Знамя Мира и Пакт Н.К. Рериха

В. Моргачев,
Вице-президент Международного
Центра-Музея имени Н.К.Рериха,
Москва

Сегодня, когда на нашей планете не прекращается безвозвратная утрата памятников культуры не только в вооруженных конфликтах, но и в условиях мира, уместно напомнить об истории возникновения и развития идеи международного соглашения о защите культурных ценностей. Исторически эта идея осуществлялась на тернистом пути.

Идея защиты культурных ценностей и институтов возникла во второй половине XIX столетия. Первым международно-правовым актом, имеющим косвенное отношение к этой идее, стала Женевская конвенция от 22 августа 1864 года, известная также под названием конвенции Красного креста. Непосредственно идея защиты научно-культурных учреждений и институтов была выражена в тексте Заключительного акта Берлинской конференции от 25 февраля 1885 года.

Дальнейшее развитие идеи защиты культурных ценностей и объектов последовало с принятием актов Первой в 1899 году и Второй в 1907 году Гаагских мирных конференций.

Инициатива созыва первой международной конференции по предотвращению войн и мирному урегулированию споров была проявлена российским императором Николаем II в его манифесте от 24 августа 1898 года. В дипломатической ноте к правительствам стран мира, врученной Министром иностранных дел России М.П.Муравьевым всем аккредитованным в Петербурге иностранным дипломатическим представителям, прозвучал призыв к изысканию «на путях международной дискуссии наиболее действенных средств к тому, чтобы обеспечить всем народам блага действительного и прочного мира, и прежде всего – положить конец прогрессирующему развитию вооружений». Несмотря на различное отношение правительств к этим идеям, от участия в конференции ни одно из них не отказалось. Конференция уполномоченных представителей 26 государств проходила в Гааге (Голландия), с 18 мая по 29 июля 1899 года. По завершении конференции ее участники, представители держав, преподнесли российскому императору подписной адрес.

Первая международная мирная конференция приняла две конвенции о регламентации военных действий и три декларации о запрещении ряда видов вооружений. Причем в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны были определены некоторые меры по защите исторических памятников, религиозных и культурных учреждений.

Заключительный акт Второй Гаагской мирной конференции, принятый 18 октября 1907 года (в параграфе 27 приложения к 4-й конвенции), предусматривает особые меры по охране культурных памятников и учреждений и декларирует применение специальных видимых знаков защиты этих объектов.

В ряду первых международно-правовых соглашений, имеющих отношение к защите культурных ценностей, следует также упомянуть два более поздних акта – это, во-первых, Конвенция, подписанная в Сен-Жермен-ан-Ле 10 сентября 1919 года, статья 11 которой декларирует защиту научных учреждений и миссий, и, во-вторых, Договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики, подписанный в Париже 28 августа 1928 года (Пакт Бриана-Келлога); хотя этот договор и не касается непосредственно культурных ценностей, он имеет важное общее правовое значение.

Идея специального международного договора по защите памятников и учреждений культуры исходила также из России. Эту идею выдвинул еще в 1904 году известный художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих, который тогда же представил на рассмотрение российского правительства проект подобного международного договора. В период первой мировой войны Н.К.Рерих еще более энергично продвигал идею заключения подобного соглашения. Он обращался к высокопоставленным политическим деятелям ряда стран, включая Николая II, с призывом обеспечить международно-правовую защиту культурных ценностей. В 1914 году Н.К.Рерих создал плакат «Враг рода человеческого», которым осудил военные действия, вызвавшие разрушение памятников культуры в городах Европы.

В 1929 году Н.К.Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал текст проекта Пакта о защите культурных ценностей со своим сопроводительным обращением к правительствам и народам всех стран.

Деятельность Н.К.Рериха нашла широкую поддержку прогрессивной мировой общественности. Он был выдвинут на Нобелевскую премию мира 1929 года. В 1931 году в бельгийском городе Брюгге был организован Международный союз Пакта Рериха, а в сентябре того же года проведена его Первая международная конференция. В августе 1932 года в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха. Третья конференция Пакта прошла в 1933 году в Вашингтоне. Здесь была подготовлена рекомендация о принятии Пакта правительствами всех стран.

Проект Рериха нашел понимание и получил поддержку со стороны видных мыслителей и общественных деятелей того времени. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку пакта. Проект Пакта был одобрен и Комитетом по делам музеев при Лиге Наций.

Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил и отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Этот знак изображен на многих памятниках культуры различных эпох и регионов Земли и встречается на протяжении тысячелетий истории человечества. Н.К.Рерих писал о знаке Знамя Мира: «Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Другим ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру» [1].

В связи с предложенным Знаменем Мира Н.К.Рерих также говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для Вселенной, единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык – богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество – нераздельны» [2].

Идеи Пакта выражены и в изобразительном творчестве Н.К.Рериха. Знак Знамени Мира изображен на многих его картинах 30-х годов. Специально Пакту и Знамени Мира посвящены картины 1931 года «Pax Cultura» и «Мадонна Орифламма», или, как по-другому называл ее художник, «Владычица Червоннопламенная». На картине изображена Мадонна, держащая развернутое полотнище Знамени Мира. Этой же теме посвящена картина 1933 года «Santa Protectrix» (Святая Защитница) с изображением знака Знамени Мира и Мадонны, защищающей памятники культуры.

Предложенный Рерихом отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира – утвержден в рамках самого Пакта. Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной республики Американского континента. Этот документ в международно-правовой литературе получил известность как Пакт Рериха [3].

Президент Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт в своей речи на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом Доме сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» [4].

Пакт Рериха стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до второй мировой войны. Однако под названием Пакта Рериха в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К.Рерихом в 1929 году.

Архивные документы свидетельствуют, что Пакт был задуман Н.К.Рерихом как международно-правовой акт универсального характера. Универсальность его заключается в том, что в Пакте содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. Универсален и предмет регулирования Пакта – культурные ценности и культурные институты, а также регламент применения – как во время мира, так и в случаях вооруженных конфликтов. Принципиально, что положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов; и в этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1899, 1907 и 1954 годов.

«Для нас, – писал Н.К.Рерих, – Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры» [5].

Особо следует подчеркнуть, что Пакт предусматривает, как неоднократно отмечал сам Н.К.Рерих, общественную охрану культурного наследия.

Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в общепланетарном миротворческом процессе и дальнейшем формировании международно-правовой системы в области охраны культурного наследия. Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления культуры мира и международного культурного сотрудничества.

После окончания второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Н.К.Рериха (13 декабря 1947 года).

В 1950 году Нью-Йоркский Комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учетом этих документов проект международной конвенции. 14 мая 1954 года конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В правовом отношении очевидна преемственность этой Гаагской Конвенции и Пакта Рериха. Причем для стран, подписавших Пакт Рериха, он остается действующим международно-правовым документом.

Гаагской Конвенцией 1954 года установлен отличительный знак для идентификации объектов охраны – заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета. В статье 36 Конвенции указывается, что для государств, подписавших Пакт Рериха, этот знак заменяет Знамя Мира в случае вооруженного конфликта. Использование Знамени Мира не исключается в случаях, не предусмотренных указанной Конвенцией. И Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких целей, продолжает широко использоваться международным сообществом не только в рамках Пакта Рериха.

Под Знаменем Мира проходили многие международные культурные и миротворческие акции. Во многих странах действуют общественные организации, выбравшие своим символом Знамя Мира. Оно побывало на вершинах ряда высочайших гор планеты, на Северном полюсе Земли. В 1990 году Знамя Мира было впервые поднято над нашей планетой космонавтами А.Н.Баландиным и А.Я.Соловьевым. В одном из выступлений после полета А.Н.Баландин сказал: «Я думаю, чем чаще люди будут соприкасаться со Знаменем Мира, тем чаще они прежде чем что-то сделать, что-то сказать, подумают, стоит ли это делать. Наверное, из этого и возродится и наша духовность, и просто добро».

В 1997 году по инициативе ряда организаций – Международного Центра Рерихов, Международной Лиги защиты Культуры, Евразийского физического общества, Федерации космонавтики России, Международной академии астронавтики, Международной ассоциации фондов мира и Международного гуманитарного фонда «Знание» начал осуществляться Международный культурный космический проект «Знамя Мира». С августа 1997 года Знамя Мира вновь находится в космосе, на борту орбитальной станции «Мир». За это время с ним работали многие международные экипажи, оно побывало на американских космических кораблях при стыковке «Спейс Шаттла» с «Миром».

Главная цель проекта – призыв к сотрудничеству под Знаменем Мира во имя сохранения нашей планеты, жизни на ней и ее красоты, к развитию через Культуру как через высшее достижение человеческого духа и основу единой, но многообразной мирной цивилизации.

«Мы убеждены, что только на основе партнерства и сотрудничества может быть построено наше прекрасное будущее в XXI веке... Культура – это основа построения общего земного дома человечества. Ради этой цели российские и международные общественные организации начали культурный космический проект “Знамя Мира”», – сказал А.Соловьев, командир экипажа орбитального комплекса «Мир» в приветствии 50-й конференции неправительственных организаций при ООН.

«Мы подняли это Знамя Мира в космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты... Полеты человека в космос… – это первые шаги новой, единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира», – это слова американского астронавта Майкла Фоэла, бортинженера станции «Мир».

«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового, духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли» – так сказал П.Виноградов, бортинженер комплекса «Мир» 3 сентября 1997 года.

Проектом «Знамя Мира» российские и международные организации выражают поддержку и отдают дань уважения Пакту Рериха и его Знамени Мира.

Сегодня человечество находится в условиях обострения глобальных проблем. И если прошлое показало необходимость создания международной правовой основы для устойчивого мирного развития, то настоящее свидетельствует, что осуществление его возможно только при доминировании соответствующего менталитета, а также путем реальных коллективных действий.

На рубеже тысячелетий стало очевидным, что для решения глобальных целей сохранения культурного наследия человечества требуется и глобальная ответственность народов, консолидация усилий государств и мировой общественности, правительственных и негосударственных организаций, активизация личной инициативы среди всех групп населения. Тенденции развития мирового сообщества подтверждают факт возрастания роли и непосредственного участия народов, общественных организаций и граждан в решении вопросов сохранения и преумножения культурного богатства человечества. К этому призывал Пакт Рериха, а движение Знамени Мира вносит свой вклад в осуществление этих идей Рериха.


[1] Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 206.

[2] Цит. по: П.Беликов, В.Князева. Рерих. М., 1972. С. 209.

[3] Текст Пакта опубликован в издании: Nаhlik S.Е. La рrоtесtiоn intеrnаtiоnаl dеs biеns сulturеls еn саs dе соnfliсt аrmé. Rесuеil dеs соurs dе l’Асаdémiе dе Drоit intеrnаtiоnаl dе Lа Науе. 1967. V. 1. Р. 103–104.

[4] Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 453.

[5] Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 77.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 385