• Главная
  • • Святослав Рерих. Искусство и Жизнь

Рерих Святослав. Искусство и Жизнь

СЛОВАРЬ

Абсолют (лат.), духовное первоначало всего сущего, вечная, неизменная первооснова мира, не имеющий атрибутов Универсальный Принцип.

Аджанта (Западная Индия), комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей (2 в. до н.э. – 7 в. н.э.), славящихся своей настенной живописью, выполненной яичной темперой (с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем) на особом грунте.

Алхимики, алхимия (лат. от араб, химия Природы), один из древнейших известных миру наук, архаическая ветвь философии, лежащая в основе всех мифологий, особая форма знания, рассматривающая тончайшие силы Природы и те разнообразные условия, при которых они выявляются. Основной сутью «делания алхимика», т.е. получения философского камня, или эликсира жизни, который лечит несовершенство всего – от металлов до живых организмов, является очищение материи до состояния первоматерии, возвращение существующих элементов к их первичным природным субстанциям. Важнейшая составляющая алхимической формулы тайный огонь, тончайшее вещество, существующее в природе самого человека и оказывающее на субстанцию химическое воздействие. Как и всякая сокровенная наука, алхимия изучается в трех аспектах – земном, человеческом и космическом; символический ее смысл заключается в трансмутации, или преобразовании, низшей, животной природы человека в высшую, божественную. Камень, или истинное Делание, по утверждению одного из алхимиков, «меняет человека в лучшую сторону, уничтожая в нем корень всякого греха». Подражая Природе в процессах преобразования стихий, алхимики считали, что своим «Царственным Искусством» они «угождают Природе», помогая ей довести до совершенства то, на что самой Природе потребовались бы тысячелетия.

Архат (санскр. достойный), в буддизме достигший высокого уровня духовного развития, истинного понимания природы вещей, освободившийся от необходимости перерождений.

Атанор (от араб, печь), в буквальном значении – печь алхимика, в символическом – тончайшее вещество психо-духовного свойства.

Аура (греч. дуновение ветерка), совокупность энергетических излучений, исходящих от тонких, невидимых обычным зрением структур человека и образующих так называемое биополе, которое отражает как его общий духовный уровень, так и сиюминутные психические состояния и настроения.

Беноццо Гоццоли (1420-1497), итальянский скульптор и живописец, представитель Раннего Возрождения, автор трех больших фресковых циклов (дворец Медичи-Риккарди во Флоренции, церковь Сайт Агостино в Сан Джиминьяно, кладбище Кампо Санто в Пизе).

Веласкес (собств. Родригес де Сильва Веласкес) Диего (1599‑1660), испанский живописец, один из величайших реалистов европейского искусства; его портреты отличают глубина психологического анализа и чеканная отточенность характеристик.

ГогенПоль (1848-1903), французский живописец, один из главных представителей постимпрессионизма, в творчестве которого особую роль играл цвет. По мысли художника, интенсивность цвета на полотне должна была выразить сущность цвета в природе.

Гольбейн (Хольбейн) Ханс Младший (1497-1543), немецкий живописец и график, представитель Северного Возрождения, творческая индивидуальность которого наиболее ярко проявилась в портретном жанре.

Давид Герард (ок. 1460-1523), нидерландский живописец, представитель Северного Возрождения, картины которого отличаются мягкой поэтичностью настроения.

Девачан (санскр. Обитель богов), в буддизме промежуточное состояние между двумя земными жизнями, место отдыха между воплощениями и усвоения полученного в них опыта.

Делакруа Эжен (1798-1863), французский живописец и график, глава французского романтизма, автор сочинений о прекрасном и об искусстве.

Дополнительные цвета, условное название диаметрально противоположных по спектру цветов (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).

Импрессионисты, представители импрессионизма (от франц. впечатление), течения французской живописи последней трети 19 – начала 20 в., которые считаются создателями живописной системы, обусловленной работой художника на пленэре (открытом воздухе). Стремясь передать непосредственное впечатление от сверкающего солнечного света, богатства красок в природе, зрительного растворения предметов в свето-воздушной среде, импрессионисты, опираясь на закон оптического смешения цвета, использовали прием разложения сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками, а также применяли цветные тени и рефлексы в соответствии с законом цветового контраста.

Итальянские примитивы, картины художников Раннего Возрождения (П. Учелло, фра Анджелико, Ф. Липпи, Б. Гоццоли, А. Пизанелло, С. Мартини и др.).

Карма (санскр. деяние, плод действия), в узком смысле действие, в универсальном значении Закон причинно-следственной связи, посредством которого в Космосе осуществляется высшая справедливость, приводящая каждую причину к своему следствию; Закон воздаяния, служащий для восстановления нарушенной мировой гармонии, божественного порядка.

Клуэ Жан (1475-1541), французский живописец и рисовальщик, представитель Французского Ренессанса, автор психологически тонких, совершенных по рисунку и виртуозных по живописи портретов.

Корпусная краска, плотный, непрозрачный слой краски.

Корреджо (собств. Аллегри) Антонио (ок. 1489-1534), итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения, в творчестве которого уже наметились черты упадка высокого стиля.

Леонардо да Винчи (1452-1519), один из титанов Итальянского Возрождения, основоположник стиля Высокого Возрождения, живописец, рисовальщик, скульптор, архитектор, музыкант, инженер, химик, ботаник, астроном; ученый, теоретическая мысль которого во многих своих положениях предвосхитила развитие европейской науки на целые столетия. Совместив в своем творчестве методы научного и художественного мышления, он видел в искусстве, прежде всего, средство познания мира.

Лессировка (от нем. покрывать глазурью), тонкий, прозрачный или полупрозрачный слой красок, наносимый на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита; третий слой в классическом методе.

Лестница Иакова, представшая во сне Иакову, библейскому патриарху, родоначальнику народа Израилева лестница, соединяющая небо и землю, по которой восходят и нисходят Ангелы, посредники между Богом и человеком; лестница духовного восхождения.

Локальные краски, чистые, несмешанные, непреломленные тона, связанные в нашем представлении с основным цветом какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), один из титанов Итальянского Возрождения, скульптор, живописец, рисовальщик, архитектор, военный инженер, поэт, мыслитель-неоплатоник, страстный борец за высшие гуманистические идеалы, в духовном облике и творчестве которого нашли свое выражение все основные и самые ценные черты эпохи.

Могольская школа миниатюры, сложилась на основе художественных традиций Средней Азии, Ирана и местных индийских школ живописи; возникла при дворе Великих Моголов и просуществовала с середины 16 до середины 18 в.

Модернизм (франц. от лат. новый, современный), общее обозначение художественных течений 20 в., в основе которых лежит формальный эксперимент и отказ от традиций искусства.

Натурализм (франц. от лат. природа, естество), в широком смысле – тенденция к максимально точному изображению, фиксированию отдельных явлений действительности во всей их конкретной полноте без учета связей и отношений с другими явлениями, а также субъективно-эмоционального и интеллектуального отношения к ним художника.

Нервные центры (или чакры), особые психофизиологические тонкие механизмы, нервно-психические узлы, являющиеся зонами концентрации психической энергии, центры высшего сознания человека.

Нирвана (санскр. угасание), в буквальном смысле означает отсутствие паутины желаний, вызывающей цепь перерождений; состояние высшего напряжения энергии как выражение достижения высшей степени совершенства в соответствии с определенной стадией эволюции.

Ноумен (греч.), умопостигаемая истинная, сущностная природа Бытия, в отличие от феномена – иллюзорного объекта чувственного созерцания.

Парабрахман(Парабрахм) (санскр. за пределами Брахмы), одно из основных понятий индуизма, то же, что и Абсолют; безличный Универсальный Принцип, Беспричинная Причина, Источник всего сущего, Реальность, не имеющая себе подобной, беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себя потенциальное Пространство.

Пастель (от итал, тесто), живопись цветными мелками, которые имеют мало связующих веществ и дают красивые бархатисто-мягкие тона. Основной недостаток пастели – ее сыпучесть, недолговечность.

Пигмент (от лат. краска), порошкообразные сухие краски, цветовая основа любого красочного материала в живописи; отличительные же свойства красок в тех или иных видах живописной техники (масляная живопись, темпера, акварель, гуашь, пастель и др.) обусловлены особенностями примешанных к ним связующих веществ, главная задача которых – закрепить краски в грунте и связать их друг с другом.

План (лат. уровень), качество определенного состояния сознания и соответствующего ему качества материи, воспринимаемого через центры высшего сознания человека.

Платон (427-347 до н.э.), древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии; в своих трудах неоднократно обращался к вопросам о прекрасном и об искусстве, неразрывно связанных у него с теорией идеи, души и совершенного государства; именно от Платона берет начало известная триада наивысших человеческих ценностей: прекрасное, мудрость и благо (красота, истина и благо).

Подмалевок, или основа, в классическом методе живописи, базирующемся на последовательности трех слоев, – второй, основной слой картины, выполненный кроющими, непрозрачными, красками (как правило, подцвеченными белилами), в котором выделяются обычно все светлые места картины и дается лепка формы. В подмалевке, который потом просвечивает сквозь прозрачный верхний слой, особенно ярко проявляется характер мазка, индивидуальный почерк художника.

Постимпрессионисты, здесь: французские художники, которые в ранний период своего творчества были импрессионистами, но, исчерпав возможности этого метода, обратились к поискам нового стиля (В. Ван Гог, П. Гоген, Ж. Сёра, П. Синьяк, П. Сезанн).

Примитивы (фр. от лат. первый, самый ранний), так в старой литературе по истории искусства часто называли ранние памятники живописи европейского Возрождения. О примитивах писал и Н.К. Рерих, увлеченно собиравший старых нидерландцев и считавший их очень близкими современной ему художественной школе.

Протей (греч.), в греческой мифологии морское божество, обладающее способностью принимать облик различных существ; аллегория материи.

Раджпутская школа миниатюры, объединяла художников различных местных школ Раджастана и горных районов северного Пенджаба; существовала задолго до прихода Моголов, наивысшего своего взлета достигла в 17 – начале 19 в.

Рамакришна Парамахамса (собств. Гададхар Чаттерджи, 1836-1886), индийский философ-мистик, один из крупнейших духовно-религиозных реформаторов; утверждая, что все религии истинны и представляют собой различные пути к одному и тому же Богу, проповедовал единую духовную всечеловеческую религию.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик, офортист, великий мастер светотени; одной из характерных черт его живописи является использование красочных слоев разной плотности.

Рефлекс, в живописи часть поверхности, освещенная светом, отраженным от других предметов.

Самадхи (санскр. самообладание), в индуизме и буддизме состояние просветления, видения истинной сути вещей, достигаемое созерцательной практикой и обретением полного контроля над всеми своими проявлениями на всех планах бытия.

Сарджент Джон Сингер (1856–1925), американский живописец, прославленный портретист.

Сикстинская капелла, бывшая домовая церковь в Ватикане, построенная по замыслу папы Сикста IV в 15 в., ныне музей. В данном случае речь идет о написанной на ее алтарной стене фреске Микеланджело «Страшный Суд» (1536-1541), которая своими огромными размерами, отсутствием рамы и безудержным вихрем движения, пронизывающим все изображение, подавляет все остальные фрески и ослабляет эффект потолочной росписи, также выполненной Микеланджело (1508-1512).

Симпатический (от греч.), отраженно возникающий в другом месте.

Текстура (от лат. тканье), структура, строение поверхности.

Темпера (от лат. смягчать, смешивать), живопись красками, которые разводятся водой и связующим веществом которых служат натуральные (яичный желток, белок, мед, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.) эмульсии; старинная техника живописи, которая в 16 в. была вытеснена масляной живописью, но с конца 19 в. вновь получила распространение.

Тициан (собств. Тициано Вечеллио, ок. 1476-1576), итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого Возрождения, один из величайших колористов в истории европейской живописи, которого можно назвать родоначальником живописного восприятия мира. В отличие от большинства художников, которые мыслили и строили форму линией, светотенью, отношением пропорций и объемов, Тициан мыслил и строил форму краской, отношением тонов. В этом смысле он был учителем всех великих живописцев последующих веков.

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл (1834-1903), американский живописец и график, с 1855 г. жил в Европе; пытаясь соединить в своем творчестве «эллинский классический идеал» и восточное искусство, использовал в своих работах мотивы японской цветной гравюры на дереве, проникшей в Европу в конце 19 в. и оказавшей влияние на многих европейских мастеров (Э. Манэ, Э. Дега, В. Ван Гог, П. Гоген) в их поисках обобщенного художественного языка.

Фактура (от лат. обработка), здесь: совокупность технических приемов обработки поверхности картины (способы наложения краски), используемых в качестве средств художественной выразительности.

Феникс (греч.), в древнегреческой мифологии сказочная птица, которая при приближении смерти сгорает в своем гнезде, а потом вновь возрождается из пепла; алхимический символ вечного обновления.

Фламандские примитивы, картины нидерландских художников 15‑16 вв. (братья Хуберт и Ян ванн Эйки, Р. Ванн дер Вейден, Д. Баутс, Х. Мемлинг, Г. Давид, И. Патинир, Л. Ванн Лейден, П. Брейгель Старший и др.).

Фра Анджелико (собств. фра Джованни да Фьезоле, ок. 1387‑1455), итальянский живописец-монах, представитель Раннего Возрождения, автор фресок монастыря Сан Марко во Флоренции.

Франкенштейн, творение рук человеческих, приносящее гибель своему создателю (по имени героя романа Мэри Шелли).

Фресковая живопись, фреска (от итал. свежий), как и в темперной технике, здесь используются краски, разведенные водой, но связующим веществом служит известь: живописец пишет прямо на стене, по сырой, свежей штукатурке, которая при высыхании очень прочно скрепляет красочный слой.

Хальс (Гальс) Франс (ок. 1580-1660), голландский живописец, основоположник голландского реалистического портрета.

Хогарт Уильям (1697-1764), английский живописец, график, теоретик искусства, основоположник социально-критического направления в европейской живописи. Для его этюда «Девушка с креветками» (1740‑е) характерны живая эскизная манера письма, эффекты разложения цвета.

Эскапизм (от англ, бегство от жизни), стремление личности уйти от действительности в некий вымышленный мир.

Summum Bonum (лат.), Высшее благо (здесь: высший смысл).

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 648