Глава первая

Международное сотрудничество в деле охраны культурных ценностей и международные организации

 

 

Вопросы охраны культурных ценностей в деятельности международных организаций

Международная охрана памятников культуры – это одна из тех острых проблем, которая все в большей степени волнует человечество. И естественно, что международные организации, исходя из той роли, которую они призваны играть в современном мире, не могут пройти мимо этой проблемы.

Характерный пример дал Генеральный директор ЮНЕСКО А.–М. М'Боу. 7 июня 1978 г. он обратился с волнующим призывом «За возвращение незаменимого культурного наследия тем, кто его создал». С этим призывом Генеральный директор ЮНЕСКО обратился не только к правительствам, общественным и иным организациям, но и к сотрудникам библиотек, владельцам картинных галерей, искусствоведам и реставраторам, журналистам и писателям.

«Гений народа, – говорится в обращении, – находит одно из своих самых благородных выражений в культурном наследии, которое создается на протяжении столетий благодаря творчеству архитекторов, скульпторов, художников, граверов и ювелиров – всех мастеров изобразительного искусства, сумевших воплотить этот гений во всей своей многогранной красоте».

Проблемы охраны культурных ценностей являются предметом внимания со стороны Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, посвященных этим вопросам. В одной из них выражена убежденность в том, что «охрана всеми средствами национальной культуры и наследия является неотъемлемой частью процесса сохранения и будущего развития культурных ценностей» [1].

14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 3148 (XXVIII) «Сохранение и дальнейшее развитие культурных ценностей», в которой призвала правительства уделить внимание «сохранению и реставрации мест, имеющих особое историческое значение», а государства-члены – «уважать национальное законодательство по охране художественного наследия». К Генеральному директору ЮНЕСКО была обращена просьба – в сотрудничестве с государствами-членами «изучить все правовые последствия, вытекающие из существования законодательства об охране национального художественного наследия, включая проблемы обмена различными культурными ценностями и добровольного их возвращения» (п. 4) [2].

Проблема возвращения культурных ценностей развивающимся странам, лишившимся их в результате колониализации или иностранной оккупации, стала предметом особой озабоченности ООН. На XXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята важная резолюция 31/40 «Охрана и возвращение произведений искусства как часть сохранения и дальнейшего развития культурных ценностей».

Основной международной межправительственной организацией, которая занимается решением широкого круга проблем международного культурного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Деятельность ЮНЕСКО распространяется фактически на все страны мира. Членами ее (на 1 января 1979 г.) являются 146 государств.

В соответствии со своим уставом ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии» (п. 1 ст. 1).

В этих целях ЮНЕСКО, в частности, «помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества – книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций» (п. 2 ст. 1).

Основные принципы международного культурного сотрудничества сформулированы ЮНЕСКО в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г. Эти принципы имеют важное значение и для сотрудничества в деле охраны культурных ценностей. «Каждая культура, – говорится в ст. I декларации, – обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять». В декларации подчеркивалось, что все культуры являются частью общего достояния человечества.

Согласно ст. XI декларации, при осуществлении культурных связей государства должны руководствоваться принципами Организации Объединенных Наций. В стремлении к достижению международного сотрудничества они должны уважать суверенное равенство государств и воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств.

ЮНЕСКО вносит значительный вклад в дело укрепления мира и международной безопасности, в борьбу против колониализма и расизма. Активную роль в ее деятельности играют Советский Союз и другие социалистические страны. Генеральная конференция на своей 19-й сессии (Найроби, 1976 г.) утвердила рекомендацию об участии народных масс в культурной жизни и их вкладе в развитие культуры. На 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1978 г.) была принята резолюция об использовании культурных связей в интересах мира. Речь идет о резолюции «Равноправное и взаимовыгодное культурное и научное сотрудничество – важный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами». Основой для этой резолюции послужил советский проект. В резолюции рекомендуется «основывать международное культурное и научное сотрудничество на общепризнанных принципах международного права» [3].

Растет роль ЮНЕСКО в борьбе с проявлениями колониализма и неоколониализма в области культурной политики. Многие документы ЮНЕСКО имеют явно выраженную антиколониальную направленность. На 19-й сессии по инициативе СССР и других социалистических стран была принята одна из важнейших резолюций этой организации – «О вкладе ЮНЕСКО в дело мира и ее задачи по содействию осуществления прав человека и ликвидации колониализма и расизма».

Деятельность ЮНЕСКО по охране культурных ценностей осуществляется в нескольких направлениях. Особенно важна нормотворческая деятельность ЮНЕСКО: разработка и принятие конвенций и рекомендаций по вопросам охраны культурных ценностей. Как отмечалось в докладе Генерального директора ЮНЕСКО, представленного в 1976 году Генеральной Ассамблее ООН, такая деятельность, «осуществляемая с учетом универсального характера, присущего этой области, представляет особый интерес для культурного сотрудничества» [4].

ЮНЕСКО проводит международные кампании с целью охраны выдающихся памятников на всех континентах нашей планеты: это Мохенджо-Даро и раскопки Карфагена, острова Филэ на Ниле и Боробудур на Яве, древние святилища ацтеков и многое другое. Организация осуществила широкую кампанию по сохранению памятников древней Нубии, по спасению Флоренции и Венеции.

Другим направлением деятельности ЮНЕСКО является содействие развитию международного научного сотрудничества по вопросам сохранения и реставрации памятников.

Вопросы охраны культурных ценностей были предметом рассмотрения проведенной ЮНЕСКО межправительственной конференции по вопросам политики в области культуры (Венеция, 1970 г.). На этой конференции был принят ряд резолюций, и в частности резолюция об охране культурных ценностей во время вооруженного конфликта.

Внимание участников конференции было привлечено также к двум другим актуальным проблемам охраны культурных ценностей. Одна из них связана с бурным развитием туризма. В общем докладе конференции отмечалось, что «туристов привлекают памятники, исторические места и культурные мероприятия. Это может поставить под угрозу культурные ценности, если не принимать соответствующих мер по их охране». В другой резолюции конференция призывала компетентные международные организации изучить «меры по обеспечению эффективной охраны архитектурного и культурного наследия от чрезмерной их эксплуатации в так называемых туристических целях»; государствам – членам ЮНЕСКО рекомендовалось принимать законодательные меры в целях сохранения отдельных архитектурных памятников и групп зданий.

Другой актуальной проблемой, к которой было привлечено внимание участников конференции 1970 года, стал вопрос о возвращении культурных ценностей в страны, пострадавшие от колониализма. Ряд государств – членов ЮНЕСКО потребовал на конференции, чтобы художественные и культурные ценности, вывезенные из их стран до установления независимости, были возвращены законным владельцам. Представители этих государств предлагали, чтобы ЮНЕСКО морально воздействовала на государства, в которых находятся вывезенные ценности.

В межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросам политики в области культуры стран Азии (Джокья-карта, 1973 г.) участвовали представители 21 страны Азии и Океании. На конференции были поставлены вопросы о необходимости защищать и сохранять самобытное культурное наследие народов и обеспечении доступа широких масс трудящихся к памятникам истории и культуры. В документах конференции отмечалось, что такие памятники являются средством интернационального воспитания, что они призваны содействовать делу мира и безопасности.

Таким образом, как на сессиях органов ЮНЕСКО, так и на специальных конференциях по вопросам культурного сотрудничества все большее место занимают актуальные проблемы охраны культурных ценностей, проблемы, волнующие все прогрессивное человечество.

Вопросами охраны культурных ценностей занимаются также различные международные неправительственные организации, осуществляющие тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Среди них следует назвать Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). В этой организации представлены административные органы, научные учреждения. В нее входят и отдельные лица – архитекторы, специалисты в области истории искусства, археологи, работники по охране памятников и др. из 63 стран мира.

Учредительный конгресс ИКОМОС состоялся в июле 1965 года в Польше. В его работе активное участие приняла советская делегация. В состав ИКОМОС входят действительные члены (по 15 человек от каждой страны), члены-корреспонденты и почетные члены. Организация имеет национальные комитеты в 58 странах, а также международные специализированные комитеты, из которых один занимается вопросами законодательства об охране памятников.

ИКОМОС ставит перед собой цель способствовать изучению и сохранению памятников и достопримечательных мест, пробуждать интерес властей и населения всех стран к их памятникам, к их достопримечательностям и к их культурному наследию в целом [5].

ИКОМОС призван содействовать обмену опытом научно-исследовательской и практической деятельности по вопросам методики консервации и реставрации памятников, правового регулирования охраны памятников на государственном уровне, пропаганды мирового культурного наследия, а также формирования общественного мнения о сохранении памятников, которым по той или иной причине угрожает уничтожение или повреждение. Следует отметить, что ИКОМОС в 1973 году по просьбе ЮНЕСКО провел опрос своих национальных комитетов относительно законодательных мер, обеспечивающих охрану старинных архитектурных ансамблей, а также исторических кварталов и исторических городов. Результаты опроса были использованы ЮНЕСКО при подготовке ряда рекомендаций по охране культурного наследия [6].

Существенное значение в деятельности ИКОМОС имеет применение и дальнейшее совершенствование так называемой Венецианской хартии. Венецианской хартией именуется положение о консервации и реставрации памятников, принятое на II международном конгрессе архитекторов и технических специалистов (Венеция, 25–31 мая 1964 г.) [7]. В этом документе дается определение понятия «памятник», содержатся положения, определяющие цели и задачи консервации и реставрации памятников, а также отдельные правила, касающиеся археологических раскопок и составления документации по всем этим вопросам. В составе ИКОМОС имеется комитет по пересмотру Венецианской хартии.

ИКОМОС, его международные и национальные комитеты проводят различные научные конференции и коллоквиумы, в работе которых активное участие принимают советские представители. В сентябре 1973 года в Вильнюсе был проведен коллоквиум, организованный совместно национальными комитетами СССР и ЧССР. На коллоквиуме рассматривались вопросы охраны и современного использования исторического центра городов. Большое внимание вызвал организованный в 1974 году в ГДР коллоквиум, посвященный вопросам приспособления памятников архитектуры для современных общественных целей. В мае 1978 года в Суздале успешно прошел коллоквиум, посвященный роли памятников истории и культуры в современном обществе [8]. В последние годы были созданы специализированные комитеты по сохранению памятников в сейсмоопасных зонах, по культурному туризму, по промышленной археологии.

Другой международной неправительственной организацией является Международный совет музеев (ИКОМ). ИКОМ был создан в ноябре 1946 года, но начал функционировать в мае 1947 года. Штаб-квартира этой организации находится в Париже. Всего организация насчитывает около 6 тыс. членов из 109 стран. Активное участие в работе ИКОМ принимают национальные комитеты СССР, Польши, Чехословакии и других социалистических стран.

Среди коллективных членов ИКОМ – 38 советских музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Центральный музей В.И.Ленина, музей Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музей Революции и др., а также крупнейшие музеи мира – Лувр, Метрополитен, Британский музей и др.

Цель ИКОМ – развитие международного сотрудничества музейных учреждений, координация их работы с другими научными и культурными учреждениями. Совет музеев призван способствовать распространению культуры и тем самым осуществлению взаимопонимания между народами. XI Генеральная конференция ИКОМ была проведена в Москве и Ленинграде в мае 1977 года.

ИКОМ имеет 24 международных комитета, различные комиссии. В качестве примера можно привести комитет консервации ИКОМ. Он состоит из дирекционного совета, возглавляемого президентом, рабочих групп по проблемам во главе с координаторами (в 1977 г. было 25 таких групп). В комитет входят представители различных музеев, архивов, библиотек, реставрационных организаций и лабораторий. Ежегодно комитет организует заседания дирекционного совета и рабочих групп и каждые три года – конгрессы реставраторов. В 1963 году такой конгресс с успехом прошел в Ленинграде. В город на Неве съехались реставраторы, хранители музеев, искусствоведы из многих европейских стран.

Советские специалисты активно участвуют в международных конференциях, организуемых комитетом. Если на амстердамской конференции (1969 г.) было представлено 4 советских доклада, то на мадридской (1972 г.) – 45 и на венецианской (1975 г.) – 40.

Специальные комиссии совета занимаются вопросами международных выставок, охраны памятников, перевозки экспонатов.

ИКОМ сотрудничает с региональными организациями музеев, такими как АЛАМ (Латиноамериканская организация) и ОММСА (Организация музеев, памятников и достопримечательных мест Африки).

Особое внимание ИКОМ уделяет борьбе с нелегальной торговлей культурными ценностями, проблеме безопасности экспонатов, возвращению (реституции) культурных ценностей в страну происхождения. Поскольку проблема реституции решается на основе двусторонних соглашений, ИКОМ оказывает помощь в заключении таких соглашений. Создан комитет ИКОМ, который изучает различные проблемы, связанные с реституцией (сохранение и идентификация объектов, составление списков и т.д.). В активе ИКОМ – разработка «этического кодекса» для музейных работников. Этот кодекс, носящий сугубо рекомендательный характер, содержит этические правила приобретения культурных ценностей музеями [9].

Несколько иное правовое положение по сравнению с ИКОМОС и ИКОМ имеет Международный центр по исследованию вопросов, касающихся охраны и восстановления культурных ценностей (так называемый Римский центр). Устав центра был принят на 9-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Нью-Дели, 1956 г.). Членами центра, согласно уставу, являются государства – члены ЮНЕСКО. Членами-сотрудниками могут быть государственные учреждения стран – нечленов ЮНЕСКО и частные учреждения. Центр действует на основе соглашения, заключенного между ЮНЕСКО и Италией. По этому соглашению итальянское правительство предоставило помещение и персонал, а ЮНЕСКО осуществляло финансовую помощь. Начиная с 1965 года центр финансируется государствами – членами центра.

В функции центра входят сбор, изучение и распространение документации, координация исследований, оказание содействия в подготовке специалистов, представление рекомендаций по вопросам охраны и реставрации культурных ценностей. Его эксперты участвуют в реализации различных программ ЮНЕСКО по спасению и восстановлению культурных ценностей. В частности, они приняли участие в спасении памятников древней Нубии, Венеции и Флоренции.

Наряду с сотрудничеством с Римским центром ЮНЕСКО оказывает финансовую помощь Центру по документации Древнего Египта, созданному с помощью ЮНЕСКО в 1955 году, а также трем региональным центрам: для стран Тропической Африки (в Нигерии), Латинской Америки (в Мексике), Южной Азии (в Индии) [10].

ИКОМОС, ИКОМ и Римский центр имеют консультативный статус категории А при ЮНЕСКО. Это означает, что между этими международными организациями и органами ЮНЕСКО осуществляется сотрудничество и проводятся взаимные консультации.

Из других неправительственных организаций, занимающихся в той или иной степени охраной памятников, укажем на Международный союз архитекторов (МСА) и Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО).

Международный союз архитекторов объединяет архитекторов 58 стран, в том числе СССР. Он основан в 1948 году. Национальные секции союза сотрудничают с национальными комиссиями ЮНЕСКО в различных странах по архитектурным аспектам охраны и реставрации памятников.

МСОТО организован в 1927 году (реорганизован в 1947 г.). Членами его являются туристические организации более 100 стран. СССР – член МСОТО с 1956 года. Эта организация занимается изучением различных аспектов международного туризма и сотрудничает с ЮНЕСКО в разработке программ так называемого культурного туризма.

 

Международные соглашения и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурных ценностей

В области охраны культурных ценностей государства заключают международные соглашения как многостороннего, так и двустороннего характера. Отдельные правила по вопросам охраны культурных ценностей содержатся в соглашениях, заключаемых государствами по вопросам культурного и научного сотрудничества, в мирных договорах, а также в иных международных договорах и соглашениях.

Определенной спецификой обладают конвенции, принимаемые Генеральной конференцией ЮНЕСКО; обычно именуемые «конвенции ЮНЕСКО». Согласно уставу ЮНЕСКО (п. 4 ст. IV), Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает международные конвенции и рекомендации государствам-членам. Остановимся прежде всего на вопросах, касающихся конвенций [11].

Пункт 4 разд. В ст. IV устава ЮНЕСКО предусматривает, что для принятия Генеральной конференцией международных конвенций требуется большинство в 2/3 голосов. Все принимаемые конвенции (в ряде случаев они именуются соглашениями) подлежат ратификации государствами – членами ЮНЕСКО. Это положение имеет весьма существенное значение. Оно свидетельствует о том, что правовая природа данного вида юридических актов ЮНЕСКО не отличается по существу от юридической природы международных договоров, заключаемых на дипломатических конференциях. Сам факт принятия Генеральной конференцией ЮНЕСКО конвенции не налагает автоматически на государства – члены ЮНЕСКО конкретных обязательств, предусмотренных этой конвенцией. Обязательства государств-членов состоят в ином: принятые конвенции в течение года должны быть внесены на рассмотрение соответствующих органов государств-членов. Кроме того, ст. VIII устава предусматривает, что государства-члены представляют организации периодические доклады, в которых, в частности, должны содержаться сведения «о выполнении рекомендаций и конвенций, указанных в пункте 4 статьи IV». В развитие этого положения Правила процедуры 1950 года установили, что государства должны помимо общих докладов представлять особые доклады о мерах, принятых ими для проведения в жизнь утвержденных Генеральной конференцией конвенций и рекомендаций.

Таким образом, к международным конвенциям, принимаемым Генеральной конференцией ЮНЕСКО, в полной мере применимы нормы и общепризнанные начала международного права, касающиеся международных договоров [12]. По своей природе это такие же международные договоры, как и все другие, хотя процесс разработки их и принятия органами ЮНЕСКО имеет свои особенности. В соответствии с Правилами процедуры 1950 года вопрос о том, в какой форме должны быть установлены международные правила (в форме конвенции или рекомендации), решает Генеральная конференция. Если конференция примет решение об установлении правил в форме конвенции, Генеральному директору ЮНЕСКО поручается составить предварительный доклад и первоначальный проект конвенции, которые рассылаются государствам-членам. Последние сообщают свои замечания. На основе этих замечаний и с учетом результатов работы совещания правительственных экспертов Генеральный директор составляет окончательный доклад и окончательный текст проекта конвенции, которые рассылаются государствам-членам за семь месяцев до открытия конференции. Проект конвенции рассматривается на конференции сначала юридическим комитетом или рабочей группой, а затем принимается на пленарном заседании.

Наряду с конвенциями, принимаемыми Генеральной конференцией, в практике известны конвенции, принимаемые дипломатическими конференциями, созываемыми под эгидой ЮНЕСКО. В рассматриваемой нами области к числу таких международных соглашений относится Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, которая была принята на дипломатической конференции, созванной ЮНЕСКО.

Следует обратить внимание еще на одну особенность конвенций ЮНЕСКО. По этим конвенциям ЮНЕСКО как международной организации предоставляются некоторые права и в то же время на нее возлагаются определенные обязанности. К числу обязанностей относятся, например, обязательства по оказанию технической помощи участникам конвенции, по созыву совещаний представителей государств-участников. В отличие от конвенций, принятых Генеральной конференцией, конвенции, принятые при участии ЮНЕСКО на дипломатических конференциях, не налагают автоматически обязательств на ЮНЕСКО. По таким конвенциям ЮНЕСКО принимает на себя обязательства лишь после вынесения Генеральной конференцией специального решения. Так, например, на 8-й сессии Генеральной конференции в 1954 году ЮНЕСКО приняла на себя обязательства по Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Переходя к вопросу о рекомендациях ЮНЕСКО и их природе, следует сказать, что по своему содержанию – это правила рекомендательного характера. Рекомендации принимаются на Генеральной конференции ЮНЕСКО простым большинством голосов. Рекомендации не требуют ратификации (или присоединения), но должны быть одобрены законодательным или административным органом государства – члена организации.

Таким образом, в отношении рекомендаций ЮНЕСКО, как и рекомендаций других международных организаций, право применения рекомендации полностью предоставлено на усмотрение государства-члена. Обязанности государства-члена в отношении рекомендации состоят в следующем: во-первых, в течение одного года со дня закрытия сессии Генеральной конференции, на которой она была принята, рекомендация должна быть внесена на рассмотрение национальных компетентных органов (п. 4 ст. IV устава) и, во-вторых, ЮНЕСКО должны предоставляться периодические доклады о выполнении рекомендаций (ст. VIII).

К числу наиболее важных международных соглашений об охране культурных ценностей относятся Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанные 14 мая 1954 г. [13] На 1 января 1979 г. конвенцию подписали 68 государств, протокол – 61 государство. СССР ратифицировал конвенцию и протокол 12 декабря 1956 г., и они вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 г. Участниками конвенции являются также Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Из других международных соглашений, касающихся защиты культурных ценностей во время войны, отметим Гаагские конвенции от 29 июля 1899 г. и от 18 октября 1907 г.

К документам ЮНЕСКО относятся:

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (17-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г.). В конвенции участвуют 36 государств, в том числе Болгария, Польша и Югославия.

2. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение  незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (16-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 14 ноября 1970 г.). В конвенции участвуют 39 стран, в том числе Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия, Югославия.

3. Устав Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римского центра) подписан 5 декабря 1956 г.

К числу рекомендаций ЮНЕСКО по вопросам охраны культурных ценностей относятся следующие:

1. Рекомендация, касающаяся принципов международной регламентации археологических раскопок (9-я сессия, 5 декабря 1956 г.).

2 Рекомендация, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (11-я сессия, 14 декабря 1960 г.).

3. Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (12-я сессия, 11 декабря 1962  г.).

4. Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (13-я сессия, 19 ноября 1964 г.).

5. Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (15-я сессия, 19 ноября 1968 г.).

6. Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (17-я сессия, 16 ноября 1972 г.).

7. Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей (19-я сессия, 26 ноября 1976 г.).

8. Рекомендация о международном обмене культурными ценностями (19-я сессия, 26 ноября 1976 г.).

На 20-й сессии в ноябре 1978 года рассматривалась рекомендация об охране движимых культурных ценностей.

В рамках ЮНЕСКО ведется разработка проектов новых соглашений и рекомендаций. Так, в частности, на 20-й сессии Генеральная конференция рассмотрела вопрос о целесообразности принятия международной регламентации, касающейся охраны и сохранения движущихся изображений [14].

 

Международные кампании ЮНЕСКО в защиту культурных ценностей

ЮНЕСКО проводит международные кампании по охране памятников. По просьбе государств-членов ЮНЕСКО направляет миссии экспертов для изучения совместно с национальными службами стран состояния памятников и дает конкретные предложения по их спасению, реставрации или восстановлению. Первая такая миссия экспертов была направлена в 1950 году в Перу, после того как от землетрясения пострадал исторический город Куско. В 1964 году ЮНЕСКО объявила проведение шестимесячной международной кампании в защиту памятников. Цель этой кампании состояла в том, чтобы привлечь внимание государств-членов к охране памятников.

В 1967–1968 годах помощь оказывалась в 29 странах мира, прежде всего в странах Африки (Камерун, Дагомея, Эфиопия), Латинской Америки (Боливия, Бразилия, Мексика, Колумбия), Азии (Афганистан, Бирма). Техническая и иная помощь была оказана при восстановлении памятников Болгарии, Греции и Мальте [15].

В 1966 году наводнение причинило большой ущерб замечательным памятникам Флоренции и Венеции. Река Арно вышла из берегов. Вода затопила Флоренцию. Пострадали произведения искусства (картины, изображения на дереве, фрески, скульптуры, уникальная коллекция древних манускриптов). Большой урон понесли культурные памятники в Венеции.

Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1966 года приняла резолюцию о проведении кампании в защиту памятников Флоренции и Венеции. По просьбе правительства Италии ЮНЕСКО приняла на себя роль координатора по оказанию помощи. В Риме было создано специальное постоянное бюро по связи с итальянскими властями, учреждено два консультативных международных комитета – один для Флоренции, другой – для Венеции. Была оказана большая помощь в проведении реставрационных работ. В них участвовали реставраторы из различных стран, в том числе и из Советского Союза.

Наиболее крупной акцией ЮНЕСКО стала международная кампания по спасению памятников древней Нубии в Египте и Судане. Проблема спасения выдающихся памятников древней культуры возникла в связи со строительством Асуанской плотины и созданием искусственного водохранилища.

В Абу-Симбеле, расположенном в 300 км к югу от Асуана, на границе Египта с Суданом, в скалистом утесе на левом берегу Нила, в царствование фараона Рамсеса II (XIV–XIII вв. до н.э.) были высечены в скале четыре гигантские статуи: Рамсес в окружении трех самых почитаемых в Древнем Египте богов – Пта, Амон Ра и Ра Характи. Там же, в скалистом песчанике, находятся два храма в честь фараона и его любимой жены Нофретари.

В апреле 1959 года правительство Египта обратилось к ЮНЕСКО с просьбой о проведении мероприятий по спасению этого и других памятников, которые после окончания строительства плотины могли оказаться под водой. В октябре 1959 года с аналогичной просьбой обратилось правительство Судана.

Вопрос «Международные мероприятия по сохранению архитектурных объектов и памятников древней Нубии» был включен в повестку дня 55-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО (23 ноября – 4 декабря 1959 г.). Международная кампания по спасению памятников Нубии была официально провозглашена 8 марта 1960 г. Началу работ предшествовали специальные научные исследования, в которых принимали участие СССР, Польша, Чехословакия и Югославия.

Поскольку кампания по спасению памятников в Нубии была первым большим международным мероприятием такого рода, целесообразно остановиться на его организационно-правовом механизме.

Рассматривались три возможных варианта участия ЮНЕСКО в проведении этих работ [16]. Согласно первому варианту, на ЮНЕСКО возлагалась ответственность за подготовку и проведение работ на основе соглашений, которые должны были быть заключены с правительствами Египта и Судана. Согласно второму варианту, ответственность предполагалось распределить между ЮНЕСКО и двумя заинтересованными правительствами. При этом предполагалось заключение контракта с определенной фирмой на проведение работ. По третьему варианту предполагалось создать международный аппарат, который должен был заниматься вопросами существа проведения работ, финансовыми вопросами и т.д. За ЮНЕСКО закреплялась роль посредника. 11-я сессия Генеральной конференции высказалась в пользу последнего варианта.

61-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО приняла решение о памятниках Абу-Симбеля [17]. Спасение памятников стало предметом рассмотрения 12-й сессией Генеральной конференции в 1962 году. Какие юридические проблемы при этом возникли? Во-первых, надо было ответить на вопрос, уполномочивает ли ЮНЕСКО ст. I ее устава на осуществление такой операции. В своем заключении юридический комитет пришел к выводу, что «ст. I, п. 2 (с), не запрещает организации предпринимать иные действия, чем разработки рекомендаций или конвенций при условии, что эти действия не вступают в противоречие с целью и с характером организации» [18].

Во-вторых, надо было определить, может ли международная организация выпустить банковский заем. Ответ был дан положительный, исходя из наличия у организации правоспособности. 5 декабря 1962 г. Генеральная конференция приняла большинством в 2/3 голосов рекомендацию о займе, предложенную юридическим комитетом. СССР и другие социалистические страны голосовали за принятие резолюции. Согласно резолюции 4.222, «страны приглашались сообщить Генеральному директору возможно скорее о добровольных взносах и других формах помощи, которые они могли предложить для спасения памятников Абу-Симбеля».

8–9 ноября 1963 г. в Каире были подписаны два документа, имеющие определенное юридическое значение: заключительный акт и соглашение о добровольной помощи. ЮНЕСКО заключило соглашение с правительством Египта, по которому определялись условия передачи правительству этой страны фонда, собранного государствами – членами ЮНЕСКО [19]. После этого был подписан контракт с шестью фирмами, образовавшими консорциум для производства работ, а также рассмотрены различные проекты спасения памятников и проведения археологических раскопок в местах затопления.

Начались работы. Памятники в Абу-Симбеле были отгорожены дамбой, снят 60-метровый слой скалы над статуями. Все четыре статуи были распилены на крупные блоки, а стены и потолки двух высеченных в скале храмов, покрытые иероглифами и рисунками, бережно отделены от скалы. Храмы были восстановлены на плато, возвышающемся над зоной затопления, на 64 м выше старого места.

Древние архитекторы расположили храм в Абу-Симбеле таким образом, что дважды в году, 26 февраля и 18 октября, лучи утреннего солнца проникали через входную дверь, освещая внутренние помещения и расположенный в 60 м от входа алтарь со скульптурными изображениями богов. На новом месте этот эффект полностью сохранен.

Другим объектом международной помощи в Египте стали памятники на острове Филэ. Остров Филэ (длина – 450 м, ширина – около 150 м) почти сплошь занят уникальными храмовыми постройками. Храмы на острове часто подвергались губительному воздействию воды во время наводнений и оказались под угрозой затопления [20]. При рассмотрении на 12-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО вопроса о сохранении этих памятников был создан исполнительный комитет международной кампании по охране памятников Нубии. На 19-й сессии в него вошли Бельгия, Бразилия, Египет, Индия, Испания, Нигерия, Нидерланды, Пакистан, СССР, США, Судан, Того, ФРГ, Франция, Швеция.

В чем состояли работы по спасению памятников на острове Филэ?

При демонтаже храмов среди 30 с лишним тысяч каменных блоков было обнаружено 264 монолита более древнего происхождения, покрытых иероглифами.

Монолиты использовались в более позднее время при строительстве набережной и храмов в Филэ. Все эти древние монолиты помещены в музей, а при сборке храмов их заменили искусно изготовленными дубликатами.

В марте 1977 года состоялась торжественная церемония переноса первого камня храмовых сооружений на соседний незатопляемый остров Агилкиа.

В программе работ по спасению древних памятников Нубии велико участие советских археологов. Академик Б.Пиотровский, доктора наук Н.Мерперт и О.Большаков провели раскопки в бассейне Нила у деревни Кхор Дауд поселения эпохи первой династии (ок. 3000 лет до н.э.). Другое интереснейшее открытие советских ученых – дорога, которая вела к золотым рудникам в Древнем Египте. На скалах близ Вади – Аллаки: были обнаружены надписи начальников древних экспедиций, направлявшихся когда-то в Нубию за золотом и камнем для строительства храмов. Советским ученым удалось найти упоминавшийся в надписи времен фараона Рамсеса II колодец Бир Халь Хаскери; эта находка во многом облегчила изучение топонимики Древнего Египта. Интересные находки были сделаны археологической экспедицией польских ученых под руководством проф. Михайловского.

Советский Союз передал в фонд международной кампании по спасению древних памятников Нубии доходы от демонстрации в Советском Союзе предметов из гробницы фараона Тутанхамона. Общая сумма пожертвований международного сообщества составила в 1978 году 15881 тыс. долл.

Таким образом, система мероприятий по проведению международной кампании по спасению памятников Нубии состояла в создании специального фонда, куда поступали пожертвования от правительств, общественных и частных организаций, и в привлечении авторитетных специалистов из различных стран к участию в проведении археологических раскопок и других необходимых работ. Все эти работы проходили не только по просьбе, но и при участии соответствующих органов Египта как страны местонахождения памятников.

ЮНЕСКО осуществляет также мероприятия по спасению Карфагена, древнебуддийского храма VIII в. Боробудура в Индонезии, города Мохенджо-Даро – остатков цивилизации, существовавшей 5 тыс. лет назад в долине реки Инд на территории современного Пакистана. Сохранение этих и других выдающихся шедевров мировой культуры возможно только путем совместной деятельности многих государств, осуществляемой в рамках международных кампаний, проводимых ЮНЕСКО.

В катастрофическом положении находится замечательный памятник древнегреческой культуры – афинский Акрополь. Загрязнение окружающей среды, пролетающие над памятником самолеты, ежегодное нашествие 3 млн. туристов – все это причиняет вред Акрополю. С внешней стороны и внутри мраморных блоков появились трещины, началось «гниение» памятников.

19-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, учитывая значение памятников Акрополя для истории цивилизации, специальной резолюцией 19/4.125 уполномочила Генерального директора провести международную кампанию по спасению Акрополя под эгидой ЮНЕСКО и в сотрудничестве с правительством Греции. Все спасательные работы намечается провести в течение 5–10 лет.

В рамках объявленной кампании создан международный комитет с участием представителей Греции, в который может войти страна, сделавшая взнос в размере 25 тыс. долл. Этот комитет будет оказывать техническую и экономическую помощь проведению работ на территории Акрополя. Предполагается, что стоимость этих работ составит 15 млн. долл.; 5 млн. внесет греческое правительство, остальные десять надеется собрать ЮНЕСКО.

Проведение операций по спасению других памятников истории и культуры также требует значительных средств. Предполагаемая стоимость работ по сохранению Боробудура исчисляется в 11 870 тыс. долл. (на 53% больше первоначальных расчетов, произведенных в 1972 г.). ЮНЕСКО предполагает выделить для этих работ 5 млн. долл. [21] 29 января 1973 г. между десятью государствами и ЮНЕСКО заключено соглашение о добровольных взносах для осуществления проекта. Взносы должны вноситься в специальный фонд, созданный Генеральным директором ЮНЕСКО. Правительство Индонезии приняло проект спасения Боробудура.

Международная кампания по спасению Мохенджо-Даро ставит своей целью собрать не менее 5 млн. долл. из 11 млн., необходимых, по расчетам специалистов, для спасения памятников. В 1977 году в фонд поступило 650 тыс. долл. [22]

Для сбора средств ЮНЕСКО проводит самые различные мероприятия. Так, начиная с 1974 года стали выпускаться памятные медали. Первая посвящена Микеланджело – величайшему итальянскому скульптору, живописцу и архитектору эпохи Возрождения и изготовлена по оригиналу, созданному в 1561 году итальянскими скульпторами. Другие медали посвящены Венеции, Боробудуру, Мохенджо-Даро, острову Филэ, Карфагену, афинскому Акрополю.

Мы остановились на наиболее важных международных кампаниях по охране памятников, проводимых ЮНЕСКО в последние годы. Речь шла о памятниках, находящихся в разных частях земного шара, различных цивилизаций и различных эпох. Общим для всех этих кампаний было использование одного и того же организационно-правового и финансового механизма.

19-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО поручила Генеральному директору организовать пять новых международных кампаний, имеющих целью восстановить Фесскую Медину (Марокко), Сулкхотаи (древняя столица Таиланда), сохранить Герат (Афганистан), осуществить охрану памятников культуры в Эфиопии, Кении, Танзании и Уганде и, наконец, восстановить архитектурные памятники Гватемалы, поврежденные землетрясением в 1976 году.

20-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО включила в список памятников, которым будет оказываться международная помощь: памятники в Перу и Гаити, в Сенегале, Вьетнаме и Шри Ланке, в Мавритании и на Мальте.

Все международные кампании по спасению памятников истории и культуры проводятся на основе общих правовых принципов: оказание помощи какой-либо стране в спасении или восстановлении находящихся на ее территории памятников осуществляется при полном уважении суверенитета этой страны; государства – члены ЮНЕСКО принимают участие в оказании помощи на основе полной добровольности; все органы, осуществляющие координацию работ, консультации и научную помощь, носят международный характер, в их состав входят представители государств – членов ЮНЕСКО.

Наряду с международными кампаниями практике известны и другие мероприятия по спасению отдельных наиболее выдающихся памятников. К их числу относится, например, международный конкурс по разработке проекта спасения падающей башни в Пизе (Италия). В конкурсе участвовали специалисты из различных стран.

В заключение нельзя не сказать о том, что пагубное влияние капиталистических монополий, дух стяжательства могут препятствовать и даже сводить на нет любые благие начинания по сохранению памятников, ставших предметом заботы международной общественности. Достаточно вспомнить о судьбе Боробудура. С одной стороны, ЮНЕСКО проводит кампанию по спасению этого древнего индонезийского храма, собирает средства для его сохранения, а с другой – камни храма становятся объектами грабежа. Многие барельефы и скульптуры, украшающие два миллиона каменных блоков, из которых состоит это неповторимое сооружение, варварски уничтожены, безнадежно попорчены, многие стали добычей грабителей [23].

Лихорадка разграбления памятников охватила Мексику, Перу, Гватемалу и другие страны Латинской Америки. Каменные плиты с рисунками и надписями – памятники цивилизации майя – варварски распиливаются на части и вывозятся за границу. Национальному культурному достоянию этих стран, мировой науке наносится непоправимый вред. Размах разрушений и грабежей объясняется прежде всего ростом спроса на произведения древнего искусства, которые в современном капиталистическом обществе превратились в товар с рыночной стоимостью.


[1] Рез. ООН 31/40 (XXXI), 30 ноября 1976 г.

[2] Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на XXVIII сессии. Т. I, 1974. С. 113-114.

[3] Курьер ЮНЕСКО, 1978, дек., с. 40-41; см. также: Пирадов А. ЮНЕСКО и актуальные проблемы современности. // Известия, 1978, 23 дек.; Можаев Г. Курсом мира и сотрудничества. К итогам 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. // Курьер ЮНЕСКО, 1978, дек., с. 37.

[4] Doc. A/31/III, 24 aug. 1976. Annex, p. 22.

[5] Начиная с 1967 года организация издает международный журнал "Monumentum", освещающий вопросы теории, законодательства и техники сохранения и реставрации исторических памятников.

[6] См.: Курьер ЮНЕСКО, 1975, янв., с. 39.

[7] Этот документ углубил и развил положения так называемой Афинской хартии 1931 года (см.: Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М., 1970. С. 173). Перевод текста Венецианской хартии см.: Актуальные проблемы охраны памятников истории и культуры (обзорная информация). М., 1976. С. 51-54.

[8] Подробнее о деятельности ИКОМОС см.: Иванов В.И. IV Генеральная ассамблея и коллоквиум ИКОМОС по сохранению исторического облика малых городов. Ротенбург-на-Таубере, ФРГ, 1975. // Актуальные проблемы охраны памятников истории и культуры (обзорная информация). С. 38-54; О V Генеральной ассамблее, проведенной в Москве-Суздале в мае 1978 года, см.: Сов. культура, 1978, 6 июня.

[9] Кодекс был разработан в апреле 1970 года в Париже. Текст см.: Règies d'éthique des acquisitions. Recommandations de l`IСОМ. // La protection du patrimoine culturel. Manuel des legislations nationales préparé par Bonnie Burnham. ICOM, 1974. P. 198-201.

[10] Cм.: La protection du patrimoine culturel de 1'humanité. Sités et monuments. P., 1969. P. 20.

[11] О природе юридических актов ЮНЕСКО подробнее см. Рубаник К.П. Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО. М., 1969. С. 140-149; его же. Международные соглашения, конвенции и рекомендации ЮНЕСКО. // Сов. ежегодник международного права. 1961. М., 1962. С. 304.

[12] См.: Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. М., 1973; Хлестов О.Н. Право международных договоров. // Сов. государство и право, 1969, № 12. С. 62-69.

[13] См.: Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. М., 1957.

[14] См.: Doc. UNESCO 20 С/41.

[15] La protection du patrimoine culturel de 1'humanité. P. 29-39.

[16] Подробнее см.: Salmon J. De certains aspects juridiques et financiers de la campagne internationale pour la sauvergarde des monuments de Nubie. AFDJ, 1963, v. 9, p. 644.

[17] Doc. UNESCO 61 EX/Décisions, 7.

[18] Doc. UNESCO 12 C/LEG/SP. 13.

[19] Doc. UNESCO 66 EX/14 ad.

[20] См.: Спасательные операции в Филэ. // Курьер ЮНЕСКО, 1974, дек.

[21] См.: Курьер ЮНЕСКО, 1976, февр.

[22] Курьер ЮНЕСКО, 1977, июль.

[23] См.: Румянцев Ф.Я. Бизнес на искусстве. М., 1976. С. 129.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 796