• Главная
  • 75 лет Пакту Рериха. 2010
  • Куцарова М.П., Сергеева Т.П. Знамя Мира Державы Рериха. Идеи Инициатора Пакта Рериха о защите ценностей культуры и их значение в прошлом, настоящем и будущем

Знамя Мира Державы Рериха. Идеи Инициатора Пакта Рериха о защите ценностей культуры и их значение в прошлом, настоящем и будущем

М.П. Куцарова,
председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии –
коллективного члена Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, юрист,
София, Болгария

Т.П. Сергеева,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины,
заместитель председателя Украинского отделения МЦР,
Киев, Украина

Как известно, Николай Рерих является инициатором первого международного договора, предусматривающего защиту сокровищ культуры во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Этот договор, названный Пактом Рериха, заложил основу современной международной правовой системы защиты ценностей культуры. Основу широкую, жизненную и устойчивую.

Пакт Рериха, воплощая идеи своего инициатора, впервые ввел в международном праве следующие принципы и правила:

– ценности культуры независимо от их принадлежности являются культурным наследием всего человечества;

– они безоговорочно подлежат защите и уважению во время вооруженного конфликта;

– культурные ценности теряют иммунитет только в случае их использования в военных целях;

– ценности культуры подлежат защите в равной мере как в международном вооруженном конфликте, так и в конфликте, не имеющем международного характера;

– культурные ценности подлежат защите в мирное время;

– ценности культуры должны быть зарегистрированы и включены в список с целью защиты как в мирное, так и в военное время;

– устанавливается общеизвестный и обязательный знак для защиты ценностей культуры как во время вооруженного конфликта, так и в мирное время – Знамя Мира;

– в отношении иностранных культурных ценностей применяется национальный режим защиты.

К этому следует добавить и подчеркнуть, что Пакт Рериха защищает в равной мере не только ценности культуры, но и образовательные и научные учреждения. Он защищает персонал музеев, художественных, научных, образовательных и культурных учреждений.

Как это часто бывает в истории, завоеванные основателями великих начинаний позиции не всегда удерживаются следующими поколениями. Известно, что универсальные международные конвенции в этой области в настоящее время защищают ценности культуры во время вооруженных конфликтов не безусловно, но с оговоркой о случаях военной необходимости; вне международно-правовой защиты как в мирное время, так и во время войны остались образовательные и научные учреждения, а также их персонал, то есть люди творческого труда.

Но можно сказать с уверенностью: за основой, широкой и устойчивой, заложенной Пактом Рериха, – будущее! Ибо как нынешние, так и все будущие поколения не устанут искать лучших и более эффективных путей защиты культуры. Рано или поздно, тем или иным путем принципы охраны всех элементов Культуры под Знаменем Мира, заложенные Пактом Рериха, прочно войдут в нашу жизнь.

Только заложив основу здания, можно приступить к воздвижению стен и колонн. В 20-х и 30-х годах прошлого столетия проходила самая тяжелая борьба за охрану достояния Культуры. Рерих понимал, что в условиях тяжелых финансовых кризисов и надвигающейся мировой войны нужно спешить и юридически закреплять идею защиты сокровищ культуры от агрессии и вандализма. Не закрепившись на этой основе, невозможно было настаивать на дальнейшем построениии – например на международной юридической охране в мирное время исторических ансамблей или нематериального культурного наследия.

Но можно было творить и действовать. Предвидев, что вслед за строительством фундамента придет время воздвижения надежного здания охраны Культуры, Рерих оставил нам сокровищницу идей для самого лучшего его построения.

При подписании Пакта Рериха президент США Франклин Д. Рузвельт сказал: «Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» [1, с. 192]. Действительно, Пакт Рериха – это врата, которые открывают для нас неисчерпаемость идей мирного культурного строительства и сотрудничества, врата Державы Рериха, Державы Культуры! Эти идеи выражены в литературно-публицистическом и научном наследии Николая Рериха.

В области искусства, науки, общественного построения не раз появлялись творцы, которые своим гениальным талантом насыщали целые эпохи. Николай Рерих принадлежит именно к этой плеяде творцов – в том числе благодаря своей самоотверженной общественной деятельности в области охраны Культуры.

К началу ХХ века Рерих стал одним из самых авторитетных деятелей в области защиты культуры в России. Он был одним из главных организаторов Совета Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины, основателем и руководителем Общества возрождения художественной Руси, инициатором Фонда Древней Руси для изучения и поддержания памятников старины, членом правления Общества архитекторов-художников [2, с. 4–5].

В 1903 году, понимая огромное значение старины для будущего, Рерих напишет:

«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время, – хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями» [2, с. 8–9].

Десятилетия спустя в Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей будет сказано: «Исторические или традиционные ансамбли и их окружение следовало бы активно оберегать от всякого ущерба, в частности связанного <...> с ненужными пристройками и излишними или безвкусными перестройками во вред их самобытности» [3, ст. 4].

Важно отметить вклад Н.К.Рериха в разработку идей по охране красоты и характера пейзажей. Еще в 1901 году в статье «К природе», отмечая роль красоты пейзажа, его природной гармонии для восстановления физических, моральных и духовных сил человека и формулируя «требования заботливого отношения к природе и сохранения ее характерности» [4, с. 82], он пишет и о том, что внимание и меры по сохранению пейзажей и местностей должны распространяться на все области государства, ибо везде есть своеобразие и красота природных ландшафтов. Здесь же он говорит и о необходимости «сообразоваться при всяких сооружениях с окружающим пейзажем» [4, с. 81], о «сохранении мест, уже освященных природою, о сохранении исторических пейзажей и ансамблей» [4, с. 86].

Все это потом нашло свое выражение в Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей [5] и в ряде других международных актов ЮНЕСКО.

Во всем своем литературно-публицистическом творчестве Рерих не уставал повторять, что самое важное в деле охраны культуры – это воспитание уважения и любви к ценностям культуры в народе. Он писал об этом на основе своего многолетнего опыта. Не забудем, что в 20-е и 30-е годы прошлого века рериховские общества и комитеты Пакта Рериха, созданные более чем в 80 странах Европы, Америки и Азии, всегда имели основной задачей обращение внимания широкой общественности на огромную ценность культурных сокровищ, на необходимость их охранять и уважать. «Любовь к художественному и научному выражению народа, – писал Рерих в 1935 году, – священная внимательность к неповторимому творчеству не только должна принадлежать каким-то случайным чиновникам и надзирателям. Вся страна должна радоваться и болеть судьбою сокровищ народных» [6, с. 194].

Сегодня мы находим утверждение о необходимости воспитывать в народных массах понимание культурных ценностей и уважение к ним почти во всех международных актах ЮНЕСКО – в рекомендациях, декларациях и конвенциях. В Рекомендации 1968 года о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, сказано, что наилучшей гарантией сохранения культурных ценностей является уважение и любовь, проявляемые к ним самим народом, усиленные с помощью соответствующих мероприятий, проводимых государствами-членами [7, § 12].

Рерих был убежден, что искусство не может и не должно принадлежать элите. Он считал, что искусство, наука, духовность, иначе говоря, Красота и знание, – должны проникнуть и наполнить всю жизнь народа и тем самым преобразить ее. Он писал: «Дайте искусство народу, куда оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...» [8, с. 43] Когда эти строки писались, отмечает Рерих в 1931 году, «некоторые друзья улыбались между собою, перешептываясь: прекрасные мечты, но как отзовется на них жизнь?» [8, с. 43]. Жизнь полностью подтвердила чрезвычайную важность этой идеи Рериха. В преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира. В 1976 году ЮНЕСКО приняло специальную Рекомендацию об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь.

Говоря о деятельности Н.К.Рериха во имя сохранения и развития Культуры, мы не можем не упомянуть и о Центрально-Азиатской экспедиции, одной из крупнейших научных экспедиций ХХ века, и об основанном Рерихами Институте Гималайских исследований «Урусвати». Во время экспедиции Рерихи идентифицировали, документировали, исследовали и сохранили огромный материал – богатейший фольклор стран Центральной Азии, легенды, предания, обычаи, а также знания этих народов, идущие из глубины веков, относящиеся к природе и Вселенной. Таким образом, Рерихи внесли огромный вклад в охрану нематериального культурного наследия стран Азии, и этот вклад еще до конца не оценен в мировом масштабе. В условиях доминирующего тогда в науке европоцентризма Рерихам удалось благодаря Центрально-Азиатской экспедиции сформировать уважительное отношение к нематериальному культурному наследию Индии, Монголии, России, Тибета, Китая. Они привлекли внимание к нему не только на местном и национальном уровнях, но и на международном. Институтом «Урусвати» к участию в научном исследовании этого уникального нематериального культурного наследия было привлечено сообщество ученых ряда стран. Говоря об охране нематериального культурного наследия стран Азии, о воспитании глубокого уважения к нему, о привлечении внимания к его важности и о международном сотрудничестве в его научном исследовании, мы тем самым перечисляем все цели Международной конвенции ЮНЕСКО 2003 года об охране нематериального культурного наследия [9, ст. 1, 2], которые Рерихи уже в далекие 20-е и 30-е годы прошлого столетия во­площали в жизнь в широком масштабе, включив потенциал науки и неправительственных организаций. Именно потенциал научной мысли в сохранении нематериального культурного наследия, а также неправительственных научных, культурных и общественных организаций до конца еще, на наш взгляд, не осмыслен и не отражен в современных международных актах.

В основных направлениях плана действий по осуществлению Всеобщей декларации ЮНЕСКО 2001 года о культурном разнообразии сказано, что государства-члены обязуются сотрудничать в достижении «уважения и защиты традиционных знаний, в частности накопленных коренными народами; признания роли традиционных знаний, особенно в вопросах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, и поощрения синергии между современной наукой и знаниями местного населения» [10, прил. 2, ст. 14]. Огромный вклад Рерихов и созданного ими Института «Урусвати» состоит в том, что уже в 30-е годы прошлого столетия началось сотрудничество между современной наукой и традиционными знаниями, причем не только в области охраны окружающей среды, но и в сфере медицины, фармакопеи, филологических наук – перечисление далеко не исчерпывающе. Опыт «Урусвати» в исследовании традиционных знаний народов Центральной Азии требует особого изучения, как один из путей решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия народов мира. Особо следует отметить, что в «Урусвати» работа западных ученых и представителей местных традиций производилась на основе методологии познания Живой Этики и космизма. Эта методология признает одинаково равноценными два источника познания: научный и метанаучный, – знания, добытые эмпирическим путем, и знания, полученные через внутреннее, духовное пространство человека. Именно эта методология дала возможность уже тогда не только смело подойти к традиционному знанию Азии без предрассудков и предубеждений, но и привлекать к сотрудничеству местных носителей этого знания и глубоких, вековых традиций.

Все, кто знаком с творчеством Н.К.Рериха, знают, как много он писал о том, что именно Культура есть двигатель развития, в том числе и экономического [2, с. 27]. Культура не отвлеченность, не абстракция, не развлечение для избранных и не бремя для бюджета. Именно культура, которая есть знание и Красота, может привести к расцвету стран. Об этом свидетельствуют целые исторические периоды. Эта важнейшая мысль Рериха медленно, по­степенно, но все более прочно утверждается в современной жизни. Именно о культуре, как важнейшем аспекте развития, сказано во многих актах ЮНЕСКО: в Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ [7, § 11, ст. 19], в Рекомендации об охране культурного и природного наследия в национальном плане [11, § 2, ст. 7, 8], в Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей [3, ст. 33], в Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь [12, § 4], во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии [10, ст. 3, 11], в Международной конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения [13, § 3, 6, п. 5–6; ст. 2, 13]. Однако важнейший аспект, важнейшая грань этой мысли Рериха все еще недостаточно понята в глобальном масштабе. Мы имеем в виду следующее: «Кто-то может спросить, – пишет Рерих, – неужели именно теперь, во время общего материального кризиса, уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.

Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного» [8, с. 50].

Изучая творчество Рериха, его осуществленные культурные проекты, с одной стороны, и международные акты ЮНЕСКО, с другой, можно снова и снова удивляться тому, насколько созвучны их идеи. Укажем еще на некоторые из них.

Это и роль женщины; известно, что Рерих чрезвычайно высоко ценил творческий потенциал женщин и считал будущую эпоху – эпохой Культуры и эпохой женщины: «Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении.

Перечислять совершенное и вдохновленное женщиной, значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении Прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что сужденная эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет самым верным союзником и проводником этих основ в глубине человеческого сознания?» [14, с. 39]. Это и положение, быт художников и людей творческого труда, о котором Рерих немало заботился: «Мне приходилось постоянно выступать за сохранение сокровищ творчества и за улучшение быта художников и ученых. И эти мои зовы никто не считал чем-то сверхъестественно божественным, но, наоборот, к моему сердечному удовлетворению, мне неоднократно удавалось помочь моим собратьям в искусстве и науке» [15, с. 36]. Это и значение национальной культуры, а также достоинство и ценность культуры каждого народа: «Конечно, наша основная программа действия – обмениваться художественными выявлениями всех отраслей и научными проявлениями, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов» [16, с. 31]. Это и разнообразие культур, форм культурного самовыражения.

Если продолжить образное сравнение со зданием – с прекрасным храмом Культуры, храмом ее охранения и развития, – то можно сказать, что купол храма Культуры Н.К.Рерих видел всеобъемлющим, вмещающим все культуры, все языки и все выражения, дающим возможность расцвета всем цветам культуры и обеспечивающим, наконец, прочный мир во всем мире. Не забудем, что при жизни Рериха эти идеи – о достижении мира через культуру и о мире во всем мире – нередко считали утопией, но сегодня в том, что именно культура является путем к миру, уже нет сомнений. Мы видим присутствие этой величайшей идеи в Уставе ЮНЕСКО, в Рекомендации ЮНЕСКО, касающейся наи­более эффективных мер обеспечения общедоступности музеев [17, § 5], в Декларации ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества [18, ст. 4; 7, п. 2; 9], в Рекомендации о международном обмене культурными ценностями [19, ст. 11], во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии [10, § 7], в Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия [9], в Международной конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения [13, § 4] и в ряде других международных актов. И вслед за Рерихом мы со всей убежденностью утверждаем другую его величайшую идею – о том, что мир во всем мире возможен и его прочный фундамент – Культура. Знамя Мира напоминает молодежи, самой широкой общественности о необходимости оберегать, уважать и любить сокровища Культуры. Знамя Мира воспитывает терпимость, доброжелательность и уважение к культуре любого народа, к любому языку и к любому человеку. Оно, как пишет Н.К.Рерих, «уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства» [8, с. 70]. Знамя Державы Рериха, Державы Культуры – есть действительно Знамя Мира. Ибо «там, где культура, там и мир» [8, с. 74].

Творческое наследие Н.К.Рериха чрезвычайно ценно для всех, кто работает в области Культуры, на поприще ее охранения и развития. Оно содержит кладезь идей, предложений и решений о лучшем охранении ценностей культуры, нематериального культурного наследия и природного наследия. Величайшее значение этих идей уже подтверждено самой жизнью.

Именно ввиду своей жизненности эти идеи явились источником, который насыщал за прошедшие 75 лет все аспекты работы по охране культуры в планетарном масштабе. Международно-правовые акты ЮНЕСКО, в которых эти идеи Николая Рериха нашли не только выражение, но и подтверждение, лучшее тому свидетельство.

Но далеко не все идеи Рериха нашли отражение в современных международно-правовых актах в области культуры. Многие из них, так же как и вполне конкретные предложения, еще ждут своего часа. Кроме того, напомним, что Рерих не только писал, – он действовал и создавал твердыни Культуры в Европе, Америке и Азии в труднейших условиях. Его пример служения Культуре, его опыт талантливого и успешного претворения идей по охране культурных ценностей в жизнь заслуживает пристального внимания. Сознательное изучение, исследование и практическое приложение творческого наследия Н.К.Рериха поможет сделать защиту Культуры более эффективной, создать действительные условия для ее расцвета.

 

Литература и примечания

[1] Знамя Мира: Сб. ст. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

[2] Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1993.

[3] Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей, 26 ноября 1976 г. Электронный ресурс: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001140/114038rb.pdf#page=134.

[4] Рерих Н.К. К природе // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, 1999.

[5] Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местно­стей, 11 декабря 1962 г.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.

[7] Рекомендация ЮНЕСКО о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, 19 ноября 1968 г.

[8] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.

[9] Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, 17 октября 2003 г.

[10] Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2 ноября 2001 г.

[11] Рекомендация ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия в национальном плане, 16 ноября 1972 г.

[12] Рекомендация ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, 26 ноября 1976 г.

[13] Международная конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, 19 октября 2005 г.

[14] Рерих Н.К. Женщинам (1931) // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. См. также: Рекомендация ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, ст. 4 (с); Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Преамбула, § 10.

[15] Рерих Н.К. Наскоки (1931) // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. См. также: Рерих Н.К. Лихочасье // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. С. 48–51; Рекомендация ЮНЕСКО о положении творческих работников, 27 октября 1980 г.

[16] Рерих Н.К. Духовные сокровища (1931) // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. См. также: Декларация ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества, 4 ноября 1966 г.; п. 1, ст. 1: «Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять».

[17] Рекомендация ЮНЕСКО, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, 14 декабря 1960 г.

[18] Декларация ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества, 4 ноября 1966 г.

[19] Рекомендация ЮНЕСКО о международном обмене культурными ценностями, 26 ноября 1976 г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 352