Ш.А. Амонашвили
Идеи космизма в педагогическом сознании [1]
В своем развитии сознание человечества прошло через три вида мышления – это мифологическое, религиозное и научное. Точнее, прошло через два первых вида, находится в конце третьего сейчас и на подходе четвертый вид – космическое мышление. Каждый вид мышления имеет свои особенности, культуру, эпоху зарождения и становления. Каждый вид сознания формировался в недрах предыдущего мышления. У мифологического сознания мы не находим «опоры» в виде предыдущего мышления, в котором оно зарождалось, или, по крайней мере, мы об этом не знаем. С другой стороны, мифологическое сознание оказалось наиболее универсальным по сравнению с религиозным и научным. В этом состоит одна из его загадок.
«В этом парадоксе, – говорит Л.В.Шапошникова, – нарушена культурно-историческая логика настолько, что в пределах земной информации мы не можем получить ему объяснения. Все в мифологии удивительно и неправдоподобно. Ее герои действуют в обстоятельствах, где время и пространство иные, а сами эти герои обладают качествами, не присущими земному человеку. Тексты метанаучных знаний наводят нас на мысль, что источником земной мифологии был Космос, где мы находим миры с более тонкой структурой материи и более высоких измерений, чем наш плотный мир. Иными словами, изначальная мифологическая информация является космической информацией, пришедшей на Землю из инобытия и заложившей, таким образом, фундаментальные наши знания и основные виды мышления, развившиеся потом из той же мифологии» [2].
На рубеже XIX–XX веков в России произошла Духовная революция, в ходе которой стало активно формироваться новое мышление. Оно основывалось на космическом мировоззрении. В этом процессе участвовали выдающиеся ученые: К.Э.Циолковский, И.В.Вернадский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский; философы Серебряного века В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, а также крупнейшие художники, музыканты, поэты: Ф.Тютчев, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, М.Цветаева, Вяч.Иванов, Д.Мережковский, А.Скрябин, Н.Рерих, М.Чюрлёнис, А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, М.Врубель, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, П.Филонов и другие.
Духовная революция XX века, в пространстве которой складывалось новое мышление космического мироощущения, несла в себе тенденцию к синтезу научного и вненаучного способов познания. Наиболее яркое выражение эта тенденция получила в трудах философов Серебряного века, а также педагогов-новаторов, передовых представителей искусства и религии, рассматривавших проблемы культурно-духовной эволюции человека.
Гениальный ученый, многоопытный педагог К.Э.Циолковский в провинциальной Калуге писал и говорил своим ученикам о «необходимости космической точки зрения», о «космической философии», об одухотворенном Космосе, разумных силах в нем, необоримой воле Вселенной, иерархии высокоразвитых существ, о бесконечности. В письме к А.М.Горькому в сентябре 1932 года он написал: «Я пишу ряд очерков, легких для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание Вселенной и философии, основанной на этом понимании. Вы скажете, что все это известно. Известно, но не проникло в массы. Не только в них, но в интеллигентные и научные массы» [3].
Космизм – многофункциональное понятие, однако в научном обиходе оно имеет семантику только материалистического содержания. Наука исследует Космос с древних времен и строит свои взгляды о нем, опираясь только на видимую его часть, на те реалии, которые подтверждаются с помощью сложных расчетов. В силу этого мы знаем об объектах Космоса, которые не воспринимаются обычными органами чувств. Их регистрируют, фиксируют сложные аппараты или математические расчеты. Мы многое знаем теперь о строении отдельных планет, о химических элементах, присутствующих на них, о биосферах и т. п. Мы знаем – и наука это подтверждает, – что в Космосе все взаимосвязано, подвержено действию космических лучей, что нашу планету пронизывают космические частицы, которым иногда ученые не находят названия. Влияние небесных тел на нашу планету – до такой степени очевидный факт, что это находит отражение даже в нашем бытовом сознании. «Космос лепит нашу планету» – этот тезис не опровергается наукою. Нет ничего на Земле, в сотворении чего не участвовал бы Космос. Космос изначально и навсегда включен в развитие и эволюцию земной жизни во всех ее проявлениях. Отсюда вытекает вывод о полной зависимости планеты Земля от действия космических сил. Потому можно сказать, и это не будет нарушением принципов науки, что Космос – родина человечества, а планета Земля – общий дом людей.
Научные знания о Космосе, научные гипотезы, вытекающие из этих знаний или из материалистического склада допущений, составляют сумму той части Космоса, которая в духовно-философской литературе иногда определяется как проявленный Космос. Разумеется, рядом с понятием «проявленный Космос» мыслится существование еще не проявленной части Космоса. Для науки эти понятия как-то неестественны, ибо нет ответа на вопрос: кем проявляется Космос и почему этот «кто-то» держит часть Космоса не проявленной? То есть наука боится оказаться перед научно не обнаруживаемой силой, которую называют Творцом, Абсолютом, Богом. Потому материалистическая наука понятия «проявленный» и «не проявленный» подменяет удобными для себя понятиями: познанный и непознанный еще Космос.
К сожалению, не существует полного исследования того, как величайшие мыслители планеты, от которых зависит многое в развитии нашего сознания и уровня цивилизации, сочетали, синтезировали в себе духовное и материальное. Приведу только несколько высказываний.
Томас Эдисон: «Величайшее мое уважение и восхищение всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу».
Макс Планк: «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце».
Макс Берн: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Антуан Анри Беккерель: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
Николай Иванович Пирогов: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высочайший идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которое я раньше не читывал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
Альберт Эйнштейн: «Знать, что существует скрытая реальность, которая открывается нам как высшая мудрость и блистательная красота, знать и ощущать это – вот ядро истинной религиозности».
Подобных примеров можно привести огромное число. Назовем еще одно имя – Владимир Иванович Вернадский. Вот что он записал в своем дневнике в 1928 году: «Жизнь человека со стороны может и должна представляться – в нашем современном ее научном понимании – как бы аналогичной жизни другого организма. Даже учитывая исключительное планетное значение человеческой мысли и сознания, как это вскрывает нам с такой яркостью геохимия, такое решение мировой загадки оставляет чувство неудовлетворенности. Из всех решений, может быть, наиболее глубокое решение метемпсихоза в его буддийском решении – с боготворчеством путем постепенного возвышения поколений – отдельных из них личностей – к сверхчеловеческому состоянию. Но это состояние, очевидно, намечается и с ходом планетного времени» [4].
Эти мыслители не видят противоречия в том, что идеи космизма могут быть рассмотрены не только с материалистической точки зрения, но и с духовной. И если материалистическая наука исходным и конечным будет считать только знания, подвергающиеся опыту и логике, то она тем самым обескровит себя.
Материалистическая наука действительно накопила огромные знания о Космосе и подвела человечество к освоению Космоса. В образовательный мир, как и в любую другую сферу человеческой жизни, эти знания и идеи проникают беспрепятственно и, конечно, влияют на развитие сознания и практики педагогов. И потому, говоря об идеях космизма в образовании, было бы неверно затронуть лишь вопросы содержания обучения – программ, учебников, учебных планов. Дело, конечно, важное, но недостаточное.
Знания имеют два источника. Один источник – это реальный мир, который поддается познанию через опыт. Но другим источником, не менее важным, является вера. Она порождает знания духовные и влияет на жизнь людей не менее сильно. Знания эти не подвергаются испытаниям, но истинность их открывается человеку через духовность.
Чтобы получить обновленное сознание, «нужно научиться допускать, это первое условие для развития сознания» [5], – говорится в Живой Этике.
Через допущение постулата духовного мы можем обнаружить целый свод нескончаемых идей космизма, которые помогут нам по-новому взглянуть на разные сферы нашей жизни, в том числе на образование. Такое допущение дает импульс к обновлению педагогического сознания.
Материалистические знания в педагогике называются реальными знаниями. Вот что пишет известный мыслитель В.В.Розанов по поводу значения этих знаний в становлении личности подрастающего человека: «Образование реальное не воспитательно; будучи даваемо с отроческих лет и до поры возмужалости, оно, конечно, неизмеримо увеличивает количество содержащегося в душе, но замечательно, что оно почти не изменяет при этом самой души, не утончает ее требований, не возвышает ее стремлений, не делает ее более чуткой или отзывчивой при восприятии».
И вот как эта мысль дополняется мыслью Альберта Эйнштейна: «Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека. Это не относящаяся к физике проблема, но этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает – это не сила атомной бомбы, но сила злости человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки».
В педагогическом сознании и образовании недостает опоры на веру и на знания, порождаемые верой. А вера есть аспект всеобщности, космичности, аспект Вселенского Разума, Творца, Абсолюта, Бога. Опора для нравственности – не столько реальные знания, пусть самые высшие, глубинные, космические, но в первую очередь самые высшие и вытекающие из них идеи, принципы, нормы жизни. Познание и эволюция, опирающиеся на синтез реальных и духовных знаний, лучшим образом помогут человеку в определении пути совершенствования личности.
Аспекты духовности и веры нами мыслятся как составные части семантики космизма. Хранилищем этих идей являются религиозные и духовно-философские учения, генератором – Высшие Источники.
Попытаемся обозначить некоторые из этих идей, которые имеют, по моему убеждению, особое значение для обновления педагогического сознания и образовательной практики (можно сказать: для возвышения их до уровня классической педагогики).
Первая идея. Человеческая сущность – это вечная космическая действительность. Каждый из нас несет в себе вечность Вселенной и в будущем станет участвовать в жизнедеятельности Космоса. Космос есть живая жизнь, и он продолжает строиться. А строят его Сущности, достигшие высшего развития, – Высшие Учителя, Иерархия Света, – под руководством Создателя Всего. К земной жизни следует отнестись как к великой школе, которая готовит нас стать соучастниками созидания Вселенной. В чем состоит главная цель жизни? Набрать опыт мышления, созидания и творчества, опыт познания, выработать волю, совершенствовать свой духовный мир и силы и способствовать другим в том же устремлении. В этом смысле, полагаю, можно понять заповедь Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф., 5:48).
Вторая идея. Признать существование Надземного Мира, Мира Тонкого, Высших Миров, признать существование Высшей Творящей Силы. Такое признание есть важное условие расширения сознания. Иногда думают, что расширение сознания означает устремленность к многознанию. В процессе материалистического познания сознание не расширяется, но углубляется. Расширенное сознание вмещает в себя как единое два плана бытия – материальный и духовный. Оно не противопоставляет их друг другу, а объясняет всякое проявление через их взаимодействие. Признание Мира Тонкого, духовного можно назвать четвертой мерностью мышления, наряду с уже известными материалистическому сознанию тремя измерениями. Эта мерность, – самая чудная мерность, говорится в Живой Этике, – открывает перед человечеством и каждым человеком новые пути совершенствования.
Третья идея. Вместить в сознание представление о вечности жизни, о бессмертии, о смене личной жизни через воплощения и перевоплощения. Понимать рождение и смерть как цепь, череду форм жизни, – как путь совершенствования духа. Отсюда тезис – нет смерти, есть только переход из одной формы жизни в другую (смерть как «стрижка волос»). Космос – вечное явление, и Он создает вечные ценности. Он не может допустить окончательную смерть, ибо тем самым обречет на смерть самого себя.
Четвертая идея. Мысль есть творящая сила – мысль созидает, и мысль разрушает. Человек есть генератор мыслей, и ежеминутно он заселяет пространство огромным количеством мыслей, мыслеформ, мыслеобразов. Мысль, как детище духа, наделена качествами духа, но имеет свою специфическую жизнь. Рожденная человеком мысль начинает жить в пространстве вне времени и вне расстояния, она объединяется с подобными себе мыслями и по законам Космоса начинает влиять на духовный и материальный миры. По тем же законам она возвращается в сообществе уже существующих подобных мыслей. Отсюда наша космическая ответственность за свой образ мышления, за качество мыслей, рождаемых каждым человеком. Добромыслие, прекрасномыслие, ясномыслие, устремленность мышления к Высшим Мирам придают нашим мыслям достойные для человека качества и способствуют восхождению духа. Но есть мысли, которые оскверняют дух. Нас предупреждают об особой опасности появления «саранчи мыслей», «бродячих мыслей».
Идея о творящей силе мысли может радикально изменить многие аспекты образования. В частности, позволяет осознать, насколько необходимо развивать, выращивать, воспитывать у молодого поколения чувство любви, дружества, сочувствия и сопереживания, терпения, сорадости и сострадания, помощи и т.д. Развивать устремленность к благу, к творчеству, к созиданию прекрасного. Все эти начала суть истоки качества мыслей и образа мышления.
Пятая идея. Принять и понять закон причин и следствий. Мы в земной жизни пожинаем следствия тех причин, которые породили сами в прошлом, и сеем новые причины, которые в будущем породят новые следствия. Таким образом, человек сам творит условия своей жизни, становится хозяином своей судьбы. Знание закона причин и следствий поможет строить жизнь так, чтобы исключить отрицательные причины и тем самым созидать будущее. Эта идея связана со следующей.
Шестая идея. Человеку дается путь эволюции и совершенствования, но дается и свободная воля – право выбора. Какие он сделает выборы в жизни? От чего отойдет, к чему устремится? В свободном выборе и заключены источники будущей судьбы. Мы должны понять, что в Мироздании абсолютной свободы не существует, все взаимосвязано, одно предопределяет другое. Потому в Новом Завете сказано: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8:32). Познание истины как свободы поможет нам проявлять мудрую волю в выборе жизненных целей и задач, личностных устремлений; научит нас мудрому творящему терпению. Сказано: «Радость есть особая мудрость» [6]. Владея этой мудростью, человек сможет ограничивать себя там, где радость мнимая.
Седьмая идея. Стремиться к сотрудничеству с Высшим Миром. Земля имеет своих Учителей, Космических Строителей. Они несут ответственность за эволюционный путь человечества. Сотрудничество с Учителями есть одно из важнейших проявлений познанной истины. Закон свободного выбора ставит наше сотрудничество с Учителями в зависимость от нашей воли. Учителя не могут принуждать, они предлагают, советуют, указывают, зовут, уговаривают, дают знания. Человек должен освободиться от гордыни, от самости и устремиться к сотрудничеству. Это значит, в первую очередь, что нам следует обратиться к чистым, святым источникам, которые даются Свыше: Святые Писания, духовно-философские учения, образы жизней святых и подвижников.
Все сказанное далеко не исчерпывает кладезь космических идей, имеющих особое значение для образования подрастающего поколения. Среди них могут быть названы также: закон прекрасного, закон эволюционного восхождения, химизм любви, чувствознание и т.д. Идеи космизма применительно к образованию нуждаются также в иерархическом выстраивании.
Какие мы можем сделать выводы?
Космические идеи, истекающие из источника веры в Высшую Творящую Силу, ставят перед образованием, по нашему представлению, следующий круг проблем и задач, предопределяющих уровень современного педагогического сознания:
– развивать в молодом поколении веру в Высшую Силу. Вера есть созидатель личности, и ребенок рождается с чувством веры;
– воспитывать ответственность за свои мысли, развивать в детях добромыслие, прекрасномыслие, любовномыслие;
– воспитывать чувство и понимание суровости долга перед Космосом и перед человечеством;
– расширять сознание через принятие Мира Надземного – Тонкого Мира, Духовного Мира, Высших Миров;
– зарождать устремление к сотрудничеству с Высшими Мирами;
– воспитывать сердце как свыше данный орган;
– развивать чувствознание и интуицию как способы сотрудничества с Тонким Миром и получения знаний;
– развивать чувство совести как мерила истинности и выбора пути, мерила поступков и образа жизни;
– обращать внимание молодежи на предназначение каждого человека, на необходимость служения своему предназначению;
– «заговорить о духовном», о вечном, об эволюциях, о Дальних Мирах, о Строителях Космоса, о Творце, о Боге;
– отводить подрастающее поколение от разрушительного влияния чувства собственности;
– защищать детей от влияния дурных общественных проявлений (дурные зрелища, сквернословие, развращающие книги и т.п.);
– развивать умение смотреть на вещи, явления, людей и самого себя, на звездное небо, на все – через синтез материального и духовного.
Эти и подобного рода проблемы, сформулированные как педагогические задачи, и вообще духовное зрение в образовательном мире будут способствовать обновлению педагогического сознания. Ведь вся высшая педагогическая классика зиждется на допущении «чýдной мерности», потому в ней хранятся вечные истины воспитания. Духовное зрение поможет педагогическому сознанию создать возвышенный взгляд на ребенка, на его духовные силы и предназначение, внести достойную содержательную струю духовности в изучаемые науки, переоценить методы воспитания и нацелить их на раскрытие духовно-естественной природы каждого ребенка, отойти от авторитаризма и принуждения в образовательном процессе, выявить новые, наиболее важные стороны образования, открыть духовные аспекты понятийной базы и т.д. и т.п. По нашему убеждению, это будет восхождение педагогики – как науки духовной и образовательной практики – по пути к духовности, к возрождению классических педагогических ценностей в новом космическом качестве.
[1] Перспективы и направления развития науки начала ХХI века (Материалы 6-ой Международной научно-практической конференции). Севастополь: СевНТУ, 2005. С. 8–15.
[2] Материалы Международной научно-общественной конференции 2003 года «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В 3 т. М.: МЦР, 2004. Т. 1. С. 56.
[3] Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Изд. 2-е, доп. Калуга: Золотая аллея, 2001. С. 381.
[4] Вернадский В.И. Жизнеописание // Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. С. 225.
[5] Агни Йога, 255.
[6] Община (Рига. 1926), 163.