодно ли им?» И когда мы собираем снег, чтобы накопить побольше влаги для деревьев, то этот труд для детей – сердечная забота о красоте, а не просто выполнение обязанностей.

Я вижу большой воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, чувствовал, переживал, постигал как великую тайну пробуждение жизни в природе. Первые весенние цветы и раскрывающиеся почки, первые нежные стрелочки травы, первая бабочка, первое кумканье лягушки, первая ласточка, первый гром, первая весенняя купель воробья – все это я раскрываю перед детьми как красоту вечной жизни. И чем глубже они одухотворяются этой красотой, тем сильнее стремятся творить прекрасное. Настоящий праздник для детей – цветение сада. Рано утром дети приходят в сад, любуются белыми, розовыми, фиолетовыми, оранжевыми волнами, как бы плывущими по саду, слушают пчелиную арфу. Нельзя долго спать в эти дни, надо просыпаться на заре, учу я детей, проспишь красоту! И дети поднимаются до восхода солнца, чтобы не пропустить тех минут, когда первые лучи озаряют цветы, обильно покрытые каплями росы. Это изумительная игра красок и оттенков, и, если ребенок затаив дыхание любуется этой красотой, он не будет черствым, равнодушным, бессердечным человеком. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты, мы развиваем и обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.

Тот, кто творит красоту, творит счастье для людей. Пусть рядом с пшеничным полем цветет хризантема, рядом со стеблем подсолнечника – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, вы творите собственную красоту.

Красота облагораживает только тогда, когда человек работает, создавая хлеб для жизни и красоту для того, чтобы не было жизни только ради самого хлеба. Наш воспитательный идеал – чтобы человек трудился не только ради хлеба, но и для радости, чтобы добрые чувства, возникающие при созерцании красивого, вдохновляли на труд во имя счастья людей.

Творение красоты имеет особенно большое значение в младшем возрасте. Труд маленьких детей – это прежде всего создание материальных ценностей, воплощающих красоту. Одухотворение, воодушевление для этого труда требует мудрого, яркого, убедительного слова воспитателя. Слово – первая искра, зажигающая факел, освещающий мир красивого. В моей этической хрестоматии есть сказки, предназначенные специально для того, чтобы помочь ребенку понять сущность красоты и смысл труда, необходимого для творения прекрасного. Я рассказываю маленьким детям – дошкольникам и первоклассникам – сказки «Флейта и Ветер» и «Сергей и Матвей».

Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека – эта идея познается детьми через многие сказки и рассказы, которые они глубоко переживают. Я считаю важным воспитывать так, чтобы с малых лет в детском сознании красота женщины – девушки, матери – была окружена поэтическим ореолом. Человек не может стать духовно богатым, тонко чувствующим слово, призыв воспитателя, если он не преклоняется перед красотой и величием женщины – ее предназначением, миссией, подвигом. От сказки о Флейте и Ветре до поэтической легенды о Матери, проклинающей сына-предателя, – по этому пути проникновения в мир красоты веду я своих питомцев. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мальчик с чувством восторга открыл важную для себя истину: нет в мире ничего прекраснее матери, воспитавшей сына-героя, сына – верного патриота Отечества. В годы отрочества мои питомцы переживают чувство изумления, восхищения, слушая рассказ о Матери у могилы сына.

Образ счастливой матери, бережно прижавшей к груди спящего малютку, – это символ той красоты, которую мы считаем самой могучей силой воспитания. Каждый день, входя в школу, ребенок видит картину, на которой изображены Мать и Дитя. Я считаю это изображение символом идей, во имя которых мы трудимся, отдаем свою душу детям, близко к сердцу принимаем настоящее и думаем о будущем. Это самая яркая красота нашего бытия. Как планеты вращаются вокруг Солнца, так все наши заботы о ребенке устремлены к этой красоте, притягиваются к ней могучей силой и озаряются ее ярким светом. Я твердо убежден, что этот свет учит детей, подростков, юношей видеть красоту женщины, порождает чувство одухотворенности этой красотой, заставляет измерять свои поступки самой высокой меркой – меркой подлинной человеческой красоты.

Красота женщины – вершина человеческой красоты. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин, в которых они сами были влюблены, стала мерилом нравственности, чистоты чувств любви для многих поколений. Мы стремимся к тому, чтобы, постигая эту красоту, наши юноши поняли: красота женщины не порождена половым инстинктом и не представляет собой чего-то нераздельного с половыми потребностями. Мы заботимся, чтобы каждый вдумался в слова В.Г. Белинского: «Вот прекрасная молодая женщина: в чертах лица ее вы не находите никакого определенного выражения – это не олицетворение чувства, души, доброты, любви, самоотвержения, возвышенности мысли и стремлений. Оно только прекрасно, мило, одушевлено жизнью – и больше ничего, вы не влюблены в эту женщину и чужды желанию быть любимым ею; вы спокойно любуетесь прелестью ее движений, грацией ее манер, и в то же время в ее присутствии сердце ваше бьется как-то живее, и кроткая гармония счастья мгновенно разливается в душе вашей» (Белинский В.Г. Собр. соч. – М., 1959. Т. 7. – С. 372). Человек проходит длительную школу облагораживания чувств, прежде чем он возвысится до столь высокого, бескорыстного видения красоты. Эта школа начинается с созерцания красивого в природе, с умения видеть и слышать красивое; она включает в себя мудрые уроки понимания человеческой верности, преданности, привязанности, долга, ответственности. Не может по-настоящему быть бескорыстно влюбленным в красоту тот, кто не перестрадал, кто не постиг красоты материнской души, безмолвно склонившейся над могилой сына. Нравственное видение прекрасного – важное условие того, что я назвал бы влюбленностью в живую красоту девушки, женщины. Нравственно и эстетически воспитанный человек влюблен не только во внешнюю красоту, не только в антропологическое совершенство, но и во внутреннюю одухотворенность. Умение быть очарованным богатым миром мыслей и чувств – очень важная черта нравственной и эстетической воспитанности.

Средоточие духовной жизни, зеркало мысли, выразитель чувств – человеческие глаза. Чем выше интеллектуальное, эстетическое, нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души все глубже понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота выражается во внешнем облике.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства. Человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым – это закономерно. Но осуществимость этого стремления зависит от нравственного облика – от того, в какой мере красота человека сливается с его творческой, деятельной сущностью. Ярче всего человеческая красота проявляется тогда, когда человек занят любимой деятельностью, – внешний облик как бы озаряется внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты. Эту мысль мы внушаем своим питомцам. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, художника, рабочего в тот момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества.

Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

NB. К этому утверждению В.А.Сухомлинского следует отнестись с особым вниманием. Нельзя не согласиться, что красивым может стать только тот человек, который самозабвенно и творчески трудится. Воспитание трудолюбия есть творчество – вот одно из основных направлений воспитательной работы в школе.

Красоту создают тревога, забота – то, что обычно называют муками творчества. Как неизгладимые морщины откладывает на лице горе, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. Понятие творчество надо считать многогранным. Внутренняя творческая жизнь, накладывающая тончайший отпечаток на внешнюю красоту, – это не только создание новых ценностей. Это также и умение видеть красоту окружающего мира. Тот, кто тонко видит и чувствует красоту, и сам становится красивым. И наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее духовное богатство создает красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание, – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает внешность человека безликой.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать и пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия глазам, всему лицу; зависть, эгоизм, подозрительность огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития – в единстве физического, нравственного, эстетического совершенства. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях. Вершина человеческой красоты в том, что каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой.


[1] Фрагменты главы «Эстетическое воспитание» названной монографии «Павлышская средняя школа».

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 1557