Кольцов Ю.В. Школа академика М.П.Щетинина. Попытка встретиться

ОБ АНАЛОГАХ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА

Много замыслов в сердце человека,

но состоится только определённое Господом.

Притчи 19, 21

Действительно, в Текос едут со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья. И многие обращаются с просьбой построить у них Школу будущего:

«У нас есть пустующие здания или участок земли, приезжайте, стройте, а мы наберём своих учителей, у них хорошие методики, они будут помогать Вам...»

Какие цепи мы преследуем, когда, вдохновившись от увиденного, едем домой и с гордостью всем говорим: «Я был в Школе, всё видел, я всё знаю, что надо делать. Слушай мою команду! Набираем учителей – сейчас много молодых, талантливых, разрабатывающих новые методики обучения. Даём рекламу: «Объявляется набор детей в Школу Щетинина». Всем показываем фотографии Школы и нас, любимых, в ней. Когда начнут задавать каверзные вопросы родители, будем говорить, что наша школа будет похожа на Школу Щетинина.

Что мы прячем за этой вывеской?

Свой страх, что к нам не пойдут, и, следовательно, не заработаем. Или то, что Щетинина знают во всём мире, и мы выбьем себе такое же право? Или свою методику не можем отстоять в управлении образования, а Щетинин отстоял, и спрячемся за его спину, а делать будем то, что сами считаем нужным?

Просто собрав вместе хороших учителей «школы Щетинина» не создать, даже при хорошей зарплате.

Почему Щетинин не назвал свою школу школой Макаренко или Витторио де Фельтре, который более чем 550 лет назад своей «Школой радости» дал импульс гуманной педагогической мысли? Их имена родились в творении.

Сейчас практически все инициаторы экопоселений планируют строительство у себя Школы Щетинина, чем вводят в заблуждение своих коллег.

Зададим себе вопрос, чего мы хотим от Щетинина?

Мы хотим, чтоб наши дети были здоровыми телом и душой, сильными, умными, мудрыми, способными построить свою жизнь и передать эти навыки, умения, знания своим детям. Чего, к сожалению, не даёт современная школа. В лучшем случае она даёт знания по профилирующим предметам, но такая школа для родителей весьма дорогая.

В Центре образования Щетинина эта задача выполнима при определённых условиях и, кстати, бесплатно.

Современная школа не даёт и не может дать комплексного, всестороннего развития личности в силу объективных и субъективных условий. Имеются хорошие преподаватели, но по отдельным предметам, как врачи в больнице. Понятно, что отдельно взятый врач не сможет обеспечить нам здоровья физического, душевного и, тем более, духовного.

Учитель находится в жёстких рамках, для творчества ему практически нет времени и условий. Поставьте себя на место ученика, который знает, что сегодня урок русского языка, к примеру, пройдёт так же, как вчера. Сначала учитель поздоровается, затем спросит: «Кто дежурный», вызовет к доске три человека, проверит домашнее задание, объяснит новый материал, пятнадцать минут поработает над закреплением пройденного, даст новое задание на дом и скажет: «До свидания, дети!». Интересен ли такой урок ученику?

Я не хочу никого обидеть, просто считаю, что пришло время по-новому взглянуть на нашу систему образования и честно признаться, что она устарела и не даёт таких результатов, как, скажем, Школа М.П. Щетинина. И если мы говорим о том, что дети и их родители могут выбирать, где и как им учиться, в равной степени и учителю надо дать свободу выбирать, как ему работать.

В Центре образования в Текосе эти задачи решаемы и условия выполнимы. У Щетинина в команде его ученики, которые более чем за 10 лет прошли с ним «огонь, воду и медные трубы», имеют не одно высшее образование, а главное – являются носителями Образа Школы.

Не все дети остаются в Центре образования, у каждого своя жизнь и свобода выбора, каждый сам решает, окончить ли ему среднюю школу, институт или остаться сотрудником в Центре.

Часто люди, приезжающие в Центр Образования, видят только внешнюю сторону, а это только видимая часть айсберга. Невидимая часть, а она самая важная, скрыта от глаз; её также можно и нужно увидеть и почувствовать.

Много приходит просьб направить в регионы сотрудников или выпускников Центра образования директорами будущих Школ в регионы, да ещё, желательно, с лицензиями. Щетинин не направляет по чьей либо просьбе своих учеников, какие бы красивые фотографии своих участков мы ни показывали. Эти и аналогичные просьбы возникают от непонимания сути Школы в Текосе.

Всем нам, я думаю, нужно «плясать» не от пустующего здания для будущей школы или гектара земли под неё, и даже не от самой Школы Щетинина. Вернее, от неё, но только с другой стороны.

Необходимо понять и осознать, что Школа в Текосе – это образ, мысли и дела, направленные на возрождение образования, не обучения, научения или запоминания информации, а именно ОБРАЗования, т.е. создание модели, образа школы будущего.

 

«Есть такое понятие «Мысль». Самое главное, что производит человекэто Мысль.

На одном из славянских языков Дум и Домодно и то же, Б частности чехи так говорят «Дум», то есть Дом. Выстраивали наши предки Дум, Дом, так его строили, перестраивали, по никогда не строили такой Дом, который противоречил бы Творцу.

Человеческая мысль всё время находится в состоянии взаимодействия с большой Мыслью Вселенной.

Мысльэто вся информация, которая существует, собираемая в направлении к Истине.

Мысльэто не то, что информация пришла, я её запомнил и передач. Человек собирает и направляет её по воле Творца, то есть к Согласию, к Собору. Мы думаем, и наша мысль работает.

Мы большую Родину получили в наследие. Организм её болен. Нельзя найти здоровую клетку и оторвать её. На этой земле наши с вами дети живут: кабардинцы и карачаевцы, грузины и армяне, украинцы и белорусы, казахи и кыргызы, чехи и поляки, сербы и албанцы... и все наши.

Само понятие Держава подразумевает не село, не станицу; не поселениеэто огромная Страна.

Строить нужно из того, что есть сегодня. Нельзя что-то оставить, бросить и где-то на хорошем месте начинать. Надо заниматься преображением, объединением, переустройством, переосмыслением, но так, чтобы не вызывать отторжения хорошей идеи. Работайте, где возможно, для улучшения качества жизни.

Прежде, чем взяться за дело, сначала представьте себе, зачем его делаете, что в итоге получится и что это будет для всех людей, для Родины, для России, для человечества, для Вселенной. Если вы увидели это и почувствовали своей совестью, что это то, тогда представьте себе, что вы его уже сделали. И ни в коем случае не допускайте мысли, сделать эту работу не сможете. Ни в коем случае! Сомнение – враг успеха.

Я начинал свою работу, ссылаясь на классиков марксизма-ленинизма. И я обратил внимание на девиз одного из классиков – «всё подвергай сомнению». Вот не дай Бог!

Вера – это двигатель всего.

Вера – это знание. Это качество, которым располагает ребёнок. Он верит! И если человек начинает о ком-то говорить плохо, в нём нет веры, потому что вера – это не слепое видение жизни, это открытое, прямое, непосредственное прочтение всего. Это просто исполнение долга. Мы все пришли для этого.

Только идите с верой! Это очень важно для учителя.

Мысль предполагает соединение, лад. Веды нас всегда учили тому, что не нужно искать противоречий, а наоборот, искать то, на что опирался наш народ. Чтобы к ведической культуре подойти, это на какой уровень мысли нужно выйти?! Тогда был вечевой строй. Вече предполагает согласие. Нам очень важно сейчас никого не потерять, никого не тронуть, найти в каждом движении хорошее, идущее от Совести, от Бога, искать, опираться на это и работать, собирать и держаться вместе. Аккуратно идти надо, согласованно жить, строить нужно Мыслью, она светлая. Стержень держите по Совести, живите по Совести!

Мы Творцы, нас Господь ведёт, а мы его чувствуем Совестью, это и есть

Господь в нас!

Идёшь с Совестьювот вам и Школа!

Везде поступайте по Совести! Всё время слушайте, всё слушайте. Прежде чем что-то сказать или сделать, хорошо почувствуйтепопадаете в общий процесс или нет.

Всегда работайте во Вселенной. Работайте во всём, Здесь и Сейчас, Всегда и Везде!

Любая наша мысль является участницей общего процесса правления.

Кто на Руси всегда правил? Истина, Господь. Искони мы не знали посредника между собой и Богом. Господь и Мы! Господь и Мы! Помолился и пошёл! Только сердцем, чистотой помыслов строишь и поступаешь.

У нас дети растут, и нужно с ними идти не на противопоставлении мыслью своей, а искать согласие. Потому что любой, живущий на земле,это Мы. От пчелы до берёзывсё живое. Не говоря уже о людях. Тот, кто приносит разлад, вытесняется любой системой. Так устроен мир. Организм как работает? Клетка работает, организм работает на клетку. Как только она начинает выбиваться из общего ритма – организм её отторгает. Так работает весь организм земли.

Вспомните Экзюпери, когда в Африке слонёнку стало плохо от того, что ты здесь разочаровался, перестал думать как добрый и светлый человек – значит, ты в этом виноват.

Гармонизация всего мира – это, мне думается, главная позиция человека и того, что он собой образует – народ. Это очень важно.

Когда есть образ этой жизни – это основа веры.

Мы нигде не выстроим забора.

Мысль везде проникает во Вселенную.

К нам идёт помощь, если мы выстраиваем Лад. И идёт отторжение, блокирование наших сил, если выстраиваем что-нибудь агрессивное, много людей. Все разные, и всех надо объединить. Я хочу, чтобы все сохранились в строю, в Державе нашей. Это богатство наше!

Сознание человека идёт в чистоте, а чистота в гармонии.

Что такое мусор? Река, поток идёт, прекрасное бревно, экологически чистое, упало и перекрыло реку. Убрали бревнопошёл поток.

Наши мыслиэто капли реки. Важно, чтобы они не стали затором. Река соединяется с океаном. В этой реке надо работать, заторы убирать, чтобы она дальше шла к океану. Всё, что по времени сегодняшнему упало, надо аккуратно, осторожно, потихоньку расчищать.

Текосэто Школа, которая делает всё, чтобы не было школы.

Школаэто жизнь.

Школа не может работать в стенах.

Не школу нужно создавать, а Родину. Необходимо понимать, что вы входите в процесс, надо войти в состояние естественного внутреннего Я.

Вам никто помешать не может, если вы идете с Творцом. Вы видите то, что вам необходимо сотворить.

На что глаз положил, то будет отвечать. Поэтому в народе нашем нет плохих слов.

Слова не обозначат ничего плохого. Народ не отмечал плохое, ибо его не существовало. А существует тогда, когда есть мысль плохаяи слово плохое...

Вы обратили внимание, к словам я очень внимательно отношусь. Если есть чувство языка, любовь к языку, бережное отношение к языку, то за этот народ можно не беспокоиться. Если легко отбрасываем всё и используем такие слова и выражения как «блин», «как бы»... – я, например, сижу перед вами и как бы встречаюсь, как бы говорю, а вы как бы здесь сидите и как бы слушаете – это смещение с устойчивости стержня. Это вирус.

Нужно быть очень внимательным к словам. Нельзя юлить, скользить, всё должно быть обосновано, основательно, чётко, последовательно, светло. Мы большое значение придаём потоку, то есть происходящему. Мы часто думаем о будущем так: «вот доживём до понедельника» или «вот завтра всё будет хорошо, а сегодня мы потерпим». Надо жить ЭТОЙ секундой, прямо сейчас, в этом сегодняшнем, в это мгновение. Мы с вами встречаемся, беседуем, сейчас происходит что-то очень большое, как всегда. Кто верующий, знает, что Господь располагает, а мы предполагаем.

Я придаю большое значение любой мимолётности. Любой. Как солнце стоит, какие облака, какая собака мимо прибежала, какой человек пришёл ко мне и что говорит, какие вопросы задаёт, почему. Я всё время в состоянии отношения, взаимосвязи. Я хочу, что бы вы на это обратили внимание. Это наше русское АВОСЬ.

АВЕ – божественный,

ОСЬ – стержень.

Мы всё время живём этим стержнем. Поэтому мы не цивилизация, которая будет просчитывать и сверять, что там в инструкции написано. Мы всегда жили и будем жить сердцем. Мы такой народ.

История, слова, всё народное: народная хореография, народная музыка, народные промыслы, отношение к родителям, обычаям, традициям – всё это основы Текоса.

Терпение нужно иметь, смотреть, что происходит вокруг тебя и в целом на земном шаре, что происходит на нашей земле. И консолидироваться со всеми здоровыми силами. А какими здоровыми? Совесть знает. И самим быть такими, чтобы не уходили от нас, а собирались и собирались. Не в противовес чтобы шли, а в помощь. Необходимо учитывать многие вещи, идти на компромисс, чтобы, в конце концов, не загубить народ.

Необходимо общую правду искать, не допускать раздора. Если мысль ведёт к раздору, то она неверная. Ведёт к единству на векадавайте работать. И пошла работа, работа Духа, Сознания, Мысли.

Вот такая наша с вами задача!

Важно не уступить самому в движении к смыслу. Идти даже когда всё увязло и тебе кажется, что завтра не будет жизни и возможности идти дальше. Всё равно какой шаг, всё равно пальцы переминай, как будто идёшь. И смотришь – пошло! И всё начинает складываться само собой.

Давайте помогать друг другу в простых вещах, плечом к плечу!

В простом добре строится вся жизнь, понятная любому человеку. Стоит человек у дороги, руку поднялостановился, подвёз. Бабушка несёт тяжелые ведравзял и помог.

В этом вся истина жизнив простом нормальном служении простым людям.

И строй Державу!

В этом великая и главная идея Россиив служении родам и народам. И на этом мы обретаем своё лицо. Также любой народ прославится и укрепится служением на простом добре. А к такому человеку и такому народу тянутся люди. Он становится ведущим.

Чтобы мы с вами не теряли самих себя, нам не надо разочаровываться. Мы сильны, мы крепки, а сила связана с Богом, нет большей силы. За сильными пойдут, и у кого есть Путь.

Еду я однажды через перевоз ночью. Стоят на обочине парни бритоголовые и бородатые у сломанной машины, мы остановились. Если бы видели их изумление на лицах, когда я на русском языке спросил у них: «Хлопцы, помощь нужна, чем помочь?» Борис посмотрел машину, ремонт на месте был невозможен. Мы зацепили и отбуксировали её в село. Оно оказалось центром ваххабитского движения. Парень, сидевший в нашей машине, чтобы показывать дорогу, молчал. Я думал, он языка не знает. Оказывается, от изумления парень не мог сказать ни слова. Мы их довезли, машину затолкали во двор, закрыли ворота. Я сел в машину, и мы тронулись. Только тогда они на русском языке сказали: «Спасибо! Мы восхищены! Столько наших проехало мимо, никто не остановился, а вы остановились. Спасибо вам!»

Я, может, для Державы сделал больше, чем десятки партий. Они теперь не скажут плохого о русских. На душе мне и им легко. Вот на этих простых поступках всё строится. Простые поступки понятны каждому человеку.

Сделал доброе делоза тобой пошли.

Если мы будем иметь силы делать добрые дела, иметь силы прощать, иметь силы просить прощенияэто наша работа.

И будет Держава, и будут нас уважать: и русских, и башкир, и татар, и казахов, и кыргызов, и украинцев... Простые поступки понятны всем. Мы все с одного корня. Творец у нас один, значат, народ наш един!

Это и есть Школа!»

 

Эту беседу Михаила Петровича с гостями мне удалось записать на диктофон. Она многое проясняет.

Невозможно вместить Школу Щетинина ни в ныне действующую систему образования, ни в отдельное поселение, ни в отдельную школу. Но, я думаю, возможно системе образования, поселению, школе, каждому из нас увидеть элементы школы будущего, её Образ и взять на вооружение.

Я уверен, Школы нового поколения будут «плодиться и размножаться» не зависимо от приказов и указов чиновников.

При каких условиях пчелиный рой делится?

Ответив на этот вопрос, мы ответим и на первый.

Я думаю, что, во-первых, когда рой созреет внутри, то есть достигнет критической массы, и уже не может не делиться, и сам будет искать возможность и место. И когда новая среда обитания будет способствовать этому.

Это должно стать нашей программой действия. Программой для любого человека, организации, региона, государства и всех тех, кто заботится о будущем своих детей, о будущем своего народа, о будущем своей Родины.

В природе всё растёт не по приказам, методичкам или инструкциям, а по условиям. Хорошие условия – хорошо растёт, много плодов, плохие условия – медленно растёт, меньше урожай; нет условий – остается семечком, наполненным всей информацией и способностью к росту. И сколько бы оно ни лежало, при попадании в благоприятные условия, оно прорастёт. Время роли не играет.

Аналогичная ситуация будет складываться и с созданием Школ будущего. Думаю, что необходимо создать отдельную государственную или президентскую программу по возрождению духовно-нравственной, гуманной педагогики, программу комплексного, непрерывного образования и воспитания подрастающего поколения.

У Президента России вторым пунктом в приоритетах его государственной политики стоят образование и наука.

В апреле 2002 года я поехал в Ханты-Мансийск и Сургут с цепью попытаться помочь установить отношения руководства ХМАО со Школой. Регион самый богатый в России. Курорты на Чёрном море, принадлежащие крупнейшим нефтяным и газовым компаниям округа, находятся в часе езды от Школы. Дети Ханты-Мансийского округа могли бы за лето ознакомиться изнутри с жизнью Школы и обучаться в Центре образования. Как это делают дети из Чехии, Германии, Австрии, Польши, Словакии, Франции. Написал письмо губернатору Филиппенко А.В., приложил видеокассету. Получил официальный ответ. Полностью его прилагаю.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ханты-Мансийский автономный округ (Тюменская область)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Ханты -Мансийского автономного округа

 

Уважаемый Юрий Викторович!

На Ваше обращение «О системе обучения М.П.Щетинина и её распространении на территории ХМАО» сообщаем следующее:

Обучение основывается на принципах гуманной педагогики сотрудничества. Учащиеся независимо от возраста изучают один предмет в полном объёме, затем переходят к другому. В результате проходят курс средней школы в течение года, после чего продолжают обучение в вузе, факультеты которого находятся в той же школе. В возрасте 11-12 лет учащиеся становятся студентами ВУЗа.

В школе хорошо зарекомендовала себя трудовая практика, на основе которой строится трудовое воспитание. Учащиеся сами строят и обустраивают школу и территорию. В школе имеется своя пасека. В летнее время учащиеся заняты на сельскохозяйственных работах по уборке урожая, за что получают продукты, обеспечивая школьную столовую овощами и фруктами. Большое внимание уделяется патриотическому и эстетическому воспитанию. Вместе с тем, в школе нарушаются стандарты образования, не учитываются возрастные особенности, вызывает сомнения режим работы школы. Нарушена структура организации учебного процесса. Увеличение количества часов в базисном учебном плане ведёт к перегрузке учащихся, что отрицательно влияет на их здоровье, особенно это отразится на здоровье детей-северян при условии внедрения этой системы в округе.

Суровые климатические условия не позволяют заниматься строительством, сельскохозяйственными работами, что является составной частью модели М П. Щетинина.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, не будучи адаптированной к условиям ХМАО, система обучения М.П. Щетинина не может быть применена для нашего региона.

Директор – Паукова Л.Н.

 

Комментарии излишни. Хотя дети из Школы Щетинина в Якутии строили мастерские и терема по просьбе президента Николаева.

Этот подход ярко демонстрирует сегодняшнее состояние, сегодняшнее отношение чиновников от образования ко всему новому.

Не нужно осуждать чиновников: они думают, что делают это из благородных побуждений. Мышление массы людей отстаёт от мышления одного человека. Посредственный ум будет отвергать то, что ему неведомо – это его естественная реакция, будет объяснять и доказывать, что этого не может быть. Затем ум начинает допускать в своё сознание: «А может, в этом что-то есть?». Следующий этап – полное приятие, как само собой разумеющееся. Пример, с изобретением лампочки Эдисоном и другими научными открытиями показывает естественную реакцию ума.

Процесс внутреннего роста невозможно запрограммировать, как сейчас школьную программу, по годам. Бывает, только у последней черты вспоминаем о Боге, и смысле своего существования, и о том, что мы успели или не успели сделать.

А кто-то сейчас допускает в своё сознание какие-то истины, как берёт незнакомую книгу, чтоб впервые постичь неведомое ему.

Это называется – принятие на веру. Допустить, что это возможно. Возможно обучать детей таким образом, возможно создать условия для вхождения системы комплексного, нравственного, непрерывного образования детей в государственную систему образования. Принятие запустит механизмы и возможности реализации этой программы.

В данном случае должности, звания, деньги роли не играют. Нужно понять, что за деньги можно купить книгу мудрого человека, но не мудрость; жилище, но не домашний очаг; лекарство, но не здоровье; постель, но не сон; еду, но не аппетит; слуг, но не друзей – этот список можно продолжать долго.

Необходима законодательная база.

Когда я задал вопрос Михаилу Петровичу: «Что нужно, чтобы в Кыргызстане открыть аналог или филиал Школы?».

– Для начала привези Президента:– ответил он.

И действительно, если начинать снизу, объясняя, доказывая, убеждая, то увязнем в бюрократии. Должен быть заинтересован сам Президент. А он, возможно, заинтересуется, когда лично увидит всё это. И если, видя видимую часть «айсберга», сможет увидеть и почувствовать скрытую перспективу, то сам заинтересуется созданием аналогичной Школы.

Богатство финансовое и богатство духовное – это разные вещи. Они могут сочетаться, но при определённых качествах самого человека.

Однажды один папа, сын которого обучался в Школе, с гордостью сказал Михаилу Петровичу при встрече:

– У нас в Сургуте, директор «Сургутнефтегаза» В.Богданов – один из богатейших людей России. Мы обратимся к нему – может, поможет!

На что Михаил Петрович ответил:

– Я в сотни раз богаче Богданова! И помощь нам не нужна, и спонсоры нам не нужны. Нам нужны сотрудники!

Кстати, я обращался и к В.Богданову с предложением сотрудничества, но даже ответа не дождался.

Я мечтаю о таком дне, когда Президент России приедет в Школу. Приедет не проездом, не с визитом вежливости для прессы, а специально, с целью сотрудничества, с целью установления отношений в деле возрождения России.

Только в сотрудничестве можно сотворить, строить, созидать. А для этого нужно встретиться и услышать друг друга, найти точки соприкосновения, а их более чем достаточно. Это – возрождение России, её духовность, её дети, её будущее.

У России свой путь, и пытаться его искать на Западе бесполезно. Искать нужно в России, найти корни и дать прорасти новым росткам. Помните, что Иисус говорил про семена? Вот так и мы должны создать условия для роста, развития этих семян, чтобы они могли плодиться и размножаться, то есть государственный подход должен быть.

Ситуация сейчас критическая. Только в России более 5 млн. беспризорных детей, живущих на улице. Официально признано около 4 млн., но такие данные всегда занижаются. Целое поколение детей выросло в условиях войны в Чечне, что является благоприятной средой для развития терроризма. Ни при каком императоре, ни при какой власти не было такого страшного положения.

Мне приходилось неоднократно бывать в Ханты-Мансийске. Там построен шикарный центр образования для детей Севера, школа-интернат. Строили строители из Турции по финскому проекту. Огромный штат обслуживающего персонала, охрана, пятиразовое питание, дети одеты с иголочки, прекрасный медицинский центр с новейшей аппаратурой, прекрасный киноконцертный зал. Больше всего меня восхитила картинная галерея с оригиналами работ русских художников и большая коллекция старинных икон. Но атмосфера! Атмосфера офиса, неживая, дети не чувствуют себя в нём хозяевами. Администрация округа использует киноконцертный зал по своему усмотрению для проведения конференций, концертов, презентаций и прочего. Детей закрывают в жилом корпусе, ставится охрана, в спортзале накрывают столы для фуршетов и царит другой мир...

Всё это я видел своими глазами, и поверьте, не появилось даже мысли, чтобы мои дети так обучались. А ведь этот Центр считается элитным образовательным учреждением.

Таких школ много по России, и богатых, и для детей богатых. У нас исказилось понятие элиты. Считаем элитными дорогую, платную школу, институт, заграничное образование.

Откуда взяться соборному чувству? Сокровище русской мысли, драматизм и величие нашей истории проходят мимо, если идеал – всё заграничное.

Разве может в таких условиях закалиться характер, разве может проснуться зов великих предков и древние русские архетипы? Дети не учатся нести ответственность за свои поступки и преодолевать самих себя в сверхнапряжении. Не ведают, что такое строить дома, пахать землю, совершать марш-броски, а тем более рисковать жизнью.

Что дети знают о мощи и величии своей Родины?

Государство, прежде всего, обязано растить и воспитывать истинную элиту.

Слово «элита» переводится как «лучшая часть». А «власть лучших» – это аристократия. Аристократия – это носители национального духа, для которых власть вовсе не дверь в жизнь вседозволенности, а бремя ответственности за судьбу страны. Государство обязано воспитывать высоконравственных патриотов, для которых честь и доблесть превыше всего.

Лишь те могут быть элитой, кто не боится трудностей и опасностей, кто идёт впереди народа, увлекая его за собой.

Именно таких личностей, как мне кажется, не хватило Советскому Союзу в решающий час. Чудовищная измена «элиты» привела Великую Державу к развалу. Державу, которую веками собирали наши предки.

Вместо элиты – носительницы исторической памяти, хранительницы культурных ценностей, формирователя нравственных образцов поведения, генератора профессиональных, полезных обществу решений, разработчика общественно – значимых программных целей – мы имеем специализированных на текущей политико–финансовой проблематике и плохо справляющихся даже с менеджерскими обязанностями функционеров.

Подлинная же элита отодвинута на задний план.

Нынешняя «элита» создала в стране неблагоприятный социально-психологический климат. Россия и её народ оказались в самой сложной ситуации за всю свою историю.

Сильнее всего глупости и преступления «элиты» ударили по остаткам нравственной компоненты власти, что катастрофически отразилось и на её собственной дееспособности, и на духовно-нравственном состоянии общества.

Налицо произошедший в стране нравственный холокост (нравственная катастрофа), необычно высокий уровень деморализованности общества, крайняя степень скомпроментированности, опошлённости понятий «порядочности», «совестливости» и «нравственности» безнаказанностью тех, кто эти понятия демонстративно попирает.

Взамен же нравственных устоев как идеологической сверхвласти всякого здорового общества во главу угла ставится, официально не объявляемая, но реально поощряемая нынешним руководством страны идеология «обогащения любой ценой», или идеологическая сверхвласть денег, активизирующая низменные человеческие инстинкты.

Естественно это всё отразилось и на образовании.

Элита, если она хочет быть властной и сильной, не должна погрязать в неге и разврате.

С юных лет аристократы обязаны привыкать к лишениям и самоограничениям, презирать роскошь и любить бой, уметь проходить испытания на грани человеческих возможностей. Ежедневно они должны закалять дух и тело, подтверждая своё звание лучшей части народа.

Так растили свою элиту спартанцы, приучая детей переносить голод и боль, холод и жару, есть черствый хлеб и пищу воина. Четыреста лет Спарта была непобедима. Но стоило этой системе воспитания сломаться, и государство погибло.

Также растили молодых дворян во времена расцвета Российской Империи. В кадетских и морских корпусах молодые аристократы познавали дисциплину, порядок, ели солдатскую кашу. Они привыкали к запаху пороха, к кровавым мозолям на руках, к дыму походных костров, к бурям, жаре и холоду. Они проникались сознанием того, что судьба дворянина – это служение царю и Отечеству с юности и до последнего вздоха. Вот почему Россия рождала богатырей: Апраксина, Ушакова, Лазарева, Нахимова, Суворова, Кутузова, Румянцева, без боязни вступающих в бой с превосходящими силами противника.

Тогда родился невиданный тип людей, тех, которые могли одновременно выступать полководцами и дипломатами, путешественниками и учёными. Дворянина могли отправить в раскалённые пески Закаспия и высокогорье Центральной Азии, во льды Арктики, альпийские походы и кругосветные путешествия.

Именно потому в России были дворяне Лаптевы Д.Я. и Х.П., Пронищев В.В., Малыгин С.Г. – исследователи полярных просторов. Или граф Воронцов М.С., который под градом французской картечи лично вёл в атаку гренадерскую дивизию при Бородино. А потом продал своё имение, дабы раздать награды тем, кто остался в живых. Или генерал Ермолов А.П., бросивший в лицо персидскому визирю перстень с огромным алмазом, когда его пытались умаслить на переговорах. При этом Александр Петрович вовсе не был богат. В той России рождались люди вроде братьев Миклухо-Маклай. Николай Николаевич изучил коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В его честь назван участок побережья острова Новая Гвинея. А его брат Владимир Николаевич, капитан первого ранга, геройски погиб, командуя броненосцем береговой обороны «Адмирал Ушаков», приняв неравный бой в Цусимском сражении с двумя тяжёлыми крейсерами японцев 15 мая 1905 года. Или Пржевальский Н.М., который был талантливым офицером Генерального штаба и великим путешественником. Он руководил экспедициями в Уссурийский Край и четырежды в Центральную Азию. Николай Михайлович первым из европейцев проник в глубинную область северного Тибета.

Рядом с такой аристократией нынешняя «элита» выглядит очень блекло. Она не хочет замечать главного – в России возрождается истинно элитное образование, где воспитывают истинную аристократию.

Каждый из нас, где бы мы ни жили, можем стать сотворцами в построении Школы будущего.

Будда говорил:

«Ученик, следующий за мной, держась за конец моей одежды, далёк от меня и я от него. Почему? Потому что этот ученик не видит меня. Другой живёт за сотни верст от меня и, тем не менее, близок мне и я ему. Почему? Потому что этот ученик понимает учение; понимая учение, он понимает меня».

Необходимо стать на путь изменения себя, познания себя, расширения своего сознания, обучения и воспитания себя.

Сейчас многие из нас находятся в позиции зрителя или ожидающего: «...я уже взрослый, мне там не учиться, к сожалению, моим детям туда не попасть, вот если будет такая школа рядом, то я отдам ребёнка...».

Но что нам необходимо сделать, чтобы такая Школа была рядом?

Если бы каждый из нас попытался понять суть образования будущего, увидеть его Образ, просто поразмышлять над этим, то постепенно будет меняться наше сознание, мы начнём понимать какие-то вещи, явления, какие раньше были недоступны нашему пониманию. Тогда начнём понимать и не осуждать тех людей, кто ещё не успел понять простых истин, какие бы должности эти люди ни занимали.

Помните закон критической массы?

Наша задача – увидеть Образ Школы будущего, но будет мешать собственный ум. Он постоянно будет сравнивать какие-то фрагменты, слова, мнения со своим прошлым опытом, прошлыми знаниями, и если они не будут соответствовать, то будет критика, непонимание, обиды и прочие негативные реакции в силу неведения.

Если удастся увидеть, почувствовать Образ Школы, поверить в реальность осуществления его, а Школа в Текосе реальное подтверждение этому, то появится уверенность. А если нас будет много, и каждый установит такого рода отношения с собой, то будет «лава», «лавина», и это создаст возможности и условия создания Школ будущего. Включится закон «подобия», т.е. подобное притягивается подобным. Аналогично начнёт работать закон «центробежной и центростремительной силы», т.е. наше созидательное будет распространяться и одновременно наполняться созидательным. Эти процессы реализуют наши мысли и намерения, дадут возможность реального сотрудничества, сотворения, где бы ни жили...

Я мир, я свет пречистого покрова

От песни Рода, исконно святой...

Я белый луч из бела слова.

От были белой, белым налитой...

Ребёнок Я, смотрите:

корона солнца надо мной!

И что угодно говорите.

Господь со мной!

Господь со мной!

М.П. Щетинин

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 223