Живая Этика. Антология гуманной педагогики

VII. Образование. Школа

«Положить знание в основу утверждения сознания»

Об.,102. Образование народа надо вести с начального обучения детей, с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: «Ты все можешь». Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное.

То воспитание будет лучшим, которое может возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, – не унижайте детей.

Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трех лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. Именно глаз должен привыкнуть допустить Беспредельность.

Также необходимо, чтобы слово выражало, точную мысль. Изгоняются ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа «как большие» поощряется. Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими.

Сознание «все могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата.

Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своем открывает затворы.

NB. В Живой Этике заложены основы понимания того, как развивается детская мудрость.

Ребенок открывает мир через себя и, проявляя живой интерес к вечным общечеловеческим вопросам, ищет гармонию между собой и окружающим миром. Только целостное понимание такого явления, как жизнь, дает это ощущение гармонии.

Не надо ничего делать. Просто поддержите ребенка в его размышлениях, не нарушая целостности этого ощущения, целостности его жизни.

Об.,122. Указать надо о качестве требуемого знания. Знание должно быть безусловно. Каждая условная, связанная наука причиняет непоправимый вред. Свободное сочетание элементов даст неповторенные новые достижения.

Кто может предписать химику пользоваться лишь одной группой элементов? Кто может заставить историка и философа не касаться исторических фактов? Кто может приказать художнику употреблять лишь одну краску? Знанию все открыто.

Единственным преимуществом в областях знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов. Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты.

Зн.,90. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания. Укажите, насколько знание может положить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы.

Мудрый учитель, осознающий стремление ума противоречить, помогает ученику переоценить существующие ценности не путем их огульного отрицания, а осознанием их места во всеобщем жизненном процессе.

Зн.,133. Спросите: «Сколько областей знания может вмещать человек для устранения забот застоя?» Конечно, триада областей не отяготит течения мыслей. Этика основ бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание.

Зн.,158. Истинное стремление к осознанию высших возможностей должно бы наполнять большую часть жизни человека как самое насущное и увлекательное занятие. Но свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения. Повторяйте это всем спящим в темноте обычности.

Зн.,575. ...Нужно научиться сочетать знание прошлого со стремлением к будущему.

NB. Конечно, знание необходимо, но в настоящее время мы обрушиваем на детей преувеличенный объем бесполезных знаний. Правда, они от этого защищаются: как только закончили учебу и сдали экзамены, стараются все побыстрее забыть. Зачем же копить эти знания столько лет, если затем все это забывать и при этом ничего не знать из самого главного в жизни?

М.О.,I,529. Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточные примеры постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Если разделить человечество на три категории: на вообще не знающих школы, на ограниченных обязательным школьным образованием и на продолжающих познавание, то последнее число окажется удивительно ничтожным. Это показывает, прежде всего, небрежение к будущим существованиям. В упадке духа людям нет дела даже до собственного будущего. Пусть останется запись, что в настоящем, столь значительном году приходится напоминать, что пригодно было тысячу лет назад. Кроме начального образования, нужно помогать обучению взрослых. Несколько поколений одновременно существует на земле и одинаково мало устремляется к будущему, которое им не миновать. Небрежность эта поразительна! Учения сделаны пустыми оболочками, между тем на простой праздник люди стараются приодеться! Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света? Не в ханжестве, не в суеверии, но в просветлении можно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания.

NB. Этот метод актуален и для школы, и для вуза. Он не только дает возможность проверить понимание предмета, но и развивает искусство общения. Сказать так, чтобы быть услышанным совсем разными людьми. Как нам сегодня не хватает этого умения.

Этот метод актуален и для школы, и для вуза. Он не только дает возможность проверить понимание предмета, но и развивает искусство общения. Сказать так, чтобы быть услышанным совсем разными людьми. Как нам сегодня не хватает этого умения!

А.,329. Жаль, что при окончании высшей школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранные ими задания перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, – задача трудная. Нужно было найти для одних слова простые и не утомить ими более образованных слушателей. Не всегда собрание было удовлетворено, но ученики все-таки прилагали лучшие усилия быть понятыми и в то же время затронуть сложные и высокие понятия. Такие упражнения нужны всегда.

А.,341. Борьба с невежеством должна быть явлением мировым. Ни один народ не может хвалиться, что он достаточно просвещен. Никто не может найти достаточно сил, чтобы одолеть невежество в единоборстве. Знание должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве. Пути сообщения не знают преград, так же и пути знания должны процветать в обмене мнений.

Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений! Каждый отрицатель не может уже называться ученым. Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы Мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий. Наука может найти великое даже в поисках малого. Спросите великих ученых: сколько раз самые изумительные открытия происходили в процессе самых обычных наблюдений? Глаз был открыт и мозг не запылен.

Путь умеющих смотреть свободно будет путем будущего. Именно борьба с невежеством неотложна, как с разложением и тлением. Нелегка борьба с темным невежеством – оно имеет много пособников. Оно ютится во многих странах и прикрывается различными одеяниями. Нужно запастись и мужеством, и терпением, ибо борьба с невежеством есть борьба с хаосом.

NB. Не мы ли, учителя, занимаемся формовкой этих «окаменелых мозгов», провозглашая учебник и свои познания истиной в последней инстанции?

Б.,492. Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой – нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до нашей школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщений сведений очень необходимо, ибо газеты не дают важнейших сведений.

Б.,493. Широкое распространение знаний может переродить весь мир. Вспомним слова Благословенного о невежестве. Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем – знание выше всего. Где есть знание, там явление красоты.

Н.,326. ...Образование должно искоренять грубость. Нужно согласиться, что Мы понимаем под грубостью. Можно представить себе очень знающего ученого, который останется грубым человеком. Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонкие восприятия. Но наука будущего требует утончения, иначе она не может служить синтезом. Учитель должен обладать уважением к прочим областям наук, но для этого он должен быть подготовлен, начиная с первых школьных лет.

Спросят человека – что понимает он под грубостью? Он скажет: «Сквернословие, хулу и дерзость». Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. Так, люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. Можно встретить весьма вежливых грубиянов, и они никогда не признают, что могут быть повинны в грубости.

Спросят – неужели книга о хорошем поведении входит в Учение Жизни? Именно входит, и нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание. Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие Основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так, человек, утонченный в чувствах, не будет груб.

Н.,568. Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.

Нужно ясно договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Туда, в Надземное, пусть увлекает истинное знание. Нужно быть смелым при пересмотре быта.

 

«Школа, которая научит людей Радости»

М.О.,II,60. Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочет понять, что перенесение сознания в будущее есть образование несущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем, а затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, а существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации, можно достичь, лишь полюбив будущее. Страна трудовой радости, совершенствуя качество труда, может быть естественно увлечена в будущее.

Н.В.,31. Каждая школа, каждое учреждение может объединить круг людей, способных стремиться к духовному совершенствованию. Целые кадры подвижных наставников должны посещать такие Братства и приносить радость познания. Правительство поощряет образование наставников. Они могут быть различными специалистами, но когда приходит время отпуска, они уделяют часть времени посещению Братств. Очень важно, чтобы наставники были различных специальностей, только тогда они могут разнообразно толковать о привлекательных открытиях и достижениях в различных отраслях.

Н.В.,26. ...Особо обратите внимание на начальную школу. В начальной школе учение совместно до десяти лет. Средняя – от десяти до шестнадцати лет, но, конечно, зависит от способностей. Средняя школа не имеет совместного обучения. Экзамены отменяются, но каждый должен представить самостоятельную работу. Пусть даже семилетний малыш проявит себя. Так легче судить о способностях.

Школы должны быть самыми красивыми зданиями. Духовные беседы происходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей религий.

О школах следует добавить: пусть не убивают индивидуальность духа. Конечно, всякая политика исключается. Считаю – летние лагеря очень полезны...

Об.,104. Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть и кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования.

Об.,105. Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознавание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие неприменимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении сил! Малые любят работу больших.

Об.,106. Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всем быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Кооператив поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет община. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны.

Об.,108. Школа научит уважать полезные изобретения, но упасет от машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как признак темноты. Учитель будет ведущим наставником-другом, чтобы указать путь краткий и лучший. Не явление насилия, но улыбка зова. Но если в школах жизни просочилось предательство, то самое суровое осуждение положит конец такому безумию. Об.,109. Школы поймут, где леность, где необычное строение характера, где безумие и где необходимо понимание.

Об.,207. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников. Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запрещения сменяются возможностями.

Дайте изучение ремесел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества.

NB. Школа – место, где человек призван не только получить знания, необходимые в повседневной жизни, но и учиться искусству жить со всеми его сложностями и тонкостями. Когда человек заканчивает школу, он не прекращает учиться, а продолжает жить, используя то, что накопил в качестве знания. Мы редко рассматриваем жизнь как целостный процесс обучения, как школу, в которой надо учить уроки и сдавать экзамены. Вся жизнь есть учение. Накопление знаний, называемое учением, к которому мы так привыкли, необходимо нам для того, чтобы понять мир и самих себя. Вот почему так важен опыт работы Школы Радости, Школы Жизни, который внедряет Учитель современности Ш.А.Амонашвили.

М.О.II,59. Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки. Очень важно, чтобы программа не различалась для полов. Уже это одно условие сотрет очень вредное отношение к полу.

А.,98. Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. Люди так не умеют отличать главное от ничтожного. Часто самые узловые вехи существования не обращают внимание на себя. Школа должна помочь такому просвещению.

Н.,881. Нужно с малых лет напоминать, что невежество есть зло. Эта древняя истина не усвоена до сих пор.

Учение в школах не дает ясного представления о постоянном познавании. Редко учитель умеет зажечь радость познания. Уявление ограниченных сведений, не соединяемых с единой творческой мыслью, не укрепит устремление.

 

Учебные предметы

Об.,103. Школа должна быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа, от самой начальной, должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг.

Об.,110. Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость.

Об.,114. Люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумляются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но все же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют Основы Бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни.

М.О.,II,77. Для роста познавания Красоты в школах учреждается изучение Красоты Жизни. История Искусств и Знаний войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям. Руководитель этого предмета должен быть действительно образованным, чтобы избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества.

М.О.,II,188. Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намеках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания Живой Этики. Нужно познать, для чего необходимы честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном: должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченным и сольется со всем Бытием.

А.,309. Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и чего достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания.

NB. Как раз целостного знания о мире мы в школах не даем. К счастью, возникающие сегодня интегрированные отрасли научного знания, объединяющие представителей различных наук, становятся хорошей базой для создания предмета – синтез науки».

Бр.,426. В школах должен быть введен предмет – синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно.

Н.,53. Школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять красоту явления искусства. Было бы ошибкой, если лишь известный класс художников станет творить и плоды их будут механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов.

Н.,671. ...Космография должна быть введена во всех школах как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна включить все области мироведения. Если хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и привлекательно.

Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к предмету. Если сознание ученика сохранило осколки воспоминаний, он легко зажжется любовью к познанию Основ. Поистине, Космография должна быть преподана увлекательно. При этом постоянно должны быть включены новые научные нахождения. Пусть и учебники будут составлены так, чтобы легко дополнить их новыми сведениями.

Многие предметы будут синтезированы в обозрении Космоса. Астрономия, астрохимия, астрология и народные верования – все найдут место в научном объяснении. Наверное, отживающее поколение найдет такой предмет неосуществимым, но Мы имеем в виду молодых. Так Надземное войдет в чуткое сознание. Мыслитель напоминал, что отдельные науки когда-то будут верными сотрудницами.

Н.,687. Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий. Различие пониманий ведет к раздорам. Многие философские системы распадались именно вследствие неточных пониманий.

Н.,728. ...Психология должна быть преобразована в реальнейшую науку. Она должна быть реальнее, нежели физиология, но нужно, чтобы она начиналась в низшей школе и соответственно продолжалась во всех высших образовательных учреждениях.

Все отрасли образования должны быть сопровождены Основами психологии.

 

«...Усилить линию достоверного познания»

Об.,115. Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о ее улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами, между тем открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду: и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний!

Об.,157. Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.

Дайте детям возможность мыслить.

NB. Мысли о собственности при первоначальном ознакомлении с текстом вызвали неприятие. Это, конечно, связано с нашим недалеким прошлым, с деформацией многих понятий. Но по мере углубления в текст пришло и понимание того, что необходимо развивать правильное отношение к собственности. Владей, но не привязывайся. Приумножай данное тебе богатство, но целесообразно распоряжайся им.

Об.,252. Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Не существует литературы против собственности. Лишь немногие победили дракона рухляди. Но многие мечтают о собственных приобретениях. Как правдивы должны быть исторические сопоставления! Как строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету собственности. Законы свойств материи свидетельствуют, как собственность не отвечает природе человека.

NB. Учитель не может быть приложением к учебнику. Его удел осваивать все новое, быть в курсе научных открытий современности, быть с веком наравне.

Н.,574. Распространение ложных сведений есть особо вредное невежество. Но как поступить со школьными учебниками, которые имеют столько заблуждений? Наука гуманитарная и наука физическая двигаются, устремляясь к новым, проверенным достижениям. Справедливо ли, что молодое поколение должно получать не лучшие достижения, но обветшалые, скудные заблуждения? Много смятения вносится в молодые сознания такими ложными сведениями.

Если учебники не успели исправить, то учителя должны но предупредить учеников об ошибках прошлого. Не стыдно ли, что сохраняются заблуждения и тем обременяют молодые сознания? Так и среди надземных познаний.

Не будем смущаться, что древние тексты были не поняты или же переведены неправильно. Некоторые наречия имеют много условных терминов. Они в современном понимании значат нечто несоответственное Истине, но постепенно ученые разберутся в этом лабиринте, и молодые должны первыми получить верное осведомление.

Ученые должны утверждать Основы Истины, если даже они опрокидывают прежние теории. Мудро будет, когда гуманитарные науки получат правильные переводы древних текстов. Удивительно, что люди много говорят о различных направлениях, но на деле учебники остаются полными заблуждений. Вы знаете, что надземные познания нуждаются в сугубой честности.

 

«...Заботливо нужно оградить индивидуальность»

Oз.,3.IV,18. Собирая учеников, думайте, с чего начать. Ошибка обычная в том, что начинают с азбуки, не считаясь с природою ученика. Наше правило – дать, наряду с начальным ] положением, фрагменты высших возможностей.

Об.,207. Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете ли, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия большей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженых овощей? Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость.

Об.,259. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций.

Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами. Один из Наших Учителей обычно, лишь начиная предложения, предоставлял ученику докончить мысль. Так настраивал он свободное сомышление.

Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен. Явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства. Утверждение явления мудрости будет в твердых вехах, окружающих намеченную фигуру знания.

Открывая правильную дверь, дадим правильное направление.

Н.,444. Вообще основание индивидуальности нужно особенно осознать в настоящее время. Люди стремятся всех уравнять и обобщить, но природа в каждом явлении показывает индивидуальность. Поняв щедрость этой основы, можно легко мыслить о естественном продвижении. Можно во всем признать ценность индивидуальности.

Все, кто восстает против условности человеческих делений, должны в то же время признать и закон индивидуальности. Нет такого явления на Земле, при котором не было бы яркой индивидуальности... Все существующие насильственные средства будут препятствием, ибо все их предписания обычно не считаются с индивидуальностью...

Мыслитель говорил: «Каждый человек имеет путь неподражаемый!»

 

Приучать к свободному выбору.
Не допускать насильственных навязываний

Об.,229. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также мы против заранее оповещенных испытательных периодов. Эти поверхностные знания и лицемерные поведения не ускорят, но замедлят развитие. Не припомню, чтоб образовался выдающийся деятель, подчиняясь этим лицемерным условиям.

Начинайте строить общину как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать свое знание. Только непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд удержит от оборачивания в темный угол.

С.,189. Учитель может сказать: «Смотрите», но не может насильно заставить усмотреть.

С.,241. Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросами, как поступили бы ученики на месте героев. Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наоборот, открыть поле всяким соображениям – так учащиеся вступят на первое испытание. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий. Конечно, рука Незримого Учителя всегда предупредит о падении.

NB. Учитель по-своему видит мир, воспринимает Истину и хочет донести ее до учеников, но надо, чтобы они видели не его глазами, а своими. Процесс познания мира и себя очень индивидуален, каждый видит Истину, которая не принадлежит никому. Этим и отличается познание от простого накопления знаний. Всякое давление – искажающий фактор, независимо от того, какие благие цели вы преследуете. Учитель здесь выступает как очень тонкий механизм, назначение которого – заинтересовать, увлечь процессом познания.

MO.,I,269. Свобода выбора заложена во всем. Никакое насилие не должно прерывать путь, но позволительно дать каждому светильник в пути долгом. Просвещение лишь может осмыслить свободу избрания, потому просвещение есть утверждение Бытия. Каждая школа должна с малых лет давать просвещение, связывая действительность с сущностью сужденного. Лишь так можем связать наше Бытие с усовершенствованием. Свобода выбора, просвещение, самоусовершенствование есть путь Огня. Только огненные существа могут самостоятельно почувствовать эти устои восхождения. Но всех нужно вести этими вратами, иначе откуда же разрушительные смятения, которые вместе с хаосом стихий заставляют трепетать планету? Так разнузданные человеческие смятения присоединяются к стихийному возмущению. Считаю, нужно твердить о смятении, которое сокрушает все зачатки эволюции.

Н.,118. У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование.

Только неугасимое стремление познавать, а не покорное следование за большинством может привести к открытию неисследованных возможностей жизни.

 

Утвердим методы сердца!

С.,397. Часто смешивают явление волевой посылки с сердечной энергией. Можно легко отличить волевой приказ, при котором явление мозга действует через глаз или током конечностей. Для воздействия сердцем не требуется внешних приемов. Можно сказать, что за последнее столетие Запад воспринял мозговые методы, потому что они очевидны, хотя и поверхностны и несовершенны, как и все, нуждающееся во внешних приемах. Восток, несмотря на многие падения воли, все-таки сохранил методы сердца.

NB. Ни применение системы, ни авторитетное мнение и эрудиция не смогут придать целостности человеческому существу. Традиционное понимание методов, сложившееся у учителя в результате штудирования учебников педагогики и методик преподавания предметов, прямо противоположно «методам сердца», о которых здесь идет речь. Когда учитель поймет, что нет чудодейственных рецептов обучения и воспитания, а есть дети – очень разные, со своими болями, бедами и страхами, со своими симпатиями, интересами и пристрастиями, требующие огромного запаса понимания, терпения и любви, – тогда он сможет утвердить единственно возможные «методы сердца» и стать истинным наставником молодых.

C.,398. Чтобы приблизиться к методу сердца, нужно прежде всего полюбить мир сердечный, или, вернее, научиться уважать все, сопряженное с сердцем. Многие совершенно не представляют себе различные пути мозга и сердца. Трудно этим мозговикам принять Миры Высшие.

...Сердце не есть отвлеченность, но мост к Высшим Мирам.

Н.,925. Учитель знает, как бережно нужно касаться сознания ученика. Та же самая истина в измененном изложении может легче запомниться и открыть новый путь к достижению.

Так не опасайтесь находить доходчивые слова, помните о шатких сознаниях слушателей. Нередко сложное понятие легче воспринимается, но самое простое кажется непонятным. Тогда нужно выбрать иной час и постучаться в иной вход. Легко понять, что вход сердца окажется простейшим, но такой вход может нащупать тот, кто сам имеет звучание сердца.

Зн.,68. Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте описать кусок гранита. Это будет для находчивости. Может быть, камень даст ему представление о твердынях дальних миров. Из обычного можно извлечь искры красоты.

Зн.,294. Почему люди избегают неизвестного для них? Ибо в школах им говорят – делайте, как все.

Устремляйте дух к неизвестному, такое устремление даст новые формы мысли.

Зн.,527. ...Не ценно мозговое заучивание, но осознание и устремление.

И.,129. Запишите вопросы ученику: «Не служишь ли мраку? Не слуга ли сомнению? Не предатель ли? Не лжец ли? Не сквернослов ли? Не ленив ли? Не сердит ли? Не уявлен ли к непостоянству? Не нерадив ли? Знаешь ли преданность? Готов ли к труду? Не убоишься ли Света?» Так спрашивайте учеников, готовя их к испытанию.

NB. Вчитайтесь в предлагаемые Учением вопросы. Часто ли мы задаем их себе и своим воспитанникам?

М.О.,I,254. Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по сознанию, тогда начнется истинная эволюция. Невозможно разделить человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим, как некоторые дети нуждаются в слове возмужалом, и пожилые люди, иногда государственного положения, могут уразуметь лишь детские соображения... Новое сознание не придет от механических формул. Так, нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Нелегко это, но составляет прекрасное упражнение для сообразительности.

Бр.,34. Спор может выявить истину, но чаще всего он засоряет пространство. Учитель должен знать, насколько ученик может участвовать в споре, не внося раздражения.

Бр.,89. Очень внимательно наблюдайте, что человек может вместить.

Бр.,144. Следует в школах вести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задает причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут всем привходящим обстоятельствам.

 

«Школа должна научить читать»

Зов,6,02,22. ...Книги, как мимолетные мысли людей, надо избирать их...

Зов,23,05,22. Можете учить на деле, как надо быть находчивым.

Ибо в каждом обстоятельстве заключены разные возможности.

Но ум надо устремить к Свету.

Пыль книги почтенна, но дух парит без пыли.

Тягость – в нас...

Об.,94. Часто вы говорите о несовершенстве существующих книг. Скажу больше: ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя – по числу отпечатков книги.

Занимать ложью место народных книгохранилищ – тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение писателя, чтоб оценить качество его ошибок. Невежество будет худшим основанием. Страх и подлость займут ближайшее место. Все эти особенности непозволительны в общине. Устранение их нужно осуществить в новом строительстве. Запретительные меры, как всегда, не пригодны. Но открытая ошибка должна быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатки книги образумит писателя...

Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ – целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать: переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу.

Зачем обращать лучший угол очага во лживого шута! Именно книги засоряют сознание детей. Должно отметить вопрос книги!

NB. Но в наши дни вдумчивый читатель – редкость. В основном поглощается низкосортная литература, не требующая работы ума и сердца. Высокая же литература требует определенной духовной, интеллектуальной, эмоциональной подготовленности читателя. Поэтому так важно для учителя умение научить чтению-размышлению, сотворчеству с автором. Поэтому поддерживайте не рекламируемое сегодня так яростно скорочтение, не технику чтения, а научение приемам понимания анализа, проникновения в текст.

Об.,107. Школа должна не только вмешать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу как друга дома. Кооператив прежде всего имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины и связи ее с миром; показаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердятся, так же как и милосердие. Много примеров, зовущих к познаванию и открытиям, необходимости питания ума книгами.

Об.,227. ...Говорят о необходимости питания ума книгами. Это будет внешним проявлением. Но без устремления питание ума будет формальным и бесплодным. Устремление должно идти изнутри без внешних причин. Препятствия жизни не могут влиять на качество устремления...

Об.,538. Когда все книги прочтены и слова изучены, тогда остается применить узнанное к жизни. Если еще книги прочтут и слова выслушают, то все же применение остается вне жизни, и даже любые знаки не заставят изменить привычки. Но нужно найти путь к подвижности сознания. Сердце может почуять стыд недостойной траты времени...

С.,543. Самое позорное зрелище являет человек, приступающий к книге с твердым намерением не принять ее во внимание. Отсюда истекает замечание: все мне известно и старо. Но самые простые советы оставались без применения. Даже можно видеть, как самые нужные наблюдения именно пренебрегались, чтобы этим унизить Учение...

М.О.,I,360. И еще один вопрос волнует втайне некоторых людей. Они хотели бы знать, не мешает ли Учение чтению священных книг? Не беспокойтесь, именно Мы советуем читать внимательно эти Книги Заветов. Мы постоянно обращаем внимание на необходимость ознакомиться с Книгами Бытия. Разве не упомянут Огненный Мир в них? Притом так красиво и кратко: «Не умрем, но изменимся», или «На Небе, как и на Земле». Ведь такие Заветы мог произнести лишь Познавший! Священные книги могут дать богатство сведений о проявлении Огня. Так можно просить читать Заветы пристально. Также и хроники жизни подвижников могут принести понимание Мира Огненного. Утверждение явлений через многие века должно вдохновить искателей-ученых. Повторяю, прискорбно видеть разделение науки от Высших Основ Бытия. Хотя бы как историки, ученые обязаны внимательно и с уважением отнестись к Скрижалям прошлого. Но не только ученые, но даже выросшие на воображении художники избегают сосредоточиться на сокровищах Священного Завета. Точно такое знание хуже прочих познаний! Но чудно то, что посылающие вопрос о Священных Книгах, несмотря на Наш совет, не найдут времени их читать. Кто сердечно горит, тот не будет откладывать по причине незаданного вопроса.

М.О.,I,401. ...Можно видеть, насколько человечество в последние годы уходит от духовного начала. Многие книги, которые должны были бы именно направить к духовной жизни, наоборот, уходят от внимания людей...

М.О.,II,248. Бессердечное чтение и даже заучивание мало помогают. Можно даже составить таблицу, насколько участие сердца вызывает истинное понимание. Пусть не понимают это отвлеченно. Пульс по качеству своему покажет, насколько сердечное участие помогает явлению восприятия. Такое понятие приблизит и к Миру Огненному. Скучно слушать лишенное сердечности бормотание, особенно когда число печатных книг достигает ужасающего количества. Редко количество настолько расходилось с качеством! Признак бессердечия и в этом сказывается. Мы поощряем каждое горение духа. Пылающее сердце есть факел Огненного Мира. Следует привыкать к погружению в смысл сказанного, для этого полезны и переводы на разные языки, в них высказывается точность понимания. Учитель всегда должен вращать понятие, чтобы оно коснулось сознания ученика во всей своей сфере. Невозможно принять неотложность многих понятий при первом чтении. Нужно возвратиться к ним, как уже сказано, при всех окрасках утра и вечера. Ночь и та принесет луч понимания. Сами видите, насколько странно люди судят прочтенное. Когда они слышат о Мессии, они лишь думают: не ! демон ли? Когда они читают о сердце, они опасаются: не колдовство ли? Значит, и демон, и колдовство им близки. Человек, чистый сердцем, не будет думать прежде всего о тьме.

М.О.,II,447. ...Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало.

М.О.,III,84. ...Опыт Агни Йоги так нужен миру. Книги Агни Йоги будут когда-то настольными, и в новых школах можно будет объединить Учение с жизнью. Какое чудесное утверждение для Блага Человечества!..

А.,169. Следует перечитывать Книги Начал и Основ. Вообще, нужно возобновлять свое впечатление от прочитанного. Напрасно думают, что книга, прочитанная три года назад, не будет новой при следующем чтении. Сам человек изменился за эти годы. Его сознание и понимание не могли оставаться на том же уровне; во всем окружающем произошло изменение; человек не мог бы вернуться к прежним условиям. При обновленном кругозоре человек усмотрит новое содержание в книге. Потому книга прочтенная не должна быть навсегда ввергнута в темницу. Знание живет, и каждый знак его должен быть живым.

А.,327. Если человек прочтет все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек. От таких жестокосердных не зазвучит признательность. О качестве признательности часто повторяю в разных символах. Необходимо понять качество признательности как адамант Бытия.

А.,411. Если хотите подарить книгу, советую послать ее, прочитав предварительно. И в давние времена очень ценили книгу, прочитанную дарителем. Уже понимали, что в процессе чтения наслаивалась особенная сила. Так замечайте все возможности обмена энергии.

Бр.,115. Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги. Такое умение нужно воспитывать. Люди если и принимают книгу, то это не значит, что они умеют прочесть ее. Можно видеть, как относительно толкуют прочитанное и как далеко понимание от мысли писателя. Утверждаю, что книги мало воспринимаются, но явление всеначальной энергии может быть отличным путеводителем. Эта энергия нередко помогает найти нужную книгу и выбрать из нее желаемое. Но только нужно быть внимательным. Но и к этому качеству нужно воспитывать себя.

Бр.,547. Ясно убеждаетесь, насколько предвзято судят люди, предполагающие себя учеными. Прискорбно, когда уже дисциплинированное мышление направляется по пути предрассудков. Не честно читать книгу с предумышленным осуждением. Если такой читатель не испытал на себе многих показательных явлений, то тем осмотрительнее он должен быть в своих суждениях.

Мы прежде всего ценим действительность, факты, неоспоримые проявления.

Н.,223. ...Особенно печально видеть, как легкомысленно думают люди, считая, что они уже постигли. Можно прочесть много книг, но чтение еще не есть претворение. Потому Мы советуем наблюдать явления природы, в которых сказывается вся сложность многих процессов...

Н.,326. ...Спросят: «Неужели книга о хорошем поведении входит в Учение Жизни?» Именно входит, и нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание...

Мыслитель повторял: «Умейте чувствовать, иначе подумают, что у вас свиная кожа».

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 441