Космос Высокий и низкий

Иллюстрации к главе

Космос окружает нашу планету, ибо эта планета есть одно из космических тел. Воспринимаем мы или не воспринимаем свою планету космическим телом? Это зависит от того, кто именно воспринимает, – от его образованности, от его опыта. Одни называют окружающее нас пространство «неизвестно чем» миллионы лет у человечества было такое впечатление от Космоса. Другие считают его злом. Третьи – «абсолютно ненужным» земному человечеству. Четвертые, напротив, уверены, что Космос необходим Земле и именно в бесконечных пространствах скрываются его тайны.

Красота и загадочность Космоса тревожила человеческие души и сердца. И все то, что шло из Космоса и было накоплено на Земле в течение миллионов лет, – не пропало.

Я не собираюсь исследовать Космос, как это делают астрономы. Однако космические пространства скрывают столь интересные и необходимые нам сокровища, что я хотела бы остановиться на некоторых из них.

В наши дни уже достаточно известно о связях Космоса с Землей. И связь эта не простая, трудно воспринимаемая и иногда даже отрицаемая частью земного человечества. Эта связь, с одной стороны, является необходимой для Земли, а с другой – несет на нашу планету необъяснимые потрясения.

Космос живет по космическим законам, которым также подчинена наша планета. Обратим внимание на главные из них. Первый из трех важных для нас космических законов гласит: «Высшее в эволюции ведет за собой низшее». Второй закон связан с исследованием процессов на Земле и в Космосе и звучит так: «Все явления, события, процессы имеют две стороны – одна земная, другая космическая», – исследуя их, необходимо принимать во внимание обе. Обычно наукой исследовалась одна сторона, и это не приносило нужных результатов. И третий закон об Учительстве. В Космосе и на Земле мы находим целую цепь, связующую Учителей и учеников. В звеньях цепи Учитель будет всегда учеником и ученик всегда Учителем. Эта цепь не имеет ни начала, ни конца.

Все три космических закона – важнейшая часть Космической эволюции, той эволюции, которая охватывает весь Космос и его тела и структуры.

Закон Учительства, который подчиняет себе ряд необходимых для эволюции Земли процессов, с моей точки зрения, требует более подробного изложения.

Учительство представляет собой основу человеческой культуры, без которой она практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области нашего труда, творчества, образования обязательно присутствует Учитель. Тема Учителя проходит через всю нашу историю. Меняются формы и задачи Учительства, меняются области, в которых оно действует, но всегда остается принципиальная его основа – передача знаний и навыков. В этом отношении школьный учитель, или мастер, обучающий ученика, находится в одной цепи с Великим Учителем, или Космическим Иерархом. Их отличает друг от друга лишь качество и уровень энергетики. Чем выше энергетика Учителя, тем шире его информационные возможности. Великий Учитель – это сущность, связанная с Космосом и его Высшими иерархическими структурами. Он приносит на нашу планету не только знания, которые нужны ей в данный период ее эволюционного развития, но и необходимую ей энергетику. Ибо эволюция движется изменением или, точнее, повышением этой энергетики. Великий Учитель ее упорядочивает, создавая энергетические основы для развития нового мышления, для дальнейшего расширения сознания, для совершенствования энергетической структуры самого человечества. Будда и Христос, Лао-Цзы и Конфуций, Платон и Сергий Радонежский, Моисей и Нагарджуна и им подобные появлялись на земле в переломные моменты ее истории и духовной эволюции. Они создавали тот энергетический фон, при котором становился возможным переход на более высокий эволюционный виток.

«Восстань! Пробудись! – сказано в одном из древнеиндийских источников. – Найдя Великих Учителей, слушай! Путь так же труден для следования, как острие бритвы. Так говорят мудрецы» [1]. Путь, «как острие бритвы». Чем ближе к Великому Учителю, тем труднее, тем требования выше. По пути Великого Учителя идут Его ученики. Если Учитель и ученик следуют Великим законам Космоса, если они оба гармонично, как этого требуют законы, вписаны в бесконечный ряд Беспредельности, то каждое звено или элемент этого ряда несет в себе две функции – Учитель-ученик. Каждый Учитель, имея Учителя, является учеником. Каждый ученик по отношению к тем, кто стоит ниже его на иерархической лестнице, является Учителем. Космическое явление Учительства несет в себе взаимодополняющие функции «Учитель-ученик». Всякого рода отклонения в этом космическом ряду есть нарушение Великих Космических Законов. Всякое неуважение к Учителю есть отступление от пути эволюции и развития.

«Кто же может сказать словами всю цепь Учительства? Или она осознана подобно змию знания, или без нее мрак, сон, одержание» [2]. Именно в Учительстве космический смысл эволюции выражен наиболее ярко и последовательно.

Опираясь на древнюю духовную традицию, используя опыт, накопленный многими тысячелетиями Космической эволюции человечества, Живая Этика, пожалуй, более чем иная другая философская система, разработала явление Учительства на самых разных его уровнях. «Необходимо утвердить новый подход путем принятия понятия Учителя» [3], – читаем мы в одной из книг Учения.

Вся сверкающая палитра космического значения Учительства заключается, на мой взгляд, между двумя удивительными мыслями, которые мы находим в Живой Этике: «Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным. Прибавь свою жемчужину!» [4].

И вторая: «Гуру не нуждается в почитании, но доверие к Учителю будет единственной жизненной связью с Высшим Миром. Познав ценность доверия здесь, на Земле, можно перенести такую же степень доверия и по всей Иерархии» [5].

Первая мысль дает нам представление о цели Космической эволюции человечества – «прибавь свою жемчужину», т.е. достигни своего места в Космической Иерархии Учителей. Путь духовной эволюции, путь совершенствования человека и его восхождения идет от ученика к Учителю, на каком бы уровне этот путь ни проходил. В конечном счете превращение ученика в Учителя и есть превращение человека из объекта эволюции в ее субъект. Познание Учительства начинается с Земли, с нашего физического мира. Именно об этом вторая процитированная мысль. Здесь, на Земле, ученик вырабатывает те качества, которые необходимы будут и для контакта с космическими Учителями. Ибо Учитель, Гуру, кем бы он ни был, на какой бы ступени ни стоял, будет всегда связью с Высшим миром для ученика, если последний следует Великому Космическому Закону доверия, преданности и любви к Учителю. В бесконечной цепи духовного восхождения от земного ученичества до Космического Учительства действует один и тот же Великий Космический Закон, связывающий ученика земного Учителя с Космическим Иерархом. «Принять понятие Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность» [6]. Именно понимание Учителя и формирует четыре эволюционных типа людей. Для людей на первой, самой низкой ступени отсутствует понятие Учителя. Для представителей второй ступени Учитель как таковой играет лишь эпизодическую роль, и они не соотносят себя с Учителем. Третья – когда начинается постижение Учителя земного и возникает у ученика та необходимая с ним связь, которая готовит первого для контакта с Космическим Учителем. Этот контакт получает полное развитие, когда человек переходит на четвертую ступень. Есть еще и пятая ступень – архаты, бодхисаттвы, махатмы, которые уже добавили свою жемчужину к Космической Иерархии.

Степень осознания Учительства есть та серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека. Именно эта степень осознания и создает ту энергетику, которая необходима для дальнейшего продвижения. «Энергия есть основа всего, – пишет Елена Ивановна Рерих, – ибо в ней одной заложены все возможности» [7]. Учительство же является одним из мощнейших энергетических источников и действует как фактор, ускоряющий эволюцию человечества. Этот момент особо подчеркивается в книгах Живой Этики.

«Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам, или Великим Учителям...» [8] – отмечает в одном из своих писем Е.И. Рерих. И еще: «.если бы не великое самопожертвование нескольких Высших Духов, пришедших с Высших Миров на заре нашего зарождающегося физического человечества и воплощавшихся на протяжении эонов при каждом поворотном пункте в истории Планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом же направлении небольшой группы Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов» [9].

Книги Живой Этики, продвигающие нас на пути осознания задач эволюции, обращают основное внимание на ту роль, которую Учительство играет в этой эволюции. «Без Учителя не может быть звена в великой цепи творчества» [10].

«Когда люди примут понятие Учителя, тогда подготовится новая ступень. Очень, очень много теряет человечество от этого неприятия. Да, да, да! Все новые пути закрыты человечеству, и искания должны начаться с этого принятия» [11].

Именно Учительство и его осознание сейчас определяют качество нашего перехода на новый эволюционный виток.

«Только признательность к Учителю может открыть доступ к Вратам. Каждый избравший свой собственный путь должен познать одинокость своей орбиты, ибо только любовь и преданность к Иерархии включают дух в Цепь Света. Так каждый решает свою карму. Только Светом мы приближаемся к Свету» [12]. Религии и различные философские системы всегда решали для себя вопрос о Высшей управляющей силе, называя и определяя ее по-разному: Абсолют, Логос, Брахман, Бог и т.д. Живая Этика вознесла на эту высоту Учителя, который вобрал в себя синтетически все предыдущие понятия.

Связь, возникающая между Учителем и учеником, всегда добровольна. Она укрепляется и держится на доступных любому человеку понятиях признательности, преданности, любви. «...Только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания» [13]. Предательство в отношении к Учителю – самое страшное, что может позволить себе человек. Оно отбрасывает его назад, замедляет его путь, разрушает ту необходимую для эволюционного восхождения энергетику, которая, как правило, формируется под воздействием энергетики самого Учителя. Предательства на этом пути есть сознательные, продиктованные самостью, личными мелкими интересами и амбициями, неверием и невежеством, и несознательные, совершаемые людьми, не проникшимися пониманием Учительства, не постигшими Космической сути этого явления. Однако вне зависимости от качества стоящих за предательством причин результат бывает тем же самым. Каковы бы ни были побудительные мотивы предательства, оно всегда есть нарушение одного из Великих Законов Космоса.

Если мы внимательно исследуем нашу историю, то придем к неизбежному выводу, что человечество в целом никогда не существовало без Великих Учителей. Отдельный человек существовал, человечество – нет. Цепь огней Великих Учителей поднимается из древности, проходит через всю историю и достигает наших дней.

«Учитель принял всю меру верности. Рука Моя руке путника – огонь во тьме. У щита Моего – тишина гор» [14].

Это – Великий Учитель Мория, пришедший в XX век и приславший нам своих Вестников – Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов.

«Посылаю вам явление силы, ибо долог ваш путь и много камней у чужих ворот.

Но вы уже видели цвет Луча Моего, и вы, идя со Мною, уже побеждали Светила» [15].

Это одно из первых обращений Учителя к своим Ученикам:

«Чисто и сурово начните Дело Мое.

Помните о трудном начале лучших дел.

Храм сейчас заперт, и молитва забыта в битве, но цветы духа вьются по ветхим стенам.

Ничто не остановит Руку Создателя Новой ступени мира» [16].

Живая Этика повествует о Новой Йоге Огня, Йоге нашего предстоящего эволюционного витка. Давайте прислушаемся. «Пробуждение сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут великое перерождение мышления. На пути к Миру Огненному Моя Ведущая Рука смещает энергии» [17].

Вместе с новым эволюционным витком в обиход нашей планеты и в жизнь человечества войдет энергия огня. Но ничего само собой не совершается. Естественные природные процессы также одухотворены и действуют в согласии с сознанием человека.

«...Ведущее начало есть Огненный Учитель. Не пройти без Него, не продвинуться без Него, не достичь без Него. Так запомним, творя лучшее будущее» [18]. И еще: «Явлю Мою Волю водворения Живой Этики и очищения Учения. Без этого пути к Огненному Миру нет. Величайшее задание – утвердить новое тонкое сознание. Моя Воля передает Таре [19] Мои Заветы» [20]. Эти слова отражают всю действительность и непреложность Великого Космического Закона Учительства.

На важнейших космических законах держится Космическая эволюция – главная движущая сила Космоса. Космос живет и развивается – происходит жизнь самой Вселенной. Когда эта жизнь уходит, то Вселенная как космическая структура умирает.

В Космосе существуют необходимые для жизни структуры. Структуры живут и действуют энергетикой различного качества, формирующей определенные силы на основе различных уровней материи и духа. Все эти силы действуют между собой, создавая, укрепляя или ослабляя огромные пространства, необходимые для жизни существа, называемого человеком. Человек в Мироздании является главной жизненной силой, наделенной творческой активностью.

Мироздание возникало в борьбе двух начал – Космоса и хаоса. Космос был порядком, хаос – беспорядком. В зависимости от взаимодействия этих двух сил создавалось качество Мироздания. Процессы, которые шли в Космосе, определили направление Космической эволюции и уровень ее материи (трехмерный для планеты Земля). Победа хаоса приводила к разрушениям материи и гибели нужных для структуры Мироздания качеств. Победа Космоса несла возможности построения материи и нужной энергетики.

Свет и тьма также несли во Вселенную разные начала. Свет создавал для Вселенной возможности ее дальнейшего развития. Тьма уничтожала уже действующий Свет и закрывала в Мироздании эволюционные пути. Борьба Света и тьмы происходила не только в масштабе всего Мироздания, но и на каждом космическом теле и вела либо к развитию, либо к упадку. Эта борьба занимала огромные пространства и была значительно протяженной по времени. Именно Свет формировал Высшее в Космосе. Тьма разрушала это Высшее. У Света была своя сильная энергетика. Тьма заглушала ее. Свет поднимал небесные тела до новых уровней сознания. Тьма уничтожала необходимую для развития и подъема вверх дорогу. Противоположные созидательному началу в Мироздании силы тормозили изменения сознания и расцвет Красоты.

Время от времени в Мироздании возникала необходимость творения Нового мира, Нового человека и улучшения самой жизни. XX-XXI века нашей эры стали именно таким периодом. Но для того чтобы понять процесс, идущий в наше время, необходимо обратиться к древним рукописям и сохранившимся воспоминаниям и вернуться на несколько тысячелетий назад.

Мифология – явление земной жизни, которое связывало нашу планету с Космосом и несло в себе удивительные сказания и предания. Мифология была первым мышлением на Земле, породившим все остальные виды земного мышления. Она в определенной степени отличалась от других видов и несла в себе значительное количество тайн, которые в той или иной степени требовали разгадок. Первая тайна мифологии – отсутствие у нее земного, если можно так сказать, исторического предка. Вторая – существование в ее пространстве общих для всех народов мыслей и концепций. Причем эти мысли и концепции исходили из далеких земель и различных культур, физически не связанных между собой. И третья тайна – существование в мифологическом наборе различных стран космогонического начала, которое в определенной степени занимало большое интеллектуальное пространство. Космогоническое начало мифологии было первым свидетельством, которое несло реальную связь с Космосом и давало первые знаки о самом Космосе и возможности Космоса вступать в связь с планетами и включаться в их эволюционное творчество. Высшее, согласно космическому закону, контролировало эволюцию низшего и творило эту эволюцию. В Мироздании складывалась ситуация – без Высшего невозможна эволюция низшего и его регулярное продвижение в Космической эволюции.

Долгое время на нашей планете в силу невежества ее обитателей мифология относилась к фантазии, выдумке и сказкам. Это отношение к мифологии остается в какой-то степени и до сих пор. Само слово «миф» употребляется в определении выдумки и фантазии. Такого рода обстоятельство закрывает важнейший путь нашей планете – путь к Высшему в Космосе – и необходимое продвижение в эволюции.

«...Тара, несущая пламенную “чашу” стремления искупления человечества, может утвердить Наше Явление среди людей. Начало мощи Космического Магнита устремляет к завершению. Мы, Братья человечества, указываем, что смена произойдет на огненном принципе. Истинно, Наша новая ступень так прекрасна! Токи высших сфер направляют токи к созиданию Нашей космической силы. Притяжение велико. Когда стремящиеся сердца несутся к завершению, тогда стремительность возрастает и утверждается ток единения напряжением Космического Магнита. Потому так звучит единение» [21].

«Ту молитву, которую произнес Христос, покидая Землю, не услышали люди. Ту молитву, которую произнес Будда, не услышали люди. Та молитва, которую произнесет Майтрейя, молнией стучится к человеческому духу. Так прослаивается Земля и создается сознание духа.

Когда сроки приближаются, тогда можно приступить к началу созидания. Ведь творчество Начал соблюдает ритм, не замедляя, но ускоряя. Наряду с планетною жизнью идет строительство для высших сфер. Размах строительства духа, завершающего свою планетную жизнь, настолько сложен, что, истинно, можно сказать: двойное строительство, и дух является руководителем жизни.

На последней ступени не может дух утвердиться в формах существующих – устремление к новым формам настолько наполняет сознание и дух. Явление существующих форм так мало отвечает красоте будущих.

Свидетельствую, что тайн в жизни идущего Архата много» [22].

«Как мало человечество задумывается над понятием ответственности, когда явление Шамбалы людьми принимается как край, явленный для отдыха! Если бы люди знали, что Братья человечества несут всю тягость людского сознания! Если бы люди знали, что ответственность за их умыслы Несем! Если бы люди знали, что сущность Шамбалы есть тот Источник, который творит новую, лучшую ступень человечеству!

Когда Говорю, что напитывание земной коры является заданием Нашим, то могут уместить люди, что наша планета должна очнуться. Космос ждет!

Люди просят благ. Космос утверждает человечество как явление принимающего, но принимающего творца. Так слагается творческая ступень, и дух создателя может мощно творить, когда сила напряжения достигает вершин Космоса» [23].

«Понимание Нашего Облика человечеством так претит действительности! Когда Наши Облики живут в сознании как ответственные за человечество, тогда Мы можем принять этот дух как понимающий напряжение сердца Архата. Конечно, Нам приходилось говорить, что Мы движимы в Нашей творческой работе одним чувством закона. Но понятие закона так разновидно! Когда Мы, Братья человечества, говорим о законе как о стимуле Нашего существования, то, конечно, Мы говорим о великом законе Магнита. В Нашем законе преображается вся космическая жизнь, основанная на великом притяжении. Притяжение имеет в своем устремлении самое великое Сердце. Ваш закон основан на человеческой жестокости, Наш закон основан на Сердце Матери Мира!» [24]

«Каждая ступень требует новых обстоятельств. Каждая новая ступень приносит свою утвержденную силу. Потому среди трудного времени слагается мощная ступень сообразно с трудностями. Потому творческая деятельность Наших участников принесет явление успеха, когда мысли утвердятся на мощи будущего. Так Мы слагаем чудесную ступень! Так Мы строим среди развала стран. Так Наша мощь входит в жизнь! Явление ступени так близко, но мир решает свою судьбу» [25].

«Ничто в мире не упущено.

Иногда мы измеряем мерами великими, но часто следует производить опыты с величинами малейшими, так же следует наблюдать и мышление. Гиганты мысли так же поучительны, как и малые пиявки. Можно видеть, как взявший огромную преграду спотыкается на ничтожной луже. Злопамятство, обида, думание о себе уничтожают преимущества так же, как предательство и страх. Нужно уметь распознавать обстоятельства – где он, новый камень пробный? Так в прозорливости мы доходим до сознания радости каждому испытанию. Мы скажем – “Владыка, пошли Волю Твою: или дай, или возьми. С Тобою вместе будем различать мои западни. Вместе будем усматривать мои решения вчерашнего дня. Сыт я сегодня, и Ты лучше меня знаешь количество пищи на завтра. Не преступлю Воли Твоей, ибо могу получить лишь из Твоей Руки”. Так проследим себя и в великом и в малом» [26].

«Притяжение соответственных сил насыщается устремлением, которое объединяет силы. Утверждение всех смещений напрягается энергиями, которые подлежат закону соответствия. Потому каждая творческая сила требует этот закон. Строительство космическое зависит от этих соответствий, потому Мы напрягаем все силы и утверждаем высшее соответствие. Так цепь Иерархии строит законно ступени соответствия, и каждое устремление насыщается тонким отзвуком. Только созвучие может утвердить творчество беспредельное» [27].

«Спросят: “Как же будем возносить моления к Высшему, если перед нами неотступно образ Владыки?” Скажите: “Именно через Него обратитесь к Высшему”. Кроме того, если вы дошли до состояния постоянного Образа Владыки, то этот вопрос вообще вас волновать не может. Когда мы приходим к сознательному общению с тончайшими энергиями, то многое, что не находило места вчера, становится совершенно понятно сегодня. Так мы научаемся и радости, и спокойствию там, где вчера мы печалились. Полезно последить, как очищается наше сознание на делах каждого дня. Именно теперь закалка этих мечей уместна, ибо полон воздух огня. Только Образ Владыки может вращать все центры и служить Щитом. Не будем бояться твердить о мечах и щитах, ибо Мы желаем мира и царства духа. Как победители не помнят врагов, так Мы не считаем их, и не хватит леса, чтоб уподобить их деревьям» [28].

«Сыны Разума – их Мы величаем Иерархами на Земле. Дочери Разума – так Мы величаем их на Земле. Стремящиеся к эволюции духа должны следовать шагами Иерархии для продвижения. Кто же напитает дух устремленных учеников? Кто же утвердит путь восхождения? Только Дочери и Сыны Разума. В ком заложены огни достижения? В Дочерях и Сынах Разума. Так Мы величаем Наших огненных носителей. Каждое осуществление Нашей Воли проходит, являя огненный закон Иерархии. Только сознательное принятие в жизни закона Иерархии утверждает правильный путь. Истинно, пространство звучит утверждением Иерархии. Так строится чудесная жизнь. Так входит заповеданное в жизнь. Сыны Разума, Дочери Света только повиновением явленной Иерархии могут явить силу высших законов. Так Наша Иерархия являет Нашу силу Разума и Сердца – так до беспредельности!» [29]

«Так Высший Разум творит на Земле силою Иерархии. Творчество Наше требует утверждения Иерархии во всей широте, во всем понимании, во всей красоте. Явление понимания Иерархии открывает все возможности. Правильно видеть закон Иерархии как вершину космического творчества: с нее льется Свет, к ней мысли устремляются. Так нужно направлять лучшие устремления к вершине Иерархии. Только когда высшее утверждение входит сознательно в жизнь, можно дать высшее. Явление огненное приближается!» [30]

«Можем ли предстать перед бездною? Чем можем свидетельствовать? Пока не дойдем до бездны, пока не дотронемся до края пропасти, можем ли утверждать, что страха нет в нас? Но мы пройдем все миры и выслушаем все злословия и назовем их елеем помазания. <...> О Свете хочу напомнить вам, ибо тьма велика, но для нас даже [тьма] будет покровом, сохраняющим Свет от вихря. Не бойтесь вихря, не ужасайтесь, ибо ночь уже засветлела и заря горит. Разве может быть строение без битвы и нападения? Тогда будет жир благополучия и слепота лености. Но вы знаете труд, и, поистине, все время ваше направлено к просветлению и возношению Духа. И шлю вам Мое благословение, ибо пройдете улыбаясь и запишете на скрижали все трудности как знаки победы. Пусть запишет М. историю трудностей, ибо эта победа поведет к тысяче иных побед Света. Будьте Светлы» [31].

Учителя, которые существуют в Космосе и называются Иерархами там, в Высших Сферах, взяли на себя долг дать нужные знания тем, кто работает с низшими сферами. Сыны Разума, Дочери Разума, Сыны Света, Дочери Света. Сыны и Дочери, Братья и Сестры – будучи Великими Учителями, они направляют планету Земля по правильному пути. Их иерархическая цепь одна из главных в Космосе.

«Как же утвердиться в Учении? Как же приблизиться к высшему закону Иерархии? Только утончением мышления и расширением сознания. Как можно вместить Указ Свыше, если нет утверждения соответствия? Ведь нужно явить восприятие для каждой энергии. Ведь нужно суметь принять ширь Учения. Ведь только соответствие может позволить наполнение сосуда. Потому явление широты достойно широкого сознания. На пути к Нам можно достичь только Иерархией» [32].

«Космическая мощь, которая заложена в каждом импульсе человека и в творческой силе, направлена к сознательному созиданию. Как нужно бережно собирать эти тождественные энергии для созидания лучшего будущего! Ведь только сознательное отношение к овладению силою соизмеримости может явить творчество, достойное лучшей ступени. Потому каждый на пути к Нам должен устремиться к созиданию, сознательно направляя свои распознавания» [33].

«Насколько же ученик должен осознать мощь распознавания и утверждения, что есть один закон, который правит всем Космосом, – Высшая Воля: по этой линии создается эволюция духа. Этот закон объединяет принадлежащие явленные величины. Устремление к исполнению Высшей Воли приводит к чуткости восприятия. Только этот путь дает соответственное решение осознания и исполнения Высшей Воли. Так и Мы приносим Нашу творческую устремленность Высшей Воле; и так дуги сознаний объединяются в Едином Пламенном Сердце! Так творится великая космическая ступень!» [34]

«Центр, который освещает все начинания Наших дел, утвержден на законе Иерархии. Творчество стремительное зиждется на центре Иерархии. Как явно человечество уклоняется от верного пути и верных устремлений! Кто боится явления Учителя, тот останется игнорамусом. Кто отвергает Руку Водящую, тот останется в вечном заблуждении. Кто боится потерять свою индивидуальность, тот не имеет ее. Так пусть задумаются над великими законами Иерархии» [35].

«Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание Красоты. Так Мы ценим цельность вокруг центра и ценим Служение Иерархии сердцем» [36].

«Когда Силы Света и Тьмы напрягаются, нужно беречь здоровье, ибо огонь пространства бушует и Тьма напряжена. Но во всех проявлениях Наших нужно видеть победу. Когда все рушится старое и неприемлемое для эволюции и эпохи Огня, то остается один якорь, который спасет человечество, – Якорь Иерархии, который объединит всю цепь и даст всю мощь. Так нужно беспредельно утвердиться в Иерархии» [37].

«Последим, как трудятся черные! Нужно замечать их особенные привычки. Они не возмутятся на ничтожного человека. Они думают, что первые ступени Служения особенно полезны для них. Ничтожество ничтожно и в предательстве. Именно предательство есть главное основание подкопов черных. Для предательства нужно что-то знать. Это относительное знание, не укрепленное преданностью, можно находить на первых ступенях. Нужно знать, насколько осуждение, как огонь, действует на шаткую преданность. Печально наблюдать, какими незаметными уклонениями ученик начинает поселять в себе равнодушие, находя красноречивые оправдания! Как лезвие ножа, утеривает сердце предохранительную сеть! Без этих ножен лезвие колет самого несущего; но подобные шпоры не ведут к подвигу, но приносят лишь раздражение. Если один день прошел удачно в унижении Учителя, то почему и назавтра не разъяриться хулением Всевышнего! И когда серебряная нить может оборваться, то лезвие закостенения уже бесповоротно обострилось» [38].

«Малоразвитый ум всегда спотыкается о кажущееся противоречие. Он не может совместить Иерархию с находчивой самодеятельностью. Без синтеза, конечно, самые однородные понятия будут рассыпаться, как кладка без цемента. Осознание синтеза ляжет как ступень к преображению расы. Правильно замечание о бессмертии одноклеточных. Но чем же можно обратить к единству наши разнородные элементы? Можно упразднить множество искусственных средств, приводя в жизнь заснувшие кристаллы психической энергии. Можно думать о ней как о Нашем начале. Только единство понимания устремления к утверждению восхождения рождает мощь преображения» [39].

Эти фрагменты одной из книг Учения Живой Этики дали понять, что есть Иерархия, которая тесно связана с Космосом как таковым. Имена, которые звучали в Космосе, не были похожи на те, которые знала планета Земля. Боги, полубоги, цари и многие подобные были уже созданием людей самой Земли. Те качества, которыми обладали Иерархи Высокого Космоса, назывались совсем по-другому.


[1] Упанишады. Катхопанишад, III, 14.

[2] Агни Йога, 205.

[3] Беспредельность, 495.

[4] Агни Йога, 83.

[5] Аум, 110.

[6] Агни Йога, 43.

[7] Письмо Е.И. Рерих А.М. Асееву от 20 декабря 1934 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2: 1934. С. 553.

[8] Письмо Е.И. Рерих М.Е. Тарасову от 16 января 1935 г. // Там же. Т. 3: 1935. М.: МЦР, 2001. С. 35.

[9] Письмо Е.И. Рерих А.М. Асееву от 20 декабря 1934 г. // Там же. Т. 2: 1934. С. 552.

[10] Иерархия, 209.

[11] Беспредельность, 494.

[12] Иерархия, 273.

[13] Иерархия, 128.

[14] Община (Рига), 86.

[15] Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов. 18 февраля 1923 г.

[16] Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов. 26 ноября 1921 г.

[17] Мир Огненный, III, 264.

[18] Мир Огненный, III, 154.

[19] Здесь: Елена Ивановна Рерих.

[20] Мир Огненный, III, 261.

[21] Иерархия, 15.

[22] Иерархия, 16.

[23] Иерархия, 17.

[24] Иерархия, 18.

[25] Иерархия, 77.

[26] Иерархия, 78.

[27] Иерархия, 80.

[28] Иерархия, 81.

[29] Иерархия, 82.

[30] Иерархия, 83.

[31] Иерархия. М.: МЦР, 2011. С. 266-267.

[32] Иерархия, 84.

[33] Иерархия, 87.

[34] Иерархия, 88.

[35] Иерархия, 167.

[36] Иерархия, 359.

[37] Иерархия, 310.

[38] Иерархия, 311.

[39] Иерархия, 325.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 166