Живая Этика. Антология гуманной педагогики

Этическая философия космической эволюции

Мир вступает в период длительного неблагополучия

и великих потрясений. Но великие ценности должны

быть пронесены через все испытания. Для этого дух

человеческий должен облечься в латы, должен быть

рыцарски вооружен.

Н.А.Бердяев

Философия Живой Этики как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Обстоятельства сложились так, что Россия оказалась в это время пространством двух революций – Духовной и социальной. И это определило ее особое положение и ее роль в мировой истории. Совпадение во времени и пространстве двух революций, несомненно, представляло собой определенную загадку, за которой стояли какие-то движения самой космической эволюции. Именно Духовная революция, скрытая от многих глаз внешними катаклизмами, разрушениями и кровавыми столкновениями социальной революции, инициировала процесс, с которого началось формирование на планете Земля нового мышления и становление более высокой ступени человеческого сознания. То, что эволюционные изменения, носившие космический характер, наступили именно в России, объясняется рядом причин. И, прежде всего тем, что подобные изменения, которые готовятся длительное время, требуют соответствующей энергетики. Истоками этой энергетики были и положение России на средостении Востока и Запада, и многослойность и синтетичность ее культуры, полярный характер ее народа, и, наконец, пребывание в ее духовном пространстве таких выдающихся исторических личностей, каковым являлся Святой Сергий Радонежский. Живший в XIV веке, он оказал мощное и многостороннее влияние на важнейшие процессы русской жизни, на развитие ее духовности, нравственности, а также лучших черт ее национального характера. Без его богатейшего вклада в духовную культуру страны вряд ли бы смогла в XX веке состояться в России Духовная революция. К этому еще можно добавить, что его взгляды имели много общего с концепцией Живой Этики. Учение Сергия о Троице, об Общем Благе, об Общине, о Мире Высшем, о важнейшей роли нравственности и сотрудничества в жизни народа, о необходимости труда как средства духовных достижений определило на Руси те ведущие вехи, которые и оказали решающее влияние на самый высокий полюс духовной жизни страны, укрепило его и подготовило к грядущим изменениям.

Духовная революция, в отличие от социальной, набирает свою энергетику медленно, ибо связана с наиболее консервативными явлениями человеческого Духа, каковыми являются мышление и сознание. Она начала себя проявлять уже в начале XX века новой мыслью философов Серебряного века, затем неожиданными открытиями научной мысли. На смену старому социологическому мышлению и сознанию шло новое космическое, более высокого измерения, требовавшее иных подходов, иной духовной и научной практики.

Это мышление складывалось как бы тремя потоками, два из которых зародились на земле России, а третий вышел из иного пространства – далеких земель Востока. Однако путь ему в Россию проложили наши же соотечественники Н.К. и Е.И.Рерихи.

Целая плеяда русских философов, представлявшая первый поток новой мысли, таких, как Бердяев, Флоренский, Булгаков, Ильин, Соловьев и др., уже работали над проблемами, которые были связаны с процессами космической эволюции, с осмыслением таких понятий, как «иное измерение», Высшее, Дух человека и его сознание. Они искали иные подходы к таким, казалось бы, вечным философским категориям, как дух и материя. Русские мыслители прозревали ту энергетическую целостность Мироздания, которая пронизывала все человеческое бытие, и понимали, что если человечество не поднимется на новый уровень сознания, по-новому не осмыслит космические процессы, оно столкнется с социальными и духовными катастрофами, которые ввергнут его в целую серию затяжных и тяжелых кризисов. Старое сопротивлялось и не хотело уступать. Новое и старое, Свет и тьма, Дух и косная материя – вот те противоположения, энергетика взаимодействия которых постепенно заполняла духовно-культурное пространство России. Борьба за новое сознание и мышление разворачивалась на вершинах человеческого Духа, там определялась и эволюционная судьба человечества.

Второй поток, влившийся в пространство Духовной революции, заявил о себе новыми научными достижениями, новой научной мыслью. Такие ученые, как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, В.М.Бехтерев и др., смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин, пересматривали их, привлекая откровения древних мудрецов, достижения умозрительной философии Востока. Космическое мироощущение получало научное подтверждение. Возникала новая модель Вселенной, реальности которой уже не отвечали общепринятой методологии традиционной науки. Формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Начался процесс одухотворения самой науки. Новое космическое мышление вводило в науку категорию Высшего, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования невидимых миров. В.И.Вернадский выстраивал на основе нового энергетического мировоззрения концепцию ноосферы планеты, или сферы Разума, беря за основу развитие научной мысли. А.Л.Чижевский исследовал космические причины земного исторического процесса. К.Э.Циолковский излагал свои догадки-озарения о разумных силах Вселенной и одухотворенном Космосе.

Если движения научной и философской мысли находились как бы на поверхности, были видны и ощутимы, то в глубине энергетического эволюционного поля происходил тот таинственный, невидимый процесс, который питался истоком тонких энергий и иных состояний материи. Именно там формировался третий поток мысли Духовной революции, который притянул к себе все, что было к этому времени уже наработано человечеством: его художественное, философское и научное творчество.

Однако исторические особенности, сложившиеся в это время в России, привели обе революции, Духовную и социальную, к противостоянию, сопровождавшемуся наступлением социальной революции на духовные ценности и завершившемуся откровенным духоборчеством.

 

I. Космос и человек

Человек является источником и самым

мощным претворителем Космических Сил.

Мир Огненный, ч.III, 306.

Когда пытались в России задушить Духовную революцию, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи сумели в 1923 году попасть в Индию. Оба они, и великий художник, и не менее великий мыслитель, оставаясь гражданами России и никогда ей не изменяя, прошли по пути Духовной революции там, где был ее восточный исток. Живая Этика оказалась главной целью их работы в этой стране. По имеющейся в нашем распоряжении информации, группа анонимных философов, называвшихся, в силу своего высокого духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями, были основными авторами Живой Этики. Теперь можно сказать и о том, что они были связаны с Космической Иерархией тех разумных сил Вселенной, о которой писал К.Э.Циолковский. Вряд ли это философское Учение могло дойти до нас так быстро, если бы не сотрудничество Рерихов с его создателями. Выбор в качестве сотрудников наших великих соотечественников имел под собой определенные основания. По тем записям, архивным материалам и письмам, которые были переданы Международному Центру Рерихов С.Н.Рерихом, мы можем судить о той большой роли, которая отводилась России в эволюции человечества. «В новую Россию моя первая весть» [1], – гласила первая строка первой книги Живой Этики. Следует также отметить, что Учение давалось на русском языке. И в книгах Учения, и в материалах ее первых толкователей Н.К. и Е.И.Рерихов неоднократно подчеркивалась энергетическая, духовная и интеллектуальная роль России в формировании нового мышления и нового сознания XX века. Учение передавалось Е.И.Рерих, начиная с 1920 года и кончая ее уходом в 1955 году. Принимаемая информация расшифровывалась, систематизировалась, и из нее составилась целая серия книг под общим названием «Живая Этика». Синхронность этой информации с выходом основных книг русских философов и трудов русских ученых-мыслителей свидетельствует о целенаправленных действиях авторов Живой Этики, которые сознательно регулировали поток нового космического мышления. И Е.И.Рерих, которая провела титаническую работу над текстами Учения, и Н.К.Рерих, воплотивший эволюционно-космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных полотнах и в своих литературных очерках, внесли свою великую лепту в формирование нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества.

Создатели нового Учения шире, чем современная наука, трактовали такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривали Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. Живая Этика содержала объемную информацию о взаимодействии этих структур и влиянии такого взаимодействия на Космическую эволюцию, энергетические «коридоры» которой пронизывают беспредельное пространство.

«Что такое эволюция – теория, система, гипотеза? – говорил крупнейший французский ученый и мыслитель Тейяр де Шарден, внесший значительный вклад в развитие нового планетарного мышления. – Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, – вот что такое эволюция» [2]. Именно закономерностям Космической эволюции, в которой смыкались «все линии» человеческого существования, и была посвящена Живая Этика. Идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, они несли огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствовала такому пониманию человеком событий, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной», по словам Н.К.Рериха. Осмысливая место человека в системе Космической эволюции, создатели Живой Этики утверждали, что «человек является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил» [3], что он есть «часть Космической энергии, часть стихий, часть разума, часть высшей материи» [4]. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур Мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его Космической эволюции. Сам этот процесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Однако лишь в результате него происходят те вспышки энергии, которыми продвигается человечество. Человек вступает в энергообмен с себе подобными объектами, находящимися на поверхности планеты, с самой планетой, а также с различными космическими телами, в первую очередь с Солнцем, планетами Солнечной системы, созвездиями Зодиака, созвездием Орион и, наконец, с мирами иных измерений и иных состояний материи. В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется, создает условия для их эволюционного продвижения. Сама же энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе. Она играет основную роль и в переходе сознания человека от состояния объекта эволюции к состоянию ее субъекта. Расстояние, отделяющее объект эволюции от ее субъекта, есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого совершается переход от пассивного и несознательного участия человека в эволюции к активному и осознанному. Человек обретает знания и способность влиять, соблюдая Великие законы Космоса, на ход и качество эволюции. Из субъектов эволюции и состоит Иерархия одушевленного Космоса, представленная на Земле Учителями, в том числе и авторами Живой Этики. Эволюционные процессы Космоса развиваются согласно его объективным законам. Эти же законы определяют общие и частные цели эволюции и свидетельствуют о приоритете духа, который авторы Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра такого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно Великим законам Космоса, с одной стороны, и его свободной воле – с другой. Главной задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее изменение и утончение. Этого можно достигнуть лишь с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и утончения материи направление синтеза является главным магистральным путем в выполнении задачи. Такие же явления, как культура и возникающие в ее пространстве любовь, красота, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека, являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие таких опор по тем или иным причинам прерывает путь Космической эволюции и уводит в воронку инволюции. Живая Этика рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия духа и материи и энергетики этого взаимодействия. Такой методологический подход дает возможность выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Попробуем применить такую методологию к одному из фундаментальных эволюционных явлений, каковым мы, с полным правом, можем считать Культуру.

 

2. Почитание Света

Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку.

Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура

есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура

есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть

двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения

Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг

просвещения и созидательной Красоты.

Н.К.Рерих.
Культура и цивилизация. – М., 1994. – С.41.

 

Взгляды авторов Живой Этики, русских философов и самих Рерихов на Культуру, в самом широком смысле, имеют много общего и созвучного. Старое, социологическое мышление не только не могло правильно решить вопрос о роли Культуры в эволюционно-историческом процессе человечества, но, не различая такие понятия, как Культура и цивилизация, создавало немало путаницы в определении их смысла. «Многозначительно приходится повторять о Культуре и цивилизации, – писал Н.К.Рерих. – К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так утонченные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «Культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» [5]. Иными словами, в то время как Культура является духом творческой деятельности человека, цивилизация есть ее материя. И как дух и материя, связанные между собой, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, так и Культура и цивилизация соотносятся друг с другом. Но, несмотря на такое тесное взаимодействие и та и другая имеют разные источники возникновения и различный смысл своих эволюционно-исторических целей.

К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, носили природный характер и были естественны для него. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культы, этические моменты, поэзия и многое другое, казалось, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, зародившаяся во второй половине XX века и называющаяся синергетикой, дает некоторые сведения для выяснения закономерностей этой способности к самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Но на этом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре, и к духу в том числе. В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических явлений, начиная от человеческого общества и кончая межзвездным веществом. Специфика такого энергообмена складывает или превращает дух в систему Культуры. Согласно выводам синергетики, самоорганизации поддаются лишь открытые системы. Наряду с этим важным условием процесса самоорганизации, в какой бы среде он ни шел, является первоначальное отклонение системы от равновесия. Оно может произойти или в силу направленного энергетического воздействия извне, или возникнуть по причине каких-то факторов внутри самой системы. В связи с этим стоит упомянуть одну из важнейших теорем в кибернетике – теорему Маккалока-Литса: промоделировать некую сложную самоорганизующуюся систему может только система на порядок более сложная. В этих положениях заключаются принципиальные особенности формирования Культуры как системы духа. Условно мы можем считать их объективными и субъективными. Объективные действуют на уровне регулярных процессов энергообмена, субъективные же связаны с более сложными явлениями, имеющими отношение к высоким самоорганизующимся системам, способным к направленному энергетическому воздействию. И объективные, и субъективные факторы в формировании и развитии Культуры, как самоорганизующейся системы духа, постоянно взаимодействуют. Если объективные двигатели Культуры мы можем отнести условно к природным явлениям, то субъективные связаны с субъектами Космической эволюции, которые Живая Этика называет Иерархией Света. Воздействие последних на культурные процессы можно проследить в истории человечества с древнейших времен и по сегодняшний день. Культурные герои мифов и легенд, Учителя, анонимные и исторические, религиозные наставники и, наконец, создатели духовно-этических учений – все они были связаны с Космическими Иерархами и сами в ряде случаев являлись таковыми.

Согласно Великому Космическому закону об Учительстве человек совершенствуется только тогда, когда есть Учитель или просто учитель, без которых невозможны ни формы культуры, ни охранение ее традиций, ни такие качества в человеке, как нравственность, духовность, его стремление к знанию и самосовершенствованию. Иными словами, Учитель творит из человека того, кто способен восходить по спирали Космической эволюции. Неуважение к учителю, на какой бы ступени тот ни находился, приводит к остановке такого восхождения, а иногда и просто к «расчеловечиванию».

Культура, в истинном смысле этого слова, не существует без творчества, ибо последнее и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Культура не может существовать без естественной связи с Высшим. Она развивается под непосредственным влиянием контактов с мирами иного состояния материи, иных измерений, под воздействием того, что Н.А.Бердяев называл «иной духовной действительностью». Последняя вошла в человека с первыми искрами его сознания, с первыми формами его творчества. Живая Этика дает нам информацию о Высших Мирах – Тонком и Огненном, под воздействием которых находятся многие явления на земле и элементы которых входят в нашу культуру. Каждый новый эволюционный виток усиливает нашу связь с такими Мирами. «Мир мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, – сказано в одном из параграфов Живой Этики, – он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь превращается в творящую мысль» [6]. Эта ступень творящей мысли, которую В.И.Вернадский называет ноосферой, есть один из этапов Космической эволюции человечества, к которой нас готовит лишь Культура, как форма существования духа на нашей Планете. Иного пути в Космическую эволюцию нет.

Цивилизация же есть обустройство жизни в самых разных ее аспектах, связанное с тем рукотворчеством, которое является главной формой творчества материи в нашем плотном мире. В истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся уровнем взаимодействия с Культурой. Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении нескольких последних тысячелетий не существовала отдельно от последней. Полный отход цивилизации от Культуры есть особенность лишь XX века, стоящего на пороге новых эволюционных изменений. Представляя, в отличие от Культуры, смертную материю человеческой жизни, цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, оставался, проходил свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух и расширяя энергетические возможности их дальнейшей эволюции. Во взаимодействии цивилизации и Культуры приоритет должен принадлежать последней. Нарушение равновесия между Культурой и цивилизацией, Духом и материей человеческого бытия привело к острому кризису человеческое сообщество XX века. Материя, по ряду причин, заняла господствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений. В Учении Живой Этики самым широким образом поставлена проблема Культуры как средства спасения Планеты от грядущих гибельных катаклизмов. Авторы Учения аргументировано и убедительно показали, что регулярное нарушение человечеством Великих законов Космоса уже завело его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами. Выход из него им виделся в сближении Духа и материи человеческого бытия, в одухотворении этой материи и в последующем синтезе системы «Культура – цивилизация». Этот синтез, как утверждал Н.К.Рерих, изменит смысл теперешней цивилизации, одухотворит ее и превратит систему «Культура – цивилизация» в целостное явление, действующее на более высоком эволюционном уровне, нежели до сих пор.

Совпадение в пространстве России двух революций – Духовной и социальной – было связано с необходимостью такого процесса, отвечало плану субъектов Космической эволюции и содержало в себе возможность синтеза Культуры и цивилизации как основы построения Нового Мира. Реализация этой возможности зависела от свободной воли участников обеих революций и от уровня их сознания. Социальная революция отвергла новое мышление, что и явилось главной причиной ее неудачи в осуществлении Космической возможности.

 

3. Веления Космоса

Научно понять – значит установить явление в рамки

научной реальности Космоса.

В.И.Вернадский.
Научная мысль, как планетарное явление. –
М., 1977. – С. 32.

Новое мышление, представленное Живой Этикой, в основе которого лежит энергетическое мировоззрение, позволяет пересмотреть смысл и причины исторического земного процесса. Из основных положений этого мышления вытекает, что все происходящее на земле определяется процессами Космической эволюции, ее законами и ее особенностями. Этим же, а не «способом производства» или «производственными отношениями» определяется и исторический процесс, энергетическая причина которого находится в сложнейшей гамме космических взаимодействий. Теперь становится очевидным, что сам исторический процесс, идущий на планете, носит природно-космический характер. Осмыслить этот характер в его принципиальных особенностях – значит правильно понять закономерности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и правильно представить себе перспективы нашего будущего.

Сам исторический процесс, участниками которого мы в той или иной степени являемся, есть одна из составляющих Космической эволюции. Этот процесс, как и многие другие, формируется в пространстве взаимодействия Духа и материи и определяется энергетикой этого взаимодействия. В этом же пространстве находятся причины циклов взлетов и падений исторических периодов, непосредственно связанные с эволюционными процессами одухотворения и утончения материи, а также пути совершенствования самого человека, высокие вершины его духовных достижений и страшные бездны его падений. «Тема о всемирной исторической судьбе человека, – писал Н.А. Бердяев, – есть тема об освобождении творящего человеческого духа из недр природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощенности низшими стихийными началами» [7]. Иными словами, главное наполнение исторического процесса состоит в этом взаимодействии духа, или мира свободы, с материей, или миром необходимости. И сама эволюция, стремясь к расширению пространства духа, направлена к свободе, утончению материи и повышению качества самой энергетики.

Авторы Живой Этики, в силу своих высоких знаний и способности применить их в космическом пространстве, являют собой пример блестящих историков, реальному исследованию которых доступны и исторические прогнозы, и перспективные заключения, относящиеся к прошлым накоплениям. Н.К.Рерих был их талантливым учеником, который исследовал переломные моменты человеческой истории. Таким моментом, предшествующим нашему, явился период I тысячелетия до нашей эры, когда энергетика эволюции подтолкнула человечество к новому витку в его развитии, изменив его образ мышления и создав условия для открытий, еще неведомых ему. Н.К.Рерих выделил важнейшие моменты переломного периода, такие, как переселения народов, в которых он уловил, в отличие от ортодоксальных историков, ритм Космической эволюции. Он увидел в этих передвижениях бурный энергетический обмен и возникновение новой энергии, необходимой для дальнейшего восхождения. Древние земледельческие цивилизации умирали, израсходовав свою энергию. Динамичный кочевой мир принес человечеству новую, свежую кровь, вдохнул в него необходимые ему силы. Нечто подобное происходит и в XX веке нашей эры, когда сдвинулись со своих насиженных мест, используя современные средства коммуникации, массы народа в бессознательной жажде усиленного энергообмена, необходимого для дальнейшего эволюционного продвижения.

Земной исторический процесс начинался с мифологии, которая несла в себе отправные точки этого процесса, инициированные «иной духовной действительностью». Но такая «действительность» не могла действовать сама по себе, как и ритмы солнечной активности, замеченные и изученные А.Л.Чижевским. Ученый писал о «некой внеземной силе», которая должна регулировать эти ритмы. Живая Этика определяет эту «внеземную силу» как Космический Магнит, направляющий ритмы энергетики всей Вселенной. Под понятием Магнита в данном случае имелась в виду энергетическая структура одухотворенного Космоса, обладавшая мощным свойством притягивать различные энергии. На подобных магнитах держится весь механизм энергообмена в Космосе. Космический Магнит проявляет себя на всех энергетических уровнях, взаимодействует со всеми энергетическими процессами и влияет на все стороны Космического бытия. Наша Вселенная, являясь аурой Космического Магнита, живет и действует в его ритме. Этот ритм регулирует приток и отток энергий, образование и распад энергетических форм, и отбор наиболее устойчивых из них. Последние, в свою очередь, образуют стабильные световые магнитные структуры, которые и переходят на другой, более высокий уровень спирали Космической эволюции. Связи человека с Космическим Магнитом достаточно тесны и разнообразны, а их взаимодействия являются решающим моментом в жизни самого человека, определяющим его эволюцию, путь совершенствования, качество его духа и творчества. С Космическим Магнитом было связано зарождение сознания человека, а в ритме этого Магнита он улавливал то, что называлось велением Космоса или волей Бога, которое толкало его на то или иное историческое действие. Осмыслить исторический земной процесс без учета подобного взаимодействия просто невозможно. Ритмы Космического Магнита влияют на контакты земного человечества с мирами иных состояний материи и иных измерений, энергетика которых самым решающим образом воздействует на Космическую эволюцию человечества и земное бытие последнего. Упомянутые выше мир Тонкий и мир Огненный, недоступные глазу земного человека, также взаимодействуют с Космическим Магнитом, и последний связывает их с нашим миром плотной материи. Энергетика ближайших к нам Высших Миров является реальной причиной не только зарождения нашей Планеты и жизни на ней, но и формирования на ней исторического процесса. «Правильно думать, что между земным планом и Миром Огненным существует координация, только незримы причины всех развитий... Истинно, все творящие энергии повторяются на земном плане и в Мире Огненном. Ток есть единый провод, только люди не могут всегда понять истинное значение действия», – так сказано в одной из книг Живой Этики [8].

«Единый провод» соединяет Высшее с внутренними энергетическими структурами человека, и по нему же идет сложнейший и тончайший энергообмен между этим человеком и подчас неведомым ему Высшим Миром. Внутренний, глубинный характер взаимодействия человека с Высшими Мирами делает это взаимодействие одним из важнейших, а иногда и решающим фактором в жизни и деятельности этого человека, к какой бы области эта деятельность ни относилась. «История дана нам не извне, – утверждает Н.А.Бердяев, – а изнутри, и мы, в конце концов, воспринимая историю, констатируем ее в большей зависимости и большей связи с внутренними состояниями нашего сознания, внутренней его широтой и внутренней его глубиной» [9].

Высшая духовная действительность, бытующая в области истории, создает в материи исторического процесса те различные его измерения, через которые и идет взаимодействие этого процесса с материей иного состояния, определяющей причинно-следственные связи этого процесса, складывающиеся на протяжении многих веков. Пренебрежение этим обстоятельством, неважно по какой причине – невежеству или высокомерию, убивает в философии истории самую ее сердцевину – духовную суть самого процесса. Историки традиционного направления, особенно те, кто представляет старое социологическое мышление, исследуют лишь внешнюю часть исторического процесса, пытаясь в земном бытии отыскать или определить причину такого процесса, и не берут в расчет энергетические взаимодействия, идущие в Космосе.

Для понимания этих взаимодействий особо важны исследования великого русского ученого А.Л.Чижевского, который экспериментальным путем пришел к мысли о том, что исторический процесс обусловлен энергетической деятельностью Солнца и именно в последнем заключена причина этого процесса. Обработав огромное количество исторического материала, ученый уловил Космический ритм в человеческой истории и обнаружил в ней регулярные одиннадцатилетние циклы. Каждый такой цикл имеет в себе четыре периода, характеризующиеся различным уровнем энергетики человеческой деятельности. 1-й период – пассивный, 2-й – более активный, в котором формируется более высокая энергетика, в 3-м эта энергетика приносит свои плоды, и в этом периоде происходят главные исторические события, такие, как революции, смена эпох. Великая французская революция и Октябрьская революция в России произошли именно в такое время. 4-й период – время успокоения и затухания социальных и экономических катаклизмов, предвестник стабилизации общей жизни человечества.

А.Л.Чижевский уловил не только таинственные ритмы Космоса, но и интуитивно ощутил закономерности энергетической жизни Космоса, которые в Живой Этике названы Великими законами Космоса, без знания которых нельзя постичь ни особенности исторического процесса, ни то будущее, которое заложено в последнем.

Н.А.Бердяев, один из крупных философов космического миропонимания, увидел в историческом процессе два слившихся потока – историю небесную и историю земную. Небесная история есть причина земной. Первый толчок истории земной дала мифология, несшая в себе энергетическую информацию Миров иного измерения. Важнейшие явления, связанные с историческим процессом, имеют как бы две стороны – внутреннюю, причинную, и внешнюю, заключающую в себе следствие. Иными словами, имеют небесное и земное содержание, как и сам исторический процесс. Особенно ярко это видно в таком явлении, как свобода, в котором взаимодействие Духа и материи, небесного и земного, носит судьбоносный характер для самой истории как таковой. Свобода сама по себе есть энергетическое явление Высших Миров, которым принадлежит и дух человека. Уровень духовного развития самого человека определяется степенью и качеством осознания им свободы. Магистральное развитие духа идет по высокому пути свободы. Именно в точке свободы, как энергетического явления, соединяется и пересекается небесное и земное содержание исторического процесса. Взаимодействие свободы внутренней и свободы внешней, носящее в наших земных условиях крайне сложный и противоречивый характер, является одной из основных особенностей самого исторического процесса и составляет его философскую наполненность.

Одним из основополагающих постулатов нового мышления и его энергетического мировоззрения является мысль о том, что исторический процесс есть естественное, космическое явление, причина которого во многом не зависит от деятельности самого человека. Но вместе с тем энергетика этого процесса предоставляет человеку или человеческому сообществу воспользоваться или не воспользоваться той или иной возможностью, которую эта энергетика для него складывает. Грамотное использование их на благо человечества зависит от тех знаний, которые содержатся в пространстве нового Космического мышления, и, прежде всего в Живой Этике.

 

4. Тернистый путь Синтеза

Все великие открытия для блага человечества не будут

исходить от огромных лабораторий, но будут находимы

духом ученых, которые обладают синтезом.

Мир Огненный,ч.III,60.

Процесс Синтеза, идущий через человеческое сознание, есть одно из главных направлений Космической эволюции человечества.

Если явления синтеза достаточно исследованы в естественных науках, то о подобных явлениях, происходящих во внутренней жизни человека на уровне его сознания и мышления, мы знаем значительно меньше. Синтез, действующий в этом пространстве, играет огромную роль в Космической эволюции человечества, точнее – является магистральным путем этой эволюции. Главный энергетический процесс взаимодействия Духа и материи, происходящий на этом уровне, самым теснейшим образом связан с моментами синтеза. Одухотворение косной материи как таковой, повышение качества и потенциала ее энергетики есть главный эволюционный процесс в этом пространстве, есть смысл самой эволюции. Уровень энергетического состояния материи и ее одухотворенности, в конечном счете, определяет уровень и качество сознания человека. В то же время последнее обусловливает качество самого синтеза, происходящего во внутреннем пространстве человеческого Духа. Одно с другим настолько связаны, что представляют целостное единое явление, степень дифференцированности которого зависит от уровня мышления в пространстве материи определенного состояния. Иными словами, чем выше энергетическое состояние материи, тем выше синтез, идущий в ее пространстве, и наоборот. На уровне духовно-культурной эволюции синтез трех способов познания – религии, искусства и науки – является как бы формообразующим для нового мышления XX века. Представители русской философии и русской научной мысли не раз обращались к этой проблеме [10].

В то же время Живая Этика дала на своих страницах ряд синтетических решений, объединив в общей концепции научные знания и озарения религиозного опыта, мысль духовных Учителей Востока и философские нахождения Запада. В книгах Учения присутствует как единое синтетическое целое все то, что накопило человечество в своем культурно-историческом пространстве, все то, что сохранило свою жизнеспособность и эволюционный потенциал.

Процесс синтеза идет через периоды основных способов мышления – мифологического, религиозного, научного. Исторически сложилось так, что в пространстве и времени нашего XX века присутствуют в различной степени все три. Мифологическое мышление представляло собой целостное явление, из которого впоследствии развились все основные виды творчества, деятельности и знаний человечества. Религиозное сознание нарушило эту целостность, ввело более высокую степень дифференциации, научный же способ мышления в том виде, в котором он сложился в XX веке, не только не остановил эту дифференциацию, но и в значительной степени усугубил ее.

Необходимо понять уровень синтетического потенциала современных религии, искусства, науки и чем этот потенциал определяется. Степень подобного потенциала, в первую очередь, зависит от связи данной формы познания с мирами более высокого состояния материи. Живая Этика называет их часто Высшими Мирами. Если искусство, в истинном смысле этого слова, зародилось в непосредственном контакте с такими мирами и развивалось под влиянием их энергетики, то религию, как религиозную мысль и Учения, тоже можно отнести к этому ряду. Что касается науки, то ее состояние в целом сейчас не дает нам пока возможности считать ее связанной с Высшим. Эту связь ей только предстоит установить и завершить этим синтез трех форм познания в единую теорию Познания, которой будет свойственно совершенно иное качество. Поэтому именно науке и ее трансформации, прежде всего, посвящены страницы и Живой Этики, и работ талантливейших ученых, и философские изыскания нашего времени.

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах носителей нового мышления, одна важная мысль свойственна им всем. Наука нуждается в трансформации, в изменении всей системы взглядов, господствующих в ней, начиная от нравственного уровня и кончая методом отбора доминанты в отдельных областях исследований. «Интуиция, вдохновение, – основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, – не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе. В этом основном явлении в истории научной мысли мы входим в область явлений, еще наукой не захваченную, но мы не только не можем не считаться с нею, мы должны усилить к ней наше научное внимание» [11], – писал великий Вернадский.

Необходимость трансформации современной науки – усиления нравственного и духовного в ней начала, расширения пространства ее исследований и включения в него явлений, не объясненных еще наукой, – вот те основные моменты, которые необходимо реализовать перед тем, как ставить проблему ее синтеза с остальными формами познания. Исследование тонких энергий и иных состояний материи, осознание связи с энергетикой Высшего должны изменить научное мировоззрение как таковое, сделать его широким и вмещающим, где бы не было места ни отрицанию, ни традиционным «научным» предрассудкам.

Процессы, происходившие в науке XX века, усилили ее методологическую полярность. С одной стороны, именно в ее пространстве формировалось новое мышление, подкрепленное новыми научными открытиями, в то время как, с другой стороны, еще была сильна инерция старого «материалистического» мировоззрения, тяга к техногенной цивилизации и традиционное отчуждение от проблем духа и энергетических процессов, связанных с Высшим. Причину такого характера науки нужно искать в том историческом пути, который ей пришлось пройти. Так сложилось, что процесс становления экспериментальной науки совпал с развитием и укреплением конфессиональных структур и конфессионального сознания в период позднего средневековья и начала Нового времени. Церковь с ее стремлением к монополии на истину, с ее конфессиональным тоталитарным мышлением, с ее инквизицией оказалась главным препятствием на пути развития экспериментальной науки. Последняя требовала свободы мысли, как главного условия ее существования. Церковь, влияние которой простиралось на многие области человеческого бытия, в этой свободе науке отказала. Возникло противостояние церковного тоталитаризма и науки, которое вписало не одну драматическую страницу в историю человечества. Инквизиция преследовала вольнодумцев и еретиков, для которых церковные каноны становились цепями. Застенки и костры сопровождали крупные научные открытия. Все эти обстоятельства привели к окончательному разъединению науки и церкви, которая в то время олицетворяла собой – или претендовала на такое олицетворение – духовные процессы, шедшие в обществе, и на связь с Высшим. И когда в XVIII веке ярко вспыхнуло вольнодумство, породившее целую плеяду идеологов – французских энциклопедистов, то стала крепнуть свободная научная мысль и окончательно сложилась экспериментальная, грубо материалистическая наука, которая отрицала существование Духа, Бога и не считала религию формой познания. Именно церковь и ее тоталитарная политика «обезбожили» науку, лишили ее духовности, оторвали от нравственных постулатов и этического мышления. В этом заключалась парадоксальность развития мысли на планете Земля и диалектика взаимодействия Духа и земной материи. Наука же вместе с водой выплеснула того «ребенка», который мог бы определить совсем иной путь ее развития и иное качество ее исследований. Это привело в XX веке к острейшему кризису техногенной цивилизации и воздвигло ряд немалых преград на пути эволюционного процесса синтеза. Возникла опасная альтернатива обострения противостояния между религиозным мышлением и научным. Это – «кто кого победит» или поглотит – несло в себе усиление всех кризисных процессов в пространстве современной цивилизации, что создавало немалые препятствия на пути Космической эволюции человечества.

«Религия и наука не должны расходиться в своей сущности, – сказано в Живой Этике. – Все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом» [12].

В конечном счете, и синтез, и дифференциация есть энергетические категории человеческого сознания и мышления. Все зависит от уровня той точки зрения, с которой мы смотрим на то или иное явление. Чем ниже ее уровень, а, следовательно, и уровень нашего сознания, тем выше в нашем представлении степень дифференцированности картины Мироздания, и наоборот. В конечном счете, уровень синтеза – это результат уровня нашего сознания и качества нашего мышления. Поэтому, считая синтез одним из важнейших энергетических процессов эволюции, Учителя ставят в качестве главной задачи эволюционного восхождения человека формирование расширенного, то есть высокого, сознания.

Обладая высочайшим сознанием, создатели новой философской системы смотрят по-другому, нежели мы, и на религиозное, и на научное мышление. Они справедливо считают, что религиозное мышление, за вычетом из него догматически-конфессионального, есть способ познания мира, средство связи с Высшим, и обращают наше внимание на бесценный духовно-нравственный опыт такого мышления, на этические достижения религиозных Учителей, на Учения, менявшие сознание огромных человеческих сообществ. Уничтожить мысль христианского или буддийского Учения в бессмысленной борьбе так же преступно, как сжечь ученого на костре или погубить его труды. Но в то же время соединить религию с наукой в том состоянии, в каком они находятся в данный момент, задача маловыполнимая. Религиозный опыт, со своей стороны, несомненно, требует научного осмысления, а современная наука нуждается в одухотворении, в причастности к высшим энергиям. Для этого необходимо отказаться от устаревшего вульгарного материализма, от старого социологического мировоззрения на человека. Живая Этика, так же как и новая научная мысль, ставит самым серьезным образом вопрос о необходимости одухотворенной науки и ее нравственной наполненности. Наука, утверждает Живая Этика, должна быть этической, непредубежденной и принимать знание, в какой бы форме оно ни возникло. Новая наука, формирующаяся в пространстве нового мышления XX века, должна использовать вековые духовные наработки человеческой культуры и выйти на новый уровень изучения тонких энергий и тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. Иными словами, сами книги Живой Этики, включающие немало достижений религиозной мысли и религиозной практики, как бы дают энергетический импульс формированию той трансформированной науки, которая сыграет на новом витке космической эволюции человечества важнейшую роль. Ибо эта одухотворенная наука станет тем пространством связи с мирами Высшего состояния материи, каковым до нее являлась религия. В переходе к новому мышлению авторы Живой Этики предлагают не борьбу и противостояние двух видов сознания, а гармоничный переход одного в другой, с сохранением всех предыдущих ценных накоплений человеческого опыта и человеческой мысли.

Синтез основных форм познания не только создаст новые богатые возможности для взаимодействия с Высшими Мирами и Высшей энергетикой, но и устранит тот духовный дисбаланс между различными формами знания, который существует в силу недостаточного уровня человеческого сознания. Пространство грядущего XXI века, по всей видимости, и станет главным для процессов синтеза религии, науки и искусства, которые приведут к завершению формирования качественно нового сознания и мышления, к формированию новой системы Познания. Как эта система будет называться – решит сама эволюция. Авторы Живой Этики предвидели, что процессы синтеза начнутся уже в нашем столетии. Современная наука лучшей частью своих ученых уже входит в область исследований Высших состояний материи. Вакуум, торсионные поля и другие подобные открытия свидетельствуют о первых результатах научного соприкосновения с тонкой материей и тонкими энергиями.

Земное человечество несет в себе энергетические движения Космоса, идущие в ритме с Космической эволюцией. Последняя не только формирует новое мышление и сознание, но и выдвигает на передний план личности, чье творчество получает планетарное звучание и в которых уже сложился синтез, необходимый для продвижения человеческого сознания. Они несут в себе этот синтез, независимо от того, к какой сфере человеческого знания принадлежат они сами. Влияние их на мысль Планеты огромно, их значение долговременно. Хотелось бы упомянуть о трех из них, не потому, что они единственные, а потому, что в них нашли свое яркое выражение основные направления синтеза Познания, в силу чего они оказали и оказывают глубокое воздействие на формирование нового космического мышления на Планете Земля. Их нет уже среди живых, судьбы их были трагичны, непризнание и клевета шли рядом с их уникальным творчеством. Эти трое – П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и Н.К.Рерих – несли в себе религию, искусство и науку в целостном единстве, и поэтому каждое из этих составных духовного синтеза, реализованное через творчество великих личностей, обрело уникальное качество, на каждое из них лег космический отсвет миров иных, более высоких состояний материи. П.А.Флоренский, гениальный русский философ, был в то же время священником и выдающимся ученым. А.Л.Чижевский, великий русский ученый, сочетал в себе художника, поэта и философа. Н.К.Рерих, великий русский художник, являлся в то же время крупным ученым, блестящим писателем и выдающимся философом, через творчество которого мы постигаем Живую Этику.

Если предыдущие Учения, возникавшие в пространстве религиозного сознания, выдвигали в качестве средства претворения идей пространства в действие религиозный культ, то Живая Этика заменяет последний сознательной и научно осмысленной этикой. В реальной жизни процесс такой замены сложен и длителен, а временами и драматичен. Переход же от культа, основанного на вере, к этике, основанной на научном знании Космических законов и особенностей Космической эволюции, изменит коренным образом внутреннюю энергетическую структуру человека и создаст, наряду с синтезом Познания, качественно иное энергетическое поле его духовно-культурной деятельности на Планете.

И последнее, но, возможно, самое важное. Предлагаемая учителю книга о Живой Этике, включенная в популярную серию – «Антология Гуманной Педагогики», несомненно, обогатит его теоретические и практические знания в этой области. Ибо Живая Этика, представляя богатейшую палитру нового космического мышления, его этических открытий, его научной концепции взаимодействия человека и Мироздания, по своей сути является глубоко педагогичной. В Живой Этике содержатся не только конкретные педагогические советы и указания, но и дается самое серьезное осмысление тех космических процессов, явлений и законов, которые определяют особенности духовного и физического развития человека, его важнейших моментов, обусловливающих совершенствование и успешное восхождение человека по виткам спирали Космической эволюции. Большое внимание, которое уделено в Живой Этике месту и значению Учителя в этой эволюции, даст возможность многим – и учителям, и ученикам – восстановить утраченное, в силу различных социальных и исторических условий, необходимое в этом случае достоинство и уверенность в нужности своей профессии для первых, для вторых же – почитание человека, дающего знания, самое ценное, что есть в нашем плотном мире. Именно истинный и глубоко профессиональный учитель ближе всего стоит к той Иерархии Света, которая наполняет одухотворенный Космос и которая обусловливает особенности и закономерности Космической эволюции человечества.

Л.В.Шапошникова


[1] Зов.

[2] Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987. – С. 175.

[3] Мир Огненный, ч.III, 306.

[4] Беспредельность, 117.

[5] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Париж, 1933. – С. 28.

[6] Рерих Н.К. Держава Света. – Нью-Йорк, 1931. – С. 103.

[7] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 87. 14

[8] Мир Огненный, ч.III, 4.

[9] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 20-21.

[10] См.: Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Сочинения. – Т.2. – М., 1996; Вернадский В.И. Научная мысль, как планетное явление. – Кн.2. – М., 1977; Чижевский А.Л. Беседы с К.Э.Циолковским // Химия и жизнь. – 1978. – № 1, и др.

[11] Вернадский В.И. Научная мысль, как планетарное явление. – Кн.2. – М., 1977. – С. 111

[12] Мир Огненный, ч.III, 60.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 376