Святослав Рерих

Статьи 1948-1966

 

Пакт Рериха и Знамя Мира

Памяти Е.И. Рерих

Художественная техника Н.К. Рериха

Искусство и люди

Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха

Распятое человечество

Пакт Рериха и Знамя Мира [1]

В начале августа правительство Индии объявило о своем одобрении Международного пакта о защите сокровищ культуры, известного как Пакт Рериха и Знамя Мира. Весьма знаменательно, что Индия в первый же год своей независимости присоединила свой голос к этому договору о Культурном единении.

Благодаря своему великому культурному наследию Индия занимает особое положение. И ее голос, подобно миссии великого Ганди, должен быть голосом Мира, провозглашения высших ценностей и постоянно расширяющихся горизонтов.

Истинная цель Пакта виделась его создателем, профессором Николаем Рерихом, не только в сохранении сокровищ человеческого гения для последующих поколений, но также в создании всеобщего обязательства, основанного на принципе неприкосновенности культурных ценностей, принадлежащих всему человечеству.

Профессор Рерих всегда считал, что Пакт должен обладать воспитательной ценностью, пробуждая в молодежи с детских лет понимание и уважение к великим достижениям человеческого творческого гения. Он верил, что это поможет выковать ту всеобщую великую живую связь, которая поверх всех расовых, национальных и религиозных различий приведет человечество к великой цели – Миру, Миру, основанному на осознании и понимании высших ценностей, которые важнее любых раздоров и столкновений.

Идея подобного Пакта впервые посетила профессора Рериха в 1904 г. и была предложена им сначала Российскому обществу архитекторов, а затем, в 1914 г., российским государственным деятелям. И хотя она была воспринята с большим интересом, война помешала ее осуществлению. И только в 1929 г. профессор Рерих вновь официально выступил с этой идеей в Америке, и текст договора был опубликован в прессе. Одновременно в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе появились комитеты Пакта и Знамени Мира.

Основные пункты Пакта предусматривают следующее: «Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть представлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статьях договора, может быть использован отличительный флаг, дающий им право на защиту и уважение воюющих сторон, правительств и народов, заключивших настоящее соглашение».

Символ этого Пакта, Знамя Мира, разработанный профессором Рерихом, представляет собой красную окружность со вписанными в нее тремя сферами на белом полотнище. Одно из его толкований – это прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге Вечности. Статьями договора предусмотрено, что это Знамя должно вывешиваться над охраняемыми объектами, подобно Красному Кресту, сходство с которым было подмечено некоторыми писателями, называющими его Красным Крестом Культуры.

Статьи Договора предусматривали, что присоединение к Пакту должно выражаться посредством одностороннего действия (провозглашение исполнительной властью), двустороннего (международные соглашения) и многостороннего (декларации международных конференций).

С самого начала эта идея вызвала горячие отклики деятелей культуры, глав государств, международных организаций и культурных учреждений. Были проведены три международные конференции за  Пакт Рериха и Знамя Мира – в Брюгге и Вашингтоне [2]. В работе Третьей международной [конференции] в Вашингтоне приняли участие представители 35 государств, которые единодушно приняли резолюцию, одобряющую Пакт Рериха и Знамя Мира и рекомендующую его принятие остальными народами мира. Комитет по делам музеев при Лиге Наций выразил свое одобрение проекту, а в адрес комитетов Пакта Рериха поступили тысячи писем и резолюций, выражающих свою солидарность с идеями профессора Рериха.

15 апреля 1935 г. в офисе президента Рузвельта в Белом Доме Пакт был официально подписан представителями США и двадцати латиноамериканских государств. В конце этого торжественного мероприятия президент Рузвельт выступил со следующим сообщением, которое транслировалось по радиовещанию на зарубежные страны: «Весьма примечательно, что в этот день, объявленный главами правительств всех государств американского континента Панамериканским днем, эти государства, члены Панамериканского союза, подпишут договор, означающий шаг вперед в охранении культурных достижений наций этого полушария. Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Давайте также вновь продемонстрируем преданность тем высоким принципам международного сотрудничества и взаимопомощи, которые, по моему убеждению, будут великим вкладом в цивилизацию со стороны американских государств».

Ту же функцию в своем обращении отметил министр иностранных дел Панамы, доктор Рикардо Альфаро: «Только что свершившийся исторический акт – один из тех, что знаменуют славную победу в продолжительной борьбе лучших стремлений человека против разрушений войны... Великий идеалист и апостол мира, профессор Николай Рерих разработал план международного договора о нейтралитете и защите сокровищ мировой культуры. И сегодня республики западного полушария попытались и взяли на себя почетный труд воплотить этот величественный проект в жизнь... Глубокое значение этого события было еще более усилено любезным гостеприимством, оказанным представителям государств, примкнувших к Пакту, со стороны президента Соединенных Штатов, который пригласил их подписать этот исторический акт в Белом Доме».

Комитеты Пакта Рериха были созданы во многих европейских и американских государствах, а также и здесь, в Индии, где с самого начала к этому проекту выказали глубокий интерес деятели культуры, научные учреждения и организации. Членами Индийского комитета Пакта Рериха являются достопочтенная Виджая Лакшми Пандит, сэр Ч.В. Раман, доктор Амарнат Джа, сэр Ш.С. Бхатнагар, Р.К. Шанмукхам Четти, достопочтенный Шьяма Прашад Мукерджи, сэр Мирза Исмаил, доктор М.Р. Джаякар, сэр Б. Текчанд, леди С. Хидари, доктор Мата Прашад, сэр Ч.П. Рамасвами Айяр, Н.Р. Шаркар, достопочтенная Раджкумари Амрит Каур, К.М. Мунши, Г. Венкатачалам, С. Гурджар и Святослав Рерих.

Рабиндранат Тагор писал профессору Рериху следующее: «Я зорко следил за Вашими выдающимися достижениями в области искусства, а также за Вашей великой гуманитарной работой во благо народов, для которых Ваш Пакт Мира с его отличительным Знаменем для защиты культурных сокровищ является исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я глубоко уверен, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».

Мы в долгу перед просвещенностью и дальновидностью нашего премьер-министра пандита Джавахарлала Неру, стараниями которого Пакт получил официальное признание в исключительно короткий срок. Будем надеяться, что теперь Индия возглавит это движение за культурное единство на азиатском континенте и Договор о защите сокровищ человеческого гения вскоре будет принят повсеместно, как и Красный Крест.

[1948]


[1] Roerich S. Roerich Pact and Banner of Peace // India. 1948. Oct. 24. – Перевод с англ. яз. Т.О. Книжник.

[2] Первая и Вторая международные конференции, посвященные Пакту Рериха, состоялись в Брюгге 13-15 сентября 1931 г. и 7-9 августа 1932 г. соответственно. Третья международная конференция, посвященная Пакту Рериха, прошла 17-18 ноября 1933 г. в Вашингтоне.

 

Памяти Е.И. Рерих [1]

Трудно в нескольких словах описать дорогой незабываемый облик. Описание жизни и творчества Елены Ивановны могло бы заполнить целые тома. Оставленные ею литературные наследия, ее философские исследования, которые она вела на протяжении долгих лет, явятся лучшим памятником этой замечательной жизни, посвященной исканию творчества духа. Где и кто оставил такое богатство напряженного труда? Нам, ближайшим и многолетним свидетелям ее постоянной, углубленной работы, ее чудесный облик светится особым горячим светом.

С самых ранних лет в ней жило сознание ее призвания и внутреннего знания, утверждающего существование иного мира. По мере того как развивалось ее сознание, эта уверенность крепла и стала для нее непреложным знанием. Еще в молодые годы в России она углубленно изучает философскую мысль Востока, особенно Индии, которая ее привлекала грандиозностью и особой логичностью своего построения. К этому времени относится ряд замечательных переживаний и видений, о которых она иногда говорила и которые навсегда оставили глубокий, неизгладимый свет в ее душе. Ее духовный мир и искания нашли глубокий отзвук в духовном облике Николая Константиновича и исключительно гармонично отвечали его личным прозрениям. Многие из ее видений отец запечатлел в своих картинах. Этот постоянный духовноумственный обмен знаниями питал и обогащал их внутренний многогранный мир.

Многолетнее пребывание в Азии, путешествие по Средней Азии, Монголии, Тибету и Китаю, а затем долгие годы на Гималаях в Индии, общение с духовным миром этой чудесной страны воплотились в ее трудах. Елена Ивановна неповторяемо умела проникать в сущность философской мысли.

Ее жизнь на Гималаях была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня и даже многие часы ночи посвящались этому внутреннему деланию. Трудно представить себе то напряжение, которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто с ней близко соприкасался, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование иного прекрасного мира, осознание которого проведет человечество к новым достижениям, к новым откровениям.

За всю свою земную жизнь Елена Ивановна всегда устремлялась в будущее, искала новых путей, новых решений, земной правды и всегда приветствовала искателей этой новой жизни на земле. Она постоянно утверждала, что построение Нового Мира идет и что Новый Град будет создан трудом человеческим. Елена Ивановна всегда особенно подчеркивала значение человеческого труда во всех его проявлениях. Она глубоко любила свою Родину, пламенно верила в ее великое призвание и прекрасное будущее. И в самые страшные годы великого ратного напряжения непреклонно утверждала победный исход великой борьбы. Она твердо верила в братство народов, в возможность мирного сотрудничества и созидания, которое придет через осознание культурных ценностей человечества. Вместе с Николаем Константиновичем она подняла Знамя Мира и активно участвовала в создании Пакта защиты Культурных Ценностей. Их голос в предвоенные годы явился как бы предостережением [от] идущих разрушений и утраты бесценных сокровищ. Изучение оставленного ею наследия займет долгие годы. Вся ее жизнь, весь ее духовный подвиг явился утверждением той горней страны, о которой так прекрасно сказал великий поэт Литвы Балтрушайтис:

Есть среди грез одиноких одна,

Больше всех на земле одинокая...

Есть среди стран недоступных страна,

Больше всех для стремления далекая...

 

В радостный миг неземной полноты

Эта греза зарницею светится...

Счастлив, в чьей доле приход темноты

Этой ласкою звездной отметится...

 

В дальних путях по откосам земным

Bсe изгладится в сердце, забудется,

Только она, с постоянством живым,

Будто сон утоляющий чудится, –

 

Только она нас упорно ведет

Каменистой тропой бесконечности, –

Тихо, как мать над малюткой, поет

О ликующих празднествах вечности [2]...

Гималаи, Индия

1956


[1] Рерих С.Н., Рерих Ю.Н. Памяти Е.И. Рерих // ОР МЦР. Ф. 1: Фамильный фонд Рерихов. Оп. 1-3. Д. 65. Л. 1-3. – Публикуется впервые.

[2] С.Н. Рерих и Ю.Н. Рерих цитируют стихотворение Ю. Балтрушайтиса «Песня».

 

Художественная техника Н.К. Рериха [1]

Художественная техника Николая Константиновича складывалась на протяжении всего его длинного Творческого Пути, но с самого начала и до конца он всегда оставался самим собой и неизменно следовал своему внутреннему стилю, своему индивидуальному подходу, хотя внешне его техника и художественные приемы неоднократно менялись. Они менялись не только с сюжетами, но и в связи с материалами, которыми он работал. Его живопись всегда отличалась силой, исканием синтеза, широкими планами, трактовкой и разрешением красочных проблем и мощным упрощенным рисунком. У него было неисчерпаемое богатство тем и красочных сочетаний. Начав свой Творческий Путь как исторический живописец, он стремился передать сущность древнего мира. Его первые картины, писанные, главным образом, маслом, технически еще немного отличались от принятых тогда приемов. Это понятно, ибо он следовал заветам своих учителей. Но уже с самого начала его яркая индивидуальность искала новых путей, новых разрешений художественных и технических задач.

Работая маслом, он писал широкими мазками, густо перекрывая поверхность холста. Его сильные удары кисти часто скользили по неровностям поверхности и получались как бы рваные мазки, что позволяло дополнительную игру красок. Он созидал свою картину широкими планами и сильным рисунком. Изучая древних мастеров, он заметил, что они часто пользовались цветными фонами, и это очень заинтересовало его для создания как бы лейтмотива. Для своих ранних работ он обыкновенно пользовался масляными красками «Лефранк» [2], но масляная  живопись его мало удовлетворяла, ибо в основе своего подхода он думал цветом. Его любовь к краскам и к красивым тонам и его замечательная чуткость к цветовым сочетаниям и гармониям, так же как и изучение старых мастеров и искусства Востока, постепенно привели его к технике темперы [3], которая так ярко [проявилась] в последние годы его творчества. Он стремился к как можно более чистому тону, яркости и верности сочетаний для передачи воздуха, света, а также силы экспрессии – осуществить ему это удалось только в последние этапы его художественной деятельности. Его искания новых подходов, новых красок, новой техники провели его через ряд ярких периодов, опытов.

Так, после работ маслом он начал работать пастелью, водяной темперой и гуашью. Часто работал темперой и пастелью вместе, он подхватывал как бы планы темперы яркими ударами пастели и фиксировал ее. Работал он на папках и картонах, и на цветных бумагах, наклеенных на картон. Затем он перешел на так называемую темперу «Вурма» [4]. Это была темпера на эфирных маслах, растворяемая так называемым фиговым молоком. Она позволяла работать на проклеенных сырых холстах, она была прочна и во многом отвечала запросам Николая Константиновича. Много картин было написано этой темперой, но фабрика закрылась во время Первой мировой войны и не возобновилась.

Николай Константинович затем работал появившейся [нрзб] темперой (Веймар), которая в общем походила на Вурмовскую, но была значительно слабее и хуже. Он работал английской, французской и американской темперой, но они его не удовлетворяли, ибо имели много ограничений. Только с 1924 г. он переходит на краски, замешанные им самим из порошков, которые посылались ему главным образом из Франции фирмой «Лефранк». В этих порошках он как бы нашел разрешение своей старой мечты наиболее чистого, яркого тона и в то же время устойчивый пигмент, подходивший к климату Индии. Резкие климатические вариации Индии плохо отзываются на других красках.

Интересно отметить, что Восток обыкновенно пользовался темперой в одном виде или в другом и оставил нам много интересных данных о связующих материалах, обыкновенно заимствованных из растительного мира, – эти краски давали максимальную яркость, без потускнения и глубокого растрескивания.

Работая вурмовской и другими темперами, Николай Константинович обыкновенно пользовался цветными фонами, но постепенно он изменил свой подход и, пользуясь серым льняным холстом, он наносил на него схематический рисунок и затем заполнял главные массы красок. Эти основные красочные массы он уже впоследствии обрабатывал и добивался нужного ему окончательного тона и лепки, при этом он пользовался очень разнообразными приемами. Полусухая обработка позволяла ему работать широкими мазками, и он чередовал заливки со сложным наслоением тонов. Каждая картина его была ярко запечатлена в его уме, и он редко когда прибегал к каким-либо изменениям. Это позволяло ему сравнительно быстро доводить картину до конца. Он обыкновенно работал над многими картинами сразу, и это давало ему необходимый отдых. В последние годы жизни Николай Константинович очень редко делал предварительные наброски, этюды или рисунки для своих больших вещей. Вся картина была полностью разработана перед его духовным взором. Он, конечно, много работал с натуры, и его этюды являются богатейшим вкладом в Сокровищницу искусства.

Величайшие Горы Мира запечатлены им в их бесконечных переливах и блистании тонов так, как никто их не смог передать до него. И кажется, что иногда он действительно пришел к предельным достижениям нашими ограниченными, физическими средствами.

Процесс его творческого труда никогда не прерывался и постоянно рос и расширялся. Если он не писал картины, он писал статьи или изучал, или же работал по административной линии своих культурных организаций. Меняя свой труд, он как бы обновлялся, и до самого конца его творческая работа не прекращалась.

Он всегда говорил, что самое важное – это запомнить первое впечатление от виденного. И всегда держать это первое впечатление перед своим духовным взором при последующей обработке.

Первое впечатление дает нам синтез всего, и его легко утерять во второстепенных деталях.

Его знание красочных гармоний, контрастов и композиции было совершенно изумительно. И этот кладезь знания он постепенно пополнял изучением Достижений Мировой Мысли и Искусства.

Совершенно невозможно в нескольких словах передать что-либо об этой замечательной многогранной Личности. Его техника была так же богата, как и его исключительно одаренная природа.

[1958]


[1] Рерих С.Н. Художественная техника Н.К. Рериха // ОР МЦР. Ф. 1: Фамильный фонд Рерихов. – Публикуется впервые.

[2] Французская фирма «Lefranc & Bourgeois».

[3] Темпера (от лат. «смягчать», «смешивать») – минеральные краски, которые разводят водой и связующим веществом (яичный желток, жидкий клей, мед и иные эмульсии), и картина, выполненная такими красками.

[4] Темпера, производившаяся в Мюнхене до 1914 г.

 

Искусство и люди [1]

Более четырех столетий тому назад Микеланджело произнес эти вдохновенные слова: «Истинное искусство становится благородным и правдивым с помощью создающего его ума. Для тех, кто чувствует искусство, ничто не делает душу такой праведной и чистой, как попытка создать нечто совершенное, а так как бог – это само совершенство, значит всякий, кто стремится создать что-то совершенное, стремится к чему-то божественному».

А следующие прекрасные слова, анализируя искусство, произнес Р. Тагор: «В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой отклик наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов».

Свами Вивекананда восклицал: «Человек, неспособный чувствовать величие и красоту искусства, не может быть истинно религиозным».

Мой отец Николай Рерих говорил: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем» [2] .

Как красивы и возвышенны эти процитированные нами изречения. И хотя они произнесены разными людьми, родившимися в разное время в разных странах, как созвучны они в глубине вдохновлявших их чувств. Такое внутреннее неотъемлемое единство есть единство подлинной Культуры и ветвей Искусства – ее выразителей.

Когда Лейбниц наблюдал за работой Рембрандта, он пришел к выводу, что Рембрандт на обдумывание сюжета картины, на размышления о том, какой должна появиться картина, затрачивает больше времени, чем на ее написание. Лейбниц писал: «Рембрандт верил в магическую силу своего взволнованного взора, в силу обращенной к Богу молитвы, в силу слова. Он убежден, что если во время работы радостно на душе, то картина будет излучать радость, а если душа не на месте, тогда картина получится унылой».

Эти слова Лейбница дают нам возможность проникнуть в глубь процесса создания произведения искусства. Иначе говоря, последнее получает собственную жизнь – создатель как бы вселяет душу в инертную материю. Рембрандт, как все великие художники, доподлинно знал – чтобы обратиться к людям посредством произведения искусства, чтобы донести свои сокровенные мысли и чувства, художник сам должен полностью проникнуться духом своего творения.

Если наши слова идут от самого сердца, от всего нашего существа, если мы, выражая свои мысли и чувства, полностью проявляем себя, тогда наше творение будет иметь величайшую силу, величайшее убеждение, т.е. это будет сама истина.

Почему на нас производит впечатление искусство первобытных людей, их простые, зачастую грубоватые линии и формы, абсолютно далекие от технического совершенства, достигнутого в последующие периоды? Потому что ранние работы художников того времени придают нам воодушевлявшую их веру, целеустремленность и искренность чувств с той же волнующей силой, какую ощущали они сами.

Испытывали ли вы когда-либо сильное волнение, когда созерцали прекрасную картину, слушали музыку или вдохновенные слова поэта? Вызывала ли в вас возвышенный трепет прекрасная статуя, великое творение искусства? Работы гениев – это кристаллизация мыслей и эмоций  художника, его переживаний и волнений. Они – живые свидетельства, оставленные нам этими вдохновенными душами. Таким произведениям искусства свойственно обладать скрытой внешним покровом силой. Соприкасаясь с ними, мы откликаемся на вибрации, которые изначально вызвали к жизни определенные образы. Нам необходимо сознательно прилагать усилия и мысленно восходить, чтобы стать восприимчивыми к тому влиянию, которое оказывают на нас произведения искусства.

Неслучайно, что народ любит хранить некоторые реликвии, принадлежавшие герою или вождю, – это не только память о них или о том, что связано с ними. Возьмем, к примеру, рукопись или даже автограф. По почерку опытный графолог может определить характер человека. Другими словами, все линии и изгибы могут многое сказать тому, кто умеет расшифровывать их. А для тех, кто этого делать не умеет осознанно, внутреннее содержание останется сокрытым, оказывая при этом влияние, которое будет чувствоваться лишь подсознательно. Невидимая энергия, внутренняя жизнь произведения готова охватить каждого, кто способен уловить ее влияние.

Все великие творения искусства в какой-то степени наделены жизнью. Это живые хранители накопленных мыслей и переживаний создавших их художников. В таких произведениях заключен мощный источник неиссякаемой энергии художника, поэтому мы должны дорожить ими и относиться к ним с не меньшим уважением, чем к живым людям с их искренними, великими чувствами.

Однако не приведет ли это нас в какой-то степени к чрезмерному почитанию? Почитание как таковое – это проявление естественной, можно сказать, эволюционной тяги устремиться к чему-то, что находится за рамками повседневной жизни. Оно может привести к деградации лишь в том случае, если обращено в ложном направлении, что характерно для любой фальшивой привязанности. В остальных случаях подобное признание заслуг и мастерства является по сути одним из наиболее достойных чувств. Только стремясь к чему-то прекрасному и великому, мы сможем возвыситься сами, вот почему становится очевидной первостепенная необходимость защищать и охранять все неисчислимое наследие, оставленное нам прошлыми поколениями.

Давайте же ревностно и с любовью охранять дошедшие до нас творения всех великих людей. Эти великие души, которые оставили нам свои бессмертные творения, всегда будут оказывать влияние на тех, кто сможет настраивать себя созвучно им. Давайте стараться найти достойную цель в жизни, не думая лишь об улучшении нашего материального благосостояния. Давайте посмотрим шире и внимательнее вокруг себя, и жизнь откроется перед нами в новом свете, полном смысла и значения.

Наша жизнь ежедневно наполняется и обогащается новыми прекрасными мыслями и понятиями, которые расширят горизонты нашего восприятия и круг интересов, сделают нас более терпимыми, а идейные устремления наших братьев приобретут величайший смысл благодаря взаимопониманию и сотрудничеству. Давайте украсим свою жизнь, донесем чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному станет нашей ежедневной молитвой!

Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Окружая себя Прекрасным, испытывая его влияние на себе и на наших детях, мы будем вознаграждены тысячекратно.

Мы знаем, что цвета влияют на настроение человека. Многократные эксперименты убедительно показали силу их воздействия на наше умонастроение.

Величайшие художники появлялись в тех странах, где более всего поощрялось искусство, как бы вознаграждая за усилия, затраченные в поисках Прекрасного. Сверкающими созвездиями рождались гении там, где сложились условия для их появления.

Давайте вспомним, какое величайшее восхищение вызывают у людей подлинные творения искусства, тот восторг, который сопровождал появление превосходных греческих трагедий Эсхила и Еврипида, вспомним и огромное влияние, оказанное великими поэтами классического периода и Средневековья, а также тот эмоциональный подъем, какой вызывают у людей величайшие творения искусства. Бывают такие моменты, когда люди, человеческие массы внезапно ощущают влияние искусства всем сердцем, всем своим существом и откликаются на этот внутренний зов великих гениев. Люди чувствуют правду, воспринимают эмоции, заложенные в великом произведении искусства, даже если не всегда умеют это объяснить.

Всякий раз, созерцая какое-либо произведение искусства, будем же помнить о значении того огромного творческого труда, который заложен в его основе, и без всяких предубеждений стараться прочесть в нем глубинный смысл, настраиваясь как на внутренний мир самого художника, так и на те сложные высшие силы, которые воздействовали на него в момент озарения и творения.

Подобно Прометею подлинный художник спускает к нам на Землю Небесный огонь своего великого вдохновения, опыта и красоты, и подобно Орфею выстраивает он посредством гармонии своего искусства стены Града Небесного.

Невозможно описать или выразить словами значение искусства в нашей повседневной жизни. Занятия искусством не только развивают человека и обогащают его опыт, но и способствуют кристаллизации человеческого гения, высвобождению творческой энергии, присущей каждому. Этот таинственный творческий импульс находит бесконечное множество проявлений: от взмаха крыла бабочки, опускающейся на цветок, который ждет опыления, до радостной трели птицы, когда она привлекает партнера, забывая обо всем в возвышенном творческом экстазе.

Кто может измерить истинную пользу, приносимую людям великим искусством? Во многом его влияние невозможно ни оценить, ни измерить. Можно здесь упомянуть хотя бы материальную пользу, ведь искусство прививает вкус, привлекает людей, приносит славу стране, дань восхищения и уважения обществу и народу, которые создали великие произведения.

Огромные суммы, затраченные на сооружение Тадж-Махала [3], окупились тысячекратно не только славой его создателей или тем, что он стал неиссякаемым источником восхищения, вдохновения и подражания, а также предметом исследований и дискуссий. В течение многих столетий Тадж-Махал являлся также источником заработка для многих ремесленников, которые изготовляли копии этого знаменитого сооружения или некоторых элементов его декора.

Долгом любого просвещенного правительства или главы сообщества является стремление поддерживать национальных гениев, помогать им проявить себя, создавая необходимые условия. Кто может предсказать, где и когда появится гений и какую безусловно огромную пользу он принесет нам?

Подлинное искусство будет поощряться многочисленными достойными примерами, ведь искусство, как и сама жизнь, воспроизводит себя, облагораживая и возвышая наше бытие.

Вот как описал изобразительное искусство Леонардо да Винчи: «Тот, кто не признает искусство живописи, тот отрицает философское и чувственное созерцание мира, так как живопись – это законная дочь или, точнее, внучка природы. Все сущее на Земле порождено природой, от которой, в свою очередь, произошла и наука живописи. По этой причине я утверждаю, что искусство живописи является внучкой природы и ведет родство от самого Бога».

Кто мог лучше сказать об этом, чем великий Мастер?

В заключение я бы хотел рассказать старинную русскую легенду, которая дошла до нас из Средневековья. Когда Христос должен был вознестись в Рай, к нему приблизились бродячие певцы и спросили: «Великий Боже, на кого ты нас покидаешь, как мы будем жить без тебя?» И Христос ответил: «Дети мои, я дам вам золотые горы и серебряные реки, и прекрасные сады, вы будете жить счастливо и в достатке». Тогда Святой Иоанн приблизился к Христу и сказал: «Господи, не давай им золотые горы и серебряные реки. Они не сумеют их охранить, и тот, кто наделен богатством и властью, нападет на них и отберет золотые горы. Дай им лишь имя твое, твои прекрасные гимны и заповедуй, что все те, кто сумеет их услышать и воздать им должное, и кто поможет певцам и защитит их, найдет врата Рая открытыми». И Христос ответил: «Да, я дам им не золотые горы, но мои священные гимны, и все, кто их воспримет, найдут врата Рая широко распахнутыми».


[1] Roerich S. Art and the People // Rhythm. I960. Vol. 8, № 3. P. 47. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2] Рерих Н.К. Звезда Матери Мира // Рерих Н.К. Пути Благословения. New York – Paris – Riga – Harbin: Алатас, 1924. С. 144.

[3] Тадж-Махал – белый мраморный мавзолей, построенный в 1630-1653 гг. на реке Джамна близ Агры в Индии. Сооружен императором Шах-Джаханом в память о своей любимой жене. Является знаменитым образцом индоисламской архитектуры, сплавом мусульманского и индуистского стилей.

 

Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха [1]

В настоящее время собран обширный, ежегодно пополняемый новыми поступлениями международный библиографический материал, связанный с изучением разных аспектов творческого гения профессора Николая Рериха, однако сводный, обобщающий труд о его творчестве еще предстоит создать.

Потребуется несколько лет, чтобы должным образом классифицировать то громадное культурное наследие, которое он оставил последующему поколению, и поэтому в этом кратком изложении я приведу только некоторые факты его биографии, которые могут оказаться полезными при изучении его творчества.

Он родился в 1874 г. в Санкт-Петербурге, где впоследствии получил начальное и высшее образование.

Будучи студентом, он одновременно обучался в Академии художеств, Археологическом институте и на юридическом факультете Петербургского университета, где также слушал курс лекций по истории и филологии. Позже он отправился на учебу за границу. Столь блестящее образование стало основой, давшей ему широту кругозора и глубину мысли, чтобы возвести великолепное здание свершений.

В сердце и в мыслях он был предан всему человечеству, всем народам.

Как художник он оставил более семи тысяч картин, посвященных самым разным темам: от исторических монументальных полотен, написанных в академическом, более реалистичном стиле под влиянием тенденций конца XIX в., до более поздних, в высшей степени декоративных, красочных и уникальных картин, отражающих наивысшие человеческие устремления. Сюжеты он черпал в Великой Книге Жизни, человеческих исканиях, философских учениях и религиях, а в последние годы наряду с сюжетными картинами он также создавал удивительные пейзажи Гималаев, которые он так любил и которые принесли ему славу «Мастера гор». Его картины размещены в ведущих музеях мира, а также в крупнейших частных галереях. Здесь, в Индии, они являются частью многих государственных собраний, в Траванкоре [2] для них отведено отдельное здание, а кроме того – целые залы в музеях Аллахабада и Бенареса [3] .

Он был выдающимся мастером настенной росписи, наиболее известны его монументальные фрески в здании Казанского железнодорожного вокзала [4] в Москве и в церкви Святого Духа в Талашкино под Смоленском. Кроме того, он создал множество мозаик.

Столь же ценным был его вклад в театрально-декорационное искусство. Он создал декорации почти ко всем операм Вагнера, многим операм Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, а также пьесам Метерлинка и других.

Не менее значимы и его работы для балетных постановок: его декорации к балетам «Половецкие пляски» [5] и «Весна Священная» [6] стали классикой сцены.

Как писатель и ученый он опубликовал 27 томов произведений, посвященных главным образом культурно-философским и общечеловеческим темам.

Наиболее известны следующие его произведения:

Собрание сочинений 1914 [7]

Цветы Мории 1921 [8] 

Адамант  1925 [9]

Алтай-Гималаи 1929 [10]

Пути Благословения 1929 [11]

Держава Света 1929 [12]

Пламя в чаше 1929 [13]

Сердце Азии 1929 [14]

Шамбала 1930 [15]

Твердыня Пламенная 1933 [16]

Врата в Будущее 1936 [17]

Прекрасное единение 1946 [18]

Гималаи – обитель Света 1947 [19]

Химават 1947 [20]

Помимо этого он написал бесчисленное множество статей для крупнейших индийских и мировых печатных изданий. Его стихотворения публиковались на русском языке, т.е. на языке оригинала, а также и в переводе на другие языки. Перевод на английский выполнила Мэри Сигрист [21]. Также он оставил несколько неопубликованных рукописей.

Как ученый и исследователь в России он провел обширные археологические раскопки и систематизацию материала, а позже организовал экспедицию в Центральную Азию, которая длилась почти пять лет. Начав маршрут в 1924 г. в Индии, в 1928 г. он вернулся туда же через Тибет. С 1928 г. он обосновался в Гималаях, где проводил все время, за исключением нескольких поездок по Индии и за границу, а также масштабной экспедиции в Монголию и Китай в 1935 г. [22]

Он организовал этнологическое, лингвистическое, ботаническое и зоологическое исследование Западных Гималаев, в котором ему помогал его сын Юрий Рерих, также выдающийся ученый, и другие приглашенные ученые.

Будучи культурным вождем, Николай Рерих был почетным членом многих культурных и научных организаций во всем мире. Он возглавлял Императорское Общество поощрения художеств в России с его многочисленными филиалами [23], был первым председателем известного общества «Мир искусства» [24], директором первых женских архитектурных курсов [25] и стоял во главе целого ряда просветительских обществ и организаций.

В Америке Николай Рерих основал Институт Объединенных Искусств, Международный культурный центр и был почетным директором Музея Рериха [26] и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока. Поскольку он был убежден, что Мир может прийти на Землю лишь через Культуру, он предложил Международный пакт для защиты культурных ценностей, который стал известен как Пакт Рериха и Знамя Мира. Пакт был ратифицирован 21 страной и одобрен 36 странами [27].

Правительства, научные общества и различные организации многих стран удостоили его своими почетными наградами. Он был кавалером российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира [28] ; кавалером Югославского ордена Святого Саввы I степени и ордена Почетного Легиона Франции; также имел Королевский Шведский орден Полярной звезды I степени [29]. Избирался действительным и почетным членом многих Академий и научных организаций во всем мире. Назову некоторые организации и ученые звания, чтобы дать представление о его компетентности и сфере деятельности:

1. Действительный член Российской Академии художеств [30].

2. Действительный член Югославской Академии наук и художеств (Yugoslavian Academy of Science and Art), Загреб.

3. Действительный член Португальской Академии (Portuguese Academy), Коимбра, Португалия.

4. Действительный член Реймской Академии (Rheims Academy), Франция [31].

5. Действительный член Академии Международного Института науки и литературы (Academy of the International Institute of Science and Literature), Болонья, Италия.

6. Почетный член Комитета по Культуре (Committee Cultural), Буэнос-Айрес, Аргентина.

7. Вице-президент Общества Марка Твена (Mark Twain Society), США.

8. Почетный член Просветительского Общества Бенареса (Nagari Pracharini Sabha), Индия.

9. Почетный член More Society, Франция.

10. Член Красного Креста (Франция).

11. Член Общества по изучению древностей (Societe Prehistorique), Франция.

12. Пожизненный член Федерации французских художников (Federation of French Artists), Париж.

13. Член Осеннего Салона (Париж) [32].

14. Пожизненный член Общества антикваров (The Sosiety of Antiquaries), Париж [33].

15. Почетный член «Secession» (Вена) [34].

16. Почетный президент Международного Союза в поддержку Пакта Рериха (International Union for Roerich Pact), Брюгге.

17. Почетный протектор Исторического общества при Академии (History Society of the Academy), Париж.

18. Почетный президент Французского общества Рериха (French Roerich Association), Париж.

19. Член-учредитель Этнографического общества (Ethnographic Society), Париж.

20. Почетный президент Академии Рериха (Roerich Academy), Нью-Йорк.

21. Почетный президент Ассоциации содействия развитию культуры «Фламма» (Flamma Association for the Advancement of Culture), штат Индиана, США.

22. Почетный президент Общества Рериха в Филадельфии (Philadelphia Roerich Society), США.

23. Почетный член Общества по охране исторических памятников (Society for the Protection of Historic Monuments), Нью-Йорк.

24. Почетный президент Латвийского Общества Рериха (Рига).

25. Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.

26. Почетный член Института Боше (Bose Institute, Калькутта).

27. Пожизненный член Королевского Азиатского Общества в Бенгалии (Royal Asiatic Society of Bengal), Калькутта.

28. Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Society of Oriental Art), Калькутта.

29. Почетный президент и доктор литературы Международного Института по изучению буддизма (International Buddhist Institute), Сан-Франциско, Калифорния.

30. Почетный член Русского культурно-исторического музея в Праге.

31. Почетный член Общества «Лужичи» [35] (Society of Lusace), Париж.

32. Почетный член Лиги в защиту Искусства (League for the Defence of Art), Париж.

33. Попечитель Художественного общества Амритсара (Amritsar Art Society), Амритсар, Индия.

34. Член-благотворитель Ассоциации Международных исследований (Association for International Studies), Париж.

35. Почетный член Field Association, Сен-Луис, США.

36. Почетный член Braurveda Society, Ява.

37. Почетный член Национальной Ассоциации естественной медицины в Америке (National Association of Naturopaths of America), Лос-Анджелес, Калифорния.

38. Почетный президент Центра искусства и культуры (The Centre of Art and Culture), Аллахабад, Индия.

39. Президент Лиги Культуры (League of Culture), США.

40. Почетный президент Американско-Русской культурной ассоциации (American-Russian Cultural Association), Нью-Йорк, США.

41. Вице-президент Американского Института археологии (American Institute of Archeology), США и многих других организаций и обществ. Надеюсь, что вышеизложенные факты помогут всем, кто изучает творческое наследие Николая Рериха, понять главные принципы и смысл всей его жизни – беспрестанные поиски знаний, самопознание, поиски совершенства путем активной творческой деятельности и служения.

Бангалор    1964


[1] [Roerich S.] A few highlights of Nicholas Roerich’s creative life // Nicholas Roerich by his contemporaries. Bangalore, 1964. P. 18-22. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской. Опубл. в сокращении: Рерих С.Н. Щедрый синтез // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 71-73.

[2] Траванкор – княжество в южной Индии, в настоящее время в составе штата Керала.

[3] Речь идет о галерее Шри Читралайама (Sri Chitralayam Art Gallery) в Тривандруме, Муниципальном музее Аллахабада, Музее Бхарат Кала Бхаван (Bharat Kala Bhavan) в Бенаресском индуистском университете.

[4] Панно «Битва при Керженце» (1913) и «Покорение Казани» (1913), исполненные Н.К. Рерихом для оформления интерьера Казанского вокзала в Москве, утрачены.

[5] Речь идет об опере «Князь Игорь» А.П. Бородина. Сценическое осуществление получили «Половецкие пляски», поставленные А.А. Саниным в Париже в антрепризе С.П. Дягилева. Декорации и костюмы были созданы по эскизам Н.К. Рериха. Премьера состоялась 19 мая 1909 г.

[6] Речь идет о балете на музыку И.Ф. Стравинского «Весна Священная», для которого Н.К. Рерих написал либретто и разработал эскизы декораций и костюмов. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 г. в Париже в театре Елисейских полей в программе «Русских сезонов» С.П. Дягилева.

[7] Рерих Н.К. Собрание сочинений. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.

[8] Рерих Н.К. Цветы Мории: Сб. стихотворений. Берлин: Слово, 1921.

[9] Roerich N. Adamant. New York: Corona Mundi, 1922; То же: New York, 1924; То же: Kyoto, 1925.

[10] Roerich N. Altai – Himalaya: A Travel Diary. New York: F.A. Stokes Co., 1929; То же: London: Jarrolds Publ., [1930].

[11] Рерих Н.К. Пути Благословения: Филос. эссе. New York-Paris-Riga-Harbin: Алатас, 1924.

[12] Рерих Н.К. Держава Света. Southbury: Алатас, 1931.

[13] Roerich N. Flame in Chalice: А Collection of Poems / translated by Mary Siegrist. New York: Roerich Museum Press, 1930.

[14] Рерих Н.К. Сердце Азии. Southbury (Conn.): Alatas, 1929.

[15] Roerich N. Shambhala. New York: Stokes, 1930.

[16] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Париж: Всемир. Лига Культуры, [1932]. То же: Fiery Stronghold. Boston (Mass.): Stratford Co., 1933.

[17] РерихН.К. Врата в Будущее. Рига: Угунс, 1936.

[18] Roerich N. Beautiful Unity. Bombay: The Youths’ Art & Culture Circle, [1946].

[19] Roerich N. Himalayas – Abode of Light. Bombay: Nalanda Publ., 1947.

[20] Речь идет о: Roerich N. Himavat: Diary Leaves. Allahabad: Kitabistan, 1946.

[21] From «Flowers of Morya» / translated by Mary Siegrist // Archer. 1929. № 3/4. P. 30-31.

[22] Речь идет о Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха (1934-1935).

[23] Служба Н.К. Рериха в Императорском Обществе поощрения художеств (ИОПХ) продолжалась много лет. В 1898 г. он был приглашен на должность помощника секретаря ИОПХ, в 1899 г. избран помощником директора Художественно-промышленного музея ИОПХ, в 1901 г. секретарем ИОПХ, в 1906-1917 гг. директором Рисовальной школы ИОПХ.

[24] В 1910 г. Н.К. Рерих избран председателем художественного общества «Мир искусства».

[25] В 1913 г. Н.К. Рерих назначен директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой.

[26] Мастер-Институт Объединенных Искусств (1921), Международный художественный центр «Corona Mundy» (1922), Музей Рериха в Нью-Йорке (1923).

[27] В Третьей международной конференции, посвященной Пакту Рериха (1933), участвовали 35 стран и США. В 1935 г. в Вашингтоне представителями 21 страны (США и стран Латинской Америки) был подписан Пакт Рериха.

[28] В мае 1913 г. Н.К. Рерих награжден Императором Николаем II орденом Святого Владимира IV степени.

[29] В 1915 г. Н.К. Рерих за участие в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914) награжден командорским крестом ордена Полярной звезды.

[30] Н.К. Рерих 26 октября 1909 г. избран академиком Императорской Академии художеств.

[31] В 1906 г. Н.К. Рерих избран членом Национальной академии в Реймсе.

[32] В 1906 г. Н.К. Рерих в числе 15 русских художников избран членом Осеннего Салона (Франция).

[33] В 1909 г. за выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи Н.К. Рерих избран членом общества «Societe Nationale des Antiquaires de France».

[34] В 1909 г. Н.К. Рерих избран членом венского художественного объединения «Secession» («Сецессион»).

[35] Лужичи, лужичане, лужицкие сербы – славянский этнос, представители которого проживают на территории немецких земель Саксония и Бранденбург и юго-западной Польши.

 

Распятое человечество [1]

В этой статье д-р Рерих описал одну из наиболее известных своих работ – триптих ««Распятое человечество» [2] . Его имя и слава как ярчайшего художника-гуманиста действительно достигает всех четырех концов света.

Этот триптих был начат мною в 1939 г. и завершен в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана событиями, которые вершились в мире в то время и достигли своей кульминации в ужасной войне, растянувшейся на шесть долгих лет.

Каждый тогда надеялся, что эта война навеки положит конец всем войнам и предупредит любые грядущие столкновения. Однако сейчас, по прошествии двадцати лет неустойчивого, тревожного мира, разрушительные, вовлекающие в противоборство силы опять выявляют свои уродливые формы [3]. Мрачные тучи человеческого эгоизма, ненависти и алчности снова покрыли мир зловещей тенью, и тема триптиха по-прежнему остается животрепещущей.

В этом произведении нашли отражение три внутренне связанные темы.

К центральной части, названной «Распятое человечество», с правой стороны прилегает крыло «Куда идет человечество», а с левой – «Освобождение».

На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого узкого ущелья, окаймленного с обеих сторон грозными отвесными скалами. Кажется, что вдоль этой теснины вьется бесчисленный людской поток. Несколько человек, охваченных тоской и отчаянием, сидят у самого края пропасти. Темные скалы приобретают устрашающие очертания, вся сцена пронизана атмосферой безысходности. В вышине – штормовое небо, и над людской процессией плывет темное, хмуро нависшее облако, очертаниями напоминающее человека.

На центральном панно семь архангелов Апокалипсиса изливают из семи огненных чаш божий гнев на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и бесчисленных полчищ воинов, проходящих строем в зловещих отблесках разорения.

В центре композиции выделяется исполинская фигура распятого человека. Две фигурки преклонили колени у его ног, а еще две справа выступают «Свидетелями».

На левом панно изображена яростная стихийная борьба человека с человеком, вернее, человека со множеством внутренних «я». Лишь одержав над ними верх, человек сможет обрести благодать возрождения и подлинного освобождения. В самой гуще схлестнувшихся в неистовом бою фигур выделяется человек, который силится подняться, вознестись над бездной жесточайшей необузданной борьбы. А над всем этим в ореоле золотисто-розового сияния виднеется силуэт человека, окруженного крылатыми фигурами и лучами света. Это – «человек освобожденный», тот, кто покорил свои безобразные внутренние «я» и поднялся на следующий, более высокий план озарения и бытия.

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество вновь и вновь само себя обрекает на крестные муки и так будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживет уродливые проявления собственного «я» и не устремится к новой просветленной жизни уже как «человек освободившийся», сбросив оковы низменных страстей.

[1966]


[1] Roerich S. Humanity Crucified // Pen-friend International. 1966. Vol. 11, № 6. Jan. P. 5-6. Публ. по: Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 51. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой, М.В. Морочковской.

[2] Речь идет о триптихе С.Н. Рериха «Распятое человечество» (1939-1942). Холст, темпера. 153 х 276 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва): левая часть – «Освобождение». 153 х 92 см; центральная – «Распятое человечество». 153 х 92 см; правая – «Куда идет человечество». 153 х 92 см.

[3] С.Н. Рерих имеет в виду начавшиеся в 1965 г. бомбардировки силами США территории Вьетнама, находившегося в состоянии войны.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 160