К.А. Молчанова
Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха
Жизнь Святослава Николаевича Рериха (1904-1993) – великого русского художника, общественного деятеля, ученого – была чрезвычайно насыщена событиями, подробности которых зачастую уже безвозвратно забыты. Настоящее исследование представляет собой попытку восстановить и записать в хронологическом порядке основные вехи жизненного и творческого пути художника, а также зафиксировать (уже после ухода С.Н.Рериха из жизни) этапы развития одного из важнейших в его жизни начинаний – Международного Центра Рерихов (МЦР).
Основное внимание в работе уделяется общественным и культурным событиям, участником которых был Святослав Николаевич, а также его персональным выставкам. Информация о пребывании Святослава Николаевича Рериха и Девики Рани Рерих в Советском Союзе более доступна для исследователя, поэтому хронометраж этих событий отличается интересными подробностями, тогда как в другие периоды события только кратко упоминаются.
Составитель опирается на материалы архива П.Ф.Беликова, на документы, хранящиеся в Отделе рукописей МЦР, а также на сведения, почерпнутые из личного общения с С. Н. и Д.Р.Рерихами, из личной переписки с Девикой Рани и из своих стенографических записей, сделанных во время выступлений и бесед Святослава Николаевича в Москве и Ленинграде.
Первый вариант «Хронологии» был составлен еще до 1975 года. По просьбе составителя, поддержанной Девикой Рани, Святослав Николаевич Рерих во время пребывания в Ленинграде в январе 1975 года проверил, уточнил и дополнил этот вариант конкретными датами и именами людей, с которыми ему приходилось встречаться и сотрудничать. Затем работа была перепечатана и вновь передана на проверку Святославу Николаевичу. Именно этот, согласованный с С.Н.Рерихом вариант и лег в основу настоящей «Хронологии».
Исследование не является исчерпывающим и возможные дополнения будут приветствованы.
1904 – родился 23 (10) октября в Петербурге.
Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих.
Мать – выдающаяся женщина XX века, русский философ и писатель, создатель книг Живой Этики Елена Ивановна Рерих.
– уже в раннем детстве получает первые уроки рисования и живописи;
– первыми художественными впечатлениями детства были картины отца и картины фламандских и нидерландских мастеров из коллекции родителей.
1905, 1908, лето – проводит в д. Березки недалеко от Бологого.
1906 лето – проводит в Швейцарии.
1907 лето – проводит в Финляндии.
1909 лето – проводит в Бологом.
1910 лето – поездка на курорт Гапсаль (Эстония).
1911, 1912, 1914, лето – проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.
1913, лето – проводит в Павловске под Петербургом.
1913-1916 – учится в частной гимназии К.И.Мая в Петербурге;
– одновременно посещает специальные классы в Школе Общества Поощрения художеств;
– интересуется естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией;
– коллекционирует минералы, приготовляет чучела птиц и млекопитающих;
– изучает историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов;
– ездит с отцом в археологические экспедиции по древнерусским городам Севера;
– осуществляет постановки и готовит декорации для домашних спектаклей.
1915, 1916, лето – поездка по Валдаю.
1916 – создает первые портреты отца: два портрета углем и портрет на доске. Всего за свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К.Рериха.
1916, декабрь – Рерихи, в связи с болезнью главы семьи, переезжают в Финляндию, в Сердоболь (Сортавалу).
1916-1918 – продолжает гимназический курс, занимаясь у преподавателей местных гимназий;
– увлекается индийской философией и гипнозом;
– много пишет с натуры.
1918 – правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией. Семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины;
– совершает поездки с отцом в Стокгольм, где в ноябре открылась выставка картин Н.К.Рериха;
– сдает экзамены за гимназический курс при русском посольстве в Швеции.
1919, март – отъезд с родителями в Лондон.
1919-1920 – начало занятий архитектурой. В Лондоне учится в подготовительной к университету школе и берет частные уроки, чтобы затем поступить на специальный курс архитектуры в Королевскую академию искусств;
– помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь» в «Covent Garden»;
– постоянно занимается живописью и скульптурой;
– первые встречи с Рабиндранатом Тагором, его семьей и Сунити Кумаром Чаттерджи, ставшим со временем крупным индийским ученым в области языкознания.
1920, 20 сентября – Рерихи переезжают в США, куда Николай Константинович Рерих был приглашен для проведения выставочного турне.
1921 – в Нью-Йорке поступает на архитектурное отделение Колумбийского университета;
– по заданию отца участвует в создании эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре;
– изучает западноевропейское и современное искусство.
1921-1926 – участвует в создании и работе Мастер-Института объединенных искусств в Нью-Йорке;
– работает в объединении художников «Пылающее сердце» (Cor Ardens) в Чикаго, в Международном центре искусств «Венец мира» (Corona Mundi) в Нью-Йорке.
1922 – в Бостоне создает в соавторстве с Джеймсом Холлом, впоследствии известным детским писателем, либретто, а также готовит эскизы декораций и костюмов для авангардного балета Александра Штейнерта на тему борьбы Света и Тьмы;
– экспериментирует в абстрактной скульптуре, занимается графикой, работает над эскизами костюмов для популярной в США балерины Руфь Пейдж, позднее ставшей прима-балериной Чикагской оперы;
– участвует в выставке зарубежного русского рисунка в США, представляет графические работы на сюжеты сказок.
1922-1923 – перевод и учеба в Гарвардском университете в Кембридже на архитектурном факультете;
– одновременно посещает скульптурное отделение Массачусетсского технологического института в Кембридже. Много работает с натурой;
– много путешествует по Америке.
1923 – становится директором основанного Н.К.Рерихом Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке;
– пишет портреты Н.К.Рериха (углем на папке), г-на и г-жи Хорш, известной танцовщицы Альбертины Витак, танцора Честера Хэла и сестер Хэла [1];
– работает вместе с отцом над созданием костюмов и декораций для Чикагской оперы.
1923, весна – участвует в выставке русских художников в США, получает I премию.
1923, 8 мая – отъезд с родителями в Париж.
1923, 16 мая -17 ноября – путешествует по Европе, осматривает музеи, изучает искусство.
1923, 17 ноября – всей семьей Рерихи из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.
1923, 2 декабря – прибытие в Индию. Остановившись в Бомбее, предпринимают осмотр исторических достопримечательностей.
1923, декабрь – первое путешествие по стране к священным Гималаям. Рерихи знакомятся с памятниками скульптуры эпохи Гуптов на острове Элефанта, осматривают Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, изучают древние философско-этические учения, посещают монастыри;
– начало формирования коллекции произведений восточного искусства;
– много рисует и пишет с натуры.
1924, 24 сентября – 2 ноября – возвращается из Индии в США.
1925 – первые персональные выставки в крупных и университетских городах США, на которых экспонировалось около ста произведений, в том числе портреты г-жи К.Кэмпбелл, сестер Пальмер, Л. Хорша, «Портрет ламы»;
– создает декоративные полотна на восточные сюжеты;
– на Международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду (премию и медаль) за восточную пяти частную композицию фресок.
1926-1928 – посещает музеи в Европе, изучает искусство. Поездка на Корсику;
– пишет много картин и портретов;
– становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичи, которое когда-то населяло Германию. Президентом Французского общества был этнограф Луи Марен.
1928, май – встречает Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха в Сиккиме, присоединяется к семье, возвратившейся из экспедиции.
1928 – становится вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха;
– активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта;
– активно участвует в работе Французского Государственного общества помощи приютским детям и Французского Государственного общества помощи ослепшим детям в первой мировой войне. За эту работу позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Принять орден отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни Франции более достойными этой награды. Н.К.Рерих получил орден перед отъездом в экспедицию по Маньчжурии. Новому представлению С.Н.Рериха к ордену Почетного Легиона помешала вторая мировая война;
– пишет два портрета Н.К.Рериха темперой.
1929, май – сентябрь – поездка в Италию, Францию, Швейцарию.
1929 – возвращается в США;
– избирается пожизненным членом Археологического института США;
– в Нью-Йорке на трех этажах нового здания – 29-этажного небоскреба, куда переехал основанный в 1923 г. Музей Николая Рериха, – разместилась большая выставка картин Н.К. и С.Н.Рерихов, посвященная 55-летию со дня рождения Н.К.Рериха.
1930 – участвует в Международной художественной выставке в Венеции и получает Grand Prix за выставленный портрет Н.К.Рериха (1928).
1930 – основывает в США Общество по изучению философии и религии;
– передает музею при Институте Гималайских исследований «Урусвати» свои коллекции произведений восточного искусства и коллекции бабочек.
1932, октябрь – представляет на выставке портретов художников в Нью-Йорке другой портрет отца – «Николай Рерих» (1928) – и получает награду.
1932-1933 – возвращается в Индию, живет в Кулу, пишет много картин и портреты отца: маслом на доске (1932, 1933), портрет темперой (1933).
1933 – награждается учрежденным Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и его организациями орденом за культурную деятельность. Считает этот орден самой выдающейся наградой в своей жизни, так как диплом подписан Николаем Константиновичем Рерихом.
1934-1935 – принимает непосредственное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в 1928 г. в Индии;
– руководит исследованиями по биологии растений, принимает непосредственное участие в этих исследованиях, изучает местную и тибетскую медицину;
– путешествует по Западному Тибету, Гималаям, изучает фольклор;
– пишет много картин, портрет тибетского ламы Карма Дордже и портреты Н.К.Рериха: портрет в полный рост темперой (1934); портрет в тибетском костюме (1934); два рисунка (1934); портрет маслом (1934);
– одновременно с экспедицией отца и брата в Маньчжурию по изучению засухоустойчивых трав организует подобную экспедицию в близлежащее тибетское нагорье;
– начинает исследования эфироносных растений в Гималаях и прилегающих к долине Кулу районах. Эта работа продолжалась много лет, ее кульминацией стало приобретение собственной плантации эфироносов на юге Индии, под Бангалором, в начале 1949 г.;
– участвует в Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау и представляет четыре большие картины;
– пишет два портрета отца – Н.К.Рерих, сидящий с книгой у стола, – один из которых находится в Аллахабадском музее.
1936-1937 – собирает и исследует семена злаковых;
– ведет переписку с академиком Н.И.Вавиловым, посылает ему семена.
1937 – становится членом-учредителем Русского культурно-исторического Музея в пригороде Праги Збраславе и Музея им. Н.К.Рериха в Риге;
– становится почетным членом корпорации «Flamma» (США);
– ведет переписку с членом правления Латвийского общества Н.К.Рериха рижским врачом Г.Ф.Лукиным и посылает ему коллекции лекарственных препаратов, индийских и тибетских корней, семян, масел;
– пишет портреты отца (Н.К.Рерих стоит и держит руку на камне – портрет пропал в Траванкоре; Н.К.Рерих сидит за столом), один из лучших портретов матери, Е.И.Рерих, а так же картины «Заклинатель змей», «Сага о Гесэр-хане» и др.
1938 – участвует в Художественной выставке в Аллахабаде, проведение которой совпало с юбилейной датой истории Индийского Национального конгресса, и представляет четыре новые картины: «Осенние деревья», «Портрет Миры», «Лилии», «Галлардии»;
–пишет четыре портрета отца: Н.К.Рерих, стоящий около статуи Гуга-Чохана; сидящий в черной пелерине; стоящий около камня с Чинтамани; сидящий у стола с мольбертом; и картины «Маленькая сестра», «Подвиг», «Куда идешь, брат мой?».
1939, июнь – Люксембургская галерея (отделение Люксембургского музея в Париже) приобретает портрет Н.К.Рериха, сидящего в черной пелерине (1938).
1939 – принимает участие в Художественной выставке в Майсуре, во дворце Джаган Мохан;
–накануне второй мировой войны пишет картины: центральную и левую («Освобождение») части триптиха «Распятое человечество», «Огни усилий», «Гур из Кулу», «Весна в Кулу».
1940 – большая персональная выставка «Картины Индии» в отсутствие художника состоялась в США, в Филадельфийском союзе искусств, в Калифорнии;
– одновременно в Индии, в городах Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад состоялась большая выставка произведений Н.К. и С.Н.Рерихов.
1940-1941 – пишет картину «Вестник» (1940) и портрет махараджи Траванкора (1941).
1941, январь – состоялась персональная выставка в Чикаго.
1941, 1-17 мая – состоялась персональная выставка в Нью-Йорке.
1941, июнь – Юрий и Святослав Рерихи телеграфом передают советскому послу в Великобритании И.М.Майскому свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную Армию.
1941-1944 – работает в пользу Красного Креста в СССР.
1941, ноябрь – 1942, февраль – организовывает выставки с продажей картин отца и своих в Индии: в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде;
– принимает участие в радиопередачах по искусству;
– впервые встречается с Джавахарлалом Неру.
1942 – неоднократно встречается с Дж.Неру в Бомбее и Аллахабаде и приглашает его посетить Н.К.Рериха в Кулу. Сопровождает Дж.Неру вместе с Индирой Ганди и секретарем Индийского Национального конгресса Мохаммадом Юнусом в поездке в Кулу;
– пишет портреты Дж. Неру и портреты отца: Н.К.Рерих, сидящий на веранде в Кулу; сидящий за столом; этюд маслом; а также картину «Куда идет человечество», открывающую триптих «Распятое человечество»;
– временно прекращается исследовательская работа Института Гималайских исследований «Урусвати».
1943, 23 февраля – в День Красной Армии выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам.
1943-1944 – в Дели, Траванкоре, Бомбее состоялись выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов;
– пишет картины «Добрый самаритянин», «Отшельник», пейзаж «Наггар», «Священные слова».
1944 – знакомство с Девикой Рани – внучатой племянницей Р.Тагора, первой леди индийского экрана, известной киноактрисой, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies» со студией в Маладе;
– пишет портреты Н.К.Рериха: этюд маслом и рисунок.
1945, 23 августа – женитьба на Девике Рани, оставившей после замужества руководство киноконцерном. В Кулу супруги изучают фольклор, знакомятся с местной культурой;
– пишет картину «Победа».
1946 – состоялись выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов в Траванкоре и в Бароде;
– пишет первый портрет Девики Рани Рерих и много других картин.
1946-1947 – организует работу по продвижению Пакта Рериха в Индии.
1947, январь – участвует в международном научном конгрессе в Дели, где близко знакомится с выдающимся советским зоологом и паразитологом, академиком, генерал-лейтенантом медицинской службы Е.Н.Павловским.
1947 – пишет портреты Н.К.Рериха: два рисунка, один из которых последний.
1947, 13 декабря – уход из жизни отца, Николая Константиновича Рериха.
1947, декабрь – 1948, январь – организует большую посмертную выставку картин Н.К.Рериха в Дели.
1948 – С. Н и Д.Р.Рерихи живут в гостинице «Тадж Махал» в Бомбее, а Е.И. и Ю.Н.Рерихи – под Бомбеем (Кхандала).
1949 – переезд С. Н. и Д.Р.Рерихов в Бангалор в имение «Tataguni Estate», а Е.И. и Ю.Н.Рерихов в Калимпонг;
–приобретает эфироносные деревья бурсеры из Мексики и организует плантацию в Бангалоре.
1950-1955 – ежегодно проводит по несколько месяцев в Калимпонге у матери, Е.И.Рерих;
– продолжает занятия фармакологией;
– поставляет эфирные масла для парфюмерной промышленности в Швейцарию и во Францию.
1951-1952 – пишет портреты Девики Рани Рерих и четыре портрета г-жи К.Кэмпбелл, картины «Весть» (1953), «Вечная жизнь» (1954), серию «Канченджанга».
1955, 5 октября – уход из жизни матери, Елены Ивановны Рерих.
1955 – пишет картины «Канченджанга. Тайный час», «Весна. Священная флейта».
1956 – по просьбе правительства штата Майсур принимает участие в приеме главы Советского государства Н.С.Хрущева и получает от него приглашение для Ю.Н.Рериха приехать на встречу в Калькутту для переговоров о возвращении на Родину;
– продолжает занятия живописью, пишет несколько портретов известной танцовщицы Рошан Ваджифдар.
1957, август – сентябрь – возвращение Ю.Н.Рериха из Индии в Москву и начало его работы в Институте востоковедения АН СССР.
1958-1959 – пишет много картин и несколько портретов д-ра Сарвапалли Радхакришнана.
1960, 20 января – 20 февраля – в Дели в залах Всеиндийского общества искусств состоялась большая персональная выставка (около 120 картин). Выставку посетили Н.С.Хрущев, К.Е.Ворошилов, Е.А.Фурцева;
– получает официальное приглашение приехать в Советский Союз.
1960, 28 апреля – вместе с Д.Р.Рерих приезжает на Родину, где не был 45 лет. Останавливается в гостинице «Украина» (Москва).
1960, 1 мая – С.Н. и Д.Р.Рерихи как почетные гости правительства СССР присутствуют на параде и демонстрации на Красной площади.
1960, 9 мая – состоялась пресс-конференция в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), на которой говорилось о предстоящей выставке картин С.Н.Рериха.
1960, 11 мая – состоялось открытие выставки 129 картин С.Н.Рериха в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Выставку открыли министр культуры СССР Е.А.Фурцева и президент АХ СССР Б.В.Иогансон. Работа выставки продолжалась до 2 июня;
–вечером выступает по Всесоюзному радио.
1960, 15, 16, 18-21, 28-31 мая – выступает в лекционном зале Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
1960, 21 мая – в Москве скоропостижно скончался старший брат, Юрий Николаевич Рерих – профессор Института востоковедения АН СССР, доктор филологических наук.
1960, 28 мая – в АХ СССР состоялся торжественный прием в честь С.Н. и Д.Р.Рерихов.
1960, 1 июня – выставку С.Н.Рериха посещают члены ЦК КПСС А.Б.Аристов, Л.И.Брежнев, Ф.Р.Козлов, О.В.Куусинен, Н.А.Мухитдинов, Д.С.Полянский, Е.А.Фурцева, Н.С.Хрущев, Н.М.Шверник, П.Н.Поспелов и др.;
–состоялся торжественный прием у министра культуры СССР Е.А.Фурцевой.
1960, 3 июня – состоялось закрытие выставки картин С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
1960, 6-7 июня – вместе с Д.Р.Рерих выезжает в Ленинград и останавливается в гостинице «Астория».
1960, 8 июня – посещает Музей Горного института (Ленинград).
1960, 12 июня – состоялось открытие выставки картин С.Н.Рериха в Государственном Эрмитаже (Ленинград). Выставка продолжалась до 2 июля.
1960, 14 июня – состоялась беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа.
1960, 16 июня – С. Н. и Д.Р.Рерихи выступают в Доме кино.
1960, 17 июня – выступает во Всесоюзном Географическом обществе.
1960, 20 июня – выступает с лекцией об искусстве Индии в Эрмитажном театре.
1960, 24 июня – выставку картин С.Н.Рериха посещает президент Индии Раджендра Прасад;
– вечером С.Н. и Д.Р.Рерихи возвращаются в Москву.
1960, 13 июля – вместе с Д.Р.Рерих возвращается в Индию;
– перед отъездом в Индию передает уникальную научную библиотеку брата Институту востоковедения АН СССР для создания научного мемориального кабинета Ю.Н.Рериха (открыт 12 августа 1960 г. в присутствии участников XXV Международного конгресса востоковедов). Личный архив Ю.Н.Рериха, часть семейной библиотеки, художественные ценности оставляет на квартире брата на хранение сестрам Л.М. и И.М.Богдановым.
1960 – создает проект памятника Ю.Н.Рериху;
–дарит Музею Николая Рериха в Нью-Йорке картины отца, находившиеся там в качестве временного личного вклада.
1961, 26 января – в День Республики за выдающийся вклад в развитие искусства и культуры награжден президентом Индии Р. Прасадом высоким орденом «Падма Бхушан» (орден в виде цветка лотоса).
1961 – открытие мемориальной галереи картин в Наггаре, в Кулу, в доме, где жил и работал Н.К.Рерих;
– назначается постоянным представителем правительства в Индийской национальной академии изящных искусств;
– пишет картину «Мои соседи», с которой начался цикл работ, посвященных жизни простых людей Индии;
– передает в дар Государственному Эрмитажу две большие картины: «Когда собираются йоги» (1939) и «Весна. Священная флейта» (1958).
1962 – пишет большой портрет президента Индии д-ра С.Радхакришнана для Дворца президента;
–пишет много картин, в числе которых «Воззри, человечество!».
1964, 9 октября – выступает по Всеиндийскому радио по случаю 90-летия со дня рождения Н.К.Рериха.
1964, октябрь – к 60-летию со дня рождения награжден двумя правительственными наградами штата Майсур: «Особой премией за заслуги в области искусства и культуры» и премией «Великому заслуженному художнику».
1964 – два ледника в Киргизском Алатау в бассейне реки Аламедин в СССР названы в честь художников и ученых Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов;
–пишет картину «Глина приобретает форму. Дом гончара».
1965 – избран членом жюри Индийской национальной академии изящных искусств, которое осуществляло отбор картин на Президентскую премию.
1965-1966 – параллельно с живописью продолжает занятия орнитологией, минералогией, палеонтологией, археологией, а также фармакопеей, фармакологией, медициной;
– передает в дар Музею Горного института в Ленинграде три больших самоцвета из своей коллекции минералов, в числе которых красный рубин и синий сапфир;
– пишет большой, в полный рост, портрет Дж.Неру.
1966, 5 мая – состоялось открытие портрета Дж.Неру, написанного по заказу правительства Индии для Центрального зала парламента. На официальном открытии портрета президент Индии д-р С.Радхакришнан, все присутствующие члены правительства и более 700 членов парламента выразили благодарность С.Н.Рериху за его подвижнический труд для будущих поколений;
–пишет картины: «Мы сами строим свои тюрьмы», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «И мы приближаемся».
1968 – пишет картины: «Ближе к тебе, мать-земля» и центральное полотно триптиха «Ты не должен видеть этого пламени» (слева располагается «Мы сами строим свои тюрьмы», справа – «Я двигаюсь среди этих теней»).
1973 – пишет портрет «Пандит Мору Рам».
1973, ноябрь – встречается в Дели с Л. И. Брежневым и послом СССР в Индии Н.М.Пеговым.
1974 – пишет картины: «Моя страна прекрасна», «Мы тоже ищем», «Гималаи III» и др., а также новый портрет тибетского ламы Карма Дордже.
1974, октябрь – ноябрь – празднование в Москве 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха и 70-летия С.Н.Рериха;
– по приглашению АХ СССР и Всесоюзного общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами приезжает в СССР с большой выставкой собственных картин и картин Н.К.Рериха из своего собрания. С.Н. и Д.Р.Рерихи останавливаются в гостинице «Советская».
1974, 19 ноября – состоялось открытие юбилейной выставки картин С.Н.Рериха в Москве в Государственной Третьяковской галерее (190 полотен).
1974, 21 ноября – участвует в открытии Юбилейной выставки картин Н.К.Рериха в АХ СССР (из личного собрания С.Н.Рериха были выставлены 130 картин Н.К.Рериха);
–участвует в торжественном вечере в Большом театре.
1974, 25, 26 ноября – участвует в первой международной научной конференции в АХ СССР, посвященной творчеству Рерихов.
1974, 27 ноября – участвует в беседе за круглым столом в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Киносъемка беседы была организована студией «Киевнаучфильм». Позднее эти видеоматериалы вошли в документальный фильм «Николай Рерих» (1975). Режиссер фильма – Р.П.Сергиенко, сценаристы – Р.А.Григорьева, Л.В.Шапошникова.
1974, 2 декабря – 22 декабря – поездка в Швейцарию для переговоров с президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке К.Кэмпбелл-Стиббе и оформления дарственной на принадлежащие ей 40 картин архитектурной серии Н.К.Рериха;
–посещение Парижа и Лондона.
1974, 23 декабря – возвращение в Москву из Европы.
1975, 8-9 января – С.Н. и Д.Р.Рерихи выезжают из Москвы в Ленинград и останавливаются в гостинице «Астория»;
– встреча с директором Государственного Эрмитажа Б.Б.Пиотровским и научными сотрудниками, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой выставки картин С.Н.Рериха;
– вечером беседует с корреспондентом газеты «Вечерний Ленинград».
1975, 10 января – участвует в подготовке выставки к открытию.
1975, 11 января – вместе с Д.Р.Рерих посещает Горный институт (Ленинград) и его музей.
1975, 12 января – вместе с Д.Р.Рерих посещает Кунсткамеру.
1975, 13 января – С.Н. и Д.Р.Рерихи посещают АХ СССР (Ленинград) и ее музей.
1975, 14 января – С.Н. и Д.Р.Рерихи вместе с Б.Б.Пиотровским осматривают залы древнерусской культуры в Государственном Эрмитаже.
1975, 15 января – состоялись пресс-конференция и прием у директора Государственного Эрмитажа.
1975, 16 января – утром в Государственном Эрмитаже С.Н. и Д.Р.Рерихи дают интервью Ленинградскому телевидению;
– состоялось открытие персональной выставки картин С.Н.Рериха в Государственном Эрмитаже. Выставка продолжала свою работу до конца февраля.
1975, 16 января – 22 января – беседует с посетителями своей персональной выставки в Государственном Эрмитаже;
– передает в дар Государственному Эрмитажу картины, которые выбрал директор музея Б. Б. Пиотровский: «Надежда» (1943), «Вечный зов» (1944), «Лахул» (1944), «Красное дерево» (1950), «Весна в Кулу» (1960), «Часовые» (1961), «Тот другой мир» (1963), «Лакшамма» (1974), «Красные стволы» (1971), а также Новосибирской областной картинной галерее – «Мы все нашептываем» (1961), «Кочевники из Спити» (1970), «Гималаи», «Синиолчу» (1954), «Манду» (1944). Официальная передача картин состоялась позднее;
– участвует в съемках кинофильма «Николай Рерих» («Киевнаучфильм», 1975).
1975, 20 января – выступает в Доме ученых (Ленинград).
1975, 21 января – выступает во Всесоюзном Географическом обществе (Ленинград).
1975, 22 января – вместе с Девикой Рани Рерих возвращается в Москву.
1975, 1 февраля – С.Н. и Д.Р.Рерихи самолетом возвращаются из Москвы в Индию.
1975-1976, апрель – большая юбилейная выставка произведений Н.К. и С.Н.Рерихов путешествует по городам России и других республик: Москва, Ленинград, Томск, Улан-Удэ (май – июнь), Новосибирск (август – сентябрь), Кемерово, Минск, Рига, Вильнюс, Киев, Тула (апрель).
1975, 9 апреля – Карнатакская Академия художеств, Индийский Институт мировой культуры, Индо-советская культурная ассоциация организовали в Бангалоре чествование С.Н.Рериха как посланца мира и дружбы между народами Индии и СССР.
1976 январь – в Калькутте, в музее Академии Бирла, состоялась совместная выставка картин Н.К. и С.Н.Рерихов из частных коллекций Индии. Эта выставка также была посвящена юбилейным датам Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
1976,август – в Индию из СССР была возвращена личная коллекция С.Н.Рериха – 320 полотен отца и сына Рерихов, которые Святослав Рерих в 1974 г. оставил в СССР для продолжения маршрута юбилейной выставки.
1976, 15 ноября – удостоен Международной премии им. Дж. Неру за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление индо-советской дружбы.
1977, 13 марта – председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, посол СССР в Индии и другие официальные лица посетили С.Н. и Д.Р.Рерихов в имении «Tataguni Estate» в Бангалоре.
1977 – и в последующие годы курирует и оказывает постоянную поддержку школе им. Ауробиндо Гхоша (Бангалор), в которой обучается более двух тысяч детей от трех до пятнадцати лет.
1978, 11 марта – для подготовки совместных выставок самолетом из Индии в Болгарию были доставлены 300 полотен (132 картины Н.К.Рериха и 168 картин С.Н.Рериха). Были представлены также картины из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке – 24, из Государственной Третьяковской галереи (Москва) – 30, из Русского музея (Ленинград) – 30.
1978, 28 марта – по приглашению Комитета культуры БНР выезжает в Софию для участия в праздновании столетия независимости Болгарии и в мероприятиях года, посвященного изучению творчества Н.К.Рериха в рамках Всенародной программы эстетического воспитания.
1978 – в течение полугода прошли совместные выставки произведений Н.К. и С.Н.Рерихов в Софии, Русе, Пловдиве, Варне, Бургасе и других городах Болгарии, а также в Австрии, в Вене. По указанию С.Н.Рериха в октябре картины были отправлены в СССР.
1978, 31 марта – избран Почетным членом АХ Болгарии.
1978, 21 апреля – избран Почетным членом АХ СССР.
1978, 26 апреля – в Софии получает официальную телеграмму от министра культуры СССР П.Н.Демичева с сообщением об избрании Почетным членом АХ СССР и поздравлениями.
1978, 3 мая – избран Почетным доктором Велико-Тырновского университета им. Кирилла и Мефодия;
– награжден правительством БНР государственным орденом Кирилла и Мефодия I степени и медалью, выпущенной к 100-летию независимости Болгарии.
1978, 8 мая – в Велико-Тырновском университете им. Кирилла и Мефодия состоялось торжественное собрание, на котором председатель Комитета культуры БНР Л.Т.Живкова вручила С.Н.Рериху диплом Почетного доктора Велико-Тырновского университета.
1978, май – посещает Швейцарию.
1978, 1 июня – приезжает в Москву по приглашению АХ СССР и на протяжении двух недель встречается и ведет деловые переговоры в президиуме АН СССР, в Министерстве культуры СССР и МИД СССР о необходимости возобновления работы института «Урусвати» по всем направлениям прежней деятельности.
1978, 3 июня – поездка в Суздаль.
1978, 7 июня – в Москве состоялась торжественная церемония вручения С.Н.Рериху диплома Почетного академика АХ СССР.
1978, 8 июня – в Музее искусства народов Востока утром состоялась встреча с искусствоведами и востоковедами, вечером – со школьниками и членами клуба им. Р.Тагора.
1975, 10 июня – встреча с многочисленными друзьями в номере гостиницы «Россия».
1978, 14 июня – возвращается в Индию.
1975, 10 ноября – в Русском музее в Ленинграде состоялось открытие совместной выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов.
1978-1984 – по музеям Советского Союза прошла большая передвижная выставка произведений Н.К. и С.Н.Рерихов из личного собрания Святослава Рериха и музеев Индии. Эту выставку принимали у себя города: Ленинград, Одесса, Вильнюс, Львов, Киев, Москва, Минск, Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Куйбышев, Горький, Пермь, Харьков, Ростов-на-Дону, Волгоград, Архангельск, Петрозаводск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Омск, Павлодар.
1979 – в Бангалоре на встрече с Л.Т.Живковой поддерживает ее предложение о создании и проведении в Софии раз в три года Международной детской ассамблеи «Знамя Мира» и становится членом инициативного комитета.
1979-1980 – покупка земли под строительство большого культурно-просветительского центра искусств в Бангалоре, которым С.Н.Рерих руководил до конца жизни: от строительства выставочных и учебных помещений до организации работы художественной студии, ставшей отделением местного университета, с большим количеством детских классов и обширной библиотекой по искусству разных стран.
1981, май – поездка в Болгарию и Швейцарию.
1981, июнь – приезжает в Москву по приглашению Министерства культуры СССР и останавливается в гостинице «Советская»;
– в Министерстве культуры СССР обсуждает дальнейший маршрут передвижной выставки, участвует в многочисленных встречах с деятелями искусства и науки;
– в АН СССР выносит на обсуждение план возобновления работы Института Гималайских исследований «Урусвати», а также возможность сотрудничества советских ученых с институтом;
– посещает в Государственном музее искусства народов Востока постоянную экспозицию произведений Н.К.Рериха и его мемориальный кабинет, который был создан в 1979 году на базе личного дара президента Музея Николая Рериха в Нью-Йорке К. Кэмпбелл-Стиббе;
– принимает у себя в гостинице многочисленных посетителей, среди которых известный японский ученый, профессор Кюдзо Като.
1982, 8 июня – Государственный Совет НРБ награждает С.Н.Рериха юбилейной медалью к 1300-летию Болгарии за выдающийся вклад в искусство и культуру и укрепление дружбы и сотрудничества между Болгарией и Индией.
1982, октябрь – участвует в работе учредительной конференции Международного фонда им. Людмилы Живковой в Софии;
– поездка в Швейцарию.
1982, 7 ноября – по приглашению Министерства культуры СССР приезжает в Москву в связи с празднованием 80-летия со дня рождения Ю.Н.Рериха и останавливается в гостинице «Советская».
1982, 8 ноября – посещает выставку произведений искусства народов Центральной Азии, посвященную Ю.Н.Рериху, в Государственном музее искусства народов Востока, где встречается и беседует с москвичами и гостями столицы.
1982 – состоялись встречи с президентом АН СССР А.П.Александровым, вице-президентом АН СССР А.Л.Яншиным, а также с вице-президентом АХ СССР В.С.Кеменовым.
1982, 10 ноября – принимает участие в создании документального телефильма «Рерих» («Экран», 1982). Режиссер-постановщик – Ю.Н.Белянкин, сценаристы – В.Жданов и Ю.Н.Белянкин.
1982, 11 ноября – состоялась встреча с ведущим научным сотрудником Государственного этнографического музея в Осаке (Япония) профессором Кюдзо Като.
1982, 16 ноября – возвращение в Индию.
1983 – под руководством и при участии С.Н.Рериха в Бангалоре за вершилась первая фаза строительства зданий Карнатакского культурно-просветительного центра искусств, включающего комплекс: Школу изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и Художественную галерею имени Н.К.Рериха;
–избран президентом ученого совета по изящным искусствам в Бангалорском университете и президентом координационного совета Союза художников штата Карнатака.
1983, 17 июня – группа советских и чехословацких альпинистов взошла на одну из вершин Алтайских гор, находящуюся рядом с Пиком Н.К.Рериха, и назвала ее – Пик Святослава Рериха.
1984 – в СССР широко отмечалось 110-летие со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летие С.Н.Рериха.
1984, 16-17 октября – в Новосибирске состоялась Всесоюзная научная конференция «Рериховские чтения – 1984», посвященная Н.К. и С.Н.Рерихам.
1984, 21 октября – по приглашению Министерства культуры СССР и АХ СССР приезжает в Москву для участия в юбилейных мероприятиях и останавливается в гостинице «Советская».
1984, 23 октября – состоялось открытие большой юбилейной выставки произведений Н.К. и С.Н.Рерихов в новом здании Государственного музея искусства народов Востока и торжественный прием в АХ СССР. После закрытия выставки в Москве картины Н.К. и С.Н.Рерихов из личной коллекции С.Н.Рериха продолжают выставляться в других городах Советского Союза (Краснодар, Сочи, Иркутск, Калининград и др.). Материальную ответственность за сохранность этой коллекции несет производственно-художественное объединение им. Вучетича при Министерстве культуры СССР.
1984, 24, 25 и 30 октября – в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока состоялась международная конференция «Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов». На конференции было объявлено о создании Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха (официально Комиссия была утверждена приказом Министерства культуры СССР № 194 от 6 мая 1986 г.);
–избирается почетным председателем Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха.
1984, 27 октября – принимает в гостинице «Советская» группу ленинградских деятелей культуры, в числе которых художник В. Г. Барский, работавший над оформлением Музея Н.К.Рериха в Изваре, директор Управления объединенных музеев Ленинградской области Г.И.Вавилина, искусствовед М.И.Полевая. На встрече обсуждаются перспективы организации государственного Музея Н.К.Рериха в Изваре, рассматриваются планы имения, восстановленного дома и фотоснимки.
1984, 29 октября – состоялась встреча в Институте международных отношений со студентами МГИМО и студентами Института стран Азии и Африки при МГУ.
1984, 30 октября – выступает в центральном лектории Всесоюзного общества «Знание» (в зале Политехнического музея) на торжественном вечере «Семья Рерихов в борьбе за мир».
1984 – в Болгарии, в Софии праздновалось 110-летие со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летие С.Н.Рериха.
1984, 2 ноября – выезжает в Болгарию на пять дней.
– во время этой поездки награжден высоким орденом Государственного Совета НРБ «Мадарский Рыцарь» (The Knight of Madara) в знак большой дружбы и сотрудничества с болгарской национальной культурой.
1984, 9 ноября – указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Дружбы Народов (орден был вручен С.Н.Рериху в Советском посольстве в Дели в мае 1985 г.).
1985 май – две недели проводит вместе с Д.Р.Рерих в Швейцарии у К.Кэмпбелл-Стиббе и встречается с представителями зарубежных обществ им. Н.К.Рериха.
1985, декабрь – принимает активное участие в проведении в Бангалоре выставки живописи и графики Прибалтийских республик СССР.
1986 – от АХ СССР получает приглашение посетить Советский Союз (визит запланирован на 8 июня), однако поездка не состоялась, так как сотрудники Советского посольства в Индии своевременно не подтвердили заказ билетов на самолет.
1987, 5 мая – по приглашению АХ СССР приезжает в Москву для участия в выставке произведений членов АХ СССР и останавливается в гостинице «Советская».
1987, 7 мая – выступает с речью на открытии XV академической выставки, в которой впервые в истории академии были приглашены участвовать и почетные члены АХ СССР. Были выставлены картины С.Н.Рериха: триптих «Ты не должен видеть этого пламени», «Священная флейта» (1955), портреты «Н.К.Рерих», «Пандит Джавахарлал Неру», «Госпожа Девика Рани Рерих».
1987, 9 мая – в День Победы встречается в гостинице и беседует с друзьями и знакомыми из разных городов Советского Союза.
1987, 10 мая – вместе с другими почетными членами АХ СССР участвует в пресс-конференции;
– состоялось заседание Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха с участием С.Н. и Д.Р.Рерихов, на котором обсуждалась возможность создания Музея им.Н.К.Рериха в Москве.
1987, 12 мая – встречается и беседует с москвичами и гостями столицы в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока.
1987, 14 мая – в Кремле состоялась дружеская встреча и обед в тесном кругу с Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.С.Горбачевым и Р.М.Горбачевой.
1987, 15 мая – поездка на неделю в Швейцарию. Проводит встречи с руководителями обществ им. Н.К.Рериха из разных стран мира.
1987, 21 мая – поездка в Болгарию. В Софии три дня находится на лечении у доктора Кабакчиева (осложнение после гриппа);
– состоялась встреча с Тодором Живковым, на которой обсуждались пути развития культурной связи между Болгарией и Индией: открытие при Международном фонде им. Людмилы Живковой Дома Рериха как национального центра для изучения и распространения творческого наследия семьи Рерихов, издание книг Живой Этики для школ и высших учебных заведений, сотрудничество болгарских ученых в Кулу и Бангалоре.
1987, 27 мая – по пути из Болгарии в Индию останавливается проездом в Москве;
– в Шереметьево состоялись встречи с директором Института мировой литературы АН СССР Ф.Ф.Кузнецовым, деятелями культуры, друзьями.
1987, 16 октября – в Бангалоре состоялась торжественная церемония принятия С.Н.Рериха в члены Индийской национальной академии изящных искусств (Lalit Kala Academy, Дели). Церемония транслировалась по Всеиндийскому телевидению.
1987, ноябрь – завершает и преподносит в дар нации большой, в полный рост, портрет Индиры Ганди, написанный по заказу правительства Индии для Центрального зала парламента. Портрет был транспортирован в Дели самолетом военно-воздушных сил Индии.
1987, 19 ноября – в день рождения Индиры Ганди ее портрет был торжественно открыт президентом Индии Р.Венкатараманом в присутствии С.Н.Рериха, Раджива Ганди и всех членов парламента;
– в честь художника был дан торжественный обед у президента Индии, на котором также присутствовал Раджив Ганди с семьей.
1987, 21 ноября – в Дели состоялось открытие Фестиваля советско-индийской дружбы;
– в честь С.Н.Рериха был дан торжественный обед у премьер-министра СССР Н.И.Рыжкова.
1987, 19 декабря – в Бангалоре состоялось открытие Фестиваля советско-индийской дружбы, в организации которого С.Н.Рерих принимал самое активное участие;
– в Бангалоре во время фестиваля неоднократно встречается с советскими артистами, деятелями культуры, представителями Советского посольства из Дели и Генерального консульства из Мадраса.
1987, 19 декабря – 1988, 11 января – принимает у себя в имении «Tataguni Estate» 57 групп советских артистов и деятелей культуры.
1988 – получает приглашение от АН СССР приехать в Советский Союз. По состоянию здоровья (перенес операцию) предпринять запланированную поездку в Москву, а также Швейцарию и Болгарию не смог.
1988, 4-5 октября – в Дипломатической академии МИД СССР совместно с Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Союзом писателей СССР, Институтом востоковедения АН СССР, Институтом мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР и Обществом советско-индийской дружбы проведен научно-практический семинар «Творческое наследие семьи Н.К.Рериха и гуманизация международных отношений».
1989, 4 июня – Центральное телевидение СССР в передаче «Международная панорама» транслирует интервью с С.Н.Рерихом, полученное у него в больнице Бангалора.
1989, 12 июля – в Москве на учредительной конференции Всесоюзной ассоциации «Мир через культуру» (инициатор В.М.Сидоров) заочно избран почетным президентом ассоциации.
1989, 29 июля – в газете «Советская культура» опубликовано открытое письмо Святослава Рериха «Медлить нельзя!» от 3 июля 1989 г., адресованное советской общественности, с изложением концепции создания общественного музея им. Н.К.Рериха.
1989, 2 октября – в Москве по инициативе С.Н.Рериха и при участии Р.М.Горбачевой создается Советский Фонд Рерихов (СФР);
– заочно избирается почетным председателем СФР.
1989, 4 ноября – по приглашению правительства СССР С.Н. и Д.Р.Рерихи приезжают в Москву для решения проблем становления СФР и для выбора здания и останавливаются в закрытом правительственном особняке на ул. Косыгина;
– Совет Министров СССР издает Постановление № 950 от 4 ноября 1989 г. «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее им. Н.К.Рериха».
1989, ноябрь – за время пребывания в Москве встречается и ведет переговоры: в Московской патриархии с митрополитом Волоколамским и Юрьевским его преосвященством Питиримом, с руководителем МНТК «Микрохирургия глаза» С.Н.Федоровым, с первым заместителем министра иностранных дел Ю.М.Воронцовым, с руководителями Советского Фонда Культуры и Советского Фонда Мира, с президентом АН СССР Г.И.Марчуком, с главным архитектором Москвы и председателем Моссовета В.Т.Сайкиным;
– осматривает семь зданий для СФР и Центра-Музея им. Н.К.Рериха и останавливает свой выбор на «Усадьбе Лопухиных»;
– посещает АХ СССР и Государственный музей искусства на родов Востока;
– выступает по Центральному телевидению в передаче «Воскресная проповедь» и дает интервью корреспонденту газеты «Советская культура», которое было опубликовано 23 ноября 1989 г.;
– в честь С.Н. и Д.Р.Рерихов был дан прием в Посольстве Индии в СССР.
1989, 6 ноября – участвует в заседании Бюро Правления СФР.
1989, 17 ноября – состоялась вторая встреча С.Н. и Д.Р.Рерихов с М.С.Горбачевым и Р.М.Горбачевой в связи с созданием СФР.
1989, 23 ноября – выступает на пресс-конференции в пресс-центре МИД СССР.
1989, 24 ноября – участвует в заседании Правления СФР, на котором было решено при СФР организовать общественный культурно-просветительский и научный Центр-Музей им. Н.К.Рериха;
– на пост директора музея выдвигает кандидатуру Л.В.Шапошниковой, ученого, индолога, писателя;
– заявляет о своем намерении передать СФР картины и архивы своих родителей и брата.
1989, 28 ноября – было принято решение исполкома Моссовета о предоставлении для размещения СФР в Москве архитектурного памятника «Усадьба Лопухиных».
1989 – перед отъездом в Индию приглашает Л.В. Шапошникову приехать в Бангалор для подготовки и передачи СФР наследия Н.К. и Е.И. Рерихов.
1990, 19 марта – в соответствии с нормами международного права оформляет в Индии передачу СФР личной коллекции картин Н.К.Рериха и своих, временно выставляющихся в городах Советского Союза (всего 287 картин), а также находившегося у него в имении «Tataguni Estate» в Бангалоре наследия родителей (архива, произведений искусства, библиотеки, личных вещей).
1990, 7 мая – специальным авиарейсом из Индии в Москву Л.В.Шапошникова доставила уникальное наследие Рерихов: архив, библиотеку, картины, реликвии и личные вещи, а также урны с прахом Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.
1991, 20 сентября – становится инициатором переименования СФР в Международный Центр Рерихов (МЦР);
– дает согласие быть бессрочным почетным президентом МЦР и отказывается от такого звания во всех других организациях.
1992, 26 апреля – делает письменное обращение к рериховским обществам России и других независимых государств.
1992, май – учреждает Международный Трест Рерихов в Бангалоре («International Roerich Memorial Trust»).
1992, октябрь – МЦР проводит первую международную общественно-научную конференцию. Эта конференция была посвящена 90-летию Ю. Н. Рериха. Впоследствии такие конференции стали проходить ежегодно.
1993, 30 января – Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни. Он завещал похоронить его на Родине в Ленинграде, с совершением православного обряда во Владимирском соборе в Петербурге;
– в МЦР 30 января отмечается как День памяти С.Н.Рериха.
1993, 12 февраля – в Москве состоялось открытие Музея им. Н.К.Рериха.
1993 – МЦР издает сборник статей и выступлений С.Н.Рериха «Стремиться к Прекрасному», посвященный его памяти.
1994, 8 апреля – уходит из жизни Девика Рани Рерих, жена Святослава Николаевича Рериха.
1994 – МЦР издает сборник статей С.Н.Рериха «Свет искусства» и набор открыток «С.Н.Рерих», посвященные 90-летию со дня рождения художника.
1999 – в Москве в МЦР состоялась Международная общественно-научная конференция по случаю празднования 125-летия Н.К.Рериха, 120-летия Е. И. Рерих, 95-летия С.Н.Рериха и 10-летия Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха (МЦР);
– открылась выставка картин (124 произведения) Н.К.Рериха, С.Н.Рериха и Ю. Н. Рериха из частных коллекций России и США;
– прошли Юбилейные рериховские чтения;
– малой планете, открытой ученым Крымской Астрофизической обсерватории Л. М. Черных 15 октября 1969 года, присвоено имя «Рерих». В международный каталог ее занесли под номером 4426.
2000 – МЦР издает два комплекта открыток «С.Н.Рерих. Из коллекции Центра-Музея им. Н.К.Рериха в Москве».
– создан видеофильм о С.Н.Рерихе «Младший сын» (студия «ТВ-ОАЗИС»). Автор фильма – Л.Тележко, режиссер – Е.Плугатырева, оператор – А.Добрияник;
2001 – премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи посещает имение Рерихов в долине Кулу, становится главным попечителем Мемориального Треста Рерихов (Бангалор-Кулу) и оказывает большую финансовую помощь в ремонтно-восстановительных работах.
2002, 21 июня – в индийском штате Карнатака состоялась церемония закладки первого камня в основание Мемориального комплекса, крупного российско-индийского культурного центра, в «Tataguni Estate» – имении выдающегося русского художника и общественного деятеля Индии Святослава Николаевича Рериха и его супруги Девики Рани Рерих.
2003-2004 – МЦР ведет подготовку мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.
[1] В черновые записи «Хронологии» рукой С.Н.Рериха внесена правка: «Пишет портреты Н.К., Л. Хорша, г-жи Хорш, Альбертины Витак и сестер Хэла».