Толстой. Антология гуманной педагогики

О значении народного образования [1]

В прошлом году мне случилось говорить с г-ном Прудоном [2] о России. Он писал тогда свое сочинение «о праве войны». Я ему рассказывал про Россию, про освобождение крестьян и про то, что в высшем классе заметно такое сильное стремление к образованию народа, что стремление это выражается иногда комично и переходит в моду. «Неужели это в самом деле правда?» – сказал он мне. Я отвечал, что, насколько можно судить издали, в русском обществе проявилось теперь сознание того, что без образования народа никакое государственное устройство не может быть прочно. Прудон вскочил и прошелся по комнате. «Ежели это правда, – сказал он мне, как будто с завистью, – вам, русским, принадлежит будущность».

NB. Куда, куда же делось сегодня это осознание необходимости образования в современном русском обществе.

Я привожу этот разговор с Прудоном, потому что это в моем опыте был единственный человек, который понимал значение народного образования и книгопечатания в наше время. Говорить о значении книгопечатания и образования кажется такой пошлостью в наше время, а между тем мне кажется, что значение это не только недостаточно, но совсем непонятно. Когда просунешь рассученную нитку в ушко иголки, то, чем больше тянешь, тем меньше проходит нитка. Чтобы продеть ее, нужно выдернуть нитку и, вновь ссучивши, продеть ее. Так и со многими убеждениями, которые считаются общепринятыми.

(Народное образование в настоящее время для нас есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества. Вот положение, составляющее мое убеждение, которое я попытаюсь доказать.)


[1] О значении народного образования. – Т.8. – С. 405. Фрагмент незаконченной статьи, над которой Л.Н.Толстой работал в 1862г. Впервые опубликована в юбилейном Полном собрании сочинений.

[2] Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) – французский социалист, теоретик анархизма, публицист, экономист и социолог, деятель революции 1848г., автор работ «Что такое собственность», «Система экономических противоречий», «Философия нищеты» и др., в которых выдвигались идеи мирного переустройства общества путем реформ, отказа от его преобразования революционными действиями. Л.Н.Толстой интересовался идеями Прудона, изучал его работы, о чем свидетельствует запись в дневнике от 25 мая 1857г.: «Читал логического матерьяльного Прудона, мне ясны были его ошибки, как и ему ошибки идеалистов. Сколько раз видишь свою бессильность ума, всегда выражающуюся односторонностью в прошедших мыслителях и деятелях, особенно когда они дополняют друг друга. От этого любовь, соединяющая в одно все эти взгляды, и есть единственный непогрешимый закон человечества». Встреча Л.Н.Толстого с Прудоном состоялась в Брюсселе весной 1861г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 492