С.Н. Рерих

КРАСКИ ИНДИИ

Мысль Индии синтетична: она все в себя вмещает и

ничего не исключает, все принимает и все содержит.

Лекция в Государственном музее изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина 28 мая 1960 г., Москва

На предыдущих лекциях друзья задавали мне некоторые вопросы. Так, например: каковы преимущества темперы перед маслом? Преимущества ее для Индии.

Индия климатически очень отличается от Европы, где развилась живопись масла. Художники Индии всегда на протяжении столетий работали темперой. Так, например, все старые фрески, миниатюры средних веков написаны темперой. Масло было введено сравнительно недавно, незадолго до появления европейцев.

Я лично считаю, что климат Индии решил этот вопрос о темпере, так как там большие вариации температуры, сухости и влажности, и применять методы живописи маслом совершенно невозможно. Когда становится очень жарко и повышается влажность, то масло сразу окисляется и высыхает, и холст, по которому вы работаете, очень горячий. Конечно, помещение, в котором вы работаете, можно охладить, но в обыкновенных условиях вариации температуры очень влияют. Когда вы пишете маслом, то через один-два часа все высыхает; у вас все растрескивается.

Как вы знаете, венецианцы разработали метод лессировки. Они разрабатывали всю картину в монотоне, давали ей просохнуть, и когда все было приготовлено, то они быстрым приемом налагали всю картину и она быстро высыхала. Когда вы наносите этот слой, он настолько быстро высыхает, что трудно работать. Поэтому в Индии работали темперой. Она не имела этих затруднений. Ее разводили водой. Это была сложная эмульсия. И в различных частях Индии были свои приемы, свои методы работы темперой, свои секреты. Эти краски и по истечении столетий остались такими же яркими, прочными и вы не можете смыть их водой.

Я стараюсь собрать всю литературу, документы о методах и приемах работы старых мастеров. У них были сложнейшие формулы приготовления красок. Часто они утеряны, нам неизвестны. Через документы, через имеющиеся еще в Индии старинные семьи художников с вековыми традициями я стараюсь установить и возродить скрытые от нас методы старины. Это обогатит наше знание пигмента, наслоения красок, но на эту работу придется затратить еще много времени.

На юге Индии для фресковой живописи употребляли темперу. Наносили ее на уже приготовленную стену. Я думаю, в некоторых случаях стена была сырой. Эти фрески сохранились в течение двух тысяч лет. Они свидетельствуют о качестве работы. Живопись эта существовала в Индии уже за пять тысяч лет до нашей эры. Это вполне развитое искусство. В самом начале Аджанты вы видите вполне законченные приемы. Как видите, была преемственность в искусстве, и в начале нашей эры приемы эти были вполне развиты. И мы можем сказать с уверенностью, что это искусство существовало давным-давно.

Сохранились литературные памятники, которые говорят нам о художественном наследии Индии. Его ветви широко разрослись по всей стране и во всех провинциях существовали свои школы. Эта река творческого гения Индии текла беспрерывно в течение столетий. Очень много было всяких влияний в Индии извне – из Греции, Персии, Византии, Центральной Азии. Но все они были как-то переработаны. Образность Индии, жизнь Индии меняли все эти привходящие течения, и они вливались в общий широкий поток ее творчества. Это очень интересно. Вот мы видим персидское искусство, которое достигло замечательных вершин в 15-16-м веке, и когда оно пришло в Индию, то еще больше обогатилось в соприкосновении с ней, стало ярче, сильнее. И в последних миниатюрах моголов вы видите свою национальную школу, где творчески слились Персия и Европа с гением Индии. И в скульптуре и в других искусствах было то же самое. Индия все перерабатывала, поглощала, всему придавала свой облик. Это не случайно. Мысль Индии синтетична: она все в себя вмещает, она ничего не исключает, все принимает и все содержит. И эта всеобъемлющая сила Индии все принимала и дала свое решение.

Чтобы действительно знать искусство Индии, нужно прожить там очень долго и непрестанно изучать его – настолько оно многообразно. И поэтому я там путешествую все время. И все же много мест, которых я не видел. Каждое место в Индии насыщено своей историей, в нем искусство своеобразно. И могу сказать, что этот процесс изучения художественного наследия Индии бесконечен. Если вы поедете на север страны, вы увидите одно искусство, на юг – другое. Всюду вы найдете свое выражение творческой мысли, своеобразие. Но есть нечто общее, связующее все искусство Индии воедино, выявляющее собой его единый облик, – это мысль, ее глубина, единство мышления. Мысль Индии все в себя включает и ничего не исключает.

Скульптура Индии может быть ярче, чем миниатюра, фрески. Может быть поэтому она сохранилась до наших дней. Замечательны храмы Индии, архитектура их исключительных пропорций. Над их постройкой, сооружением работали талантливые архитекторы, скульпторы, высекая в скалах, пещерах целые монолиты на протяжении многих веков. Однако они сохранили общий план, не нарушая творческого замысла. В работе сменявшихся поколений мастеров была последовательность и никаких случайностей, полная преемственность мысли на протяжении столетий. В Западной Индии есть долина, в которой сосредоточено около трех тысяч храмов. Они все покрыты всевозможными скульптурами. Там ничего, кроме храмов, нет. Ночью все запирается и остается гигантский безлюдный город. В Индии все время строятся новые храмы, изваяния. На выставке, в картине "Гирнар" изображено одно из таких священных мест с храмом на вершине скалы, туда вьется лестница из высеченных ступеней вокруг этой скалы Она сохранилась и сейчас и так же нова, как когда была вырезана. Это одно из самых священных мест Западной Индии. Во времена знаменитого царя Ашоки это место было известным центром буддистов, а также и джайнов. И там сохранились все буддийские изваяния, которые были вырезаны для царя. Это единственное место, где сохранились дикие львы; вокруг там густые леса, и зимой, когда вся листва осыпается и земля покрывается песчаным цветом, вы можете не заметить зверя. Так что все это довольно романтично. Но опять-таки люди там не живут. Они внизу, а на скалах только храмы. Туда ходят пилигримы. Там есть особые места, где они могут переночевать, но обычно все запирается наглухо. Это очень древние заповедные места. Я находил там развалины городов, замечательные скульптуры, заброшенные памятники архитектуры. Все это говорит о древней культуре, которая пронизывает все искусство. Корни ее идут далеко в глубь веков. Это культура исключительно высокого уровня. Это то, что делает Индию такой прекрасной страной.

Каждый год я езжу по стране, исследую, изучаю эти памятники культуры и не вижу конца своих исследований. Всегда что-то новое, отличное. И это богатство – не только в памятниках искусства, но и среди самих живых людей. Здесь вы найдете людей и племена от самых примитивных до самых культурных, людей высоко развитого интеллекта, глубины мышления. Особенно на юге Индии вы можете встретить людей с исключительными способностями, феноменальной памятью. Такие качества не случайны, они развивались столетиями, все преподавание велось наизусть. И сейчас встречаются люди, которым достаточно посмотреть на страницу, чтобы все знать и запомнить. Это явление совершенно нормальное, не вызывающее удивления. Соприкосновение с людьми высокой духовной культуры является большим праздником для вас. В то же время вы увидите здесь самые примитивные племена, которые живут в лесах, пользуются луком и стрелами, не возделывают землю, питаются плодами, являя собой связь почти с каменным веком...

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 521