Философско-педагогические взгляды Е.И. Рерих

Факторы формирования и развития человека
Гуманистические основы
Совершенствование содержания образования
Нравственное воспитание
Сотрудничество и добротворчество
О патриотизме
О героях
О значении книги
Труд – основа жизни
Красота – путь развития и самосовершенствования

 

Имя русского философа и духовного подвижника XX века Елены Ивановны Рерих до недавнего времени было известным немногим, между тем она оставила миру огромное творческое наследие. И не смотря на то, что мы не найдем среди ее трудов сформулированных педагогических концепций – все её работы содержат мысли, отражающие ее педагогические взгляды. Они исходят из научных представлений о космической эволюции человечества и ее основе – культуре, где духовной жизни сердца отводится главенствующая роль.

Значительное внимание в творческом наследии Е.И. Рерих уделяется проблеме создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, способствующей реализации его высшего предназначения.

Факторы формирования и развития человека

Елена Ивановна была глубоко убеждена в том, что психическое и духовно-нравственное развитие человека во многом зависит от воспитания. Вопрос воспитания один из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с космической эволюцией человечества. В их процессе происходит развертывание и совершенствование природного потенциала человека и в то же время результативность этого процесса зависит от свойств индивидуальных накоплений, наследственности в целом.

Е.И. Рерих, называя воспитание и самовоспитание «великим понятием» (П.,т.2,с.431), трактует воспитание как преднамеренный процесс «облагораживания и возвышения», совершенствования природы человека; «питание всем возвышенным и утонченным» сущности индивида, т.е. как целенаправленное воздействие на индивидуально-духовную наследственность, с помощью которого пробуждается скрытый положительный потенциал, проявляются дарования воспитанника и сдерживаются задатки, которые являются продуктом отрицательных накоплений прошлого опыта.

В письмах Е.И. Рерих различным адресатам неоднократно подчеркивается, что «воспитание, прежде всего, касается всей внутренней сущности человека, всего его характера» (П.,т.2,с.429), «всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, <... > сфера которого лежит в мире побуждений и мысли» (П.,т.1,с.224).

Целью воспитания Елена Ивановна считает «рождение истинного человека» (П.,т.2,с.195), человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной (Там же, с.291). Поэтому задачу воспитания она видит в формировании у ребенка, а затем и взрослого человека направленности на общую судьбу со всем человечеством и всем Мирозданием, на Общее Благо (П.,т.1,с.134) и Добро как основы жизни и пути самосовершенствования. В такой трактовке цели воспитания заложена возможность формирования не только планетарного, но и космического сознания человека, которое должно определять его жизненные проявления в соответствии с нравственной организацией Космоса: «нужно заботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение» (П.,т.2,с.195).

В основании эволюции лежит усовершенствование, –  отмечает в своих трудах Е.И.Рерих,  – а  мысль есть двигатель эволюции. Своими мыслями человек создает свою эволюцию. В связи с этим, как подчеркивает Елена Ивановна, необходимо воспитание ответственности человека перед самим собой, человечеством, Космосом не только за свои мысли и побуждения, но и за саморазвитие и самовоспитание, которые проявляются как «концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него» (П.,т.1,с.224).. Это, по ее мнению, обеспечивается через развитие всех ценностных человеческих способностей и достижение «симфонии» нравственных качеств личности, таких, как ответственность (П.,т.1,с.440), чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия (П.,т.2,с.195), мужество, терпимость, преданность, бесстрашие, храбрость, сознание долга, самообладание, достоинство и честь, честность, сердечная утонченность, милосердие, находчивость и др. Возникновение сознательного стремления к самовоспитанию – показатель качественно новой и необходимой ступени развития личности.

Также Е.И. Рерих напрямую связывает уровень достижений в самосовершенствовании с деятельностью самой личности. «Но, конечно, – писала она, – от каждого зависит степень развития его способностей» (П.,т.1,с.64). 

Рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, Е.И. Рерих раскрывает значение семьи как социального воспитательного коллектива в развитии и духовно-нравственном становлении ребенка. Основную функцию родителей она видит в воспитании детей, подготовке их к жизни: «Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой» Елена Ивановна подчеркивает особую роль матери в воспитании детей, которая «закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка <... >, дает направление и окраску или качество всем его стремлениям и способностям» (П.,т.1,с.29), «закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности...»  (П.,т.2,с.308).

Специфика отношения родителей к жизни, материальным и духовным ценностям, по убеждению Е.И. Рерих, будет сказываться на стремлениях и особенностях развития детей. Она ставит в прямую зависимость общее и духовно-нравственное развитие детей от характера взаимоотношений в семье. Истинной семьей, способной осуществлять свою основную функцию, Елена Ивановна называет такую семью, в которой приоритетными считаются духовные ценности, господствуют гуманные отношения, атмосфера уважения, доброжелательности и сотрудничества. Именно в таких семьях для наиболее полного развития природного потенциала ребенка, формирования его личности могут быть созданы благоприятные окружающая обстановка и «свойственные ему обстоятельства».

Также Е.И. Рерих указывает на значительное влияние социальной среды на процесс воспитания, т.к. она убеждена, что «для развития каждой способности необходимы <…> подходящие условия» (П.,т.2,с. 294). Даже в том случае, когда ребенок обладает большими задатками, необходимо, считает Елена Ивановна, наличие благоприятных условий для протекания процесса развития природного потенциала и формирования личности. «Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полном одиночестве, и он вырастет идиотом. Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие условия. Как говорит французская пословица: «обстоятельства создают великого человека» (П.,т.2,с.382).

Гуманистические основы

Гуманистическую сущность педагогики Е.И. Рерих характеризуют идеи свободы ребенка и природосообразности в воспитании, персонализации педагогического взаимодействия.

По убеждению Е.И. Рерих, стремление к свободному волеизъявлению свойственно самой природе человека: в нем «заложено желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества» (П.,т.2,с.413-414). Закон Свободной Воли в жизни человека проявляется в присущем ему стремлении к свободе, к свободному выбору нравственных ориентиров, образа жизни, жизненных целей, идеалов – иными словами, «единое выражение этой свободы есть свобода выбора, и выбор этот делает из него Бога или дьявола» (Там же, с.190). В то же время, Е.И. Рерих различает две разновидности свободной воли: волю дисциплинированную и ее антипод – волю необузданную, которую называет своеволием. Подлинно свободной она считает волю дисциплинированную. Она убеждена, что стремление к воле дисциплинированной заложено в самой природе человека: «Из всех тварей лишь он один одарен сознательной свободной волей» (П.,т.2,с.190). Однако это не означает, что дисциплинированная воля проявляется в жизни человека сама собой – ее необходимо культивировать в ребенке в процессе воспитания: «не нужно думать, что такая воля может образоваться самосильно, – ее нужно воспитывать, как ценный цветок».

Воспитывать волю Елена Ивановна рекомендует на разнообразных «уроках жизни». Для этого нет необходимости создавать специальные ситуации, применять какие-либо «искусственные методы». «Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на каждодневных проявлениях. <...> На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают волевой уровень». «Пусть учитель скажет детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли...».

Идея свободной, дисциплинированной воли в ее конкретном педагогическом преломлении представляет собой утверждение идеи свободы ребенка, которая в процессе сотрудничества с учителем обеспечивает оптимальные условия для самостоятельного выбора содержания и направления развития, самоопределения и самореализации воспитуемого.

Говоря о школе нового типа, Е.И. Рерих выступала против уравниловки, сведения всех учащихся под общий знаменатель. Каждый ребенок, в чем она глубоко убеждена, – это уникальное, неповторимое явление. Каждый ребенок талантлив по-своему, в каждом заложено стремление проявить себя, свои индивидуальные качества свойственным для себя образом, а «со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные» (П.,т.2,с.202). Необходимым условием результативности педагогического процесса, по мнению Елены Ивановны, служит всестороннее изучение ребенка, верное определение в процессе наблюдения его способностей, особенностей физического организма, качества сознания. Внимание к жестам, эмоциональным реакциям, движениям, взглядам, словам и действиям ребенка позволит учителю составить представление о характерных подробностях его индивидуальности. В педагогическом процессе знание индивидуальных особенностей детей и опора на них обусловливают объективное отношение к каждому ребенку, определение необходимого направления его развития, подбор верных способов педагогического воздействия без насилия над его свободной волей.

Рассматривая важнейшие аспекты школы нового типа, Е.И. Рерих подчеркивает ведущую роль педагога, учителя в организации и осуществлении педагогического процесса и считает, что без учителя человек, опираясь в своем развитии лишь на личный опыт, не ушел бы «далеко <... > от наших предков каменного века!» (П.,т.1,с.75). Человеческое и гражданское предназначение учителя – передать подрастающему поколению вековую мудрость, накопленную человечеством, научить творчески пользоваться этим богатством, не ущемляя при этом свободы ребенка. Школьного учителя Е.И. Рерих видит «водителем в жизни», носителем перспективы психического и духовно-нравственного развития ребенка. Учитель не идет за природой детей, а находится впереди нее. Опираясь на природный потенциал ребенка, он предвидит направление, ближайший уровень и темп его развития, открывает возможности для самодвижения, определяет вехи, стимулирует активность и указывает краткий и лучший путь достижения цели.

Е.И. Рерих призывает учителя относиться к ученику как к «равноподобной сущности». Дети довольно тонко чувствуют отношение учителя к ним. Они легко раскрываются ему навстречу, легко и свободно проявляют себя, если учитель строит свои взаимоотношения с ними «на равных». Более того, советы и наставления такого учителя становятся ориентирами в их дальнейшей жизни. «Никогда, – утверждает Елена Ивановна, – дети не забудут того, кто подошел к ним как равный» (П.,т.2,с.373).

Процесс взаимодействия учителя и ученика должен строиться на глубокой вере в творческие силы и возможности ребенка и иметь своей целью воспитание у него чувства собственного достоинства. Оптимистический дух педагогики Е.И. Рерих выражен в краткой и емкой формуле, обращенной к ребенку: «Ты все можешь». Эта мысль, подчеркивает Елена Ивановна, должна стать «первой формулой образования», фундаментом целостного образовательного процесса.

Е.И. Рерих советует учителю при взаимодействии с учеником опираться на лучшее в ребенке, культивировать сильные, положительные стороны его личности – своевременно замечать, поддерживать, поощрять и тем самым усиливать рост в нем потенциальных сил: «Умение поощрять есть первая основа учительства» (П.,т.2,с.249).

Культура общения, владение искусством творить взаимоотношения с людьми составляют основное содержание профессиональной деятельности учителя и требуют столь необходимых качеств, как терпение, терпимость, педагогический такт: «Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует такого терпения, вмещения и утонченной чуткости» (П.,т.2,с.156).

Считая знание истинным и единственным двигателем эволюции человека (П.,т.2,с.246), Елена Ивановна говорит о необходимости познавания на протяжении всей жизни. По ее мнению, процесс обучения в школе должен строиться таким образом, чтобы на последующих возрастных этапах он перерастал в процесс самообучения – жизненно необходимый, постоянный вид деятельности. Поэтому для самосовершенствования и последующей жизни школа «должна быть лишь входом в настоящее познавание». Также Е.И. Рерих полагает, что для того, чтобы знания служили средством улучшения окружающего мира и не превратились в мощную разрушительную силу, они должны базироваться на нравственной основе, «иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной».

Деятельность школы, как это следует из высказываний Е.И. Рерих, не ограничивается лишь просвещением, формированием системы знаний и развитием мышления. Она должна научить ребенка ориентироваться в жизненных обстоятельствах, занимать самостоятельную позицию, делать самостоятельный выбор между дозволенным и недозволенным, возможным и невозможным, приемлемым и неприемлемым, уметь принимать взвешенные и ответственные решения в ситуациях нравственного выбора. В основе решения этих воспитательных задач должно лежать, по убеждению Е.И. Рерих, формирование мотивов, ориентированных на Добро и Общее Благо.

Отношение к мысли как движущей силе эволюции человеческой личности и основе проявления его свободной воли определяет своеобразие педагогических взглядов Е.И. Рерих, которое проявляется в том, что мышление она рассматривает не только как познавательный процесс, но и раскрывает значение его нравственно-содержательной стороны. В воспитании добромыслия Елена Ивановна считает важным претворение каждого «зародыша» Добра в действии повседневности. По ее словам, «как вера без дел мертва» (П.,т.2,с.9), так и слова Добра, даже много раз произнесенные, но не закрепленные в жизненных действиях, поступках, остаются пустым звуком. Такое состояние мышления она называет «инертной серединой» и считает его бесполезным для развития и духовно-нравственного самосовершенствования.

Поскольку невозможность обособленного, независимого «от всего человечества и Космоса» существования налагает на человека «великую ответственность» «за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок» (П.,т.2,с.47), детей следует приучать думать о последствиях своих поступков, действий, приучать к осознанию этой ответственности. С этой целью Елена Ивановна рекомендует дополнить учебный план беседами о Законе причин и следствий, Законе Свободной Воли. Такие беседы «с первых лет» будут приучать детей осмысливать свой выбор, предвидеть последствия предполагаемого выбора: «Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. <...> Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. <...> Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления».

Человек должен постоянно очищать, дисциплинировать мышление, порождать только чистые и светлые мысли. В этом ему призвано помочь сердце как один из энергетических центров, орган чувствования, выступающее «престолом сознания», «средоточием жизни». Только через сердца, наполненные любовью, открытые истине, свету и красоте, человечество, по мнению Е.И.Рерих, способно гармонизировать свои энергии с энергиями космоса и вступить в новый этап космической эволюции.

Важное место в системе педагогических взглядов Е.И. Рерих занимает проблема формирования способности к творческому мышлению, креативности как качества личности. Е.И. Рерих убеждена, что «навязанные догмы», «стандарт жизни», «заученные принятые формулы», не используемые в жизни творчески, оригинально, а только бездумно повторяемые, «отучают» человека от процесса мышления, лишают свободы мысли, рождают внутреннее состояние «обычности и мертвенности», пассивное состояние, притупляющее творчество (П.,т.1,с.31,106,298). Она призывает каждого человека бороться против «мертвенности и невежества» (Там же, с.106) в себе, развивать стремление и способность «стандарт жизни <... > умело обойти», отбросить предрассудки и идти новым путем, приветствует «необычность и находчивость огня творчества» (П.,т.1,с.106). Высказывая свою точку зрения о необходимости развития творческого мышления, Е.И. Рерих подчеркивает нравственную суть этого глубинного свойства индивида и считает долгом каждого развитого сознания в процессе жизнедеятельности стремиться «противостоять всякому злу» (П.,т.2,с.375).

Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, – утверждает Е.И.Рерих, – ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам нужное духовное развитие.

Совершенствование содержания образования

Школа, по мнению Е.И. Рерих, должна обогащать человека широким спектром знаний из всех областей науки, поэтому необходимо равноправное преподавание естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, т. к. все они являются «ветвями того же древа Истины».

Е.И. Рерих ориентирует на главную цель школьного образования – показать подрастающему поколению картину Мироздания в целом, а действительность как единое целое, научить использовать эти знания как орудие творческого освоения и преобразования мира. В этой связи обосновывается необходимость нововведений в школах. При составлении учебных планов «с одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой – нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения». Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о мире, Е.И. Рерих считает полезным использовать опыт различных направлений познания человеком мира и окружающей действительности, т.е. опыт познания через науку, искусство, философию, религию.

Е.И. Рерих акцентировала внимание на проблеме, которая до сих пор остается в значительной мере нерешенной в нашей системе образования, а именно – на том, что знания, приобретаемые учащимися по разным учебным предметам, как правило, остаются разобщенными. Истинным, как утверждает Елена Ивановна, является синтетическое знание, объединяющее в себе знания из различных отраслей науки. В этой связи предлагается дополнить учебный план новой обобщающей дисциплиной – синтезом науки. «В школах должен быть введен предмет – синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи».

Синтез науки ориентирован на развитие у детей умения путем сравнения найти подтверждение из различных областей науки, сочетать необходимые познания, что потребует от них большой подвижности ума как показателя высокой степени сознания. В синтезе наук заложено поисковое, творческое начало: этот предмет уводит от узкой специализации, помогает каждому ученику не быть подражателем и пересказчиком чужих мыслей, а найти линию собственных научных исследований.

Особое внимание Е.И. Рерих обращает на необходимость сообщения учащимся информации о новых научных открытиях. Она писала: «Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе» (П.,т.2,с.373). Для разрешения этой проблемы, с точки зрения Елены Ивановны, необходимо обеспечить оперативное сообщение учащимся о новых научных открытиях в доступном изложении. «Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений».

При составлении учебных планов Елена Ивановна рекомендует уделять должное внимание музыкально-эстетическому комплексу предметов и предлагает ввести новую учебную дисциплину – изучение красоты жизни, – способную расширить кругозор и воспитать у детей уважительное отношение к духовным ценностям. В содержание этого предмета должна войти История Искусства и Знания, а также «он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям».

Наряду с естественнонаучными и гуманитарными предметами Е.И. Рерих рекомендует ввести в учебные планы прикладные дисциплины. Она советует проводить уроки по овладению основами искусств, ремесел, заниматься с учениками рукоделием, хоровым пением, народными танцами.

Не менее важной задачей школы Е.И. Рерих считает развитие способностей учащихся: мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, интуиции, находчивости, сообразительности и др. При составлении учебных планов решению этой задачи должно уделяться особое внимание.

Елена Ивановна считает бесполезным запоминание большого количества информации в ущерб осмыслению ее содержания и творческому применению полученных знаний. «Бессердечное чтение и даже заучивание мало помогают», так как превращают человека в автомата, повторяющего «чужие формулы» (П.,т.1,с.31), а для общего, психического и духовно-нравственного развития чрезвычайно важным Е.И. Рерих считает не повторение чужих мыслей, пусть даже и великих людей, но «претворение их в своем сознании, пропускание через свою призму» (там же, с. 411). Поэтому школа, как уже было отмечено, должна заложить в ребенке основу умения пользоваться приобретенными знаниями, умение рассуждать, самостоятельно, творчески мыслить: «чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению», ведь «без умения мыслить нельзя продвинуться в познании» (П.,т.2,с.158).

Нравственное воспитание

В основе педагогических идей Е.И. Рерих лежит утверждение, что воспитание прежде всего «есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет» (П.,т.2,с.429). В письмах Елены Ивановны красной нитью проходит мысль о том, что развитие природного потенциала происходит путем нравственного совершенствования человека, что нравственное воспитание служит фундаментом целостного воспитательного процесса, стержневым, системообразующим его компонентом.

Вопросы нравственного воспитания Елена Ивановна рассматривает в контексте общечеловеческих проблем мирного сосуществования, сотрудничества, Общего Блага, прогресса человечества в целом. Связывая общее, психическое и профессиональное развитие человека с его духовно-нравственным становлением, она особую значимость придает пробуждению в процессе воспитания этического сознания, формированию основ нравственной культуры личности.

В недавнем прошлом в отечественной педагогике решение проблем нравственного воспитания сводилось к выполнению социального заказа: подчинение человека требованиям общественной морали, подведение всех под общий знаменатель. В процессе нравственного воспитания насаждались стереотипы поведения и даже усредненные, желательные черты личности. Декларировавшаяся свободная личность, активная, творящая, инициативная, способная к инновационной деятельности, на практике подменялась личностью, активность которой была направлена на исполнение чужой воли и повторение в индивидуальном опыте сложившихся общественных стандартов, стереотипов оценок и суждений. В результате социализация подрастающего поколения зачастую перерождалась в приспособленчество.

Подобных приспособленцев Елена Ивановна характеризует как безличных роботов и сетует по поводу их многочисленности. «Ведь большинство людей, именно, не имеют личности, настолько она стерта у них с колыбели навязанными им готовыми суждениями, догматами и всякого рода стандартами; они проходят жизнь, как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы» (П.,т.1,с.290).

Елена Ивановна строго осуждает внешнюю, показную нравственность, чуждую убеждениям личности. По ее мнению, для духовно-нравственного развития человека недостаточно знания моральных норм и внешнего, формального их исполнения, принудительного подчинения общественной дисциплине, поскольку «дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может» (П.,т.1,с.357).

Подлинной нравственностью человека можно считать лишь ту, которая внутренне присуща ему, «таится в глубине его сознания». Только в том случае, когда человек «может вместить устои справедливости и нравственности» в своем сознании, когда выработал и утвердил свою внутреннюю правду, его мышление, воля, побуждения и поступки будут направляться совестью, станут свободным проявлением внутреннего, духовного мира.

В основе всех явлений бытия лежит психическая энергия, пронизывающая все сущее, – отмечается в трудах Е.И.Рерих. Человеку необходимы знания о психической энергии как жизненно необходимые, о её свойствах проявления и прямой связи с этикой, нравственными законами бытия, поскольку он может использовать эту энергию на созидание или разрушение в зависимости от характера своих нравственных мотивов. Устремиться к улучшению качества во всем, во всей жизни – это будет лучшим накоплением и применением психической энергии.

Сотрудничество и добротворчество

На систему образования Е.И. Рерих возлагает задачу воспитания «истинного человека», который на основе моральных норм и знаний, будет способен к пониманию «сотрудничества в самом широком масштабе» (П.,т.2,с.195). Поэтому в новых школах, о которых мечтала Елена Ивановна, в детское сознание будут заклады «основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение» (Там же).

В основу сотрудничества прежде всего должна быть положена взаимная ответственность, а сотрудничество, по мнению Е.И. Рерих, в свою очередь, должно служить «основанием для личной ответственности» (П.,т.1,с.50).

Воспитание гуманности – неотъемлемая составляющая нравственного воспитания. Советы и рекомендации Е.И. Рерих направлены на развитие гуманистической сущности человека.

Воспитание гуманности включает в себя развитие с детских лет сознательного добротворчества – умения использовать свое время на добро как на «самое действенное начало», желания превратить свою жизнь «в беспрерывный поток полезности для других». Это желание быть полезным другим, делать добро побуждает к бережному отношению друг к другу. «Даже самое доброе касание, – убеждена Елена Ивановна, – должно быть полно бережности». Бережность особенно необходима в сотрудничестве (совместной деятельности), именно из-за ее отсутствия затруднены многие достижения. Она советует щадить всех, чтобы не обидеть «ни словом, ни действием», осторожно касаться слабых сторон другого человека и избегать, за редким исключением, личных наставлений.

Необходимым условием саморазвития и самосовершенствования Е.И. Рерих считает формирование у воспитанников умения преодолевать трудности и препятствия и относиться к ним как к «ступеням восхождения», ведь «каждая сила возрастает от сопротивления. Потому все те трудности, которые встали на пути человечества <... > в то же время дали людям возможность особенно напрячь и утончить свои способности и тем ускорить свое продвижение. Давно уже сказано: «благословенны препятствия, ими мы растем»« (П.,т.2,с.190). Отсюда совет – не смущаться трудностями, не останавливаться перед препятствиями, не концентрироваться на неудачах, а превращать их в возможности, в «ускоренную удачу».

О патриотизме

В своих письмах Е.И. Рерих поднимает вопросы патриотического воспитания. Она считает необходимым воспитание у молодого поколения любви к Родине, готовности исполнения долга перед Родиной, формирование культуры межнационального общения, чувства интернационализма, основанного на взаимоуважении и сотрудничестве всех народов (П.,т.1,с.154). «Но так как мы живем в мире, где все еще и прежде всего уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей Родиной» (Там же, с. 153).

О героях

Важной задачей морально-этического просвещения подрастающего поколения Елена Ивановна считает воспитание личности, способной к героизму, подвигу: «Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе качества замечательных людей. <…> Нужно без промедления дать такой материал». В воспитании этих качеств велика роль как школы, так и семьи: «Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества» (П.,т.1,с.153). Величие миссии воспитания она видит в том, чтобы «зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас» (Там же, с. 188). Е.И. Рерих настаивает на воспитании человека, способного к подвигу не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

Образцом для подражания служит жизнедеятельность народных героев и подвижников: «дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду», поэтому «невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение». Е.И. Рерих подчеркивает воспитательную силу жизненных исторических примеров: «уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов» (П.,т.2,с.371).

О значении книги

Наиболее действенным по силе воспитательного воздействия методом Е.И. Рерих считает работу с книгой: «Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично» (П.,т.2,с.372-373) в развитии мышления, углублении сознания (П.,т.1,с.140), в формировании мировоззрения и духовно-нравственном становлении ребенка, поэтому «пусть дадут им (детям) книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли»; «нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага...». Елена Ивановна подчеркивает особую значимость первых, наиболее ярких и глубоких переживаний от прочитанного: «не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений» (П.,т.1,с.140).

Работа с книгой на начальных этапах воспитательно-образовательного процесса может стимулировать и определить круг интересов и сферу познавательной деятельности ребенка, ведь «часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления» (П.,т.2,с.373).

Хорошая книга, по мнению Е.И. Рерих, как средство воздействия на сознание ребенка, способна восполнить пробелы воспитания; она даже «выправляла многие недочеты семейного быта!» (П.,т.1,с.140).

Елена Ивановна предъявляет высокие требования к содержанию книг (что особо актуально в наше время, время информационного бума, нахлынувшего потока низкопробной литературы и прочих негативных проявлений массовой культуры), «жертвами» которого в первую очередь становятся дети: «Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких преступников, окажется лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!» (П.,т.2,с.373), в чем мы убеждаемся на фактах современной повседневной жизни. Она призывает оберегать подрастающее поколение от пагубного влияния «недостойных и лживых книг» (П.,т.1,с.220), которые «засоряют сознание детей», и считает нравственное здоровье ребенка «предметом особой, исключительной заботы государства» (П.,т.2,с.373).

Книги для детей и юношества в содержательном аспекте должны иметь развивающую и воспитывающую направленность: формировать нравственные основы растущей личности, будить мысли, совершенствовать культуру чувств, способствовать расширению сознания (П.,т.2,с.129). По мнению Е.И. Рерих, книга вызовет интерес читателя, если материал будет изложен четко, привлекательно, научно.

Труд – основа жизни

При воспитании сердца, - отмечает Е.И.Рерих, - прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце.

Е.И. Рерих считает трудовую деятельность жизненно необходимой и не только как средство производства материальных и духовных ценностей, но и как процесс, стимулирующий развитие, формирование и совершенствование самого трудящегося человека.

Указывая на основополагающее значение труда в жизни, воспитании и развитии человека, Е.И. Рерих выдвигает три диалектически взаимосвязанные задачи:

– воспитание потребности в постоянном труде, привычки к труду;

– воспитание положительного отношения, уважения и любви к труду;

– воспитание способности к творческому труду, развитие стремления постоянного улучшения его качества.

Елена Ивановна сопоставляет труд по принуждению, называя его рабским, с трудом вдохновенным, или беспредельным, и показывает их существенное отличие. Отношение к труду и качество его соответственно влияют не только на результаты деятельности, но и на состояние самого человека, окружающих его людей, пространство. Она отмечает, что труд навязанный вызывает у человека недовольство, сомнение, «саможаление», сопровождается мыслями раздражения, которые, «поедая» жизненную энергию работника, обессиливают его, снижают работоспособность, становятся вредными для здоровья и окружающей среды.

Е.И. Рерих выделяет несколько уровней отношения человека к труду: труд с отвращением; труд несознательный; труд преданный и любимый; труд не только сознательный, но и направленный на Общее Благо, прогресс человечества, служение высшим духовным ценностям (Истине, Добру, Красоте). Два первых уровня, по убеждению Елены Ивановны, не только не способствуют развитию человека, а напротив – ведут его к инволюции. При третьем и четвертом уровнях труда повышается качество выполняемой работы, трудовая деятельность становится более результативной, обеспечиваются развитие и самосовершенствование человека.

Елена Ивановна рекомендует начинать с раннего возраста. «С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование».

Коллективный труд Елена Ивановна понимает как сотрудничество, совместную работу во имя общего блага и сравнивает его с хором. Тем самым она стремится подчеркнуть, что в совместной деятельности важна согласованность действий, вклад каждого участника трудового коллектива в достижение общего успеха. По ее мнению, только в коллективном труде человек может более полно раскрыть и применить свои способности, дарования, умения.

Следует отметить, что Е.И. Рерих самым полезным для развития человека считала связь физического труда с умственным и настаивала на такой организации трудовой деятельности детей, которая обеспечивала бы чередование, разумное сочетание различных трудовых усилий. «Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, – и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом».

Красота – путь развития и самосовершенствования

Во все времена искусство считалось действенным средством и играло существенную роль в целенаправленном развитии способности человека воспринимать и понимать прекрасное. Восприятие и понимание художественных ценностей, по глубокому убеждению Елены Ивановны, способствует духовному развитию и самосовершенствованию человека и прогрессу человечества в целом, поэтому произведения художественного творчества, которые человечество должно сохранять и передавать подрастающему поколению, она считает истинными сокровищами.

В одном из писем Е.И. Рерих подтверждает мнение своего корреспондента о том, что «истинная задача искусства приблизить человека к пониманию красоты» (П.,т.1,с.156), но развитию и самосовершенствованию человека способствует лишь сознательное восприятие красоты. При общении с миром искусства возникает желание понять суть его содержания. В то же время в процессе постоянного контакта с художественными ценностями происходит развитие, утончение, углубление понимания красоты и каждый раз рождается «новое понимание красоты».

Елена Ивановна рекомендует использовать возможности театрального искусства, которое в яркой и доступной форме показывает привлекательность нравственных идеалов, способных возвысить человека, сделать его лучше, благороднее. «<...> от всего сердца приветствую мысль устройства театра для детей, – писала она. – Ведь театр есть мощное средство воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу и героизму» (П.,т.2,с.92). Из высказывания видно, что театральное искусство – не только средство эстетического воспитания, но прежде всего эффективное средство нравственного воспитания.

Е.И. Рерих настаивает на необходимости формирования основ эстетической культуры личности с раннего детского возраста, в противном случае, предупреждает она, человечество превратится в дикарей (П.,т.2,с.222-223). «Именно искусство, – подчеркивает она, – должно служить возвышению сознания человечества» (Там же, с. 410). «Главное и величайшее значение» искусства Е.И. Рерих видит в его способности «будить» в человеке устремление к красоте, к Высшему», формировать потребность в красоте (П.,т.1,с.156). Вот что она писала по этому поводу: «Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами» (П.,т.2,с.340).

 

Е.И.Рерих особое значение в воспитании придавала Культуре, осознанию ее роли в преображении жизни. Культура в основе своей есть Эволюция, – отмечала она в своих трудах. Сознание подрастающих поколений с малых лет должно быть приобщено к пониманию незаменимой ценности сокровищ человеческого творчества. В соответствии с этим Елена Ивановна подчеркивала высоковоспитательное значение Знамени Мира и Культуры, Пакта Рериха - международного договора по защите культурных ценностей, в жизненное утверждение  идей которого она внесла свой значительный вклад. Главной целью этой деятельности она считала объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей. Неоценимое значение в связи с этим имеет общественное движение Культуры  и как часть его ежегодный школьный праздник День Культуры – практическое приложение понимания значения идей Культуры в самой жизни, в сфере образования.

Итог

Созвучие взглядов Е.И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего феномена общечеловеческой гуманистической педагогики, в содержание которой вносят свой вклад различные теории и концепции, сформировавшиеся под влиянием разнообразных философских, религиозных и иных идеологических воззрений. Вместе с тем педагогические взгляды Е.И. Рерих имеют свои специфические особенности, продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие их от традиционных представлений, но при этом значительно их расширяющих и дополняющих, выводящих на уровень нового космического мышления.

Мировоззрение, содержащееся в творческом наследии Елены Ивановны Рерих, неразрывно связанное с философско-художественным творчеством Н.К.Рериха, имеет немало точек соприкосновения с современным научным знанием, однако, как отмечают ученые,  по ряду вопросов Рерихи шагнули далеко за пределы науки. В настоящее время на основе творчества Рерихов исследователи осуществляют разработку концепции нового человека, важнейшим фактором формирования которого является приобщение к культуре.

Сегодня, как пишут ученые, изучение богатейшего философско-этического наследия Е.И.Рерих становится возможным благодаря значительному числу научных публикаций о ее творчестве, что имеет особое значение для современной педагогической науки и практики.

 

По материалам публикаций:

Осипова Л.Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е.И. Рерих. Диссертация…. канд. пед. наук. Саранск, 1999.

Лащенко Н. Д. Философско-педагогические взгляды Е.И. Рерих: Моно­графия (учебное пособие для студентов вузов). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 128 с.

Новиков А.А. Концепция нового человека в учении Живой Этики. Автореф. дисс. … канд. филос.наук. М., 2006.

Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира // 70 лет Пакту Рериха: Материалы международной научно-общественной конференции. 2005. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2006. – 424 с.

Уварова Л.И. Движение Культуры в контексте идей непрерывного образования // Непрерывное образование. – 2017. –  № 1 (19). – С. 69-72.

 ______________________________

* Условные обозначения:

П., т.1 – Письма Елены Рерих (1929-1938). В 2-х томах. – Минск, Белорусский Фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.  Том 1 – 444 с.

П., т.2 – Письма Елены Рерих (1929-1938). В 2-х томах. – Минск, Белорусский Фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.  Том 2 – 432 с.

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter