Живая Этика. Антология гуманной педагогики

VIII. Воспитание

Воспитание есть питание всем возвышенным и утонченным

Об.,116. Уберегите детей от всего ложного: уберегите от дурной музыки; уберегите от ложных состязаний, уберегите от самости, тем более что нужно прививать любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце.

NB. Как защитить наших детей? Можно ли уберечь их от всего ложного, от той лавины псевдоценностей, которая обрушилась на них? Запреты не действуют, а внутренние основы духовности и нравственности не пробуждены. Может, причина в том, что излишне много внимания уделяется внешней стороне обучения, образования, а сущностное, что составляет фундамент человека, остается в тени. Не укрепляя же духовный стержень, невозможно уберечь ребенка от ложных ценностей.

М.О.,III,499. Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображение подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна.

NB. Да, наша сущность стремится к совершенствованию, но это длительный процесс постепенного расширения сознания, осмысления себя и Бытия. Мы все разные: один может вместить в свое сознание все мироздание,другой – только свой дом и семью, а третий – лишь себя. И, возможно, чтобы стать добрым, любящим, милосердным, нам не одну жизнь надо пройти и укрепить эти качества в своем сознании. Работая с детьми, я долгое время не могла понять, почему один ребенок любое задание может выполнить четко, быстро, на него всегда можно положиться, а другой, даже прилагая все усилия, не способен этого сделать. Возможно, наша ошибка в том, что мы постоянно нацелены на некий видимый результат. Мы ругаем ребенка за отсутствие ответственности, а он не в состоянии еще вместить это качество и измениться так быстро, как нам этого хочется. Задача учителя – распознать, что несет в себе конкретный ребенок, и в соответствии с этим выстраивать логику воспитательного взаимодействия. Воспитание создает ту благоприятную почву, в которой раскрывается сущность ребенка. Учитель и ученик находятся в постоянном процессе сотворчества. Значит, и отношение учителя, и способы его работы не могут укладываться ни в какие готовые рецепты.

Н.,425. Урусвати знает значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны, прежде всего, осознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное. Не будет ограничением, если мы признаем, что сущность человеческая слагается в Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди тонкого пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.

Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.

Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей.

Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом.

Нужно для воспитания уметь шепнуть – «радость» и преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носительниц Света, работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных, и нередко отвратительных.

Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном.

Об.,213. Нельзя успокоиться на мысли, что кто-то виноват, лучше трезво исчислить свои попустительства. Лучше без кривой улыбки сообразить, что можно исправить от сегодня и проверить качество каждого своего действия. Причем следует начать проверку с самого обыденного. Не слишком ли долго спал? Как говорил с окружающими? Не отложил ли спешную работу? Не сказал ли ложные сроки? Не забыл ли заботливость об Общем Благе? Так переспрашивайте себя без лицемерия.

Зн.,128. У Нас существуют беседы о будущем, при этом разрешается проводить самые широкие построения, подтверждая их фактами и аналогиями. Такая игра прогноза является лучшим отдыхом. Она пробуждает спящие центры и рождает новые мысли. Потому советуйте... думать о будущем.

Зн.,138. Правильно восстаете против посева грязи жизни. Именно животные поступают чище, ибо их воображение незапятнано. Без боязни следует изгонять скверную привычку засорять молодым глаза.

NB. Вся жизнь, устремленная к высшему, может быть названа подвигом. И об этом надо чаще говорить с детьми, чтобы высокие идеалы облагораживали душу.

М.О.,1,92. Так утонченность может направлять мысли к бережности между человеческими существами. Не нужно оскорблять друг друга. Во имя Огня не нужно оскорблять.

М.О.,I,96. Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно признать подвиг как нечто призванное и не уставать говорить и мыслить о нем.

М.О.,I,107. Мы учим делать глаз незрячим на отвратительное.

М.О.,I,358. Пифагор запрещал ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности. Человек, приветствующий гимном Солнце, не может заметить малые пятна. В этом приказе заключается утверждение Прекрасного. Те, которые нуждаются в шутах, не оставляют о себе память среди мудрых.

NB. Преждевременное, искусственное раскрытие духовных центров, не являющееся результатом расширения сознания, трансформации качеств, требующих постоянного труда по преобразованию внутреннего человека в существо духовное, приводит, как правило, к различным негативным явлениям – психическим заболеваниям, к нравственной деградации личности. Путь к раскрытию высших возможностей – один: духовное восхождение,развитие духовного сознания. Стать высококультурным человеком, воспитать в себе культуру духа, что означает благородство и великодушие в мыслях, в действиях, – вот что является самым важным. Пробудив эти качества в себе, мы сумеем пробудить их и в детях.

М.О.,I,359. Скажут – ссориться нельзя, глумиться нельзя, предательствовать нельзя, клеветать нельзя, ударить нельзя, явить надменность нельзя, служить самости нельзя, указать на преимущество нельзя, что же это за жизнь? Прибавим – и сорить нельзя, ибо каждый сор сам сорящий вынесет.

М.О.,I,489. Следует в школах предупредить, что до тридцати лет не все центры готовы для высших проявлений. Нужно, чтобы молодежь знала как мудро готовить тело и дух для труда восхождения. Нужно, чтобы преподаватели были водителями в жизни. Нужно, чтобы отвлеченное стало реальным и укрепило всю жизнь. Много чистых духов уже готовы примкнуть к работе сознательной, но они ищут, как подойти. Пусть преподаватели запомнят, что путь отрицаний самый губительный.

М.О.,I,632. В приобретении качеств нельзя придерживаться одной системы и последовательности. Кто сердечно почувствует влечение к восполнению терпения, пусть и выполняет эту задачу. Кто устремляется к развитию мужества, пусть наслаивает этот опыт. Нельзя запретить желающему думать о сострадая в сотрудничестве. Хуже всего условные. когда ученика заставляют устремляться к наиболее дальнему качеству, которое сейчас не будет воспринято. При всей дисциплине греческих философских школ запрещалось насиловать волю ученика. Например, явление всех поносительных слов запрещалось, но как обоюдное соглашение, без насилия, иначе человек может мысленно посылать еще горшую брань. Нужно определенно указать начинающим о необходимости выполнения качеств, но в последовательности влечения. Огни сердца зажигают центры по индивидуальности, так нужно ценить эти огненные вехи. Нужно понять, почему Мы так настаиваем на естественном преображении жизни, иначе последствие уклонения от существа устремления даст нарушение всех основ.

NB. Данное утверждение еще раз напоминает учителю, что он не вправе авторитарно решать, какое качество нуждается в упражнении. Главное – почувствовать сердечное устремление самого ребенка, его готовность к работе именно с этим качеством. Для одного в настоящий момент очень важно преодолеть раздражительность, а для другого – развить ответственность. В том и заключается смысл гуманной педагогики, чтобы бережно прикасаться к внутреннему миру ребенка, выявлять, распознавать и создавать необходимые условия для выращивания тех или иных свойств и качеств.

М.О.,I,634. Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством*. Так сложно самообладание, но оно неизбежно нужно при вступлении в Миры Высшие. Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество. В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, но это будет почерпание из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством. Не многие сохраняют память о самообладании; как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд странных движений, произносить ненужные слова и вообще являют ложный вид духа и тела. Можно представить, насколько такие люди потеряют достоинство при переходе через великие границы. Нужно помнить, что, приближаясь к Свету, нужно и свою лампаду нести нерасплесканной. Такое путеводное совершенство нужно приобрести в телесном состоянии. Потому опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу Нашу?! Пусть каждое земное действо имеет в виду Путь Высший. Пусть каждая мысль может быть повторена перед Огненным Миром.

М.О.,II,196. Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями. Когда люди представят себе как бы огненный круг вояву около себя, они не будут бессмысленно прожигать руку свою. Особенно непростительны так называемые нервные движения. Именно они показывают! всю недисциплинированность. Можно излечить его от самых отвратительных привычек, наблюдая эти движения и показывая их вредность для тонкого тела. Так врач может проявить самую полезную деятельность и без физических лекарств.

М.О.,III,395. Особое качество в тонком духе есть признание качеств и достоинств в человеке. Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества.

М.О.,III,429. Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах.

А.,344. Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать как пособника! продвижения. Нелепо представить терпение как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряженность. Так энергия принимает участие в событиях, способствуя им и не предпосылая заблуждения.

Так следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении.

А.,362. Значение некоторых нравственных понятий должно быть просмотрено со стороны не только духовной, но и научной. Беру на рассмотрение понятие доверия – даже у первобытных народов понятие полагалось как основа общения. Уже в древности понимали» что такое понятие имеет особое значение. Лишь впоследствии, при развитии притворства, люди начали допускать ложную личину, думая, что можно обмануть внутреннее сознание. Но при развитии научных методов можно проверить ценность истинного доверия.

Возьмем собеседование двух людей. При взаимном доверии излучения будут хороши и даже улучшатся от сочетания энергий. Теперь посмотрим, если один из собеседников лицемер или они взаимно не доверяют друг другу – аура будет отвратительна, с черными и серыми пятнами. Мало того, оба притворщика будут вредить обоюдно, и для зародыша их болезней не будет лучшего рассадника. Кроме того, пространство будет заражено от такого ложного употребления энергии.

Значит, мало понимать доверие как отвлеченно-нравственное понятие. Следует оценить доверие и как спасительное средство.

А.,363. Явление доверия необходимо при Высшем Собеседовании. Без доверия лучше и не касаться таких предметов. Сквернословие получится вместо вдохновения. Малое недоверие при самих действиях подобно чумной язве, она появляется не сразу на всем теле. Так будем осторожны с великими Понятиями.

А.,397. Можно понять, что человеческое общение возможно лишь при условии доброжелательства. Опять нравственное понятие становится реальным двигателем. Так психология делается самой действенной наукой.

Бр.,145. Нравственные основы делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делаться, иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной.

Н.,193. Мыслитель говорил ученикам: «Кто может противиться вашему праведному пути? – Только злой или невежда, но вы не можете обижаться на них. Обида лишь ослабит ваши силы. Обида пожирает волю и сокрушает жизнь. Когда вы пресекаете зло, вы действуете не вследствие обиды, но ради восстановления добра. Также вы не можете быть обижены невеждами, ибо нельзя признать их суждения за истину. Можно сожалеть об их невежестве и не считать их совопрошателями. Мудро будет вообще не отвечать им. Так пусть в школах научат, что человек, идущий правильным путем, не будет подвержен обидам. Только неразумный может отравлять себя обидами.

Н.,590. Только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность Деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте – каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Люди не могут думать, что мгновенное озарение может Немедленно создать возвышенную природу человека. Озарение может открыть сокровищницу человека, но если она пуста, то и последствия не будет.

Н.,720. Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, – это означает, что именно такие стороны жизни забыты мятущимся человечеством...

Н.,726. Многое доступно человеку, понявшему добро. Он моет ощущать вибрации Высших Миров, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждающие, что красота есть добро и добро прекрасно.

 

«Человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному»

Бр.,292. Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико! невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно! понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер – только шум будет доступен уху невежды. Песня водопада или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли народ совершить свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?

Н.,42. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность...

Каждый, выражающий музыкальность, жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.

Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности.

Нужно познать все силы развития музыкальности.

Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их. В гармонии не будет раздражения. Злорадство не может существовать там, где дух возвышается. Не случайно в древности эпические заветы пелись, не только для механического запоминания, но и для вдохновения. Мы не утомляемся по причине ритма и гармонии.

Явление музыкальности нужно развивать с начальных дней.

Н.,195. Также говорил Мыслитель: «В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их. потому музыка будет важной частью образования. Без ритма и гармонии мы не сможем войти в высшие сферы. Вселенная живет движением, которое обусловлено ритмом. Но люди не понимают, что биение сердца есть символ мирового движения».

Н.,213. Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном.

Н.,426. Мы говорили о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют открыть восприятие красоты.

Мыслитель говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам Божественным».

Н.,608. Мыслитель учил: «Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное – значит улучшаться...»

Н.,655. ...Считаю, что Прекрасное есть щит от зла.

Н.,783. Урусвати знает, что человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями Прекрасного. Не думайте, что эта древняя истина достаточно осознана человечеством. К сожалению, именно теперь люди стоят дальше от нее, нежели во многих прошлых веках.

Проявление Прекрасного в различных областях часто считается не только ненужным, но даже несвоевременным. Между тем житейские мудрецы полагают приступить к переустройству Мира. Спросите – как они явят Мир Новый без заботы о Прекрасном?

Во всех ярых мудрствованиях о переустройстве Прекрасное не имеет места. Но какой труд предполагается, если он не будет прекрасным? Какое знание может жить, если не включает в себя Прекрасного? Какая справедливость может народиться, если она не будет лишена прекрасных озарений? При этом люди толкуют о границах и содержании Прекрасного. Они не понимают, что каждая крупица Прекрасного уже делает человека сотрудником Высших Сил.

Может ли быть устремление к Надземному Миру без прекрасных крыльев? Может ли образоваться истинный творец без прекрасного осознания ярких полетов? Так можно понять, что без приобщения к Прекрасному невозможна эволюция.

Мыслитель указывал: «Живите в мечте о Прекрасном, получите радость и любовь».

Н.,853. Пусть в школах учителя скажут о мощи возвышенного устремления. Пусть введут мгновения молчания, когда малыши должны устремить мысль о самом Прекрасном. Такие мгновения могут вызвать искру сердечного огня.

Мыслитель советовал собираться вместе и молча направлять мысли о человечестве.

 

Звучание слов должно быть прекрасно

М.О.,I,136. Каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме. Страшный нож не за поясом, но на конце языка. Когда-то придется понять, что сказанное и помысленное неизгладимы. Каждый, помысливший во благо, может радоваться этому, но и наоборот.

А.,34. Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов.

А.,38. Антипод молитвы – сквернословие. Оно смущает и грязнит пространство. Запрещено в городах иметь фабрики, полные ядовитых газов, но кощунства и сквернословие по следствиям своим вреднее. Люди не хотят освободиться от самого губительного, порождающего устрашающие разрушения. Уже не говорю о болезнях, порожденных нарушением атмосферы. Ужаснее всяких болезней будут разрушения слоев около планеты. Сколько же молитв идобрых мыслей требуется, чтобы заполнить эти пропасти и язвы пространства. Если опасны безводные пустыни и смерчи, то же самое наблюдается, когда человечество опустошает вокруг себя живительные силы. Ведь самоопустошенные остовы как гробы гниющие.

Упаситесь от сквернословия!

Бр.,286. Истинно, речь человеческую следует беречь от различных уродств, некрасивых и невыразительных. Также нужно очистить язык от некоторых архаизмов, основанных на давно изжитых обычаях. Люди часто произносят слова, не отдавая себе отчета в их значении. Так они наполняют речь бессмысленными именами и понятиями. Сами же они стали бы смеяться, если подумали бы о смысле сказанного. Так и во всем следует оставлять изжитое, лишенное первоначального смысла.

Б.,394. Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах опасная болезнь. ...Потому люди должны понимать свою ответственность за каждое пущенное слово.

Бр.,395. Многие подумают, что не стоит заботиться о словах и помыслах, ибо Мир существует и при проклятиях. Но слепцы такие глупцы, точно они не видят всех бедствий и несчастий, привлеченных человечеством. Не угрожаем, но советуем очистить атмосферу.

NB. Как важно в этой связи доброе, яркое, умное слово учителя, речь которого является образцом для подражания.

Н.,866. Пора в школах сказать о губительном вреде злоречия, но мир обеднел учителями, и некому предупредить малышей о значении злоречия. Они и дома слышат немало злобных проклятий. Но учитель должен указать с медицинской точки зрения о непоправимом вреде зломыслия.

Не только пьянство и наркотики разрушают организм, но зломыслие не менее открывает вход для всевозможных зараз. Злобный человек обезоружен от всех губительных влияний. Не Мир Надземный, но тьма окружит его. Пора понять, что зло есть разлагающая сила, и во зле не народится здоровое потомство.

Мыслитель уходил на базар, предупреждая: «Спешите освободиться от оков зломыслия». Глупцы смеялись над ним.

Н.,906. Грубость унижает человека. Грубость есть мрак невежества. ...Нельзя представить себе, насколько заражена Земля грубостью! Люди оказываются как бы окруженными эпидемией заразной. Только сильная воля может пробить слой заразы, не подвергаясь воздействию эпидемий. Сознание может защитить человека, но оно должно быть ясным.

Мыслитель остерегал: «Всеми силами искореняйте грубость».

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 453