Живая Этика. Антология гуманной педагогики

I. Живая Этика – величие синтеза

Мы особенно останавливаемся на основах жизни, ибо

без осознания их все остальное делается не только

ненужным, но и даже вредным.

«Надземное», 289

 

«Учение есть Указ Жизни, приложенный к каждой потребности»

Об. Вступление. Путник-друг, пойдем вместе. Ночь близка, звери кругом, и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы.

Завтра наш путь долог, и мы можем истомиться. Пойдем вместе. У нас будет праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери, и жены, и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим.

Не наступи на скорпиона и предупреди Меня о ехидне. Путник-друг, помни, что мы должны прийти в одно селение горное.

Путник, будь Мне другом.

Рассеиваем суеверие, невежество и страх.

Куем мужество, волю и знание.

Всякое стремление к просвещению приветствовано.

Каждый предрассудок невежества обличен.

Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы сотрудничества и общины?

Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения Наших гор.

Оз.,2,II,8. Думы Наши о вас. Шлем – Учение, как идти по отвесной скале, превращая ее в долину прекрасную...

Последняя возможность посылается указанием Врат. Удача есть лишь знак правильного направления. Успех – лишь понимание момента. Учение есть лишь открытие занавеси театра.

Идите светло! Уявляет Моя рука лучи горы. Эру новую Начнем немедленно. Учу не мечтать, но слушать ход событий.

Оз.,2,II,11. Учение, как по земле ходить, явлено тем, кто небо живым почитает. Учитель тот, кто может прочно по земле ходить.

Я повторяю, насколько явление нужно понять в жизни, не покидая земли. Чутко надо проникать в явления каждого дня.

Оз.,3,V,13. Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку.

...Кто хочет идти с Нами, должен прежде всего отрицание забыть и нести обновленную жизнь свободно, без принуждения других. Привлекаются люди красотою и светлым знанием. Только вместившее надежды, только расцветившее жизнь, только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции.

Зн.,416. Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращенный, облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умаления почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущей...

...Учение Агни Йоги не что иное, как выявление современного применения энергии, поток которой приближается. Это не есть изощрение спящей возможности, но есть озарение во времени. Потому Говорю: Учение не дается за деньги, оно не навязывается, оно знаменует Новую Эпоху. И неприятие или отрицание есть дело ваше, но оповещение неизбежно.

Зов,10.03.23. Учение пригодно для всего мира, для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас...

Бр.,220. Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев. Нахождения науки разошлись с бытом, получается особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. Меньшинство высокопросвещенных тружеников высится редкими островами среди океана невежества. Грамотность еще не есть просвещение, потому дается совет укрепить сердце, как средоточие просвещения. Даются научные и врачебные указания, должны они помочь телесному и духовному оздоровлению. Чем непосредственнее принимаются эти советы, тем и действие их сильнее. Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение. Капля доброты превращается в действительное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?

С.,594. Кто однажды прикоснулся к Учению Огненному, тот меняет сущность свою вчерашнего дня.

Зн.,185. Кто-то молодой спросит: «Как понимать Агни Йогу?» Скажите: «Как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии Огня, питающей зерно духа». Спросит: «Как же мне подойти к этому познанию?» – «Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на Земле и, познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь.

Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано. Ты познал, что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему берегу потока. Ты осознал пространственные битвы. Для тебя нет более слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат».

Зн.,304. Учение Знания не есть учебник с нумерованием листов. Учение есть Указ Жизни, приложенный к каждой потребности. Как молния вспыхивает, где накопляется достаточное количество электричества, так и Указ спешит туда, где накопляется возможность.

При общем единстве Учение Жизни должно отвечать каждой индивидуальности. Учение дает решение задач каждого дня. Иногда кажется, что Учение возвращается к прежним предметам. Сравнив эти Указы, видите, что они касаются совершенно разных проявлений жизни. Внешние признаки не имеют значения. Человек может побледнеть или покраснеть от различных причин...

Н.,118. У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение.

Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование.

Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы, их вели, как слепых, но Наш древний метод говорит: «Познай самого себя». Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор должен сам человек.

NB. Это нетрадиционно. Мы привыкли довольствоваться готовыми, законченными мировоззренческими системами. При этом все другое не допускается, воспринимается как чуждое, враждебное. Совершенно прав В.Библер: «Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (выбор велик) и поскорее намертво срастись с ним.

Но такое успокоение каждый раз разрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойством человеческой головы» (Библер В. От наукоучения – к логике культуры. – М., 1991. – С. 269).

Об., 259. Спросят: как назвать метод Учения? Метод открытия путей...

Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен. Явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства. Утверждение явления мудрости будет в твердых вехах, окружающих намеченную фигуру знания. Открывая правильную дверь, дадим правильное направление.

Зн.,399. Метод Нашего Учения обычно осуждается с двух сторон. Приверженцы старины не могут простить Нашего внимания к западной современной науке. Последователи Запада не могут простить почитания явлений древнейшей мудрости. Язык символов забыт Западом. Когда Запад слышит о небесном драконе, он улыбается... Символика древнейшей мудрости основана на сличении макрокосмоса с микрокосмосом. Потому в самых отвлеченных образах ищите человеческий организм с его возможностями.

Мы на Западе встречаем множество условных выражений, но это не отвращает Нас от их смысла. Нужно лишь изгнать предрассудок.

Часто Мы слышим жалобы на недействительность Нашего Учения. Обычно жалуются те, кто Учения не применяют. Разве поможет лекарство запечатанное? Кроме того, не многие могут похвалиться знанием Учения. Или они соображают его с ветхим своим мышлением, или читают урывками, не сочетая смысл. Нужно применять Учение прежде, нежели судить. Легкомыслие международно.

Зн.,90. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания. Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы.

М.О.,I,433. Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать нечто скудное, но мы знаем, что Истина не боится никаких исследований. Наоборот, при наблюдениях Истина приближается и сияет. Так, каждому исследователю Учения можно советовать: «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины». Учение не может быть ошибочным. Оно не может уклоняться от путей добра и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной огнем сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не существует. Нужно устремиться к Истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение Несомненного. Не следует подходить к Истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то каждый шаг к нему будет просветлением и расширением. Умаление, отрицание, унижение – плохие путеводители! Не раз услышите горделивое замечание, что лишь одно, известное сказавшему, Учение правильно. Но напомните гордецу о величии Беспредельности, о миллионах лет земного бытия, о миллиардах миров; пусть подумает, как велика Истина и как правильно достойное познавание. Можно бы согласиться с путем скептицизма, если бы из него хоть что-нибудь выходило. Обычно он выедает творящее начало. Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении. Только такое расширение и вмещение дадут настоящее смирение ко всему ненужному, которое познается относительностью. Так скажите сомневающемуся об Учении: «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!»

Бр.,283. ...Истоки Учения вне пределов человеческих. Истина написана в Беспредельности, но каждый день она откроет новый иероглиф своей вечности.

 

«Учение будет пророчеством в научном мире»

Об., 102. Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна.

Зн.,142. ...Сравните поток дававшихся человечеству Учений жизни. Каждое из них, не трогая предыдущего, приоткрывает новые врата к знанию. Действие жизни запечатлено на каждом данном Учении, потому изучать их следует не для ознакомления, но для приложения к жизни. Только этим путем создадите поток энергии.

Зн.,276. ...Все Учения не имеют противоречий...

Зн.,611. Учение будет пророчеством в научном мире. Даже скептики решат, что судьба человечества не может зависеть от резания лягушек. Явление Наших советов не умножит явления носителей невежества. Примите просветление, помощника человечества. Не усмотрели закона Общего Блага имеющие аттестаты. Устремленные в майю, явите понимание!

NB. Современная наука имеет дело с внешней, феноменальной стороной, а это лишь медленный процесс движения извне по направлению к сути вещей. Не из внешнего вовнутрь, но от внутреннего к внешнему – вот путь мудрости, утверждаемый Живой Этикой.

И.,366. Как извращают люди понятие психических сил! Забывая, что физическое явление можно всегда объяснить психическим фактором, но психическое явление способом физическим невозможно подтвердить. Когда изъяли из науки все психические факторы, то, конечно, получилось резкое разграничение на органическое и неорганическое. Так, можно указать ученым, что книги, лишенные духа, психической энергии и огня космического, не могут дать ту науку, которую нужно дать человечеству. Так разграничение того, что существует тысячелетия, от того, что создалось столетиями, явило те заблуждения, которые так ускорили карму планеты. Потому человечество должно задуматься над тем, как сблизить психические явления с физическим миром. Иначе утвержденная наука и книжничество могут оказаться за пустым столом.

И.,359. ...Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика.

NB. Деление на «новое» и «старое» весьма условно. Они всегда сосуществуют в одном культурном пространстве, более того – одно порождает другое. Все дело в тех приоритетах и акцентах, которые преобладают вколлективном сознании. Так, мифологическое мировоззрение, переживая кризис, постепенно сменяется религиозным, утверждающим идею Бога. На смену религиозному мировоззрению приходит естественнонаучное с его опытно-экспериментальным подтверждением Истины. Но все три сосуществуют и сейчас – во времени и пространстве нашей с вами жизни.

С.,417. Новое есть самое старое, и потому не следует бояться чего-то невозможного. Все вообразимо, ибо все существует. Нельзя предположить бедность творения. Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, чего не знает. Дети иногда говорят правильнее: не знаю. Незнание откровенное признается как Врата Познания.

А.,232. Душа народа есть открытая книга. Можно знать, насколько она звучит в каждом проявлении. Потому изучение народа есть наука. Кто хочет заглянуть в будущее, должен знать, какие врата можно открыть. Добро и доверие могут быть сложены на знании народа как целое. Можно проверить, где сокровище и где ветошь.

А.,365. Люди не воспитываются в понимании Основ Бытия. Сами достижения науки стоят особняком и не помогают преображению всей жизни. Необходимо твердить о Мире Высшем. Не нужно думать, что сказанное о нем достаточно запечатлено в сердцах людей. Можно находить новые подходы, чтобы величие Бытия соединилось в сознании в беспредельном понимании.

А.,440. Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму.

Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание высших принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания.

Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлел знание. События очень сгущаются.

А.,488. Всеми мерами пытайтесь открыть доброе желание и вмещение. Не найти ни одного утверждения науки, которое вы не можете принять; таким образом, на вашей стороне будет преимущество. У вас не будет повода к раздражению, ибо вы допускаете любое научное соображение. Иногда вы будете сожалеть о способе выражения, но сущность найдет место в вашем сознании. Такое допущение создаст отличное преимущество.

А.,508. Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет захлебываться в нагромождениях и тем затемнять свое назначение.

Бр.,407. ...Конечно, невежды будут настаивать на давно изжитых понятиях. Они не любят, когда у них спросят доказательства. Старания их прикрыться научными терминами лишь доказывают узость представления. Иногда полезно прикоснуться к косности, чтобы почувствовать всю глубину препятствия к свободе эволюции.

Бр.,596. Город науки всегда будет мечтою просвещенных людей. Никто не дерзнет возразить против обители ученых, где в тишине и в мудром общении будут познаваться истины. Каждый ученый работник будет иметь в своем распоряжении лучшие аппараты. Можно представить себе, какие открытия воспоследуют при общей согласованности и при сотрудничестве всех отраслей науки. Каждый не будет считать идею такого города утопической. Лишь бы нашлись средства и доброе желание. Но если сказать, что некая Обитель Знания существует, то множество сомнений и отрицаний обрушится. Если же к слову «наука» добавить слово «Братство», то непременно будет сказано, что такое химическое соединение невозможно. Но кто же сказал, что наука и Братство несоединимы?!

Бр.,597. Именно Братство основано на знании. Истинная наука живет братским общением – таков Завет Братства.

Бр.,600. Да не подумают ученые, что из Братства происходит осуждение им. Ученые – Наши друзья. Не называем учеными книжников, полных суеверий, но каждый просветленный труженик науки получит привет Братства.

Н.,272. ...Герои и мученики слагают народы. Что же в этом нового, когда Пифагор и гораздо раньше него уже знали такую истину? Но все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки – так говорят ученые, и они правы.

Н.,359. Посмотрим, какими качествами наделены герои древности. Среди этих свойств можно усмотреть признаки достижений современной науки. Древние не только мечтали о таких достижениях, но они знали многие из них. Пусть ученые посмотрят на народные сокровища с точки зрения науки, они найдут много подтверждений о знании древних людей.

 

«Путь науки будет сближаться с высшим познанием»

И., 162. Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно. Так отвлеченность делается реальностью. Туман знания может просветиться Беспредельностью. Конечно, мы должны стремиться ко всему, что может выводить наше сознание за пределы планеты. Только так можно понимать истинные ценности. Кто может понять синтез, тот осознает Иерархию...

С.,422. ...Социальные науки должны очень заниматься распространением мысли как основою человеческого блага. Так наблюдения над мыслями нужны в век нахождения энергий.

М.О.,I,325. Когда говорим об Огненном Мире, не следует удаляться от земных решений. ...Пусть священнослужители станут немного учеными и ученые будут немного духовнее. Из этих пожеланий хотя немного сложится уже значительный устой необходимого моста. Это понятие моста завещано издревле, но теперь оно стало повелительным.

NB. Истина, как известно, неуловима. До сих пор никто не знает, что такое энергия. Почему атом и галактика имеют одинаковое строение? И нет у науки ответа на главный вопрос: кто заложил программу жизни и развития в первозданную клетку, как возник несущий ее код ДНК? Фундаментальные представления о мире невыводимы из экспериментальных научных исследований. Сама наука развивается, принимая некую систему допущений, доктрину, предполагающую (!) существование определенного миропорядка. Эта доктрина определяет направление движения науки к допустимой (!), а не абсолютной истине.

Можно согласиться с мнением бывшего президента Римского клуба Кинга о необходимости заменить господствующий сегодня невежественный материализм, заполнить духовную пустоту и преодолеть кризис мышления в науке.

М.О.,I,573. Ложная наука препятствует познанию Мироздания. Мысль не может ограничиться механическим познанием. Даже самые лучшие математические умы допускали поверх формул нечто. Но посредственность не имеет полета мысли и предпочитает приходить глупостью к стене, нежели посмотреть кверху. Некий учитель спросил школьника: «Где живет глупость?» Тот сказал: «Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу, вероятно, глупость живет там». Нужно понять, почему теперь Мы стучимся не в лоб, но в сердце. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое.

М.О.,I,629. Поймем, что даже наука в своей относительности не закрывает путь к Беспредельности.

М.О.,III,27. Не продвинуться без господства духа и сердца. Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи. Так дух, сердце и материя войдут в жизнь. Мир Огненный утверждает господство духа во всем космическом масштабе. Если бы ученые поняли великое значение господства духа, сколько полезных изысканий могло бы быть дано человечеству! Но книжники не допускают самой мощной силы, именно господства духа. Потому каждый тонкий подход к науке, искусству нужно ценить как истинное огненное мышление. Запомним о господстве духа на пути к Миру Огненному.

NB. Интеллект, лишенный духовно-нравственной основы, – трагедия нашего времени, ведущая к вырождению человечества. Если новые открытия по-прежнему будут попадать в руки безнравственных людей, то, использованные не во благо, а против человечества, они приведут нас к гибели. Нам нужен новый тип ученого, способного одухотворить процесс познания и принять, на себя ответственность за результаты своих открытий. Нам нужна новая гуманистическая наука, приоритет в которой будет отдан не погоне за техническими усовершенствованиями, а человеку и постижению тайн его бытия.

М.О.,III,60. Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественного Огня, так же как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердятся понимание и гармония понятий религии и науки... Важно, чтобы ученые обладали тонким восприятием. Лишь тонкий организм может обладать этим божественным чутьем, которое не развивается извне, но изнутри. Потому все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом. Мы, Братья Человечества, видим последствие, которое направит все изыскания по правильному руслу. Конечно, не всегда дар синтеза дается, но те самоотверженные сподвижники, которые обладают синтезом, не нуждаются в специальности. Мы видим и предсказываем великие следствия от синтеза духа сподвижников. На пути к Миру Огненному нужно чтить носителей синтеза.

М.О.,Ш,65. Можно весь государственный и общественный строй утвердить на Законе Космическом. Если бы вместо мнимых нововведений и установлений человечество обратило внимание на Законы Космические, можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до закона космического завершения. Законы утвержденные едины. На всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит, как нить, через все физические и духовные степени. Потому и государственный строй, и общественный могут применить все Космические Законы для усовершенствования своих форм. На пути к Миру Огненному нужно проникнуться мощью единства в Космосе.

М.О.,III,161. Творчество нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем Пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений, ибо нужно установить самую тонкую космическую кооперацию. Так можно осуществить то, о чем думают Огненные Служители. Все огненные формулы живут, ожидая своего воплощения. Потому наука может устремиться к изысканию пространственных энергий.

А.,61. Философия, так же как и естественные науки, поведает те же пути к Высшему Миру. Невежды толкуют о материальных науках, которые отрицают все, грубым глазом невидимое. Но они уже знают о тонких атомах и понимают о необходимости микроскопа и телескопа. Поистине, они сами делают науку пустой оболочкой. Когда появятся и признаки Высшего Мира в сознании, то каждая наука преобразится. Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров.

NB. И это пророчество уже сбывается! Те педагоги, которые осознают необходимость быть в курсе последних достижений и открытий мировой науки, знают, что ученые объективно пришли сегодня к выводу о том, что мир имеет в своей основе сознание, как единое мировое начало.

В частности, научное подтверждение существования тонких миров и тонких материй дают исследования в области торсионных полей и вакуума сотрудников Международного института теоретической и прикладной физики. В работе «Теория физического вакуума» доктора физико-математических наук Г.М.Шипова открываются новые состояния реальности, значительно отличающиеся от всего того, что мы знали до сих пор. Эти исследования заставляют пересмотреть соотношение между материей и сознанием, отдавая приоритет сознанию как творческому началу всякого реального процесса.

А.,86. ...Наука может вести к Высшему Миру.

А.,124. Вопрос об осознании Высшего Мира станет насущным, и сама наука подойдет к нему как к двигателю эволюции. Можно не только мечтать о таком сближении, но можно и приблизиться к Миру Высшему мерами земными. Каждое сближение миров уже есть победа над плотью.

А.,234. Несомненно встретите нарекания, почему Высший Мир упоминается на тех же страницах, что и наука. Так будут говорить те, кто не понимает Мира Высшего и умаляет науку. Такие малые грамотеи очень распространены и по бессердечию своему весьма злобны. Они занимают разные общественные положения и потому могут шептать во многих местах. Отвечать им было бы бесполезно. Каждый сердечный человек будет радоваться каждому доброму пониманию о Высшем Мире. Каждый умный человек оценит слово в защиту науки.

Так послужите Миру Высшему и науке. Пусть через любовь в свете знания прояснится мысль о Мире Высшем.

Бр.,425. Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления. Научимся находить союзников в самых неожиданных областях. Не враги, но сотрудники будут познаватели всех сил Природы.

Очевидность напомнит о глубинах действительности. Так вместо рассечения живого организма будем слагать объединение сознания. Пусть не называют Нас мечтателями, ибо любим точное знание, поскольку оно может быть точным.

Бр.,526. Сближение миров будет происходить под знаком науки. Следует усвоить, что многие подробности великого процесса проявляются как бы разрозненные и неожиданные. Конечно, такая кажущаяся разрозненность представляется лишь глазу человека. На самом деле система явлений очень обстоятельна. Пусть самые различные ученые ведут свои наблюдения. Ясно, что никогда до сего времени не замечалось так много феноменов учеными. Пусть они пока воспринимают хотя бы утилитарно, главное, чтобы на научных станциях остались наблюдения. Со временем такие обрывки будут соединены в одну систему. Так можно и на отдельных фактах установить широкие области, подлежащие научному определению.

Н.,106. ...В древности уже отмечали, что тяжкие космические периоды могут быть весьма продолжительны. Теперь же, несмотря на успехи науки, такие космические условия не признаются, остаются споры о влиянии солнечных пятен и стыдливые намеки о лунном воздействии. Последнее причисляется к области колдовства. И лишь немногие ученые дерзают напомнить о Луне в земном обиходе. И боязливо они вспоминают о забытом Учении Востока, в котором уже указано о значении Луны. Можно находить среди Пуран много указаний научных...

Н.,138. ...Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живет в будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего. Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом.

Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возможностей человечества.

Н.,225. Обычно говорят о синтезе науки и духовности, но оба понятия остаются неопределенными. Между ними требуется некий огонек, называемый восхищением, без него и познание, и сама духовность останутся мертвыми и не соединенными. Утверждаю, что человечество двигается по пути научных умозрений, но движение это медленно. Толпы невежд препятствуют каждому ускорению, но пора, чтобы ветхие понятия отпали, иначе самомнительные новаторы оказываются самыми отсталыми тиходумами.

Мыслитель предостерегал, чтобы ученики не сделались жертвами отсталых определительных понятий.

Н.,490. ...Ошибки современных философов, которые отрывают человека от Мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без прошлого и будущего, притом он не имеет связи со Вселенной. Такое мышление не может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от жизни...

Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, в этом сказывается самая большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные открытия, следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким образом теряются многие уже нащупанные достижения. Нужно и в таких случаях применять то уважение, о котором мы говорили. Не следует относить Мои слова лишь к механическим открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное – освободить мышление от предрассудков, которые очень различноцветны.

Н.,506. ...Человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них не много найдется признающих значение будущего познания.

Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения, – психическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так, можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить [их] в прекрасное открытие. Но, с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспевать и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть, сознательно, или бессознательно, но они не восставали против нее. Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.

Н.,737. Урусвати знает, что во время мировых потрясений особенно проявляются как познавание, так и отрицание. Каждое возвышенное познавание встречает отрицание не только от дикого невежества, но и от суеверий, основанных на предрассудках. Наука утеснена с двух сторон. Напрасно говорят о свободе науки, она ограничена в механических познаваниях, но все касающееся Надземного Мира утеснено не менее, чем в средние века.

Не забудем, что лишь очень сильные умы могут мыслить свободно, но средние мысли очень стеснены эманациями отрицаний. Это обстоятельство нужно иметь в виду при беседах о положении науки. Теперь нужно всеми силами утверждать необходимость освобождения науки.

Довольно претерпели лучшие мыслители; довольно провожали их невежды свистом и проклятиями; довольно насмешек над всем, что недоступно дикарям. Пусть Новая Эра ознаменуется действительным освобождением науки.

 

«Пусть народ ценит каждое знание!»

С.,438. Вопрос о людях очищающих и о людях вредящих нужен в медицине. Без решения этого вопроса не найти спасения от многих новейших заболеваний. Не нужно забывать, что болезни эволюционируют вместе с расами и эпохами. Но наша письменная наука настолько молода, что нельзя ей говорить о сравнительном методе. Она знает лишь немногие века. Но где же десятки тысячелетий? Мы очень загордились и забыли обо всем, не знаемом нами.

М.О.,I,140. ...Голгофа созидается непониманием и невежеством.

М.О.,I,273. Взаимодействия людей есть настоящая наука об обществе. Отношения между людьми, изучаемые социологией, не выражают взаимодействия. Не занимаются социологи явлениями духовных воздействий. Они предоставляют это психологии. Но эта наука, при всей поверхностности, обычно занимается отдельными личностями. Между тем нужно изучать явления общественности, ибо духовное воздействие необычно мощно, и касание его с космическими процессами приведет к решению многих проблем. Нужно прилежно сопоставлять толпы и уметь сравнивать их действия с резонатором природы. Нельзя обойти эти сильные факторы. Недостаточно знать, что производит залп пушек, это слишком примитивно. Но гораздо важнее знать воздействие взгляда толпы или ее крика. Можно убедиться, что эти волны катятся до очень дальних берегов, по всем огненным течениям. Так можно находить разгадку многим неожиданным происшествиям, но для этого нужно наблюдать.

NB. Характерной особенностью развития современной науки стала интеграция знания, возникают новые научные отрасли, объединяющие в себе сразу несколько направлений (экология, синергетика, информология и др.).

Думаю, что и педагогика должна, наконец, стать комплексной наукой о ребенке, а не отвлеченным теоретизированием о зачастую надуманных принципах и закономерностях.

М.О.,I,462. Почему трудно соединить наблюдения из разных областей науки? Приходит время, когда потребуется согласие ученых самых различных областей науки. Нужно будет соединить нахождения новых древних культур с наблюдениями механическими и физическими. Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения. Наконец, потребуется древнее знание небосклона в связи со странными переменами явлений нашей планеты. Нужно доброе согласие, чтобы расширить горизонт новых наблюдателей.

А.,228. Пусть правитель покажет первый уважение к науке. Ибо часто именно правитель не считает себя обязанным преклониться перед знанием. Через знание вновь войдет осознание Мира Высшего. Нет иного пути!

А.,258. Пора науке расширить кругозор, не стесняясь случайными наименованиями. Именно из-за названий происходят все драмы жизни. Нужно приучиться от малых лет усматривать сущность.

А.,287. Психология есть наука о мысли. Изучение мысли не может ограничиваться одним народом и одним слоем народа. Сравнение сознания различных племен даст неожиданные выводы. Можно заметить, насколько потенциал мысли не зависит от внешней цивилизации. Также можно убедиться, что богатство не будет спутником мысли. Самые, казалось бы, тяжкие условия способствуют углублению мысли. Ущерб средств благоприятствует утончению сознания.

История показывает, как слагались гнезда истинных мыслей, потому наука о мысли есть наука о Бытии. Нельзя усложнять изучение мысли никакими ограничениями. Кроме того, эта наука должна быть вечно живой, ибо мысль постоянно вибрирует и живет в пространстве. Так устремление к изучению мысли приведет к пониманию так называемых феноменов, которые есть не что иное, как неосознанная психическая энергия в различных ее проявлениях.

А.,309. Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.

Такое напоминание тем уместнее, что наука, даже при быстром росте своем, все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство. Скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – всё вращается в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.

То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики, от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.

А.,316. Правильна мысль записывать разные установления, полезные для человечества. Эволюция требует новых форм во всем. Нужно находить полезные выводы из сложившихся обстоятельств. Пределы знания расширяются. Между отраслями науки создаются новые взаимоотношения. Многое, недавно казавшееся разделенным, теперь оказывается растущим из одного корня. Появляется надобность в новых сочетаниях сотрудничества. Необходимо проследить прежние деления, чтобы заменить их более целесообразными. Такая нужда имеется во всех областях жизни: от философии и верования до самых практических наук.

Употребляя слово «практические», делаю так не по смыслу, но применяя лишь обычное, принятое выражение. Ведь действительность очень отдалена от так называемой практичности. Умение различать, насколько действительность опережает механическое представление жизни, научит понять, какое обновление нужно человечеству для эволюции.

А.,397. Можно понять, что человеческое общение возможно лишь при условии полного доброжелательства. Опять нравственное понятие становится реальным двигателем. Так психология делается самой действенной наукой. Очень показательно для эпохи, что даже так называемые отвлеченные понятия становятся двигателями жизни.

Могут спросить, начинается ли новая эпоха. Истинно, началась, ибо входит в жизнь осознание великих энергий – наука восходит на новые высоты.

Бр.,93. Все возможно, только уныние может шептать о невозможности. Каждый шаг науки не ограничивает, но дает новую возможность. Если что-то окажется невозможным с земной точки зрения, то это самое вполне осуществимо приложением тонких энергий. Лицо человека изменяется от источника света. Освещение может до неузнаваемости изменить черты и уявить небывалое выражение. Но сколько лучей и токов всевозможных воздействий существуют и могут преобразить сущее! Разве не ободрительно понимать, что все возможно?

Бр.,215. Знание бывает обобщающее и расчленяющее. Одни ученые начинают с первых шагов познавания прилежать к первому виду, но другие не могут выйти за пределы расчленения. Рано или поздно и они должны будут обратиться к методу обобщения. Нужно полюбить такой порядок мысли. В нем заключается творчество. Расчленение будет подготовительным путем к тому же завершению. Полезно уметь понять различие этих двух путей. Именно теперь много прилежных ученых, которые довольствуются вторым методом. Но мало поможет он, когда каждое познание является синтезом многих отраслей науки. Требуется большая подвижность ума, чтобы мочь найти сравнение и подтверждение из самой непредвиденной области науки. Умение сочетать необходимые показания уже доказывает высокую степень сознания. Уже много было потеряно из-за ненужных подразделений. Даже замечалась какая-то враждебность отдельных областей науки между собою. Но разве гуманитарные и прикладные науки не являются ветвями того же древа Истины?

Бр.,216. Не будем осуждать самое кропотливое исследование, когда оно не таит в себе предумышленной враждебности к соседней области. Пусть ученые найдут в себе решимость не отрешаться от того, что им в данное время не известно.

Бр.,225. Нужно, чтобы наблюдались всевозможные явления и сносились бы в лаборатории исследований. Сколько раз сказано, что одинокий исследователь не может успеть наблюсти все нити энергий. Очень часто непосредственное чувство ребенка могло подсказать нужные наблюдения. Не случайно говорю о врачах и школьных учителях, и те и другие имеют вокруг себя широкое поле для наблюдений. Они могут приближать внимание окружающих к самым высоким предметам. Много пользы могут они принести науке... Самые обычные люди могут слышать о разных малых проявлениях, но кто скажет, где малое и где большое? Часто не хватает только одного звена, чтобы заключить очень важное наблюдение.

Бр.,410. Уже Говорил, что наука о передаче мысли является сужденным достижением человечества. Но она должна быть подлинной наукой и вызывать достойное ее уважение. Недопустимо, чтобы люди более почитали первобытный аппарат, нежели великую энергию, заключающуюся в них самих. Не думайте, что достаточно укреплено понимание скрытых сил в человеке. Особенно мало уважения к таким силам среди малограмотных людей. Они готовы броситься в темную бездну так называемого спиритизма, но не желают помыслить о силах, заключающихся в мыслях. Не может развиваться наука о мысли, если люди не обращают на нее внимания.

Бр.,427. Именно на всю жизнь останется красота синтеза. Каждый исследователь, посвящающий себя хотя бы малейшей подробности Мироздания, придет к ней от ширины, но не от узости. Так познание будет всеобще. Истинно, там, где горит огонь знания, там суждено светлое будущее.

Бр.,428. Знание есть врата к Братству. Не будем удивляться, если заложение Братства начнется от синтеза наук. Пусть каждый владеет одним предметом, но он сумеет отнестись с уважением к бесчисленным ветвям познания. В таком уважении родится понимание Братства.

Н.,3. ...Показательно собрание изобретений. Психическая энергия, утверждавшая изобретение, накладывает свою печать. Такие внутренние свойства тяжко или благотворно сопровождают открытия. Пусть будут чисты руки изобретателей!..

Н.,68. Мы советуем быть очень осторожными и на словах, и в мыслях. Можно образовать целую науку, которая займется изучением распространения энергии слова и мысли. В зависимости от таких порождений людских утверждается и влияние на растительность и на прочие планетные условия.

Н.,142. ...Техника предвидения составит огромную науку в будущем, но она может быть дана, когда человеческое сознание оздоровится.

Правильно сожалеете о пренебрежении к гуманитарным наукам. Только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания. Но каждое изуверство будет разложением. Нужно понять, что изуверство есть невежество. Изуверство основано на отрицании и на осуждении...

Н.,235. ...Бесполезно заниматься астрономией без понимания психической энергии и тонкого тела. При рассуждениях о дальних мирах нужно, прежде всего, отрешиться от земных мерил.

Можно потонуть в астрономических цифрах, но они не приблизят к сотрудничеству с дальними мирами. Даже спектральный анализ окружен многими условностями. Все механические приборы не могут приблизить сотрудничество с дальними мирами. Из миллиардов небесных тел могут быть усмотрены еще сотни, но самый мощный телескоп будет ничтожен сравнительно с действительностью Беспредельности. Но будем относиться с уважением к каждому научному заданию. К шагам познания следует добавить и психическую мощь. В обсерватории пусть будут допущены честные ясновидящие. Пусть механика и психика соединятся. Всякий опыт требует подтверждения. Не будем удивляться, если указанное сотрудничество потребует много координации и проверок. Каждое сопоставление дает новые мысли и тем само по себе уже полезно...

Мыслитель не однажды указывал на сочетание рассудка с сердцем. «Познающий не может быть бессердечным. Если ученый жесток, значит, он не будет близок к истине. Если ученый упрям, он недостоин познания. Если ученый уныл, значит лишен глаза на сокровища природы. Если ученый не может преступить ограничения вчерашнего дня, лучше ему не заниматься наукой...»

Н.,511. Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.

Н.,401. Урусвати знает, что четыре осознания преобразят земную жизнь: осознание прошлого, осознание дальних миров, осознание Тонкого Мира, осознание Иерархии. Но можно ли человеку вместить эти четыре основания? Каждый мыслящий согласится, что эти основания не трудны. Они заложены в понятии жизни, стоит лишь собрать их, и самая обыденная жизнь превратится в прекрасную явь. Но ради приобретения таких осознаний нужно воспитать свою волю. Только свободная воля может обратить в действительность понятия, которые для многих мертвы.

Н.,402. Урусвати знает, что мировоззрения, идеалистическое и материалистическое, суть понятия мнимые. Найдутся люди, которые скажут, что четыре осознания, названные Мною, будут понятиями идеалистическими и потому не отвечающими мировоззрению материалистическому. Они такие природные отрицатели, что даже не позаботятся рассмотреть каждое понятие с точки зрения материализма.

Пусть они скажут, что научное изучение прошлого нематериалистично так же, как и познание жизни дальних миров и скрытых энергий. Не будем говорить о Иерархии, ибо каждый из отрицателей имеет свою Иерархию и поклоняется ей даже больше того, чем мы имеем в виду. Так рассмотрим каждое понятие со стороны материализма и придем к заключению, что решительно все сущее есть материя.

М.О.,I,652. Утверждение лишь материального мира не может подвинуть настоящее развитие сознания. Возьмите историю человечества, посмотрите, как кратки были периоды материализма, они постоянно кончались кровавыми судорогами. Мышление, конечно, возмущалось и, утеряв путь, умножало преступление. Самоусовершенствование может быть лишь в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные.

 

«...Понятия Сердца и Культуры неделимы»

Зов. 26.06.21. Духовная культура строится Нами и вами.

И.,146. Когда связь с Владыкою прочна, можно горами двигать. Устремление к Иерархии создаст ту культуру, о которой много говорится. Мертвы те, кто мнят, что посредством земной майи могут создать твердыни! Так же неразумно, как дети из грязи мечтают сложить крепость! Поистине, прочен лишь мир духа, ибо неразрушим и несокрушим! Можно указать, что первый признак культуры – отсутствие личных раздоров.

И.,173. Часто вы произносите слово культура, оно значит почитание Света. Так напоминаю, насколько велика общая ответственность перед Светом, если каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство. Так будем помнить.

И.,249. Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого невозможно строить. Каждый, считающий себя служителем культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени культуры без бережного отношения? Потому каждое основание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается культура не грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бережности и ответственности. Потому нужно в строительстве помнить об утончении и устремлении в высшие сферы, – так достигается эволюция духа.

И.,324. Потому знание духа является таким мощным руководителем, ибо оно всегда приведет к основам бытия. Так нужно принять как высшее Служение понятие Иерархии; так знание духа напрягает учеников на пути к Иерархии. Так нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира; в нем содержатся все устои культуры.

И.,331. Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

И.,334. Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем.

И.,390. Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно, не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!

С.,99. Люди хотят свидетельства, но перед ними множество удостоверений; значит, прежде всего нужно помнить о них и понять силу мысли и огня сердца. Думайте! Мышление указывает человеку значение Культуры.

С.,132. [1] Нужно каждый день мыслить о задачах Нового Мира. Нужно устремляться к Новому Миру как к чему-то стоящему уже за дверьми. Нельзя предоставить кому-то постороннему заботиться о Новом Мире, когда он должен быть осмыслен в каждом из нас... Пусть все наши учреждения и общества сохраняются и развиваются, но поверх их пусть входит в жизнь Всемирная Лига Культуры. Пусть все члены наших учреждений будут вместе с тем и членами Всемирной Лиги Культуры. Знак Владык, золотом на пурпуре, будет нагрудным знаком членов Лиги.

Лига вместит следующие отделы. Первый – отдел мира; второй – духовного совершенствования; третий – науки; четвертый – искусства; пятый отдел – материнства и воспитания; шестой – ремесла и труда; седьмой – кооперации и промышленности; восьмой – охраны безопасности; девятый – землеустройства и строительства; десятый – здравоохранения. Остальные войдут как части указанных отделов. Так справедливость найдет место в мире. Войско в охранении безопасности, и казна в сотрудничестве кооперации. Конечно, духовное совершенствование вмещает религии и философии.

Отделы предполагают советы и председателей; так пусть привыкают к названию верховного президента, между собою называя его вождем.

...Пусть начало будет малым, без особых названий. Пусть этот год формирует преддверье мирового движения. Мы пошлем лучи по разным странам, но главное – не отталкивать приходящих и воздерживаться от ссор, как от невежества. События наступающего года помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу. Пусть никто не считает этого движения не новым. Оно будет порогом Нового Мира. Так Мы допускаем всемирные средства, чтобы использовать все меры мира.

Так пусть каждый высказывается, охраняя инициативу, ибо личность есть явление ценного цветка. Но сурово Напоминаю, чтобы Лига не исключала наших существующих организаций, не меняла их наименований. Пусть и общества святого Франциска, и Шекспира, и Спинозы, и Оригена служат Культуре. Также и вопрос казны среди разнообразия найдет разрешение. Устремление к дальним странам поможет избежать вредных скоплений. Не вижу лекций о самой организации, но над всеми культурными выступлениями нужно иметь титул Всемирной Лиги Культуры. Можно также все явления наших обществ печатать в сотрудничестве с Лигой Культуры. Так мы пойдем путем расширения и восхождения. Знамя у престола, барабаны бьют – значит, в поход! Нужно иметь явление Лиги в Японии и Монголии. Уявление новых сочетаний поможет обессилить врагов Света. Накопляйте вопросы о Культуре – ею войдем. Посылаю мысли крепости к знаменательному году.

С.,140. Но когда Белое Воинство сплочено, ничто не осилит его, ибо сила Огня ужасна. Явление света Культуры записано на скрижалях Наших, и напрасно будет шептать враг, как бы предвосхищая.

С.,377. ...Лишь очищенное искусством мышление при освобождении от рабства может дать расцвет сознания.

С.,504. Институт Сердца будет Храмом расы будущей. Институт Сердца, конечно, войдет в Общество Культуры, ибо понятия Сердца и Культуры неделимы.

М.О.,I,59. Огонь носит в себе понимание красоты, окружает творчество и переносит нетленные документы в хранилище Чаши. Потому Мы ценим эти нетленные достижения больше всех, могущих быть уничтоженными. Потому помогайте человеческому мышлению устремляться к Нетленному.

М.О.,I,190. Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш приказ не упускать каждого случая, чтобы напомнить о Культуре. Пусть считают фанатиками идеи, но слушают и привыкают...

М.О.,1,658. ...Утеря слова гармония унижает людей. Почему

Пифагор мог понять значение достоинства тела Света? Но явления множества механических открытий значительно уничтожили явление Культуры. Конечно, силы разложения очень подвижны, они являют разложение, заразу и отупение ко всему прекрасному. Много данных о деяниях сил темных; не суеверие, но документы подтверждают их намерения. Можно оградиться от них всеми силами огненными, но для этого нужно признать самый Агни...

NB. Неоднократно Живая Этика говорит о единстве всех людей на планете. С точки зрения высших законов все народы равны и имеют равные возможности. Если бы мы глубинно осознали это... Разделение проходит через нас. Разделение между собой, отделение от Божественного Начала, замыкание на себе (как отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом) вносит дисгармонию в Космос.

Н.,373. ...Состояние, которое вы называете культурою – общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, а каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни.

Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремленность.

Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах «чаши» уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловечности.

Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдется Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.

Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность, и каждый человек – уже гражданин всех миров.

Н.,400. ...Люди из страха пытаются сократить минувшие эпохи, чтобы ограничиться лишь текущею культурою. Никто не желает представить себе, что современная культура есть лишь звено среди многих ушедших эпох, о некоторых из них сохранились слабые представления, но более древние уже изгладились. Таким образом, человечество сузило круг жизни.

Особенно замечательно, что в Тонком Мире жители получают сведения о первичных эпохах, но лишь немногие сохраняют эти знания и среди земных воплощений. Можно удивляться, почему человечество так ограничивает себя. Конечно, нельзя ожидать, чтобы нашлись вещественные останки древнейших эпох, которые будут признаны таковыми. Не в том дело, чтобы люди могли телесно прикасаться к древнейшим эпохам, но важно, чтобы в сознании сохранялась уверенность в существовании таких эпох. Можно представить, что некоторая преемственность существовала между этими эпохами. ...Такое забвение о прошлом и будущем ограничивает человека и делает его рабом сегодняшнего дня. Мы всегда печалимся, когда видим, что даже наука, которая должна служить расширению сознания, вместо того пытается связать его.

Мыслитель показывал один древний камень и говорил: «Пусть этот свидетель напомнит о минувшей жизни».

NB. Сегодня существует точка зрения, рассматривающая образование как способ вхождения в культуру и самоопределения в ней. Казалось бы, эта точка зрения ничем не противоречит традиционному подходу. Да, если мы рассматриваем культуру однопланово, усеченно, как совокупность материальных и духовных ценностей. Нет, если мы понимаем ее как нечто иное. Именно это «иное» понимание и раскрывает Живая Этика. Культура – это то, что существует одновременно и вне человека, и в нем самом. Культура любой эпохи, нации есть квинтэссенция сущности человека данной эпохи, свойственного ему образа жизни и самосознания Культуру нельзя усвоить, взяв из нее все ценное, систематизировав и сложив в своей памяти, воплотив в практических умениях и действиях. Культура – это великий синтез, и вхождение в нее – это всегда акт выбора и обретения личностного смысла, акт самоопределения, акт творчества. Культура для образованного человека является как непосредственной формой существования, так и основанием для самоопределения, сознательного делания себя. Самоопределяясь в культуре, человек самоопределяется в жизни – только при этом условии образование полноценно реализует свои функции.

 

«Я утверждаю Красоту»

Оз.,3,V,1. ...Можно заковать тело, но сознание ничто не может умалить, кроме безобразия. Когда касаемся высот свободы, нужно оградиться от безобразия. Если хотим возвеличить материю, мудро надо мыслить о Красоте.

В Красоте явится Беспредельность. В Красоте озарятся учения искателей духа. В Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу.

Нет безобразия, которое не утонет в лучах радуги разложения. Нет оков, которые не разложатся в свободе Красоты.

Как найдем слова коснуться мироздания? Как скажем об эволюции форм? Как поднять сознание к изучению оснований? Как подвинуть человечество к научному осознанию миров?

Каждое осознание рождается в Красоте.

Умейте мыслить ясносияюще, и ничто пугающее не коснется вас. Запомните: не имеем запретов.

Об.,27. Неверно сказать «Красота спасет мир». – правильнее сказать: «Сознание Красоты спасет мир».

Б.,112. Образование разных энергий соответствует мышлению человека. Самые тонкие энергии у духа, утверждающего красоту, явят формы соответственные. Тонкие энергии проявляются, отражая сущность, рождающую форму...

Я утверждаю Красоту.

NB. Значит, надо чувствовать красоту, чтобы стать счастливым, и через чувствование мы приходим к спасительному сознанию красоты. Это очень тонко подмечают дети. На мой вопрос: «Как ты думаешь, для чего нужна красота?» моя восьмилетняя дочь сначала ответила: «Чтобы на нее смотреть». А потом добавила: «Мне жалко людей, которые ее не видят, например не любят природу». И на заинтересованное «Почему?» услышала слово, поразившее меня: «Мама, неужели ты не чувствуешь, как многого они себя лишают!» Не «понимаешь», а «чувствуешь»!

Часто ли мы задаем себе и им вопросы, что и как мы чувствуем? Как помочь сохранить и развить у детей это чувство прекрасного, восприимчивость к окружающей красоте?

И.,359. В красоте залог счастья человечества. Потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения – духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным... Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия. ...Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты. Так Мы ценим цельность вокруг центра и ценим служение Иерархии сердцем.

И.,366. ...Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное. Так Знамя Красоты и Мира объединяет мир. Так духотворчество насыщает пространство.

И.,377. ...В Эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно!

Бр.,498. Даже ужасные преступники получали наименование великолепных только за признание ими красоты. Следует по всей истории человечества убедиться, каким щитом была красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества. Но каждая эпоха расцвета творчества осталась, как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись, как вехи целебные. К ним спешили в устремлении. Они несли мир.

Без красоты нельзя мыслить о Братстве.

Н.,404. ...Высоко Мы ставим понятие искусства. Кроме поднятия вкуса, искусство способствует познанию мыслеобразов. К каждому восприятию нужно приучиться. Можно много читать о разных явлениях, но не легко переключить эти книжные познания на реальные восприятия.

Много написано о мыслеобразах, но человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину появления такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно ^меть взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Они подобны магнитам, которые привлекают взоры и чувства, через них люди постигают, как приближаться к природе.

Пространство может быть наполнено прекрасными образами, и они будут готовить путь к гармонии. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Но не скоро, через многие страдания человечество поймет, сколь преступно творить безобразия. Поймите это во всех смыслах. Явление прекрасного будет целительным и проведет через все болезни.

Н.,590. Опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте, каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Люди не могут думать, что мгновенное озарение может немедленно создать возвышенную природу человека. Озарение может открыть сокровищницу, но если она пуста, то и последствия не будет.

Н.,602. Каждый может учиться воображать, но и здесь нужно соблюсти важное условие. Хорошо, если человек может прекрасно воображать, но если он будет порождать безобразия, то неисчислимый вред получится. Потому нужно прекрасно мыслить. Природа дает к тому отличные образы, но если кто-то не умеет созерцать природу, пусть он углубится в художественные произведения, в них творцы выразили синтез своих наблюдений.

Умейте также сосредоточиться на лучших произведениях, иначе вы натолкнетесь на безобразие, да еще синтетическое!

У Нас заботятся, чтобы помочь художникам. Они нередко подпадают под влияние невидимых насмешников, которые радуются каждому безобразию. Учите явлению искусства в различных эпохах. Пусть поймут люди, как синтезировано было творчество в эпохах расцвета.

Мыслитель выказывал восхищение перед гениями скульптуры, он говорил: «Мы не встречали в земной жизни таких совершенных образов, но ваятель вообразил их и воплотил для будущего».


[1] Данный параграф взят по изданию: Живая Этика. Сердце. МЦР, 1995. М.:

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 550