Самосовершенствование – служение эволюции

Л.Н. Осипова,
кандидат педагогических наук,
доцент Казанского государственного
энергетического университета

Сегодня мы все больше осознаем, что происходящий эволюционный процесс напрямую связан с нравственным потенциалом человечества. То, что оно недооценивает своего негативного влия­ния на всемирный ход истории, явно и неотвратимо остро проявляется сегодня. Это и техногенные и природные катастрофы, и изъяны в области воспитания и образования, других областях человеческой деятельности.

Написанная Николаем Константиновичем Рерихом еще в 1936 году картина «Армагеддон» заставляет задуматься, что ядовитый дым и смертоносный газ окутывают города, людей, которые бредут в поисках спасения, но ищут его в привычных для них направлениях. Однако история неоднократно показывала, что старыми мерами кризисные ситуации человечество преодолеть не может. Нужны новые люди, новые подходы.

Природные катаклизмы все больше убеждают в том, что достижения в благополучном устройстве жизни недостаточны, поскольку много материальных средств уходит на восстановление разрушенной инфраструктуры. А что ожидает нас впереди?

Между тем такая ситуация прогнозировалась с древних времен: «Человек, не устраивай землетрясение», – предупреждали мудрецы.

При неразумном использовании, скажем, природных ресурсов видно, как страдает природа, как она погибает. Тем более опасно неразумное, безответственное поведение человека по отношению к самому себе. Оно приводит к необратимым разрушительным последствиям духовного порядка.

Человек имеет свое очень важное предназначение, он не может жить только для удовлетворения своих жизненных потребностей и наслаждений. Ему отводится более ответственная задача – совершенствовать свой внутренний мир, развивать свой божественный потенциал, заложенный природой, достойно сотрудничать в разных мирах. Дух человеческий несет ответственность за все содеянное им.

Поэтому выход из сложившейся ситуации – в преображении сознания. Развитие сознания – процесс нескончаемый, как сказал поэт, «душа обязана трудиться и день и ночь». Важно понять, как трудиться, как найти тропу, единственный путь, который приведет к праведной жизни.

Много высоких источников знает человечество от начала свое­го существования, только беда в том, что потеряно понимание их смысла. Виной тому – многократные переводы, сознательные и бессознательные искажения, многочисленные толкования. Человек часто делает выводы, опираясь на свое личное видение, понимание, представление. Между тем «Космос шлет содействие, но человечество думает улучшить по-­своему», – говорится в Живой Этике [1, ч. I, 48].

Учение Живой Этики, как Учение Жизни, является творческим импульсом для самосовершенствования многих последовавших за Зовом. Без осознания основ Учения и их практического применения невозможно разумно, сознательно и успешно совершенствоваться дальше. Сегодня в жизни каждого человека наступает такой момент, который невозможно проигнорировать, отступить, нужна борьба, борьба с самим собой, причем не на смерть, а на жизнь.

Эта борьба имеет свои законы, условия, поражения и победы.

Все находятся на разных ступенях своего развития – это естественный путь совершенствования всего человечества и всей Вселенной. Каждый занимает законное место, перед Богом все равны.

Трудный путь праведной борьбы самосовершенствования можно успешно вести, соблюдая законы, в первую очередь такие как: Иерархии, Соизмеримости, Целесообразности, закон Причинно­-следственной связи и другие – они в полной мере представлены в Учении Живой Этики, синтезе всех высоких достижений в предыдущих религиях, науках, искусстве, и прописаны теми, кто прошел путь борьбы, кто победил, кто продолжает ее. Это святые религиозные деятели разных конфессий, великие ученые, творившие для блага человечества, это деятели высокого искусства.

Благодаря письмам Елены Ивановны Рерих, многие сложные понятия Учения стали доступны ее ученикам, последователям, наиболее продвинутым читателям. Ее эпистолярное наследие – руководство к сознательной жизни. Целая программа самосовершенствования заложена уже в первом письме двухтомника писем Елены Ивановны, вышедшем еще при ее жизни.

Обращаясь к молодым друзьям, она писала: «Перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний, и вы уже слышали о приближении нового времени. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. Поэтому мы зовем вас к усвоению великого значения творческой мысли, и первой ступенью на этом пути будет ОТКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ, освобождение от всех предрассудков, всех предвзятых и навязанных понятий» [2, с. 26].

Как видим, Елена Ивановна обращает внимание на необходимость сначала открыть свое сознание и испытать его, узнать возможности.

Многократно можно наблюдать, как человек действует в жизни, не осознавая, а лишь отвечая на раздражитель. Жизнь проходит день за днем, автоматически подчиняясь темпу событий, пока не происходит что­то ошеломляющее, чаще трагическое, заставляющее остановиться, задуматься, измениться. Именно радикальные изменения в жизни заставляют анализировать ее, искать ответы на вопросы, предъявляемые судьбой.

Картина Николая Константиновича Рериха «Слепой» (1941 г.) как нельзя лучше показывает это состояние человека. Духовный голод гонит на поиск необходимой пищи, но как распознать слепому, где жизнь? Не камень ли вместо хлеба? Не отдал ли золото вместо камня?

Как сказано в Учении: «…только слепой не видит направление эволюции. Когда же четко обозначена дверь знания, то не трудно устремиться из тьмы» [3, 49]. Но если знания использовать для личного процветания или применять как букву закона, то результат будет разрушающий, примеров чему много. К книжникам и законникам, исполнявшим букву закона, обращены слова Евангелия: «О, Фарисеи, слепые, очистите сперва чашу и блюда изнутри, чтобы и внутри и снаружи они стали чистыми» [4].

Современный человек страдает космической слепотой и не хочет прозреть. Это касается, прежде всего, руководителей разного уровня, влияющих на широкие слои населения. Воспитание и образование народа требует от них колоссальной ответственности за свои слова, поступки, принимаемые решения.

Скажем, обозначить направление развития России как спортивной державы – это ли подлинный путь к нашему процветанию? Спорт как бизнес, шоу, развлечение приводит к огрублению нравов и легкомыслию, что не способствует духовному и нравственному становлению детей и молодежи, общества в целом.

Все имеет свое место в разумном применении в равновесии и красоте. Спорту тоже найдется подобающее ему место, но не ведущее.

Россия – держава Культуры, Красоты и светлого будущего, и именно на это будущее надо работать сегодня.

Нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Лишь чистое сознание способно видеть и понимать: где забота об общем благе, там и будущее.

Высокое искусство пробуждает стремление к совершенствованию и несет понимание подвижничества, устремляет к правде, свету и красоте. Правая часть триптиха Святослава Николаевича Рериха «Распятое человечество» (1939–1942 гг.) «Куда идет человечество» взывает: остановись, подумай, ты в тупике, впереди бездна, где твое спасение?! Видишь плато, там можно переждать, уйти от толпы, найти узкий проход к новой жизни. Всегда есть выход – вверх, туда, где вершины, где Красота.

На пути подвига нет страха,

Но огонь сердца освещает путь правды.

Правда Вечности – в Красоте духа.

Дух знает, где Красота [5, 19 сентября 1922 г.].

Все движется, остановка движения всего сущего невозможна, можно изменить направление, принять решение об изменении жизни, устремиться к очищению чувств, сознания. Очищение – процесс трудный и бесконечный, на его пути много самообмана и заблуждений. В борьбе со своими недостатками и страстями человек испытывает страдания, а порой и горе. Приходится менять сложившиеся условия, мужественно принимать трудности, терпимо относиться к непониманию близкими людьми – это лишь малые препятствия на пути самовоспитания. Научимся радоваться препятствиям!

Опыт духовной жизни складывается постепенно, наслаиваясь на сознание. Как Великие учения приходят из одного источника, так и духовный опыт имеет одно основание и продвижение по пути его освоения требует преодоления ступени за ступенью.

На пути самосовершенствования человек проходит обозначенные в Учении «Степени познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, “Лампада пустыни”, “Пустынный лев”, сотрудник Начал, создатель. Каждая степень делится на три подстепени. Порядок их должен быть проходим постепенно» [3, 107]. Скачки и перепрыгивания со ступени на ступень невозможны, только законные накопления составляют высокое сознание. Закон причинно-следственной связи неумолим. Следствия, порожденные причинами, невозможно изменить, их необходимо прожить и извлечь правильный урок.

Наступило время воздаяния, что наглядно показано на второй картине Н.К.Рериха «Армагеддон» (1940 г.). Николай Константинович обращает внимание на опасное время: что предпринято, что изменилось? Все более и более разгорается огненная, неуправ­ляемая человеком стихия. А Елена Ивановна предостерегает: «Неко­торые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома» [6, с. 418].

Пожар, который видим на картинах, продолжается и сейчас. Как последнюю возможность что-­то осознать и изменить в жизни великий художник показывает в картине «Ангел последний» (1942 г.). Ангел стоит над горящим городом, в огненном окружении его огонь иного порядка, он небесный. Суровый и справедливый, Ангел предупреждает и зовет к преображению, меч духа обнажен. Свиток истины в руке, ключ наготове. Решающее время. Как человечество примет его послание?

Человечество распинает себя. То, как оно принимает и переживает все, что создало, мы видим на центральной части триптиха Святослава Николаевича Рериха «Распятое человечество». Как говорил сам автор: «Человечество распинает себя во времени и пространстве. Из разверстых небес низвергается на землю все­испепеляющий огонь. Это вселенское жертвенное распятие показано на фоне шествия воинов, пылающих городов, толпы отчаявшихся, обреченных, взывающих к кому­-то и свидетельствующих о чем-­то людей. Центральное полотно трактует уже разразившуюся катастрофу, это – сегодняшний день, к которому неминуемо подвели нас предшествующие годы и из которого должен родиться день зав­трашний» [7, с. 115].

Открыв сознание, продолжая работу над его очищением, нужно приступить далее к следующей ступени, обозначенной Еленой Ивановной Рерих: «Охватим взором всю ширь ночного неба, облетим мыслью все бесчисленные миры и тайники бесконечного Пространства. Ведь мысль в сущности своей безгранична, и лишь наше сознание ставит ей предел. Потому без промедления приступим к следующей ступени – расширению сознания» [2, с. 26].

Основным принципом, ведущим к расширению сознания, является принцип Иерархии. «Каждое зло в мире зарождается от противодействия великому принципу Иерархии. Каждая победа одерживается лишь принципом Иерархии, потому нужно так утвер­диться на утвержденной Иерархии» [8, 276]. Только Учитель может направить, только он знает все опасности и все возможности продвижения вперед. В Живой Этике читаем: «Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить.

Неумеющий мыслить попадает в лес противоречий, вместо того чтобы найти обобщающий смысл» [9, 521].

Человек, подчиненный своему эгоизму, двигается к духовной смерти. Только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти, эта любовь способствует возвышению духа и росту распознавания. «Лестница восхождения состоит из преданности Иерархии» [10, ч. III, 68].

Расширение сознания – процесс активный и добровольный. Он заключается в осознании жизни в мире многоплановом. Необходимо ощущать свою причастность к чему­-то светлому, очень важному и неизбежному, понимать зависимость всего сущего от космических законов, работать над очищением и утончением своих мыслей и чувств – тем самым быть сопричастным с жизнью всего сущего.

Человечество должно быть готово к тому, что его ожидают новые великие события, грядет эволюционное преображение планеты, и где оно окажется, зависит от его способности и готовности изменить себя, победить самого себя. Как современна и актуальна написанная Николаем Константиновичем Рерихом в 1942 г. картина «Победа (Змей Горыныч)», которая показывает, что без победы над своим Змеем Горынычем не подняться в Горний, высший мир.

К сожалению, как сказано в Учении, «люди не любят не только мыслить о происходящем внутри них, но они встретят враждебно каждую попытку направить мышление о их существе.

Учения говорят, что для продвижения нужна добрая воля. Также и для искоренения зла нужно согласие самого страждущего. У Нас потому печаль о зарождении злобного чудовища, что Мы предвидим, сколь сложная битва предстоит. Невозможно мечом, одним ударом, сразить все головы гидры. Сказано, что каждая капля крови ее порождает новых отпрысков, значит, нужно применить такие меры, чтобы чудовище погибло голодной смертью. Нужно пресечь питание чудовища, и оно исчезнет, превратившись в щепоть золы» [9, 480]. Безусловно, победа над змеем, когда все головы его уже мертвы и не смогут вырасти вновь – победа духовная.

Непрекращающуюся борьбу отражает и картина Святослава Николаевича Рериха «Победа», написанная в 1945 г. На ней мы видим, что победитель не испытывает радости от победы. «Любая победа мечом заставляет задуматься – полная ли и окончательная ли она? Меч – самая горькая и печальная необходимость, к тому же он никогда ничего окончательно не решал. Полная и безраздельная победа – это победа духа, победа светлой человеческой мысли над тьмой невежества и самости» [7, с. 135].

Кропотливая работа над усовершенствованием себя принесет свои прекрасные плоды. Наступит время, и можно будет продвинуться на духовном пути дальше. Е.И.Рерих обращает внимание на третью ступень, которая возможна при синтезе сознания: «Заложив в основание мощные достижения великих создателей нашего сознания, приступим к третьей ступени – к развитию своей мысли, своего творчества – и из новых сочетаний будем высекать новые иск­ры огня мысли, этого венца мироздания» [2, с. 27].

При правильном продвижении по духовному пути происходит освобождение сознания, понимание единосущности всего мироздания, единства всех миров. Когда Высшее ведет низшее, происходит трансмутация сознания. Объект эволюции – человек – переходит в великое служение, становится сознательным сотрудником, субъектом эволюции.

Обратимся еще раз к триптиху Святослава Николаевича Рериха «Распятое человечество». Он очень соответствует трем ступеням, обозначенным в первом письме двухтомника Елены Ивановны. Сам художник давал такое пояснение его левой части – «Освобождение»: «Это – война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических “я”, которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобожденный человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного “я”, без подлинного самоусовершенствования каждого человека человечеству не избежать повторения того, чему посвящены два других панно» [7, с. 116].

Подвижническая жизнь и творчество, как это убедительно видно на примере семьи Рерихов, показывает путь, который можно пройти, устремившись духом и сердцем к совершенным, освобожденным людям. На их опыте мы видим, как освобожденное сознание позволяет творить собственным духом и такие высокие труды, и произведения искусства, которые еще долго будут примером высокого служения общему благу.

Служение эволюции – это путь преображения себя, путь борьбы с собой, и нет более великой победы, нежели победа над собой. Учение Живой Этики несет знание, которое ведет к Победе тех, кто понял свой путь, кто принял Зов, кто идет по избранному пути и радостно принимает давления и притеснения, не изменяя своему устремлению. «Конечно, путь Служения может привести к высшему знанию. Только невежество могло привести планету в теперешнее состояние. Ведь человечество утеряло сознание красоты устремления, и строительство утвердилось на тупости и обособленности. Так единство Служения явилось как спасение для человечества. Ведь вся сила созидания держится на Иерархии. Так мощная нить соединяет весь Космос. Истинно, только в полном осознании Великого Служения можно понять красоту Духа и мощь Иерархии. Пространство зовет к исполнению великого закона, да, да, да! Так слагаются ступени истинной эволюции» [8, 174].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Учение Живой Этики. Беспредельность.

[2] Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1923–1938. В 2 т. Т. 1. Мн.: Белорус. фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[3] Учение Живой Этики. Агни Йога.

[4] Мф. 23:23–26.

[5] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Зов.

[6] Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1923–1938. В 2 т. Т. 2. Мн.: Белорус. фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[7] Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2004.

[8] Учение Живой Этики. Иерархия.

[9] Учение Живой Этики. Надземное.

[10] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

 

Метки: Осипова Л.Н.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 102