Пролог

Энергетический импульс космической эволюции

«Пространство» – это Космос. Когда мы смотрим на ночное небо в ясную погоду, то ощущаем его сверкающую красоту.

Грандиозный энергетический океан бьет своими волнами о берега нашей планеты. Его таинственные глубины притягивают наши взоры и наши сердца. Но все это лишь на короткое время. Земные заботы и хлопоты отрывают нас от созерцания Космоса, и мы нередко забываем о нем на длительное время. Но так или иначе его дыхание доносится до нас, вызывая в памяти ночные вздохи земных океанов. Космический океан мало похож на наши океаны. Там все наполнено невидимой нам энергетикой – грубой и тонкой, вибрациями – низкими и высокими, материей различного состояния. Возникают и исчезают в беспредельности небесные тела, целые созвездия, мерцающие туманности, и шлют на Землю свой свет угасшие тысячелетия назад звездные солнца. Все движется, дышит, меняется, создается и разрушается. И над всем этим незыблемо царят космические законы, несущие свою звездную справедливость каждой частице этого сверкающего океана, каждому небесному телу, в том числе и нашей Земле. Между Землей и человечеством, с одной стороны, и грандиозным энергетическим пространством Космоса – с другой, складывались нелегкие и непростые взаимоотношения. Складывались они в течение бесчисленных лет.

Мироздание представляет собой грандиозную энергетическую систему творящих сил. За тысячелетия изучения этой системы человечество пришло к выводу, что Земля, со всем живым и неживым, есть часть этой системы, частица космического океана. Сказать, что это только часть, – недостаточно. Более важно понять взаимоотношения этой части с космическим океаном Мироздания. Земля есть изначально космическое тело, полностью зависящее от Космоса в своей жизнедеятельности, развитии и творчестве. Осмысление такой зависимости, имеющей на Земле реальное выражение, требует от самого человечества определенного уровня сознания, ибо, если эту реальность не осознать и не увидеть, то на нашей планете возможны всяческие беды. Можно утверждать, что такого уровня сознания человечество еще не достигло, а бед на Земле, по причине этого, хоть отбавляй. Однако разумные силы Космоса стараются помочь Земле, снабжая ее жителей нужной для этого информацией.

Я написала эту фразу и подумала: прочтут и скажут – фантастика. И скажут не только неграмотные люди, но и ученые, и даже с академическими званиями. Последний раз такого рода информация была передана на Землю через наших соотечественников Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, и называется она Живая Этика, или философия космической реальности. Это философское учение достаточно ясно определяет наше Мироздание как грандиозную одухотворенную энергетическую систему, с огромным творческим потенциалом. Методология, которую можно найти в Живой Этике, позволяет решить ряд проблем, связанных с космической эволюцией человечества и планеты Земля. Отношение к Живой Этике самое разное. Об этом я скажу несколько позже, а сейчас о взаимоотношениях нашей планеты с Космосом. Тех взаимоотношениях, которые предопределены законами Космоса и космической эволюцией.

«Сочетание начал высших сфер, невидимых, с невидимым миром неразрывно, – сказано в Живой Этике. – Потому поймите нераздельность нашей жизни. Дыхание Космоса во всем нерушимо. Явление планетных периодов зависит от космических волн, потому отрицающие связь духа с космическими вихрями не ступают по пути знания. Допустимо ли видеть лишь одну сторону из всего Сущего? Допустимо ли отделить малую крупицу от Великого Целого? Можно ли границы узко начертать без ущерба для развития? Только безумие определит себе границы. Только не понимающие явление Красоты скажут: “Сущим довольствуемся”.

Ясно утверждение сил космических и беспредельных, ибо процесс животворный и вечный сущ во всем. Искрой зажигается космический огонь. Искрою желания зажигается, истинно, факел знания. Только не преграждайте сами себе путь. Только устремитесь, и зальет вас сияние Беспредельности!» [1] И еще: «Так Космическая Воля присуща каждому продвижению в Беспредельность» [2].

В этих двух фрагментах мы находим ясное указание на нераздельность жизни в Космосе и неразрывную связь миров различных состояний материи. Конечно, многие положения философии космической реальности превышают наш уровень сознания. Однако на планете Земля есть небольшое количество личностей, сознание которых соответствует знанию, сообщенному свыше. В этом случае космические силы действуют согласно космическим законам. Хотелось бы обратить внимание на некоторые из них, которые помогают нам разобраться в сложной ситуации. Они подтверждают вышеизложенное положение Живой Этики, согласно которому Земля есть космическое тело, подверженное воздействию всех космических законов. Она не есть ограниченное и обособленное тело, а является частью общей беспредельности. Один из важнейших законов гласит: низшее в эволюции идет под ведущим началом Высшего. Низшее не способно самостоятельно развиваться. Именно земное творчество космической эволюции, в котором участвует материя высоких состояний, содействует развитию планеты и земного человечества.

Следующий закон, имеющий эволюционное значение, – каждое явление на Земле имеет две стороны: земную, или плотноматериальную, и надземную, или тонкоматериальную. Если при исследовании такого явления отторгается тонкоматериальное начало, то реальность этого явления не будет увидена.

И наконец, еще один закон, имеющий универсальный характер. Это закон об учительстве. Космическая эволюция движется по ступеням восхождения с помощью идущей вверх цепи «учитель – ученик». Это неразрывная цепь космической иерархии, где каждый учитель является в то же время и учеником. Космические Иерархи трудятся и на нашей планете. Из-за некоторых особенностей планеты Земля труд сей крайне сложен и тяжел. Именно эти Учителя в сотрудничестве с Рерихами создали серию книг Живой Этики, которая является основой нового космического мышления и новой системы познания.

Человечество, земное или иное, есть главная движущая сила космической эволюции как на нашей планете, так и на других небесных телах. Но его космическое творчество тесно связано с уровнем его сознания, с правильным осмыслением своих земных и космических задач. В философии космической реальности немало написано о человеке как космическом создании. «Взаимоотношение между всеми космическими силами и человеком, – отмечается в одной из книг Живой Этики, – признавалось самыми древними явлениями. Человек – часть космической энергии, часть стихий, часть Разума, часть сознания высшей материи» [3]. И еще: «И чем человечество обладает, оно черпает из сокровищницы Космоса. Необходимо обладать полным сознанием непреложности нашего хода эволюции» [4].

Эти важные фрагменты свидетельствуют не только о неразрывной связи человека с Космосом, но и о единстве его с Космосом, о полной космической сущности человека как такового, о необходимости его подчинения законам Космоса и понимания того, что все, чем человечество на сегодняшний день обладает, получено им «из сокровищницы Космоса». Это – важнейшее методологическое положение, которое мы находим в Живой Этике. Но вместе с этим мы должны иметь в виду ту реальность, которая вопреки такому положению сложилась на Земле. Любое знание, получаемое человеком из космических глубин, для усвоения требует определенного уровня сознания. Вот с этим сознанием на Земле дело обстоит неважно. Понимание того, что человек есть космическое существо, отсутствует у подавляющего числа землян. Причина подобного обстоятельства крайне сложна. И невежество, и амбиции, и неспособность усвоить нечто новое в этом случае играют не последнюю роль. В результате чувство обособленности от окружающей нас реальности привело к тому, что мы сейчас имеем: полное отделение человечества от космических процессов, непосредственно с ним связанных, и полное непонимание им жизненной необходимости участвовать в космическом творчестве. Последнее, вне всяких сомнений, задерживает ход космической эволюции человечества. Многие моменты, связанные с творчеством космической эволюции на Земле, не воспринимаются большинством человечества, их существование до сих пор отвергается традиционной наукой и не находит своего места в исследовательских лабораториях. «Назначение человека на планете мало понимается, – читаем мы в Живой Этике. – Явление космического существа, конечно, должно иметь предопределение, но человечество так слепо устремлено к своему узкому горизонту, что не может прозреть свое космическое назначение» [5]. Вот это «космическое назначение» человека проходит через всю его многовековую историю, через его достижения и падения, через развитие его мышления.

От космического мироощущения человека Земли отделяет еще одно явление, непосредственно связанное с той плотной материей, в которую, если можно так выразиться, одета наша планета и все сущее на ней. Явление это еще с глубокой древности получило название «Майя», что значит «иллюзия». Постижение космической реальности связано с преодолением Майи. Занятие это нелегкое, ибо уровень Майи, через которую проходит житель планеты Земля, обратно пропорционален уровню его сознания. Чем ниже сознание, тем выше Майя, и наоборот. Именно процесс расширения нашего сознания, на который обращает наше внимание философия космической реальности, освобождает нас от объятий Майи. Мысль о том, что земная жизнь – сплошная Майя, или иллюзия, неверна. На Земле существует реальность, как и на других более высоких мирах. Однако степень трудности достижения этой реальности зависит от уровня плотности земной материи. «Именно сознательная реальная жизнь на Земле, – писала Е.И.Рерих, – обеспечивает нам реальность и других миров. Именно, в Космосе существует полное соответствие, потому чем шире и глубже земное сознание, чем утонченнее чувствования, тем шире, тоньше и ярче реальность на всех мирах» [6]. И, оценивая сущность Майи, Елена Ивановна раскрывает ее смысл: «Иллюзия есть наш погубитель. Иллюзия, или Майа, в индусской литературе иногда употребляется как эквивалент Мара, а Мара означает Тьму» [7]. В Живой Этике мы находим ряд примеров и размышлений по поводу миражей, создаваемых Майей. Вот один из примеров: «Может быть, тело (небесное. – Л.Ш.) разрушено тысячи лет тому назад, но на Земле еще видят свет его. Кто же возьмется определить, где существование и где призрак? Те же примеры найдем и среди земных явлений» [8].

Майя часто мешает увидеть действительную причину и истинное ее следствие, нередко то и другое меняются местами, создавая иллюзию вместо реального явления. Майя затемняет смысл реального действия, и мы часто принимаем за действие мираж, который этим действием не является. Также это относится ко многим событиям. Приближение к событию принимается за само событие, что нередко приводит к неправильным действиям. Майя, или иллюзия, порождает миражи света, миражи действий, миражи событий, что влечет за собой бедственные последствия в самых различных областях земной жизни. Эта земная жизнь, оторванная в нашем сознании от Космоса и ведущих нас Высших миров, превращает нашу жизнь в мираж, где в тумане неверного восприятия возникают миражи ориентиров, миражи жизненных целей и иллюзии наших неоправданных надежд. Многие не осознают, что расширение сознания, преодолевающее Майю, может произойти только при осознании человеком себя как космической сущности. В данном случае реализуется космический закон «Высшее ведет низшее», в действительности низшее этого не замечает. Только расширенное сознание приближает Космос к человеку, дает возможность человеку осмыслить себя как космическое существо. Только в таком качестве человек в состоянии постигнуть реальность своей планеты и Космоса. Информация о подобной реальности идет на Землю все через того же человека, и иного пути нет.

Майя является основой процесса, который условно можно назвать оземлением. Оземление как таковое шире по своим результатам, нежели Майя. На нем сказывается не только уровень сознания человека, но и особенности земного плотноматериального существования, а также степень измерения этой материи. Творчество космической эволюции на Земле обширно и многообразно. Одним из важнейших моментов этого творчества является пребывание на Земле Высоких духов в плотноматериальной форме. Так Космос посылает на нашу планету своих вестников, помогающих человечеству обрести новые знания и расширить тем самым свое сознание. Мир плотной материи влияет даже на Высоких духов, которые неизбежно сталкиваются с процессом оземления, имеющим для каждого из них свои последствия. В Живой Этике мы находим описание нелегкой борьбы Махатм с процессом оземления и, прежде всего, с Майей.

«Наша обитель прежде всего углубляет сознание, чтобы изгнать все влияние майи. Такое познавание дается не легко, но зато оно освобождает от накопления ложных ощущений. Работоспособность возрастает при освобождении от груза сомнений, порожденных от смешанных токов. Каждое преломление токов дает как бы электрический разряд. Только утонченное сознание отличает такие разряды от болезненного ощущения» [9].

Этот фрагмент замечательно дает определенное представление о том, что испытывают Учителя, Махатмы, Высокие духи, входя в пространство плотной материи низкого измерения. В связи с этим необходимо упомянуть о космическом законе противоположений, которые составляют цельное явление и дают возможность понять суть этого явления в его истинной реальности. Согласно этому закону, эволюция представляет неразрывное единство с инволюцией. Высокий дух, помогающий земному человечеству в эволюционном развитии, входит в инволюцию, преодолевая нелегкие последствия соприкосновения с материей низшего типа. Каждый из этих вестников космической эволюции, творящей на Земле, справляется с нелегкими инволюционными соприкосновениями индивидуально. В течение истории человечества накопился богатейший и полезнейший материал борьбы творцов космической эволюции с инволюционным оземлением. У каждого из них на этом пути были свои достижения и свои падения. К сожалению, такого рода материал, столь нужный для человечества, не исследован в той мере, в какой это необходимо. При этом следует отметить, что этот материал дает представление о метаисторическом процессе на Земле, идущем, по выражению Н.К.Рериха, «помимо историков». Но об этом позже.

Майе оземления противостоит реальность космического мироощущения, неразрывно связанного с соответствующим уровнем сознания человека. Когда мы стремимся достичь космического мироощущения, то возникает представление: Космос – наш дом. «Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил» [10], – утверждает Живая Этика. И поэтому от человека и его сознания зависит ход космической эволюции. На данном историческом этапе земной человек далек от понимания своей космической сути. Космическое мироощущение должно предшествовать такому пониманию. Это космическое мироощущение должно относиться не только к Космосу в целом, но и, прежде всего, к самой Земле. «Нужно в каждой былинке беречь Космос, если мы готовы стать вселенскими гражданами» [11], – читаем мы в Живой Этике. Проявления Космоса на Земле, проявления Космоса наверху и внизу, Земля, плывущая в космическом океане вместе с другими небесными телами одной из частиц великого единства Мироздания. «Нужно напрячь вмещение настолько, чтобы и внизу и вверху ощущать Дыхание Космическое» [12]. Это опять философия Живой Этики. И еще: «Дух человечества настолько связан с Космосом, что чувства напрягаются теми же рычагами» [13].

И не только чувства напрягаются космическими рычагами, но все направления земной жизни, так же как и жизнь на других небесных телах, должны быть подчинены общим законам Космоса. Но так исторически сложилось, что земное человечество выпало из космического мироощущения и из общей космической жизни. Временами в моем воображении встает одна и та же беспокоящая меня картина. Я вижу океан, по которому разбросаны острова. Все они живут одной жизнью, одной культурой, одним творчеством и подчиняются и используют законы окружающей природы. И только один остров, в силу каких-то неведомых причин, живет своей отдельной жизнью, его жители не устремляют взор к остальным островам, не общаются с их жителями, не видят и не используют богатства океана и не воспринимают знаний со стороны. Они считают свою науку самой верной, свои законы жизни самыми правильными и, несмотря на все случающиеся с ними беды, продолжают так думать. Тех же, а их совсем немного, кто так не думает, они стараются уничтожить. В зависимости от исторических этапов несогласных или распинают на крестах, или жгут на кострах, или загоняют в придуманные вождями концлагеря, где их забивают до смерти или расстреливают. Вот такая картина. Можно увидеть в ней еще немало и других непривлекательных подробностей...

Космическое творчество держится на космическом сознании субъектов космической эволюции. Оно направлено на утончение материи, на достижение более высокого ее измерения, на создание новых форм космической жизни и космических энергетических структур. «Космическое сознание отражается во всех мировых созиданиях. Только ограничение человеческое не может допустить цельного существования» [14]. И еще: «Каждая стремительность насыщается огнем духа. Творчество духа соучаствует в огненном строительстве Космоса. Как же можно обособиться от всего космического творчества, когда человечество есть творческий исполнитель Космической Воли! Потому нужно развивать в себе созвучие с Высшими Силами, ибо без устремления к созвучию нет творчества» [15]. Главное в космическом творчестве – энергия человеческого духа, поэтому так важна работа над развитием духовности у человека. В этой нелегкой работе совершенствования духовности и развития космического мироощущения человек, становясь субъектом такого процесса, сам превращается в творца космической эволюции. Иначе говоря, занимает в этой эволюции место, которое предназначили для него Высшие силы Космоса. Этот человек, если можно так сказать, строит Космос вместе с другими разумными творцами. Эта грандиозная творческая работа держит Космос в нужном энергетическом напряжении, необходимом для его дальнейшего продвижения и совершенствования. «Только в космическом понимании заключено творчество духа» [16], – сказано в Живой Этике. С этим трудно не согласиться, ибо дух как таковой есть тончайшая и высоковибрационная энергия. Известно, что Космос строится тончайшими энергиями. Именно в философии космической реальности мы находим особенности космического духотворчества. «...В потенциале всего творчества заложен дух. Когда силы космические напрягаются в творчестве, тогда действует дух. Когда творчество собирает свои части, действует дух. Когда обновляется космическая сфера, тогда действует дух. Пространственный огонь, притягиваясь к назначенному элементу, направляется духом. Как же не применить творчество духа к человеческой деятельности?» [17] К сожалению, современное человечество не представляет процессы космического творчества и свое место в нем. «Стена неразумия, – отмечает Живая Этика, – заслонила как мгла довольствия. Когда можно будет проникнуть в сферы истинного космического творчества, тогда явится космическое сознание» [18].

Необходимо упомянуть еще об одной особенности космического духотворчества. В свое время великий русский писатель Ф.М.Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Н.К.Рерих внес в эту фразу важное добавление, которое придало всему высказыванию не только глубокий философский, но и космический смысл: «Сознание красоты спасет мир». Одно слово «сознание» подняло мысль Достоевского в космические высоты. Ибо без такого явления, как сознание человека, невозможно ни космическое духотворчество, ни сама космическая эволюция и ее продвижение в сверкающем океане космических энергий. Красота по сути своей есть энергетическое начало космического творчества, в пространстве которого находится и планета Земля. «.Прекрасная Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою» [19]. И еще: «.знание красоты Бытия может поднять космическую эволюцию. Много прекрасных тайн в Космосе» [20]. Красота есть и завершающий момент очередного этапа космической эволюции, и ее движущая сила. Красота превращает темный хаос в светлый Космос, ее присутствие необходимо в каждом творческом напряжении и движении Космоса. Чем выше сознание человечества, создающего красоту, тем сильней энергетически сама Красота. И еще одна важнейшая особенность этого явления – Красота неразрывно связана с Любовью, они обусловливают друг друга. Без творческой Любви нет Красоты ни в какой ее форме. Когда человек считает красотою безобразие, он наносит непоправимый вред не только сознанию, но и важнейшим процессам самой космической эволюции. Рост безобразия в последнее время в бытии и искусстве планеты Земля является неоспоримым знаком прорыва темного хаоса, в различных его формах, в пространство космической эволюции. Такой прорыв не только замедляет ход космической эволюции, но и разрушает создания космического духотворчества. Трагедия восприятия подобных негативных процессов состоит еще и в том, что человек несоответствующего сознания считает ему невидимое несуществующим. Многое в тонких процессах космической эволюции для большинства остается невидимым и недоступным не только для изучения, но и для наблюдения. И если Красота спасает мир, то безобразие всякого рода разрушает его, а вместе с тем и самого человека.

Многое усугубляется и тем обстоятельством, что наша планета переживает на средоточении двух веков, XX и XXI, эволюционное движение к новому своему витку, который, вне сомнения, связан с рядом неизбежных изменений.

В Живой Этике мы читаем: «Время грозное, но прекрасное. Время завершения и строительства. Время высшего напряжения и земной битвы. Время, слагающее великую страницу и складывающее великое будущее!» [21] Цитируя эту характеристику нашего времени, я не могу удержаться, чтобы не привести пророческие слова великого русского поэта Ф.Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые.

Его призвали Всеблагие

Как собеседника на пир [22].

В какой ситуации окажется этот собеседник и каков будет пир, нам еще предстоит узнать.

Но высшая космическая материя посылает нам импульс, облегчающий нашей планете переход на новый эволюционный виток. Импульс этот называется Философия реального Космоса, или Живая Этика.

 


[1] Беспредельность, 14.

[2] Беспредельность, 507.

[3] Беспредельность, 155.

[4] Беспредельность, 46.

[5] Беспредельность, 316.

[6] Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Минск: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. С. 237.

[7] Там же. С. 376.

[8] Аум, 444.

[9] Надземное, 71.

[10] Мир Огненный. Ч. III, 306.

[11] Община (Рига), 92.

[12] Аум, 479.

[13] Беспредельность, 769.

[14] Беспредельность, 791.

[15] Иерархия, 72.

[16] Беспредельность, 768.

[17] Беспредельность, 444.

[18] Беспредельность, 454.

[19] Беспредельность, 178.

[20] Беспредельность, 171.

[21] Иерархия, 120.

[22] Тютчев Ф.И. Цицерон // Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. В 2 т. Т. 1. М., 1997. С. 190.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 76