Кольцов Ю.В. Школа академика М.П.Щетинина. Попытка встретиться

МНЕНИЯ О ШКОЛЕ

Невежество само себя изобличает тем, что оно

лживо и не имеет ничего общего с истиной, неверующее

сердце беспокойно, смутно, слабо, неосновательно; напротив, вера

спокойна, блаженна, величественна, тверда.

Иоанн Кронштадтский

 

Что такое образование?

Много выходит публикаций о М.П.Щетинине и его Школе. Часто пишут дилетанты, обыватели, завистники со своими суждениями, взглядами, убеждая, что их точка зрения самая верная.

Вспоминается одна древняя притча:

«Слон, принадлежавший группе бродячих артистов, оказался неподалёку от города, где раньше не видели слона. Услыхав о таком чуде, четверо любопытных граждан решили посмотреть на слона раньше других. Поскольку в стойле, где содержали слона, не было света, изучение диковинного животного должно было происходить в темноте.

Дотронувшись до хобота, один из них решил, что это создание напоминает шланг. Второй ощупал ухо и пришёл к выводу, что слон похож на опахало. Третьему под руку попалась нога, которую он мог сравнить только с живой колонной, а четвёртый, положив ему руку на спину, был уверен, что слон напоминает собой трон. Никто из них не мог составить полной картины, исходя из того, что он сумел ощупать. Каждый считал, что прав именно он. Но никто из остальных горожан не мог понять, что в действительности произошло с исследователями».

Так и мы с вами в отношении М.П.Щетинина и его детища. Каждый видит своё. Он же не ездит, не рекламирует, не читает лекций, не пропагандирует, не убеждает, не доказывает, не отвечает на агрессию, на непонимание. Он просто творит.

Однажды в беседе я попытался высказать свою точку зрения на действия тогда ещё министра образования РФ В.М.Филиппова, сказал, что он «враг номер один». На что Михаил Петрович мягко улыбнулся, посмотрев куда-то в даль:

– Я думаю, мы с ним друзья, мы просто ещё не встретились.

Позже я вспомнил высказывание древних: «Кто победит врага – тот герой. Кто сделает врага другом – мудрец».

Тогда наша беседа пошла по другому руслу. Михаил Петрович стал размышлять об образовании:

«Что такое образование? Это образ, где:

«об» – отражение истины, творящего начало, раскрытое движение навстречу истине, гармонии, единству;

«ра» – в потоке времени, в логике саморазвития Вселенского организма жизни;

«аз» – проявленное в духовном начало человека.

В тоже время образ – это икона.

Понятие «образование» также имеет несколько значений. С одной стороны, оно подразумевает получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; с другой стороны, данное понятие в наиболее широком понимании означает созидание, организацию, представление. Таким образом, образование есть процесс созидания образа, некогда идеального, и в тоже время живого и актуального отражения или, скорее, мысль духовного начала, которая само по себе есть созидающая, творящая сила.

Что такое мысль? Это энергия, соединяющая воедино и творящая гармонию мира, высокое качество отражения или, вернее, преображения сигнала внешнего в полилоге с Внутренним идеальным началом, хранящимся в родовой памяти как некий эталон личности по воле и слову Творца.

Человек мыслью своей творит единство космоса, соединяя и одухотворяя огнём чувство знания Сущего пространства и времени, насыщая мироздание энергией смысла, цельности и цели...

Но современное человечество, не исполняя Господом предначертанный замысел, зашло в тупик, утратив смысл своей жизни. Сегодня на земле уже нет Человека Творящего – Homo Creator, несущего в себе образ Божий.

Современная система образования не является таковой системой образования, так как не образует ребёнка, не помогает ему сохранить в себе образ и подобие Божие, вообще не рассматривает ребёнка как продукт и носителя образа Абсолютного сотворца целостности.

Для школы ребёнок лишь потенциальная единица, потенциальная социальная единица, потенциальная профессиональная единица, потенциальная экономическая единица и т.д. Более того, существующая система обучения (не образования) растит потенциального террориста, так как вся школа – от организации учебного процесса, подбора учебного материала, методик его подачи и проверки усвоения до методологических основ психофизиологии и дидактики, подготовки педагогических кадров и определения основ образовательной политики – не имея чёткой концепции таких феноменальных понятий, как Мир, Человек, Ребёнок и т.д., фактически становится «фабрикой негативных и агрессивных эмоций» для любого попадающего под её пресс.

Образование – это вхождение в состояние полного, абсолютного взаимодействия со всем миром.

Образование – это состояние сотворчества с ним по образу и подобию «всего Сущего».

Образование – это процесс творения Всего и постоянная, на грани недостижимости достигнутого, спираль, результирующая по отношению к смыслу Всего.

Образование – это движение к высшему, к Идеалу, нужно постоянно совершенствоваться, быть в состоянии, результирующем Идеал.

Образованный человек – тот, кто несёт в себе состояние, результирующее идеал всей Вселенной по замыслу Творца, в данном времени и пространстве».

 

Я был поглощён обилием информации в единицу времени. Эта информация была наполнена колоссальной внутренней энергией и глубинными знаниями наших предков. Эти знания шли не от ума.

У меня было ощущение, что я спринтер, бегущий с марафонцем. Свою стометровку прохожу с ним вровень, но дальше «выдыхаюсь», а он, как ни в чём не бывало, «бежит» дальше, размышляя о мироустройстве, цитируя Флоренского, Вернадского, Казначеева, Макаренко, Сухомлинского, Бехтерева, Павлова, Сеченова, других учёных и философов. И всё это выстраивалось в единую картину. Я понял, что с этой стороны Щетинина воспринимают единицы, как первоклассникам трудно воспринять профессора. Отсюда и идёт непонимание, ум просто отказывается воспринимать – ему легче отвергнуть, как новорожденный отвергает пищу взрослых людей.

 

Есть другой Щетинин – в притчах, легендах, сказаниях, рассказываемых ученикам и сотрудникам. И опять не от ума, но называется сказом. Они рождаются в нём, и тогда появляйся удивительное и благодатное состояние...

В печи весело потрескивает огонь. Вокруг седого сказочника собрались дети и взрослые. Все слушающие просто растворяются в этой благодати. Появляется ощущение детства, когда ты сказку воспринимал реальностью. Этот сказ увлекает всех присутствующих. Ум отключается, ты слушаешь сердцем, а оно готово впитывать и впитывать...

 

В некоем царстве

В некоем царстве, в некотором государстве (а точнее быть, так в Россиюшке) на крутом берегу, да над реченькой, да широкою (Волгой-матушкой, чтоб точнее быть) стоял терем высокий да резной, окружавленный, разукрашенный – ни пером описать, ни в устах сказать (а нельзя сказать то, что пыжится).

А в том тереме, знать, жила-была да сейчас живёт с древних лет одна бабушка (пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-бабушка). Трудно ей кого отыскать вровень по добру, уму, по способностям лечить ласкою...

Жил с ней кот Баюн, гусь двулапчатый, серый волк, что Иванушку да его любовь ото злых людей по лесам носил, и ещё с ней дедушка, знать, медведушка, колобок, лиса, за печурочкой Ряба – курочка и ещё всего – не дочислишься, а дочислишься – время кончится.

Перед Теремом, в двадцати шагах от реки, дуб стоит, крепко сложенный, годов пятьсот ему, а молоденький да высокенъкий, в сорока обхват такой толстенький, налетой корой крепко схваченный, золотой листвой окудрявленный, ни одной сухой, больной или сломанной малой веточки, ни один листок не упал с него, до глубокой осени всё цело, не растрачено, не развеяно...

Все дубы по Руси вестей ладовых соискателей, благодарных слов от правителей... Там, где дуб стоит – там душа чиста, жизнь сама честна словом, деланьем, сердце там огнём доброты изливается, и в округе всей ясносветное состояние! Если стать лицом к дубу древнему, сохранённому и спросить о чём Мир-Добрынюшку, через дуб сильней ответ слышится... Если что сказать миру хочется, если мысль бодра, светла (если мыслящий неиспорченный), дуб подхватит мысль, передаст, разнесёт в поднебесие, разольёт листвой по лесам, долам во все стороны... (Вот про это-то и история...)

– Сон приснился мне, будто вижу дуб тот над реченькой... Подхожу к нему – дуб весь светится, зеленой листвой он сияет весь, соловьи поют многим множеством, а заря уже в ночь наведалась, небо звёздами осеребряно... Филин ухает так таинственно, аж душа во мне затревожилась...

– Как же ты не проснулася, страшно ведь одной в ночи тёмные по земле ходить?

– Страшно стало мне. Хоть и страшно мне, да уверена я была, что защита есть: сила чистая и могучая во мне скрытая обнаружилась...

Лес быстрёхонько погрузился в ночь. Мрак ночной густой вдруг окутал всё, и сам дуб в ночи принял чёрный цвет, и листва и ствол не светилися...

Слышу тут шаги за мной, за моей спиной. Совсем плохо мне. И ещё черней ночь раскрасилась. Я расстроилась, жутко мне... И хочу идти, бежать от того, кто ко мне приближается, да не слушают меня мои ноженьки, будто ватные, обессилились. А оно ближе и ближе, уже слышу я: дышит тяжело, а идёт тихо так, осторожненько... Сердце бедное так стучит-стучит, из груди одно оно хочет вылететь...

Обернулась я... Ой-ой-ой, моя мамочка! За моей спиной, страшно сказывать, стоит чудище: зелены глаза близко сажены, зубы скалятся, меж зубов язык красный, огненный...

Я хочу кричать, да на помощь звать, да куда там! Нет, нет на то моей силушки...

– Вот так страсть пережила ты. Ах, бедняжка. Как же ты живой возвернулася?

– Я рукой хочу оттолкнуть его, да из рук моих, как из ноженек, как из горлушка ушла силушка.

Тут мне вспомнилось, как игралася я с подружками, так же ноченькой, – одни прятались, а один из нас всех разыскивал. Я боялася темноты густой, и чтоб спрятаться, отломила я зелён-веточку от молоденького дуба-деревца. Впереди себя ветку выставлю и от искателя охраняюся... В горечах тогда не отметила, что поранила молодой дубок, а уже когда игра кончилась, обожгла меня мысль раскаянья, я заплакала. Подошли ко мне мои сверстницы успокаивать. Да куда уж тут, пуще прежнего разрыдалася...

Прибежал отец: «Что ты, Дарьюшка, убиваешься?» Рассказала я, что случилося. Огорчился батюшка. Быстро сбегал в дом и принёс огня, холст, земли, воды. Стал он веточку ко стволу вязать, да никак она не вязалася... Кто-то тут сказал: зря стараешься, мол, мертва уже, дуба веточка. Я сильней разрыдалася, да давай сама ветку к деревцу приноравливать... Туго мы холстом да земелюшкой обмотали ствол с малой веточкой и пошли домой...

Ведёт меня батюшка и молчит, и я молчу. Мне больно и стыдно. А ещё вдвойне и стыдно моим стыдом, и больно моей болью. Любил меня батюшка, сердцем чувствовал... Я домой пришла. Будто спать пошла, а сама в окно, да до деревца. Обхватила его, обняла его и молилася, и винилася до самой зари, да до утренней.

По утру пришёл за мной милый батюшка. Вставай, вставай, вставай, доченька, ты застыла вся, моя девочка. И хочу я встать, да не слушают меня мои ноженьки, всю я силушку отдала свою дубочку раненному... Пролежала я без сознания один день и ночь. Только утром следующим прибежала я к моему дубочку. Ну а он стоит, такой крепенький да зелёненький, и моя горемычная срослась, полна силушки...

Это вспомнилось. Просветлела ночь. Дуб опять как засветится. А чудовище добрым молодцем обернулося.

– Ой, Д,арьюшка... Вот история...

– Ну и дальше что? Ты проснулася?

– Нет, теперь самое главное...

– Добрый молодец–богатырюшка так мне сказывал: «Тебя выбрал я, моя Дарьюшка, за доброту твою и верность...

Тебе суждено сказать Руси весть высокую.

Ночью вы встречаете Новый год... А год этот – начало эпохи торжества Света, Святости и Веры. Тебе скажу, а ты запомни да передай на всю Россию Слово – Свет человекам».

И дальше он так мудрено говорил.

– Ну, что говорил, ты запомнила?

– Запомнила, да не всё поняла. Сказать – скажу. Да боязно.

– Отчего боязно? Богатырь сказал, так ты передай детям России. Они поймут.

– Да только как я скажу детям такое, как им понять то, что не каждому старику будет понятно?

– А что он сказывал?

– Он сказывал так… сейчас, подожди... значит, так:

 

Всё, что есть мир – всё мудрость жизни...

Деревья, звери, птицы и трава.

Несут собой сакральные слова...

И всё, весь мир – слова, слова...

И жизнь тогда твоя всегда права,

И никогда ты не один на вечном поле,

Когда ты молвишь сам и слушаешь слова.

Слова – произведенье Божьей Воли!

 

Нельзя, чтобы детей было много!

Однажды я решил встретить рассвет в Школе и посмотреть, как она просыпается. На посту меня приветливо встретили два хлопца, поздоровались за руку, разрешили пройти на территорию. Из кухни доносилась мелодичная песня, в концертном зале шла тренировка рукопашников, несколько человек подметали дорожки, дети небольшими группами совершали пробежки, девочки отдельно, мальчики отдельно. Что интересно, впереди бежали юные лицеисты. Не было того состояния, которое мы называем «спросонья». Как ушёл поздно вечером из Школы, где продолжались занятия, репетиции, тренировки, так ранним утром это всё и продолжалось. Ни одного заспанного лица я не встретил.

В то утро на рассвете я встретил Михаила Петровича: он гулял, подходил к деревьям, разговаривал с ними и молил Бога, чтобы не было заморозков, не помёрзли бы молодые побеги. Затем подошёл к дереву, обнял его. Я был рядом, стараясь не нарушить их уединения. Я робко прикоснулся к этому же дереву. Михаил Петрович на мою руку положил свою. Какое-то время мы все наполнились тишиной и были одним целым. Это была говорящая тишина – как зажжённая свеча молчит, но от неё исходит свет, который может рассказать о многом, или солнце молчит, но от него исходит тепло и свет, дающие жизнь.

Но ум не хотел быть в этой тишине. Промелькнула мысль: «Я где-то это видел». В памяти всплыла картина: Настя обнимает молодой кедр, её взгляд излучает ту же Любовь и благодать.

Вспомнил. Я приехал в Нижнекамск к Анастасии и её родителям, чтобы уговорить отправить дочь обучаться в Школу к Щетинину. Анастасия повела меня показывать город и с радостью сообщила, что нашла в городе три кедра. Они были рядом со святым источником, и когда она увидела их, с радостью побежала к ним.

– Дядя Юра, смотрите, вот они!

Настя обняла один из них. Другой кедр, глядя на дочь, обнял её папа, а третий – я... Анастасия вся светилась, она была одним целым с кедром. Я просто любовался Настей, а ум тогда вспомнил Настеньку из фильма «Морозко». А ещё меня Настя удивила песней «Хрупкий Мир», которую она тогда мне спела. Она до сих пор во мне звучит.

– Настя, если эту песню споёшь Михаилу Петровичу, то я думаю, что он тебя сразу возьмёт в Школу, – сказал я тогда ей.

– Я эту песню спела в классе, и весь класс заплакал, а учительница сказала, что Лучик Света к нам пришёл!

Сейчас я стоял в этой тишине и вспоминал тот Лучик Света!

К Михаилу Петровичу подбежали дети поздороваться. Он обнимал, не торопясь, каждого ребёнка. Это тоже было не формальностью. Это было неким священнодейством. Кто-то здоровался с ним издалека и махал рукой, и каждому Михаил Петрович уделял внимание, даже на расстоянии.

Нельзя, чтобы детей было много! – сказал Щетинин и подошёл к группе детей 9-10 лет. Они собирались в церковь. Михаил Петрович обнял каждого ребёнка. Внимательно посмотрел, во что одеты дети, одной из девочек посоветовал надеть курточку потеплее. А у меня в голове продолжала звучать его фраза:

«Нельзя, чтобы детей было много!»

Это как понимать?

Щетинина опять окружила группа детей, и он каждого ребёнка обнимал, внимательно смотрел в глаза. И тут я понял смысл его фразы. Что было в моём детстве? Отряд октябрят, пионеров, «строем запевай», и так далее. И что видели? – масса, толпа людей. Михаил Петрович выделяет каждого ребёнка, и видит в нём целый Мир, бесконечность.

«Нельзя, чтобы детей было много!»

Кто же он? Почему мы встретились? У меня не проходило ощущение, что это состояние я где-то уже переживал.

...1993г., Петербург. Б.Б.Гребенщиков привёз своего Учителя из Тибета. Я не поклонник его творчества, мне был интересен его Учитель. Встреча была в буддийском монастыре у метро «Черная речка».

Я впервые был в буддийском храме. Оказывается, нужно разуваться прежде, чем войти в Храм. Я разулся, сел в сторонке, где был виден весь зал храма и вход. Последним в зал вошёл Б.Г., следом его Учитель. Б.Гребенщиков свернулся, в буквальном смысле слова, в простирании. Христиане в храме крестятся и кланяются, мусульмане встают на колени и кланяются, а в Тибете встают на колени и ложатся. Это полное простирание. В данном случае Борис Гребенщиков сделал неполное простирание, т.к. всё пространство у входа было уставлено обувью, но этот ритуал был наполнен внутренней силой.

Позже я узнал, что предварительной практикой в буддизме является это самое простирание, и его нужно сделать 100 тысяч раз. Не объясняется, почему, и не дается наблюдатель – иди и делай. Чувствовалось, что Б.Г.Гребенщиков владеет этой практикой.

Я не запомнил имени монаха, его лица, но на всю жизнь запомнил его слова и ту энергию, которая царила, когда он говорил.

Он сказал, что все люди делятся на четыре категории:

 

Люди, бегущие от темноты к темноте.

Люди, бегущие от темноты к свету.

Люди, бегущие от света к темноте.

Люди, бегущие от света к свету.

 

Монах говорил тихо, спокойно, его речь переводили на английский, затем на русский языки. В словах было столько энергии и силы, она просто присутствовала в зале: «хоть режь ножом её». Меня это удивило.

Я тогда подумал: «Вот бы мне найти такого Учителя. Неужели придется ехать в Тибет?»

Спустя десять лет я слушаю фразы, сказанные Михаилом Петровичем, они западают в душу, а главное – я узнаю ту энергию, которая стоит за этими фразами. М.П.Щетинин говорит спокойно, каждое слово его осмысленно, взвешенно и несёт в себе очень много мудрости.

«Наша школа всё больше придает значения Слову. Видите: река, течение – и человек как бы изливает самого себя, проистекая, прорастая в Безмерное, тем самым обретая длину бесконечия, и становится великим. Нам очень важно речить, нести наше первозданное слово, истоковое слово, удивительное слово, философский смысл, духовную стезю, нашу "Троянову тропу”. Надо соединить ребёнка с источником, вернее, взять от ребёнка его слово Истока, слово родника и вместе с ним, здесь, в нашем непростом мире, молитвенно жить по нашему Слову, всматриваясь в него, вслушиваясь в него и действуя по-нашему. Я думаю, что очень важно, особенно в узловых днях. Надо посмотреть внимательно православный календарь и придавать этому большее значение. Очень важно в каждых сутках: на заре вечерней, на заре утренней – закладывать импульсы светлые и чистые. Всё время видеть истоковое начало, увидеть в себе ребёнка, не допускать мысли, которые вызывают страх, отчаяние. Это никому не нужные слезы. Утверждать чисто, искать выход. И во что бы то ни стало побеждать в каждом дне, в каждом часе, в каждом мгновении. Ежели хотя бы один человек будет так действовать – Россия бессмертна!»

От Школы Щетинина и его самого исходит ощущение источника, где можно постоянно утолять жажду. Но, к сожалению, этот источник не каждый видит и чувствует. Вот что, например, увидел Д.Мыльников (Газета «Звенящие кедры Урала» от 10 ноября 2001г., г.Челябинск). Думаю, не стоит полностью публиковать его статью. Подобного рода статьи пишутся теми, кто сам ничего не создает, но горазд критиковать и указывать, как и что делать.

«...Первое ощущение, что в школе что-то не в порядке, появилось ещё в Геленджике, когда к нам на конференции подошла женщина и стала просить передать посылку ребёнку, поскольку её саму в школу не пускают.

...Второй «звонок» был при въезде в школу. В своё время Владимир Мегре писал, что школу в Текосе взяли под охрану казаки, и мы ожидали увидеть КПП с серьёзной охраной, но то, что мы увидели...

У шлагбаума на въезде стоял паренёк лет 12 в камуфляже.

– Странно, – сказал Виталий, который сам потомственный казак, – почему он в камуфляже, а не по справе? Ведь сейчас не военное время и не боевая операция!

...Во-первых, в глаза сразу бросалось то, что в школе идут активные строительные работы, причём не только на новых корпусах. И кому и зачем понадобилось перестраивать старые корпуса, построенные предыдущим поколением учеников школы?!

Во-вторых, бросалось в глаза поведение детей. Натянутые улыбки на лицах и дежурное «здравствуйте». При этом дети старались как можно быстрее пройти мимо, чтобы с ними не успели заговорить.

...Особенно нас поразило то, что в старом корпусе ведутся интенсивные ремонтные работы, повсюду запах свежей краски. На стенах, где в фильмах показаны рисунки детей, НАКЛЕЕНЫ ФОТООБОИ! А где же купола, которые описаны в книге? Почему нигде нет оберегающих славянских символов?

...Как БАРАК ДЛЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ?!!! Какое же тогда в этом месте должно быть пространство?!! И они в этом месте пытаются учить детей?!!! Чему?!!!

Ещё одна картинка, которая мне бросилась в глаза, когда мы осматривали учебную комнату. Я случайно выглянул в окно и увидел, как по дороге позади корпуса уныло бредёт паренёк лет 12, волоча за собой за одну ручку носилки. И настолько эта сцена с заднего двора не вязалась с тем, что нам усиленно пытался показать «экскурсовод», что мне стало как-то не по себе».

И всё в таком духе.

Прочитав статью Мыльникова, создаётся ощущение, что это не школа, а карцер. Только почему-то в этот «карцер» едут и едут со многих уголков ближнего и дальнего зарубежья.

Существуют естественные Законы бытия, по которым развивается всё и вся. Один из них гласит: «Отток контролирует приток», т.е. прежде чем что-то получить, необходимо что-то отдать. Хотя бы улыбку, доброту сердца, то, чем не жалко поделиться, чего много. А когда приезжают с целью получить, в данном случае – проекты домов, да ещё с амбициями: и встретили «не по уставу» и «без красной дорожки», и камуфляж, оказывается, нужно надевать, когда война идёт – то, естественно, не видят очевидного.

Интересные отношения складываются между родителями детей, обучающихся в Школе, и самой Школой. Во-первых, ни директор, ни классный руководитель, которого не существует, не требуют денег на охрану, учебники, шторы, ремонт и прочее. Дети показывают родителям где, с кем, и как живут, знакомят с жизнью Школы, кормят в столовой. Родители могут, и это приветствуется, посещать занятия, лекции. Как правило, родители совместно со своими детьми начинают думать, размышлять, участвовать в учебном и познавательном процессе. Меня, кстати, этот «водоворот» так же затянул.

Однажды мне посчастливилось присутствовать на лекции академика Александра Ивановича Воробьева-Родоского. Он является вице-президентом МАЭИН, профессором, директором Института международного сотрудничества, организатором крупнейших международных форумов. Удивительной судьбы человек. Ребёнком общался со Сталиным в Кремле, работал с руководителями государства, начиная с Брежнева и заканчивая Ельциным. Его приглашают читать лекции ведущие университеты мира. То, что он рассказывает в Школе, невозможно найти ни в одном учебнике. Мы познакомились и подружились. Его воспоминания, глубокие знания истории международных отношений, истории Китая и Тибета, где он неоднократно бывал с экспедициями, изучая древние знания, достойны отдельного повествования.

Самое главное и ценное для родителей, как мне кажется, это общение с Михаилом Петровичем. С родителями, приезжающими к детям в Школу, Михаил Петрович общается лично и, опять-таки, неформально. Это я знаю не понаслышке, т.к. сам был в роли родителя. Мои тройняшки обучались в этой Школе. Посылки передают те родители, которые не могут приехать в силу тех или иных причин.

Под охрану Школу взяли сами дети и готовы в любой момент встать на защиту своей Школы и своей Родины. В Школе введено казачество, как у нас в своё время была в школе начальная военная подготовка. Только мы изучали устройство автомата и противогаза и как оказывать первую медицинскую помощь, а у М.П.Щетинина с детьми занимаются основоположник Школы русского рукопашного боя академик Академии естественных наук Алексей Алексеевич Кадочников с сыном Аркадием и мастер рукопашного боя Полунин Сергей Михайлович из г.Самары. Они изучают русский рукопашный бой, дежурят днём и ночью, маршируют, совершают марш-броски, ездят на парады, сотрудничают с погранзаставой.

Помню, впервые войдя в зал, где дети занимались рукопашным боем, я был удивлён и восхищён одновременно, заворожен происходящим вокруг меня. Сначала меня повергли в недоумение предметы, которые увидел. Я споткнулся о булааву – из дерева вырезан шар, переходящий в длинную рукоять. У стены стояли рогатина, шесты, винтовки, карабины, автоматы, шашки, меч, сапёрные лопатки. И все эти предметы в руках мальчишек приобретали мирный оттенок. А как красиво они с ними обращались и проводили приёмы! Я в их возрасте занимался борьбой самбо и ощущал, как в момент поединка у меня внутри появлялась агрессия на такого же, как я, мальчишку. Но здесь, вокруг меня не было этой агрессивной энергии, а был какой-то танец, который кто-то разучивал, а кто-то профессионально, легко и свободно танцевал. В глубине зала я увидел девушку с двумя шашками в руках. Я был заворожен её танцем. Она умудрялась вращать двумя шашками, кувыркаться, прыгать через голову, делать шпагат. Я замер от восхищения. Мне тогда впервые пришла смутная догадка, что корневая основа народного танца – это и есть элементы рукопашного боя. Спустя пять лет узнал, что в старину такой бой назывался «Любки», то есть любя, без ненависти, без травм. Я вспомнил отрывок из «Слова о полку Игореве»:

 

А ведь было время – без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

 

Кстати, в 2005г. на Первом Международном форуме Русского боевого искусства «Золотой Витязь» в Сергиевом Посаде щетининцы заняли первое место.

Но в зале, где шла тренировка, должен быть круглый стол историков через пятнадцать минут. «Наверно, расписание поменялось, – промелькнула мысль – странное оно у них, может измениться в любой момент». Тренировка закончилась, сразу сделали влажную уборку, проветрили помещение, расставили столы и стулья по кругу и, спустя несколько минут, я видел тех же парней в наглаженных рубашках и брюках, с мокрыми от душа головами, с лекциями и конспектами, занимавших места за круглым столом...

Аналогично и со строительством. У нас были уроки труда, и чему они нас научили? Стамеску от зубила не отличим. А они строят реальные терема и осваивают несколько строительных специальностей. И в Школе нет предыдущего поколения учеников, как в муравейнике нет предыдущего поколения муравьёв. Нет призыва в армию. А стремление к обновлению, к росту, к совершенству заложено в человеке Природой.

Как-то в Школе наблюдал интересную картину. Парнишка лет 12-ти нёс большой стол. Как муравей несёт соломинку раза в три больше его самого. Михаил Петрович попросил поставить стол. Парень, смущаясь, вылез из-под стола.

«Берись нормально, понесли вместе!» – сказал Михаил Петрович.

Кто мешал Мыльникову приободрить парня и помочь нести носилки? В жизни каждого человека бывают грустные моменты.

А как назвать тех, кто из барака для заключённых, хотя на самом деле это был жилой барак для студентов, приезжающих на сельхозработы в местный совхоз, строит терема, горницы, светлицы?! А чему там учат, Мыльникову не дано понять. И это вызывает сожаление.

По поводу оберегающих славянских символов, так в Школе они присутствуют. Настоящие обереги – они не заметные, не привлекают внимание, только их нужно увидеть. В оберегах закладываются настоящие знания, тогда они работают и дают то, на что они рассчитаны. Если говорить об оберегах, то нужно говорить о настоящем мире, о том, который открывается однажды и неизбежно. В нём не действуют законы материального мира, в нём необходимо жить душой. А для души наши законы – не законы, они лишь тень настоящих законов, зато на душу действуют гораздо более тонкие силы, чем дано чувствовать нашим телам. Оберегающие символы помогают тем, кто помогает себе сам. И сам строит свою жизнь. Иначе хоть обвешайся ими – ничего не поможет.

Пpo таких в старину говорили: «хоть кол на голове теши – ничего не поможет!».

«...слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». От Матфея 23, 26.

В Школе создана атмосфера очень чистая и светлая, она живая, чувствительная и реагирует на мысли находящихся в ней людей. И не мудрено, что дети шарахались от таких гостей.

Наши пращуры про таких говорили: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

В принципе, взгляд Мыльникова – нормальный взгляд обывателя. И не стоило бы обращать внимание, вернее, так и нужно делать. Если бы не одно «но». Мыльников является активным членом Челябинской организации анастасиевцев «Отчий дом». К слову сказать, некоторые самые ярые представители этого движения, приезжая в Школу после посещения дольменов, буквально набрасываются на девочек и пытаются оторвать что-нибудь от их одежды. Естественно, детям неуютно от таких гостей.

 

Однажды за чаем я спросил у Михаила Петровича:

– Почему раньше управляли государствами, организациями, обучали детей мудрые люди, а сейчас такие?

– Раньше был народ, сейчас – общество, – ответил Щетинин.

Народ – это единый организм, единое целое. Народ – это объединение людей, освящённое духовным устремлением, богосообразной жизнью. Это объединение людей своей структурой имело свои обычаи, традиции, культуру, проверенные тысячелетиями.

Общество – это тоже объединение людей, но временное, возникающее, когда появляются какие-либо проблемы. Обществу нужен лидер, который острее видит возникающие проблемы. Он ведёт к их разрешению, но возникают новые проблемы, и выбирается новый лидер для снятия новых проблем. И эта мозаика смены лидеров всё больше и больше даёт трещину между гражданами.

А народ не лидера стремится иметь, а образ жизни. Этот образ жизни записан в генной памяти как процесс саморегуляции.

Народ идёт под Богом, а общество под президентом, под правительством.

Обществу нужны законы. Нередко они принимаются за счёт подкупа голосующих и нередко обслуживают определённый класс общества, который не народ.

Народ всегда стремится к чести и совести. Народ правит каждым своим человеком, а общество делегировало управлять собой одного человека.

В обществе всегда будет лидер, а в народе может появиться вождь.

Наступают моменты в жизни народной, когда возникает необходимость аккумулировать народную энергию в одном лице.

Вождь всегда ориентирован на вековечное и берёт на себя ни с кем не разделенную ответственность вести за собой соплеменников. Вождём его не выбирают – он признается народом. Его главная миссия – процветание каждого, кто пошёл за ним.

Вождь опирается на обычаи и традиции, главный смысл его работы – служение...

 

Кому-то очень трудно сразу понять М.П.Щетинина. Мы видим отдельные фрагменты и по ним строим свои умозаключения, считая их верными, и не допускаем мысли, что проблема в нас самих.

«Народ не отмечал плохого, ибо его не существовало, а существует тогда, когда есть мысль плохая и слово плохое» – говорит Щетинин.

К сожалению, многие не видят очевидного.

Наверное, это нормально. Большинство людей находятся в своём мире шаблонов, привычек, стереотипов и вынуждены бегать по замкнутому кругу, не оставляя ни времени, ни сил на повышение собственной эффективности или духовности, называйте как хотите, одно невозможно без другого. А происходит это из-за умственной лености и нежелания отказаться от привычных стереотипов. Мы очень ленивы, легче делать тупую работу, чем посмотреть на себя с позиции исследователя.

Посредственность осуждает всё, что выше её понимания.

Радует то, что в Челябинске большинство думают иначе и желают, чтобы в области был аналог Школы академика Щетинина, а не что-то, похожее на его школу, и всячески этому содействуют. Спасибо им огромное.

 

Александр Адамский, редактор газеты «Управление школой», пишет:

«У меня много претензий к Щетинину. Что-то мне нравится, что-то нет. Но дело не в Щетинине, а в том, чтобы родители могли выбирать, в какую школу отдавать детей, чтобы была свобода выбора».

 

Почему-то мы так устроены, что прежде выражаем претензии кому-то, вплоть до президента, и не замечаем того, кому должны в первую очередь выражать претензии – себя.

По поводу выбора родителями школы для своих детей могу поделиться своим наблюдением и своей точкой зрения.

Если Школу Щетинина выбирают только родители, то это неверный выбор. Таким образом выбрать Центр образования невозможно, какую бы должность родители ни занимали. Ребёнок должен заслужить право учиться в ней, дорасти, вернее, сохранить в себе ту первозданную чистоту души, с которой пришёл в это мир. А родители ему в этом могут и обязаны помочь. Чем больше света сохранится в Душе ребёнка, тем больше шансов попасть в Школу, проучиться какое-то время или остаться сотрудником в ней.

А в чём на самом деле заключается свобода выбора?

Я думаю, что уровень свободы зависит от степени осознанности человека. Чем ниже ступень, тем меньше свободы. Чтобы стать действительно свободным, необходимо подняться очень высоко. Свободу можно обрести только на вершине и нигде больше. Истина даёт нам высшую свободу. Её невозможно навязать человеку или разработать программу, сделать единый государственный экзамен по Истине. Свобода человека основывается на воле Божьей.

Свобода связана не с формой жизни, а с содержанием её, с бесконечностью жизни. Человек сам выбирает степень своей свободы. Телёнок, привязанный к шесту, обладает свободой передвижения только в той области, которую позволяет длина верёвки. Человек сам определяет длину верёвки и сам себя привязывает.

Мы постоянно проецируем возникшие чувства на людей, окружающих нас. Предъявляем к кому-либо претензии, испытываем неприязнь или любовь, забывая при этом себя. Забывая о том, что именно мы являемся источником этого чувства. Мы проецируем собственное состояние на других. Но они не являются источником наших чувств, источник всегда находится внутри нас. Другие лишь воздействуют на источник, но если в нас нет ненависти, уныния, ревности, то им неоткуда будет появиться. То, что исходит из источника, зависит от нас самих. И наше внимание должно направляться не на объект, а на источник. Двигаться нужно внутрь себя, к этому источнику. Необходимо использовать энергию своей любви, гнева, раздражения, претензий для путешествия к своему внутреннему источнику и оттуда посмотреть и поразмышлять, откуда идёт та или иная реакция. У каждой энергии есть источник. Одна и та же энергия становится любовью, радостью, депрессией или агрессией.

Когда наш гнев, непонимание и прочие негативные эмоции и мысли направлены против другого, то мы в первую очередь наказываем себя, растрачивая свою энергию, свою жизненную силу. Подавляя или выражая эмоции, мы разрушаем себя; трансформируя же эмоции в самопознание, мы создаём себя. Свободы не бывает только здесь и сейчас – она всегда и везде. Она – мир, который мы потеряли и с трудом пытаемся обрести снова.

Свобода – это всегда свобода выбора и принятия своей судьбы, выбора позиции, которую мы занимаем, столкнувшись с трудностями. Свободный человек отталкивается от ограничений, чтобы взлететь в Вечность.

Свобода – лучшая цель для путешествия во внутреннем мире. Если создать пространство, в котором наша сущность будет совершенно свободна, то можно достичь всего: Бога, истины, красоты, изобилия, счастья. Лишь в свободе всё возможно. Но свобода требует мужества. Свободы не достичь и не познать, если присутствует страх. Свобода требует, чтобы мы вырвались из тюрьмы навязанных нам представлений, избавились от программ рабства. Мудрый выбирает свободу. А мудрого выбирает сила. Тюрьмой является эго, иного рабства нет. Любая внешняя свобода – просто ложь и обман.

Истинная природа человека это и есть свобода. Свобода – это полное отсутствие чего-либо. Это абсолютная пустота, тишина и покой. Постоянное пребывание в этом состоянии создаёт ощущения нескончаемого блаженства. Именно это состояние и называется любовью.

Конечно, не об этой свободе говорил Александр Адамский. Но его слова вдохновили меня на осмысление истинной свободы.

Каждая наша мысль, каждое сказанное слово, каждое действие откликается во Вселенной. И каждый из нас несёт ответственность за всё, что он делает, говорит, думает. Будем максимально осознанны в своих мыслях, словах, поступках!

 

А вот что пишет А.Александров в своей книге «Тайны магических цифр. Как узнать своё будущее по дате рождения»:

«...Мой проект авторской школы-комплекса «Развитие интересов и способностей детей» был украден дважды полностью: первый раз полное описание этого проекта школы увёз в Комсомольск-на-Амуре главный инженер участка БАМа, обещавший прислать вызов, дать жильё и школу для эксперимента, но так и забывший об этом. Второй раз весь материал по авторской школе исчез из Нижегородского института развития образования, где материалы хранились после защиты авторских проектов школ. Даже упоминания не осталось об этом проекте, так аккуратно его изъяли, и это при условии, что проект был признан лучшим при защите и уже был отмечен премией министерства образования Эстонии за оригинальность. Идея проведения двух смен послеурочных кафедр была присвоена нашим знаменитым новатором Щетининым, который даже не удосужился сообщить о том, что ему было написано письмо с подробным описанием двух смен кафедр, чтобы он заимствовал эту систему с авторского проекта «Школы развития интересов и способностей детей». В дополнение к уже перечисленному можно добавить дидактические игры на уроках, которые также получили «нового» автора, только потому, что он имел титул «Заслуженный учитель»...».

 

Всё, что создал М.П.Щетинин, всё, что воплотил в жизнь, не ново. Непонятна претензия А.Александрова: кому, что и как М.П.Щетинин должен сообщить? Пытаться его обвинять в том, что он «присвоил идею проведения двух смен послеурочных кафедр и не удосужился сообщить о том, что ему было написано письмо, ...чтобы он заимствовал эту систему с авторского проекта», просто глупо.

Подобная методика в той или иной форме применялась достаточно широко в середине 80-х годов. Автором идеи может считаться не тот, кто её написал на бумаге и получил «премию министерства образования Эстонии», а тот, кто реализовал, воплотил её в жизнь.

«Иной человек искусен и многих учит, а для своей души бесполезен. Иной ухищряется в речах, и бывает ненавистен, – такой остается без всякого пропитания; ибо не дана ему от Господа благодать, и он лишён всякой мудрости. Иной мудр для души своей, плоды знания на устах его верны». – Иисус, сын Сирахов 37, 22-25.

 

Щетинину пишут письма тысячи людей. Все письма он прочитать просто физически не в состоянии. В Школу едут преподаватели и учёные разных направлений, авторы методик с одной лишь целью: дать. И это воспринимают как благо.

Легче всего обвинять в воровстве кого-то и этим объяснять своё бездействие. Кто А.Александрову мешает воплотить идею? Или она в одном экземпляре, что украли?

Реализовать идею способна только сильная, неординарная личность!

Подобное познаётся подобным. Мы можем познать только то, чем являемся сами, и сравниваем всё со своим собственным опытом. А то, что мы не испытали, мы не способны понять. Поэтому расширение своего опыта, непредвзятость даёт нам возможность шире познавать мир.

 

Вспомним буддийскую притчу:

Однажды у одного мудреца спросили:

– Что вы обычно делали до того, как стали просветлённым?

Он сказал:

– Я обычно дрова рубил и носил воду из колодца.

– А теперь, когда вы стали просветлённым, что вы делаете?

– Рублю дрова и ношу воду из колодца.

– В чём же тогда разница? До просветления вы делали это и после просветления делаете то же самое?

Мастер, улыбнувшись, сказал:

– Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было усилие; это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять. Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца, потому что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя Любовь. Из этой Любви я ношу воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопрогивлония. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость

 

Я благодарен Мыльникову, Адамскому и Александрову за то, что подтолкнули меня к более глубокому осмыслению сути Школы будущего и познанию самого себя.

Привязываясь к тому, что мы, по нашему мнению, знаем, мы создаём препятствия для более глубокого познания самого себя.

Значит, необходимо стать открытым для своего естественного понимания.

Освободиться – значит не задерживаться на чём-то, пришедшем на ум, а наблюдать как процесс. Обычно ум замыкается на каждом помысле.

Развитие ума, который ни к чему не привязан, открывает путь к мудрости.

Благодаря освобождению от путаницы возникает познание.

Благодаря освобождению от страха возникает спокойствие.

Благодаря освобождению от гнева возникает любовь. Нет необходимости привносить любовь извне, необходимо освободиться от того, что её не пускает.

Любовь и мир, заботливость и великодушие, – всё это естественные качества бытия, которые становятся очевидными, когда им нет препятствий со стороны таких качеств, которые приобретены для сохранения воображаемой личности. Мы редко узнаём состояние своего ума, так как большую часть времени мы слишком с ним отождествлены. У нас нет зазора между вниманием и чувством, чтобы увидеть, что это не мы. Обычно мы даже не узнаем, как глубоко отождествлены с каким-то настроением или состоянием ума, потому что видим мир внутри него, судим обо всём и комментируем с этой точки зрения, с точки зрения образа самих себя в данный момент. Мы сами становимся состояниями ума, вместо того чтобы дать этим состояниям просто пройти через осознавание, не прилипать к ним.

Мудрость появляется в том, кто прибывает внутри спокойного ума, в том, кто просто есть.

Что бы мы ни писали о Школе и её основателе, этот «караван» шёл, идёт и будет идти. А у нас есть свобода выбора: «жужжать», «лаять» или присоединиться к «каравану».

 

Отношение к опыту М.П.Щетинина.

Думаю, что рассказ о Школе будет неполным, если не посмотреть на отношение к опыту М.П.Щетинина Министерства образования.

То, что Щетинин формирует образование нового мира, образование будущего, идею, которая переживёт века, – факт, не требующий доказательств. Это настолько продвинутое мышление, что понять нынешнему учёному миру очень трудно. Это мышление иного плана, исходящее и опирающиеся на основы реальности. Но если исходить из «концепции основного вопроса философии» – что бытие определяет сознание – то, конечно, из образования выхолащивается её ценнейшая составляющая. И оно начинает опираться на ограниченный опыт – ставится задача вызубрить отдельные предметы.

Весной 2003г. по всей России проходил пробный тур единого государственного экзамена (ЕГЭ), а Щетинин отказался в нём участвовать. Это и понятно. Участвовать в эксперименте, как нас в детском саду одновременно сажали на горшки, просто глупо. Очередная попытка всех детей «строем» привести в «светлое будущее».

Как мне позже рассказали дети, они сами решили не участвовать в том эксперименте, так как работают и разрабатывают альтернативную комплексную систему образования. А участвовать в двух экспериментах одновременно – несерьёзно. Дети со своим предложением обратились к Михаилу Петровичу. Учитель их поддержал.

В Школу пришло письмо за подписью В.Болотова, зам. Министра образования:

«Уважаемый Михаил Петрович! В целях реализации решения заседания правительства РФ «Об итогах работы комиссии Правительства РФ по вопросу оптимизации бюджетных средств», Министерство образования РФ просит прибыть по вопросу смены учредителя руководимого Вами образовательного учреждения в Департамент общего образования. Минобразования РФ просит предоставить документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, включая свидетельство о регистрации имущества».

Собрали все документы и привезли в министерство. В какой отдел ни обращались, везде разводили руками: не знаем, что с этим делать. Так и увезли документы обратно. Зато выяснили основание, на котором собираются менять статус школы. Решением правительства Министерство образования, в числе других федеральных ведомств, было обязано составить списки учреждений, передаваемых на региональный уровень ради экономии расходов федерального бюджета.

С виду – забота министерства о государственной казне. Но на самом деле – Школа Щетинина потребляет не так уж и много денег из федерального бюджета, только на зарплату учителям и на коммунальные услуги. В основном Школа Щетинина содержит себя сама: оплачивает работу своего ВУЗа, аспирантуры и научных лабораторий, более того, ведёт строительство учебных и жилых зданий, тем самым наращивая материально-техническую базу министерства. Центр под руководством М.П.Щетинина – коммерчески выгодный образовательный проект, выгодный государству. Если Школу передать на региональный уровень, практической экономии средств федерального бюджета не получится. Значит, причина в другом.

Чтобы выяснить это, ученики Щетинина написали письмо министру образования г-ну В.Филиппову и поехали в Москву.

 

Здравствуйте, уважаемый Владимир Михайлович!

Мы, юное поколение России, пишем именно Вам, чувствуя, что наше слово найдёт отклик в Вашем сердце. Мы, коллектив студентов и лицеистов Государственного Лицея, вверенного Вам Министерства Образования. С вестью о том, что школа переводится на местный бюджет, наши сердца заполнила тревога, ибо трезво понимаем – в такой ситуации задачу по разработке новой системы образования для России, возложенную на наши плечи, на плечи Михаила Петровича, не выполнить.

Аттестация нашего учреждения в 2000 году позволила ещё раз убедиться в том, что мы на правильном пути.

Результаты экзаменов были очень высокими.

В то же время за эти десять лет работы в Текосе были пережиты события, направленные на дискредитацию нишей образовательной системы. Ставился под сомнение уровень образования, получаемый в Лицее, также затрагивался религиозный вопрос, вследствие чего школа стала «сектой». Трудно забыть о приезде к нам съёмочной группы «Времечко», когда мы искренне давали интервью о том, как живем, а затем увидели себя на экране телевизора, где наши мысли были до неузнаваемости искажены.

 

Нельзя не затронуть и неоднократные попытки дискредитировать имя и самого Михаила Петровича часто людьми, не имеющими никакого отношения к образованию. Мы знаем одно: Михаил Петрович – достояние России. С 1979 года он встал на защиту детства. Теперь мы должны защитить его. Не будем перечислять дальше все испытания, пережитые нами в Текосе, скажем лишь, что всё это позволило нашему коллективу сплотиться воедино. Многие из нас впервые в жизни задали себе вопрос: быть или не быть? И мы точно и ясно осознали: надо работать дальше. Сейчас мы как никогда близко подошли к созданию новых интегративных курсов по физике, химии, биологии, математике. Была проведена большая работа в области понимания человека, его сущности. Мы до остроты прочувствовали, что есть такое Родина, совесть, честь, настоящая дружба, и всегда за этим стоял Ваш крепкий тыл. Но вот снова испытание, может быть, самое трудное из всех, что были до этого. Наше учреждение передают на уровень местного значения.

Владимир Михайлович, прочитав наше письмо до конца, Вы увидите, представители скольких регионов России и ближнего зарубежья обращаются к Вам. Мы не вмещаемся в рамки Краснодарского края – мы принадлежим России. Становится жутко от мысли, что после летних каникул мы не сможем вернуться в Государственный Лицей. Если нужно, мы готовы остаться на всё лето и ждать Вашего приезда к нам в Текос.

Подписалось 350 человек.

Весь мир знает, что эта Школа построена детьми. С моральной, этической, образовательной точек зрения она собственность детей в первую очередь, а уже потом собственность государства. Министр от встречи с учениками отказался и направил их к своему заместителю В.Болотову. Тот, в свою очередь детей отправляет снова к министру, мотивируя тем, что этот вопрос должен решать только он. И так четыре раза в течение дня чиновники отправляли детей друг к другу, не подписывая и не регистрируя при этом никаких бумаг.

На следующий день в 7.30 утра школьники ждали министра Филиппова в его приёмной. Секретарь делала всё возможное, чтобы не пропустить детей к министру. Сначала говорила, что он в командировке, затем – что он занят. Но дети были непреклонны. Комичность ситуации в том, что на утро было назначено совещание у министра образования, и в это время стали подходить его помощники и замы. Филиппов вынужден был принять детей в присутствии всего руководства министерства. Он был бессилен в своей злобе: «Какая польза от вас государству, если даже в ЕГЭ не участвуете?» – прокричал главный педагог России. А чиновники молча расступились, пряча глаза от удивлённых детей, выходивших из кабинета.

Эту историю мне рассказали в Школе сами участники той встречи, ныне уже ставшие родителями и сотрудниками Центра Образования, защитившие кандидатские диссертации.

Неужели ЕГЭ научит детей любви к Родине, научит строить, научит жить ярко, многогранно, научит стремлению к постижению безмерного и прекрасного?

Все мы помним, как в недавнем прошлом заставляли «сверху» сеять кукурузу, не учитывая природные условия. А в средние века инквизиция пыталась физически уничтожить инакомыслящих, потому что «не видела пользы государству», а Земля продолжает так же вращаться вокруг солнца.

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». – И. Гёте. «Фауст».

 

...22 мая 2003г. Щетинин узнаёт об ожидаемых Школу переменах ещё до получения официального письма, из телефонного разговора с Виктором Болотовым. Первый замминистра, он же куратор эксперимента по единому госэкзамену, намекнул, что история с ЕГЭ – это ещё полбеды, а беда в том, что федеральное министерство собирается передать лицей на региональный уровень.

Цинизм ситуации в том, что в министерстве уже знали, что региональный департамент образования отказывается принимать на себя функции учредителя Школы Щетинина.

Вот выдержки из письма, которое пришло в министерство на имя зам. Министра Г.А.Балыхина из департамента образования Краснодарского края за подписью директора департамента образования А.Симанковой:

«Центр М.П.Щетинина не имеет научного, организационно-управленческого и иного взаимодействия с реальной системой образования Краснодарского края. Его учителя и учащиеся не принимают участия в краевых мероприятиях системы образования. Центр отказался от участия в ЕГЭ, который в порядке эксперимента проводится во всех общеобразовательных учреждениях края...»

Завершается письмо так:

«...в последние годы администрация края проводит целенаправленную политику на развитие сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому все дополнительные резервы и возможности регионального бюджета направлены на эти цели. Учитывая вышеизложенное, департамент образования и науки Краснодарского края возражает против передачи Центра М.П.Щетинина в ведение Краснодарского края».

Получается, что у края нет средств содержать Школу Щетинина, которую и содержать-то не нужно, она на самоокупаемости... Впрочем, из неофициальных источников стало известно, что краевой департамент образования вовсе не против заполучить Школу Щетинина с домами, хозяйством, мастерскими, автопарком, только без Щетинина и его учеников, дабы открыть там интернат для детей-сирот.

 

Таково отношение к Щетинину Министерства образования сегодня. И все наши письма, обращения и телефонные звонки Президенту России с просьбой обратить внимание на Центр образования академика М.П.Щетинина переадресуются в Министерство образования. А Президенту показывают то и везут туда, куда считают нужным.

Естественно, этот Учитель не вписывается в сегодняшнюю систему образования, и попытки «посадить его на горшок» вместе со всеми потерпят крах. Социологические опросы показывают, что более 60% россиян считают себя противниками введения ЕГЭ. Но делается вид, что эксперимент с ЕГЭ «бодро шагает по стране», потому что каждый директор школы понимает, что последует за отказом в нём участвовать.

Остаётся другой вариант – сотрудничество со Школой, как с Центром нового образовательного опыта, Школой будущего. Как хороший садовник или дачник создаёт условия для будущего урожая. Можно, конечно, с участка всё вырвать с корнем и засеять газонной травой и подстригать два раза в год. Тоже вроде бы красиво, но неестественно. На лугу, на поляне, сколько видов цветов и трав! И этому разнотравью можно и нужно дать возможность расти и разрастаться.

Уже сейчас видно, что такая комплексная система обучения применима на сто процентов в школах-интернатах, детских домах и приютах. Ведь ребёнок, оканчивая среднюю школу, вынужден идти в жизнь. На высшее образование выходного пособия в интернате явно недостаточно. И куда идти выпускникам?

У М.П.Щетинина к 17-18 годам человек обретает разносторонний опыт, имеет несколько высших образований, является учителем по Духу и готов работать в этой же системе школ-общин, детских домов, приютов, интернатов во благо Родины, создаст семью по своему подобию и передаст этот опыт детям. Это же реальный путь оздоровления нации! А министр образования Филиппов заявляет ученикам: «Какая польза от вас государству? Вы не участвуете в ЕГЭ!»

По приказу министра А.Фурсенко с марта 2005 г федеральное финансирование лицея прекращено под предлогом, что это дело Краснодарского края. Однако, губернатор А.Ткачёв считает, что лицей-интернат в Текосе является общеобразовательным учреждением не местного, а федерального (и даже международного) значения, и на этом основании отказывается его финансировать. Своё решение чиновники аргументируют необходимостью экономить государственные деньги, но при этом не хотят видеть, что лицеисты построили принадлежащий государству уникальный комплекс зданий своими руками.

М.П.Щетинин – государственник, патриот в самом высоком смысле этого слова. Всю свою жизнь он строит Школу, из которой выходят дети, чувствующие ответственность за свою страну. Они приезжают к нему со всей России, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии и других стран СНГ и Европы. Школа Щетинина уже сейчас, по сути, должна иметь не федеральный, а международный статус. Миллионам людей во многих странах мира понятно, что именно этой системе образования предстоит сыграть важную роль в становлении и восстановлении духа нации не только Российского государства, но и любого другого. Ибо у любого народа есть своя история, свои корни, свои народные песни и танцы, своя культура и понимание, что всех нас объединяют общечеловеческие ценности, общие корни.

Необходима отдельная, специальная Президентская программа развития образовательной системы, разработанной академиком Щетининым, создание Международного Центра Образования. Школа по сути и по духу является международной. В 1999 году эта система получила золотую медаль ЮНЕСКО как лучшая образовательная система мира. И сам Михаил Петрович занесён в список величайших людей ушедшего тысячелетия. Не видеть этого, делать вид, что Центр Щетинина – эксперимент районного масштаба, о котором не стоит упоминать Президенту, – явно не государственный подход.

Без признания М.П.Щетинина в самой России будет затрудненно строительство аналогов Школы в других странах.

Если бы Щетинин разрабатывал свою систему теоретически, то его бы никто не трогал: «говори, сколько хочешь», принимали бы на самом высоком уровне. Но он посмел построить, реализовать свои мысли, идеи во благо России и всего человечества. Многие учёные уезжают за границу. Но Щетинин – патриот, и при этом он уже не один.

Неужели Россия в очередной раз пренебрежёт своим гражданином?

А Школа живёт, улыбается Жизни, растёт. Что бы ни говорили, ни писали об основателе, как бы ни пытались не замечать её, как бы ни относились к ней.

 

...В заключение можно сказать, что 9 мая 2005г., в День Победы, М.П.Щетинину была вручена сабля «Финист-Ясный сокол».

 

ЗА выдающиеся заслуги перед Отечеством!

За воспитание истинных патриотов России!

За возрождение Соборного Отечества!

 

Сабля вручена от народа и изготовлена на личные средства людей, проживающих в разных городах и странах: Россия – г.Сургут, г.Пыть-Ях, г.Тюмень, г.Челябинск, г.Миасс, г.Сочи, г.Ижевск, г.Санкт-Петербург, г.Армавир, п.Текос; Казахстан – г.Алматы, г.Рудный, г.Лисаковск, г.Костанай; Кыргызстан – г.Бишкек;

Такие примеры мы помним только во время Великой Отечественной войны, когда люди вкладывали свои личные сбережения на изготовление самолётов и танков, а сейчас продолжили эту славную традицию их дети и внуки. Искреннее уважение, любовь и благодарность выразились в этом символе Побед Русского Народа.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 204