В.В. Фролов

Философское творчество Л.В.Шапошниковой
как отклик на космический зов Живой Этики: к постановке проблемы

Разработанность проблемы изучения творчества Л.В.Шапошниковой. Творчество Л.В.Шапошниковой является предметом научного осмысления в работах российских и зарубежных авторов, таких как О.А.Лавренова, Л.М.Гиндилис, Н.Г.Войченко (Россия), М.Куцарова, А.Федотов (Болгария), В.А.Козар, В.Г.Соколов, Т.П.Сергеева (Украина), В.А.Воропаева (Кыргызстан). В этом ряду можно назвать также автора данного доклада. Работы указанных и других авторов, затрагивающих творчество Л.В.Шапошниковой, оказали большую помощь при подготовке данного доклада. В то же время надо отметить, что работ по теме настоящего исследования пока нет ни в России, ни за рубежом. Между тем заявленная тема имеет важное эволюционное значение и требует своей разработки.

В качестве методологии исследования автор стремится применять философию Живой Этики, другие работы Рерихов. Огромное значение для понимания автором доклада данной темы имеют работы Л.В.Шапошниковой, особенно два доклада, сделанных Людмилой Васильевной на Международных научных конференциях в МЦР – «Космическое мышление – новая система познания» (2003) и «Живая Этика – творческий импульс космической эволюции» (2011), а также книги «Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов» (2011) и «Земное творчество космической эволюции» (2011).

Понятие эволюционного импульса. Космическая эволюция человечества регулируется законами Космоса, которые отражены в Живой Этике. В значительной мере благодаря этой философской системе перед человечеством откроются возможности познания и претворения в действиях людей закономерностей космической эволюции.

Одним из важнейших механизмов осуществления космической эволюции являются ее энергетические импульсы, которые, как отмечает Л.В.Шапошникова, уже не однажды приходили в пространство нашей планеты. В Живой Этике раскрывается одно очень существенное качество эволюционного импульса – его огненность. В связи с этим мы читаем в Живой Этике: «В каждом импульсе живет это огненное качество. Каждое жизненное устремление движется этим качеством. Осознание этого качества дает осознание всех жизненных импульсов Беспредельности» [1, ч. 2, 845]. И еще: «Расширение сознания есть принцип творческого импульса» [1, ч. 2, 750].

Опираясь на методологию философии космической реальности, Л.В.Шапошникова дает такую характеристику эволюционного импульса: «Импульс, в какой бы части Мироздания он ни действовал и какие бы космические тела ни вовлекал в свою орбиту, обязательно должен иметь более высокую энергетику, чем у пробуждаемого им к эволюционному движению космического тела, в том числе и Земли. Для нашей планеты импульс должен иметь энергетику Огненного Мира» [2, с. 78].

Итак, высказанные в Живой Этике и в работах Л.В.Шапошниковой положения играют роль методологии правильного понимания творчества Людмилы Васильевны как отклика на космический зов, носителем которого выступает философская система Живой Этики.

В связи с этим нужно отметить, что на творчество Л.В.Шапошниковой повлиял ряд очень важных моментов. К ним относятся осколок метеорита, или Камень, Учителя человечества и Живая Этика.

Как отмечает Л.В.Шапошникова в докладе «Живая Этика – творческий импульс космической эволюции», то, на чем и на ком держится эволюционный импульс, были «Метеорит из созвездия Ориона, Космические Иерархи, или Учителя, и система знаний, заключенная в Живой Этике» [2, с. 83].

Рассмотрим названные выше носители эволюционного импульса прошлого столетия с точки зрения их возможного влияния на раскрытие и усиление творческого потенциала Л.В.Шапошниковой. Прежде всего, это метеорит, или Камень, пришедший на Землю из созвездия Орион. В этой связи Е.И.Рерих пишет: «Камень Белый в “Откровении”, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающегося Новым Провозвестием» [3, с. 138]. Осколок этого метеорита «путешествовал» по нашей планете долгие времена и в ХХ веке волею судьбы оказался у Рерихов. Святослав Николаевич Рерих передал Л.В.Шапошниковой на очень короткое время осколок метеорита и затем забрал его. По свидетельству Людмилы Васильевны, она ощутила в этот момент в своих пальцах легкое покалывание, причиной которого была энергетика этого камня. Нам представляется, что этот «контакт» Людмилы Васильевны с Камнем сыграл в ее жизни и творчестве очень важную эволюционную роль. Мы возьмем на себя смелость сказать, что согласно космическому закону энергоинформационного обмена и космическому закону «Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее», более высокая энергетика этого Камня повлияла на энергетику Людмилы Васильевны и в какой-то мере на повышение ее уровня, что благотворно сказалось на многогранном творчестве этого мыслителя.

Другим важнейшим носителем эволюционного импульса выступает творчество Учителей, или космических Иерархов. В частности, благодаря их «ночным бдениям» Метеорит, который прибыл из созвездия Орион, напитывает пространство нашей планеты более высокой энергетикой, необходимой для продвижения планеты и человечества к следующей эволюционной ступени. Для темы настоящего доклада очень важно отметить то, что Святослав Николаевич Рерих был связан с Великими Учителями и сам, как писала Е.И.Рерих, был Махатмой. Знаменательным в связи с этим является такой факт. Когда Людмила Васильевна первый раз приехала к С.Н.Рериху, то он, приглашая ее в свой дом, произнес: «Входите, я Вас ждал».

Помимо факта многолетнего сотрудничества С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой как Учителя и ученика мы хотели бы обратить внимание на два принципиальных момента в отношениях С.Н.Рериха к Л.В.Шапошниковой, имеющих очень важное эволюционное значение для ее жизни и творчества. Один мы уже обозначили – это ситуация с Камнем. Другой момент касается информации по Живой Этике, которую

С.Н.Рерих передал Л.В.Шапошниковой во время бесед с нею. Одним словом, встреча со Святославом Николаевичем и многолетнее ученичество Людмилы Васильевны под его руководством не могли не способствовать расширению сознания Людмилы Васильевны, повышению уровня ее энергетики и в итоге – усилению ее творческого потенциала.

Особое значение для космической эволюции человечества в современную эпоху имеет философская система Живой Этики, так как она является творческим импульсом космической эволюции. Следует еще раз подчеркнуть, что только такое понимание Живой Этики позволяет понять ее эволюционную роль и истинный эволюционный смысл. Все другие подходы к рассмотрению Живой Этики (например, с позиций традиционной науки) не имеют перспективы ни в науке, ни в духовном совершенствовании человека, ни в социальной практике.

В связи с темой настоящей статьи надо отметить, что Живая Этика обладает более высокой энергетикой, несет новое знание и напитано красотой инобытия. В силу таких моментов ее дальнейшее осмысление и применение Людмилой Васильевной в философских исследованиях не может не способствовать повышению уровня ее энергетики и расширению ее сознания. Тем самым творческий потенциал Людмилы Васильевны не может не возрастать. Об этом свидетельствуют результаты ее философского, музейного, художественного творчества и подвижническая деятельность по защите имени и наследия Рерихов.

Влияние особенностей маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, по которому совершила путешествие Л.В.Шапошникова, на повышение энергетики и расширение сознания этого мыслителя. Рассматривая моменты, повлиявшие на усиление творческого потенциала Людмилы Васильевны, надо отметить еще одно очень важное обстоятельство в ее жизни – ее путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (за исключением его китайского отрезка). Уже одно то, что в пространстве экспедиционного маршрута пребывали Учителя Востока, делало маршрут этой экспедиции в энергетическом, информационном, вообще в духовном плане необычайно притягательным. Это эволюционное действие, или закладка магнитов, было реализовано в экспедиции Н.К.Рериха. Мы уже не говорим о том, что по местам, где проходил экспедиционный маршрут, тысячелетиями прокатывались волны культур разных народов, также оставивших свои энергетические «наслоения». Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что природа на маршруте экспедиции необычайно красива. Безусловно, она вдохновила Л.В.Шапошникову на художественное творчество, свидетельством чего являются прекрасные фотографии, сделанные на маршруте экспедиции [см.: 4].

Живая Этика – методология осмысления проблемы «космический зов и отклик на него». Осмыслить некоторые грани проблемы космического зова и творческого отклика на него Л.В.Шапошниковой помогает философская система Живой Этики, в которой можно прочитать: «Зов и отклик являются сочетанием космических огней <...> Много кругов получается от зова, и, расширяясь при интенсивности, захватывают другие сферы» [5, 6]. Во второй части этого фрагмента отмечается причинная роль зова по отношению к различным сферам бытия. Применительно к Живой Этике можно сказать, что более высокая энергетика этого Учения, взятая в единстве с другими его гранями, выполняет роль космического зова в пространстве нашей планеты.

Для понимания механизма эволюционного зова Живой Этики огромное значение имеет такое высказывание Е.И.Рерих: «Прочувствовать истину Учения и возгореться сердцем навстречу Зову Учителя может лишь тот, кто уже и в прежних своих жизнях приближался к Учению и Великим Учителям. <...> Свободная воля или свободный выбор человека слагает его судьбу» [6, с. 395]. Эта мысль позволяет понять, что для отклика человека на зов Живой Этики необходимо наличие очень важных предпосылок. Среди них и особое состояние сердца, настроенное на волну «Зова», и интуитивное чувствование истины, и приближение к Учению и Учителям в прежних жизнях, и свободный судьбоносный выбор человеком своего пути. Все эти качества, как можно предположить, оказались присущи Л.В.Шапошниковой. Итак, Людмила Васильевна Шапошникова, испытав благотворное влияние указанных выше моментов, не могла не откликнуться на космический зов Живой Этики, которая разбудила в ее сердце творческую энергию, реализовавшуюся и продолжающую претворяться в ее творчестве.

Мысль о том, что сердце человека может связывать его с Иерархией Светлых Сил Космоса, проявлением которой является Живая Этика, мы находим в книге «Мир Огненный»: «Только сердце, ничем кроме любви непокрытое, связывает нас с Высшими Силами» [7, ч. 2, 154]. Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что после того, как Людмила Васильевна ощутила зов Живой Этики и ее сердце настроилось на энергетическую «волну» философии космической реальности, творческий потенциал этого мыслителя стал все более раскрываться и вовлекаться в орбиту эволюционного импульса Живой Этики, а творческая энергия Л.В.Шапошниковой начала реализовываться в тех направлениях творческой деятельности Людмилы Васильевны, с результатами которой мы сегодня можем ознакомиться по ее публикациям, выступлениям и другим действиям, имеющим эволюционно-культурное значение.

Выдающимся результатом такого рода является создание Музея имени Н.К.Рериха, появившегося благодаря инициативе С.Н.Рериха и действиям Л.В.Шапошниковой, Ю.М.Воронцова, Б.И.Булочника.

Космический Магнит и метаисторические истоки творчества Л.В.Шапошниковой. Ряд рассмотренных выше моментов, касающихся природы эволюционного импульса, его влияния на внутренний мир и творчество Л.В.Шапошниковой, позволяет заключить, что ее творчество имеет космические истоки или метаисторические причины. Они коренятся в мирах более высокого измерения материи, ибо философская система Живой Этики есть проявление космического творчества Учителей человечества, которое обусловлено ритмом Космического Магнита. Описание роли Космического Магнита в эволюции человека и человечества можно найти в Живой Этике, а также в книгах Л.В.Шапошниковой «Веления Космоса» [см.: 8] и «Вселенная Мастера» [см.: 9]. «Человек, являясь частью Вселенной, – отмечает Л.В.Шапошникова, – связан с Космическим Магнитом через свои первоэлементы, которые формировались под энергетическим влиянием последнего. В силу этого обстоятельства взаимодействие человека с Космическим Магнитом является самым решающим моментом в его жизни, в его эволюции, в его деятельности» [8, с. 87]. Это высказывание Людмилы Васильевны следует учесть при рассмотрении ее связи с носителями эволюционного импульса ХХ века. В таком случае наше суждение о том, что истоки ее творчества коренятся в мирах более высокого измерения материи, имеет достаточное основание.

С Космическим Магнитом также связаны Учителя Востока, которые разработали Учение Живой Этики и передали его через Елену Ивановну Рерих человечеству.

Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Обратим более пристальное внимание на Живую Этику как творческий импульс космической эволюции. Согласно философии космической реальности, космический зов Живой Этики есть опосредованное Учителями проявление зова Космического Магнита. В связи с этим в Живой Этике читаем: «На призыв Космического Магнита откликаются все звучащие сферы» [1, ч. 2, 571]. Откликом подобного рода стало создание Учения Живой Этики Учителями Востока, передавшими человечеству философию космической реальности.

Согласно космическому закону «Высшее в космической эволюции ведет низшее» и закону энергоинформационного обмена Живая Этика не может не оказывать на творчество Л.В.Шапошниковой и, вполне вероятно, на творчество других людей и их жизнь свое благотворное влияние как более высокая по своему духовно-энергетическому потенциалу система.

Взятое в контексте указанных выше важнейших моментов творчество Л.В.Шапошниковой (философское, музейное, художественное, литературное, публицистическое, социальное) раскрывает свою эволюционную направленность, которая в силу ограниченности места рассматривается нами лишь в порядке постановки вопроса.

В связи с этим мы хотим высказать одно соображение. Мы отдаем себе отчет в том, что все, что было нами сказано о влиянии эволюционного импульса ХХ века на философское творчество Л.В.Шапошниковой, носит постановочный характер. И это, в свою очередь, в значительной мере обусловливает достаточно схематичное изложение материала об этих сокровенных и сложнейших процессах. Ибо, как можно предположить, наши суждения являются лишь своеобразными знаками, за которыми протекают богатейшие по своему многообразию процессы космической эволюции человечества, в которые волею судьбы оказалась непосредственным образом вовлечена творческая деятельность Л.В.Шапошниковой. Роль подобных знаков, о которых было сказано выше, выполняют прежде всего такие категории, как Камень, Учителя и философская система Живой Этики. И какие более конкретные процессы, связанные с творчеством Л.В.Шапошниковой, в пространстве космической эволюции человечества происходили и происходят, является в силу различных причин в значительной мере недоступным для нашего познания.

В Живой Этике творчество земного человека рассматривается в контексте космической реальности, то есть как важный фактор космического творчества. Определяющую роль в пространстве этого творчества играет Космический Магнит. Л.В.Шапошникова так разъясняет роль Космического Магнита в творчестве человека. «Творчество, – пишет она, – каким бы оно ни было, художественным, социальным, историческим или духовным, может существовать лишь в тесном взаимодействии с Космическим Магнитом, претворяющим идеи пространства в действие и созидающим условия для такого претворения на самых разных энергетических уровнях, в самых различных состояниях материи» [8, с. 97].

Приведенные методологические положения из Живой Этики и работы Л.В.Шапошниковой могут быть применены при рассмотрении особенностей ее творчества. В то же время мы не претендуем даже на краткий анализ этого творчества, а ограничимся только несколькими суждениями постановочного характера.

Главное место в творчестве Л.В.Шапошниковой занимает осмысление и разработка философии Живой Этики. В то же время опора на философию космической реальности, так сказать, в нефилософских ее сферах творчества, также позволяет Людмиле Васильевне получать блестящие результаты. Рассмотрим основные направления ее творческой деятельности.

Философское творчество посвящается разработке философии космической реальности и в первую очередь новой теории познания. Раскрытие особенностей философского творчества Л.В.Шапошниковой связано с анализом большого круга философских проблем. Поэтому это тема специального исследования.

Здесь мы хотели бы сказать об особенностях источников, которые используются Людмилой Васильевной при исследовании философской системы Живой Этики. Она подходит к источникам, содержащим информацию по Живой Этике, совершенно по-особому. И это «совершенно по-особому» определяется, прежде всего, спецификой творчества Рерихов. Они передали человечеству философию космической реальности как через книги Живой Этики (благодаря титаническому труду Елены Ивановны Рерих), так и через свое художественное творчество, которое также пронизано идеями Живой Этики. Это, прежде всего, касается художественного творчества Н.К. и С.Н. Рерихов.

Таким образом, в качестве источников в исследованиях Людмилы Васильевны Шапошниковой по философии космической реальности выступают книги Живой Этики, другие научно-философские и литературные труды Рерихов, их эпистолярное наследие. В то же время роль таких источников выполняют картины Н.К. и С.Н. Рерихов. Известно, что их философское осмысление осуществляется Л.В.Шапошниковой уже не один год и приносит весьма плодотворные результаты с точки зрения выявления в этих картинах высокого знания, раскрывающего положения Живой Этики. В связи с этим Л.В.Шапошникова пишет:

«Искусство, с самого его начала и до наших дней, является одним из важнейших источников метаистории, идущей на Землю из глубин космического творчества. Именно в истинном искусстве заключена космическая реальность красоты» [10, с. 309].

Рассмотрим для примера несколько таких «источников метаистории», на которые Людмила Васильевна обращает внимание в указанной работе. Это картины Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов» (1905), «Владыки нездешние» (1907), «Книга Голубиная» (1911). Л.В.Шапошникова пишет о некой тайне, скрытой в этих картинах, следующее: «Все три чем-то неуловимым и загадочным были как бы связаны друг с другом. Сам художник не очень распространялся насчет этих странных картин и не выдавал их тайны. А тайна, несомненно, на этих полотнах существовала» [10, с. 344]. И далее Людмила Васильевна продолжает, высказываясь о каждой картине: «Владыки нездешние символизировали Учителей, Космических Иерархов, один из которых через Елену Ивановну и Николая Константиновича дал учение о космической эволюции и ее особенностях, послужившее основанием для формирования космического сознания в ХХ веке.

«Сокровище Ангелов» – символ метеорита или, как его называли, “Камня”, принесшего на Землю необходимую для ее космической эволюции энергию.

«Книга Голубиная» представляла книгу учения во всем ее богатстве и глубине. Она была маской или символом «Живой Этики» – философии космической реальности, переданной непосредственно Рерихам» [10, с. 347].

Следующее направление творчества Л.В.Шапошниковой – музейное. Его результатом стало создание в Москве Музея имени Н.К.Рериха. В пространстве этого мощнейшего по своей энергетике центра культуры плодотворно реализован синтез красоты и знания. Поэтому Музей – это источник метаисторических знаний, которые могут стать достоянием его посетителей при условии их внутренней готовности к этому. Очень важно также отметить, что Музей есть ярчайший пример трансформации идей пространства в действие. Музей имени Н.К.Рериха создан и развивается в соответствии с концепцией Людмилы Васильевны и благодаря ее трудам. Этот момент дает нам основание утверждать, что субъектом, претворяющим идеи Живой Этики в деятельности Музея, является Л.В.Шапошникова.

Далее в числе направлений творчества Л.В.Шапошниковой надо выделить ее путешествия по Индии, в которых изучалась культура редких племен этой страны. Творческим результатом этих путешествий стало написание и публикация серии книг о жизни и культуре этих племен. Другим направлением исследовательской деятельности Л.В.Шапошниковой, духовно тесно связанным с предыдущим направлением ее творчества, является путешествие Л.В.Шапошниковой по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, изучение культуры народов данного региона.

Творческим результатом этого путешествия стал цикл работ, обобщающих это путешествие. Имеются в виду книги и альбомы с художественными фотографиями, сделанными на маршруте. Серия этих фотографий также послужила основой создания светящихся фризов в залах Центрально-Азиатской экспедиции и Ю.Н.Рериха. Когда заходишь в эти залы, то сердце радуется от светлого простора, который открывается этими фризами. Надо отметить, что, с нашей точки зрения, путешествия Л.В.Шапошниковой по Индии и Центральной Азии образуют некое единство, ибо они посвящены изучению культуры племен и народов, населяющих Индию и Центральную Азию. Можно предположить, что Л.В.Шапошникова в этих путешествиях-исследованиях не могла не задумываться над той основополагающей ролью культуры как в жизни отдельного человека, так и в жизни племени или целого народа и, конечно, всего человечества.

Еще одним крупным направлением творчества Л.В.Шапошниковой следует считать ее философскую публицистику – статьи и выступления в прессе, посвященные проблемам культуры и ее защите; сюда же входят действия и публикации в защиту имени и наследия Рерихов. Надо отметить, что и методологически, и практически Л.В.Шапошникова уделяет защите рериховского наследия не меньше внимания, чем разработке философии космической реальности, рассматривая проблемы его защиты в пространстве борьбы нового космического мышления и старого сознания, где новое мышление играет ведущую роль.

Содержание отмеченных направлений творчества Л.В.Шапошниковой показывает, что в основе каждого из них лежит космическое мироощущение, которое как бы объединяет все направления ее творчества, предстающие перед нами как грани единого духовного целого.

О влиянии Живой Этики на философское творчество Л.В.Шапошниковой: методологический аспект.

1. Живая Этика как творческий импульс космической эволюции может побуждать к творчеству тех, кто услышит космический зов философии космической реальности и отзовется на него. Волею судьбы космический зов Живой Этики сердце Людмилы Васильевны Шапошниковой восприняло и отозвалось на этот зов. Но с нею сложилась настолько уникальная ситуация, что об этом надо сказать особо. Она характеризуется следующими событиями: это встреча со Святославом Николаевичем Рерихом, «контакт» с осколком метеорита, или Камнем, путешествие по маршруту экспедиции Николая Константиновича Рериха и творческий отклик Людмилы Васильевны на космический зов Живой Этики.

Учитывая эти моменты, надо подчеркнуть, что, насколько нам известно, Л.В.Шапошникова – это единственный человек на нашей планете, который во второй половине ХХ века пережил все указанные выше события. Знаменательно, что только Людмила Васильевна Шапошникова оказалась вовлечена в их орбиту. Эти события в силу их огромного метаисторического значения и энергетического потенциала не могли не наложить неповторимый отпечаток на ее жизнь и творчество и не могли не разбудить в ней тот творческий огонь, который позволил ей совершить прорывы в философии, музейном деле, культурологии, истории, этике, эстетике, защите культуры и, в частности, имени и наследия Рерихов, других сферах творчества.

Если рассматривать философское творчество Л.В.Шапошниковой, то, согласно космическому закону созвучия, космический зов Живой Этики получил отклик в ее сердце благодаря водительству Святослава Николаевича Рериха, вследствие чего ее творческая энергия стала направляться Людмилой Васильевной на разработку философии космической реальности и научное осмысление других вопросов, связанных с наследием Рерихов.

2. Мировоззренческой и методологической основой философского творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой выступает философская система Живой Этики. Это проявляется в том, что все проблемы философского творчества этим мыслителем разрабатываются с применением методологии Живой Этики. При этом надо подчеркнуть, что эта философская система берется Л.В.Шапошниковой в единстве всех ее многообразных аспектов.

Так, одним из положений Живой Этики является представление о том, что человек есть часть космоса и несет в себе его структуру. Понятно, что это положение носит самый общий и на первый взгляд очевидный характер. В то же время в трудах Л.В.Шапошниковой оно разработано в его многогранности и целостности.

Одним из основных направлений разработки ею положения о человеке как части космоса, стал учет космических законов. Человек, будучи частью космоса связан с ним зримыми и незримыми нитями. Воплощением этих «нитей» являются космические законы – двойственности, «Высшее в космической эволюции ведет низшее», энергоинформационного обмена, Иерархии, Учительства, созвучия и многие другие законы космоса. Осмысление и учет космических законов в работах Л.В.Шапошниковой всегда реализуется в связи с какой-то философской проблемой. Одной из главных таких проблем в пространстве ее творчества следует считать проблему познания человеком космической реальности и самого себя как ее неотъемлемой части.

Поэтому с представлением о космических законах в творчестве Л.В.Шапошниковой теснейшим образом связано понимание ею новой системы познания, объединяющей эмпирические и метанаучные методы познания. Эта система познания невозможна без синтеза интеллекта и сердца. В связи с этим Людмила Васильевна пишет: «Такое их объединение в творческом познании приведет к дальнейшему изменению традиционных методов познания и расчистит дорогу для формирования новой синтетической науки. В процессе синтеза творчества интеллекта и сердца возрастет не только сознание как таковое, но интеллектуальность перейдет в более высокую степень познания – мудрость, которая определяется умом сердца и теми космическими и иномирными связями, которыми обладает сердце» [11, с. 317].

Новый шаг в развитии и применении теории познания Живой Этики Л.В.Шапошниковой сделан в книге «Земное творчество космической эволюции». Помимо многих других новых аспектов применения теории познания Живой Этики Людмилой Васильевной мы хотим обратить внимание на то, что в этой книге она вводит в научный оборот новые философские категории. К одной из них относится категория «метаисторический узел», означающая объединение очень важных с эволюционной точки зрения вех развития той или иной страны, а может быть, и всего мира. В пространстве России в таком «узле» оказались связанными три события – видения В.И.Вернадского (1920 г.), приезд Рерихов в Россию (1926 г.) и прозрения Д.Андреева, оформленные им в «Розе Мира» (1958 г.). С точки зрения автора книги, эти события заложили «три космических канала <...> продолжают действовать и наращивать нужную энергетику» [10, с. 291]. Еще одной новой философской категорией, которая предлагается автором книги для раскрытия механизма метаистории, является понятие «возвратной волны». Поясняя его смысл, Л.В.Шапошникова отмечает: «Как бы то ни было, прошлое сливается с нашим историческим процессом, внося в него свое метаисторическое познание, свое духовное наследие, свое космическое сознание» [10, с. 302].

Определяя значение и раскрывая космический и конкретно-исторический контекст употребления этих категорий, Л.В.Шапошникова делает открытие не только в области новой теории познания, но и в сфере изучения эволюционных особенностей развития человечества. Это открытие, как и другие, впервые представленные в книге, имеют огромное значение для исторической науки и для научного знания в целом, ибо наука с позиций философии космической реальности представляет собой целостное явление и не делится на науки о культуре и науки о природе.

С представлением о космических законах и новой теорией познания тесно связаны категории Живой Этики. К ним относятся категории духоматерии, психической энергии, сознания, познания, духа, человека и многие другие. Таким образом, методологией философских разработок Л.В.Шапошниковой выступает философская система Живой Этики.

Следует заметить, что Л.В.Шапошниковой все проблемы эволюционного развития человечества и философии космической реальности удается рассматривать, не разбивая на части, в целостном виде. Это говорит о том, что Л.В.Шапошникова обладает даром синтетического понимания бытия, когда знания трансформируются в действия. А синтез – это один из основных методов Живой Этики.

Доказательством единства Живой Этики и философского творчества Людмилы Васильевны также может служить общность проблематики Живой Этики и трудов мыслителя. Как в Живой Этике, так и в работах Людмилы Васильевны рассматриваются проблемы взаимодействия человека и космоса, космических законов, духовного совершенствования человека, расширения человеческого сознания, познания, метаисторических причин земной истории, единства прошлого, настоящего и будущего и многие другие.

В то же время Людмила Васильевна Шапошникова разрабатывает эти проблемы на особом культурно-историческом материале, так что их рассмотрение приобретает своеобразное звучание по сравнению с постановкой указанных проблем в Живой Этике. Мы уже не говорим о подходах к этим проблемам в традиционной науке. Вместе с тем рассмотрение ею этого исторического материала с позиций Живой Этики открывает новые методологические и познавательные возможности его исследования. Ярким примером этого могут служить такие ее фундаментальные труды, как трилогия «Великое Путешествие», книга «Тернистый путь Красоты», недавно вышедший фундаментальный труд «Земное творчество космической эволюции». В последней книге Людмилы Васильевны рассмотрение культурно-исторического материала особенно поражает глубиной проникновения в пласты метаистории и выявлением механизмов реализации метаисторической информации в земной истории через действия выдающихся личностей. Это происходит таким образом (и этот механизм раскрывается Л.В.Шапошниковой), что метаисторические знания передаются человечеству выдающимися личностями. Их Л.В.Шапошникова называет вестниками метаисторического процесса. В когорту таких вестников автором включены Преподобный Сергий Радонежский, Жанна д’Арк и Сен-Жермен.

Их задача, как и других вестников метаистории, о которых речь идет в книге, состояла в том, чтобы путем синтеза наладить взаимодействие метаисторического и земного исторического процессов. Именно благодаря вестникам такого рода стал возможен великий индийский путь, формирование и осуществление которого блестяще анализирует автор книги. В самом общем виде «великий индийский путь» представляет собой никогда не прерывавшееся с древнейших времен и до наших дней духовное развитие народов Индии.

В заключение доклада хотелось бы высказать несколько соображений о причинном метаисторическом характере влияния Живой Этики на философское творчество Л.В.Шапошниковой:

1. Истоки философского творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой, как было показано выше, коренятся в пространстве метаистории и прежде всего в пространстве Живой Этики, или философии космической реальности, связанной с одухотворенным Космосом. Эти истоки, как и философия Живой Этики, носят причинный характер по отношению к творчеству Людмилы Васильевны.

2. Живая Этика оказывает влияние на философское творчество Л.В.Шапошниковой как философская система с более высокой энергетикой.

3. Влияние Живой Этики на творчество Людмилы Васильевны раскрывается и в плане освоения ею знаний о космической эволюции человечества, как содержащихся в философии космической реальности, так и находящих отражение в ее трудах.

4. Философия космической реальности и связанный с нею одухотворенный Космос напитывает творчество Людмилы Васильевны Шапошниковой и ее философские труды как результат этого творчества красотой иных миров. Таким образом, ее философские труды становятся источником этой красоты, излучая энергетику Красоты инобытия, побуждающую человека стремиться к духовному совершенствованию и улучшению жизни.

5. Живая Этика придает философскому творчеству Л.В.Шапошниковой огромный заряд действенности. Мы уже показывали, что творчество Людмилы Васильевны выступает сферой трансформации идей Живой Этики, ее методологии в действие.

6. Так же как и в Живой Этике, в философских трудах Л.В.Шапошниковой содержатся широчайшие возможности развития тех положений, которые на основе методологии Живой Этики разработаны Людмилой Васильевной. В силу своей новизны поставленные ею проблемы, касающиеся философии космической реальности, содержат огромный спектр возможностей творческой разработки этой философской системы. Это обусловлено особенностями философии Живой Этики, которая благодаря своей открытости и устремленности в будущее содержит огромный потенциал развития. Но для ее развития нужны постоянные усилия духовного и исследовательского характера. Философское творчество Л.В.Шапошниковой представляет собой пример для ученых, которые смогут найти в нем новые возможности для развития философии космической реальности.

7. Так же, как и Живая Этика, творчество Л.В.Шапошниковой опережает в своих тенденциях развитие социальной реальности. На основе Живой Этики она раскрывает эволюционные закономерности будущего развития России и человечества и сама принимает в формировании и реализации этих закономерностей самое непосредственное и активное участие, выступая ведущим субъектом их осуществления. Иными словами, как показывает предыдущий анализ, Л.В.Шапошникова является субъектом космического творчества.

Таким образом, философское творчество Людмилы Васильевны объединяют с Живой Этикой отмеченные выше сущностные методологические моменты. Все это позволяет утверждать, что методологически и содержательно ее философское творчество есть своеобразное развитие Живой Этики. Вместе с тем это творчество имеет свои конкретно-исторические особенности, осмысление которых требует отдельной исследовательской работы. Это творчество реализуется благодаря внутренним качествам Л.В.Шапошниковой, ее творческой инициативе, энергии и особенностям духовного мира.

В современной исторической ситуации, и прежде всего в России, сложились уникальные предпосылки дальнейшего развития человечества. Это, с одной стороны, метаисторические моменты или причины земных событий, раскрытые в философии Живой Этики и в художественном творчестве Рерихов. А с другой – духовные условия реализации земного исторического процесса, связанные прежде всего с уровнем сознания земного человечества и отдельных его представителей – выдающихся личностей, которые готовы и устремлены к пониманию идей философии космической реальности и к претворению их в действии. Эти две стороны эволюции человечества – метаисторическая и земная – для его дальнейшего развития, так или иначе, приходят во взаимодействие в творчестве такого рода личностей.

Если в этом контексте рассматривать исторический период, в границах которого проходила творческая и общественная деятельность семейства Рерихов, то, безусловно, в этот период такими личностями были все члены семьи Рерихов. Хотя в определенной мере к этому типу деятелей можно отнести выдающихся русских философов и ученых – В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, В.И.Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л.Чижевского и других.

Что касается Рерихов, то в отношении реализации взаимодействия метаистории и истории земной они совершили несколько эволюционных действий: Рерихи принесли России и миру Учение Живой Этики, Е.И.Рерих в результате своего «сверхгероического» огненного опыта повысила уровень своей энергетики и тем самым сформировала в пространстве нашей планеты условия появления нового вида человека – человека духовного; под руководством Н.К.Рериха осуществлена грандиозная Центрально-Азиатская экспедиция, на маршруте которой была проведена «закладка магнитов». Н.К.Рерих выдвинул Пакт в защиту культурных ценностей. Иными словами, реализовав указанные эволюционные действия, семья Рерихов совершила духовный подвиг, значение которого человечеству еще предстоит осознать и плоды которого предстоит претворить в своем эволюционном развитии.

Также и в современной исторической ситуации эти две стороны эволюции человечества – метаисторическая и земная – должны приводиться во взаимодействие какими-то неординарными личностями. Благодаря действиям таких личностей метаисторическая информация, заложенная в Живой Этике, станет доходить до людей и сможет выполнять свою эволюционную миссию. Метаисторическое знание, как показано в работе Л.В.Шапошниковой «Земное творчество космической эволюции», реализуется в деятельности ученых, философов, культурных деятелей, лидеров государств и народов. Опираясь на философию Живой Этики и положения указанной работы Людмилы Васильевны, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что метаисторическая информация, содержащаяся в Учении Живой Этики и необходимая человечеству для его дальнейшего развития именно в современной исторической ситуации, получила своеобразное отражение и претворение в творчестве Людмилы Васильевны Шапошниковой, начиная с ее философских трудов и созданного ею Музея имени Н.К.Рериха и заканчивая защитой имени и наследия семьи Рерихов, вообще культуры как столпа эволюции человечества. Иными словами, метаисторические знания Живой Этики благодаря подвижнической деятельности семьи Рерихов и героическому труду Л.В.Шапошниковой претворяются в действия, направленные на благо человечества. Об эволюционных действиях семьи Рерихов было сказано выше.

В конце ХХ – начале XXI века подтверждением указанной выше тенденции выступает творчество Л.В.Шапошниковой и деятельность Музея имени Н.К.Рериха. У читателей трудов Л.В.Шапошниковой и посетителей Музея имеется, при готовности к этому, возможность освоения метаисторической информации. В заключение доклада приведем высказывание Людмилы Васильевны о будущем России, которое, если посмотреть внимательно на его смысл и соотнести его со всем сказанным выше о творчестве этого философа, указывает на вклад Л.В.Шапошниковой в достижение этого будущего: «Мы потеряли правильный путь в обломках собственной лжецивилизации. Мы то бросаемся назад, к тому, что уже прошло и было поругано нами же, то несемся, как нам кажется, вперед, устремляясь на неверный болотный огонек чуждой цивилизации, обольщающей нас витринами невиданных нами диковинных товаров.

Но где-то совсем в стороне от этого большого базара новых надежд и устремлений к очередному «светлому будущему» сверкают зарницы оживающей национальной Культуры – ее философские наработки, гениальные научные открытия и эволюционные озарения. Словом, все то, что формирует энергетику истинного пути России» [12, с. 22-23].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Учение Живой Этики. Беспредельность.

[2] Шапошникова Л.В. Живая Этика – импульс космической эволюции // Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2011. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2012.

[3] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР; Мастер-Банк; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, 2006.

[4] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга вторая: По маршруту Мастера. Т. I. М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 1999; По маршруту Мастера. Т. II. М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2000.

[5] Учение Живой Этики. Иерархия.

[6] Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 2. Минск, 1992.

[7] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

[8] Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М.: МЦР; Фирма БИСАН-ОАЗИС; Мастер-Банк, 1995.

[9] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Книга 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.

[10] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.

[11] Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докладов. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.

[12] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции / Рерих Н.К. Культура и цивилизация. МЦР, 1997.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 415