Историко-археологическая подоплёка Пакта Рериха

Ю.А. Шилов,
профессор Межрегиональной академии управления персоналом,
Украина

На рисунках 1–5 представлены прорисовки (вид сверху) чаш и амфор Кукутеньско-Трипольской археологической культуры Молдовы и Украины (4100–3200 лет до н.э.) [1]. Данные примеры – из огромного фонда артефактов.

 

shilov pic1 shilov pic2 shilov pic3
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

 

Орнаментика центрального сосуда (рис. 3) особенно близка к символике Знамени Мира [2, с. 65]. Древний гончар-мудрец так изобразил три источника живительных вод. Однако от этой композиции расходятся типологические ряды, уводящие в глубины архетипов человеческого естества (рис. 1–2) и космического мироздания (рис. 4–5). А это уже свидетельства адекватности образно-интуитивного восприятия обществом своего и вселенского бытия.

 

shilov pic4 shilov pic5
Рис. 4 Рис. 5

 

Триада, положенная в основу рассматриваемой орнаментики, отражает мифологию древнейших калиц-цивилизаций Аратты, более известной под условным названием «культура Кукутень-Триполье» (5400–2750 годы до н. э.) [3; 4; 5]. Помимо сел и прочих небольших поселений, она захватывала города площадью до 450 га, в которых было до 3 тысяч 1–3-этажных домов и до 15–30 тысяч населения. Самый большой город (между селами Вишнополь и Тальянки Тальновского р-на Черкасской обл.) имел очертания «стопы БОГА Вишну», который является главным божеством «Веды словена»* [4, с. 35–37; 6]. Помощником Вишну во гневе выступает Сива, называемый также Черно-БОГОМ; однако второй по важности – его светлый двойник Бело-БОГ. Это он уговаривает Вишну перестать гневаться на грешную молодежь и дать ей в наставники подрастающего Коляду, назначив его, «млада Браха», Третьим БОГОМ. Таким образом сложилась древнейшая из Троиц индоевропейских народов: Вишну, Бело-БОГ, Коляда-Браха.

Эта Троица «Веды словена» вполне сопоставима с индийским «Тройственным образом» Тримурти: Брахма, Шива, Вишну. Считается, что Шива – Черный БОГ аборигенов Индии. Но ведь и Сива – тоже Черно-БОГ. К тому же «Веда словена» знает Дургану – не только тезку, но и подобие Дурги, супруги Шивы. Ее темная ипостась Кали проступает в древних индоарийских названиях Северного Причерноморья, знавшего и различные воплощения Шивы [7, с. 114–115, 205, 244–245]. С другой стороны, в Индии обнаруживается множество причерноморских названий, включая пенджабскую Аратту-II. Это проявления индоевропейской общности языков и этнокультур [3; 5; 4].

Коляда стал покровителем калиц Аратты-I дунайско-днепровского региона. Так назывались древнейшие государственные образования, состоявшие из города, сел и обжитых околиц. В деревянных поселениях сложился уникальный обычай их самосожжения-обновления. По исследованиям археологов, это происходило раз в 60–100 лет, по-видимому, через три поколения, когда истощались земли округи. Отсюда берет начало индоарийское учение о четырех великих «поколениях» – югах «дня Брахмы», каждый из которых оканчивается вселенским пожаром. Ему сопутствует смена имени Дурги-Кали на Каларатри – «Ночь времени», в которой звучит традиция периодических сожжений обветшавших калиц Аратты [4].

 

shilov pic6 shilov pic7 shilov pic8
Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8

 

Замечено, что начало формирования цивилизаций всех обжитых континентов начиналось огромными изображениями (Наска, Дорсет, Мальта и др.). Аратта исключения не составляла. Наиболее представительна планировка города у села Майданецкое (недалеко от Вишнополя). По данным аэрофотосъемки, уточненной геофизической разведкой и археологическими изысканиями, планировка и семантика Майданецкого такова: три внешних ряда строений придавали городу яйцевидные очертания, ориентированные суженной частью на юг (рис. 6). К ней прилегала площадь. Внутреннее пространство было застроено нерегулярно, образуя некие фигуры. Особенно выразительна Рожаница, расположенная в северной половине «яйца» (рис. 6–7; сравните с яйцом-писанкой, рис. 10). Северо-восточная ориентировка ног БОГИНИ связана, очевидно, с идеей восхода–рождения летнего Солнца (его сына от мамы Вялканы, по «Веде словена») [6, c. 260–340].

 

shilov pic9 shilov pic10
Рис. 9 Рис. 10

 

Подобные символы Великой Матери Мира [2, с. 32–39, 325–330] широко распространены во всех этнокультурах Земли, – в частности Индии (рис. 9) и Украины (рис. 10). Характерны они и для археологической культуры Кукутень-Триполье (рис. 8), Румынии, Молдовы, Украины. В сентябре–октябре 2008 года в Ватикане прошла выставка «Великие цивилизации Старой Европы: Кукутень-Триполье (VI–III тыс. до н.э.)» [7], вызвавшая огромный интерес представителей посольств, учебных заведений, туристов, общественности Рима. Приведу в связи с этим высказывание Д.Штюдемана, Чрезвычайного и Полномочного посла Германии в Украине: «…вся европейская культура, я так считаю, связана с тем, что здесь произошло так много тысячелетий тому назад. Так что это не только ваше, это общечеловеческое наследие»**.

Между тем памятники первоосновы современной цивилизации, калицы скуп(щин)ы Аратты, погибают от карьеров и пашен, исчезают под современными селами и городами. Так, Киев скрыл под собой 15 таких памятников, население которых оставило доныне живущие предания, фольклор, орнаменты и прочее [3; 4; рис. 10].

Надеемся, что авторитет Пакта Рериха поможет взять под особую опеку основу индоевропейской и всей земной цивилизации.


* Тексты ведических преданий и песен, собранных в Родопах в середине XIX века южнославянским ученым Стефаном Ильичом Верковичем. – Прим. ред.

** Из документальных фильмов «Время собирать камни…» и «Свет для Мира». Киев, 2004.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ткачук Т.М. Знакові системи трипільсько-кукутенської культурно-історичної спільності (мальований посуд). Вінниця: Нова книга, 2005.

[2] Рерих Н.К. Держава света. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

[3] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

[4] Шилов Ю.О. Історична Аратта чи археологічне «Трипілля»? Київ: Аратта, 2009.

[5] Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999.

[6] Славянские Веды / Сост. А.И.Асов. М.: ФАИР-Пресс, 2003.

[7] Ursulescu N., Dergacev V., Shilov Y. Cucuteni–Trypillia: а Great Civilization of Old Europe // Catalogue. Rome–Vatican, 2008.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 345