НА ПУТИ К ЧЕЛОВЕКУ
М.П. Щетинин
Если начаток свят, то и целое свято,
если корень свят, то и ветви святы.
Целостность личности ребёнка – целостность окружающего мира – такова взаимосвязь двух главных начал, на которых базируется исповедуемая мной и моими единомышленниками концепция школы.
Первым уроком в школе должен быть урок о смысле человеческого бытия. Сейчас весь учебный материал разделён на разрозненные, оторванные друг от друга пласты. Мир познания превращён в изолированные друг от друга «коридоры» так, что ученику порой даже трудно поверить, что это пласты единого целого. Искусство как раз сильно тем, что синтезирует раздробленные явления, даёт целостное образование и воспитание, воспитывает целостное мировоззрение.
Но искусство не может исчерпывающе решить эту проблему, если дети не погружены в атмосферу утверждения подлинных жизненных ценностей, атмосферу совместного труда и поиска, творчества – на всех уроках. Тогда есть о чём думать, тогда – на этой основе дети смогут понять искусство. Ибо если нет опыта проживания и переживания этого высокого, то высокое не будет воспринято и, оставаясь таковым лишь на словах, начнёт компрометировать себя же. Мы опираемся в учебном процессе на гармонию: вижу-анализирую-действую. Музыке, изобразительному искусству наряду с хореографией мы не просто придаём огромное значение, они должны вестись в школе каждый день – и в этом суть дела. Никакая программа, никакая методика сами по себе не могут быть гарантами успеха в деле общего воспитания.
С учителями Кизлярской детской музыкальной школы мы выяснили прямую зависимость успехов в музыке от уровня общего развития человека, а не от каких-либо особых, отдельных музыкальных способностей. Оказалось: способность в одном работает, когда есть способности во многом.
Молодость часто покоряет вершины только потому, что она не успела поверить, будто эти вершины недосягаемы. Мы поверили, что способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим. Талант – это система разных дарований. Значит, задача развития одной способности расширяется при вводе в действие всех. И чтобы воспитать специалиста, надо, следовательно, раскрыть человека вообще, человека в целом.
...Позади годы. Я сохранил убеждение: «Человек может всё!» Именно через осмысление этого девиза шло формирование идеи многоцелевой школы, школы-комплекса, школы-человека. Наша цель – не «знания-умения-навыки», не зубрёжка и муштра, не пичканье информацией, а воспитание человека, который бы гармонично жил, гармонично действовал в обществе и, видя и анализируя явлении окружающей жизни, ощущал их связь, воспринимал мир как целое. И кем бы он ни стал – инженером, физиком, химиком, строителем, учителем – будет понимать, вторгаться в мир как нечто целостное! Мы формируем умение человека ввести себя в этот целостный мир с самого раннего возраста.
Человека с детских лет надо растить с его корней, от его сущности. А сущность человека его человечность. И она состоит в том, чтобы, так или иначе, воссоединить силы живые в борьбе против сил хаоса, распада. Но развитие человеческой сущности, будучи целью воспитания в то же время и его средство. Ведь почему так привлекательна и плодотворна гармоническая личность? Да потому, что только она может оценить гармонию мира как высшую ценность и беречь эту цельность, эту самую гармонию, которая создавалась миллионы лет эволюции...
В школе мы отмечаем, как от класса к классу уходят от нас внимательные, некогда открытые навстречу глаза учеников, как постепенно учение становится ложью с обеих сторон: младший лжёт, что учится, старший – что учит. Мощная энергия человеческого духа стискивается железобетонностью школьной технологии, замирает, изредка тревожа слабыми, жалкими всплесками мир однообразно нудных и долгих уроков. Но как вскипает энергией движения школа между уроками! Она напоминает в эти долгие минуты отчаяния конвульсии умирающего гиганта. Подавляющее большинство учащихся отмечают, как правило, не более двух, максимум трёх уроков в день, на которых они активны, внимательны, сосредоточенны, выступают как деятели, творцы познавательного процесса. Более двух третей учебного времени отдано безделью. Мозг как бы спит. Но это не сон-отдых. Это опасный для здоровья сон.
Активность обмена информацией – причина активности энергообмена. Сонливое состояние, вялое течение мыслительных процессов выражается в заторможенности психофизических функций, в замедленном течении энергообмена. Тело, его нервная система фактически медленно умирают. Положение «спящего» усугубляется ещё тем, что он находится в состоянии напряжённого беспокойства, в стремлении избежать разочарования своей бездеятельности... Организм, таким образом, большую часть времени находится в угнетённом состоянии. Не оттого ли кривая здоровья падает от класса к классу, одновременно с угасанием умственных сил.
Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес её усилий узкий, как лезвие ножа, – знания, умения, навыки. Не ребёнок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения.
Небеса горят, Звёзды светятся
В Предстоящее тропа метится.
Утром раневым, росою алою
Пойдут звёздами дети малые.
Им зарей души тропу вымощу
Святовольный дух светом выращу.
Бездна звёздная – Ладонь к темечку
И светится мысль к звёздам речкою.
Красно солнышко к красно времечко
Вышьет золотом полотенечко.
Обретёт лицо для грядущего
Полечу лучом во всё сущее.
Озарю зарёй коронованный
Солнце Белое – свет дарованный.