Вклад семьи Рерихов в сближение между Востоком и Западом

А.В. Федотов,
доктор филологических наук, профессор Софийского университета Св. Климента Охридского, председатель ВАК Болгарии, София, Болгария

Прежде всего хочу представить вам книгу, которая была недавно опубликована в Болгарии. Эта книга содержит выступления болгарских ученых и общественных деятелей на конференции, посвященной Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов 1923–1928 годов. Эта конференция состоялась в Центре восточных языков и культур 23 октября 2009 года, а это, как вы все прекрасно знаете – день рождения Святослава Рериха, известного художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля, младшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Святослав Рерих – единственный из семьи Рерихов посетил Болгарию, и благодаря ему в 1978 году в Софии была организована крупная выставка картин Николая Константиновича Рериха. Кроме того, велика заслуга Святослава Николаевича в распространении идей семьи Рерихов в нашей стране.

В подготовке и организации этой конференции приняли участие Центр восточных языков и культур при Софийском университете святого Климента Охридского, Болгарский центр по проблемам космического мышления и Национальное общество имени Рерихов в Болгарии – член Международного Центра Рерихов.

Конференция привлекла внимание ученых и широкой общественности Болгарии. Материалы конференции собраны в этом сборнике. Сборник предваряет статья первого вице-президента Международного Центра Рерихов, Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха, академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой «Земной маршрут космической эволюции», посвященная Центрально-Азиатской экспедиции. И в качестве нашего скромного вклада в дело распространения идей семьи Рерихов я бы хотел преподнести этот сборник Музею.

Двадцатый век навсегда останется в памяти человечества как век тяжелых испытаний – это и две мировые войны, и многочисленные региональные и локальные конфликты. Но двадцатый век – это еще и век национально-освободительного движения в Азии и Африке, обретения свободы десятками народов. Двадцатый век – это и век сближения двух мегацивилизаций – восточной и западной, век налаживания взаимного понимания и доверия, поиска общих корней и построения совместного будущего.

Семья Рерихов как никто другой способствовала взаимному пониманию Запада и Востока. Прежде всего, члены семьи Рерихов первыми осознали, сколь важно это понимание, сколь важно сближение между Западом и Востоком. Они шли к этому своим путем – через науку и искусство, через культуру и право. Всем известно, что Запад давно пытался взглянуть на Восток, примериться к нему силой, дабы, извлечь из этого наибольшую пользу.

Многочисленные путешественники описывали необыкновенные страны и народы, вглядывались в тамошнюю экзотику глазами сторонних наблюдателей, пусть даже ученых наблюдателей. В своих описаниях они делились своими впечатлениями, главным образом подчеркивая различия, несоответствия, непонимание.

Шли годы... Запад приобрел силу и технологическую мощь, которая позволила ему подчинить почти весь Восток. Овладев его территорией, его богатствами, Запад предпринимал робкие попытки проникнуть в тайны Востока. Но от этого Восток не стал для Запада ближе... Давайте вспомним известные слова знаменитого автора «Книги джунглей», первого английского писателя, получившего Нобелевскую премию в области литературы, Редьярда Киплинга о невозможности встречи между Западом и Востоком [1]. Его слова – это тоже следствие непонимания и, я бы сказал, культурной и даже цивилизационной предвзятости. Даже в ХХ веке Запад рассматривал Восток как иной мир, а его обитателей – как иных людей.

Пусть это не покажется преувеличением, но я искренне считаю, что Центрально-Азиатская экспедиция 1923–1928 годов первой из числа всех экспедиций в Азию поставила своей целью поиск общего, поиск того, что объединяет жителей Востока и Запада, того, что может и должно стать единым культурным и духовным наследием. Эта экспедиция явилась очень серьезным научным проектом, а поэтому относиться к ее результатам следует также со всей серьезностью и ответственностью.

У этой экспедиции была непростая судьба: она состоялась вопреки многочисленным трудностям, начавшимся еще во время ее подготовки, и почти неопреодолимым препятствиям, которые чинили ее участникам в период ее осуществления. И поныне значение этой экспедиции, ее научные результаты кое-кем подвергаются необоснованным сомнениям, но ничто не может искоренить воспоминания индийцев, цейлонцев, кашмирцев, ладакцев, тибетцев, уйгуров, ойратов, монголов и представителей многих других народов об удивительных встречах с семьей Рерихов по маршруту экспедиции, никто не может предать забвению собранные свидетельства уникальной материальной и духовной культуры восточных стран. Участники экспедиции прошли двадцать пять тысяч километров, изучили многочисленные археологические памятники, собрали огромный ботанический, геологический, этнографический, фольклорный, культурологический и языковой материал. Н.К.Рерихом было создано более 500 полотен, этюдов и рисунков, которые впоследствии были переданы в Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, в музеи Индии, Китая, России и Монголии. По окончании экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт Гималайских исследований «Урусвати», который поставил своей целью обработку собранного научного материала и комплексное изучение Центральной и Южной Азии, оказавшей огромное влияние на развитие мировой культуры.

Успеху экспедиции в значительной степени способствовало личное участие в ней старшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – Юрия. Юрий Николаевич Рерих по праву считается одним из самых блестящих востоковедов ХХ века. Надо отметить, что интерес к Востоку был присущ всей семье Рерихов, в том числе и Николаю Константиновичу, который всегда интересовался восточными сюжетами и мотивами и использовал их в своем творчестве. Восток привлекал своими богатыми духовными и культурными традициями, глубиной философских концепций и постулатов, незыблемостью нравственных и моральных положений. Увлеченность Востоком родители передали своим сыновьям, что, наверное, предопределило профессиональную судьбу Юрия Николаевича Рериха.

Поиск единых исторических и культурных корней Запада и Востока велся всеми членами семьи Рерихов сознательно и целеустремленно. Вклад каждого из них – Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича – по-своему уникален и неповторим.

Николай Константинович Рерих – выдающийся мыслитель и художник ХІХ–ХХ веков, досконально знавший традиции европейского, в том числе русского искусства и культуры, – посвятил вторую половину своей жизни изучению и исследованию культуры и истории Востока. Это изучение велось им с философских и культурологических позиций. Со стороны Николая Константиновича приобщение к Востоку было сознательным и закономерным актом, тем делом, которое увенчалось появлением Пакта Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанного 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне.

Огромную лепту в подготовку этого знаменательного события внесла Елена Иванова Рерих – самый верный сподвижник Николая Константиновича в течение всей его жизни. Елена Ивановна, которую смело можно назвать со-мыслителем и со-творцом Николая Константиновича, обладала исключительно глубокими познаниями в области восточной философии, культуры, литературы, истории, искусства, что дает нам полное право назвать ее уникальным ученым и исследователем, философом и деятелем культуры. Ее вклад в создание философского Учения Живой Этики, в повсеместное распространение идей Николая Константиновича Рериха, в открытие Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, и конечно, в появление упомянутого мною Пакта Рериха трудно переоценить.

Святослав Рерих, как и его старший брат, тоже обеспечил успех Центрально-Азиатской экспедиции. Во-первых, он принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Уже в 19 лет, в 1923 году, он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впослед­ствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Наряду с этим он продолжал занятия живописью, которые в будущем поставят его в один ряд с самыми известными художниками ХХ века.

В 1924 году Святослав Рерих возвращается из Индии в США, где принимает участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Николая Константиновича Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу его родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их научной и исследовательской деятельности. Именно общее дело семьи Рерихов, жизненный путь каждого из членов этой семьи стали своевременным и неоценимым вкладом в сближение Востока и Запада.


[1] «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» (Р.Киплинг). – Прим. ред.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 299