Рерих Святослав Николаевич (1904 – 1993)
«В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <...> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!»
Н.К. Рерих
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, с которым были связаны первые двенадцать лет его жизни. Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.
«Я очень интересовался орнитологией, зоологией, – вспоминал Святослав Николаевич. – Елена Ивановна собирала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. <…> Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями». Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами. В 1913 году он поступает в гимназию Карла Мая в Петербурге, где учится до 1916 года.
С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру, а через год продолжает архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса.
В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посещает Индию. Здесь он знакомится с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны. В Индии он положил начало своей уникальной коллекции произведений восточного искусства, которая, к сожалению, была почти полностью утрачена после его смерти.
В 1924 году С.Н. Рерих возвращается в США и принимает участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Н.К. Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности. Одновременно С.Н. Рерих продолжает совершенствоваться в живописи, много работает. В 1925 году ему присуждают высшую награду на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около ста его произведений. Последующие достижения молодого художника становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству.
Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна – изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Только портретов своего отца он написал около 30, один из них был приобретен Люксембургским музеем в Париже. В ту пору С.Н. Рериху было всего 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей.
Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам С.Н. Рерих: «<…> истоки моего искусства неразделимо связаны с Н[иколаем] К[онстантиновичем]». В то же время, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения.
Даже при кратком знакомстве с картинами Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всем проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
С 1931 года, постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимает активное участие в ее общественной и культурной жизни. Он очень любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н. Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.
После 1947 года С.Н. Рерих проводит большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. «Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>», – писал С.Н. Рерих одному из лидеров Индии Х. Кабиру. Благодаря усилиям С.Н. Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет С.Н. Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати». Возглавляя работу естественно-научного отдела, он проводит уникальные изыскания в различных областях естественно-научного знания. Этому способствовал редкостный дар духовного синтеза, которым он обладал. В основе естественно-научных интересов С.Н. Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями. Круг его научных интересов поражает: орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. Такая многообразная деятельность Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.
Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Сказать, что Святослав Николаевич был только ее последователем – значит сказать очень мало. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.
Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.
«<…> истина в Красоте, – сказано в одной из книг Живой Этики. – Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою». Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов С.Н. Рериха. Его как художника и мыслителя привлекала в первую очередь тайна Красоты рукотворной. «Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. <…> Невыразимая аура славы излучается великим произведением, – рассказывал Святослав Николаевич. – Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. <...> Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».
Святослав Николаевич был убежден, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня.
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.
Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <...> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству». Начиная с 1977 года С.Н. Рерих оказывал школе финансовую поддержку.
Святослав Николаевич хорошо известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден «Дружба народов», орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.
Первая выставка картин С.Н. Рериха на Родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Начиная с 1970-х годов выставки его живописи регулярно проходили по городам Советского Союза.
В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал СФР бесценное наследие свой семьи [1] – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 году, по инициативе С.Н.Рериха, в связи с распадом СССР, на базе наследия, ранее переданного Советскому Фонду Рерихов, был создан Международный Центр Рерихов, которому Святослав Николаевич своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года [2] передал это наследие. Именно оно составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. Святослав Николаевич Рерих был и до сих пор остается почетным президентом Международного Центра Рерихов.
С.Н. Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года.
Источник: Сайт Международного Центра Рерихов
Основные даты жизни и деятельности
(Источник: Справочник по наследию Рерихов. Т. 2, ч. 1: Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих. Биобиблиографический указатель. – М.: МЦР, 2016. С 58 – 61.)
1904, 10 (23) октября – родился в С.-Петербурге в семье Н.К.Рериха и Е.И.Рерих.
1913–17 – учеба в частной гимназии К.И.Мая; посещает специальные классы в Школе Общества Поощрения Художеств; интересуется естественными науками, участвует в археологических экспедициях отца по древнерусским городам.
1917 – вместе с семьей переезжает в г.Сердоболь (Сортавала), продолжает учебу с местными педагогами в объеме гимназического курса.
1919 – вместе с семьей переезжает в Лондон.
1919–20 – учится в подготовительной к Лондонскому университету школе и берет частные уроки для поступления на специальный курс архитектуры в Королевскую академию искусств.
1920 – переезд в США, куда Н.К.Рерих был приглашен для проведения выставочного турне.
1921–23 – учится на архитектурном отделении Колумбийского университета в Нью-Йорке, затем в Высшей архитектурной школе Гарварда, одновременно занимается на скульптурном отделении Массачусетского технологического института.
1921–31 – участвует в деятельности основанных Н.К.Рерихом МастерИнститута Объединенных искусств, Международного центра искусства «Corona Mundi» («Венец мира») в Нью-Йорке, а также Международного объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго; становится директором-куратором «Corona Mundi» (1924), вице-президентом Музея Рериха в Нью-Йорке (1928).
1923–24 – участие в Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, исследовательская работа в Сиккиме (Восточные Гималаи).
1925–26 – персональная выставка в США (Бостон, Нью-Йорк, Канзас, Дайтон, Чикаго). На международной выставке в Филадельфии, посвященной 150-летию подписания США Декларации независимости, получил премию и серебряную медаль за композицию фресок на восточные сюжеты.
1928–35 – активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха в США и Европе как один из учредителей Пакта.
1931–42 – участвует в работе Гималайского института научных исследований «Урусвати», основанного семьей Рерихов в Кулу (Индия).
1935–44 – выставки, в т. ч. персональные в США (Калифорния) и Индии (Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад). Совместные выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха (Дели, Траванкор, Бомбей).
1940–41 – персональная выставка «Картины Индии» в США (Филадельфия, Чикаго, Нью-Йорк).
1940–44 – выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Индии (Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдерабад, Индор, Барода, Дели, Траванкор, Бомбей). Перечисляет средства в пользу Красного Креста СССР и нужд Красной Армии.
1945, 23 августа – бракосочетание с Девикой Рани (урожд. Чоудхури), внучатой племянницей Р. Тагора, известной киноактрисой, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies».
1946–48 – организует работу по продвижению идей Пакта Рериха в Индии.
1947, декабрь – 1948, январь – организует большую посмертную выставку картин Н.К.Рериха в Дели.
1949 – переезжает с женой в имение Татагуни (под г. Бангалор).
1951–53 – работает над книгой «Art and Life» («Искусство и жизнь»).
1956 – по просьбе правительства штата Майсур принимает участие в приеме главы Советского государства Н.С.Хрущева, договаривается с ним об организации встречи с Ю.Н.Рерихом для переговоров о репатриации. Получает официальное приглашение приехать в Советский Союз с выставкой.
1960 – большая персональная выставка в Нью-Дели (Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел), Москве (ГМИИ им.А.С.Пушкина) и Ленинграде (Государственный Эрмитаж).
1961 – открытие Мемориальной галереи картин Н.К.Рериха в Наггаре. Назначен постоянным представителем правительства в Индийской национальной академии изящных искусств (Lalit Kala Academi).
1967 – выход монографии «Art in the Kulu Valley» («Искусство долины Кулу»).
1974 – приезжает в Москву по приглашению АХ СССР и Всесоюзного общества культурных связей с заграницей для празднования 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха и своего 70-летия с большой выставкой картин, которые экспонируются соответственно в АХ и Государственной Третьяковской галерее. Участвует в торжественном вечере в Большом театре и в первой международной конференции в АХ, посвященной творчеству Рерихов.
1975 – персональная выставка картин в Государственном Эрмитаже.
1978 – большая совместная выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Болгарии (София, Руса, Пловдив, Варна, Бургас и др.), и Австрии (Вена). Избран Почетным членом Болгарской национальной художественной академии и АХ СССР.
1977–92 – курирует и оказывает постоянную поддержку школе им. А.Гхоша (Sri Aurobindo Memorial School) в Бангалоре.
1978–84 – большая передвижная выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в СССР (Ленинград, Одесса, Вильнюс, Львов, Киев, Москва, Минск, Алма-Ата и др.).
1979–83 – курирует строительство большого культурно-образовательного центра искусств «Читракала Паришат» в Бангалоре, организует его деятельность по разным направлениям.
1984 – участвует в юбилейной выставке, посвященной 110-й годовщине со дня рождения Н.К.Рериха и своего 80-летия, в Москве в ГМВ. Выставка становится передвижной, ее принимают в Краснодаре, Сочи, Иркутске, Калининграде и др. Приглашен в Болгарию на празднование 100-й годовщины со дня рождения Н.К.Рериха и своего 80-летия.
1987 – избирается членом Индийской национальной академии изящных искусств (Lalit Kala Academi). Участвует в заседании Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха в Москве, на котором обсуждалась возможность создания Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
1987, 14 мая – в Кремле состоялась встреча с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым и его супругой. Обсуждался вопрос о создании Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве.
1989, 29 июля – публикация в газете «Советская культура» письма С.Н.Рериха «Медлить нельзя!», в котором была изложена концепция Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
1989, 2 октября – в Москве по инициативе С.Н.Рериха создается Советский Фонд Рерихов. Заочно избирается его почетным председателем.
4 ноября – по приглашению Правительства СССР приезжает в Москву для решения вопросов организации СФР и выбора здания. Совет Министров СССР издает Постановление № 950 от 4.11.1989 г. «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха».
1989, 17 ноября – присутствует на второй встрече с Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР М.С.Горбачевым и Р.М.Горбачевой в связи с созданием СФР.
1989, 24 ноября – участвует в заседании Правления СФР, на котором принято решение организовать при СФР общественный культурно-просветительный и научный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. На пост директора Музея выдвигает кандидатуру Л.В.Шапошниковой – ученого, индолога, писателя. Заявляет о своем намерении передать СФР картины и архивы своих родителей и брата. Перед отъездом в Индию приглашает в Бангалор Л.В.Шапошникову как свое доверенное лицо для подготовки и передачи СФР наследия семьи Рерихов.
1991, 20 сентября – становится инициатором преобразования СФР в МЦР. Дает согласие быть бессрочным почетным президентом МЦР и отказывается от такого звания во всех других организациях.
1992 – учреждает Международный Трест Рерихов в Бангалоре (International Roerich Memorial Trust).
1993, 30 января – ушел из жизни в Бангалоре.