От издательства

В 1916 году, в канун Октябрьской революции, в Петрограде вышел в свет роскошный фолиант, посвященный двадцатипятилетию творческой деятельности одного из самых талантливых и оригинальных русских художников Николая Константиновича Рериха. Статьи выдающихся литераторов, превосходные репродукции, изысканное оформление – все свидетельствовало о признании особой значимости этого события для отечественной культуры. И действительно, имя Рериха было известно тогда всей просвещенной России.

В послереволюционные годы Николай Константинович и его семья оказались за рубежом. И хотя связь Рериха с Родиной не была прервана полностью, известно о нем было крайне мало, и даже этой не всегда достоверной информацией располагали немногие. Перелом произошел в конце 1950-х годов, когда на родину вернулся старший сын Рериха, Юрий Николаевич, – выдающийся востоковед, а в Москве состоялась первая в советские годы выставка произведений Николая Константиновича Рериха.

С тех пор интерес к его творчеству лавинообразно нарастал, как бы беря реванш за долгое умолчание. Были изданы сборники литературных произведений Рериха, альбомы его репродукций, жители многих городов нашей страны познакомились с выставками картин Рериха. Появились книги-монографии В.П. Князевой, П.Ф. Беликова, В.М. Сидорова, Е.И. Поляковой, работы А.Ф. Алехина, М.М. Богуславского, Ю.К. Ефремова, В.П. Казначеева, Л.В. Короткиной, В.В. Мантатова, Е.П. Маточкина, О.В. Румянцевой, Г.Р. Рудзите, Е.Г. Сойни, Б.А. Смирнова-Русецкого, Л.В. Шапошниковой, А.А. Юферовой и других исследователей, в которых были освещены различные аспекты творчества Рериха. Некоторые из названных авторов приняли участие в создании двух книг, вышедших в свет в нашем издательстве

«Н.К. Рерих. Из литературного наследия» (1974) и «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество» (1978). Ряд публикаций привлек особенное внимание к духовному наследию Николая Константиновича и его жены и соратницы, или, как он ее называл, «водительницы», Елены Ивановны Рерих.

В последние годы в десятках городов нашей страны созданы рериховские общества, объединения, клубы. Возобновили свою деятельность, после 1939 года жестко пресеченную, общества Рериха в Латвии, Литве, Эстонии. Многое было осуществлено при содействии, а часто и прямом участии, Святослава Николаевича Рериха, младшего сына Николая Константиновича, известного художника, в свое время избранного почетным членом Академии художеств СССР. Названное движение вдохновлено рериховским наследием, в котором художественное творчество, духовные искания и принципы общественной деятельности, устремленной к человеческому братству, образуют нерасторжимое единство.

В 1989 году по инициативе Святослава Николаевича в Москве был создан Фонд Рерихов и положено начало Центру-музею Н.К. Рериха, куда Святослав Николаевич передал семейный архив, мемориальную коллекцию личных вещей своих родителей, а также крупнейшее собрание картин отца. Ныне и Фонд и Центр-музей входят в Международный центр Рерихов, среди задач которого – музейная работа, выставочная и книгоиздательская деятельность, разработка наследия семьи Рерихов, координация рериховского движения. Активизировалась работа мемориального кабинета Рериха в Государственном музее Востока. В частности, при музее создано Московское Рериховское общество. Заметный вклад в эти общие усилия вносит Музей Рериха в Изваре, при котором создан исследовательский центр по разработке рериховского наследия.

Широко издается литературное наследие Н.К. Рериха, Елены Ивановны Рерих и книги Живой Этики (основы этико-философского учения Живая Этика, или Агни Йога, широко пропагандировались супругами Рерих и были частично изложены и изданы ими на русском языке в 1920—1930-х годах в Париже, Улан-Баторе, Риге).

Образ Рериха – творческой личности и духовного подвижника – стал легендой. К нему вновь и вновь обращаются искусствоведы, философы, историки, писатели и поэты.

Поток публикаций, связанных с проблемами наследия Рерихов, растет, пополняясь все новыми фактами, толкованиями, гипотезами и открытиями. При этом для современного рериховедения особенный интерес представляют биографические, исследовательские, литературные и мемуарные сочинения свидетелей раннего и зарубежного периода творчества Рериха, людей, лично знавших его. Их книги, отдельные очерки и статьи, стихи, письма, издававшиеся в дооктябрьской России, а затем мизерными тиражами за рубежом, рассеянные в периодике или вовсе не публиковавшиеся, многим неизвестны. Именно с такими материалами и решило познакомить читателей издательство «Изобразительное искусство».

В название книги вынесено заглавие статьи Леонида Андреева, уже давно укоренившееся в нашей стране и за рубежом как образное обозначение творчества Рериха. Среди авторов сборника – писатели, художники, искусствоведы, ученые, общественные и политические деятели, члены семьи и ближайшие сотрудники Рериха, но также и рядовые почитатели творчества Рериха, чьи статьи, выступления были обнаружены в прессе русского зарубежья, в архивах и показались интересными не только своеобразием оценок и восприятия: они характеризуют отчасти и ту среду, с которой прямо или косвенно общался Рерих.

Тексты книги расположены в хронологическом порядке. Отступления от этого принципа незначительны. Так, сборник открывается работой Сергея Эрнста о Рерихе, не самой ранней, но самой обстоятельной в предреволюционный период, которому посвящена первая часть книги, где, в частности, публикуются статьи из упомянутого выше юбилейного сборника 1916 года. Их отличают не только оригинальность, свежесть суждений, но и высокие литературные достоинства, что вообще характерно для большинства материалов сборника, среди которых есть подлинные жемчужины. К ним относится и статья Александра Бенуа, чей превосходный и яркий анализ является образцом критического мастерства. С обстоятельной повествовательностью Эрнста и логичной доказательностью Бенуа контрастирует вдохновенное эссе Алексея Ремизова – это интуитивно-образное постижение поэта живописи поэтом слова. Названные примеры дают представление о характере публикаций в первой части книги, относящихся к важнейшему этапу творческой жизни Рериха и его жизни в России.

Во второй части, где помещены работы, напечатанные в период жизни Рериха за рубежом, преобладает тема Рерих-мыслитель, что соответствует эволюции Рериха: именно в 1920-е и особенно в 1930-е годы складывается миросозерцание Рериха. Его представления о мироздании, духовности, назначении человека, человеческом сообществе, миссии культуры получают благодаря его общественной, организационной и литературной деятельности широкое распространение и, в свою очередь, становятся объектом внимания литераторов и критиков.

В этой группе работ следует особенно отметить статьи латышского поэта и общественного деятеля Рихарда Рудзитиса, на протяжении многих лет пропагандировавшего творчество и идеи Рериха в Прибалтике, а также книгу литератора и историка Всеволода Иванова, долгие годы проведшего в эмиграции.

В этом разделе книги появляются и воспоминания о Рерихе его ближайших соратников, которые продолжаются в следующей части, где сосредоточены материалы, написанные уже после его кончины, – их предваряет возвышенное слово о художнике Джавахарлала Неру. Воспоминания Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов даны во фрагментах, заимствованных из разных первоисточников.

Третья часть подытоживает вклад Рериха в мировую культуру, поэтому здесь нашли свое место и обзорные материалы. Один из них написан Павлом Федоровичем Беликовым, и его присутствие в этом сборнике – дань памяти непревзойденному знатоку и неустанному пропагандисту рериховского наследия.

Наконец, четвертая часть книги, ее финал, возвращает нас снова (памятуя эссе Ремизова в первой части) к своеобразному феномену искусства Рериха, побуждающего зрителя к духовному сотворчеству, что особенно ярко проявилось в стихотворных откликах ряда дореволюционных и современных поэтов, которыми нам показалось уместным завершить эту книгу.

В Приложении публикуется наиболее полный на сегодня каталог литературного наследия Рериха с предисловием его составителя Д.Н. Попова.

Публикуемые тексты подвергались лишь небольшим сокращениям. В них сохранено авторское написание имен, терминов, географических и других названий.

Соответственно общей концепции сборника построен и иллюстративный ряд. В отличие от многих предшествующих изданий, где иллюстрировался главным образом «русский» период творчества Рериха, здесь в большей степени представлены произведения Рериха, выражающие его дальнейшую духовную и художественную эволюцию.

Издательство выражает признательность президенту ассоциации «Мир через Культуру» Валентину Митрофановичу Сидорову, заведующей Мемориальным кабинетом Н.К. Рериха в Государственном музее Востока Ольге Владимировне Румянцевой (Москва), директору Музея Рериха в Нью-Йорке Даниилу Энтину, Аиде Тульской (Нью-Йорк) и всем, кто своим участием содействовал выходу в свет этого издания.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 183