Людмила Васильевна Шапошникова
краткая биография
Людмила Васильевна Шапошникова – ученый, индолог, писатель, академик Российской академии естественных наук, академик Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского и Российской экологической академии, вице-президент Международного Центра Рерихов. Именно ей Святослав Николаевич Рерих передал наследие своей семьи и поручил создание Музея имени Н.К.Рериха, директором которого она является.
Л.В.Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Детство провела в Таганроге. В 1945 году стала студенткой Восточного отделения исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, по окончании которого была рекомендована в аспирантуру. В 1954 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и была оставлена на кафедре истории Индии в качестве преподавателя. В 1957 году вместе с Восточным отделением была переведена во вновь созданный при МГУ Институт восточных языков, позже переименованный в Институт стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА), где по 1985 год работала старшим преподавателем, получив со временем звание доцента кафедры истории Индии.
Главной темой, которая тогда интересовала Л.В.Шапошникову, была история и культура народов Индии. В 1950-1960-е годы она побывала в самых отдаленных уголках этой страны, исследуя традиционную культуру малочисленных древних племен и народов. Результатом исследований явились не только научные труды, но и блистательные документальные очерки об Индии, написанные живым образным языком. В 1967 году правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру за книги «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Парава – летучие рыбы».
В общей сложности Людмила Васильевна провела в Индии около десяти лет, способствуя развитию российско-индийских культурных связей.
Индия привела ее к Рерихам. Первая встреча Людмилы Васильевны со Святославом Николаевичем Рерихом состоялась в 1968 году в Бангалоре. Более двадцати лет связывала их добрая дружба. Святославу Николаевичу импонировала увлеченность Людмилы Васильевны Индией, ему были интересны написанные ею книги.
Для Людмилы Васильевны встреча со Святославом Николаевичем стала важной вехой в судьбе – она изменила жизнь, наполнив ее новым смыслом. Философско-художественное наследие семьи Рерихов, пронизанное идеями Живой Этики, становится центральной темой научного, философского и публицистического творчества Людмилы Васильевны. Всей своей деятельностью, каждой мыслью и каждой строкой восстанавливает она для современников целостное видение личности Н.К.Рериха – великого русского художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, и Е.И.Рерих – уникального мыслителя, опередившего на века свое время.
По сценарию Л.В.Шапошниковой и Р.А.Григорьевой в 1975–1976 годах был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих», в котором перед зрителем впервые предстал величественный образ нашего соотечественника.
В 1976 – 1980 годах Людмила Васильевна в одиночку прошла большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Результатом путешествия стал фотоальбом «От Алтая до Гималаев», который она посвятила Святославу Николаевичу Рериху: «С глубокой благодарностью за водительство и бесценную помощь». В нем была представлена панорама фотообразов, художественно-научных зарисовок тысячелетней истории национальных культур Индии, Алтая, Монголии и Тибета. В это же время выходит множество публикаций, в которых Людмила Васильевна рассказывает о жизни и творчестве Н.К. и Е.И. Рерихов. Но жизнь ставит перед ней и другие задачи.
Летом 1989 года Святослав Николаевич переправил в Россию открытое письмо, напечатанное затем в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В этом письме-воззвании он поставил вопрос о необходимости создания общественного центра-музея и определил кандидатуру будущего его директора. На этом посту Святослав Николаевич видел Людмилу Васильевну Шапошникову.
В 1990 году он передает России через Л.В.Шапошникову художественно-культурное наследие своей семьи. Преодолевая многочисленные трудности и препятствия, Людмила Васильевна доставляет его специальным авиарейсом из Индии в Москву. Сохранение, исследование и популяризация этого бесценного наследия становится для нее главным смыслом жизни, а работа на посту директора музея – полем творческой деятельности, тем, что индийцы называют кшетра («поле делания, жизненная битва»).
Напутствием для Людмилы Васильевны прозвучали слова Святослава Николаевича, сказанные им в один из ее последних визитов в Бангалор в апреле 1992 года: «Ничего не бойтесь. Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем». С признательностью он добавил: «Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».
Устремленность в будущее, полная готовность к творчеству во имя грядущего помогли Людмиле Васильевне обратить трудности в возможности, а мужество, решительность и бескомпромиссность позволили выполнить задуманное Святославом Николаевичем – создать общественный Музей имени Н.К.Рериха. 12 февраля 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, в пяти небольших комнатах флигеля усадьбы Лопухиных открылась первая экспозиция музея. В октябре 1994 года состоялось второе открытие музея, экспозиция которого разместилась на этот раз в пяти отремонтированных залах первого этажа главного здания усадьбы.
9 октября 1997 года произошло событие, к которому Людмила Васильевна со своими сотрудниками и единомышленниками шла семь долгих и трудных лет. В тот день культурная общественность стала свидетелем третьего торжественного открытия музея, приуроченного ко дню рождения Николая Константиновича Рериха. Оно состоялось вопреки всем сложностям – и тем, что возникали естественно в силу внутриполитических событий в стране, и тем, что искусственно создавались вокруг Международного Центра Рерихов определенными кругами.
Под энергичным и мудрым руководством Л.В.Шапошниковой, в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, при финансовой поддержке общественности и на деньги, заработанные МЦР проведением передвижных выставок, экскурсий, лекций и издательской деятельностью, был поднят из руин памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». В обновленном и оборудованном по последнему слову музейной техники главном здании и в отреставрированном флигеле разместился музейный комплекс, в котором успешно развивается и функционирует научно-просветительский и художественный центр.
В 1998 году Л.В.Шапошниковой было поднято перед зданием музея Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем в 1930-е годы в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия. В 1999 году, юбилейном для семьи Рерихов и для Центра-Музея, она открывает Мемориал Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. В 2004 году, когда мировая общественность отмечала 100-летие со дня рождения Святослава Николаевича, на территории усадьбы были установлены бронзовые бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов.
Воля Святослава Николаевича Рериха исполнена. Музей имени Н.К.Рериха стал творческим достижением Людмилы Васильевны, кульминацией накопленного и синтезированного ею творческого опыта. Яркое и мощное дарование писателя-мыслителя, знания ученого, тонкая интуиция художника и организаторский талант руководителя – все это оказалось необходимым и востребованным для создания и успешного развития музея.
Концепция экспозиции музея, разработанная Л.В.Шапошниковой, охватывает основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов. Она включает в себя живописные полотна Н.К. и С.Н. Рерихов, документы, фотографии и личные вещи семьи, книги, реликвии, предметы декоративно – прикладного искусства. По мере поступления новых экспонатов экспозиция расширяется. Так, начиная с 1990 года благодаря помощи меценатов и дарителей в музее появилось 169 новых картин и графических произведений Н.К.Рериха и его сыновей. Наиболее значимые из них, в том числе полотна из серий «Санкта» и «Знамена Востока» Н.К.Рериха, украсили Русский зал и зал Живой Этики.
В музее постоянно организуются передвижные выставки, идея проведения которых принадлежит Святославу Николаевичу. Их основу составляют Гималайские этюды Н.К.Рериха и индийские пейзажи С.Н.Рериха. Наряду с картинами на выставках экспонируются издания МЦР и фотокопии архивных материалов.
По инициативе Л.В.Шапошниковой в музее проводятся выставки современных художников-космистов. «Космическое направление в искусстве, – считает Людмила Васильевна, – объединяет очень разных художников – и по мастерству, и по своему философскому проникновению, и по качеству изображаемой реальности. Но для всех них является общим безграничная любовь к Красоте и Беспредельности».
С 1992 года под непосредственным руководством директора музея в октябре, в день рождения Николая Константиновича, в МЦР проводятся ежегодные международные общественно-научные конференции. Они организуются в сотрудничестве с авторитетными научными и культурными учреждениями, известными учеными и деятелями культуры. В них принимают участие представители многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Каждая из конференций поднимает глубокие философские, исторические, искусствоведческие вопросы и является событием в научном мире.
Особого внимания заслуживает представительный научный форум 2003 года – Международная научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В ней приняли участие 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 37 кандидатов наук. С докладами выступили ученые России, стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Чехии, Германии, Индии, США, Ливана, Финляндии. Центральным событием стал доклад Л.В.Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания». Одним из важнейших решений конференции было следующее: «Общими усилиями организаций-участников конференции содействовать введению в научный оборот Живой Этики как философии Космической реальности, содержащей в себе основы новой системы познания космического мышления». По решению конференции был основан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. Этот широкий междисциплинарный проект уже начал осуществляться. В его программе участвуют такие видные ученые, как академики В.Н.Большаков, Е.М.Примаков, В.М.Плоских и другие.
Людмила Васильевна явилась инициатором организации публикаторского отдела МЦР. Она – разработчик концепции и автор предисловий к большинству изданий. Силами этого отдела выпущено уже около 200 печатных изданий, в том числе книги из серий «Большая Рериховская библиотека», «Малая Рериховская библиотека», «Рериховская научно-популярная библиотека», «Рериховская библиотека для детей и юношества», «Из личной библиотеки Рерихов». Людмила Васильевна является также главным редактором художественного общественно-научного журнала «Культура и время».
Л.В.Шапошникова осуществляет преемственность духовного знания. Она является не только последователем, но и толкователем Живой Этики, развивает важнейшие положения и идеи этого Учения. Ее по праву можно назвать одним из родоначальников рериховедения – новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного и философского наследия семьи Рерихов. Благодаря усилиям Людмилы Васильевны сегодня стало возможным говорить о начале возрождения идей Рерихов в России и о новом их осознании.
Перу Л.В.Шапошниковой принадлежит около четырехсот печатных трудов, среди них 20 монографий. Некоторые ее книги переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии. Ее книги «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия», «Тернистый путь Красоты» (в 2002 году Ассоциацией книгоиздателей России признана «Лучшей книгой года» за высокое художественное и полиграфическое исполнение), трилогия «Великое путешествие» и другие работы вошли в золотой фонд культурного наследия народов России и Востока. Эти философские труды, опережая свое время, заложили прочный фундамент нового осмысления мировой истории и культуры.
Служение высоким идеалам, подвижническая деятельность Людмилы Васильевны по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов получили высокую оценку государства, российской и международной общественности. Российская академия естественных наук наградила ее почетным знаком «Рыцарь науки и искусства».
Заслуги Л.В.Шапошниковой перед Отечеством отмечены указами Президента Российской Федерации В.В.Путина. 27 ноября 2002 года ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (Указ № 1362). 27 июля 2006 года она была удостоена ордена Дружбы – «За выдающийся вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия» (Указ № 797).
В честь Л.В.Шапошниковой малая планета 9717, открытая астрономом Л.И.Черных, получила имя «Lyudvasilia».
Людмила Васильевна Шапошникова – достойный последователь идей семьи Рерихов и одна из немногих, кто самоотверженным творчеством духа действительно реализовал эти идеи в жизни. Талантливо соединив сердцем, мыслью и действием накопления прошлого с созидательным творчеством настоящего, она создала уникальное явление – Музей имени Н.К.Рериха, в котором ярко выражено авторское начало и в котором ясно угадываются тенденции развития Музея Будущего.
Музей имени Н.К. Рериха.
Путеводитель. – М.: МЦР, 2006. С. 12-16.
Источник: http://www.roerichs.com/icr/lyudmila-shaposhnikova/biography/