Е.В. Шнайдштейн

Преподавание истории с позиций Живой Этики [1]

* Опубликовано: Живая Этика и наука. Сборник статей. Выпуск. ;I. – М.: ;МЦР; Мастер-Банк, 2008. – С. 519-524.

Известны два признака подлинности учения Живой Этики:

1. Устремление к Общему Благу.

2. Принятие всех бывших учений, отвечающих первому признаку.

Названные выше постулаты применимы и к истории, но не к той, которая преподается в школах и вузах. «Школьная» история – преимущественно история войн и революций. Очень мало внимания отводится достижениям культуры, изучению древних текстов, сложной и увлекательной истории народов и цивилизаций, практически нет рассказов о жизни деятелей, посвятивших жизнь служению Общему Благу.

Нынешний кризис духовной сферы бытия человечества отразился на всех отраслях науки, искусства, культуры, прослеживается он и в исторических дисциплинах. Сейчас школьные и вузовские учебники будут переписываться, и встала задача – сформулировать цель и расставить духовные ориентиры, чтобы новые учебники истории не получились бы такими же скучными и недолговечными, как и прежние.

В истории, которую мы изучаем, даже не ставится вопрос о смысле существования человека, о его предназначении.

К достоинству нашей исторической науки можно отнести активное накопление знаний, большой объем археологических исследований, да и сама жизнь поставляет историкам богатейший материал для анализа и синтеза этих разрозненных знаний об окружающем мире. Но не родилось еще качественно новое восприятие исторического процесса.

Сейчас наступило время синтеза – соединения всех исторических знаний, что позволит получить расширенное представление о мире и мировых исторических процессах.

Живая Этика дает единую и стройную картину бытия. Если по­смотреть на историю человечества с позиций этого учения, то можно расставить те недостающие в нынешних учебниках истории ориентиры и вехи, которые не только позволяют ее «очеловечить», но и проследить бесконечную смену форм проявления духа в материи, развитие и совершенствование человеческой индивидуальности, проследить ­духовную эволюцию человечества.

Именно через историю, данную с позиций Живой Этики, можно получить расширенное представление о мире и человеке, прийти к глубокому пониманию действительности и возможности предвидения исторических событий, к осознанию неограниченных возможностей, заложенных в человеке природой. За миллионы лет человек прошел путь от первобытного до «разумного». Сейчас мы переходим к новой ступени: формированию человека «сердечного», потому что достижения человека «разумного» привели мир к кризису. Научно-технический прогресс не оправдал возложенных на него надежд. Недаром среди книг Живой Этики Сердцу посвящена отдельная книга.

Сейчас создаются реальные условия для становления и закрепления общемировой этики, в этот процесс историки должны внести свой вклад и с верных позиций подойти к написанию учебников и преподаванию истории:

1) очеловечив ее, акцентируя внимание на совершенствовании человека;

2) прослеживая путь человека к самосовершенствованию на примерах Великих Учителей и святых, ученых, писателей, деятелей культуры и искусства, которых отличали и отличают развитые духовно-нравственные качества, высочайшая человечность;

3) отказавшись от догм и устаревших представлений, расширяя и углубляя познания в науке и искусстве, знакомясь с богатейшим опытом, накопленным в этих областях за всю историю человечества.

Эпиграфом к каждому школьному уроку могут служить слова Учения: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах <...> Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности <...> Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать ­искусство мышления как здоровье народа» [2].

 

Примерный урок по истории для младшего школьного возраста с позиций
Живой Этики на тему: «Жизнь людей в далеком прошлом»

Следы самых древних на земле людей обнаружены в Африке, Азии, Европе и в нашей стране. Стоянки древнейших обитателей нашей страны находят обычно по берегам озер и рек, где можно заниматься рыболовством. Люди также охотились и собирали все, что давала природа.

Жизнь людей проходила в постоянном труде. Если вы сейчас попробуете сделать самое простое орудие труда из камня, не используя со­временных инструментов, вы поймете, сколько труда требуется для их изготовления. Отец сыну передавал накопленный опыт работы с камнем. Человека создал труд. Если человека эпохи камня называли умелым, то современного человека называют разумным; только в труде и постоянных раздумьях о себе и своем месте в окружающем мире люди стали не только умелыми, но и разумными.

Охотились, рыбу ловили сообща, стали обрабатывать землю и жили родовой общиной. Вдумайтесь в слово «община»! Община – коллектив людей, сообща живших и трудившихся, у которых все было общее. Главой общины – рода – была женщина-мать. Мужчины пропадали на охоте, уходили на рыбалку, а мать всегда находилась с детьми. Коллектив родственников – род жил на одной территории. Женщину считали не только матерью рода, но и матерью земли.

Женщину почитали как хранительницу очага, жилища и детей. Ей поклонялись как родоначальнице, чтили как великую мать земли, великая мать считалась повелительницей зверей, хозяйкой земли и вод.

Заглянем в поселок древних землян. Тихо. Только слышно, как кузнечики стрекочут в траве. Вдруг порыв ветра донес треск и шум. Это стадо диких кабанов из зарослей прибрежного камыша вышло на водопой…

Наступает утро. Проснулась мать общины и запела гимн солнцу – великому богу, творцу земли, всех людей и всех зверей:

Хвала тебе, великое солнце, родившее землю,

Была земля во мраке, и стал свет.

Солнце! Ты сотворило свет и воздух,

Огонь и воду, людей и зверей,

Создало растения и животных,

Птиц и рыб.

После того как ты возникло,

Создало землю, и озарило ее

Лучами своими, и прогнало тьму ночную,

И создало человека, его зрение,

Слух ушей и дыхание носа,

Чтобы они осведомляли сердце,

Ибо именно оно дает выходить

Всякому знанию,

А язык повторяет все задуманное сердцем.

И была дана жизнь миролюбивому,

И была дана смерть преступнику,

И были созданы всякие работы.

И всякие искусства, труды рук,

Хождение ног, согласно приказанию

Сердца, выраженному языком.

Просыпаются люди в селении и выходят встречать восход солнца. Как только появились первые солнечные лучи, люди подняли к ним навстречу руки, подхватили слова гимна, посылая солнцу свою любовь и радость и наполняясь светом и теплом солнца.

Мать подбросила сучьев в огонь и обратилась к нему с такими ­словами:

Агни-боже, тебе приносим,

озаряющий тьму вседневно,

наш поклон и молитвословье…

Агни-боже, будь нам доступен,

как родитель доступен сыну,

и сопутствуй в пути ко благу.

(Из «Ригведы»)

В древности огонь считался священным посланцем солнца. В Библии – древней книге – записано, что последним делом огня будет кончина мира: «В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» и «огнем будет испытано дело каждого...» [3]

До нас дошли гимны «Ригведы» – древнейшие из «Вед». «Ведами» называют книги древних индийцев. Слово «веда» родственно русскому «ведать», «ведун» и означает «священное знание». Такое знание включало в себя все сведения человека того времени о богах и людях, о Космосе и Земле, о науках и поэзии. Это знание считалось тайным и доступным только посвященным. «Ригведа» содержит более тысячи гимнов, из них мы узнаем, что древние люди поклонялись богам неба, воздуха и земли (Небо – отец, Земля – мать, Агни – огонь).

Верили, что душа умершего возвращается к Отцу Небесному, а тело предается Земле-Матери.

В древних текстах сохранилась молитва, которую читали над умершим четыре тысячи лет тому назад, ее называли «Речь покойного», которую он произносил перед Богом, представ перед ним после смерти: «Слава тебе, Бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды. Вот я пришел к тебе, владыка правды, я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Я чист, я чист, я чист, я чист… Вот я явился к вам без греха, без порока, без зла... Я живу правдой. Защитите меня… Я чистый устами, чистый руками. Я чист, я чист, я чист» [4].

По поверьям, душа праведника возносилась к Отцу Небесному и обретала загробное блаженство.

Главными врагами человека всегда были собственные недостатки, о чем знали уже в древности и сочинили такие стихи:

Твое первое войско – желанья,

Отвращеньем зовут второе,

Третье войско твое – голод,

Четвертое – жажда жизни.

Пятое – лень и вялость,

Шестым боязнь называют,

Седьмое войско – сомненья,

Восьмое – притворство и черствость.

Богатство, почести, слава,

Успех, нажитый обманом,

И тот, кто возносит себя,

А всех других презирает, –

Эти войска за тебя,

За Черного, бьются.

Над жизнью этой дрожать?

Да пусть она сгинет вовсе!

По мне, умереть в бою

Лучше, чем жить побежденным!

Я принимаю бой с собой!

Отступать меня не заставишь!

Мудростью в прах разобью я

Свои недостатки

Как горшок разбивают камнем...

Конечно, нелегко понять,

В чем ты силен, а в чем слаб,

Но только тот, кто это понял,

Не терпит в жизни неудач [5] .

Самая большая радость для человека – творить самого себя на радость и общее благо. Вспомните, что труд создал человека и выделил его из мира животных – братьев его меньших. Чтобы сохранить себя, все человечество и Землю-Матушку, надо постоянно учиться и трудиться на Общее Благо, тогда жизнь станет радостной и вы познаете любовь и всю красоту мира.

Вопросы и задания:

1. В чем главное отличие людей от животных?

2. Что было необходимо человеку, чтобы выжить?

3. Объясните слова «Человека создал труд».

4. Что называется родовой общиной?

5. Составьте рассказ о жизни древних людей, используя опорные слова: община, мать рода, огонь, солнце, небо, душа.


[1] Педагогическое наследие Рерихов и Человек Будущего (Материалы педагогической конференции «Новое сознание и дети» в 1993 г. в г. Троицке). Троицк: ГЕО, 1994. С. 33–37.

[2] Мир Огненный. Ч. II, 61.

[3] Библейская энциклопедия. М., 1991. С. 525.

[4] Из «Книги Мертвых». Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1975. С. 65.

[5] Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984. С. 104.

 

Метки: Шнайдштейн Е.В.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 223