Эпистолярное наследие Е.И. Рерих из отдела рукописей
Международного Центра Рерихов

Творческое наследие выдающегося русского мыслителя и писателя Елены Ивановны Рерих (1879–1955) представляет собой совершенно особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Живой Этики, посвященные вопросам космической эволюции человечества, – главный труд ее жизни, и ее эпистолярное творчество, непосредственно связанное с этими книгами, заложили прочный фундамент многих культурно-духовных процессов, развивавшихся в пространстве ХХ века.

У Николая Константиновича Рериха в «Листах дневника» есть очерк, который был написан в 1940 г. по случаю выхода знаменитого рижского двухтомника писем Елены Ивановны и так и назывался: «Письма Елены Ивановны». «Вышли два тома писем, – пишет Рерих. – Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Ел[еной] Ив[ановной] написанного» [1, с. 289].

И действительно, Елена Ивановна оставила нам огромное эпистолярное наследие. Большинство ее писем, переданных МЦР в 1990 г. ее младшим сыном Святославом Николаевичем Рерихом вместе с другими документами, картинами, книгами и семейными реликвиями, ранее не публиковалось. Первое чувство, которое испытываешь, знакомясь с ее архивом, – это удивление. Работоспособность Елены Ивановны воистину поражает. «Вот уж не думала, что придется так много писать, – как-то пожаловалась она в письме к мужу и старшему сыну, уехавшим в Маньчжурскую экспедицию. И далее в ее словах прозвучала ирония. – Потому что я так не любила всякое писательство, теперь это моя карма» [2, с. 302]. Елена Ивановна переписывалась со ста сорока корреспондентами, – и это не считая неустановленных. Люди со всего света – различного социального положения, возраста и профессий – делились с ней своими размышлениями, просили совета, рассказывали о своей нелегкой судьбе. Великий магнит ее сердца притягивал к ней души, ищущие Света. Для многих из них Елена Ивановна выступала в роли духовного наставника – достаточно сурового и вместе с тем по-матерински заботливого, внимательного и терпеливого. «Ведь мне приходится писать длиннейшие письма, иногда по 15 страниц». [2, с. 332] «Многие нуждаются в неотложном Совете, и как не послать, когда знаешь, как много необдуманных шагов может быть предотвращено своевременным предупреждением» [3, с. 500].

Внимательный читатель, должно быть, задаст вопрос: откуда в личном архиве Рерихов столько писем, если письма посылаются по всему свету. Дело в том, что все Рерихи строго соблюдали одно правило: письма печатались в нескольких (как правило, в двух, реже в трех) экземплярах, с тем, чтобы второй остался в архиве – в случае необходимости можно было проследить историю переписки, поднять затронутые в ней вопросы и события. При их огромной загруженности и взаимосвязи дел такой подход себя оправдывал. Большинство писем – это машинопись, в основном под копирку, черную или фиолетовую, с исправлениями, сделанными рукою автора.

Корреспонденты Елены Ивановны – люди разного возраста, разных профессий, разных национальностей. (В числе их – президент США Ф.Д.Рузвельт, министр земледелия США Г.Э.Уоллес, известный индийский ученый и государственный деятель Ш.С.Бхатнагар, писатель русского зарубежья Г.Д.Гребенщиков.) С большинством из них она была знакома заочно. К числу основных ее корреспондентов, в первую очередь, относится группа американских сотрудников (так называемый Круг: Зинаида Григорьевна Лихтман (с 1939 г. Фосдик), Морис Лихтман, Франсис Грант, Софья Шафран, а до второй половины 1935 г. – печально известные Луис и Нетти Хорш и Эстер Лихтман); американские сотрудники, сыгравшие значительную роль в восстановлении Музея Рериха в Нью-Йорке в конце 1940-х гг., – Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Гизела Ингеборг Фричи, Балтазар Боллинг и Джозеф Уид; члены Латвийского Общества Рериха (Феликс Денисович и Гаральд Феликсович Лукины, Рихард Яковлевич Рудзитис, Александр Иванович Клизовский, Карл Иванович Стурэ, Федор Антонович Буцен, Евгений Александрович Зильберсдорф, Екатерина Яковлевна Драудзинь), секретарь Европейского Центра при Музее Рериха Георгий Гаврилович Шклявер, врач и издатель журнала «Оккультизм и йога» Александр Михайлович Асеев, председательница Литовского Общества Рериха Надежда Серафинина, члены Харбинской группы по изучению Живой Этики Борис Николаевич и Нина Ивановна Абрамовы и Екатерина Петровна Инге, а также Валентина Леонидовна Дутко – переводчица двухтомника писем Е.И.Рерих на английский язык. Обширно представлена переписка с членами семьи: Николаем Константиновичем (1929–1930, 1934–1935 гг.), Юрием Николаевичем (1920–1921, 1929–1930, 1934–1935 гг.) и Святославом Николаевичем (1940–1950-е гг.) Рерихами, Девикой Рани Рерих (1940–1950-е гг.), а также двоюродной сестрой Ксенией Николаевной Муромцевой и ее мужем Ильей Эммануиловичем. Елена Ивановна также поддерживает контакт с другой своей двоюродной сестрой – Софьей Павловной Потоцкой и ее дочерью Мариной, двоюродным братом Иваном Ивановичем Голенищевым-Кутузовым. Следует отметить и письма британскому полковнику А.Е.Махону и его супруге Ф.А.Махон – соседям Рерихов в Наггаре (1930-е гг.).

В статье «Сотрудница Космических Сил» Л.В.Шапошникова высказала справедливую мысль о том, что письма Елены Ивановны невозможно подвергать какому-либо критическому анализу, «потому что мы имеем дело с необычным материалом и с уникальным автором, перед которым стояла задача космического масштаба» [5, с. 19]. Для того, чтобы осознать истинное величие личности Елены Рерих и дать правильную оценку ее трудам, нужно, по меньшей мере, обладать таким же уровнем сознания, как она сама.

«Много интересных вопросов приходится разбирать, – делится Елена Ивановна с Николаем Константиновичем. – Делаю это иногда с величайшим удовольствием» [2, с. 336].

Елена Ивановна Рерих блестяще знала древнюю и современную философию, тонко разбиралась в искусстве, свободно ориентировалась в научных проблемах и общественной жизни. Ее собственному широкому, ясному пониманию основ бытия могли бы позавидовать лучшие ученые. В числе ее талантов – умение доступно объяснять сложнейшие вопросы и явления, что говорит о необычайной ясности сознания и понимании предмета. Перед нами – глубокий, зрелый философ, рассматривающий глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса, – пишет Елена Ивановна своим американским ученикам и сотрудникам. – Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческою сущностью нужно искать ключи ко многим, если не ко всем тайнам Бытия» [9, с. 91].

Отвечая на вечный философский вопрос о предназначении человека, Елена Ивановна определяет нашу главнейшую задачу как расширение сознания и созидание себя как целостной, творческой и гармоничной личности – не только вобравшей богатейший познавательно-духовный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего существования, но и постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и о себе. Личности, осознающей единство Жизни и свою великую ответственность за каждую мысль, слово и действие. «...Все мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем, – пишет она своему двоюродному брату И.И.Голенищеву-Кутузову. – Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности – усовершенствованием себя усовершенствовать и Землю, и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на дальние миры, на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования, в алмазном сиянии многогранной Красоты» [14, с. 47].

Немалое место в эпистолярном наследии Елены Рерих занимают ее размышления о эволюционной миссии женщины в современном мире. Причину многих бедствий, постигших нашу планету, она видела в нарушении закона равновесия Начал, который лежит в основе бытия. Только когда женское равноправие будет признано в планетарном масштабе, считала она, можно говорить, что наша эволюция достойна называться человеческой эволюцией. Пути обретения утраченного равновесия она видела не только в принятии соответствующих законов, гарантирующих женщинам равные права во всех областях общественной жизни, но прежде всего в их непрестанной работе над собой, развитии своих способностей, поднятии нравственного и культурного уровня.

«Первая задача, встающая перед женщинами, – писала она, – это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны.

Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что малодоступно. Сочетания Светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь Подвига Великого Служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье» [11, с. 114–115].

Современники, которым посчастливилось быть под водительством Елены Ивановны, вспоминают об этом с радостью и глубочайшей признательностью. «В каждом письме своем Она всегда старалась послать ободрение, духовную поддержку и ласку, – рассказывала член Харбинской группы по изучению Живой Этики Екатерина Петровна Инге, – указывая каждому именно на то, чего больше всего требовалось для развития духовных сил, знания или для укрепления в выполнении данной задачи. Получение каждого письма Ее было для нас праздником духа, и мы всегда бежали друг к другу, все вместе радовались и читали, делясь впечатлениями от полученных дорогих строк. Так весть с Гималаев быстро облетала весь устремленный к Свету Харбин» [12, с. 16].

«Каждая ее весть зажигала огонь сердца, окрыляла дух, выявляя лучшие качества и помогая нам мужественно встречать и побеждать препятствия, – вспоминала вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Зинаида Григорьевна Фосдик. – Благодаря ей и ее огненным зовам будущее вставало во всей радости творческого и действенного труда. Принести всего себя в нескончаемом труде и служении, чтобы приблизить это светлое будущее, реально осознать наше участие в нем, становилось священным заветом» [13, с. 10].

Елена Ивановна до сих пор остается для нас во многом «Terra Incognita». Отчасти это объясняется, во-первых, тем, что ее творческое наследие вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно, и требуется время для его изучения и осмысления, а второе – наша духовная незрелость, непонимание сути подвижнического труда.

Елена Ивановна была человеком необычайной скромности и самоотверженности. Она не любила говорить о себе, и по письмам ее прекрасно видно, что местоимение «я» встречается в них крайне редко. Оно не свойственно ее стилю.

Поэтому изучение ее эпистолярного наследия поможет нам воссоздать событийно-фактическую канву ее жизни и развеет сложившееся представление о том, что Елена Ивановна занималась исключительно книгами Учения и оказывала духовное руководство нескольким группам учеников. Трудно назвать хотя бы одну область в деятельности ее семьи, где бы не было ее благотворного влияния. Это и Центрально-Азиатская экспедиция 1924–1928 гг., эволюционная нагрузка которой до сих пор не исследована в полной мере, и создание научного Института Гималайских исследований «Урусвати», президентом-основателем которого она являлась, и воплощение проекта организованной защиты культурного достояния человечества (Знамя Мира).

Знакомство с письмами – это также попытка заглянуть в тот огромный мир внутренних реалий их автора, который намного богаче, масштабнее и сложнее внешнего. Дело в том, что любой текст характеризует его создателя, и эпистолярный жанр с точки зрения исследования личности необычайно благоприятен тем, что дает автору большую степень свободы в выражении своих мыслей и чувств, нежели другие жанры. Так, работая с письмами, можно не только «услышать» личные интонации и изучить особенности авторского стиля, но и составить психологический портрет личности, получить представление о ее умственных способностях и нравственных качествах, жизненных целях и идеалах, системе ценностей и мировоззрении. Разумеется, такая реконструкция всегда будет субъективной, ибо каждый из нас смотрит на другого человека сквозь призму собственных представлений и жизненного опыта.

Итак, в своих письмах Елена Ивановна открывается перед нами как любящая и заботливая мать, терпеливый и чуткий духовный наставник. Ей были совершенно чужды высокомерие, категоричность суждений и авторитарный тон. Она избегала любого проявления миссионерства и, объясняя положения Живой Этики, никогда не навязывала корреспондентам свои убеждения, советы как жить, оставляя за ними право самостоятельно определяться в мировоззренческих вопросах, но всегда с готовностью отвечала стучащемуся. «Не люблю учить, но только передавать знания», – как-то призналась она в письме к Б.Н.Абрамову [3, с. 78]. Елена Ивановна щедро делилась с теми, кто был готов эти знания воспринять, но это были не «тайные инструкции», а самые простые формулы преображения нашей действительности через воспитание своей души и сердца – любовь к познанию, устремление к высшему качеству всей жизни, терпимость и сострадание к ближним. Одной из ее самых замечательных черт было умение говорить по сознанию собеседника, апеллировать к лучшим качествам его натуры. Она искренне старалась понять, что для ее собеседника главное, и такой подход называла: канон «Господом твоим». Этот канон «в жизни должен быть применяем почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярять собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт. В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью» [14, с. 428].

И, конечно же, нельзя не упомянуть о патриотизме – одном из самых благородных чувств, присущих каждому высокодуховному человеку. «...Воздержитесь от всякого осуждения нашей страны, – не уставала повторять она. – Явите глаз добрый!» [16, с. 309]. Надежда вернуться на Родину, довезти все собранные сокровища и хотя бы несколько лет поработать на благо Страны Лучшей – так она называла Россию – ясно звучит в ее письмах последних лет. Елена Ивановна пишет Т.Г.Рерих, жене Б.К.Рериха (брата Николая Константиновича). «Конечно, наше желание вернуться на Родину и потрудиться на пользу страны осталось неизменным, а сейчас оно даже усилилось. Ярая любовь к Родине глубоко живет в наших сердцах. Если можно было бы ускорить наше возвращение, была бы большая радость. Ведь мои годы велики – 75-й год, и так хотелось бы увидеть творения моего мужа на стенах Музеев его страны! Физические силы мои тоже уходят, но духом я бодра, ибо, как и Вы, верю в небывалый расцвет нашей Родины. Космическая Справедливость восторжествует, и наша страна выявит полностью свое Значение!» [3, с. 286].

Однако изучение наследия Елены Ивановны – задача, решение которой зависит не только от полноты доступных нам документов, имеющих отношение к ее жизни и творческой деятельности. Пытаясь полноценно воссоздать образ личности такого масштаба, как Елена Рерих, мы постоянно сталкиваемся с неизвестными величинами иного порядка, ибо многое из того, что происходило в ее жизни – и внешней, и внутренней, – выходит за рамки нашего личного опыта и наших представлений об окружающем мире. Поэтому центральный вопрос в работе с наследием Елены Ивановны – это вопрос адекватного восприятия и осмысления (насколько это в наших силах, конечно) ряда событий ее жизни и тех сложных процессов, которые за ними стоят. В судьбе Елены Рерих задействованы силы космического масштаба, которые обусловили ее появление на нашей планете в данный эволюционный момент, вели ее по жизни и с которыми она находилась в непрерывном взаимодействии. События ее жизни не вписываются в привычные нам рамки, а их масштаб поражает. Любые попытки подогнать эти факты и связанные с ними сложные явления под привычную нам картину мира, низвести до своего уровня приведут к их искажению и обесцвечиванию, утрате целостности и сути; если мы хотим понять их, необходимо прилагать внутренние усилия и подниматься навстречу им, изменяя и расширяя свои представления об окружающей действительности. Иными словами, работать над собой и последовательно расширять свое сознание. В вопросах изучения наследия Е.И.Рерих это насущная необходимость. Иначе смысл ее пути – индивидуальный, общечеловеческий, космический – так и останется невыявленным, а принесенные ею новые эволюционные возможности – невостребованными, упущенными.

Овладение культурным и духовным богатством, оставленным нам великой женщиной высочайшего духа Еленой Ивановной Рерих, знакомство с ее подходами к Вечному и преходящему поможет нам развить иной, качественно новый подход к жизни и найти свои ответы на вечные философские вопросы – «Кто мы в этом мире?», «Каковы наши возможности в нем?», «Для чего мы живем?», – которые на самом деле являются главными в жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Рерих Н. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

[2] Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2000.

[3] Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2009.

[4] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2001.

[5] Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических Сил // Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Минск: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[6] Рерих Е.И. Дневниковая запись от 4 декабря 1934 г. / ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Вр. № 4165.

[7] Рерих Е.И. Дневниковая запись от 6 декабря 1934 г. / ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Вр. № 4165.

[8] Рерих Е.И. Дневниковая запись от 8 декабря 1934 г. / ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Вр. № 4165.

[9] Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 1999.

[10] Живая Этика. Иерархия.

[11] Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2005.

[12] Инге Е.П. Родная // Оккультизм и йога. 1957. № 16.

[13] Фосдик З.Г. Священный Завет // Оккультизм и йога. 1957. № 16.

[14] Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 2. Минск; Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[15] Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Минск; Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[16] Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2008.

 

Материал составлен на основе доклада Книжник Т.О. «Эпистолярное наследие Е.И. Рерих из отдела рукописей МЦР» на Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих», Москва, Международный Центр Рерихов, 8-11 октября 2009 г.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter