Современное миропонимание и экоэтика XXI века

В.Н. Волченко,
доктор технических наук,
профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана,
Москва

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

От того, как люди понимают мир, взаимосвязь материи и сознания, смысл отношения человека к природе и технике, задачи воспитания и образования, – зависят судьбы всего человечества. Заметим, кстати, что понятие «человечество» впервые ввел Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Он, как гениальный поэт и мыслитель, еще в XIV веке предвосхитил появление того мирового сообщества, в котором мы живем сейчас. Уже тогда Данте глубоко волновали судьбы людей, проходящих сквозь все круги ада и рая. Однако в свое время он и представить не мог, какие поистине адовы испытания суждены человечеству в эпоху информационной и технической цивилизации.

В период Ренессанса творили также такие гении, как Петрарка, Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и наследник этих гигантов – Галилей. Они завещали потомкам христианское по форме и античное по содержанию миропонимание, в котором, наперекор мраку инквизиции, возникал образ свободного человека. Возрождение оставило нам шедевры искусства, первые печатные книги, открыв «галактику Гутенберга», заложило основы экспериментального естествознания. Были созданы предпосылки будущей буржуазной культуры и цивилизации.

Однако, преодолев застой Средневековья и вырвавшись на простор инициативы и свободы, человечество через серию революций дало ход процессу безудержного роста рыночного капитализма. Наука и техника пошли вперед семимильными шагами. Сформировалась технократическая цивилизация, а с появлением компьютерных технологий и глобальных сетей – информационное общество. В основе рыночных отношений, а также, как это ни парадоксально, коммунистической идеологии, лежало миропонимание узкого прагматизма и материализма.

Нравственные и этические идеалы эпохи Возрождения исчезли в потребительском чаду рынка. Его прагматический, прогрессивный аспект свободной конкуренции все больше стал уступать место развитию неудержимого потребительства. Человек потерял с таким трудом добытую свободу личности и превратился в покупательскую единицу. Узкоматериалистическое миропонимание, всевластие СМИ и финансовых монополий поставили цивилизацию на грань нравственно-экологической катастрофы. Никакие финансово-экономические программы и политические преобразования уйти от этой катастрофы не позволяют. Нужно менять сознание человека, идти к новому миропониманию и новой научной парадигме. Какой? Как?

 

СОВРЕМЕННОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: СТАРАЯ И НОВАЯ ИДЕИ

Что вверху, то и внизу.

Гермес Трисмегист

В начале было Слово...

Евангелие от Иоанна

Рассмотрим один из возможных вариантов, который базируется на информационно-энергетической модели витальности Универсума (IЕV- модель). Исходной аксиомой служит положение о том, что основные проявления Вселенной – это «информация-сознание» и «энергия-материя». Причем сознание рассматривается как высшая форма информации и «оператор смыслов». Мы принимаем здесь, что по содержанию информация – это структурно-смысловое разнообразие.

По характеру проявления мы различаем непроявленную (мнимую) и проявленную информацию. Проявленная информация может быть пассивной и активной, то есть творящей. К творящей информации относим ее высшую форму – сознание. Измерять информацию-сознание для живых систем мы пока не умеем и оцениваем ее только косвенно. При построении IEV-диаграммы (модели) информацию условно измеряем в битах, бит/г (на грамм массы), а поток информации – в бит/сек, бит/секхг. Энергию измеряем в дж, дж/г, а поток энергии – в ваттах, вт/ см2.

Совокупность всех возможных систем Вселенной с их характеристиками информативности I и энергетичности Е образует некоторое информационно-энергетическое пространство, в котором системы можно ранжировать по величинам соотношения V = I / Е, где V – витальность, или жизнеспособность системы. Apriori предполагаем, что эволюция Вселенной происходит в сторону развития высокоинформативных, но малоэнергетичных, «экономных» систем. Рост сложности систем принимаем как основной закон Вселенной.

Располагая на диаграмме вдоль оси витальности V все мыслимые системы вещественного мира от косных (плазма, магма, литосфера) к живым (растения, животные, человек) и откладывая вверх по вертикали I(V) и Е(V), получаем диаграмму ИЭ-пространства Универсума. При этом представляется возможным выделить наряду с миром вещественным область «тонкого мира», где информация стремится к бесконечности, а энергетичность – к нулю (Е→0; I→∞).

 

АЛГОРИТМ IEV-МОДЕЛИ

Душа обязана трудиться...

Н. Заболоцкий

В целом IEV-модель представляет собой некую ступенчатую диаграмму-лестницу (рис. 1), которая начинается от точки Большого взрыва, или альфа-сингулярности, и заканчивается омега-сингулярностью, олицетворяющей, согласно христианским представлениям, управляющую миром божественную Троицу. Сингулярными в современной физике называют особые точки, в которых не действуют ныне известные законы мироздания. Будем полагать процесс эволюции Универсума происходящим по определенному сценарию, или закону Природы-Творца. Такая теория эволюции, в которой все ступеньки ее лестницы детерминированы, имеет название теории номогенеза (от греч. nотоs – закон).

Первые три ступеньки роста информативности соответствуют косному веществу в газообразном, жидком и твердом агрегатном состоянии. Затем информация резко возрастает, переходя на ступеньки жизни: флора, фауна и человек. Наивысшее значение информации-сознания достигается человеком. Поскольку мышление, а вернее, мысль, безэнергетичны, то I = Iтах соответствует практически нулевая энергия Е = 0. Логично предположить, что человеческое сознание является вершиной развития вещественного мира. Далее располагается непроявленный тонкий мир, мир бессиловых информационных полей.

Границу между вещественным и тонким мирами мы обозначаем как ИЭ-барьер, или гамма-сингулярность. Соответственно, границу между косной материей и живыми системами обозначим как бета-интервал, или бета-сингулярность. Переход со ступеньки на ступеньку, соответствующей различным живым системам, обозначаем как дельта-сингулярность.

Таким образом, получаем ступенчатую IEV-диаграмму, в которой информация и энергия на каждой ступени развития вещественного мира может быть «просчитана» на основании известных физико-химических законов. В то же время все границы между ступеньками в области живого связаны с информационно-энергетическими преобразованиями, которые пока не поддаются строгой формализации на базе материала естественных наук.

Поэтому получаем естественнонаучную «физическую» IEV-модель номогенеза с метафизическими краевыми условиями, определяемыми точками или областями α, β, γ, Δ, Ω-сингулярности. Однако все-таки придется хотя бы качественно раскрыть структуру этих областей сингулярности.

Из модели хорошо видно, что эволюция – это возрастание информации-сознания. Сознанием в этом контексте обладает все живое. Более того, если мыслить расширительно, полагая, что вся Вселенная – живая система, то в косной материи уже должны быть заложены предпосылки сознания. Именно из них формируется в ИЭ-пространстве тот первичный поток сознания, а точнее, подсознания, в котором потенциально содержится вся программа развития.

Рассуждая о сознании в вещественном мире, нельзя обойтись без понятия души, которое точно определить не так просто. Мы еще вернемся к нему, а пока заметим, что с нашей точки зрения душой обладает все живое. В психологии такая идея соответствует концепции биопсихизма. Наряду с ней существуют доктрины: панпсихизма, в которой одушевленным является весь мир, нейропсихизма, в которой душа связана с появлением нервной системы, а также хомопсихизма, приписывающая душу только человеку.

Повторим, что нам импонирует концепция наличия информации во всех системах Универсума от альфа до омега включительно (области альфа и омега, конечно, тоже сложные системы). Но вот сознание и душу мы приписываем только живому. Таким образом, «столбцы» информативности на IEV-диаграмме могут содержать несколько слоев: нижний – бессознательная информация; средний – активное сознание, называемое обычно просто сознанием, и верхний – сверхсознание, которое присуще только человеку. Отметим, что понятия души и сознания можно наглядно представить только в ИЭ-пространстве. В геометрическом пространстве-времени это невозможно.

 

СТРУКТУРА ТВОРЕНИЯ – АЛЬФА- И ОМЕГА-СИНГУЛЯРНОСТИ

Бога никто никогда не видел...

Апостол Павел

В современной физической космологии рассматривают модель Большого взрыва, в которой, по сути, никак не объясняется сущность процессов в начальной точке – альфа-сингулярности. Но как только в нашей модели мы попытаемся раскрыть структуру альфа-сингулярности, перед нами встает вопрос: что было до момента альфа? Откуда пришла программа будущего построения вещественного мира? Полагаем, что эта информация приходит из тонкого мира Универсума, то есть из области омега. Соответственно, в начале цикла эволюции мы условно можем обозначить как бы сдвоенную сингулярность омега-альфа.

Тогда в конце цикла развития Универсума логично также обозначить сдвоенную точку омега-альфа. Таким образом, цикл Творения в информационном пространстве замыкается через сдвоенную сингулярность. В китайской философии подобная картина мира иллюстрирована символом дракона Дао, держащего в зубах свой собственный хвост. Если мы изобразим IEV-диаграмму на листе и свернем его в цилиндр, так чтобы двойные точки совпали, то получим как раз пространственную картину IEV-модели. Далее возникает несколько вопросов о телеологии, или целеполагании в процессе эволюции.

Можно полагать, что тонкий мир повышает степень своей организации постепенно – от гамма-барьера до области омега. Скорее всего, в тонком мире существует своя лестница неких информационных уровней совершенствования Духа на пути к точке омега. Но нам это познать не дано. Пока ограничимся тем, что в эзотерике, например, в космогонии Розенкрейцеров, таких уровней 46, начиная от астрального и кончая Божественным.

Омега-альфа область на IEV-модели соответствует началу первичного потока сознания, который вдоль оси витальности, как стрела жизни, «нанизывает» на себя всю последовательность эволюционирующих систем Универсума через точки сингулярности бета, дельта, гамма к омега-Абсолюту. Ось витальности можно рассматривать как вектор развития, усложнения систем. Это так называемый ортогенез. От гамма-барьера к точке омега информация поступает в непроявленном (мнимом) виде. Сама точка омега по Шардену символизирует единение Бога и мира.

 

СТРУКТУРА НАЧАЛА ЖИЗНИ – БЕТА-СИНГУЛЯРНОСТЬ

Наше «я» не будет разрушено, даже когда уйдет тело.

Э. Шредингер

Согласно представлениям некоторых мыслителей, конечной целью эволюции Вселенной является человек, его сознание. В то же время вселенское сознание охватывает все пространство Универсума. Соответственно, элементы этого сознания как бы одухотворяют любую его частичку. Конечно, это не совсем научная концепция, но в метафорическом плане потенциальное присутствие человеческого «я» в любой точке Вселенной налагает на человека поистине космическую ответственность за все его действия. Выходит так, что он отвечает за все живое и косное, встречающееся на пути реализации любых его замыслов, в том числе и глобального характера. Поэтому нам важно понимать, как возникла и развилась жизнь в одухотворенном Космосе.

Процессы возникновения жизни, видимо, навсегда останутся для науки загадкой. Сейчас имеется уже более 120 теорий, в которых жизнь рассматривается как некое случайное событие на фоне физико-химических процессов в косном веществе. Предлагаемые механизмы развития жизни весьма разнообразны, но без привлечения идеи Творца все они оказываются связанными с практически невероятными событиями.

Полагаем, что наиболее плодотворной является вечная как мир идея Творца. При этом совсем не обязательно понимать эту идею как образ некоего сверхсущества. Нам наиболее импонируют взгляды святителя Григория Паламы и аббата-ученого П. Тейяра де Шардена. Обобщенная концепция, которая отнюдь не противоречит науке, выглядит следующим образом. Бог-Творец непознаваем, но познаваема идущая от него энергия, а в нашей концепции – энергоинформация. Именно она как Божественная среда пронизывает и охватывает все системы Универсума от альфа до омега. В Евангелиях Христос говорит, что Бог есть альфа и омега творения. У апостола Павла читаем: «Христос во всем и везде <...> но Бога никто никогда не видел».

Для человека сознание предполагаем в виде трех взаимосвязанных элементов: сознание = Интеллект + Душа + Дух. Интеллект, или Разум, связан с мышлением и мозгом. Дух в научных терминах – это информация, приходящая из тонкого мира, области омега. Душа – проводник Духа в тело и Разум человека. Она связана с такими феноменами, как подсознание, аура, биополе, но к ним не сводима. В отличие от интеллекта душа отражается даже на клеточном уровне. Она может «уйти в пятки» от страха, но чувствуется прежде всего в области сердца (сердечной чакры).

 

СТРУКТУРА ГАММА-БАРЬЕРА МЕЖДУ «ТЕЛЕСНЫМ» И ТОНКИМ МИРАМИ

Человек – это стрела, запущенная в вечность.

Священник А. Мень

Сознание человека входит в контакт с сознанием тонкого мира, проникая в этот мир через некий полупрозрачный гамма-барьер. Принимая модель информации-сознания, как некоего потока квантов сознания, полагаем, что эти кванты проникают сквозь барьер через некие каналы, или «трансфизические» воронки. Можно представить множество таких воронок, расположенных на разных уровнях вдоль вертикальной оси информативности гамма-барьера на IEV-диаграмме. Чем более развит менталитет и выше духовность человека, тем выше расположены каналы его общения с тонким миром.

Применительно к человеку описанная модель гамма-барьера позволяет наглядно представить решающую роль совершенствования сознания и души в телесном мире. Позволим себе несколько метафорических соображений. Для чистых душ реален переход сверхсознания в тонкий мир и обратно на высших уровнях гамма-барьера. Для святого обмен с тонким миром можно представить как происходящий над барьером.

Вполне возможно, что накопленная подсознанием вещественная информация «отдается» как мнимая информационным полям тонкого мира, переходя в области омега в мнимую форму энергии (энергоинформацию). Эта мнимая энергия в рамках двойной сингулярности омега-альфа преобразуется в нормальную форму энергии, служащую основой обеспечения следующего цикла Творения. Конечно, описанная модель весьма метафорична, но она помогает нам более или менее наглядно описать бесконечно повторяющиеся циклы Творения. Тонкий, непроявленный мир, как это трактует христианское учение, мы полагаем вечным, где есть «Все во Всем». А вот вещественные миры, видимо, временны: их циклы могут повторяться через миллиарды лет.

Реальны как проявленные, так и не проявленные миры, Душа и Дух. Поэтому нужна глубокая разработка эколого-этических методов защиты сознания в его проявленной, а тем более в непроявленной области тонких миров. Необходимо всерьез заняться вопросами социальной информатики.

Нельзя остановить технический прогресс, невозможно ограничить творчество. Но можно и нужно вводить это творчество в эколого-этические рамки, дозволенные природой и ее Творцом. Каждая программа высоких технологий в обязательном порядке должна содержать тщательно разработанный анализ возможных отрицательных последствий. Необходимо прорабатывать сценарии вероятных ошибок.

 

В данной модели предусмотрена синергийность деятельности человека и Божественного Творения: целостность прямой (α → β — δi — δΣ — γ — Ω) ветви эволюции вещественного мира и обратной (Ω → α) виртуальной информационной ветви. Заметим, что информационная модель номогенеза представляет собой развитие IEV-модели и позволяет сочетать креационистский подход к возникновению видов, как ступеней лестницы номогенеза, и дарвиновскую триаду отбора на каждой отдельной ступени.

Соответственно, каждая ступень представляет собой некую информационную ячейку-матрицу, «задаваемую» из соответствующих слоев тонкого мира. Физико-химические процессы в каждой из систем могут быть рассчитаны с помощью обычной физики. Межсистемные (метафизические) границы являются особыми точками сингулярности, и методов расчета их характеристик пока нет. В терминах теории динамических систем и синергетики каждая ступень соответствует устойчивому состоянию системы – аттрактору, а скачки могут рассматриваться как некие точки бифуркации.

Метафизические граничные точки сингулярности определяются в следующем порядке: α – условное начало процесса развития Универсума; β – информационный скачок (длиной в миллиарды лет!) от косного к живому веществу; δi – информационные скачки при переходах от одного вида к другому; δΣ – информационный скачок, разделяющий сознание человека, имеющего выход ко вселенскому Духу, от сознания любой менее совершенной живой системы; γ – информационно-энергетический барьер, отделяющий вещественный мир от тонкого информационного мира;ω – условное завершение цикла развития Универсума.

Заметим, что ω в IEV-модели может соответствовать понятию Божественной Троицы и что вся потребная информация и энергия из этой области передается неким путем к области α. Как именно происходят эти ИЭ-преобразования, нам вряд ли когда-нибудь будет известно. Возможны только гипотезы этих сингулярных процессов (Н.А.Козырев, де Ситтер, Уилер и др.). Данная модель показывает целостность Универсума в процессе номогенетического развития от косного к живому и миру сознания.

В то же время на диаграмме отражено единство Бога и человека во вселенском сознании. Вселенское сознание понимаем как Божественный Дух, или Божественную Среду, в которой происходит эволюция Универсума. В нашей IEV-концепции информационноэнергетическое пространство и есть Божественная Среда (по Т. де Шардену). Заметим, что на рисунке IEV-диаграммы ось (стрела) витальности продолжается и после гамма-барьера, поскольку в тонком мире его совершенствование от гамма к омега еще более фундаментально, чем эволюция от альфа к гамма в вещественном мире. Однако графически ось V в тонком мире не является прямой линией, и мы направляем ее вверх к омега, где информация I → ∞.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волченко В.Н. Современное миропонимание и экоэтика XXI века. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2000. 262 с.

[2] Волченко В.Н. Экоэтика электронной информации // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Том 2. Материалы 6-й международной конференции «Крым-99». Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 6–14 июня 1999. С. 341–351.

[3] Шарден Пьер Тейяр. Божественная среда. М.: Мир, 1989. 160 с.

 

Метки: Волченко В.Н.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 271