Рерих Н.К. Знамя Мира, 1931 Битва за Культуру, за сохранение национального наследия и духовных ценностей – вот та сфера, где совершаются современные подвиги и выявляются герои наших дней.

Заключение

Предоставь другим

пересчитывать листья манговкушай плоды.

Е.И. Рерих. «Учение живой этики».

Я бы не хотел, чтобы эта книга была воспринята как агитация. Это, скорее всего, информация к размышлению.

За последнее столетие кардинально изменилось мировоззрение человечества, его культура, общественная религиозная жизнь, экономические связи, что нашло отражение и в образовании и педагогической мысли. Всеобщность и обязательность образования привели к безоговорочному приятию рассудочной школьной модели, ориентированной на безликого среднего ученика. Всеобщее среднее образование обрело буквальный смысл – среднее, усреднённое.

Необходимость слаженной работы больших коллективов детей освоения каждым из них обязательного минимума учебной программы приводит к доминированию лекционно-урочного подхода, системы формальной оценки успеваемости в искусственной, специфической школьной системе. Такой подход к образованию является следствием детерминистического мировоззрения, которое царило в естественных науках и остаётся главенствующим в педагогике. В неё проникает технократическая терминология, педагогические технологии, а сама педагогика принимает конвеерное направление, лишается главного: живой, душевной связи с ребёнком, благоговения перед тайной души воспитанника.

Заботясь в большей мере об умственном воспитании, усвоении знаний, умений и навыков, школа нередко забывает об эмоциональной стороне ребёнка, которая при недостатке внимания начинает обслуживаться только телевизионной и виртуальной культурой, далеко не всегда лучшего качества. Дети так активно и жадно впитывают её уроки, что даже когда родители и школа прилагают все старания для создания тесного контакта с воспитанниками, стремятся добиться взаимодействия, сделать это бывает весьма сложно. Если ребёнок имеет свободный доступ к телевизору или компьютеру и неограниченное общение со сверстниками во дворе, то любые попытки педагогического руководства оказывается неэффективными, так как создание воспитанника целиком смещено в иную смысловую реальность, сильно отличающуюся то реальности взрослых.

Феномен Школы в Текосе в том, что в руках детей находится практически вся воспитательная, учебная и организационная деятельность, и это не просто образовательная методика или игра в самоуправление. Приходя в Школу, ребёнок не учится жить, а строит жизнь, участвует в разрешении проблем, актуальных для Родины, берёт на свои плечи масштабные задачи, так как они определяют масштаб самой личности. И потому именно дети являются авторами образовательной системы, создаваемой в Школе. Создание новых учебных и методических пособий, преподавание всех учебных предметов за курс общеобразовательной школы, материально-техническое обслуживание, приготовление пищи, работы на пасеке, в садах, строительная деятельность, пошив одежды в своей швейной мастерской и т.п., – всё это депо рук, творческого ума детей. Направленность учебной и воспитательной деятельности определяется ориентацией на служение Родине, Соборному Отечеству, верой в Бога и здравым смыслом.

В процессе сотворчества в Школе было выстроено и проверено на практике понимание того, что не дидактика и психофизиология лежат в основе развития личности, а раздумья об основах и причинах жизненных процессов, постоянное переосмысление прошлого, коррекция настоящего и созидание образа будущего. Постепенно сформировалось убеждение, что мысль – это главное, что производит человек, а качество и направленность мысли определяет качество и направленность деятельности личности.

Сотрудники Школы убеждены, что личность не существует «вообще», вне своей Родины, народа, рода, семьи, того круга, с которым она связана живыми нитями отношений. А потому патриотизм, народная культура и традиции, историческая память являются базой, мощным фундаментом, на котором должно возрастать здание будущей школы.

В Центре Образования история, лингвистика, народная песня и танец, национальная музыка, традиционные виды боевых искусств являются базовыми началами, определяющими направленность учебной и воспитательной деятельности. На базе Школы действует ансамбль песни и танца «Колокола России», научно-исследовательские лаборатории истории и филологии, этнологии и этнокультурных традиций, мастерская по пошиву народных костюмов, факультативы народных промыслов.

Школа на сегодняшний день объединяет детей более 40 национальностей. Её национальная политика строится на основных принципах государственной национальной политики и предполагает видение будущего человечества как поликультурного целого, единство которого произрастает из уважения к культурным особенностям, языку и традициям каждого народа. Дети из разных регионов России и ближнего зарубежья получают опыт соборного строительства жизни, развития отношений, совместного разрешения проблем и, самое важное, совместного созидания на благо своих народов и всего человечества.

На сегодняшний день в Школе учатся дети из Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Петербурга, Москвы, Белгорода, Курска, Воронежа, Смоленска, Пензы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова, Самары, Челябинска, Калининграда, Краснодара, Якутии, Татарии, Алтая, Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Абхазии, Литвы, Киргизии, Казахстана, Украины, Беларуси, Латвии, Армении... Такая богатая география говорит о высокой оценке работы Центра Образования. Родители везут в Текос самое дорогое, что у них есть – детей! Количество желающих учиться в Школе выросло до 3000 на одно освобождающееся место.

В итоге многолетней исследовательской работы коллективу Лицея удалось создать и апробировать на практике структуру образования вне классно-урочной системы организации учебно-познавательного процесса, вырывающей детей из естественного взаимодействия с многоплановым, динамичным миром жизни, искусственно разделяющей их по возрастам и делающей ставку на дискретно-порционную («пипеточную») подачу учебного материала и его узко репродуктивное воспроизводство. В основу системы «погружения» в предмет были положены данные, полученные в результате исследований физиологии высшей нервной деятельности И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского, И.П.Павлова. Л.С.Выготского, В.М. Бехтерева...

Дети считают, что процесс развития человека есть процесс всестороннего взаимодействия его как части с целостностью Вселенной. Потому под «погружением» они понимают осознанное взаимодействие человека с информационным полем мироздания с цепью улучшения самой Вселенной как естественного продолжения психофизического и духовного человеческого «Я».

Одной из характеристик достигнутого стало то, что практически вплотную удалось подойти к возможности сокращения времени полного освоения программ общеобразовательного цикла до 3-4 лет за счёт внутрипредметной систематизации, межпредметной интеграции и циклического (на основе гегелевской триады «тезис-антитезис-синтез») построения учебного процесса. При этом была во многом решена проблема информационной утомляемости и общей переутомляемости ребёнка в процессе образовательной деятельности. За последние 10 лет (с 1995 по 2005 гг.) из 440 выпускников средней школы – лицея более 60 человек досрочно (в 13-15 лет) получили аттестат о среднем образовании. Об уровне подготовки выпускников лицея говорит и тот факт, что более 90% из них поступают в высшие учебные заведения. Более 120 выпускников лицея получили или получают по 2-3 высших образования.

В 1999 году Центр Образования был признан одной из лучших образовательных систем мира и стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО.

Что же всё-таки происходит с нами?

Куда мы идём: все вместе и каждый в отдельности?

Почему в программе «Время» показывают класс одной из московских школ, где дети часть урока стоя изучают учебные пособия, висящие на верёвочках, – и это преподносят как огромное достижение в образовании, и замалчивается Щетинин с его живым делом?

Почему жена Президента России Людмила Путина, находясь в Германии, заявляет, что нам необходимо учиться воспитанию и образованию детей у Запада?

А в интервью газете «Комсомольская правда» от 31 августа 2006 г. говорит:

– Думаю, надо спросить у учёных, работающих в сфере педагогики, психологии, нейро- и психофизиологии, а им есть что сказать. Они тоже считают, что сейчас нагрузка на детей действительно зашкаливает. Мозг имеет свои пределы, и эта нагрузка не должна быть чрезмерной.

Вообще, я считаю, надо всерьёз браться за все эти проблемы. Может быть, опросить заинтересованные группы – и школьников, и студентов, и родителей, и педагогов детских: как упорядочить наше сильное и мощное образование?

Вопрос только в том, кто соберёт и систематизирует эту информацию?

Так и хочется сказать:

Людмила Александровна! Почему вы не посетите Центр Образования Щетинина, где более 10 лет школьники, студенты, родители, педагоги и психологи собирают, систематизируют, апробируют, создают реальную систему образования будущего?

Тогда на саммите «большой восьмёрки», проходившем в г.Санкт-Петербурге, на котором состоялся «круглый стол» первых леди, посвящённый вопросам образования, можно было не голословно говорить и обсуждать эти проблемы, а показать, что Россия и в этом направлении занимает лидирующее положение.

Почему дети руководителей государства учатся за границей?

Почему мы в очередной раз безропотно сносим эксперименты уже над нашими детьми в масштабах всей страны?

Почему чиновники разных уровней не хотят услышать обращения миллионов людей?

Газета «Комсомольская правда» регулярно публикует мнения читателей на эту тему:

Татьяна Ливеровская, Москва:

– До образования наших детей никому нет дела. Просто во время очередных реформ кто-то своё урвёт. У нас была хорошая школа. И наши выпускники – желанны на Западе. Зато дома они работают не по специальности. У нас ведь заводы закрыли, стране нужны торгаши. У меня два сына, я надеюсь, они успеют получить образование до утверждения этих экспериментов.

Алексей Анатольевич, учитель с 18-летним стажем, Рязань:

– Кто целиком видел и обсуждал концепцию образовательных реформ? Её нет ни на сайте Министерства, ни в доступной учителю печати. Где её анализ Академией образования, региональными управлениями образования?

Красивые слова о благе для наших детей – это прикрытие. На самом деле государство хочет снять с себя расходы на образование и приватизировать образовательные учреждения.

Ефим Кнохинов. директор гимназии № 2, Самара:

– Такое впечатление, что наши реформаторы на скорую руку набросали план, чтобы отчитаться перед своим начальством. Профильная школа – это хорошо. Но не до такой же степени! С предлагаемой системой наши старшеклассники будут предоставлены сами себе и в итоге разбредутся кто куда.

И самое главное. Кто исполнитель всего, что предлагают нам? Учителя. Но многие из них сегодня работают, по сути, из благотворительности. То, что они получают за труд, нельзя назвать зарплатой. Навряд ли за такие гроши учителя станут исполнять министерские рекомендации.

Нина Ивановна, преподаватель с 20-летним стажем, Казань:

– Скажите, что хорошего для школы может предложить министр образования и науки, который сам никогда не был учителем?!

 

Также хочется поделиться мнениями других людей.

Юрьева Светлана Маратовна, г. Сочи:

– Я проработала в Школе академика М.П.Щетинина 5 лет, имея возможность лично проанализировать его учительский талант.

На мой взгляд, было бы намного правильней, если бы окончательное резюме выносилось после тщательного изучения опыта и личного общения с Михаилом Петровичем, а не разового просмотра фильма Н.Бондарчук или короткого визита в Школу.

Хочу спросить у Министра образования и науки и других чиновников от образования: «Были ли Вы хоть на одном его занятии?» Чудес не бывает, есть только та или иная степень знания. Так вот, Михаил Петрович глубоко проанализировал способности головного мозга, особенно правого и левого полушария, и строит рабочий день детей так, что они не знают, что такое усталость, скука и лень. Нетрудно вспомнить те школы, где учились мы с вами и наши дети. Там математика сменялась физикой и химией, а после физкультуры нам нужно было писать сочинение. Обрывки знаний, напряжение на одни и те же участки мозга, а в конце дня – полное «ассорти» в голове и усталость от суеты и раздражённых учителей.

Здесь же идёт постоянный поиск объяснения учебного материала в лаконичной и доступной форме для ребёнка с любым уровнем развития. В этом процессе участвуют все – ученики и учителя, хотя эта граница условна, ибо учатся и учат поочерёдно. Этот процесс не даёт паразитировать никому. Все осознают ответственность за конечный результат, а именно – программу средней школы третьего тысячелетия. Именно такая задача поставлена нашим государством перед Центром М.П.Щетинина.

Да, это эксперимент, но ведь кому-то нужно выбираться из средней массы, чтобы указать новые пути в области педагогики.

Что касается «отсутствия» своего опыта у детей, то я, учитель с 16- летним стажем, заимствовала методический опыт у этих детей. Некоторые из них демонстрировали по шестнадцать способов объяснения одного и того же материала по математике, физике, химии. И всё это – их собственные находки и анализ, к которым они относятся, как обычно относятся дети к играм, головоломкам, загадкам. Спросите любого малыша, который ковыряется в песке, хотел бы он построить настоящий дом? Вряд ли вам придётся услышать отрицательный ответ. Он получит гораздо больше удовольствия, когда увидит фрагмент, выполненный собственными руками в настоящем, а не игрушечном доме.

Знакомы ли Вы с материалами научной педагогической конференции, которая состоялась в Новосибирске в 1994 году, где выступали доктора технических, медицинских и педагогических наук? Доктор технических наук Плыкин и доктор медицинских наук Казначеев с болью и возмущением говорят о порочности системы нашей школы, которую давно пора реконструировать. А начинать следует с учителей.

Михаил Петрович пока не заявляет громогласно о своём опыте. К нему едут экскурсии со всего СНГ, до двадцати пяти групп ежедневно, что создаёт определённые трудности в работе. Но никогда Вы не увидите его раздражённым, унылым или огорчённым. Всем удаётся получить в его Центре заряд бодрости, надежду и веру в возрождение духовных ценностей нашего общества.

Мы знаем, что подтверждением чьей-либо правоты является опыт, а его М.П.Щетинину не занимать. Только эту действительность нужно захотеть увидеть, сбросив всякую предвзятость и подозрительность.

Рулёва А.А., Кирко Е.И., преподаватели высшей и средней школы. Санкт-Петербург, Новый Уренгой:

– Чтобы в полной мере осознать необходимость всемерной поддержки школы М.П.Щетинина и распространения данного опыта, давайте задумаемся, в какое время мы живём.

Это время лавинообразного увеличения количества информации, время смены космических эпох, время перехода к новой человеческой расе, первыми предвестниками которой являются дети индиго. Т.е. в массовом порядке появляются люди со способностями, которых не было у большинства людей предыдущих поколений и живущих ныне взрослых. Но это и время величайших потрясений для человечества, т.к. такие переходные периоды всегда сопровождаются перестройкой планеты и природными катаклизмами глобальных масштабов.

Вместе с тем, уже выкристаллизовывается новая мировоззренческая парадигма, которая в недалёком будущем должна стать достоянием широких масс человечества.

В таких условиях необходимо думать о принципиальном изменении системы образования. У нас в стране есть интересные, заслуживающие внимания и распространения педагогические новации. Но все они не решают проблему кардинальным образом.

А кардинальность этого пути – время, необходимое для усвоения информации, совмещение образовательного процесса с творчеством, полноценным физическим развитием, трудовым воспитанием. Но главное – это дух Школы, её нравственный микроклимат. Она – как островок чистоты в море потребительства и разврата.

То, что потребность в таком становлении велика, говорит уже количество претендентов на одно место обучающегося, которое составляет около 3000 человек.

Учитывая всё вышеизложенное, совершенно непонятно, чем руководствуются высшие чиновники от образования, которые снимают Школу с государственного финансирования и при этом готовы вводить 12-летние обучение, не желая принимать во внимание, что необходимый объем знаний можно получить во много раз быстрее, при этом еще и вырасти высокодуховной личностью, в отношении которой уже никогда не придётся решать проблемы алкоголизма, наркомании, бандитизма, коррупции и т.д.

Думаем, что необходимо доведение данного образовательного опыта до сознания как можно более широкого круга людей, которые уже могли бы своим мнением и личными усилиями реально влиять на ситуацию с образованием в стране.

А.И.Воробьев-Родосский, вице-президент МАЭИН, профессор, академик, директор Института международного сотрудничества, г.Москва:

– Когда-то Кеннеди говорил, что главная битва, которую проигрывает Америка, это битва в школьных классах России и Америки. У нас образование всегда было выше, чем за рубежом. Но в последнее время началась его деградация. И то, что в своё время, ещё советское, было задумано нашими педагогами, академией, министерством образования, ЦК партии, что надо заранее создать экспериментальные школы XXI века, – было ответом на тот вызов, который Кеннеди принял у нас, резко увеличив ассигнования на образование в американских школах. Нам нужно было найти ещё более продвинутые пути. И я знаю, что академик Щетинин был среди тех восьми педагогов, которые начали тот эксперимент.

Ш.А. Амонашвили, академик РАО, доктор психологии, профессор. Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики:

– Школа Щетинина – настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской социально- экономической и духовной культуры. Именно общинность жизни становится камнем преткновения для многих в познании школы Щетинина.

Устремленность к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвышенное понимание чувства к Родине, творческий, созидательный труд каждого, подчеркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям, полный отход от дурных человеческих пристрастий – от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти. И всё это исключительно на основе добровольного выбора каждого ученика.

Иные наблюдатели приходят в ужас: как же эти молодые люди в дальнейшем смогут адаптироваться, перестраиваться, выживать в нашем злобном, некультурно-конкурентном, технократично устроенном обществе, если в них так много доверия, любви, чистоты; жалко детей – надо спасать их! Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта, иначе почему они так преданы идеалам, духовно – нравственным ценностям, почему так любят своего предводителя, надо, что бы всего этого не было, и тогда всё будет в порядке! И никто из них не пытается понять, что учитель и ученики просто строят свой дом, в котором им очень хорошо жить вместе, потому, что фундамент крепкий.

Таких школ на нашей маленькой земле немного. Американская, французская, немецкая – ни одну школу нельзя поставить рядом со Школой Щетинина. Школа новаторская, школа-носитель духа нации. Если я хочу воспитывать истинных защитников России, я должен вселять в моих учеников российскую духовность, российскую культуру – иначе страна распадётся. А в Школе Щетинина – истинный дух патриота, который знает культуру своей Родины, будет защищать эту культуру, будет умножать её. Этот дух очень мощно представлен в Школе, поэтому общаться с этими детьми – одна радость.

В.Н.Турченко, главный научный сотрудник Института развития образовательных систем РАО, профессор кафедры социологии, педагогики и психологии Новосибирского государственного архитектурного университета, действительный член Международной педагогической академии:

– Безусловно, изумляющее всех «текосское чудо» обязано, прежде всего, творческой мысли, неукротимой энергии и выдающимся личностным качествам академика Щетинина. Вместе с тем, это основанная на принципиально новой теории, детально отработанная, чрезвычайно эффективная педагогическая технология. Это не означает, что её надо внедрять немедленно и повсеместно, но поддержать разумные инициативы по распространению данной модели в Российских регионах, я думаю, необходимо. Всходы этих зёрен постепенно покроют всю образовательную ниву России. И это может стать залогом возрождения нашей страны как великой державы.

Есть все основания утверждать, что полученные в Текосе результаты опережают высшие отечественные и мировые достижения области педагогики.

О.Н.Смолин, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, доктор философских наук, профессор:

– Что удивительно в этой школе, с моей точки зрения, человека, имеющего докторскую степень по философии и всю жизнь занимающегося образованием, – исключительно раннее и свободное развитие детей. Многие дети в Школе Щетинина развиты много выше своего возраста. Я не видел нигде, чтобы в массовом масштабе к 14-15 годам дети осваивали программу средней школы, к 17-18 годам – заканчивали вуз и, как правило, учились во втором. В Школе Щетинина получают, как правило, два высших образования: одно – гуманитарное, одно – техническое или строительное. И, пожалуй, давно не видел, со времён Макаренко, чтобы ребята так обустраивали собственную жизнь. Практически всё, что есть в Школе, создано руками ребят.

Эдуард Днепров, академик РАО, министр образования в 1990-1992 гг.
(газета «Аргументы и Факты», №41,2005 г.)

– Главная беда в том, что сегодняшние квазиреформаторы рассматривают образование лишь как «сферу услуг». И, естественно, платных.

Эту бредовую идею Минобрнауки уже который год усиленно вбивает в общественное сознание. Фурсенко заявляет, что от термина «бесплатное образование» надо уходить, поскольку такого всё равно не бывает: за образование платит либо государство, либо бизнес, либо сам учащийся. Это или дремучая некомпетентность, или беззастенчивая ложь! Ведь государство платит за образование за счёт средств налогоплательщиков. Люди уже так или иначе заплатили за обучение своих детей, но псевдореформаторы пытаются заставить платить их второй раз.

3а последние десять лет реальное финансирование образования сократилось вдвое. Наше образование дошло до уровня беднейших африканских стран. По расходам на одного учащегося средней школы в процентах к подушевному ВВП мы занимаем предпоследнее место в мире – перед Зимбабве. Сегодня уже более 800 тысяч детей школьного возраста неграмотны, а более 3 млн. вообще не учатся в школе.

...Длительное время мы хаотически надстраивали школьные этажи – учебные предметы – друг над другом. Дошли до идеи двенадцатилетки! Перегрузка достигла катастрофических размеров. Нагрузка старшеклассников с учётом всех заданий составляет 167 часов в неделю. Притом, что в неделе всего 168 часов. А законодательно утверждённая рабочая неделя – 40 часов.

...Один из самых известных российских педагогов Е.Ямбург писал: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний ногами впихнуть в голову ребенка. Ни в одной стране мира не учат, как мы, – жёстко, мощно, против шерсти, получая в итоге всё больше больных детей.

Ещё великий русский педагог К.Ушинский предлагал «подвергнуть генеральному смотру все науки» – что заслуживает великой чести сделаться предметом учения для детей. Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора оставить в учебниках только то, что действительно полезно, и выбросить то, что учится только для того, что бы быть в последствии позабытым...

Л.А Майборода, президент Петровсской академии наук и искусств, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат премии Минвуза СССР, доктор технических наук, профессор (из письма Председателю Правительства РФ М.Е.Фрадкову):

Чиновники Министерства образования и науки втянули страну в сомнительную для будущей России реформу образования по образцу «болонского процесса». Правительство вместе с Вами поддержало его и приняло ошибочное управленческое решение, точнее преступное для страны решение о повсеместном внедрении четырёхлетнего высшего образования и компьютерном едином государственном экзамене.

Опыт четырёхлетнего образования в Вооружённых Силах СССР уже был и дал сугубо отрицательный результат. От этого вовремя отказались.

Единый государственный экзамен (тестовый контроль знаний) общественность России воспринимает как недоверие власти российскому учителю, который обеспечивал без ЕГЭ столетиями подготовку достойных кадров. Возникает вопрос, сколько можно терпеть эти сомнительные реформы?

Выдающиеся учёные убедительно доказывают власти, подобная реформа отрицательно скажется на будущем развитии государства.

Народ устал от обезьянничания некоторых ваших министров перед Западом. Я говорю Вам это с сознанием гражданина России, взявшего на свои плечи вместе со своим поколением тяжёлую ношу по созиданию страны в годы холодной войны.

Сегодня сотня чиновников, не заинтересованных в развитии страны или будучи недоучками в государственном управлении поддерживают, силком насаждают мафиозные проекты устройства общества, которые народ не принимает ни умом, ни сердцем.

Может достаточно испытывать терпение народа?

Может впасть устанет от издевательства над народом, служа очередному дьявольскому «изму» в конце концов?

Не добавляйте к монетизации, проблеме обеспечения лекарствами, бездействие Правительства в восстановлении сельского хозяйства (фермер на пяти гектарах не накормит не только страны, но и себя) и крупной промышленности, разрушения отечественной науки ещё одну ущербную для страны реформу.

Неужели в Правительстве России не знают прописную истину: ни одна нация не сохранит себя, не сохранив самобытную, нравственную систему воспитания и обучения молодого поколения.

Учёные устали от лепета министра Фурсенко, который, по нашему мнению, не дорос до этого поста, разбазаривает огромные бюджетные средства на разработчиков и обработчиков разных тестов, на заграничные командировки для перенятия «передового» зарубежного опыта в ущерб своей стране и не видит главного в деятельности Министерства, записанного в Конституции страны: обеспечить обязательное 9-летнее образование (почти 15% детей его не получают), обеспечить доступность всех ступеней образования, обеспечить качество учителей (всего 1 -2% выпускников педвузов идут работать по специальности), обеспечить село учителями (а не закрывать сельские школы, которые готовы перейти на вахтовый способ обучения) с предоставлением им жилья (ведомственного или личного) и достойного вознаграждения за их нелёгкий, особенно сегодня, труд, накормить голодных студентов. Есть чем заняться Министерству образования и науки, а не придумывать губительные для страны реформы.

И ещё одна просьба: не позволяйте вмешиваться чиновникам из Министерства образования и науки в систему подготовки кадров в Министерстве обороны РФ. Принятое решение о вмешательстве в эту систему уже в явной форме угроза потери военной безопасности страны.

 

Два эксперимента.

Один эксперимент скопирован и, я думаю, навязан нам «западом» и директивно внедряется в школах.

Другой зарождается и прорастает «снизу», учитывая особенности каждого ребёнка и его индивидуальность. Эксперимент, основанный на лучших достижениях отечественной и мировой гуманной педагогики.

В один эксперимент вложены гигантские средства, в основном западные инвестиции. А ведь хорошо известно, что «кто платит, тот и заказывает музыку». И понятно, что «запад» не заинтересован в формировании нравственной молодёжи, которая сотворит Россию сильной и могучей Державой.

Второй эксперимент требует несоизмеримо меньших финансовых затрат, но результаты также несоизмеримы.

Однажды Екатерина Ивановна Подгорная, пенсионерка, у которой я останавливаюсь, приезжая в Текос, рассказывала мне, как дети приходили к ней помогать по огороду и говорили: «Баба Катя! Вы не переживайте, мы Россию подымем!».

А на 9 Мая 2005 года ветераны посёлка Текос обратились в обычную школу с просьбой помочь провести митинг памяти у братской могилы. Им отказали, сославшись, что 9 Мая – выходной день. А Щетинин с учениками поддержали ветеранов, не только провели совместно митинг памяти, но и пригласили их на концерт своего ансамбля «Колокола России».

Почему мы такие: если что-то не понимаем, то у нас первым делом возникает агрессия?

Когда я смотрю на Михаила Петровича, то он мне напоминает святого Франциска Ассизского, который любил общаться с птичками, цветочками, пчёлами.

Для Щетинина естественно не просто любоваться красотой цветка – он может встать на колени и понюхать его.

Когда я с ним общаюсь, то передо мной учёный, философ, очень интересный собеседник.

Когда смотрю на то, как Михаил Петрович общается с детьми, то вижу Учителя от Бога, сказочника из глубокой старины, былинного сказителя, сохранившего память тысячелетий.

Когда Щетинин молчит, то хочется молчать вместе с ним. Но это не минута молчания. Это такой же творческий процесс.

Живёт Михаил Петрович в одной из комнат терема: кровать, штанга, шкаф, полки с книгами, баян, стол, стулья, много икон...

Его рабочий стол не завален бумагами и документами, нет даже телефонов на столе, включая сотового. У него нет своей жилплощади, нет участка земли или дачи. Он не ходит на работу, у него нет отпуска. Михаил Петрович просто живёт любимым делом.

«Настоящий учитель – это не родоначальник внушительного учебного заведения. Настоящий учитель – это не инструмент в руках политиканов. Истинный учитель – это человек, обладающий несметными внутренними сокровищами, поэтому он ничто не просит для себя. Он лишён честолюбия, поэтому ему не нужна никакая власть. Он не стремится своей деятельностью добиться положения или стать авторитетом, поэтому он не управляется обществом и не контролируется правительствами. Такие Учителя являются зачинателями просвещённой цивилизации, ибо истинная культура создавалась не инженерами и специалистами, но Учителями», – говорил Кришнамурти.

 

Хороших, талантливых учителей много, им можно присвоить звания профессоров и академиков. А за то, чем владеет М.П.Щетинин, званий не дают, и их невозможно перенять, внешне копируя, и тиражировать в методичках.

Когда увиденные фрагменты выстраиваются в общую картину, то видишь достаточно мудрого и сильного человека, способного не только говорить...

Несмотря на всю ограниченность моих знаний и недостаточность моего опыта, я постарался описать то, что сам увидел, почувствовал и пережил в Центре образования академика М.П.Щетинина.

Естественно мой взгляд на Школу не претендует на всестороннее и глубокое исследование опыта Щетинина. Я попытался увидеть и почувствовать Школу будущего.

Я должен просить снисхождения читателей за частые ссылки на древних и современных мудрецов и философов, что мне и самому кажется каким-то хвастовством, начитанностью, которую я ненавижу. Но с этими учителями я познакомился раньше, и они обратили моё внимание на обретение Истины и самопознание. В их высказываниях я встретил много здравого смысла, и это заставило меня уважать их так, что я не удержался от искушения выписать из них многое, относящееся к моему повествованию.

Впрочем, если читатель найдёт, что цитаты прерывают последовательность чтения, то может их не читать, но при этом он лишается многих прекрасных мыслей, собранных в этих отступлениях. А мысли и слова Михаила Петровича Щетинина созвучны многим высказываниям из старины глубокой...

Этот человек покорил мой ум, выдвигая целый ряд идей в области образования, от фундаментальных до наиболее частных. Его высказывания прояснили многие вопросы, долгое время остававшиеся для меня не разрешёнными. Он заставил меня на многое взглянуть по-новому.

Но что-то в этой Школе мне осталось не понятным, странным. Скорее всего я увидел малую часть феномена под названием Школа академика Щетинина.

Михаил Петрович с каждым человеком, будь то ученик или впервые приехавший к нему, говорит как с самым близким ему человеком. И всем он находит время и нужное слово. С подлинно философской глубиной Михаил Петрович показывал взаимосвязь вещей, между которыми на первый взгляд мне казалось нет ничего общего.

Тот же голос учителя, философа, поэта звучит и в этой книге.

Однажды, в очередной приезд в Школу, Валя Быстрова из Астаны спросила меня:

– Юрий Викторович, знаете, какое моё любимое стихотворение?

– Наверное, стихотворение Пушкина или Лермонтова. Что вы сейчас проходите?

– Не угадали! Послушайте:

За что солдаты проливали кровь

С врагом Руси на поле бранном?

Они все умирали за любовь,

За верность получали свои раны...

 

За что солдаты проливали кровь?

На танки шли бесстрашные, как боги.

Солдаты русские сражались за любовь

К Отчизне и родимому порогу?...

 

Пусть недруги от страха верещат,

Опять пугают силою и злобой.

Солдата русского ничем не застращать,

Он землю любит, любит Мать и Бога...

 

За что солдаты проливали кровь?

Захватчики – за воровство и деньги.

А наши воевали за любовь,

К жене и ждущим их из боя детям...

 

За что солдаты проливали кровь?

За поцелуй и первое признанье,

За отчий дом и русскую любовь,

За Землю Русскую и Божье мирозданье...

– Я впервые слышу это стихотворение, кто автор?

– Юрий Сергеев, а стихотворение называется «Русская Любовь». Он несколько раз приезжал к нам. А ещё он написал очень интересную книгу «Княжий остров». Если не читали, то обязательно прочитайте, и Вы многое поймёте!

Впервые о книге я услышал в Школе в свой первый приезд, но не придал этому значения – находился в водовороте новых для меня событий и впечатлений и в тот момент был не в состоянии замечать и осознавать детали, фрагменты, фразы. Тем более, Подгорный Владимир Иванович, 70-летний пенсионер, у которого я останавливаюсь, приезжая в Школу, с восторгом рассказывал мне сюжет этой книги, цитируя большие отрывки из неё.

В ближайшем книжном магазине я купил книгу «Княжий остров». Прочитав её, действительно понял и почувствовал самое главное – Дух Школы.

Быть России вечно без ворога!

 

Беседуя с Валей, я заметил, что дети подходят к листочкам, прикрепленным на стене. Кто-то переписывает, кто-то внимательно читает.

«Расписание...» – промелькнуло в голове. Вспомнилось школьное расписание из своего детства. Оно было на большом листе ватмана, где были расписаны по дням и часам все уроки. Я решил посмотреть расписание этой Школы, и был в очередной раз удивлён. На листах были стихи. Мне их тоже захотелось переписать.

– Это стихи Михаила Петровича, – ответила на мой незаданный вопрос Валя.

Часть стихотворений опубликована в этой книге.

 

Это малая часть того, что хотел рассказать Президенту РФ о Центре образования в Текосе. Кстати, портрет Президента висит в комнате у ребят, наряду с портретами Г.К.Жукова, П.С.Нахимова, А.В.Суворова, М.И.Кутузова. Он красиво оформлен – явно не по «указке сверху», а от души. В этой Школе всё делается от души, от большой, безмерной души.

«Участвовать детям в делах государства ши не участвовать? Это, мне кажется, вопрос не имеющий права на существование. Непременно участвовать! Они не только должны быть в представлении, в воображении, в мыслях Президентами, правителями своей земли. Дети сейчас в этот момент сотрудничают с ныне действующим Президентом.

И ежели Президент думает о том, о чём думают дети, то по законам подобия их мысли и его мысли соединяются, и происходит сотворчество. Если дети думают о Родине, и Президент России думает о Родине, если Президент искренне думает о судьбе своего народа, а дети по своей искренности не уступают ни Президенту, ни любому из живущих взрослых, они могучи своей искренностью, они живут ею, то такая страна будет Великой Державой!»

Михаила Петровича можно цитировать бесконечно. Я несколько раз делал попытку закончить книгу. Но в очередной приезд меня охватывало непреодолимое желание включить новые впечатления, мысли и слова Щетинина.

Однажды на Аркаиме я наблюдал за работой моего друга, скульптора из Пензы Бориса Качеровского. Он от пятитонной глыбы мрамора отсекал всё лишнее. С одной стороны проявлялось лицо красивой женщины, а с другой – лик Иисуса. Он назвал эту скульптуру «Пробуждение России».

– Я решил поспорить с Древним Египтом, там очень сильные скульптуры, сила в них большая. Россия чем отличается от Египта? Она имеет ту же силу, только, в связи со смешением многих народов, у России великая материнская нежность.

– Этим моя работа выигрывает у Египта, – продолжая работать, рассказывал мне Борис.

– А когда ты чувствуешь, что работа окончена?

– На любой стадии работа должна быть оконченной, то есть красивой. И на любой стадии её можно продолжать до бесконечности. Иоганн Генри Фюсели, швейцарский художник и писатель, сказал: «Лучший живописец тот, кто умеет вовремя поставить точку в работе...»

В течении семи лет я наблюдаю за жизнью Школы в Текосе. Многие дети выросли на моих глазах, мы подружились и уже они делятся своими мыслями, впечатлениями, мнениями о жизни в этой Школе и о Школе будущего.

Я постарался рассказать историю своей попытки встретиться с Михаилом Петровичем Щетинным, с его Школой, с Школой будущего, но у меня осталось ощущение недосказанности, как и после написания письма Президенту РФ. Появилось желание рассказывать о соратниках Михаила Петровича, о его учениках, о тех, кто приезжает в Школу и делится своими знаниями и опытом, о мыслях детей и их погружениях и самое главное появилось огромное желание принять участие в строительстве Школы будущего...

Бишкек, Аркаим, Текос, Челябинск, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Москва, Кустанай, Рудный, Санкт-Петербург.

Жизнь... Далеко, высоко, безбрежно широко, бездонно глубоко вселенское око клокочет, дрожит, любовь родовую хранит, сторожит... Сама жизнь любовью зовётся...

Она сама мир, сама свет, когда с миром и светом сольётся...

Жизнь... Далека, высока, безбрежно широка, бездонно глубока мелодия слова корней, эхо древней струны векового согласья в аккорде всезвучья. И тихий шёпот – шелест листопада, и трепет галактического звездоворота – в тебе, что именем своим имеешь, жизнь...

Люблю сливаться в светотоке с пылинкой и звездой, с берёзой чистой, дубом вековечным, птенцом пушистым, робким без отца. С тугой стрелой ветров морозных и жарким дыхом знойного зерна, с волной упругой воли света, ковыльной зыбью под копытом скакуна, с самим конём огнерождённым.

Люблю сливаться в светотоке с ромашкой, с золотой пчелой, нектаром опьянённой, и рядом белых островов, лучистых облаков в звенящем синеполье, и печным ароматом хлеба родного стола, и ласковых очей сияньем мамы, отцовским словом, твёрдым, как скала.

Люблю тебя, родное безграничье, себя в тебя бесстрашно изливаю, тебя молитвенно вбираю, всем Родом благовольно пью.

Пошли жить!

М.П. Щетинин

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter