Прекрасное – это вся наша жизнь

...Будем всегда стремиться к Прекрасному и помнить
красивую беседу Будды с любимым учеником Анандой.

Ананда спросил: «Учитель, не правда ли, что половина
нашей духовной жизни – это дружба с Прекрасным,
соприкосновение с Прекрасным и познание Прекрасного?!».

На это Будда ответил: «Не говори так, Ананда,
не говори так! Это не половина нашей духовной жизни,
но вся наша жизнь!»

С.Н. Рерих

I

Читатель держит в руках юбилейный сборник «Будите в себе Прекрасное...», приуроченный к 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха – выдающегося русского и индийского художника, ученого и общественного деятеля, основателя и почетного президента Международного Центра Рерихов.

С.Н. Рерих относится к немногочисленной плеяде культурных деятелей XX столетия, чье творчество, охватив собой две великие державы – Россию и Индию, навсегда связало эти страны прочным духовным мостом. Такие личности планетарного масштаба рождаются во времена мощных общественных сдвигов, когда на фоне кризиса современной технократической цивилизации восходит заря Нового духовного мира. Они – провозвестники этой зари, творцы новой красоты и новых форм культуры, вестники космической эволюции – являют собой спасительные маяки для зашедшего в тупик человечества.

Философ-миротворец, художник и общественный деятель, искусствовед, педагог, ученый и путешественник, Святослав Николаевич Рерих, не занимая высоких государственных постов, не участвуя в политических союзах и организациях, творил историю посредством кисти и слова. Его прекрасные полотна озарили многие сердца и оказали огромное благотворное влияние на сознание множества людей в Индии, России, Болгарии. На лекциях и выступлениях С.Н. Рериха залы не вмещали всех желающих услышать его, а выставки его картин привлекали десятки и сотни тысяч зрителей, многие из которых часами ждали своей очереди на улице.

Своей жизнью и творчеством С.Н. Рерих, пожалуй, ответил на извечный вопрос о смысле человеческого бытия: «Воспитание внутреннего человека – это самое главное и является, в конце концов, единственной настоящей целью»[1], – сказал он в одном из интервью. И еще: «Мы должны стремиться к преображению себя, к новому мышлению. Жизнь вполне может существовать без войн, без кровавых столкновений. Их причины – только в несовершенстве людей»[2] .

Тема протеста против кровавых военных столкновений в полной мере раскрыта С.Н. Рерихом в триптихе «Распятое человечество», который он считал «краеугольным произведением»[3] в своем творчестве. Только духовно преображенный человек, «человек освободившийся»[4], сбросивший оковы низменных страстей, способен, по мнению Святослава Николаевича, устремиться к новой, просветленной жизни. В противном случае человечество вновь и вновь будет само обрекать себя на крестные муки и страдания[5]. Мысль С.Н. Рериха о том, что предотвратить войны возможно только через внесение Прекрасного в жизнь, через расширение пространства культуры, крайне актуальна сейчас, когда новые тучи вражды и нетерпимости нависли над миром.

В России путь к преображению и новому мышлению оказался трудным, тернистым. Накопившиеся в стране к концу 80-х гг. прошлого века противоречия привели к социальному взрыву и разрушению старой идеологии, на которой базировалось государство. В этот крайне тяжелый период, связанный с распадом СССР, сопровождавшийся многочисленными локальными вооруженными конфликтами, слепым бегством за так называемыми западными ценностями, слова Святослава Рериха о великом будущем России, подобно высказываниям А.И. Солженицына и Д.С. Лихачева, громко звучали на фоне воцарившейся политической неразберихи и социальной нестабильности. Он утверждал: «Николай Константинович и я, все мы, вся наша семья горячо верили в будущность, великую будущность русского народа. Русский народ покажет пример и даст человечеству какие-то новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст прекрасную новую жизнь»[6] .

«Любовь к России – есть чувство священное... <....> Наша, Рерихов, принадлежность в общечеловеческой семье не отрицает, не исключает, напротив, предполагает любовь к России, патриотизм»[7] .

«Несомненно, я вполне уверен, я верю, что союзу России предстоит великое будущее. Вот почему и географически Россия легла на все просторы Азии, через весь этот великий материк»[8].

И еще: «Я связываю со своей родиной огромные надежды: <...> Россия – это пространство будущего»[9].

Сам Святослав Николаевич так же, как и его родители Николай Константинович, Елена Ивановна Рерихи и старший брат Юрий Николаевич, многие годы активно работал над формированием этого «пространства будущего». Его визиты в СССР всегда были чрезвычайно насыщены многочисленными встречами, лекциями, выступлениями, беседами и интервью. Рабочий день Святослава Николаевича во время пребывания в СССР начинался очень рано и заканчивался заполночь. Он старался успеть многое сделать: активно продвигал создание Музея имени Н.К. Рериха в Москве, боролся за спасение наследия Ю.Н. Рериха, оказавшегося в руках аферистов, вел длительные переговоры в Академии наук СССР о возрождении Гималайского института научных исследований «Урусвати». Много сил и времени отнимала организация его персональных выставок, а также выставок произведений Н.К. Рериха – им он придавал большое значение. «Я считаю, – говорил С.Н. Рерих, – что передвижные художественные выставки приближают простых людей к искусству больше, чем художественные галереи. Ведь последние посещаются чаще всего людьми, уже имеющими художественный вкус»[10] .

Совершенно не жалея себя после лекций и выступлений, после официальных встреч и визитов, наполнявших его день, он находил время и для единомышленников. Художник принимал у себя в гостиничном номере всех, кто интересовался творческим наследием семьи Рерихов, и подолгу беседовал с ними, щедро делясь сокровищницей своих знаний.

По свидетельству людей, близко знавших Святослава Николаевича, он являл собой пример совершенного человека, несущего в своем сердце мощный благотворный для окружающих заряд. «Энергетическое влияние Святослава Николаевича, ученика космического Иерарха, было велико и, несомненно, меняло энергетику тех, кто входил с ним в контакт и чья энергетика была готова к такому изменению»[11] , – писала одна из его ближайших сотрудниц в СССР, ученый-индолог Людмила Васильевна Шапошникова.

Это «энергетическое влияние» интенсивно проявлялось через его живописное творчество. На открытии выставки произведений Святослава Рериха в Нью-Дели премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отметил замечательную особенность полотен художника – благотворное воздействие на сознание зрителя: «Очевидно, что на этой выставке представлены выдающиеся произведения искусства, нечто прекрасное, непреходящее – то, что окажет огромное влияние на умы зрителей. Так или иначе, таково было воздействие этих работ на меня...»[12] И еще: «...работы Святослава. производят сильное впечатление на самые глубины нашего сознания.»[13]

В картинах Святослава Николаевича, так же как и Николая Константиновича, заложены идеи научно-философского Учения Живой Этики. Без понимания этих идей не представляется возможным дать правильное объяснение и произведениям, запечатлевшим на двухмерном пространстве полотна не только предметы нашего плотного мира, но и явления духовного порядка – излучения природы и человека, мысли людей, некую духовную атмосферу, имеющую свои световые и цветовые особенности.

В целом ряде произведений Святослава Рериха перед зрителем предстают иные миры с их утонченной энергетикой и более совершенными, светоносными формами. Картины С.Н. Рериха, так же как и картины его отца, являются духовными посланиями современному и будущему человечеству. Над ними, поистине, стоит «невыразимая аура славы», аромат иных, более высоких сфер бытия. По мере расширения нашего сознания и появления передовых открытий в области изучения тонких энергий, возможно, многие живописные сюжеты рериховских полотен получат новую трактовку. «Подобно Прометею подлинный художник спускает к нам на Землю Небесный огонь своего великого вдохновения, опыта и красоты, и подобно Орфею выстраивает он посредством гармонии своего искусства стены Града Небесного»[14], – отмечал Святослав Рерих.

Очень точно о художественном творчестве С.Н. Рериха высказался вице-президент Индии С. Радхакришнан: «Его творчество характеризует не только техническое мастерство и сила разума, но и творческое воображение и духовное прозрение. Его портреты – это не просто отражение внешнего облика, – в них уловлен божественный дух человека. Его пейзажи – это поэмы цвета»[15].

В одной из статей Л.В. Шапошниковой С.Н. Рерих удостоен, пожалуй, очень емкого определения – «вестник Красоты»: «Вестник Красоты и ее творец – он не уставал разъяснять ее эволюционный смысл, настаивая, так же как и его отец, на непреложности этого смысла: “Поиск Прекрасного является наследственной эволюционной силой”. <...> И если развить эту мысль далее, то ощущение Красоты, заложенное в человеке с первых его шагов, создавало человека духовного, способного к дальнейшей эволюции»[16] .

Подтверждение вышесказанному мы находим у самого С.Н. Рериха: «Культивирование прекрасного, поиск большего совершенств, большего равновесия, гармонии является кратчайшим путем к высшим сферам»[17] . И еще: «Я считаю, что самое главное – развивать в себе стремление к Прекрасному. И впрямь, красота спасет человечество»[18].

Свое творческое кредо С.Н. Рерих выражал словами древнегреческого философа Платона и часто повторял в 1960-1980-х гг. во время бесед или выступлений: «...От прекрасных образов мы перейдем к прекрасным мыслям и от прекрасных мыслей – к прекрасной жизни, а от прекрасной жизни – к Абсолютной Красоте»[19].

В 1989 г. в далекой Индии из уст С.Н. Рериха прозвучал призыв: «Вам и всем соотечественникам говорю: будите в себе Прекрасное!»[20]. Этот призыв журналист «Литературной газеты» Ю. Куликов поместил в заглавие своей статьи, этот призыв стал названием настоящего сборника, этот призыв теперь, спустя четверть века, становится заветом для всех, кому дорого наследие Рерихов.

В переломные периоды человеческой истории именно Прекрасное способно удержать людей от разрушений и хаоса, от подмены высокого низким, от скатывания в воронку инволюции и поднять к Высшим сферам бытия. Чтобы разбудить в соотечественниках Прекрасное, устремить их к познанию внутреннего человека, помочь в духовно-нравственном преображении, Святослав Николаевич в 1990 г. передал России богатейшее наследие своих родителей, которое стало основой созданного им в Москве Советского Фонда Рерихов и Музея имени Н.К. Рериха (позднее Международного Центра Рерихов). Это событие, до сих пор не оцененное по достоинству ни новым российским государственным аппаратом, ни большей частью нашего культурного сообщества, тем не менее сыграло значительную роль в духовном возрождении страны. В конечном счете все решила высокая энергетика наследия Рерихов, которая удержала Россию на ее тернистом горнем пути, не дав скатиться в воронку инволюции. «Фонд этот, – писал С.Н. Рерих, – будет жизнетворным источником, призванным активно участвовать в популяризации мыслей и работ Николая Константиновича, Елены Ивановны, моего брата и моих. Несомненно, он сможет дать новое направление, новые идеи нашей каждодневности»[21].

За двадцать пять лет своей деятельности коллектив Международного Центра Рерихов под руководством Л.В. Шапошниковой отреставрировал памятник архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьбу Лопухиных», организовал более 500 передвижных выставок картин Н.К. Рериха, издал десятки книг, провел множество международных конференций по проблемам изучения рериховского наследия и др. Однако культурное учреждение, созданное С.Н. Рерихом, постоянно проходит проверку на прочность, подвергаясь нападкам со стороны различных государственных структур, которые преследуют свои узкокорпоративные интересы. В 2013 г. МЦР, не без помощи государства, был лишен финансирования, а министр культуры господин В.Р. Мединский, отстаивая интересы Государственного музея Востока, вновь воспрепятствовал исполнению воли С.Н. Рериха и передаче уже много лет незаконно удерживаемой вышеназванным музеем коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в Международный Центр Рерихов и Музей имени Н.К. Рериха.

В таких непростых условиях коллектив Центра-Музея продолжает свою работу и не намерен сдаваться, исполняя завет С.Н. Рериха достойно вводить наследие Рерихов в культурное пространство России и других стран.

II

Настоящий сборник стал попыткой собрать воедино малоизвестные и разрозненные материалы и получить как можно более полную картину культурной деятельности Святослава Николаевича Рериха в СССР, Индии и Болгарии. В сборник включены: статьи С.Н. Рериха, его лекции, выступления, беседы, многочисленные интервью в индийской, советской и болгарской печати, а также воспоминания ученых, деятелей культуры, журналистов, крупных политиков и дипломатов о встречах с С.Н. Рерихом и его супругой Девикой Рани в Бангалоре, имении «Татгуни», имении «Холл Эстейт» в Наггаре, в Дели, Москве, Ленинграде, Софии, Суздале и др.

При составлении сборника принят хронологический принцип и выделены следующие разделы: «Святослав Рерих. Статьи», «Святослав Рерих. Выступления, лекции», «Речи государственных деятелей», «Интервью со Святославом Рерихом», «Статьи о Святославе Рерихе», «Информационные сообщения», «Воспоминания о Святославе Рерихе», «Девика Рани Рерих». В первый том вошли материалы, созданные или опубликованные в 1938-1988 гг., во второй – с 1980 г. до настоящего времени.

Большинство статей пропитано живым духом общения художника со своими собеседниками – друзьями, учеными и культурными деятелями, посетителями выставок, журналистами и др. Это своего рода разговор со Святославом Рерихом о Вечном, Незыблемом, Истинном.

Впервые публикуются: очерк, написанный в соавторстве с Ю.Н. Рерихом и посвященный памяти Е.И. Рерих (1956), статья о художественной технике Н.К. Рериха [1958] – оба материала из фондов ОР МЦР, выступления С.Н. Рериха в Болгарии (1978, 1981) из фондов Болгарского национального радио, речь С.Н. Рериха во время его последнего визита в СССР, связанного с организацией Советского Фонда Рерихов и Центра-Музея имени Н.К. Рериха (ноябрь 1989 г.) – из Архива МЦР, переводы публикаций из индийской и болгарской печати разных лет, полный комплект стенограмм выступлений С.Н. Рериха в СССР, подготовленный К.А. Молчановой, малоизвестные аудиозаписи речей С.Н. Рериха.

В отличие от предыдущих публикаций все представленные в сборнике материалы снабжены богатым комментарием, показывающим обстоятельства жизни, деятельности, творчества семьи Рерихов в связи с конкретной исторической ситуацией.

Значительную по объему часть сборника занимает раздел выступлений и лекций С.Н. Рериха, которые публикуются по стенограммам К.А. Молчановой и аудио-, видеозаписям из Отдела рукописей и Архива МЦР.

Ближайшая сотрудница известного рериховеда П.Ф. Беликова, К.А. Молчанова на протяжении почти трех десятилетий записывала беседы С.Н. Рериха со зрителями во время выставок, его выступления в общественных учреждениях. «Писать приходилось без удобств, даже стоя в толпе, – вспоминала она. – Все, что рассказывал Святослав Николаевич, было всем нам не только интересно, но и всегда поучительно. Удивительная способность говорить о необыкновенном простыми словами открывала людям преобразующий сознание смысл жизни и влияние Красоты»[22] .

Этот преобразующий сознание смысл жизни, сформулированный С.Н. Рерихом просто и ясно, оказывал огромное влияние на слушателей. Л.В. Шапошникова так вспоминала свою первую встречу с С.Н. Рерихом и его творчеством: «На одной из первых своих выставок в нашей стране, а это было в 1960 г., Святослав Николаевич произнес речь, которая меня поразила и проникла в самую глубину души. В те дни я с огромным трудом достала приглашение на вернисаж и провела на выставке полдня»[23] . Для многих людей эти выступления стали мощным импульсом к жизненным изменениям.

Свои записи К.А. Молчанова передала для работы П.Ф. Беликову, делилась ими с друзьями, высылала по просьбе знакомым. Эти записи были использованы в публикациях В.Я. Кашкалды, Б.А. Смирнова-Русецкого, А.Н. Зелинского, Н.Д. Спириной, Т.Л. Шевелевой и др.

В ноябре 1989 г., во время последнего пребывания С.Н. Рериха в Москве, К.А. Молчанова обратилась к нему с просьбой разрешить издание стенограмм. На это Святослав Николаевич ответил: «Вот перед Вами Людмила Васильевна [Шапошникова]! Все свои права я передал ей. Все, и это, решать будет она»[24] . В 1990 г. комплект стенограмм был передан К.А. Молчановой в Центр-Музей имени Н.К. Рериха. В 1993 г. небольшая их часть впервые была опубликована в сборнике «Стремиться к Прекрасному» из серии «Малая Рериховская библиотека». «В мае 2013 г., – писала К.А. Молчанова Л.В. Шапошниковой, – я передала в МЦР полный комплект стенограмм для возможной публикации к 110-летию С.Н. Рериха и хочу, чтобы они были опубликованы полностью именно в МЦР»[25] .

В настоящем сборнике стенографические записи К.А. Молчановой представлены в полном объеме.

Отдельный раздел сборника составили воспоминания о встречах с С.Н. Рерихом людей разного возраста, профессии, социального статуса: первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, ученого-ботаника Д.В. Тер-Аванесяна, индолога В.Л. Крашенинникова, ботаника и географа Л. Родина, писателя-фантаста В.С. Губарева, китаеведа О.Л. Киценко, журналиста-международника А.Л. Тер-Григоряна, бурятского ученого и общественного деятеля Ж. Доржиева, индийского собкора газеты «Правда» В. Байкова, ученого-химика C.А. Кожина, владимирского краеведа Ю. Белова, писателя, журналиста и литературоведа В.О. Осипова, кемеровского художника Н. Шемарова, индолога Е.С. Юрловой, конструктора ракетно-космической техники КБ «Южное» О.А. Чаплица, индолога Л.В. Бычихиной, индолога Л.В. Шапошниковой, ученого по молекулярной генетике М.А. Мокульского и др.

Такой обширный круг советских деятелей науки и культуры, встречавшихся и беседовавших с С.Н. Рерихом в разные годы, свидетельствует о большой притягательности для соотечественников личности и творчества художника. Эти беседы затрагивали столь широкий круг тем, что, знакомясь с ними, читатель сможет получить представление: о жизни и деятельности Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рериха, об их художественном и научно-философском наследии, об истории подписания Пакта Рериха, о создании Гималайского института научных исследований «Урусвати» и о направлениях его научной деятельности и др. Многие беседы раскрывают интересные обстоятельства жизни самого Святослава Николаевича, его творческие и общественные интересы, в числе которых его выставочная деятельность в Индии, воспитание детей и молодежи, работа Центра искусств «Читракала Паришат» в Бангалоре, создание музейного центра, посвященного Н.К. Рериху в Наггаре, организация Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве и многое др.

В силу определенных идеологических барьеров, выстроенных в советском обществе, С.Н. Рерих старался открыто не употреблять термин Живая Этика, или Агни Йога, лишь изредка он говорил об этом в своих интервью: «...Суть “живой этики”, этики жизни: мы должны создать более совершенное человечество»[26]. Несмотря на идеологические ограничения, в своих многочисленных выступлениях он стремился ввести в сознание слушателей идеи, заложенные в этой новой философии космической реальности. Возможность более открыто говорить о Живой Этике появилась только с 1987 г., когда М.С. Горбачев снял официальный запрет на популяризацию идей Живой Этики в СССР. В этой связи выступления и интервью С.Н. Рериха после 1987 г. представляют для всех исследователей философии Живой Этики особую ценность.

Интервью с С.Н. Рерихом являются настоящим кладезем для всех, кто интересуется богатой традицией Индостана, ярким свидетельством его обширных познаний в вопросе феномена многовековой культурной преемственности в Индии. «Благодаря своему великому культурному наследию, – говорил он, – Индия занимает особое положение. И ее голос, подобно миссии великого Ганди, должен быть голосом Мира, провозглашения высших ценностей и постоянно расширяющихся горизонтов»[27]. По неизменному убеждению С.Н. Рериха, от дружбы Индии и России зависит равновесие мира.

В одном из интервью Святослав Николаевич Рерих сформулировал цель своей жизни и творчества: «Имя Николая Константиновича Рериха как бы символизирует единение двух великих культур – России и Индии, и я стремлюсь быть верным тому, что составляло существо жизни моего отца, художника, ученого, общественного деятеля. Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами – в этом я вижу свое назначение гражданина, художника, искусствоведа, воспитателя молодых»[28] .

Юбилейный сборник «Будите в себе Прекрасное...» издается на народные пожертвования – на средства тех, кто испытывает чувство благодарности С.Н. Рериху за его драгоценный вклад в отечественную и мировую культуру.

В финансировании приняли участие: Крымское, Санкт-Петербургское, Белорусское, Болгарское, Латвийское, Украинское отделения Международного Центра Рерихов; Уральское, Пермское отделения Международной Лиги защиты культуры; Тверское, Ивановское, Азовское, Муромское, Новокузнецкое, Красноярское, Хакасское, Владимирское, Кировское, Костромское, Бердское, Ангарское, Зареченское, Тольяттинское, Юргинское, Зеленодольское, Артемовское, Ташкентское общества Рериха и другие рериховские организации, а также частные лица из России и других стран.

Международный Центр Рерихов благодарит Ивановское рериховское общество «Свет», которое выступило с инициативой и организовало сбор средств на издание сборника.

Издатели выражают сердечную благодарность Кире Алексеевне Молчановой и сотрудникам Эстонского общества Рериха за помощь в подготовке сборника.

Д.Ю. Ревякин



[1]    Дмитриева Л. Интервью с С.Н. Рерихом. 1987 г. // Архив МЦР. Аудиозаписи С.Н. Рериха.

[2]    Печерский А. Стремиться к Прекрасному // Правда. 1989. 27 ноября.

[3]    Лефтерова С. Разговор со Святославом Рерихом: искусство воспитывает // «Будите в себе Прекрасное...». М.: МЦР, 2015. С. 323.

[4]    Р.Ч. Тандон. Интервью с г-ном Святославом Рерихом для Всеиндийского радио. Нью-Дели, 17 февраля 1960 г. // Там же. С. 286.

[5]    См.: Рерих С.Н. Распятое человечество // Там же. С. 44.

[6]    Интервью с С.Н. Рерихом в Государственном музее искусства народов Востока. 1984 г. // Архив МЦР. Видеозаписи С.Н. Рериха.

[7]    Осипов В. Как стать совершенным: встречи со Святославом Рерихом // Парламентская газета. 2003. 23 авг. № 156.

[8]    Ответы С.Н. Рериха на вопросы. Государственный музей искусства народов Востока. 1987 г. // Архив МЦР. Аудиозаписи С.Н. Рериха.

[9]    Пирогова И. Встреча со Святославом Рерихом // Советская культура. 1987. 19 дек.

[10]   Голубев В. Святослав Рерих: «Мы любовью Родины богаты» // «Будите в себе Прекрасное...». С. 343.

[11]   Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Воспоминания о С.Н. Рерихе. М.: МЦР, 2004. С. 28.

[12]   Неру Дж. Торжественное обращение на открытии выставки картин С.Н. Рериха // «Будите в себе Прекрасное...». С. 272.

[13]   Там же. С. 273.

[14]   Рерих С.Н. Искусство и люди // Там же. С. 34.

[15]   Радхакришнан С. Ремарки // Там же. С. 276.

[16]   Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Воспоминания о С.Н. Рерихе. С. 20.

[17]   Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, 2004. С.139.

[18]   Наклин Н. Святослав Рерих: «Ничто не помешало мне остаться русским человеком» // Рерихи и Живая Этика. Новосибирск, 1991. С. 10.

[19]   Рерих С.Н. Выступление на научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха, в Академии художеств СССР. Москва, 25 ноября 1974 г. // «Будите в себе Прекрасное...». С. 151.

[20]   Куликов Ю. «Будите в себе Прекрасное!» // Литературная газета. 1989. 25 окт.

[21]Пирогова И. «Будем стремиться к Прекрасному» // Советская культура. 1989 г. 23 нояб.

[22]   Письмо Председателя Эстонского общества Рериха К.А. Молчановой Первому вицепрезиденту МЦР Л.В. Шапошниковой от 7 ноября 2013 г. // Архив МЦР.

[23]   Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Воспоминания о С.Н. Рерихе. С. 27.

[24]   Молчанова К.А. Идеал духовного человека // Воспоминания о С.Н. Рерихе. С. 47.

[25]   Письмо Председателя Эстонского общества Рериха К.А. Молчановой Первому вицепрезиденту МЦР Л.В. Шапошниковой от 7 ноября 2013 г. // Архив МЦР.

[26]Лефтерова С. Разговор со Святославом Рерихом: искусство воспитывает // «Будите в себе Прекрасное...». С. 325.

[27]   Рерих С.Н. Пакт Рериха и Знамя Мира // «Будите в себе Прекрасное...». С. 19.

[28]   Дучицкая И. Святослав Рерих: Город моих друзей // Там же. С. 328.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 158