Кольцов Ю.В. Школа академика М.П.Щетинина. Попытка встретиться

ПОЗНАЙ СЕБЯ

 

Бог есть любовь, и пребывающий в любви

пребывает в Боге и Бог в нём.

1 Иоанн 4, 16

Цель этой книги не призыв к действию и открытию повсеместно школ Щетинина, а предложение задуматься, повод к размышлению.

«Книги пишутся не для того, чтобы в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собой книгу, каждый должен стараться понять не то, что она высказывает, а что она хочет высказать». – Умберто Эко. «Имя розы».

Размышление приведёт к наблюдательности, наблюдательность – к пониманию, понимание приведёт к осознаванию, а осознание – к мудрости. А уже затем можно приступать к действию.

Это я и предлагаю сделать всем, читающим эту книгу. Если начнём с действий, то опять наломаем дров. Мы все разные, каждый видит своё в идее академика Щетинина. Михаил Петрович постоянно напоминает о важности, значимости и внимательном отношении к своим мыслям, эмоциям, словам и делам.

Изменить внешний мир мы не в силах, но в силах изменить свой внутренний мир и, как следствие, начнёт меняться мир вокруг нас. Это единственная возможность помочь М.П.Щетинину более эффективно, т.к., помня об этом, мы будем идти в одном направлении и когда-нибудь придём к согласию и пониманию. У всех будет единый образ, и он быстрей реализуется. Как спицы сходятся в центре колеса, так и мы встретимся.

Истинные Знания универсальны и открываются всем, кто готов принять их.

«Знание невозможно удержать оттого, кто его заслуживает. Знание невозможно передать тому, кто его недостоин. Это – единственная субстанция с различающей способностью, присущей ей самой, – справедливостью», – говорил суфий Юсуф Хамадани.

Кто-то в образовании издаёт указы и приказы, как учить и чему. Как издавались в своё время приказы, когда и что сажать и сеять. Кто-то пытается приказами и указами, созданием искусственных законов обустроить нашу жизнь. Но, к сожалению, а может, и к счастью, мироздание и мироустройство, наша жизнь, как внутренняя, так и внешняя, подчиняются другим законам. Незнание этих законов не освобождает от ответственности. Негативные мысли формирует в нашем сознании убеждения, верования, и они, как следствие, проявляются в словах и поступках. Естественно, мы негативно реагируем на видимый негатив и оказываемся в этом бесконечном вихре боли и страданий.

Красивое пушистое облако может превратиться в грозовую тучу и стать источником бед и страданий. И уже не помогут никакие указы и приказы остановить её, останется только ликвидировать последствия.

Михаил Петрович говорит, что зла не существует, на нём не нужно концентрироваться, ибо оно не вечно.

«Пришла истина и исчезла ложь; поистине ложь исчезающая». Коран 17, 83.

И действительно, мы порождаем зло, подпитываем его изо дня в день, из года в год, и этим создаём видимость постоянства. А если перестать думать, выражать зло, то оно исчезнет само. На нём просто не нужно концентрироваться, а держать в сознании что-то чистое и светлое, образ Школы, например. Не случайно говорят: «Где твоё внимание, там и ты!» Тогда начнут приходить просто хорошие мысли, они наполнятся радостью, вдохновением, несмотря на окружающую нас действительность. По закону подобия они повлекут за собой ещё больше хороших мыслей и ещё больше вдохновения, оно начнёт проявляться в мире как цепь случайностей и возможностей. Они запускают в действие закон центробежной и центростремительной силы. И как следствие – к нам возвращается ещё большее благо в любом качестве, и этот образ начнёт приобретать реальные черты.

Однажды я попытался рассказать Михаилу Петровичу о «другой стороне» нашего общего знакомого. Но через несколько слов наткнулся на «молчаливую стену», и у меня непроизвольно пропало желание что-либо говорить на эту тему.

Важно понять, что имеет значение не то, что мы видим в форме окружающей нас действительности, а то, во что мы верим. Окружающие нас обстоятельства – это следствие «прошлых» поступков, мыслей, эмоций, вчерашнего выбора. И чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно не ждать указа, а обратить внимание на себя, на свои мысли, слова, эмоции, поступки, найти «западки и заломы», распутать «наброды», как говорили в старину, мешающие сотворению Образа.

 

«Изменись сам, и вокруг тебя изменятся тысячи».

«Познай себя и ты познаешь Бога».

 

Хорошо известные истины. Но как трудно это сделать, сделать первый шаг – стать осознанным по отношению к себе, к разным частям своего существа и к характерным для них активностям. Необходимо научиться различать эти части, чтобы можно было ясно видеть, где зарождаются побуждения, реакции и желания, определяющие наши поступки.

Вспомним молитву Оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи! Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь!»

Это же руководство к действию!

Тогда сможем очистить своё сознание от отрицательных, негативных мыслей, а очистить сможем тогда, когда научимся следить за ними, наблюдать их. И не давать им ход. Поскольку природе человеческого ума свойственно давать устраивающие его объяснения, о чём бы человек ни думал, что бы ни чувствовал, ни говорил, ни делал. И только внимательно изучая эти движения, беспристрастно оценивая их с точки зрения нашего высшего идеала, с искренним желанием подчиниться его решению, сможем воспитать в себе проницательность, которая поможет избежать ошибок. Именно искренность, не честность, а искренность перед самим собой важна в этой работе. Эта целая наука мышления, которую наскоком не освоишь, она «хитрая наука». В старину такую работу над очищением своего сознания называли Кресением.

Михаил Петрович всегда останавливает беседу, если она приобретает негативный оттенок – «Давай не будем об этом. На преображение...».

Необходимо стать учёными, изучающими свой внутренний мир, чтоб пережить истину непосредственно. Личное постижение истины автоматически изменяет порядок ума. А слова и дела уже следствие мысленных поступков. Только мысль есть подлинная причина, дающая результаты в будущем.

«Если кто-то говорит и действует с грязным умом, за тем следует страдание, как колесо за волом.

Если кто-то говорит и действует с чистым умом, за тем следует счастье, как тень», – так говорил Будда.

Если мы действительно хотим познать себя, сотворить свой Желанный Мир и достичь способности знать свою истинную природу, тогда необходимо устранить в себе всё то, что противоречит истине нашего бытия, всё, что ей препятствует. Не позволять уму судить о вещах и людях, поскольку ум не является орудием познания – он не в состоянии открывать знание – знание движет им.

Мы не в состоянии контролировать поступки других, но можем стать господином себе. Необходимо научиться не реагировать вслепую, а действовать с уравновешенным умом. Если сможем изменить свои жизненные шаблоны и стереотипы, не реагировать на внешние обстоятельства, а поступать осознанно, тогда достигнем чего-то ценного. Ум должен стать тихим и восприимчивым, поскольку он инструмент порядка, организации и действия. Именно в этих проявлениях он демонстрирует свою истинную ценность и настоящее знание.

Однажды я привёз директора заповедника «Аркаим» профессора Г.Б.Здановича в Школу к М.П.Щетинину. Михаил Петрович с учениками был на Аркаиме ещё в 1993г. Геннадий Борисович не переставал удивляться всему, что он видел. Он тоже учитель, учёный, археолог, его удивляло отношение детей к учёбе – сравнение было явно не в пользу его учеников. А то, что дети построили своими руками, не поддавалось его осмыслению. Восторг выражался фразами: «Где Щетинин взял столько денег, чтобы всё это построить?» Эта фраза в разных вариантах непроизвольно вырывалась у Здановича, когда эмоции переполняли его.

–А Вы сами спросите у Михаила Петровича, Вы же коллеги! – предложил я.

– Как-то неудобно, – смущаясь, сказал Геннадий Борисович.

Но чувствовалось, что этот вопрос интересует его, ведь заповедник Аркаим требует средств для своего сохранения.

Вечером того же дня, обсуждая организационные вопросы с Михаилом Петровичем, я передал вопрос Здановича. Щетинин улыбнулся и сказал:

– Молиться нужно, Бог даёт!

Я передал эту фразу Геннадию Борисовичу.

– Мне непонятно как учёному, хотя в глубине души я это допускаю. Если я буду молиться, то как Академия наук выделит деньги на исследования Аркаима? Не вижу взаимосвязи.

Да просто не следует забывать, что наши мысли материальны. То, о чём мы думаем и что держим в своём сознании, считая действительным, проявляется в нашей жизни и в наших делах. Неважно, знаем мы этот закон или нет, но он существует.

Наши мысли – только ментальные формы, но когда мы думаем их с каким-либо чувством, то наполняем их жизнью. И они постоянно возвращаются к нам, своим родителям, чтобы мы их подпитали своей жизненной энергией. А всякое выраженное чувство есть жизнь, животворная сила, и все мысли, осаждающие наш ум и изводящие нас – как дети, постоянно требующие пищи и внимания, требуют беспокойства или страха от нас. А это превосходная пища, она вызывает быстрый рост мыслей, пока они не становятся большими настолько, что заполняют наш ум, и мы с трудом можем думать о чём-то другом.

Но их сила и их жизнь могут быть ликвидированы знанием закона и отказом питать их своей жизненной силой, перестав им уделять внимание и интерес. И нет необходимости подтверждать, что произнесение вслух таких мыслей проявляет их гораздо быстрее. А контролировать мысли мы научимся только тогда, когда научимся наблюдать за ними и не реагировать вслепую под действием ощущений и эмоций.

Аналогично с нашими эмоциями. Они – сосредоточение порывов и желаний, энтузиазма и неистовства, активной энергии и безграничного уныния, страсти и протеста. Они могут привести в движение всё, что угодно, выстроить и осуществить, но могут всё разрушить и испортить. По-видимому, это самая трудновоспитуемая часть в человеке. Для этого требуется большое терпение и полная искренность, так как без искренности возможно обмануться. Без поддержки эмоций невозможны ни реализация, ни преображение. Но трудно заручиться истинной эмоциональной поддержкой. Эмоции чаще всего ищут собственного удовлетворения. Если им в этом отказывают, то мы сердимся, впадаем в уныние, депрессию. В результате почти вся энергия уходит, и вместо неё остается неприязнь к людям, ситуациям, протест, уныние и недовольство. В такие моменты нужно оставаться тихим и отказываться действовать; так как именно в этих случаях совершаются глупости, и в считанные минуты может быть испорчено или разрушено то, на создание чего были потрачены годы постоянных усилий.

Следовательно, всё дело в нашем сознании, в нашей осознанности, в нашем мышлении и концентрации правильных мыслей, которые хотим воплотить. Тогда это Путь – постоянно охранять двери своего ума и не позволять, чтобы туда входили мысли, чувства, эмоции, которые мы не хотим проявлять. Умом к Богу не придёшь, умом не постигнешь Истины, но ум можно и нужно использовать в постижении Истины. Необходимо научиться этому.

Сейчас в школах пытаются ввести изучение религии – опять рекомендации, методички. Обязательно или факультативно, столько-то часов. У Щетинина в Школе этого нет, изучается только школьная программа, но всё пространство, архитектура, оформление одухотворено. И всё это естественно и красиво, без навязывания ученикам верования.

Когда я впервые приехал в Школу, Михаил Петрович повёл меня к себе в кабинет. Войдя в главный корпус, я почувствовал, что Михаил Петрович остановился. Промелькнула мысль, что смотрит за порядком, как обычный директор школы. Поднимаю взгляд, а он крестится. Помню, я тогда от неожиданности сумку выронил. Мы зашли в кабинет – Михаил Петрович снова перекрестился. Я тогда подумал, что это правило для всех, как устав в армии. Присмотрелся – ничего подобного, это делают по желанию и не все. Но у меня постоянно присутствовало ощущение, что я нахожусь в Храме, где всё творится природосообразно, от внешних форм архитектуры до отношений, целей, задач, – всё формирует, настраивает на осмысление духовных ценностей. Но они не навязываются учащимся. То, что в Школе много икон, это факт, и не только в кабинете у директора.

Однажды, в день моего отъезда, Михаил Петрович пригласил меня в кабинет. С нами зашли несколько администраторов. Михаил Петрович повернулся к старинным иконам и стал молиться. Кабинет стал наполняться ощущением тёплого света. Трудно выразить словами тонкие ощущения. Слова слишком громоздки и порой не могут выразить сути происходящего.

В тот момент я стоял рядом не с профессором, академиком, директором Центра образования, а со священником, монахом. В сознании стали проявляться очертания старинного деревянного храма, в котором идёт служба. В нём нет просто любопытных – все захвачены молитвой старца. Меня тоже захватило это действо, я тоже стал креститься, подчиняясь какой-то раннее не ведомой мне, внутренней силе. И тут в словах молитвы я слышу имена, их очень много. Какие-то мне были знакомы по Школе Щетинина...

Администраторы тоже крестились, чувствовалось, что они были сотворцами этого таинства. Оно длилось минут пятнадцать. Откровенно говоря, такое я переживал впервые в жизни.

«Наш Центр, – говорит М.П.Щетинин, – государственное светское учреждение, но православие – это корневая основа нашего учебного процесса. Мы не преподаём Закон Божий, но подводим к Богу. Ведь у нас учатся ребята разных национальностей и разных вероисповеданий. Очень важно к вере относиться как к интимному началу, это ведь очень трепетное чувство».

Ещё одна из форм передачи знаний, которая бросилась мне в глаза, – это огненность. В Школе много огненных символов, начиная с архитектуры. Сами сотрудники зажжены идеей возрождения России. В Школе постоянно присутствует живой огонь, и не только в кабинете у Щетинина.

«Вся наша жизнь есть Огонь, – говорит Михаил Петрович, – это движение огня. Если увидите, как работают рукопашники или танцоры, то они как бы перетекают, всё время в этом огненном движении. Малейшая застылость, закрепощённость – и всё, нет красоты. И в мысли пластичность, подвижность, Огонь – и всё хорошо, значит, везде будет удача. Я думаю, что жизнь – это движение Огня к единственному Источнику и реакция на Огонь, на Божественную энергию из единственного Источника. Это, я думаю, и есть наша школа».

И Вода. Через школу протекает горная речка, в которой дети купаются и обливаются зимой.

«Любая речка, любой ручеёк собирается по капельке. И в каждой капельке есть вся информация, энергия гор, солнца, воздуха, океана. И когда пьёшь эту живую воду, то всё, что в ней присутствует, впитывается в тебя, ты становишься бодрым и здоровым. Древние воины умывались перед битвой и после неё. Крестили обязательно в воде, потому что вода ощущает, чувствует человека, она обладает памятью, снимает всё, что накопилось негативного», – говорил один из учеников.

Я не учитель по образованию, но мне за внешними действиями стала открываться скрытая форма обучения. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть – то, чему я обучался последние 15 лет, – помогает мне в постижении творения М.П.Щетинина.

Мудрый человек открывает Истину в тишине, но вынужден облекать её в слова, в действия. Мы эти слова слышим, что-то видим, но наш ум эту информацию интерпретирует по-своему, опираясь на свои знания, свои верования, свои убеждения. В этом одна из трудностей в познании Школы Щетинина.

Один из моих учителей говорил мне:

– Я не умею так молчать, чтобы ты услышал меня, а ты не умеешь так молчать, чтобы услышать меня, поэтому мне приходится что-то говорить, а что ты услышишь, я не знаю.

И все, кто, приезжают в Школу, видят её через призму своего сознания и разносят по миру своё видение.

 

Хотите жить? – Действуйте!

Хотите действовать, не повредив? – любите!

Любите ландыш белый и сосну,

Любите лист, к земле припавший,

Мерцание звёзд и светлячка,

Капели звон и песни храма – любите!

Любите мать, отца своих,

Дыханье чистое ребёнка

И ветра штормового страсть – любите!

Улыбку девы и зари,

И всё, что движется и полнится лучом, – любите!

Бег ручейка, оленя бег,

Берёзы трепетную радость – любите!

Девятый вал бунтующего моря,

Мгновенья вечности и вечность самою – любите!

Исток пути, сам путь и цель свою – любите!

Придёт к вам то, что сердце любит,

И потому в любви идите!

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 193