• Главная
  • Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. 2003
  • Том 3
  • Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Восток-Запад. Диалог ученых

Восток-Запад. Диалог ученых

В.П. Ануфриев,
Кандидат технических наук,
Уральский центр энергосбережения и экологии

Е.И. Ануфриева,
Кандидат физико-математических наук,
Институт физики металлов Уральского отделения РАН,
Екатеринбург

«Перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. <…> Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.

Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов», – писал в статье «Радость творчества» Н.К.Рерих [11, с. 179].

Для Запада человек был и остается самой большой загадкой и тайной до сих пор, несмотря на бурное развитие науки в XIX–XX столетиях. Слова дельфийского оракула: «Человек, познай самого себя» – остаются актуальными и сейчас. Такое ощущение, что в научном плане Запад и Восток развивались каждый по своему направлению.

Восток изучал и бережно хранил древние Учения – Веды, Упанишады и т.д., напитывая себя их Мудростью. Крупнейший русский востоковед С.Ф.Ольденбург писал, что Восток «мощью ума своего проникал в тайны жизни, изучал и создавал понимание того, что ближе всего человеку, – самого человека. И тут мы видим на каждом шагу, как ничтожны наши достижения в этой важнейшей для нас области, мы чувствуем постоянно, что Восток здесь во многом сумел подойти ближе к человеку, понять его духовное творчество лучше, чем это делаем мы» [23, с. 6].

Запад же развивал интеллект, и при проведении эксперимента в основу полагал очевидность результата. Конечно, и на Западе встречались ученые, мысль которых была более раскрепощена, а мировоззрение более широким. Но, повинуясь общественному мнению (может быть, идущему со времен Инквизиции), они вынуждены были скрывать свои знания и прозрения, чтобы не быть сожженными на костре, как в буквальном, так и переносном смысле. Алхимия и возникла как наука, вынужденная скрываться от любопытных глаз и результаты своих исследований переводить в символы, непонятные непосвященным.

Так, Теофраст Парацельс – великий врач и величайший из алхимиков своего времени, в XVI столетии вернул к жизни некоторые утраченные секреты древности. Он был первым, кто в средние века открыто предложил использовать свойства магнита для лечения некоторых болезней. Ван Гельмонт, Роберт Флуд также лечили с помощью магнита. Антону Месмеру, родоначальнику животного магнетизма, в XVIII веке удалось вылечить очень многих людей. Не только за счет магнетизма, но и под воздействием электричества, металлов и различных пород деревьев. Основу своего учения он также заимствовал у алхимиков. Несмотря на большое противодействие, усилия алхимиков не прошли бесследно для западной науки. Сейчас лечение магнитами ни у кого не вызывает обвинений в ненаучности и шарлатанстве. Современная медицина широко использует лечение вибрациями, звуком и цветом, уходящее своими корнями далеко в глубь времен, к древним храмам Индии и Египта. Все эти методы лечения основываются на соответствии вибраций пациента и применяемого к нему лечения, о чем в свое время говорил Ф.Месмер [17].

Сопоставляя «восточную и западную науку, американский политолог и психолог Уолт Андерсон замечает: “Здесь, на Западе, мы почитаем механизмы, будто только с их помощью можно обнаружить истину. Немногим физикам приходило в голову, что реальность, которую открывают им их исследования и теории, может быть также и прочувствована”. На Западе, добавляет он, “космос исследуют циклотронами, лазерами и телескопами”, восточная же наука “в основном не техническая и использует в качестве инструмента дисциплинированное человеческое тело и ум”, например во время глубокой медитации» [22, с. 308].

Великий индийский философ Патанджали наставлял: «Сосредоточив сознание на мельчайших скрытых или удаленных объектах из любой области природы, аскет получает исчерпывающие знания о них. <…> В данном случае знание означает полное слияние сознания с тем предметом или объектом, на который оно направлено, и на такое время, какое необходимо» [22, с. 308–309]. Конечно, пока трудно представить современного западного ученого, занятого подобной практикой.

Но и Востоку есть чему учиться у Запада. Западная цивилизация, поставившая во главу угла волю и инициативу индивидуума, накопившая огромный опыт технического прогресса, вызывала уважение выдающегося мыслителя Индии и пламенного сторонника диалога Восток–Запад Свами Вивекананды. В его сознании оформляется идея, почти страсть – желание навести мост, соединяющий Восток и Запад, как он писал – «оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока» [16, c. 12]. Позднее он растерял многие иллюзии в отношении Америки и признался, что Америка не сможет быть мостом, которому суждено соединить Запад и Восток. «Следующий сдвиг,– говорил он, – придет из России или из Китая» [16, с. 50].

Восток всегда притягивал Запад, как отдушина от чисто интеллектуальных решений, это мечта, будящая воображение, тревожащая сердце и ум. «Устремленность людей Запада к былым культурным эпохам или экзотическим культурам Востока означает восстание духа против окончательного перехода культуры в цивилизацию…», – писал Н.А.Бердяев [2, с. 163].

Те, кто посещали знаменитый Британский музей в Лондоне, могли убедиться, что 80–90% его экспонатов вывезены с Востока – из Индии, Египта, Ирака. В отделе манускриптов музея находится много уникальных свидетельств прошлого. Среди них – письма индийских Махатм. (Махатмы – люди высочайшего духовного развития, в дословном переводе – Великие Души.)

Письма Махатм – это, пожалуй, первая, на наш взгляд, попытка прямого научного диалога с Западом. Переписка велась с англичанами А.Синнетом и А.Хьюмом в течение пяти лет. В письмах рассказывалось о Космической эволюции, о роли человека и его взаимосвязи с Космосом, расшифровывались некоторые символы Древних Учений, и мифы превращались в научную реальность. Подчеркивалась неразрывность физического и духовного в человеке.

Одним из важных отличий мудрости Востока и научной мысли Запада, как пишут Махатмы, является следующее: «…мы усматриваем огромную разницу в качестве двух энергий, равных в количественном отношении и затраченных двумя людьми, один из которых, предположим, держит путь к месту своей ежедневной спокойной работы, а другой направляется предать своего собрата в полицейский участок, – тогда как представители науки не видят тут никакой разницы. И мы – но не они – видим определенную разницу между энергией движения ветра и вращающегося колеса. Почему же? Потому что каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью…» [24, с. 14].

На основании этой переписки Синнетом были написаны собственные труды – «Эзотерический Буддизм» и «Оккультный мир», вызвавшие огромный интерес на Западе.

Следующая попытка научного диалога с Западом – «Тайная Доктрина» нашей великой соотечественницы Е.П.Блаватской – синтез религии, философии, науки. Она была написана на основе древних восточных Учений и под руководством Махатм. «Наука, в силу самой природы вещей, не может раскрыть тайну Вселенной, окружающей нас, – писала Е.П.Блаватская. – Наука, правда, может собирать, классифицировать и обобщать явления; но оккультист, основываясь на принятых метафизических данных, заявляет, что отважный исследователь, желающий проникнуть в самые тайны природы, должен преступить тесные ограничения чувств и перенести свое сознание в область Нуменов и в сферу Первоначальных причин» [5, с. 592].

«Тайную Доктрину» многие западные ученые стали использовать в своих научных разработках и теориях. Научный диалог продолжился. Многие из тех ученых, которые восприняли эти идеи и приняли участие в этом диалоге, достигли значительных успехов – среди них такие, как лауреаты Нобелевской премии Эйнштейн, Милликен, Джозефсон.

Сильвия Крэнстон пишет: «“Сайенс дайджест” (1982, июль) сообщает, что пожалуй, ни один из физиков с мировым именем не относится столь серьезно к индийской мистической философии, как Брайан Джозефсон из Кембриджского университета, получивший Нобелевскую премию по физике за 1978 год, и добавляет:Джозефсон ручается своей научной репутацией, что можно проникать в научную реальность с помощью традиционных индийских приемов медитации”» [22, с. 309]. Он считает, что «каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам…Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. <…> Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, или единством, которое ученые не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях» [22, с. 544].

Ученых, читавших «Тайную Доктрину»,восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в тех областях науки, в которых работали они сами. Так, в то время физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной, Е.П.Блаватская же говорила о его бесконечной делимости. Она считала, что атомы обладают энергией и, по-видимому, первой употребила столь привычное сегодня выражение атомическая энергия. Антропологи тех лет скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет. Е.П.Блаватская, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет, о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; о том, что пустоты не существует даже в вакууме; что Луна старше Земли, и, стало быть, она не может быть ее осколком, что и подтвердили доставленные на Землю образцы лунных пород.

В настоящее время преподаватели и студенты Массачусетского технологического института составляют планы занятий по «Тайной Доктрине», связанных с их будущей специальностью. По свидетельству известного американского химика Филипа Перчена, он периодически обсуждает в нью-йоркском Гарвард-клубе этот труд Блаватской со своими коллегами, главным образом профессорами этого института.

В 1905 году Альберт Эйнштейн выводит свою знаменитую формулу Е = mc2. С открытием явления радиоактивности стал очевиден переход, хотя и постепенный, материи в энергию. Уравнение Эйнштейна дает основание говорить не только о превращении материи в энергию, но и, теоретически, об обратном процессе – превращении энергии в материю, то есть доказывает, что энергия и вещество являются двуединым проявлением одной и той же универсальной субстанции. Дух и материя едины, – говорит Восток. Материя есть лишь дифференциация Духа, это конденсированный Дух, а Дух – это разряженная материя.

В мировоззрении древних всегда жило представление о единой движущей силе Вселенной и о взаимосвязи всего живущего в Космосе. В разных веках и у разных народов эта всеначальная космическая энергия называлась по-разному: в Древнем Китае – Чи, в Древней Индии – Прана, или Жизненная сила. В современной науке – психическая энергия.

Понятие психическая энергия вошло в науку в XX столетии после выхода книг Учения Живой Этики Книги Учения Живой Этики были изданы в 1920-1930-е годы.. Это Учение, переданное Гималайскими Махатмами через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, – следующая попытка научного диалога с Западом, и прежде всего с Россией. Все книги Живой Этики проникнуты важностью осознания значимости мысли и ответственности за нее.

И ученые в XX веке подходят к изучению мысли с энергетической точки зрения. В 1920-х годах знаменитый индийский биолог Джагадис Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений [9]. В 1930–1940 годах на Западе многие ученые занимались изучением мысли и опытами по ее передаче (профессора Адриан и Метиус в Англии; Рейн и Макдугл в Америке; Брюнлер в Германии, врач-психиатр Анита Мьюль из Калифорнии) [12].

Мы не знаем, был ли знаком известный русский врач-психиатр академик Бехтерев с книгами Живой Этики, но знаем, что он был другом семьи Рерихов. Видимо, поэтому его волновали такие вопросы, как бессмертие человеческой личности, возможность мысленных внушений и передачи мысли на расстояние.

Энергетическая концепция занимает важное место в системе научных взглядов В.М.Бехтерева. Суть ее заключается в утверждении энергетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной некую «мировую энергию».

«Мировой процесс есть проявление единой мировой энергии, и где бы и в каких бы формах последняя ни обнаруживалась, она проявляется везде и всюду одними и теми же соотношениями и подлежит одним и тем же зависимостям или законам», – считал В.М.Бехтерев. А «индивид есть результат воздействия внешних энергий, он сам есть скопление энергии, главным аккумулятором которой являются клеточные элементы и, в частности, нервная система вообще и центральные ее органы в особенности», – писал он [3].

В.М.Бехтерев одним из первых российских ученых занялся изучением мысли, результаты его исследований были изложены им в докладе на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности в июле 1920 года.

«Приходится допустить, – пишет Бехтерев, возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии <…> И есть основание полагать, что здесь мы имеем дело с проявлением электромагнитной энергии» [4].

В наши дни академик РАМН и РАН В.П.Казначеев проводит в Сибирском отделении РАН эксперименты по передаче мыслеобразов, а в это время в школах Новосибирска идут уроки рисования. В результате оказывается, что 40–60% школьников рисуют именно те картины, мыслеобразы которых были переданы в пространство. Эксперименты проводятся с использованием зеркал Козырева, ленинградского астрофизика, который изучал причинно-следственную связь в Космосе. По его гипотезе, время трехмерно и обладает таким свойством, как плотность, что позволяет путешествовать во времени [8].

Мы принимали участие в одном из таких международных экспериментов в 2000 году, проводя параллельно собственный опыт по передаче мысли любви и фиксации ее методом Кирлиан, на чем более подробно мы остановимся немного позже.

В 1995 году вышла книга известного английского врача, доктора медицины Ричарда Гербера «Вибрационная медицина». Так называется развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, изучающаяся тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами и роль, которую они играют в поддержке гомеостаза всего организма. Ричард Гербер синтезирует знания древней Индии и Китая и рассматривает человека не только как «плоть, кровь, жиры и нуклеиновые кислоты, но и как совокупность взаимодополняющих энергетических полей, которые взаимодействуют с физическим телом на клеточном уровне» [6, с. 154]. Поэтому он изучает энергетические центры (чакры) человека, которые «ассоциируются с важнейшими функциями психики и восприятия; иначе говоря, они играют роль своеобразных органов тонкого психического восприятия» [6, с. 164]. По мнению Р.Гербера, чакры трансформируют космическую энергию высокой частоты в гормональные секреты, оказывающие значительное влияние на функционирование организма.

Таким образом, многие ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергии извне, трансформируя их. «Человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической», – сказано в Живой Этике [20, 296].

Наука продвигается по пути не только теоретического осмысления, но и экспериментального обнаружения тонких энергий. Сегодня ученые располагают экспериментальными данными излучений различных объектов природы, включая и человека. Это стало возможным благодаря эффекту Кирлиан, получившему свое название по имени его открывателей – российских изобретателей.

А возникающее излучение ученые так и называют сейчас, как и прежде – аурой. Изучая буддийские источники, можно найти много ценнейших указаний об излучениях человека. Указывается светящаяся, тончайшая материя, окружающая человека. «Материя эта необычайно тонка, подобна сиянию алмаза, невесома, несжигаема и исчезает без остатка после смерти. И, тем не менее, она атомична» [15, с. 114].Об излучениях человека – его ауре, много говорится в книгах Живой Этики.

Изображение при методе Кирлиан формируется за счет свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности объекта, помещенного в электромагнитное поле высокой напряженности.

Свечение различных объектов, в том числе биологических, в электромагнитных полях высокой напряженности известно уже более двух столетий, начиная с фигур Лихтенберга на покрытом порошком изоляторе и опытов Николая Тесла, показавших возможность газоразрядной визуализации живых организмов. Тесла любил выступать на публичных лекциях и поражать воображение таким опытом. В зале гасили свет, Тесла включал генератор собственной конструкции, становился на платформу-электрод, и его тело окутывалось ярким светом, от кончиков пальцев расходились в пространство сияющие лучи.

В конце XIX столетия белорусский исследователь Я.О.Наркевич-Йодко научился фиксировать это свечение на фотопластинке. Затем эти работы были надолго забыты, и метод был открыт заново только в конце тридцатых годов XX века супругами Кирлиан.

Метод Кирлиан – это один из мостиков, соединяющих науку Востока и Запада. Он позволяет фиксировать, воспроизводить и изучать тонкие энергии, о которых так много говорится в восточных учениях. Как показывают проведенные исследования, кирлиановские снимки несут информацию о состоянии и качестве психической энергии человека [1, с. 4–5]. Под состоянием и качеством психической энергии мы, прежде всего, понимаем ее напряжение и силу, что на кирлиановских снимках отражается различной степенью яркости свечения, его площадью и равномерностью распределения вокруг контура объекта. И при мониторинге излучений пальцев можно уже сегодня составлять энергетический паспорт человека и смоделировать контуры и яркость его ауры.

Мысль, как высшее проявление психической деятельности человека, является и высшим проявлением его психической энергии. Поэтому неудивительно, что каждая искренняя мысль изменяет наши излучения и меняет картину кирлиановского свечения.

Методом Кирлиан нам многократно удалось зафиксировать энергетический обособленный кластер при посыле мысли любви, идущий от сердца посылающего к сердцу принимающего [25]. Характерными признаками зарегистрированной мысли является четкая оформленность энергетического кластера, отделившегося от основной ауры, и его подобие ей по цвету и форме. Кластер регистрируется в секторе сердца в разных его точках и на разном расстоянии от излучения пальца. Расстояние между посылающим мысль и принимающим не имеет значения. В экспериментах расстояние изменялось от 1 метра до 1500 километров. Была зафиксирована мысль любви, посланная из Москвы в Екатеринбург.

Одним из значительных качеств экспериментов с передачей мысли является мгновенность приема посланной мысли. Так, например, мысль, посланная из Москвы в 21-00, зафиксирована прибором в Екатеринбурге точно в 21-00 московского времени. До и после этого времени прибор не фиксировал никаких сигналов. Подобные временные феномены (а именно, мгновенность принимаемого мыслеобраза независимо от расстояния между посылающим и принимающим) были зарегистрированы в опытах по дальневидению (Рассел Тарг), а также сотрудниками Международного научно-исследовательского института космической антропоэкологии академиком В.П.Казначеевым и А.В.Трофимовым [7].

Вопрос о том, где зарождается мысль, занимает внимание многих видных ученых. Нобелевский лауреат Дж. Экклз считал, что мозг является акцептором мысли, а не ее продуцентом, то есть лишь принимает и обрабатывает чужие мысли, а не производит их самостоятельно [26]. Профессор Мельнбурнского университета доктор Херст в 1995 году сделал открытие, заявив, что сердце может мыслить самостоятельно, то есть менять свой ритм независимо от деятельности мозга [18].

Полученные результаты на кирлиановском приборе «Корона-ТВ» подтверждают эту точку зрения. Мысль, прочувствованная сердцем, зарождается в сердце, передается сердцем и принимается сердцем. И чем больше вкладывает человек сердечного чувства, то есть искренности, в посылку, тем заметнее увеличение пульса. Мысли как бы придается необходимая сердечная энергия, чтобы она имела жизнеспособность. В Живой Этике сказано: «Не мозговое вещество мыслит. Пора признать, что мысль рождается в огненных центрах. Мысль существует, как нечто весомое и незримое, но нужно понять, что рычаг не есть горнило» [21, 234]. И еще: «Мысль посылается через сердце и получается тоже через сердце» [19, 67].

Таким образом, метод Кирлиан дает возможность заглянуть за пределы нашего физического мира, позволяет инструментально наблюдать и изучать воздействие тонких энергий на различные объекты окружающей нас природы. Мы надеемся, что в будущем с помощью метода Кирлиан ученые различных областей науки в совместном сотрудничестве смогут разрешить многие загадки и подойти еще ближе к тайне самого человека и природы.

Синтез древних и современных знаний науки, религии и философии становится все более реальным. Сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и другого – глубоко убежден был Н.К.Рерих (См., напр., [13, с. 256]).

Взаимный интерес приводит к сотрудничеству ученых разных стран, представителей Запада и Востока. Мы просто уверены, что именно российские ученые будут играть ведущую роль в этом процессе, поскольку это обусловлено как историческим развитием, так и географическим положением и экономическими условиями современной России.

Яркий пример такого сотрудничества – Институт Гималайских исследований «Урусвати», основанный Рерихами. Это был именно Институт нового типа, где «научные исследования Запада базируются на культуре Востока», – говорил директор Института известный востоковед Ю.Н.Рерих [14]. Само место, где был построен Институт – древняя долина Кулу, было необычным и по географии, и по истории, и по культуре.

В работе Института принимали участие как крупнейшие ученые Индии, так и западные ученые, в том числе и русские.

К сожалению, работа Института была прервана в 1939 году. Сейчас идут восстановительные работы, которые возглавляет Международный Трест Рерихов – совместное индийско-российское объединение. Уже полностью отреставрированы здания Института, разрабатывается программа его научного возрождения.

В декабре 2002 года в институте «Урусвати» состоялся научный семинар, посвященный столетию Ю.Н.Рериха, в работе которого приняли участие российские и индийские ученые. Нам посчастливилось участвовать в этом семинаре и сделать доклад о регистрации мысли любви методом Кирлиан. Нужно сказать, что индийские ученые восприняли это с большим пониманием и интересом.

По инициативе духовного руководителя Тибета – Далай-ламы – в последние годы проходят регулярные встречи-беседы и конференции совместно с западными учеными. Так, первая такая встреча состоялась в октябре 1987 года, на ней присутствовали пять западных ученых из Колумбии, Калифорнии и Франции.

Далай-лама в одном из своих выступлений подчеркнул, что «совместная работа очень важна для западной науки и развития традиции восточных знаний. На каком-то этапе у людей появилось впечатление, что эти две традиции очень различаются и несовместимы. Поэтому подобный диалог чрезвычайно важен, он дает возможность взаимообогащения. Это одна цель. Другая цель – буддистам очень важно понимать последние результаты научных исследований в отношении такого рода вещей, как природа разума и природа сознания, а также существование сознания как самостоятельного объекта» [27].

Процесс взаимопроникновения Востока и Запада имеет и свои опасности. В последние годы в России возникает много школ и проводятся семинары, на которых, используя приемы восточных методик, идет насильственное, механическое раскрытие энергетических центров человека, не считаясь с его духовным развитием. Особенно опасно, когда подобные подходы практикуют на детях, как, например, метод прямого видения Бронникова. Из трудов Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих известно, что это ведет к сумасшествию и одержанию.

В заключение еще раз подчеркнем, что диалог западных и восточных ученых – это залог будущего расцвета науки, нового космического мышления, обогащенного мудростью Востока и знаниями Запада. Только ученый, обладающий синтезом знаний, может успешно творить, открывая новые законы, новые явления, новые энергии. И процесс слияния науки и метанауки, начатый русскими учеными-космистами в прошлом столетии, должен быть успешно продолжен в XIX веке, чтобы птица познания снова обрела два крыла.

И будем помнить, что «в науке мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем», – как говорила Е.И.Рерих [10, с. 139].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Изучение психической энергии человека методом газоразрядной визуализации // Тезисы докладов IV Международного Конгресса по биоэлектрографии «Энергия Земли и человека». 11–17 июля 2000. СПб., 2000.

[2] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

[3] Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Петроград: тип. Кюгельген, Глин и Ко, 1918.

[4] Бехтерев В.М. Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 232–265.

[5] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 2 т. Т. 1. Минск: Лотаць, 1997.

[6] Гербер Р. Вибрационная медицина. М.: КОР, 1997.

[7] Казначеев В.П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия // Вестник МИКА. 1995. Вып. 2. С. 7–23.

[8] Козырев Н.А. Избранные труды. Ленинград: ЛГУ, 1991. 444 с.

[9] Наг К. Исследования и открытия сэра Дж.Ч.Боса // Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 136–153.

[10] Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003.

[11] Рерих Н.К. Радость творчества / Шамбала. М.: МЦР, 1994.

[12] Рерих Н.К. Следы мысли / Листы дневника. М.: МЦР, 1999.

[13] Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

[14] Рерих Ю.Н. Вершина современной науки (1929) // Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 116–122.

[15] Рокотова Н. Основы буддизма. Рига: Угунс, 1997.

[16] Свами Никхилананда. Вивекананда. СПб.: Петроградский и Ко, 1991.

[17] См.: Блаватская Е.П. Черная магия в науке. Магнитогорск: Амрита– Урал, 1996.

[18] См.: Sweet Melissa. Heart can rule the head // Sydney Herald, 1995.

[19] Учение Живой Этики. Братство. М.: МЦР, 1996.

[20] Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.

[21] Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 2. М.: МЦР, 1995.

[22] Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. М.: Сирин, 1999.

[23] Цит. по: Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Восток–Запад. М.: МЦР, 1994.

[24] Чаша Востока. Письма Махатм. Рига–Москва: Угунс, 1992.

[25] Anufrieva E., Anufriev V., Starchenko M., Timofeev N. Thought’s Registration by means of Gas-Discharge Visualization. 3rd International Conference on Cognitive Science «New Science of Consciousness». 17–19 October 2000, Ljubljana, Slovennija. P. 81–85.

[26] Eccles J. Facing Ready. New York, Heidelberg, Berlin. 1970. P. 150.

[27] Беседа Далай-ламы с западными учеными // The 5th Mind and Life Conference. Dharamsala, 1995. P. 54–65.

 

Метки: Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 232