Сухомлинский. Антология гуманной педагогики

Глава 2
Все более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание [1]

 

Как формировать у воспитанника радость познания

Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли только мечтать о том, чтобы сесть за парту, взять в руки книгу, читать, писать, познавать мир. Твое детство, отрочество, ранняя юность – это дворец, озаренный светом знаний.

Без знаний он может превратиться в мрачное подземелье. Мысль, интеллектуальные интересы, творчество – эти твои блага оплачивают своим трудом рабочие и крестьяне. На каждого старшеклассника и студента трудятся рабочие и крестьяне. На каждого старшеклассника и студента трудятся рабочие и колхозники, чтобы он мог учиться не работая, не участвуя в создании хлеба насущного и других материальных благ.

Из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом. Хуже того, для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда и наказанием и мучением. Воспитатель, помни, что, если дело доходит до этого, ни о каком успехе этического воспитания не может быть и речи. Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, – он чувствует радость и обретает радость и обретает человеческую гордость. Учись, потому что учение – это благо и счастье. Эти слова произносятся в школах множество раз, но их глубокий смысл далеко не всегда доходит до юных душ. Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять, чтобы учение было желанным, привлекательным? Это одна из самых сложных и нелегких проблем школы, у нее тысячи граней.

Прежде всего в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается. Важнейший источник радости познания – а это чувство и есть зерно, из которого растет мощное дерево богатой духовной жизни, – переживание и чувствование того, что знания – это плоды напряжения моего человеческого духа, плоды поиска, творчества – труда мысли, души. В обществе, которое, удовлетворяя материальные потребности человека, часто не различает истинных потребностей и ничем не оправданных желаний (а нередко, бывает, и капризов), моральное благородство человека зависит в огромной мере от того, какие духовные потребности порождает его деятельность. Главной потребностью нашего питомца должна быть мысль, думанье, открытие истины – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа. Учение мыслится и переживается как счастье, благо, привлекательная деятельность тогда, когда мы воспитываем прежде всего мыслителя. Деятельность духа должна быть добыванием мыслей, жажда духовных богатств рождается лишь тогда, когда маленький человек каждодневно испытывает радость зарождения мысли, постижения истины, углубления в тайны мира.

В этическом воспитании маленьких детей большое значение мы придаем путешествиям к истокам мысли. Дети с учителем идут в сад или к старому дубу, в заросли кустарника или на пасеку, на берег пруда или в глубокий овраг. Здесь закладываются, образно говоря, тончайшие корни, питающие жажду знаний, здесь рождается желание познавать – быть умным, образованным. Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать. Самый несмелый и застенчивый становится здесь пытливым мыслителем. Чем лучше удалось учителю открыть глаза школьников на непонятное, чем глубже их чувство изумления, тем ярче детское стремление знать и познавать.

Многолетний опыт воспитательной работы твердо убедил меня, что маленький человек, пришедший к вам в школу, чтобы выйти из ее стен образованным и воспитанным, станет пытливым, любознательным, прилежным учеником лишь тогда, когда он – мыслитель, когда жизнь его мысли в какой-то мере независима от того, что он учит и выучивает на уроках (независимость эта относительна, на самом же деле только богатство мыслительной деятельности, не связанное непосредственно с уроками, является основой успешного учения на уроках). В практической работе, занимаясь со школьниками младшего возраста, я с самого начала всегда стремлюсь к тому, чтобы свет, зажженный в саду, в степи, у цветущего или уснувшего на зиму дерева, озарял учение на уроках. Мыслительная деятельность вне уроков независимо от уроков на первом этапе обучения должна быть несравненно значительнее, богаче, шире по объему, чем все то, что делает ребенок на уроке. Мои первоклассники – прежде всего мыслители, открывающие истину вне класса, изумленные и восторженные этой истиной и своим трудом, а потом ученики в узком смысле этого понятия. Чем в большей мере они мыслители, тем лучшие они ученики. Отношение ребенка к учению как к благу, счастью, радости вообще немыслимо, если в его духовном развитии нет бурной, бьющей ключом жизни мысли. Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли – среди природы.

Первый год обучения в школе – это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с любимым школьным годом и с любимым десятилетием послешкольного периода. Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления – это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думанье, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой. Дети наблюдают, как образуется почка, как ее закаляют жгучие морозы, как она спит и чутко прислушивается к тому, что делается в природе, как весенний теплый ветерок и солнечный луч открывают ее и почка «распрямляет плечи и сбрасывает с себя сладкие пеленочки» (это слова детей), как появляются маленькие зеленые листочки, впервые в вишневом саду рождается жизнь листвы и закладываются новые почки, которые превратятся в листву в будущем году. Перед детьми – изумительная картина жизни, они открывают в мире десятки все новых и новых тайн. Их духовная жизнь в этот период определяется тем, что они живут в мире мысли. Чувствование ни с чем не сравнимой роскоши, прелести мысли – это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь. Многие годы воспитания твердо убедили меня в том, что, если в первый период школьного воспитания все дети проходят школу мышления, в определенной мере независимую от того, что делается на уроках, не будет ни одного неуспевающего ребенка. У меня есть замысел: создать школу мышления в детском саду, ввести ребенка в мир интересного, увлекательного познания тайн природы с трехлетнего возраста.

Школа мышления, начавшаяся в первый период обучения, не должна прекращаться ни на один день. Чем больше потенциальные умственные возможности ребенка – а в подростковом возрасте, к 14–15 годам, по моему глубокому убеждению, если бы правильно было поставлено умственное воспитание, человек мог бы успешно окончить нынешний курс средней школы, – тем значительнее должна быть умственная жизнь, не связанная непосредственно с уроком. Но постепенно школа мышления включает в себя кроме мира природы еще и мир книги.

Это одна из самых важных педагогических проблем современной школы – дать ученику жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой.

NB. Любовь к книге одними убеждениями привить нельзя. Почему сегодня снизился интерес к чтению, к книге у многих детей? Многие считают, что виной всему телевидение. Какая-то доля правды в этом есть. Но главная беда состоит в том, что дети не владеют техникой чтения вообще, а быстрого чтения в особенности.

Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг. В начальных классах я читаю своим питомцам самые лучшие книги, которые вошли в золотой фонд человечества и по своему содержанию понятны и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Произведения Джека Лондона и Сенкевича, Гюго и Бичер-Стоу, Марка Твена и Свифта, Жюля Верна и Гоголя, Тургенева и Короленко, Толстого и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Горького, Шолохова и Леонова, Шевченко и Коцюбинского, Ивана Франко и Олеся Гончара – это пленительный мир красоты, мысли, человеческих страстей, который сам по себе открывает перед ребенком радости бытия. Я добиваюсь того, чтобы без чтения и перечитывания любимых книг, без уединения с любимой книгой жизнь казалась моим мальчикам и девочкам мрачной темницей. Чтобы бесценным и вечным богатством человек считал только книгу – все остальное преходяще.

Что необходимо для этого практически? Многие часы духовного общения учителя со своими питомцами за книгой в непринужденной обстановке. Книга – это колыбель, в которой лелеется отношение к мысли, науке, учению как к величайшему благу. Чтение открывает перед ними прежде всего мир собственной души: маленький человек познает величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей. Книга как бы порождает у человека боязнь: спеши приобщиться к духовным ценностям, созданным человечеством; утеряешь время – утеряешь богатства для собственной души. Любовь к книге, чувствование мысли, науки, знаний как великого блага учит человека с малых лет дорожить временем, – для этического воспитания чувствование времени играет очень важную роль, к этому мы еще будем неоднократно возвращаться.

Я вижу важную грань этического воспитания в том, чтобы с первыми же сознательными взглядами на мир в сознание ребенка пришла мысль о том, где заключен источник того богатства, которым располагаем мы, советские дети, подростки, юношество, – богатства духовной жизни. Вот мы сидим с вами, дети, у могучего столетнего дуба, читаем интересную книгу, прислушиваемся, как падают на землю желуди... Или, сев на вершине степного кургана, любуемся красотой вечерней зари, вслушиваемся в песню кузнечика, всматриваемся в мерцание первой звезды. Видеть, чувствовать, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, творить и познавать собственную красоту, гордиться тем, что я Человек – одаренное существо, что передо мною множество путей развития и совершенствования, что я свободный гражданин первого в мире социалистического государства, думать обо всем этом является для вас, дети, огромным благом и счастьем, таким же бесценным, как счастье сидеть шесть уроков за партой, не думая о том, где взять кусок хлеба, кто даст мне одежду и обувь... Пойдемте, дорогие дети, посмотрим, где же источник нашего счастья.

Мы идем недалеко: рядом со столетним дубом, под которым мы читали книгу, животноводческая ферма колхоза. Наступила ночь, но работа в самом разгаре. Доярки доят коров, готовится корм на завтра. По дороге едут автомашины – перевозится хлеб от комбайнов к зернохранилищам. Из степи доносится гул трактора – началась ночная смена, трактористы будут пахать до утра... В жгучий январский мороз, когда, придя в школу, мы греемся У батарей центрального отопления, трактористы едут в поле за сеном... В осеннюю слякоть колхозники убирают свеклу. Дождь идет, холодный ветер пронизывает до костей, все равно надо работать, не уберешь – пропадут плоды труда, а этого нельзя допустить. Ведите своих питомцев по Земле Труда, открывайте перед ними великие истины социалистического бытия.

В тихий вечерний час, перед тем как лечь в постель, ты зачитываешься интересной книгой или заслушиваешься музыкой: помни, что в эти часы идут на ночную смену миллионы рабочих. Только потому, что они идут в ночную смену, ты читаешь книгу и слушаешь музыку. Только благодаря тому, что миллионы рабочих и колхозников на заре идут на работу, чтобы варить сталь и делать машины, добывать руду и строить пароходы, пахать землю и кормить скот, вывозить на поле навоз и прокладывать новые железнодорожные магистрали, ты имеешь возможность, проснувшись, сделать утреннюю зарядку, позавтракать, идти в школу, сидеть за партой, овладевая знаниями. Для того чтобы ты спокойно и беззаботно учился, на тебя работают взрослые – рабочие, колхозники. Если тебе не захотелось идти в школу – бывает, к сожалению, и такое, – значит, они своим трудом оплачивают твое безделье, значит, ты обманываешь свое государство, рабочий класс, народ. Ты превращаешься в дармоеда, тунеядца. Кто не знает источника своих духовных благ, тот живет пустой, бессмысленной жизнью.

 

Как пробуждать любознательность

Ты пришел в школу ребенком. Мать и отец считают тебя маленьким и беззащитным. Ты в самом деле нуждаешься в постоянной опеке, заботе и защите взрослых; без них ты не можешь обойтись в сложном и многостороннем мире. Ты маленький, но не забывай, что через десять лет, окончив школу, ты станешь взрослым. Десять раз опадет листва с этой виноградной ветви, и ты будешь уже не семилетним несмышленышем, а самостоятельным тружеником, воином, завтрашним отцом, а ты, девочка, будешь уж думать о своем родном несмышленыше – сыне или дочери. Для тебя, семилетнего, эти годы сейчас кажутся невообразимо огромной жизнью – так и должен отражаться мир в сознании ребенка... но для твоего учителя десять лет – не такой уж длительный период... Он знает, что старая липа, ровесница школы, через десять лет совсем не постареет, а ветка виноградной лозы в годы твоей юности будет такой же, как сегодня.

Умей думать о своей взрослости – вот что поможет тебе стать настоящим человеком. Взрослые – мать, отец, учитель – делают из тебя человека, но ты должен помнить, что от твоих усилий, от твоей самостоятельности – и с каждым годом все больше и больше – зависит, каким человеком ты станешь. Я, твой учитель, говорю тебе эти слова без преувеличения: от того, какова твоя деятельность именно в те годы, когда ты малыш-несмышленыш, зависит, кем ты станешь, как будут развиваться твои способности, что в тебе откроется. Дорожа опекой и заботой взрослых, благодаря за них, в то же время стремись поскорее избавиться от них. Не бойся взрослого труда и взрослых трудностей. Вообще не бойся ничего трудного. Гордись тем, что ты умеешь быть стойким, выносливым и по трудолюбию, настойчивости, сознательности приближаешься к взрослым.

Надо ли говорить маленькому ребенку обо всем этом? Многолетний опыт убеждает в том, что одной из бед школьного и особенно семейного воспитания является взгляд на ребенка как на вечное дитя. Именно забвение того, что сегодняшний ребенок завтра станет взрослым человеком, часто приносит неприятные неожиданности. Воспитание взрослости – это целая проблема этической культуры, в которой как бы сливается интеллектуальное, нравственное, творческое становление человека. Это поучение рассчитано не только на семилетнего ребенка. Его надо повторять из года в год, но речь идет прежде всего об исключительной важности младшего возраста для воспитания творческих способностей, для того чтобы в каждом человеке открылась искра божья. Этот вопрос нельзя считать узкопсихологическим. От того, какие способности откроются в человеке, какая грань заиграет в нем и будет сиять всю его жизнь, зависит в конечном счете личное счастье человека, а значит, и счастье общества, потому что невозможно представить человека, гармоническое общество, если из детства будут приходить в отрочество, юность и зрелость недоучки, неудачники, ни к чему не способные люди, а они приходят именно из раннего детства, из того возраста, когда малыш еще только готовится к школе и учится первые годы. Проблема становления и развития способностей – это проблема широкого этического плана. Способности закладываются в детстве – в этом убеждает многолетний опыт. Научить маленького человека думать о взрослости важно для того, чтобы утвердить в его сознании взрослость мысли, зрелость духа.

В мозге каждого психически здорового ребенка заложены возможности для широкого развития творческих способностей. Природа закладывает в каждый нормальный мозг корни, необходимые и достаточные для того, чтобы каждый стал творцом. Какие способности откроются в ребенке – это зависит от деятельности в младшем возрасте. При этом очень большое значение имеет отношение самого ребенка к этой деятельности, какие элементы взрослости мысли, зрелости духа мы, взрослые, сумеем пробудить и утвердить в детском сознании. Вот почему необходимы этические поучения, побуждающие думать о взрослости.

Период созревания детского мозга на фоне интенсивной, яркой, насыщенной духовной жизни ребенка выглядит ни с чем не сравнимым чудом, – но это уже не чудо природы, а поистине человеческое чудо: ребенок живет, развивается, радуется и огорчается, смеется и плачет, любит и ненавидит.

Мудрость материнского и отцовского воспитания (а педагог является сознательным средоточием этой мудрости) заключается в том, чтобы в период наивысшей пластичности мозга ребенок побуждался к наиболее интенсивной деятельности. Эта активность зависит от взглядов ребенка на самого себя, от того, что он думает о самом себе. Развитие умственных способностей зависит от того, умеет или не умеет ребенок, скажем, в возрасте 2 лет уверенно пользоваться вилкой, принести тарелку из кухни в столовую, повесить на веревочку простынку... Ребенок в определенном смысле беспомощен и не может жить без нашей заботы и защиты, но пусть он не думает о своей беспомощности. Наоборот, пусть его поступками движет уверенность в том, что он сильный и что мир вокруг него населен бесчисленным множеством существ, значительно слабее его, которых нужно защищать и опекать. Дети, в силу обстоятельств нянчившие в 5–6-летнем возрасте малышей, в школе отличаются большой сообразительностью и взрослостью мышления. Вот для чего необходимо этическое поучение: ты ребенок, но не забывай, что ты будешь взрослым.

Деятельность, которая необходима для развития творческих (именно творческих, а не исполнительских) способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий. Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Другими словами: работают руки, а ум решает задачи; руки становятся в связи с этим средством развития мышления; руки учат разум.

Я вспоминаю такое событие. Молодая мать – звеньевая свекловодческого звена – на рассвете вместе с мужем-трактористом ушла в поле. Дома оставила 6-летнюю Машу и полуторагодовалого Ваню. Дочери была дана работа: прополоть морковные и капустные грядки. Маша пошла полоть грядки, взяв с собой Ваню. Но мальчик почему-то капризничал. Боясь, как бы не заболел братик, Маша уложила его в кроватку, поставила кроватку под грушей – рядом с грядками. Но Ваня и здесь плакал. Маша стала думать: чем же успокоить малыша? Она взяла его на руки, подняла, малыш увидел скворечник и птичек. Лицо мальчика расплылось в улыбке. Но нельзя же все время держать Ваню на руках, надо работать. И Маша нашла выход. Рядом с кроваткой, у самого изголовья Вани, она повесила большое зеркало. В зеркале отразился птичий домик вместе с его обитателями. Он был теперь перед глазами ребенка. Чувство недоумения и изумления овладело ребенком: птички, которых он видел на дереве, прилетели к нему. Ваня сел на кроватке, приблизился к зеркалу. Он понял, что это не настоящие птички, но от этой мысли интерес к загадочному явлению не угас. Перед ребенком открылось что-то непостижимое, но в то же время реально существующее. Он наблюдал за птичками, а Маша наблюдала за ним. Для 6-летнего ребенка это было настоящее творчество, но чего-то исключительного здесь не было. Это совершенно закономерное явление для ребенка, поставленного в условия необходимости действовать. Сами обстоятельства побуждали 6-летнюю девочку к деятельности, в которой главным было напряжение умственных усилий, решение задач. На следующий день Маша придумала новые забавы для брата: разбрызгивая мелкими капельками воду, она делала радугу, что приводило мальчика в восхищение. Потом она поставила на стол цветы и, опрыскав их сладкой водой, вместе с Ваней наблюдала, как к сладкому букету слетаются мохнатые шмели.

Я привел эти примеры для того, чтобы показать обстоятельства, благоприятствующие наблюдательности. Деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдения, исследование, открытие самых разнообразных сторон, черт, особенностей вещей, явлений – такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребенок является активно заинтересованным лицом: он познает мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность. Это самая сущность воспитания способностей. Чем раньше воспитывается любознательность, тем значительнее диапазон способностей, раскрывающихся в человеке.

В самом понятии любознательность таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить. Чем активнее деятельность, представляющая собой активное прикосновение человека к окружающему миру, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами, особенностями вещей, фактов, явлений, событий он видит, тем больше удивляется и изумляется. Ему открывается множество непонятного, перед ним – тысячи загадок, которые ему надо во что бы то ни стало отгадать. В этом возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности. Наша задача заключается в том, чтобы уже в раннем детстве каждый ребенок стал маленьким мыслителем, чтобы его активная деятельность превращалась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому – труд. В это понятие я вкладываю широкий смысл. Детский труд – это не значит дать ребенку лопату и пусть себе копает до изнеможения. Любознательность – очень хрупкая и нежная сердцевина человека, ее легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия. Речь идет о труде мыслителя: детский труд – это активное видение мира. Такое видение, благодаря которому ребенок становится деятельной частицей природы и вместе с тем ее властелином.

NB. Большие трудности в работе учителя вызывает отсутствие любознательности у детей. На первый взгляд, у современных детей очень широкие познания об окружающем мире, но это поверхностные знания, они не ориентируют на самостоятельное глубокое обдумывание, не будят мысль, не стимулируют творчество.

Перенасыщенность детей разнообразной информацией без критического ее анализа под руководством старших отрицательно влияет на развитие любознательности, интереса.

Два года, предшествующих занятиям в школе в соответствии с обязательной программой, я занимаюсь с маленькими детьми в подготовительной группе. Я бы назвал этот период школой любознательности. Это прежде всего прикосновение воспитателя к детскому мозгу – такому пластичному и податливому в дошкольном детстве. Главный метод этого прикосновения – удивление и изумление ребенка, главный инструмент – слово педагога, главная форма занятий – походы к источнику мысли и слова – среди неисчерпаемого богатства природы. Я стремлюсь к тому, чтобы нарастающая любознательность превратилась в самостоятельную силу, властвующую над интересами и стремлениями ребенка. Если мне удается утвердить любознательность как неугасимый огонек, ребенок не может быть неспособным.

Здесь мы приближаемся к самой сущности этического поучения: думай о том, что ты не всегда будешь ребенком. Так думать может только человек, для которого любознательность стала самой сущностью его души. Я вижу задачу исключительной важности в том, чтобы с поступлением в школу деятельность маленького ребенка не превратилась в одностороннюю – исполнительскую. Это страшная угроза для умственного развития. С началом учения, когда в деятельности за партой особенно много однообразного, требующего пассивного запоминания (это необходимо и неизбежно), особенно возрастает роль специальной деятельности, питающей – если так можно сказать – лавину любознательности. О познавательной деятельности (уроках мышления) речь уже шла в одном из поучений. Надо сказать еще о взрослости детского труда в рабочей комнате, на школьном участке, в саду, на школьной животноводческой ферме. Всюду ребенка должно сопровождать чувство настоящего. У нас в школе есть маленькие, но настоящие машины для детей – трактор, автомобиль, мотоцикл, молотилка, косилка, зерноочистительные механизмы. Есть детская электростанция со всеми устройствами, исключающими возможность несчастных случаев. Глубокий смысл поучения: ты ребенок, но не забывай, что ты станешь взрослым, – доходит до сознания ребенка именно благодаря тому, что он убирает урожай хоть и небольшой, но настоящей машиной, обмолачивает пшеницу настоящей молотилкой, управляет настоящим трактором. В эти часы вырабатывается взрослый стиль мышления и взрослый взгляд на мир, хотя с точки зрения взрослых многое в этой деятельности кажется игрой, для ребенка это вовсе не игра (как и подлинная игра для него не игра).

Коллектив учителей, работающий в начальных классах, стремится к тому, чтобы труд детей был проникнут таким же чувством ответственности, как у взрослых. Уже в годы отрочества человек должен видеть трудовые корни своего детства: дерево, выращенное им из маленького сеянца, должно дать плоды; одно-единственное зернышко, за которым любовно ухаживал ребенок в детстве, пусть превратится в огромный ворох пшеницы.

Творческий, желанный, жизнерадостный труд в годы детства – ничем не заменимый животворный источник мысли, умственного развития.

 

Воспитание отношения к школе как к важнейшему
очагу духовной жизни народа

Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является твоим учителем и наставником, если он имеет на это моральное право. Но общество создало специальное учреждение, в котором детей, подростков, юношей и девушек учат и воспитывают, – школу. От того, как устроена школа, насколько ярко воплощены в ней духовные ценности народа, зависит будущее нашего народа, нашей страны, нашего социалистического строя. От устройства школы, от того, как видят жизнь ее питомцы, куда устремлены их духовные порывы, что они считают своим идеалом, зависит судьба общества, которое мы строим. Школа – один из краеугольных камней здания, имя которому – коммунизм. В школе творится человек. Школа – святыня и надежда народа.

В школе учат не только читать, писать, думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе учатся жить. Школа – это духовная колыбель народа. Без школы у народа нет будущего. Чем больше мудрости, тем блистательнее его будущее. Школьники не просто дети, собравшиеся в одно место. Они составляют собой детское общество, живущее по своим гармоническим законам, развивающее и умудряющее человека и в то же время украшающее общество взрослых, составляющее его гордость. Законы, по которым живет школа, – это детище нации, дух национальной жизни. В школе живет многовековая культура нации; ты не просто путник, пришедший напиться к этому вечному источнику; ты – пчела, обогащающая улей национальной культуры, твой долг – внести в этот улей свой вклад, обогатить духовное достояние народа.

По тому, как человек – от первых проблесков до последнего дыхания – относится к своей школе, судят о его внутренней культуре и благородстве, о его способности дорожить честью и славой своего народа. Твой долг – на всю жизнь сохранить отношение к школе как к святыне, передать это отношение своим детям и внукам. Какими бы богатствами знаний ни обогащалась наука, какие бы умы и таланты ни рождались твоим народом и человечеством, школа с ее элементарными знаниями, с ее азбукой и первым чтением, с ее учителем и наставником, с ее первой книгой навсегда пусть останется в твоей душе как первый источник твоего ума, твоих способностей, благородства и высокой воспитанности твоей души. Школа всегда будет важнейшим очагом мудрости народа.

Это поучение во всей системе этической культуры и этической образованности имеет особый смысл и особенное значение. От того, какое отношение к себе сумеет воспитать школа, зависит сила ее воздействия на самое чуткое, самое восприимчивое поколение и вместе с тем на весь народ. Колыбелью народа школа является в том смысле, что она – главный ваятель души народа. Школа накладывает неизгладимый отпечаток на культурный облик тех, кто был ее питомцем. Настоящая школа гордится тем, что все взрослые с достоинством называют себя ее учениками. Ваша высокая миссия заключается в том, чтобы все взрослые, отдающие своих детей и внуков учиться в вашу школу, навсегда оставались в сфере ее духовного влияния, чтобы то, что называют микрорайоном, находилось под вашим культурным воздействием.

NB. Любовь к школе воспитывается любовью к детям членами педагогического коллектива, его гуманизмом, культурой общения и постоянными творческими поисками. Разговорами о пользе знаний, о добром отношении к школе подлинную любовь к ней у детей не воспитаешь. Любовь надо выстрадать, заслужить, отдавая все самое дорогое своей души любимым.

В школе формируется и оберегается колыбель человеческой души, нравственное средоточие гражданина. Взаимоотношения, которые вы создаете в маленьком коллективе своей школы (маленьком по сравнению со всем советским обществом), как в капле воды, должны отражаться коммунистические идеи нашего бытия и нашей устремленности в будущее. Колыбелью народа школа становится только тогда, когда в ней юная душа осознает себя гражданином, хранителем духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его непреходящего величия.

Рассказывайте своим питомцам о том, что в самые трудные моменты своей истории, даже тогда, когда решался вопрос, быть или не быть нашему народу, гражданская совесть пробуждала в душе истинных патриотов героические усилия в борьбе за школу в широком смысле – именно как за колыбель народных идеалов. Я рассказываю детям и подросткам о том, как в оккупированных фашистами селах и городах народные учителя создавали подпольные, тайные школы, чтобы не угас в детских душах огонек любви к Родине. Глубокие гражданские чувства пробуждает у подростков рассказ о битве за души детей в концентрационных лагерях, даже в лагерях смерти.

Яркий рассказ о судьбах детей, воспитывавшихся в школе концентрационного лагеря, пробуждает в юных сердцах гражданские мысли о важнейших святынях Советской Родины – наших коммунистических идеях, нашей национальной советской гордости, нашей непримиримости к врагу. Хранителем этих святынь является школа. Осмысливая и переживая борьбу за эти святыни как за самую сущность социалистического строя, подростки проникаются чувством гражданского уважения к школе.

Я стремлюсь к тому, чтобы утвердить в сознании детей, подростков и юношей отношение к школе как к детищу, творению и важнейшей духовной ценности народа. Чтобы на всю жизнь сохранилось в каждой душе трепетное, благоговейное чувство при воспоминании о школьном звонке и школьной парте, об учебнике и строгой тишине классов. Чтобы, проходя мимо школы, каждый взрослый снял шапку, чтобы школьные годы вспоминались с щемящим чувством любви и благодарности.

Я считаю исключительно важным воспитание у юношества взгляда на школу как на важнейший очаг духовной жизни народа. Школа должна быть хранилищем духовных ценностей – и рукотворных, и нерукотворных. Как только построена школа и ее порог переступил первый воспитанник, как только началось тонкое прикосновение мысли и сердца педагога к сердцу ребенка, а с этого, собственно, и начинается школа, на полку школьной библиотеки пусть ляжет книга, которая хранится здесь вечно. Это не обычная библиотека, в которой книги выдаются для чтения. Это в широком смысле школьное хранилище духовной культуры народа. Триста, пятьсот, тысячу лет будет жить школа, столько же лег пусть живет в ней книга. Камень, положенный в основание фундамента, кирпич, вмурованный в стену, могут выветриться и превратиться в прах через тысячелетие, книга же никогда не должна превратиться в прах. Школа как колыбель народа, колыбель духа и культуры народной живет прежде всего в книге. Как важно, чтобы это поняли не только учителя, но и питомцы школы. У каждой школы должно быть свое неповторимое лицо: свои обычаи, традиции, свой праздник. Праздник нашей школы – это Народный Праздник Книги. Он проводится перед началом учебного года. Каждый отец, каждая мать приобретают в этот день своему сыну, дочери памятный подарок – книгу. Этой книгой пополняется семейная библиотека. Но наиболее значительным, символичным актом этого праздника является торжественный вклад в Вечную Библиотеку одной или нескольких книг, вышедших в течение года (или нескольких последних лет). На полку ставятся книги, которые будут стоять вечно. Эта мысль тем глубже осознается и переживается, чем больше старых книг видят дети, подростки, юноши и девушки на полках Вечной Библиотеки. Вот буквари, по которым учились их деды и прадеды. Вот первые книги по истории нашего Отечества. Вот первые издания произведений выдающихся писателей. Вот книга, которая вошла в золотой фонд отечественной литературы, а в год выхода в свет она была мало кому известной. Отобрать для Вечной Библиотеки самое лучшее, почувствовать и осмыслить то, что никогда не может быть предано забвению, – в этом как раз и проявляется лицо школы, ее неповторимость. Отбирая книги для Вечной Библиотеки, мы чувствуем ответственность перед будущими поколениями. Невозможно допустить, чтобы в эту библиотеку попала хоть одна «однодневка», в то же время нельзя пропустить ни одной ценной вещи.

В этих книгах, стоящих на полках Вечной Библиотеки, – живые и бессмертные корни народа. Если нам удастся в каждой юной душе утвердить именно такое отношение к книге, каждый наш ученик будет нашим воспитанником уже потому, что он учится у нас в школе. Когда юный гражданин чувствует, что школа – это колыбель народа, его культуры, славы и величия, тогда и стены воспитывают, тогда у него тянется рука, чтобы снять шапку у порога школы. Став отцом, матерью, наш питомец сумеет внушить своему ребенку не только почтительное, уважительное отношение к школе, но и убеждение, являющееся сердцевиной коммунистической нравственности: и колыбель, и большой мир общественной жизни, в который человек выходит из колыбели, – все это и есть Родина; я готов отдать за нее все, что у меня есть, она дороже моей личной жизни, я готов положить за нее голову.

Школу немыслимо представить без Вечной Библиотеки, как народ без имени, без памяти, без истории. Время от времени дверь Вечной Библиотеки открывается. Сюда приходят ученики – посмотреть книги (для чтения такие же книги, более поздних изданий, есть в общей ученической библиотеке). Они убеждаются, что в духовной жизни народа есть вещи, существующие только для того, чтобы посмотреть на них, и чем дольше они существуют, тем дороже они для народа и для каждой личности.

Только книга создает школу. Только отношение к книге как к важнейшей и вечной, непреходящей духовной ценности создает отношение к школе как к колыбели народа.

Школа славна своими питомцами. Лицо школы создает тот, кто из нее вышел. Чем крепче крылья у птенца, чем шире их размах, чем выше взлет, тем больше гнездо манит к себе птенца. Каждый, кто вылетел из гнезда, должен оставить след в своей школе. Без этого школы как очага воспитания и воспитанности нет. В школьном кабинете – первая тетрадь каждого ученика, первый его рисунок, первое сочинение об окружающей природе, первое рассуждение и размышление. Вы, сорокалетний, пятидесятилетний гражданин, вспомнив свое детство, можете прийти в школу и увидеть самого себя, каким вы видели мир много лет назад.

Школа – средоточие добрых чувств, тонких переживаний, радужных воспоминаний о золотом детстве. Мы стремимся к тому, чтобы в школе человек к человеку прикасался тонко и нежно, чтобы каждый творил и оберегал красоту. Среди школьного двора, там, где больше всего бегают и суетятся дети, стоит маленький стеклянный домик. В нем – царство цветов. Зимой, в суровые морозы, здесь цветут тюльпаны и гвоздики, ландыши и хризантемы. Сюда влечет детей красота, здесь рождаются мысли о прекрасном, великое чувство восхищения красивым, мудрая способность видеть себя, радость творения красоты.

Школа – вечный очаг красоты. В воспоминаниях каждого юноши она сохраняется как красота детства, красота мира, красота мудрости, красота познания, красота благородного поступка. Школа не могла бы стать народным очагом воспитания, если бы каждый человек не чувствовал себя здесь красивым и не переживал в связи с этим возвышенных чувств.

Мы придаем очень большое значение тому, чтобы школа осталась в памяти каждого питомца как его забота, труд, созидание. Каждый по велению своей совести должен совершить поступок, в котором овеществляется стремление умножить красоту школы, – это один из законов нашего воспитания.

NB. Уверен, педагогические идеи В.А.Сухомлинского известны большинству учителей, а многие являются его поклонниками и последователями. И вместе с тем мы продолжаем сталкиваться с проявлением бездуховности, жестокости, эгоизма, тунеядства и пренебрежительного отношения к созидательному труду.

Беспокоит и забвение таких качеств личности, как патриотизм, любовь к Родине, защита ее интересов. Высокие этические нормы вытесняются властью доллара, стяжательством, насилием.

В чем дело? Может быть, идеи В.А.Сухомлинского и других педагогов-гуманистов устарели и потеряли смысл? Может быть, нужна переориентация гуманистических идей воспитания подрастающих поколений на другие, которые появляются в нашем обществе при старании разного рода проповедников, при поддержке средств массовой информации, при молчаливом согласии и безразличии к воспитанию молодежи со стороны органов власти?

Я твердо убежден, что гуманистические идеи В.А.Сухомлинского –результат многовековых традиций наших народов, в которых заложены основы нашей, исконно народной мудрости, сохранение и умножение которой равносильно сохранению независимости, чести и достоинства нашего Отечества.

Сегодня, как никогда, необходимо возвращение к идеям В.А.Сухомлинского, осмысление их в новых условиях, творческое использование в практике работы массовой школы, а самое главное – материальная и моральная поддержка школы и учителя на всех уровнях власти.

 

Умственное воспитание и вопросы методики обучения [2]

Многолетний опыт приводит к заключению, что все общедидактические методы обучения можно разделить на две группы.

Первая – методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащимися: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация (кино, схемы, картины, телевидение, диаграммы, макеты, таблицы, муляжи, модели); показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение, экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

Вторая – методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения (устные, письменные, технические); объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы (сочинения, рефераты, аннотации, составление задач, программирование); изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент (на учебно-опытном участке, на колхозном поле, в лаборатории, в кабинете); управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний (в мастерской, на учебно-опытном участке, на колхозном поле, на ферме).

В зависимости от специфики предмета и содержания материала каждый метод имеет свои особенности. Лекция на уроке литературы имеет одни особенности, на уроке математики – другие. Показ трудового процесса или умения зависит от специфики связи труда и теоретических знаний. Наблюдение, связанное с изучением естествознания, отличается от наблюдения при изучении физического процесса не только способами восприятия знаний, но и характером умственного труда. Успех умственного воспитания зависит от творческого применения методов обучения, от разнообразия тех деталей, которые обусловливаются конкретной обстановкой и не могут быть предусмотрены заранее теорией обучения. Практика – неисчерпаемый источник теории как раз потому, что в практике раскрывается вся многогранность теории.

Очень важным условием полноценного умственного воспитания является соответствие методов обучения, структуры урока и вообще всех его организационных и педагогических элементов учебной и воспитательной цели материала, задачам всестороннего развития учащихся. Знания приобретаются для того, чтобы они в какой-то форме применялись в жизни, чтобы убеждениями, сформировавшимися в процессе обучения, человек руководствовался в нравственных, трудовых, общественных, эстетических отношениях с людьми. Как раз в этом, в характере применения знаний – самая сущность единства нравственного и умственного развития. Готовясь к уроку, опытный педагог всегда продумывает, какое преломление сообщаемые им знания найдут в умах его учеников. В зависимости от этого учитель выбирает и методы обучения.

На уроках истории в V классе изучаются греко-персидские войны. Знание конкретных фактов играет в данном случае большую роль в формировании взглядов и убеждений. Но дальнейшее умственное и нравственное развитие учеников, их моральный облик зависят не от того, насколько прочно они запомнят, заучат детали исторического события. Применимость знаний здесь опосредствованная: применяется не знание каждого конкретного факта в отдельности, а идейная, нравственная оценка исторических событий, проявляющаяся в субъективном отношении ученика к окружающему миру, в характере его активной деятельности.

Опытный учитель стремится к тому, чтобы в сознании и чувствах ребенка на всю жизнь сохранилось восхищение патриотической борьбой греков с иноземными захватчиками. Анализ фактов, на которых раскрывается идейное содержание материала, учитель подчиняет воспитательным целям: чтобы у детей утвердилось чувство любви к Родине, чтобы исторические факты не только познавались в свете идей современности, но и углубляли эти идеи. Учитывая это, учитель приводит в изложении материала яркие факты, которых дети не найдут в учебнике. Он не выделяет в сообщаемом материале событий, которые ученики должны запомнить, не прибегает на уроке к приемам, которые способствовали бы запоминанию этих фактов (как это иногда необходимо делать), – здесь вступают в действие закономерности непроизвольного запоминания, и чем больше использовал учитель дополнительного материала – ярких фактов, тем глубже осмысливается и запоминается главное, основное. Для того чтобы создать яркое представление о героизме греков – защитников родины, учитель использует дополнительный материал о мужестве и самопожертвовании спартанских воинов в битве за Фермопилы.

Исторический рассказ всегда должен быть насыщен яркими фактами, раскрывающими политические и нравственные идеи. В отличие, например, от математического рассказа в историческом рассказе нет надобности проводить при первичном восприятии материала специальную работу для произвольного запоминания. Это снизило бы, ослабило бы идейное влияние материала на сознание и чувства. Чем больше использует учитель в рассказе (или лекции) на уроке истории, литературы дополнительные факты, тем глубже осмысливаются политические, нравственные, эстетические идеи, тем глубже они переживаются, а где есть эмоциональное восприятие идей, там вступает в действие могучий союзник учителя – непроизвольное запоминание.

Идея защиты Родины близка и дорога детям, им хочется выразить и свои мысли и чувства. Чем ярче исторические события освещаются нравственными и политическими идеями, тем больше возможностей для сочетания рассказа с беседой. Вообще метод беседы опытный историк, словесник ставит в тесную зависимость от воспитательных целей материала. Дети высказывают свои мысли и чувства о героизме, отваге, мужестве защитников Родины; важные политические идеи утверждаются в их сознании как личные убеждения. Дети – не пассивные «потребители» знаний, они глубоко заинтересованы в судьбах защитников своей Родины. На уроках истории, литературы беседа играет особую роль: она способствует формированию нравственных убеждений.

На таких уроках истории нет надобности прибегать к самостоятельному чтению учениками учебника с целью заучивания. (Это делается, если требует учебно-воспитательная цель.) Нет надобности на этих уроках составлять таблицы, чертежи, схемы – все это снизило бы идейную направленность урока. (Это целесообразно перенести на период повторения и систематизации знаний.) В такой же мере нет смысла на уроках литературы, насыщенных анализом идейно-эстетической стороны произведений, повторять попутно другие разделы программы.

Совершенно другими условиями определяются методы обучения на уроках грамматики. Если знания по данному разделу истории ученики получают главным образом в процессе первичного восприятия на данном уроке, а дальше идет развитие, углубление знаний, то первичное восприятие знаний по конкретному разделу грамматики – это только как бы программа для многих уроков, на которых сущность знаний все время повторяется, происходит как бы постоянное возвращение к первичному восприятию. Процесс обучения, а следовательно, и запоминания здесь заключается в постепенном осмысливании многих однородных фактов, которые раскрывают одно и то же обобщение – правило. И это осмысливание имеет своей целью прежде всего запоминание – запоминание на всю жизнь, твердое до такой степени, что сама формулировка обобщения (правила) может и забыться, но многочисленные факты, которые прошли через сознание, осмыслились, помогут сохранить сущность обобщения. В связи с этим в изучении грамматики большое значение имеет домашняя практическая работа: чтение, периодическое выполнение упражнений на одно и то же правило. Усвоение грамматики – длительный процесс применения полученных знаний.

На уроках языка в начальных и средних классах у нас преобладают методы работы, учитывающие длительный характер, постепенность осмысливания грамматических правил. Осмысливание правила сочетается с упражнениями, с самостоятельным объяснением фактов живой речи. Вот почему в системе методов мы особо выделяем такой метод, как объяснение фактов и явлений. В этом методе углубление знаний тесно связывается с их применением, благодаря чему усиливается непроизвольное запоминание. Чем глубже надо сохранить в памяти материал, тем на больший отрезок времени распределяется его изучение. Если правило, формулу или другое обобщение, применяемое в жизни для объяснения или анализа многих фактов, учитель стремится «пройти» на одном или нескольких уроках, сразу же добиться, чтобы ученики прочно его усвоили, неизбежны не только поверхностные знания, но и притупление умственных способностей, сковывание творческих сил разума. Неумение пользоваться грамматическим правилом («ученик правило знает, но пишет с ошибками») как раз и есть результат такого форсированного прохождения материала.

Преобладающий метод работы на уроках грамматики у нас – объяснение фактов и явлений живой речи в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Объясняя факты и явления, ученики постепенно осмысливают сущность обобщения (правила). Учитель подбирает по каждому правилу систему упражнений, рассчитанных на длительное выполнение, а также на дополнительную индивидуальную работу для тех, кто может осмыслить правило, лишь продумав больше фактов. Этим ученикам даются карточки с текстом, насыщенным соответствующими орфограммами.

Преподаватели языка, математики, физики, химии – тех предметов, в которых изученные ранее правила, законы, формулы применяются для овладения новыми правилами, законами, формулами, – особенно заботятся о том, чтобы важнейшим методом повторения было их практическое применение.

Соответствие методов обучения задачам умственного развития определяет и структуру уроков, взаимозависимость их различных этапов. Наш педагогический коллектив выработал структуру урока для начальных, средних и старших классов. В построении урока мы исходим из принципов:

1. Сочетание, объединение, слияние практической работы, выполняемой учениками, с первичным восприятием знаний, с их углублением, развитием, применением. В связи с этим закрепление знаний не является этапом урока. Закрепление знаний – это длительный процесс, охватывающий не только специальные упражнения, лабораторные работы и другие виды самостоятельной работы, но и овладение новыми знаниями.

2. Применение знаний (в разнообразных формах) как важнейший, главный путь не только углубления, развития знаний, но и их выявления, проверки, учета. Путем применения знаний мы стремимся обеспечивать постоянную обратную связь: получение учителем информации о том, как ученики думают, каких результатов достигает каждый ученик. Своевременное получение учителем информации об умственном труде каждого ученика зависит от того, насколько правильно подобраны задания для применения знаний, насколько учитываются индивидуальные силы и способности и особенно самостоятельность, индивидуальный характер умственного труда.

3. Длительность и постепенность процесса овладения знаниями. Если на изучение того или иного раздела программой предусмотрено три часа, это совсем не означает, что после этих трех часов ученики полностью овладели знаниями. Знания развиваются, углубляются постепенно и в течение длительного времени. Развитие, углубление знаний – длительный процесс, который протекает и на уроке, и во время выполнения домашних заданий, и в ходе самообразования (чтение литературы, подготовка докладов и рефератов и т.д.). Практическая работа, необходимая для закрепления, развития, углубления знаний, распределяется на продолжительное время.

Уроки, основанные на этих принципах, характерны большим разнообразием структуры. На подавляющем большинстве уроков грамматики и математики в I–JV классах работа начинается с практического применения знаний, полученных ранее: в ходе этой работы углубляется понимание правил, закономерностей, определений и других обобщений. Если, например, в данное время на уроках грамматики изучается правописание безударных гласных, то учитель выбирает один из методических приемов, способствующих обдумыванию учениками сущности правила: ученики или записывают ряд предложений, объясняя в них слова с безударными гласными, или выбирают предложения со словами этого рода из книги для чтения, или группируют слова с безударными гласными по признакам, особенностям, или, наконец, самостоятельно составляют предложения со словами с безударными гласными.

Какой бы прием выбран ни был, практическая работа сочетает углубление знаний с их проверкой. За ответы на отдельные вопросы оценок не ставят. Оценки такого рода, как показывает опыт, создают атмосферу случайности, лотереи. В младших и средних классах оценка ставится только за определенный период наблюдения учителя над всей работой ученика – классной, домашней, творческой. Одним ученикам оценка ставится за неделю их работы, другим – за две недели (это зависит от многих индивидуальных особенностей). Опыт убеждает, что чем ярче выступает в работе учащихся применение, практическое приложение знаний в процессе их развития и углубления, тем больше возможностей для проверки знаний и тем меньше надобности в специальной их проверке. Учитель I–IV классов составил систему задач, в процессе решения которых практически применяются все знания мер длины, веса, объема, площади, которые дети должны прочно усвоить в начальной школе. Если, решая эти задачи, ребенок что-нибудь забыл, он здесь же сам ищет то, чего не знает.

Это очень важный методический прием, который у нас используется и в младших, и в средних, и в старших классах: то, что необходимо навсегда усвоить, запомнить, сохранить в памяти, вспоминается, повторяется не в отрыве от конкретных практических знаний, а с какой-то целью, при выполнении какого-то дела (решение задач, составление творческой письменной работы, измерения на местности и т.д.). Учитель математики составил систему задач по тригонометрии, решая которые ученики без заучивания запоминают тригонометрические функции.

Структура урока в начальных классах определяется особенностью знаний, которыми дети должны овладеть на этой ступени обучения. Эти знания органически сочетаются с умениями. Главная задача начального этапа обучения и заключается в том, чтобы дети умели читать, писать, думать, наблюдать, выражать свою мысль. Поэтому все структурные этапы уроков грамматики, математики, развития речи включают активный труд: дети обязательно что-то делают – пишут, читают, составляют и решают задачи, измеряют, наблюдают явления природы или трудовой процесс, составляют сочинения. Для того чтобы успешно учиться дальше, письмо ребенка должно стать полуавтоматическим: его умственные силы должны быть обращены в основном на понимание смысла того, о чем он пишет, на обдумывание, а не на процесс письма. Многолетний опыт убедил нас: чтобы научиться достаточно быстро, четко и грамотно писать, чтобы письмо стало средством, инструментом учебного труда, а не его конечной целью, ученик должен написать в начальных классах не меньше 1400–1500 страниц в тетради. Для этого необходимы специальные упражнения по выработке техники и темпа письма.

На каждом уроке, где происходит углубление, развитие, применение знаний, имеет место творческая работа учащихся. Грамотным ученик становится лишь тогда, когда он научился пользоваться словом – составлять сочинения. Решать задачи ученик научится успешнее всего тогда, когда он сам будет уметь составлять их (особенно важно творчество при составлении уравнений). Наши учителя начальных классов проводят специальные экскурсии в поле, в лес, главная цель которых формулируется словами «сумей подметить задачу». Мы убедились, что, если даже самый слабый, трудный и неблагополучный по математике ребенок стал составлять задачи, значит, дело у него пойдет успешно.

Важное место на уроках в начальных классах занимают те виды работ, для которых характерно единство, во-первых, слова учителя, во-вторых, наглядного образа (предмет, картина и др.), который видят дети, и, в-третьих, практической деятельности детей. Начальный этап обучения открывает детям первое окно в мир; все им надо объяснять, показывать, толковать, учить делать. Мы придаем очень большое значение объяснению (разъяснению) с целью создать у детей представление, описанию, толкованию понятия, показу действия (чтение, письмо, трудовой процесс). Во время экскурсий в природу обогащается словарный запас детей – они овладевают словами, выражающими тончайшие оттенки явлений и признаков (например, оттенки цветов, запахов). Учитель объясняет смысл абстрактных понятий, у каждого учителя начальных классов сложился словарь этих понятий (например, таких, как природа, организм, вещество и др.), и он постепенно разъясняет их детям на все новых и новых фактах.

В начальных классах мы придаем очень большое значение технике чтения, добиваясь, чтобы умственные силы во время чтения сосредоточивались не на процессе чтения, а на содержании прочитанного. На каждом уроке дети слушают образцовое, эмоционально насыщенное, выразительное чтение учителя. Потом они читают сами, причем не только заданное по учебнику, но и полюбившуюся книжку. Многолетний опыт привел наш педагогический коллектив к выводу: чтобы научиться выразительно, бегло, сознательно читать, чтобы, читая, ребенок думал не о процессе чтения, а о содержании прочитанного, ему надо в годы обучения в начальных классах затратить на чтение вслух не менее 200 часов (в классе и дома) и на чтение про себя, глазами, не менее двух тысяч часов. Учителя распределяют эту работу во времени.

В средних классах еще больше возрастает роль осмысливания, развития, углубления знаний в процессе овладения новыми знаниями. В рассказ, описание, объяснение все в большей мере вводятся элементы инструктажа-– как работать самостоятельно, и в то же время инструктаж все более начинает занимать особое место как самостоятельный метод. Среднему звену обучения мы придаем исключительное значение в подготовке как к дальнейшему образованию (особенно самообразованию), так и к труду. Рассказ в средних классах отличается от рассказа в младших классах стремлением учителя пробудить у подростков интерес к чтению литературы. Уже в VI–VII классах практикуется самостоятельное чтение как первичное восприятие знаний: детям даются отдельные разделы (средней трудности) для самостоятельного изучения; при этом чтение сочетается с другими методами самостоятельного труда (опыты в лаборатории и на учебно-опытном участке, наблюдения, просмотр дополнительных источников – диаграмм, макетов, таблиц и др.).

На уроках грамматики, математики, физики, биологии важнейшим путем углубленного осмысливания материала является применение знаний. Особенно важно это в тех случаях, когда самая сущность приобретенных знаний заключается в выработке умений,' основанных на понимании теоретического материала. В системе работы каждого учителя средних и старших классов выработались пути, формы, приемы сочетания изучения нового материала с применением знаний и умений. Преподаватели грамматики раздают ученикам на уроке индивидуальные карточки со специально подобранным фактическим материалом, анализ которого, углубляя знание ранее изученного и в то же время выявляя знания, подводит к изучению нового материала. У учителей ботаники изучение нового класса или семейства растений начинается с рассматривания живых объектов (стеблей, цветов, корней и т.д.). Учитель физики предлагает задуматься над сущностью того или иного явления, которое ученики наблюдали; при этом анализ нового, непонятного выливается в применение знаний. Учитель истории начинает урок с постановки проблемы, в которой есть значительная доля неясного, но в то же время для понимания ее сущности можно применить ранее приобретенные знания.

Особое место в средних и старших классах отводится (обычно в начале урока, когда ученики приступают к овладению новыми знаниями) использованию материала предварительных наблюдений над явлениями природы и процессами труда. Этому методу мы придаем исключительное значение. Например, перед изучением корней растений дети в течение сравнительно длительного времени наблюдают, как развиваются корни у различных растений. Перед изучением видов механических движений (физика) они наблюдают работу машин и механизмов на ремонтно-технической станции, в бригаде дорожного строительства, на строительстве жилого дома, на животноводческой ферме. Учителя дают задание для предварительных наблюдений с таким расчетом, чтобы ученики задумались над причинно-следственными связями явлений. Использование этих наблюдений на уроке и представляет собой раскрытие этих связей. Чем больше подмечено известного и неизвестного, тем активнее умственный труд на уроке.

В средних классах еще большее значение, чем на начальном этапе, приобретает работа, имеющая целью заучивание и сохранение в памяти. Мы добиваемся того, чтобы формулы, обозначения, единицы измерения, особенности и свойства веществ и другие обобщения повторялись в процессе практической работы, связанной как с углублением, развитием, применением знаний, так и с трудом. Стремясь выработать в определенной мере автоматизм умений и навыков, учителя алгебры дают, например, такую систему задач и примеров, решая которые ученик в течение трех-четырех часов повторяет все формулы сокращенного умножения. Преподаватели грамматики дают ученикам такую систему творческих и зрительных диктантов, выполняя которые ученики за годы обучения в V–VII] классах несколько раз повторяют важнейшие орфографические правила. При этом время на повторение формулировки самих правил не выделяется. Подготовка к этим урокам требует перспективности, умения видеть труд учеников в течение года, распределить его, во-первых, во времени, во-вторых, между классной и домашней работой.

В начале учебного года словесники намечают, сколько раз ученики V–VIII классов ежегодно будут выполнять упражнения для припоминания правил, для выработки автоматизма письма. Преподаватели математики и физики каждый учебный год дают ученикам практические задания на местности, в мастерской, на участке, в лаборатории, в ходе которых ученики повторяют единицы измерения, формулы, свойства и другие обобщения. Эти задания связаны с физическим трудом. Так, закладка парников, приготовление траншей и ям для плодовых деревьев, разбивка плодовых и декоративных питомников – все это преследует кроме производственнотрудовых целей также и цель закрепить знания и умения по измерению объемов, площадей. На школьной фабрике удобрений ученики самостоятельно вычисляют процентное отношение различных веществ, входящих в состав приготовляемых ими удобрений. Ученики, работающие здесь, хорошо знают не только биологию и химию, но и математику. Им на каждом шагу приходится устно вычислять количество и процент веществ. Мы убедились, что лучше всего проценты знает тот, кого заставляет вычислять их повседневный труд.

В средних классах мы придаем большое значение методам показа трудовых и технологических процессов, управления машинами и механизмами, изготовления учебных пособий и приборов. Учителя математики, физики, химии, биологии, астрономии показывают, как пользоваться приборами и пособиями; при этом каждому ученику дается необходимое время для самостоятельной наладки (иногда для размонтирования и монтирования) приборов. Особое место занимает показ в мастерских и на учебно-опытном участке. Овладение трудовым процессом начинается с показа, при котором ученики видят образец мастерского, совершенного труда. На уроках труда ученики VIII класса проходят специальный практикум по управлению двигателем внутреннего сгорания, электромотором, по использованию измерительных приборов. Каждому ученику на годы его обучения в I–VIII классах устанавливается минимум наглядных пособий и приборов, которые он должен изготовить в рабочей комнате, в мастерской, в домашнем рабочем уголке.

Большое значение в средних классах мы придаем таким формам творческого умственного труда, как составление аннотаций на прочитанные книги, элементарные расчеты конструкторского характера, составление рефератов (в VII–VIII классах).

Задача старшего концентра средней школы – дать ученикам широкое политехническое образование, высокую культуру умственного и физического труда, твердые практические умения и навыки, воспитать любовь к труду и к знаниям, подготовить к сознательному выбору специальности. Этим целям соответствуют специфика методов обучения, структура и система уроков, удельный вес самостоятельной работы на уроках и самообразования, характер практического приложения знаний. Общей особенностью всех методов обучения в старших классах является более самостоятельное и более осмысленное по сравнению с начальной и средней ступенями обучения добывание новых и применение уже приобретенных знаний, разнообразие методов и приемов самостоятельного умственного труда и – это характерно лишь для старших школьников – передача знаний и умений как своим ровесникам, так и младшим товарищам. Круг теоретических умений и навыков в старших классах настолько широк, что если бы приобретение знаний на каждом шагу не сочеталось с их применением и передачей, самостоятельными поисками, добыванием, старшеклассники не могли бы успешно учиться.

На первом месте в старших классах у нас стоят методы обучения, в которых ярко выражены следующие черты умственного труда: 1) приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний; самостоятельный анализ фактов, предметов, явлений с этой целью; 2) самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке; формирование, развитие, углубление необходимых для этой цели умений и навыков; выполнение с этой целью практических заданий – упражнений, расчетов, задач; монтирование действующих моделей машин и механизмов и т.п.; 3) исследование явлений, процессов как в естественных условиях, так и в лаборатории.

В старших классах более ярко выступает зависимость специфики методов обучения от специфики содержания материала и применимости знаний. В начале 50-х годов в старших классах нашей школы сложилось лекционно-лабораторная система уроков [3]. Главной особенностью этой системы является разнообразное сочетание методов изложения (добывания, обобщения) теоретических знаний и методов практической работы, имеющих целью углубление, развитие, выявление знаний. Это сочетание намечается, планируется при подготовке учителя к системе уроков. Никакой стандартной структуры урока здесь не может быть, невозможно найти что-то универсальное для всех предметов или всех разделов данного предмета. Один раздел (тема) по литературе, истории, математике или физике требует, например, вводного урока, т.е. урока, на котором ученики готовятся к изучению всего материала, входящего в раздел (тему), в другом случае надобность во вводном уроке отпадает.

При лекционно-лабораторной системе уроков большую роль играет метод лекции – исторической, литературной, географической, естественнонаучной. В зависимости от содержания темы и удельного веса практической работы, необходимой для осмысливания, развития, углубления знаний, на лекцию отводится один, два или несколько уроков; остальная часть времени (в пределах темы, раздела) отводится на самостоятельную практическую работу, целью которой – это я считаю необходимым подчеркнуть – является не только углубление, развитие знаний, выработка умений и навыков, но и добывание новых знаний, подготовка к изучению нового материала. В одних случаях лекция охватывает все важнейшие теоретические вопросы темы; в других берется лишь часть материала – лекция преследует цель дать ученикам только образец анализа, научить самостоятельно изучать теоретические вопросы. Лекция первого типа больше характерна для естественнонаучных предметов (особенно для физики, химии), лекция второго типа – для гуманитарных предметов (особенно для литературы).

Предметом особого внимания всего нашего педагогического коллектива является правильная взаимосвязь между лекцией и дальнейшей самостоятельной практической работой. Лекция дает направление для самостоятельной работы, раскрывает не только содержание теоретических вопросов, но и методику исследования, эксперимента, чтения литературы. Особенно большое значение имеет это для основ наук естественнонаучного цикла. У опытного преподавателя физики, химии составной частью лекции является практический показ методов самостоятельной работы.

Особенные черты, свойственные только этому предмету, имеет лекция по математике. На уроках математики у нас лекций в чистом виде, строго говоря, почти не бывает. Слушая изложение теоретического материала, ученики у опытного математика думают над записями (как правило, в черновике), представляющими собой задания (построение, зависимость) для осмысливания закономерностей, о которых идет речь в лекциях. Работая над этими заданиями, ученики применяют знания и умения, приобретенные ранее. Осмысливание лекции выражается, таким образом, в самостоятельной работе, в ходе которой углубляются, развиваются знания.

Особенностью лекций по гуманитарным предметам, в частности по истории, является обобщающий характер изложения материала. Опытные учителя истории выбирают для лекции наиболее важные, коренные вопросы темы, от понимания которых зависит формирование научного мировоззрения. При этом перед учениками ставятся проблемы, которые им предстоит исследовать, уяснить в процессе самостоятельной работы. Например, при повторении темы «Германия в XIX веке» ученики самостоятельно работают над проблемой «Процесс ликвидации феодальных отношений в Германии». В обзорной лекции по этой теме учитель рассказывает, как самостоятельно работать над проблемой, какую литературу использовать.

Особенность лекции по географии – широкое использование дополнительного материала, характеризующего экономические и политические условия развития страны или группы стран.

В лекциях на уроках литературы большое значение мы придаем художественному, эмоционально-эстетическому элементу. Учителя литературы в центре своих лекций ставят анализ художественного образа, стремясь в максимальной мере передать изобразительные средства писателя. В их лекциях часто есть непосредственное обращение к мыслям и чувствам юношей и девушек; учитель пробуждает стремление вдуматься в отдельные общественные явления, в духовно-психологические отношения между людьми. Лекция по литературе часто включает также художественное чтение.

При лекционно-лабораторной системе уроков изучение новой темы может начинаться не с лекции, а с практической работы, выполняемой параллельно в классе и дома; в таком случае лекция учителя (или реферат лучшего ученика) завершает изучение темы. Этот путь целесообразен, в частности, при изучении гуманитарных предметов, особенно литературы. Изучение художественного произведения в ряде случаев начинается с работы над текстом-первоисточником; при этом ученики не только перечитывают наиболее значительные части изучаемого произведения, но и высказывают свои мысли, взгляды, суждения по общественно-политическим, нравственным, эстетическим проблемам, затрагиваемым в произведении. Нередко изучение темы по литературе начинается с диспута (дискуссии). Преподаватели биологии, физики, химии в отдельных случаях перед изучением нового материала предлагают одному из лучших учеников выступить с рефератом. В этом реферате обобщаются понятия, теоремы, выводы, правила, закономерности, которые подводят к изучению нового материала.

Практическая работа, следующая за лекцией (рефератом одного из лучших учеников) или предшествующая ей, осуществляется самыми различными методами и приемами – в зависимости от содержания материала, характера знаний и формы их применения. На уроках математики – это решение задач и примеров, составление задач, графиков, расчетов; практические измерительные работы на местности (или в мастерской, в кабинете, в лаборатории); анализ различных вариантов доказательства теорем, программирование (для моделей с программным управлением); составление характеристик работы машин и механизмов (например, на основе указанных скоростей вращения рабочего вала, редуктора, рабочих органов и т.д.); анализ статистических и других цифровых данных с целью определения закономерностей, выводов; изготовление моделей, иллюстрирующих доказательство теоремы; занятия старшеклассников с юными математиками – наиболее способными учениками младших и средних классов.

Учителя математики добиваются того, чтобы, решая задачи, каждый ученик трудился самостоятельно, осмысливал теоретические обобщения, изложенные в лекции учителя или в реферате их товарища. Для самостоятельной работы подбирается несколько вариантов задач, как правило, четыре. Первые три варианта разной трудности исходят из требований программы. Четвертый же вариант включает что-нибудь выходящее за пределы программы; он дается в расчете на сильных, талантливых учеников, с которыми ведется индивидуальная работа в кружках, а также в расчете на воспитание новых талантов. Дифференциация заданий вызывает у школьников большой интерес, раскрывает их способности, побуждает к соревнованию, помогает учителю изучать и оценивать знания в процессе работы. Ученики стремятся выбрать более трудный вариант и решить задачу оригинальным способом. Часто, справившись с более легким вариантом, ученик берется за более сложный, преодолевает трудности и справляется с работой. Благодаря работе над заданиями в нескольких вариантах у учеников развивается чувство соревнования. Наиболее удачные, оригинальные решения задач помещаются затем в школьном математическом журнале.

В процессе практических занятий, по мере развития, углубления знаний отдельных учеников по данной теме, учитель дает на уроке двум-трем ученикам (иногда четырем-пяти) несколько вариантов заданий с пометкой «зачетные». Ученик выбирает для себя посильный вариант, решает задачу. В отдельных случаях вместе с решением задачи в зачетное задание включается составление новой задачи (чертежа, схемы, расчета, диаграммы). Для всего класса продолжается обучение, а для отдельных учеников происходит учет знаний. К концу изучения большого раздела (темы) оценивают, как правило, знания всех учеников. Тому, кто уже получил отметку, учитель дает более трудные задания из предыдущих разделов (тем) или же предлагает самостоятельно переходить к изучению следующего раздела.

При изучении отдельных тем по математике, физике, химии, биологии как заключительный этап работы проводится урок практического применения знаний. Цель такого урока – научить учеников самостоятельно пользоваться знаниями в практическом труде, в овладении машинной техникой, в овладении новыми знаниями, в теоретическом исследовании, эксперименте, лабораторной работе. К уроку практического применения знаний учитель готовит учащихся заблаговременно (иногда эта подготовка входит в практическую работу на занятиях, посвященных углублению знаний). Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания, связанные с измерениями, составлением расчетов, характеристикой технологических процессов. Так, в процессе изучения по стереометрии темы «Цилиндр и конус» ученикам были даны следующие задания:

1. Измерить объем водонапорной башни; вычислить количество воды, которое можно накачать в нее. 2. Измерить объем земляных работ, выполненных при рытье колодца (цилиндрической формы). 3. Вычислить объем железобетонных столбов – опор для электрификации железной дороги, имеющих форму усеченного конуса. Вычислить количество цемента и металла, нужного для производства тысячи кубических метров этих столбов. 4. Измерить объем и вес нефти в цистерне цилиндрической формы. Определить потери нефти, остающейся после сливания из цистерн на ее стенах. 5. Вычислить отходы металла при изготовлении шестерен из заготовок, имеющих форму усеченного конуса. 6. Вычислить объем и вес металла при изготовлении шестерен из заготовок, имеющих форму усеченного конуса. 7. Вычислить объем и вес металла, идущего в стружку при чистовой обработке детали цилиндрической формы. 8. Исследовать наиболее эффективные конструкции водонапорного бака (в смысле тепловой изоляции в зимнее время); вычислить, сколько необходимо различных материалов для утепления бака.

Выполнив одно или несколько этих заданий (по выбору), ученик пишет отчет. Лучшие решения помещаются в математическом журнале.

Большое значение мы придаем урокам практического применения знаний в сельскохозяйственном производстве. Так, при изучении раздела «Азот и фосфор» ученикам даются задания, связанные с выбором комплекса удобрений для данной почвы, с исследованием жизнедеятельности бактерий, собирающих в почве азот воздуха.

В старших классах важное место занимает эксперимент. Преподаватели биологии, химии, физики уже в начале учебного года намечают разделы программы, по которым ученикам будут даны задания экспериментального характера.

Особое место в лекционно-лабораторной системе занимают уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучают новый материал. Здесь на первое место выдвигается самостоятельная работа над несколькими источниками; чтение сочетается с исследованием явления в процессе выполнения практических работ.

Лекционно-лабораторная система способствует тому, что ученики сами активно участвуют в добывании знаний. При этой системе ученик, его внутренний духовный мир – это не только объект методики обучения, но и главная сила методики.


[1] Фрагменты из книги «Как воспитать настоящего человека», написанной В.А.Сухомлинским в 1967–1970 гг. После смерти автора рукопись обсуждалась в НИИ общих проблем воспитания АПН РСФСР, получила высокую оценку и впервые по авторской рукописи к сокращенном варианте была опубликована во 2-м томе избранных произведений.

[2] Фрагмент монографии «Павлышская средняя школа», опубликованной впервые издательством «Просвещение» в 1969 г. В книге обобщается опыт учебно-воспитательной работы в средней школе села Павлыши Кировоградской области, которой В.А.Сухомлинский руководил в течение многих лет.

[3] Общие черты этой системы описаны в книге: Сухомлинский В.А. Система работы директора школы (на укр. яз.). Киев: Радянська школа, 1959.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 277