Рерих Ю.Н.

Культурная общность Азии [1]

Пятое и шестое столетия до нашей эры были замечательной эпохой в истории человеческой мысли – эпохой, давшей в Индии Гаутаму Будду, в Греции (около 535-475 гг. до н.э.) Гераклита из Эфес, сформулировавшего одно из лучших определений диалектики, и бессмертного философа древнего Китая Лао-цзы (V век до н.э.). [2] Исключительность эпохи составили имена этих трех исполинов, в учениях которых явно прослеживается определенное родство мысли.

Буддизм в своем распространении на Азиатском континенте обладал двойственной притягательной силой – огромным воздействием его философской мысли и доступностью учения для всех людей. Буддизм, если он правильно интерпретируется, обнаруживает удивительное родство с современной мыслью. В сфере чисто философской мысли – утверждение единства сознания и материи, или .энергии и материи, выраженное в формуле «нама-рупа». В сфере социально-этической – служение человечеству в целом и духовный подъем масс.

Эта направленность буддизма как учения для всех людей, усиленная возвышенной философией, в течение многих столетий вдохновляла философию, искусство и литературу стран Азии. Являясь прогрессивным учением, буддизм повсюду благоприятствовал новому развитию творчества и принес народам Азии самые лучшие достижения индийской мысли. Куда бы Будда ни направлялся, он прежде всего обращался к народу, стремясь вступать в контакт с простыми людьми, стоящими вне косной социальной системы.

Буддизм, таким образом, стал могущественным социальным движением освобождения. Общеизвестно, что Будда и его ученики проповедовали свое учение на простом языке, только на общедоступных наречиях, на которых говорил народ. Так установился распространенный обычай, рассчитанный на то, чтобы сделать учение доступным широким массам народа. Именно эта направленность учения к народу и была одной из главных причин, способствовавших широкому распространению буддизма как в соседних странах, так и среди иностранных завоевателей, которые вторглись с северо-запада и для которых Индия стала их родиной.

Буддизм, таким образом, помог стране, в которой он возник, ассимилировать завоевателя, и, следовательно, решить проблему, которую было бы не так просто решить в обществе, где господствует косная кастовая система.

Политические факторы

Принятие этими чужеземными пришельцами: иранцами, греками и турками Центральной Азии буддизма сделало возможным быстрое распространение его через Центральную Азию на Дальний Восток. Учение, которое переступило расовые и географические границы Индии, не могло не быть притягательной силой и не могло не оказывать огромного влияния на соседние страны. Исторически сложилось так, что распространение буддизма в Индии совпало с двумя политическими событиями первостепенного значения в истории Древнего мира – образованием Империи Маурьев и образованием Кушанской империи, в которую входили обширные районы Центральной Азии.

Эти события в политической жизни древней Индии способствовали распространению миссии Будды за пределами Индии на Запад, к Средиземноморскому бассейну, и на Восток, к Тихому Океану. Это взаимодействие культурных и политических событий достойно символизируется знаменитой Колонной Ашоки, которая с 1947 года стала официальной эмблемой независимой Индии.

Буддизм распространялся тремя мощными волнами: через Центральную Азию в Китай и со временем в Японию, морским путем в юго-восточную Азию и через гималайский горный барьер. В истории был период, когда вся Центрально-Азиатская зона, от Каспийского моря до Тихого Океана, была преимущественно буддийской. Последние раскопки советских ученых на территории древнего Хорезма в Узбекистане и Казахстане в Средней Азии СССР обнаружили многочисленные следы буддийского прошлого – замечательные фрески, лепные изображения и развалины храмов или вихар.

Находки в Китае

И как бы перекликаясь с этими археологическими открытиями, поступают сообщения об имеющем важное значение открытии большого ансамбля буддийских пещерных храмов в юго-восточном Гансю в западном Китае. Эти храмы, украшенные изумительными фресками, как утверждают, превосходят по своему высокому мастерству знаменитые Дунь-Хуанские пещерные храмы в западном Гансю на самом краю Такламаканской пустыни.

В своем победоносном шествии буддизм не только преодолевал пустыни, ему также было ведомо, как преодолеть море. Могущество индийского торгового флота в раннем периоде Средневековья способствовало распространим буддизма морским путем в юго-восточную Азию и Индонезию начала эпохи Средних веков, Суварнадвипу, которая считалась крупным центром буддийского учения. Здесь также общечеловеческая направленность буддизма способствовала тому, что индийская культура распространялась и создавала те культурные связи, которые действенны и сильны до сих пор, несмотря на изменившиеся условия.

Начиная с седьмого столетия н.э. новая волна влияния буддизма распространялась на север через гималайский горный барьер. В этом случае влияние активизировалось вторжением мусульман в северную Индию: это вторжение мусульман привело к тому, что буддисты вынуждены были спасаться бегством в пограничную страну или за ее пределы. Эта последняя волна была достаточно мощной, и к девятому и десятому столетиям н. э весь Тибет принял буддизм. И его движущая сила не иссякла, когда тибетский буддизм распространился в Монголии в XVI веке, вместо более раннего проникновения через уйгуров, и вызвал к жизни замечательное явление – литературный ренессанс в XVII-XVIII столетиях. Это был период, когда кристаллизовалась классическая форма монгольского языка, впитавшего в себя многие особенности санскрита и тибетского языка.

Путешествие Сюан-Цзана

Не будет преувеличением сказать, что на протяжении первого тысячелетия н.э. буддизм смог создать культурную общность, что благоприятствовало свободному потоку идей и привело к небывалому развитию искуссва и литературы, что и дало Индии право занять исключительное место в истории культуры Азии. Эта общность мировоззрения сделала возможным в седьмом веке н.э. путешествие в Индию знаменитого китайского буддийского ученого и паломника Сюан-Цзана. И куда бы он ни направлялся в своих длительных переходах, будь то пустыни Центральной Азии, или оазисы Таримского бассейна, или заходил в юрты кочевников центрально-азиатских турков – повсюду он находил понимание и желание помочь ему в его поисках. Такое исключительное достижение стало возможным благодаря буддизму.

В нашем мире раздоров и столкновений мудро помнить о великом объединяющем воздействии, которое проявляется в учении Гаутамы Будды. Во время пробуждения трудящихся масс, стремящихся добиться улучшений в области культуры и условиях социальной жизни, уместно вспомнить Гаутаму Будду, первого известного «ганапати», или вождя трудящихся масс, чье пламенное послание было адресовано народным массам, который стремился возвысить их и устранить социальные и духовные преграды, вселяя в них неустрашимую жажду стремления к свободе мысли, утверждая знание и осуждая слепую веру

Во многих зарубежных странах, в особенности в России и Франции, исследования в области буаддизма стали традиционной областью индологии. Большинство русских индологов предшествующего поколения – Минаев, Ольденбург и именно маха-пандит Ф. Щербатской – были учеными, изучавшими буддизм. В советский период Обермиллер, ученик Щербатского, очень плодотворно работает в области буддийской философии. Более тесные культурные контакты между Индией и Советским Союзом несомненно будут способствовать возрождению этого традиционного интереса русской индологии.

Во Франции сохраняется превосходство в области исследовании буддизма на протяжении XIX и начала XX столетия, а за последнее время были опубликованы работы очень высокого порядка.

В Индии наблюдаются признаки нового возрождения интереса к буддизму и буддийской культуре, и основание нескольких исследовательских институтов, предназначенных для исследований буддизма, вселяет надежду на новое возрождение буддологии.

Основа культурной общности, заложенная буддизмом, дает возможность современной Индии играть выдающуюся роль в благородной борьбе за мир и взаимопонимание между народами, наследие, которому индийский народ остается верным.


[1] Перепечатано из газеты «Хиндустан тайме», 24 мая 1956 г. специальный выпуск газеты Buddha Jayanti Number. (Перевод М.Ф.Дроздовой-Черноволенко).

[2] Согласно общепринятой точке зрения китайских ученых, Лао-цэы был старшим современником Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 370