Н.К. Рерих

ПРОМЕДЛЕНИЕ

"Промедление смерти подобно".

Так сказал Петр Великий. Что же в этом нового? Почему это изрече­ние так часто поминается? Разве этого никто не знал раньше? Нового ни­чего нет в этом речении. Тем не менее оно и поминается и будет помина­ться. Оно должно быть написано надо всеми государственными и общес­твенными учреждениями. Оно должно быть на первой странице школь­ных учебников.

"Дело не в том, что сказано нечто абсолютно новое. Вообще не есть ли новое лишь во времени и по обстоятельствам? Но в том дело, что сказа­но это, и в такой повелительной форме, что должно быть во всех делах че­ловеческих. Это не есть повторение, ибо форма сказанного, вероятно, вполне оригинальна в своей краткости и убедительности. Просто сказа­но то, что нужно, что нужно всем, нужно для каждого дня. Сказано то, что люди пытаются позабыть насколько возможно. Пытаются противопоста­вить другое циничное речение: "Не делай сегодня того, что можешь сде­лать завтра".

В цинизме и лености люди стараются сложить и поговорки, и поба­сенки, лишь бы чем-то отложить труд. Значит, для них всякий труд есть и тягость, горе, значит, для них труд есть проклятие. А разве не ужас, ког­да сужденная радость обращается в проклятие, в ужас, в горе?

Промедление бесконечно однообразно в своих свойствах. Как умело оно бывает прикрыто, так прикрыто, что даже опытный глаз не всегда рас­смотрит, где оно уже приключилось. Причин к этому можно находить до бесконечности. А ведь всякий знает, что человек в безумии своем быва­ет находчив и изобретателен до невообразимости.

Бывает промедление по незнанию, по тяжеловесности характера. Бывает от доверчивости к другим, также бывает от намерений злобности. Словом, можно почти все происходящие действия квалифицировать по той или иной степени медлительности. Если бы только эта медлитель­ность навредила в конечном результате. Но всякое несовершенство, так же как и всякое зло, неминуемо должно отозваться где-то и как-то. В каж­дой истории государств можно находить поразительные примеры, как ма­ленькая медлительность порождала великие следствия. Значит, это про­медление не было таким малым, как оно могло казаться земному глазу: значит, в нем уже был заключен весь эмбрион последующего. Если бы рассмотреть такие промедления под микроскопом, то можно бы увидеть уже готовый огород всяких бактерий.

Если бы все промедлившие уже осознали сотворенное ими грядущее, то, наверное, многие из них ужаснулись и удесятерили бы поспешность и прилежание. Но о будущем вообще думают так мало. Мы уже не раз го­ворили, что в школах не приучают думать о будущем. А ведь без мысли о будущем человек будет как бы слепым. Ослепшие видели прошлое для них и уже не увидят будущего своего. Всякая слепота должна быть извер­гнута лучшими медицинскими воздействиями.

Бывает и так, что люди как бы готовятся к будущему, но когда насту­пают признаки его, то их не опознают. Бывает, давно сказано, что придет вестник, но когда он приходит, то его не признают. От этого самые нуж­ные и спешные письма могут попасть в руки злоумышленные.

Такие неопознания, в конце концов, тоже заложены в промедлении. Само слово промедление достаточно говорит, что нечто было промедлено, иначе говоря – опоздало. Можно опоздать положить яйца под курицу, и тогда не нужно удивляться, что цыплята не произойдут. Пример яйца очень убедителен, ибо в нем уже готовы все элементы для следующей эволюции. И от простого промедления или от неосторожной забывчивос­ти нечто предусмотренное и готовое предаться тлению. Разве имеет кто-нибудь право по недобросовестности порождать тление?

Речение Петра Великого действительно и уместное, и великое рече­ние. Стоит вспомнить его собственную жизнь и работу неустанную, что­бы понять, сколько вожжей правитель умел держать в своих руках однов­ременно. Есть люди, которые умеют держать в руке несколько вожжей, а другие, не развив в себе это умение, с трудом удерживают и одну. Ка­кой же будет возница с одною вожжою в руке? Такие сравнения были бы смехотворны, если бы подчас они не являлись такими скорбными.

Не следует думать, что все прирожденное уже имеется в готовом, об­работанном виде. Ведь все нужно воспитать и испытать. При этом испы­тания не могут быть случайными, они должны быть встречены в полном сознании, с полной готовностью и разумностью.

Такая готовность и зоркость уже упасет от промедления. Разве в по­лете метеора может быть промедление? Разве орбита светил могла бы допустить промедление?

"Промедление смерти подобно".

*    *    *

"Не оставляйте мед слишком долго открытым".

Тоже речение о промедлении. Каждый испытал на себе, как может изменяться вся судьба его от минутного запоздания. Сказано: "Преждев­ременность судима, а опоздание уже осуждено". И в этом старинном ре­чении выражено тоже предупреждение о своевременности.

Опять-таки, нужно ли повторять всякие старинные предупрежде­ния? Ведь они так древни, так много веков они предупреждали людей. И предупреждали, и просили, и доказывали их же собственную пользу. И тем не менее маленькие привычки быта яростно противостояли всем бла­гим поучениям. На каждый добрый совет изобреталось извинение.

Наши дни приносят всевозможные ускорения. Но все эти призы на быстроту еще не значат, что великие речения о промедлении делаются уже ненужными. Можно пропустить срок, и тогда уже никакая быстрота не поможет. Наоборот, каждая запоздалая быстрота вызовет лишь глубо­кое прискорбие.

Что-то уже сложенное и нуждающееся лишь в последнем толчке за­мерло в искусственной обстановке. А что же может быть неестественнее, нежели зрелище человека, остановившегося на одной ноге? Нельзя усто­ять на одной ноге долго. Нельзя и проехать на одной вожже, особенно же, если и она некрепко будет держаться.

Как бы сделать так, чтобы уговорить опрометчивых о том, что про­медление опасно прежде всего для них самих же. Ведь они думают, что пусть кто-то подождет, но они непременно забудут о том, что такое ожи­дание будет стоить им самим слишком дорого. "Промедление смерти подобно".

1935

 

Метки: МРБ

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 184