Введение

«Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – долг и обязанность граждан СССР» – эти слова Конституции СССР, конституции развитого социалистического общества, ярко отразили значение охраны культурных ценностей в нашей стране.

Выступая на XXV съезде КПСС, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев сказал, что в наши дни «идет живительный процесс обогащения искусства знанием жизни и, с другой стороны, дальнейшего приобщения многомиллионных масс трудящихся к ценностям культуры» [1]. Этому процессу приобщения народа к культурным ценностям призвана способствовать правовая охрана памятников культуры. Памятники истории и культуры являются достоянием народа. Охрана и использование памятников – важная задача государства и его органов, общественных организаций и всех граждан. Памятники истории, культуры – это древний московский Кремль и монумент на Мамаевом кургане, минареты Бухары и деревянные узоры Кижей, это многочисленные шедевры живописи и скульптуры, которыми так богаты наши музеи. Памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов Советской страны в развитие мировой цивилизации.

Точно так же культурное достояние народов других стран входит в общее наследие человечества. Основную заботу о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений должно нести каждое государство. Главную роль в обеспечении сохранности памятников и в установлении ответственности за их повреждение и разрушение призвано играть законодательство каждой страны.

Но в наш век, когда памятникам культуры угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью международная охрана культурных ценностей. Сам термин «международная охрана культурных ценностей» понимается нами условно. Речь идет о совокупности международно-правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования этих ценностей; о международных мерах, призванных уберечь памятники от разрушения, гибели и грабежа, как в дни войны, так и в мирные дни; о создании благоприятных условий для обмена культурными ценностями разных народов.

Невозможно определить ущерб, нанесенный памятникам культуры от бомб и снарядов, от рук вандалов. Пока человечество не покончит с угрозой войны, с накоплением и совершенствованием ее смертоносных средств, опасность тотального уничтожения ценностей культуры будет возрастать.

Однако памятники культуры гибнут не только в огне военных пожарищ, они гибнут от невежества и отсутствия средств на их сохранение и реставрацию. В мире капитализма они гибнут от жажды наживы, отсутствия заинтересованности в сохранении памятников, если это не дает прямого дохода, от превращения продажи произведений искусства в доходный бизнес.

Кражи и сбыт произведений искусства стали сейчас второй по величине разновидностью преступлений в международном масштабе, уступая лишь контрабанде наркотиков. В 1975 году произошло 33 840 хищений шедевров мирового искусства – на 7600 больше, чем в 1974 году. Более половины хищений – около 20 тыс. – было зарегистрировано в Западной Европе. Непрерывно растет число случаев незаконного вывоза из развивающихся стран археологических находок и других предметов древней культуры народов этих стран.

В ряде случаев охрана культурных ценностей выходит за пределы материальных и технических возможностей страны, где они находятся. Тогда требуется международная охрана, то есть совместные действия государств по спасению, восстановлению или реставрации памятников истории и культуры. «В древности,– писал советский искусствовед В.М.Алпатов, – семь чудес мира пользовались всеобщим восхищением: стены Вавилона, статуя Зевса Олимпийского, родосский Гелиос, висячие сады Семирамиды, египетские пирамиды, галикарнасский мавзолей и храм Артемиды в Эфесе. Все эти дивы находятся в пределах Средиземноморья. В наши дни представления о мировых шедеврах искусства значительно шире» [2]. Поэтому объектами международной охраны стали не только афинский Акрополь и ажурные дворцы Венеции, но и древние святилища ацтеков, храм Боробудур на острове Ява, памятники Абу Симбеля в Египте и многие другие.

Сотрудничество в области охраны культурных ценностей – это часть международного культурного общения, которое Советское государство с первых дней своего существования всячески стремилось развивать. Советский Союз активно поддерживает все акции, предпринимаемые по линии ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций в защиту памятников культуры и произведений искусства, принимает участие в них.

Весьма показательно, что уже в первой советской работе по международному праву обращалось внимание на возможность правового общения между странами буржуазной и социалистической культуры «на почве признания ценностей так называемого общечеловеческого порядка, т.е. ценностей, не связанных с ограниченной эпохой и резко определенным укладом политических и социальных форм – например, борьба с эпидемиями, охрана памятников старины, искусства и проч.» [3].

Советская Конституция 1977 года установила, что граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается, в частности, общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, а также «расширением культурного обмена с зарубежными государствами» (ст. 46).

Новые возможности открылись для развития международного культурного сотрудничества благодаря подписанию Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт совещания в Хельсинки специально предусмотрел такие формы международного сотрудничества, как осуществление совместных проектов сохранения и реставрации произведений искусства, исторических и археологических памятников и мест, представляющих культурный интерес. Предусмотрен также ряд мероприятий, способствующих осуществлению этих проектов.

Выступая на октябрьском (1976 г.) Пленуме ЦК КПСС, Л.И.Брежнев отметил, что Советский Союз последовательно выполняет все положения принятого в Хельсинки Заключительного акта, включая и те, которые касаются расширения культурных связей. «Мы исходим из того, что в условиях разрядки напряженности развитие таких связей и контактов является вполне естественным – разумеется, при строгом соблюдении принципов взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга» [4].

На белградской встрече представителей 35 государств в 1977 году делегация СССР предложила созвать в Советском Союзе международный семинар по реставрации памятников культуры и искусства.

В своей внутренней и внешней политике Советский Союз неизменно исходит из того, что мировая культура в целом, как и каждая из национальных культур, не может успешно развиваться без постоянного взаимного обмена культурными ценностями. Совещание в Хельсинки дало новый импульс для расширения этой формы обмена. За короткий период, прошедший после общеевропейского совещания, в СССР экспонировались картина «Джоконда» Леонардо да Винчи из Лувра, коллекция картин Рембрандта, Веласкеса, Тициана, Гойи, Эль Греко и других мастеров из нью-йоркского музея Метрополитен, полотна импрессионистов из Франции и Швейцарии, произведения фракийского искусства из болгарских музеев, сокровища гробницы Тутанхамона из Египта и многие другие шедевры из различных стран мира.

Бесценные сокровища скифского искусства, хранящиеся в музеях Советского Союза, демонстрировались в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Париже, шедевры живописи из Эрмитажа и Русского музея были показаны в США и Мексике, репинские «Бурлаки» и «Девятый вал» Айвазовского – в Японии.

В Заключительном акте содержится специальная рекомендация – изучить дальнейшие меры, облегчающие обмен музейными ценностями. В этой связи следует отметить, что в принятом в СССР в 1976 году Законе об охране и использовании памятников истории и культуры предусмотрено, что Советское государство гарантирует охрану всех зарубежных ценностей культуры и искусства, ввозимых в СССР в целях культурного обмена. Естественно, что законодательная мера такого рода призвана способствовать международному культурному обмену. Это прямой ответ на упоминавшуюся рекомендацию совещания в Хельсинки.

Разумеется, культурное сотрудничество между странами может осуществляться только при условии соблюдения норм международного права. Характерно, что Межправительственная конференция по различным аспектам политики в области культуры (Венеция, 1970 г.), в которой участвовали представители 86 стран, рекомендовала, в частности, «основывать международное культурное сотрудничество на фундаментальных принципах международного права, то есть уважения национального суверенитета и независимости, равенства прав, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоде» [5].

В настоящей книге рассматриваются различные аспекты международной охраны культурных ценностей, анализируются международные соглашения и другие акты международного характера. Книга завершается изложением основных принципов советского законодательства, а также соответствующих законов других социалистических стран об охране памятников истории и культуры, поскольку, с одной стороны, это законодательство оказывает большое влияние на развитие международных норм, а с другой – оно учитывает полезный опыт других стран и потребности международного сотрудничества.

Вопросам охраны культурных ценностей в международно-правовом аспекте специально посвящены работы советских юристов И.Н.Арцибасова, К.П.Рубаника, польских – С.Нахлика, Г.Нич, В.Шерошевского, болгарских – И.Алтынова, Е.Александрова.

Многочисленные труды профессора Краковского университета Станислава Нахлика занимают особое место. В 1958 году им было выпущено фундаментальное исследование «Хищения произведений искусства. История международного преступления» [6].

Из работ, вышедших в последнее время, следует выделить книги: В.Шерошевского [7], в которой анализируются конвенции и рекомендации ЮНЕСКО об охране культурных ценностей, и Емила Александрова [8], посвященную международно-правовой защите культурных ценностей. Под защитой ценностей Е.Александров понимает защиту не только культурных ценностей (памятников истории и культуры), но и культурных объектов вообще, в том числе и произведений, охраняемых нормами авторского права.

ʘ

Предложенная вниманию читателя работа не случайно посвящена памяти художника Николая Рериха (1874–1947 гг.), его неустанной борьбе за осуществление идеи международной охраны памятников культуры. Идеи борьбы за мир, борьбы за сохранение культурных ценностей от какого-либо разрушения Н.Рерих пронес через всю свою жизнь. И эта борьба не ограничилась пропагандой охраны памятников культуры, страстным словом писателя, прекрасными картинами художника, осуждением вандализма. Он настойчиво пропагандировал идею международной охраны памятников культуры. Н.Рерих предложил заключить пакт об охране культурных ценностей. Он полагал, что, подобно тому как флаги с красным крестом охраняют госпитали и больницы, над памятниками культуры и музеями должно развеваться «знамя мира», которое повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние!» [9].

«Знамя мира», предложенное художником, – это белое полотнище, на котором изображена красная окружность с тремя красными кружками посредине: «Прошлые, Настоящие и Будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности» [10].

Как художник Рерих придавал большое значение символам. Предложенное им «знамя мира» и было таким символом охраны памятников культуры, в котором он хотел воплотить идею связи времен.

Н.Рерих исходил из того, что меры по охране памятников не могут быть ограничены пределами одной страны. «В лучших слоях человечества, – писал он, – растет сознание необходимости неотложно сберечь памятники культуры. При этом понимается, что сбережение это не может быть заключаемо в границах одной страны, но должно быть понимаемо в мировом масштабе» [11].

Скульптор С.Коненков сказал, что «нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права» [12]. Показать процесс становления и развития этих норм, раскрыть их содержание – такова основная задача этой книги.


[1] Материалы XXV съезда КПСС. М. 1976. С. 80.

[2] Алпатов В.М. Сохранить ценности человечества. // Памятники Отечества, кн. 2. М., 1975. С. 40.

[3] Коровин Е.А. Международное право переходного времени. М., 1925. С. 15.

[4] Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 6. М., 1978. С. 168.

[5] Межправительственная конференция по организационным, административным и финансовым аспектам политики в области культуры, Венеция, 24 августа – 2 сентября 1970 г. ЮНЕСКО. Париж, 1970. Рез. № 2.

[6] Nahlik S. Grabiez dziel sztuki. Rodówod zbrodni miedzynarodowej. Wroclaw – Krakow, 1958; Он же. La protection internationale des biens culturels en cas de conflit armé. – Recueil des cours de 1’Academie de droit international, 1967, t. I, p. 61-163; Он же. Les crimes contre les biens culturels. – Annuaire de I’ААА, 1959, vol. 29, p. 14-27; Он же. On Some Deficiencies of the Hague Convention of 1954 of the Protection of cultural Property in the Event of Armed Conflict. – Annuaire de I’ААА, 1974, vol. 44, p. 100.

[7] Cм.: Sieroszewski W. Ochrana prawna dóbr cultury na forum mied-zynarodowym w świete legislacji UNESCO. Warszawa, 1974.

[8] См.: Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. София, 1978.

[9] Рерих Н.К. Листы дневника. Друзьям Знамени мира. // Рерих Н.К. Зажигайте сердца! М., 1975. С. 178.

[10] Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1936. С. 269.

[11] Zelta gramata. Riga, 1938. С. 13.

[12] С веком наравне. Т. 2. М., 1969. С. 4.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 297