X
Созидание Музея имени Н.К. Рериха

Иллюстрации к главе

Так получилось, что проблема с наследием старших Рерихов возникла в России в очень тяжелый период.

Государство начало трещать по некрепким узлам, часть государственных денег оказалась у кучки людей на верхушке власти. Менялись генсеки, рассыпались прежние республики СССР, и группа правящих чиновников практически ликвидировала Советский Союз.

В это время младший сын Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов – Святослав Рерих – поставил проблему по передаче их наследия в Россию. Начавшиеся в стране процессы не содействовали «чистой» передаче наследия. Силовые структуры стали создавать новую экономику и протянули руки к дорогому и уникальному наследию Рерихов. Существовавшие тогда рериховские организации были отодвинуты в сторону от этого процесса.

Значительную активность проявили те, кто принадлежал к военным организациям и Совмину страны. Сначала полковнику Ряшенцеву, у которого была свежеорганизованная фирма по производству танков, было поручено создать по рериховскому наследию программу. Однако эта затея вскоре была отброшена, так как Ряшенцев не имел никакого представления ни о Рерихах, ни об их наследии.

Ряшенцева сменила Совминовская группа по захвату наследия за рубежом. Руководитель этой группы использовал некоторых членов рериховских организаций и готовил с ними Постановление Совмина о передаче наследия в Россию. Значительная группа различных чиновников присоединилась к этому процессу, и тогда уже было ясно, что наследие может попасть в нечистые руки.

Процесс разрастался, и накал борьбы между Светом и тьмой, которая происходила в масштабе Космической эволюции, задел правительственные круги России, которые не имели четкого представления о самом наследии и могли загубить все. Бесконтрольная алчность и жадность могли направить наследие в нечистые руки.

Обычная связь с Индией в это время работала с перерывами, и надо было найти контакт со Святославом Николаевичем, чтобы сообщить о происходящем в России. Как бы то ни было, мне удалось связаться с Рерихом и сообщить ему все обстоятельства.

Святослав Николаевич прислал письмо, в котором изложил свою концепцию передачи наследия. К этому времени уже работала группа ученых, их задачей было создание тех организаций, которые бы взяли на себя проблему передачи наследия. Сам же Святослав Николаевич приехал в Москву в конце 1989 года с целью привести все в порядок. В результате открылся Советский Фонд Рерихов (СФР), и началась работа по подготовке будущего Музея имени Н.К. Рериха. Присутствие в Москве Рериха многое облегчило нам в работе, но и немало затруднило.

На основании достигнутых договоренностей между С.Н. Рерихом и М.С. Горбачевым Постановлением Совета Министров СССР № 950 от 4 ноября 1989 года «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха» в Москве был основан общественный Музей имени Н.К. Рериха. По этому случаю руководство страны пригласило Святослава Рериха в Москву. 25 ноября 1989 года, выступая на бюро Правления СФР, Святослав Рерих сказал: «Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия. При этом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохраняло свою целостность».

На пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре МИД по случаю создания в Москве общественного музея имени Н.К. Рериха, Святославом Николаевичем совместно с руководством СФР было сделано следующее заявление: «Центр-Музей не претендует на коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, другие экспонаты, которые находятся в составе советских музеев и картинных галереях. В это число не входит выставка Н.К. и С.Н. Рерихов, сформированная Святославом Николаевичем Рерихом и привезенная им из Индии в 1978 году, которая до сих пор находится в СССР и является собственностью С.Н. Рериха».

28 ноября 1989 года выходит Распоряжение Исполкома Моссовета № 2248 о передаче Усадьбы Лопухиных для размещения в ней Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

В это же время Святослав Николаевич передал мне письмо с приглашением в Бангалор для работы с наследием. Я поняла, что это приглашение есть просьба заняться передачей наследия в СССР.

На моем пути это были первые серьезные трудности. Визу для поездки в Индию мне выдало Индийское посольство. Остальное должны были сделать наши правящие органы. Первое, о чем мне было сообщено в Москве, что в правительстве нет денег для такой поездки. Такие деньги можно получить лишь в Советском посольстве в Индии. Впервые в моей жизни мне пришлось уехать в Индию без копейки денег. Я поняла, что начинается борьба за вывоз наследия в Москву. Свет и тьма вступили в битву. И еще я подумала, что, если я проиграю, наследие может попасть в нечистые руки. Но особо рассуждать не приходилось. Надо было действовать.

Святослав Николаевич при его тонкой натуре сразу понял, что меня хотят полностью обезоружить. Он сразу дал мне машину, а своему повару поручил меня хорошо кормить. Все наши усилия достать денег не принесли результатов. В Советском посольстве таких денег не оказалось, в консульстве в Мадрасе об этом даже не хотели слышать. И я начала работать с наследием, поскольку это было дороже всяких денег.

Наследие находилось на загородной вилле Рерихов, расположенной в 13 милях от города, и я ездила туда каждый день из Бангалора. Моя работа началась в феврале 1990 года и завершилась в мае.

19 марта 1990 года у индийского нотариуса в Бангалоре Святослав Рерих подписывает свое завещание «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» с целью передачи в Россию наследия для создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. В пункте 3 этого документа сказано: «...В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые уже находятся на попечении Министерства культуры СССР (приложения №№ 4, 5 к завещанию. – Л.Ш.). Другие отобранные картины также внесены в список и находятся в приложениях к этому документу».

Эта коллекция в составе 288 картин Святославом Рерихом была передана Министерству культуры на временное хранение на основании Акта № 4193 от 2 ноября 1978 года. Затем она на основании приказа Министерства культуры СССР от 30 мая 1989 года была передана Государственному музею Востока на временное хранение в количестве 282 картин.

Приближалось время вывоза наследия Рерихов на их Родину. Из Москвы сообщили о самолете, который возьмет ценное и уникальное наследие. Самолет должен был прилететь в полночь. Мы доставили упакованные вещи (4,5 тонны) в бангалорский аэропорт. Через некоторое время из аэропорта пришло сообщение, что аэропорт не дал нужного документа на посадку советского самолета в Бангалоре. Я бросилась звонить в Дели, в управление Аэрофлота. Оттуда ответили, что о самолете ничего не знают. Постепенно закрывались двери вывоза наследия в СССР, но я хорошо понимала, что наследие будет вывезено, но кем-то другим. Я связалась с Советским посольством в Дели, но оттуда мне ответил высокопоставленный чиновник Кадакин. «Я ничего не знаю, – сказал он, – разбирайтесь сами». «Хорошо, – подумала я, – придется разобраться».

У меня был еще один шанс. В Советском посольстве работал хорошо знакомый мне человек. Я не называю его чиновником. Он был выше этого звания. До сих пор я не сообщаю его фамилию. Он отправился в управление Аэрофлота и попросил нужный документ. Ему ответили, что ни о каком документе ничего не знают. Но мой знакомый был человеком смелым и умным. Он уже понял, что происходит. Он присел у столика с бумагами и увидел среди них торчащий уголок искомой официальной бумаги. Он вытащил за этот уголок всю бумагу и тихо спросил об этом сидевшего рядом с ним. Чиновники были явно растеряны и объяснили, что у них так много документов, что все и не запомнить. Они извинились за случившееся, а мой знакомый продолжал сидеть в управлении Аэрофлота, пока там связывались с Бангалором и давали разрешение на посадку нашего самолета.

Но это еще не все. Когда сел наш самолет, в 12 часов ночи, и загрузили мой груз в отдельный отсек, командир сказал мне, что у него в книге записей не внесена моя фамилия и я не могу лететь в Москву с наследием. Однако индийская аэрофлотовская команда не позволила разлучать меня с наследием. Командиру пришлось меня взять. Когда я поднялась в самолет, мне вежливо предложили грузовой отсек, вдоль которого тянулись металлические сидения.

Когда самолет начал стартовать, в грузовой отсек пошел холодный воздух. Я поняла, что включили кондиционер. Я же была в летнем платье и легких босоножках. В это время в Бангалоре было довольно жарко. Теперь у меня была новая цель – пережить четырехчасовой полет. Как ни странно, я выжила. Глубокой ночью на внуковском аэродроме меня встречали большая группа сотрудников и заместитель министра иностранных дел Юлий Михайлович Воронцов. Это он помог немало.

Руководство СФР, выполняя волю своего основателя С.Н. Рериха, обратилось к министру культуры СССР с просьбой передать в СФР коллекцию Святослава Рериха (письма № ФР-354/15 от 19 декабря 1990 года и № ФР-215/12 от 11 июня 1991 года). С аналогичной просьбой к министру культуры СССР 21 мая 1991 года обратилась и доверенное лицо С.Н. Рериха в Европе Гизела Ингеборг Фричи. Коллекция отдана не была.

В ответ Министерство культуры начинает клеветническую кампанию против меня – директора Музея имени Н.К. Рериха и предпринимает действия, направленные на изъятие наследия у общественной организации (после распада СССР Советский Фонд Рерихов в 1991 году был преобразован в Международный Центр Рерихов).

26 апреля 1992 года Святослав Рерих обращается к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с письмом, в котором пишет: «...Я хотел бы обратить Ваше внимание на одно обстоятельство. В 1990 году я, вместе с остальным наследием, передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (286) полотен, которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

22 октября 1992 года Святослав Рерих письменно подтверждает права МЦР на переданное в СФР наследие и заверяет свою подпись у индийского нотариуса в Бангалоре.

30 января 1993 года Святослав Николаевич Рерих уходит из жизни.

Министерство культуры и Государственный музей Востока начали предпринимать открытые действия, направленные на разрушение общественного музея имени Н.К. Рериха и изъятия у него наследия Рерихов.

25 февраля 1993 года директор ГМВ В.А. Набатчиков издает приказ № 13, свидетельствующий о захвате коллекции С.Н. Рериха: 282 картины из его коллекции, находящиеся в музее на временном хранении, без всяких на то правовых оснований переводятся директором музея на постоянное хранение.

4 ноября 1993 года выходит Постановление Правительства Российской Федерации № 1121 «О создании государственного музея Н.К. Рериха» в Усадьбе Лопухиных вместо общественного музея. Это постановление было основано на фальшивых документах. Оно также противоречило ранее принятым и действующим Постановлению Совмина СССР от 4 ноября 1989 года № 950 и Распоряжению Исполкома Моссовета № 2248 от 28 ноября 1989 года, на основании которых в Усадьбе Лопухиных должен размещаться именно общественный Музей имени Н.К. Рериха, основанный Святославом Рерихом. В 2011 году решением Правительства Российской Федерации постановление Правительства № 1121 от 4 ноября 1993 года было отменено.

В 2007-2009 годах ГМВ и Росимущество пытались выселить МЦР из Усадьбы Лопухиных, подав иск в Арбитражный суд г. Москвы.

В 2008 году ГМВ через ОАО «Издательская группа Прогресс» с помощью Арбитражного суда г. Москвы пытался изъять наследие у МЦР как из чужого незаконного владения. Суд дважды отказал в этих исковых требованиях.

С 2002 года по настоящее время в Мосгорсуде длится судебный процесс по заявлению Международного Центра Рерихов о признании получения МЦР наследственного имущества на основании завещания Святослава Рериха. Дважды Мосгорсуд признавал МЦР наследником С.Н. Рериха и удовлетворял наше заявление: первый раз в августе 2002 года и второй раз – в ноябре 2011 года. И дважды Министерству культуры удавалось отменить эти решения: в декабре 2003 года и в июне 2013 года, мотивируя это в декабре 2003 года тем, что картины принадлежат государству, а в июне 2013 года – что МЦР не является правопреемником СФР и на основании этого не является наследником С.Н. Рериха и не имеет права распоряжаться переданным им в Россию наследием.

Документы, свидетельствующие, что Святослав Николаевич Рерих передал наследие в Россию для общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в собственность созданной им общественной организации Международного Центра Рерихов (ранее – Советский Фонд Рерихов):

1. Статья С.Н. Рериха «Медлить нельзя!», опубликованная в газете «Советская культура» 29 июля 1989 года.

2. Постановление Совета Министров СССР № 950 от 4 ноября 1989 года.

3. Заявление С.Н. Рериха, зачитанное на пресс-конференции в МИДе по случаю создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

4. Завещание С.Н. Рериха от 19 марта 1990 года.

5. Обращение Святослава Рериха с письмом к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину от 26 апреля 1992 года.

6. Письменное подтверждение Святославом Рерихом 22 октября 1992 года прав МЦР на переданное в СФР наследие с заверенной у индийского нотариуса в Бангалоре подписью.

Несмотря на эти документы и действия самого владельца наследия С.Н. Рериха, Министерство культуры не отдало 288 картин ни в СФР, ни в МЦР.

Краткая хронология борьбы МЦР в судах по отстаиванию своих прав на наследие Рерихов, переданное в Россию Святославом Николаевичем Рерихом:

6 августа 2002 года решением Хамовнического суда был установлен факт принятия Международным Центром Рерихов наследственного имущества после смерти С.Н. Рериха на основании его завещания.

18 декабря 2003 года на основании жалобы министра культуры М.Е. Швыдкого Президиум Мосгорсуда отменил это решение и направил заявление МЦР в суд первой инстанции на новое рассмотрение, которое началось в 2004 году.

Усиливая свою позицию в суде, МЦР обратился к Старшему адвокату Верховного суда Индии Дж. Шарме с целью проведения юридической экспертизы, основанной на нормах индийского права, двух основных документов С.Н. Рериха в отношении переданного им в Россию наследия. В заключении от 26 мая 2004 года Старший адвокат Верховного суда Индии Дж. Шарма пришел к выводу, что распоряжение Святослава Рериха от 19 марта 1990 года является завещанием, а документ, подписанный им 22 октября 1992 года и заверенный индийским нотариусом, является документом о передаче прав на наследие от Советского Фонда Рерихов Международному Центру Рерихов и может служить дополнением к его завещанию.

13 октября 2005 года Хамовнический суд в отсутствие представителей МЦР принимает решение оставить заявление МЦР без рассмотрения в связи с наличием спора о праве. В последующем это решение было отменено, и дело направили на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении МЦР уточнил свои требования и просил суд установить факт принятия им наследства, указанного в приложениях № 1, 2, 3 и 6 к завещательному распоряжению С.Н. Рериха.

29 июля 2006 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации фактически отказалось от дальнейшего участия в процессе, поскольку требования МЦР в уточненной формулировке не затрагивали интересов государства.

Несмотря на это обстоятельство, 30 августа 2006 года судья Хамовнического суда Т.Ю. Павлюченкова выносит решение об оставлении заявления МЦР без рассмотрения, усмотрев наличие спора о праве. Пять лет потребовалось МЦР на отмену этого решения, 17 мая 2011 года Определением Верховного суда Российской Федерации оно было отменено, и дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение по существу заявления МЦР. При этом Верховный суд отметил в Определении, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые свидетельствовали бы о наличии спора о праве, а также дал нижестоящему суду указание привлечь к участию в деле Министерство культуры Российской Федерации.

Суд первой инстанции через несколько месяцев вновь принимает решение об оставлении заявления МЦР без рассмотрения, так как имеется спор о праве. Данное решение Мосгорсудом было отменено, и уже в пятый раз дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

24 ноября 2011 года Хамовнический суд Москвы во второй раз (первый раз 6 августа 2002 года) признает факт принятия МЦР наследственного имущества на основании завещания Святослава Рериха. Это решение никем из лиц, участвующих в деле, обжаловано не было и вступило в законную силу.

После ухода А.А. Авдеева с поста министра культуры Государственный музей Востока и новое руководство Министерства начинают процедуру обжалования решения Хамовнического суда, установившего факт принятия МЦР наследства после смерти С.Н. Рериха.

Хамовнический районный суд отказал ГМВ в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, однако Мосгорсудом этот срок был восстановлен и жалоба ГМВ была принята к рассмотрению.

Апелляционная инстанция Мосгорсуда 14 июня 2013 года отказала ГМВ в удовлетворении его жалобы и оставила решение Хамовнического суда от 24 ноября 2011 года без изменения, а кассационная инстанция Мосгорсуда отказала в передаче кассационных жалоб ГМВ и Министерства культуры на Определение апелляционной инстанции Мосгорсуда на рассмотрение Президиума Мосгорсуда.

11 ноября 2013 года министр культуры В.Р. Мединский отправляет письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину и фактически получает его поддержку на действия по обжалованию решения Хамовнического суда от 24 ноября 2011 года в Верховном суде Российской Федерации, выраженную в резолюции на данном письме: «Прошу защитить интересы государства».

22 апреля 2014 года Верховный суд рассмотрел жалобу Государственного музея Востока на определение апелляционной инстанции Мосгорсуда об отказе в рассмотрении его жалобы на решение Хамовнического суда и вынес определение по отмене апелляционного определения Мосгорсуда от 14 июня 2013 года, обязав Мосгорсуд рассмотреть апелляционную жалобу ГМВ по существу.

20 июня 2014 года состоялось заседание апелляционной инстанции Мосгорсуда, в ходе которого суд вынес определение отменить решение Хамовнического суда от 24 ноября 2011 года и отказать МЦР в удовлетворении его требований.

Определением судьи Мосгорсуда Г.А. Тихенко от 19 декабря 2014 года отказано в передаче кассационной жалобы МЦР на это апелляционное определение на рассмотрение Президиума Мосгорсуда. Определение судьи Г.А. Тихенко практически дословно воспроизводит обжалуемое МЦР апелляционное определение и не содержит никакого анализа приведенных заявителем доводов. Это определение МЦР получил только 12 января 2015 года.

13 января 2015 года МЦР была подана кассационная жалоба на апелляционное определение Мосгорсуда от 20 июня 2014 года в Верховный суд Российской Федерации.

Почти 13 лет МЦР в судах Москвы пытается отстоять выполнение воли Святослава Рериха и свое право использовать наследие Рерихов с целью его сохранения и популяризации. Судебные решения, которые отказывали нам в этом справедливом требовании, не принимали во внимание ни право самого владельца этого наследия С.Н. Рериха распорядиться им так, как он того желал, ни подписанные им в этом отношении документы.

Наследие, которое раскрывает нам основы космической эволюции человечества и указывает направление этой эволюции и пути ее достижения, не нужно ни Министерству культуры, ни власти. И это при том, что оно было предназначено в первую очередь для России.

Сейчас очень модно говорить о пророчествах Нострадамуса, Кейси и Ванги в отношении светлого будущего России. Все верно, но это светлое будущее возможно только при одном условии – если Россия сохранит наследие Рерихов и будет использовать по его прямому предназначению. В противном случае у нее не будет того светлого будущего, о котором говорили все истинные ясновидящие, и в первую очередь Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

Материалы, представленные в этой книге, свидетельствуют о попытке государственных чиновников, невежественных и малограмотных, завладеть рериховским наследием. Более 25 лет чиновники и тьма стараются подчинить себе или уничтожить организации, которые охраняют наследие Рерихов. Документы, которые были оформлены Святославом Николаевичем, никто в нашей стране не берет в расчет. Чиновники стараются лишить смысла документы и ликвидировать все бумаги, которые были составлены младшим сыном Рерихов.

Несомненно, при этой ситуации можно считать, что все обещания, данные Святославу Николаевичу Рериху, остались невыполненными. Все они оказались ложью и обманом. Святослав Николаевич передал наследие своих родителей безвозмездно. До сих пор команда государственных чиновников старается овладеть этим наследием. МЦР лишили права на рериховское наследие, несмотря на наличие необходимых документов. Министерство культуры в нынешнем составе включилось в эту игру с большим азартом. Чиновники министерства не знают цены рериховского наследия и его космической сути. К сожалению, они не настолько образованны, чтобы понять суть этого наследия и его огромное значение. Они стараются уничтожить созданные много лет назад рериховские организации и в связи с этим лишить эти организации права на наследие Рерихов, которое было утверждено годы назад.

МЦР с его общественным Музеем имени Н.К. Рериха за эти годы превратился в крупный международный центр, ведущий огромную культурную работу, выступающий против войны и несущий в своем творчестве Свет и Новый мир нашей планете. Попытка остановить это космическое эволюционное движение есть преступление. Не знаю, понимают ли государственные чиновники, что они делают и какую темноту они насаждают в России? Рерихи и их Учителя считали крайне нужным укоренить Учение космической эволюции именно в России. Тьма до сих пор не покинула Россию. Свет в ее пространстве еще не расширился.

Хочу привести здесь направления культурной деятельности МЦР и Музея имени Н.К. Рериха. За время их работы были изданы более 250 книг из архива Рерихов. Много лет ежеквартально выходит журнал «Культура и время», который считается одним из лучших в России. Ежегодно проходят международные конференции, в которых участвуют научные и общественные организации зарубежных стран. По России и зарубежью проходят выставки экспонатов рериховского музея. В Музее регулярно читаются лекции, глубоко философски освещающие Учение Живой Этики. Еженедельно проводятся концерты в самом Музее. Реставрация Усадьбы Лопухиных осуществлена без единого рубля государственных денег.

В ближайших планах – завершение реставрации каретного сарая, в котором намечены помещения для театра и детских творческих студий.

Огромную помощь оказывал Б.И. Булочник, глава Мастер-Банка и наш неизменный меценат. Неожиданно в ноябре 2013 года банк был разрушен и МЦР и Музей лишились финансирования. Сотрудники лишились зарплаты, важные культурные проекты были остановлены. Реставрацию старинных зданий усадьбы пришлось прекратить. Значительно сократилась география передвижных выставок. С трудом осуществляется культурная работа в Музее имени Н.К. Рериха.

Получилось так, что пострадала культурная и научная работа. Хочу спросить, кому это понадобилось? Каким государственным чиновникам мешал международный культурный центр в Москве, который посещали многие любители искусства и науки? Сотни тысяч людей протестовали против сужения работы МЦР и Музея. Многие сейчас пишут нам письма, чтобы нас поддержать и не дать разрушить уникальный культурный центр.

Я хочу поблагодарить мэра г. Москвы С.С. Собянина, который снял с нашей усадьбы арендную плату и дал нам возможность пользоваться ее зданиями бесплатно.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 97