Ю.Н. Рерих и его собрание тибетской живописи в коллекции Государственного Эрмитажа

Ю.И. Елихина,
старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного
Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской
коллекций, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург

 

Тибетская коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов. Большая ее часть представляет собой частные коллекции конца XIX – начала XX в.

Увлечение Востоком было в моде в русском обществе в конце XIX – начале XX в. В 1890-1891 гг. цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, совершил путешествие на Восток. В Зимнем дворце в личных кабинетах Николая II были также и предметы буддийского культа. Первые буддийские предметы появились в покоях наследника престола после его путешествия. Еще часть предметов добавилась после празднования 300-летия дома Романовых. Кроме того, он переписывался и обменивался подарками с китайским императором, тибетским Далай-ламой и монгольским Богдо-гегеном [1,с.14-20].

Русские путешественники привозили необычные находки из экспедиций в Центральную Азию, которые привлекали всеобщее внимание. Достаточно вспомнить такие имена, как Н.М.Пржевальский, П.К.Козлов, В.И.Роборовский, Г.Н.Потанин, М.В.Певцов, В.А.Обручев. Особое место в этом списке занимает Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха.

Камергер Николая II Эспер Эсперович Ухтомский (1861-1921) – публицист, дипломат, поэт и переводчик, собрал коллекцию буддийской скульптуры и живописи, насчитывающую более полутора тысяч памятников. Он много путешествовал, неоднократно посещал Калмыкию, Бурятию, Монголию и Китай. В период с 1886 по 1890 гг. Э.Э.Ухтомский неоднократно бывал на Востоке. Он посетил «буддийские монастыри Забайкалья, проехал Монголию от Кяхты до Великой стены, был в ламских святилищах Пекина». Публикация собрания Э.Э.Ухтомского, «Мифология буддизма в Тибете и Монголии», подготовленная А.Грюнведелем, была первой в России. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже коллекция получила большую золотую медаль и привлекла внимание всего европейского мира к искусству Тибета [2,с.101-116].

Растущий интерес русской общественности к Востоку в начале XX в. во многом определил направление исследований крупнейших ученых. Восточные мотивы все сильнее проникали в литературу и живопись того времени. Востоковедение становилось частью русской культуры, и Петербург начала XX в. был одним из крупнейших востоковедных центров мира.

Петр Кузьмич Козлов (1863-1935) – русский путешественник, исследователь Центральной Азии, участник и руководитель многих экспедиций. Благодаря его экспедициям коллекции Государственного Эрмитажа пополнились находками из Ноин-Улы (две тысячи экспонатов), Хара-Хото (три с половиной тысячи находок) и тибето-монгольской коллекцией буддийского искусства (триста двадцать восемь предметов).

Агафон Карлович Фаберже (1876-1951), второй сын Карла Густавовича Фаберже, знаменитого российского ювелира, был известным собирателем восточного искусства. Его коллекция буддийской скульптуры, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, насчитывает восемьдесят девять произведений бронзовой пластики.

Во время кругосветного путешествия в 1898 г. Агафон Карлович заинтересовался культурой Востока. Через десять лет в России он уже считался одним из лучших знатоков искусства Индии, Китая, Японии, а его богатейшая коллекция вызывала всеобщее восхищение. В Государственном Эрмитаже хранится только часть буддийской коллекции, которая насчитывала более трехсот экспонатов только на даче в Левашово [3,с.25]. До сих пор неизвестна судьба предметов, находившихся в его квартире.

Борис Иванович Панкратов (1892-1979) – один из самых крупных востоковедов 30-70-х гг. XX в., занимавшихся изучением Дальнего Востока, был человеком необычайной широты научных знаний и интересов. Во время дипломатической работы в Китае, в поездках по Монголии и Бурятии Борис Иванович собирал живопись, ксилографы и предметы культа [4,с.5-43]. После его смерти эти предметы были приобретены Государственным Эрмитажем.

Юрий Николаевич Рерих (1902-1960) – выдающийся востоковед, блестящий лингвист и переводчик, исследователь Центральной Азии, автор трудов по индологии, тибетологии и монголоведению – был прекрасным знатоком тибетского искусства.

В 1924 г. его отцом Н.К. Рерихом были организованы научные экспедиции по Сиккиму и Бутану, а в 1925 г. началась большая Центрально-Азиатская экспедиция (1925-1928), в которой Юрий Николаевич принял самое активное участие. В Восточных Гималаях, в княжестве Сикким – одном из древнейших очагов буддийской культуры, начинается самостоятельная научная деятельность Ю.Н. Рериха. Он начал собирать танки [5] в 1924 г. во время своего пребывания в Сиккиме, затем в экспедиции по Центральной Азии и продолжал заниматься этим всю жизнь. Часть собрания Ю.Н. Рериха, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, насчитывает сорок четыре танки. Они были приобретены музеем в 1967 г., а через год была проведена небольшая выставка, на которой была представлена часть из этих произведений.

Ю.Н. Рерих написал первую в мировом искусствоведении монографию «Тибетская живопись». Она была издана в Париже в 1925 г. на английском языке. В истории мировой науки Ю.Н. Рерих остается первым исследователем тибетской живописи. На русском языке этот труд вышел в свет только в 2000 г. [6].

Благодаря тому, что танки собирались в разных местах, где останавливалась экспедиция: в Сиккиме, Бутане, Ладакхе, Монголии, Китае, части территории Тибета, собрание Ю.Н. Рериха содержит наиболее значимые для коллекции Государственного Эрмитажа произведения тибетской живописи.

В собрании Ю.Н. Рериха часть танок представляет собой живописные образцы (32), часть ксилографические [7] (2), некоторые являются росписью по холсту, на который в технике ксилографии был нанесен контур (10). Судя по количеству однотипных танок, имеющихся в различных музеях мира, роспись по холсту, на который в технике ксилографической печати был нанесен контур, не являлась редкостью в тибетской традиции XVII-XIX вв.

Большая часть коллекции Ю.Н. Рериха состоит из отдельных танок, не входящих в циклы. На них изображены Ади-Будда Ваджрасаттва, Будда Шакьямуни, чистая земля Будды Амитабхи, Будда врачевания Бхайшаджьягуру, бодхисаттвы Манджушри и Авалокитешвара, Белая и Зеленая Тары, гневные божества – Ваджрапани, Хаягрива, Яма, а также ламы Падмасамбхава, Цзонхава и другие персонажи. К циклам танок относятся изображения воплощений Панчен-ламы и Будды Шакьямуни с шестнадцатью архатами.

В обрамления некоторых танок из коллекции Ю.Н. Рериха вшиты фрагменты шелковых тканей, выполненных в технике косы [8]. Сами обрамления являются интересными образцами китайского шелка с его традиционными орнаментами и различных вышивок XVII-XIX вв.

Тибетское искусство является интернациональным, так как получило распространение у китайцев, непальцев, тангутов, монголов, бурят, калмыков, тувинцев, бутанцев, жителей Сиккима, Мустанга и Ладакха. Все эти народы исповедовали буддизм Ваджраяны и использовали технику тибетской живописи.

Танки развешивали в храмах и домах, их использовали в религиозных процессиях. Танки делали и очень маленькими, миниатюрными (тиб. tsak-li), и огромными. Одна из самых больших танок с изображением Будды Амитабхи находится в Потале и датируется концом XVII в. Ее размер пятьдесят пять на сорок семь метров. Кроме живописных (тиб. bris-thang), существовали танки, выполненные в технике аппликации, вышивки, тканые (кэсы) и отпечатанные ксилографическим способом (тиб. d’par-ma). Интерьеры многочисленных тибетских монастырей украшены настенной живописью (тиб. debs-ris). Часто настенная живопись сочеталась со скульптурой, дополняя ее. Вот как описывает такое сочетание в одном из буддийских монастырей Тибета Ю.Н. Рерих: «Центральная фигура Будды, сидящего в состоянии медитации, была выполнена из глины и покрыта позолотой. Мара-дьявол, искушающий Будду перед достижением полного просветления, и его войско были представлены на фреске [9] за изображением Будды» [10,с.446].

Танки по доминирующему цвету фона делятся на многоцветные, красные (тиб. dmar-thang), черные (тиб. nag-thang), золотые (тиб. gser-thang) и серебряные (тиб. dngul-thang). В коллекции Ю.Н. Рериха только одна танка написана на черном фоне, остальные – многоцветные.

Танки писали по заказам для выполнения определенного ритуала, в случае смерти члена семьи, при болезнях, несчастьях или в качестве подношения божеству. В случае смерти кого-либо танка писалась в течение семи дней, пока душа умершего проходила различные испытания.

Традиционно танку обрамляли шелком. По самому краю танку обшивали двумя узкими полосками шелка – красной (по краю образа) и желтой. Эти полоски символизировали радужное сияние, исходящее от образа. Затем пришивалась более широкая часть обрамления. Существуют специальные соотношения размеров танки и ее обрамления. Приблизительно две трети от размера образа снизу и четверть сверху. Дополнительно танку прикрывали тонкой шелковой занавеской (тиб. zal-khebs), которая защищала от пыли и копоти. Если танка делалась по специальному заказу или для храмов, то вместо шелка для обрамления могла использоваться золотая или серебряная китайская парча.

Из пяти живописных стилей в собрании Юрия Николаевича представлены два: «карма гардри» и «новый менри».

Некоторые танки являются единственными иконографическими образцами в коллекции Государственного Эрмитажа, как, например, «Падмасамбхава [И] и божества бардо [12]» (рис. 1), «Подношения гневным божествам» (рис. 2) и «Буддийский монастырь» (рис. 3). Танка с изображением божеств бардо является одной из самых сложных и многофигурных в тибетской традиции. Особенно интересны бородатые бутанские ламы, представленные среди учеников Падмасамбхавы, которые являются главным атрибутирующим фактором для этой танки. В собраниях Российских музеев бутанские танки, за исключением коллекции Ю.Н. Рериха, не представлены. Уникальным произведением бутанской живописи является образ божества милосердия Авалокитешвары Шадак-шари со свитой. Он написан в XVII в. на черном фоне преимущественно золотой краской и представляет собой блестящий образец бутанской живописи, аналогий которому нет даже в коллекциях Бутана.

Танка с изображением подношений гневным божествам в коллекции Эрмитажа также уникальна. На ней показан не только редкий набор жертвенных пирамидок из теста, но и удивительное многообразие форм этих подношений. Каждая форма соответствует определенному божеству, все подношения сопровождены тибетскими подписями. Впечатляет образ врага, которого тибетцы изображают скованным по рукам и ногам. Ритуалы, связанные с этим образом, еще недостаточно изучены, они относятся к тибетской магии и направлены не только на подавление вредоносных влияний демонов, населявших весь мир согласно мифологии, но и на защиту границ от реальных противников. Подобные ритуалы проводил пятый Далай-лама (1617-1682), основатель тибетского теократического государства, они описаны в его дневниках.

В коллекции Ю.Н. Рериха имеется танка с изображением буддийского монастыря. Любое изображение монастыря в XIX в. служило своего рода путеводителем по святым местам для паломников. Подобные танки-схемы существовали для знаменитого китайского монастырского комплекса Утайшань, для самых крупных тибетских монастырей, таких как Потала, Гандан, Ташилумпо и Сера. Изображения слонов и обезьян позволяют интерпретировать этот монастырь как непальский. Поэтому изображение непальского монастыря является уникальным для российских коллекций, которые сформировались преимущественно из китайских, монгольских, бурятских и калмыцких материалов.

Особенный интерес представляют такие танки, как «Яма [13] и ад», «Белая Тара [14]» и «Пятый Далай-лама».

Таким образом, в истории формирования коллекций Государственного Эрмитажа имя Ю.Н. Рериха стоит в одном ряду с крупнейшими коллекционерами, учеными и путешественниками XIX-XX вв. Благодаря тому, что коллекция была собрана уникальным специалистом, она остается одним из самых интересных тибетских живописных собраний музеев России.

 

Литература и примечания:

  1. Елихина Ю.И. Буддийские дары дому Романовых из Галереи Драгоценностей // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006.
  2. Леонов ГА. Э.Э.Ухтомский. К истории ламаистского собрания Государственного Эрмитажа // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск: Издательство «Наука», сибирское отделение, 1985.
  3. Александрова Е.Л. Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое. СПб.: Лики России, 2008.
  4. Кроль Ю.Л. Жизнь и научно-педагогическая деятельность Б.И.Панкратова (1892-1979) // Страны и народы Востока. Вып. XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998.
  5. Танка (тиб. thang-ka) – буддийский свиток, написанный минеральными красками на полотне.
  6. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. Самара: Издательский дом «Агни», 2000.
  7. Ксилография – техника печати с деревянных (реже с металлических) досок. Текст вырезался на доске в зеркальном отображении, затем доску пропитывали маслом и краской (черной или красной). Эта техника печати появилась в Китае в конце VI – начале VII в. и затем получила распространение на Дальнем Востоке и в Центральной Азии. Ксилографические доски хранились в печатнях при монастырях. Таким способом печатали огромными тиражами буддийские книги и различные образы божеств.
  8. Кэсы – особая китайская техника плетения гобелена. Маленькие одноцветные кусочки шелка ткали отдельно и затем сшивали, подбирая по цвету.
  9. Термин «фреска» в современном искусствоведении не употребляется по отношению к буддийской настенной живописи, украшающей интерьеры монастырей или пещерных комплексов. Этот термин относится только к работам итальянских художников эпохи Возрождения, европейским и русским художникам, которые использовали эту технику.
  10. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Издательство «Агни», 1994.
  11. Падмасамбхава – тантрист и маг, живший в VIII в.
  12. Бардо – промежуточное состояние между смертью и последующим рождением.
  13. Яма – бог смерти и судья. Это произведение служило своего рода политическим плакатом, т.к. на танке изображены фигурки двух англичан, которых тянет в ад помощник Ямы. Танка была написана после английского вторжения в Тибет (1903-1904 гг.).
  14. Белая Тара – богиня-спасительница, помогает в разных жизненных ситуациях и дарует долголетие.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 144