Пакт Рериха

Третьим важным историческим действием Николая Константиновича Рериха был Пакт по защите культурных и исторических ценностей во время войны и в мирное время, получивший название Пакт Рериха. Николай Константинович начал работать над ним еще за 10 лет до войны, уже тогда зная о ее неизбежности. Его подход к культуре и истории культуры значительно отличался от тех, которые существовали в то время, да и существуют теперь.

Рерих так определял Культуру (с прописной буквы): «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [1].

Крупнейший философ серебряного века Н.А.Бердяев отметил главные особенности культуры. «Древнейшая из культур – культура Египта, – отмечал он, – началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [2].

Оба эти фрагмента, в которых мы находим суть истинной культуры, определяемой Н.К.Рерихом как «оружие света» и «синтез действенного Блага», а Бердяевым как «знания и подобия иной, духовной действительности», свидетельствуют о связи ее с более высоким состоянием материи и ее измерениями. Эта связь, идущая через внутренний мир человека, обусловливает истинное творчество в пространстве Культуры, то творчество, которое носит, вне всякого сомнения, эволюционный характер. В Живой Этике вполне убедительно доказано, что именно Культура является одним из важнейших устоев эволюции человечества. Эта идея пронизывала все творчество Рериха, художественное, научное и философское.

Николай Константинович вопреки многим культурологам отделил Культуру от цивилизации, доказав, что Культура есть творчество духа, а цивилизация представляет материю человеческого обустройства. Культура – вечна, цивилизация – преходяща. Подмена одного другим является методологической ошибкой. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, – писал Рерих. – К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова “культура” цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень “культ” имеет очень глубокое духовное значение, тогда как “цивилизация” в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» [3].

Называя Культуру «садом Прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от элементарной системы к Красоте. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. Созерцание Красоты формирует в человеке философское и утонченное миросозерцание.

Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. «Будем помнить завет света, – пишет он, – что, прежде всего, самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте – богатство» [4]. В энергетически цельной структуре, управляемой Великими законами Космоса, пульсируют дух и материя и, стремясь к сужденному им эволюцией синтезу, то приближаются, то удаляются от него. Поэтому возникают то эпохи расцвета Культуры и цивилизация становится культурной, то берет верх материальная цивилизация, и Культура отходит на второй план, подчас будучи не в состоянии влиять на цивилизацию.

Вникая в эволюционную суть Культуры, Николай Константинович, как историк и мыслитель, хорошо понимал, что Культуру необходимо не только развивать, но и защищать, и защищать не только во время войны, но и в мирное время, в которое шли, по его выражению, «тихие погромы». Пожалуй, в дореволюционное время никто так много не сделал для защиты российской культуры и приведения национального культурного достояния в порядок, как Рерих. Идея каталогизации памятников археологии и архитектуры принадлежала ему. Он предложил составить карту археологических мест и организовывать археологические музеи под открытым небом, где научно будут осмыслены раскопы и показаны археологические памятники. Николай Константинович выступал против разграбления мародерами археологических мест и требовал принять против этого соответствующие меры. Рерих был одним из первых, кто осуждал неграмотную реставрацию памятников культуры и истории, приводящую к их порче. Он спасал старинные иконы, доказывая, что иконопись есть уникальное художественное наследие России. Призывая государство участвовать в защите памятников истории и культуры, Николай Константинович считал необходимым просвещать в этом отношении общественность и привлекать ее к благородному делу защиты исторического и художественного наследия страны, уберегая его от «тихих погромов».

«Не знающий прошлого, – писал Рерих в 1910 году, – не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать еще нетронутые варварскою рукою древности и дать им значение давно заслуженное» [5]. Без прошлого нет будущего – мысль, носившая для Рериха-историка концептуальный характер. Памятники культуры и истории он рассматривал не только как музейные редкости, но и как реальные ступени к будущему. Позже он разовьет эту идею и скажет о тонкой, необходимой для развития культуры энергетике, аккумулированной в таких памятниках и реликвиях. Рерих неутомимо добивался своего. Писал письма в различные организации, связанные с памятниками старины, писал и публиковал очерки о необходимости сохранить эти памятники, стараясь сформировать общественное мнение в этом пространстве. Предлагал создать общественные ассоциации для защиты исторических памятников. «...Мы, как бы почетная стража, будем охранять ростки Света» [6], – утверждал он. Рерих назвал таких охранителей «воинами культуры».

Накануне Первой мировой войны он заговорил о Пакте, защищающем памятники культуры во время войны, и обратился с этим в царское правительство, но его не услышали и не оценили предложение. Он вернулся к этому в 1929 году, когда снова работал над Пактом. В 1931 году в старинном бельгийском городе Брюгге состоялся первый конгресс по этому Пакту. В ряде стран началось серьезное движение за принятие его на государственном уровне. В памяти многих еще сохранялись страшные картины гибели уникальных памятников истории и культуры во время Первой мировой войны.

«Мы оплакивали библиотеку Лувена, – с болью писал в 1930 году Николай Константинович, – и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – “Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою”. Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть опять разрушены» [7]. Его предчувствие оправдалось. Вторая мировая война снесла с лица Земли ценнейшие памятники культуры, уничтожила огромное число бесценных художественных произведений, разрушила древнейшие носители духовной энергетики.

В 1935 году Пакт Рериха был подписан Франклином Рузвельтом, президентом ОША, и представителями двадцати одной страны американского континента. Теперь эта дата стала официально исторической. В 1954 году была принята Гаагская конвенция ООН, основой которой стал Пакт Рериха по защите памятников культуры и истории. Конвенцию подписали многие страны, СССР – в 1968 году.

Тогда, в 30-е годы, Николай Константинович, как и перед Первой мировой войной, обратился к общественности, считая ее главной силой по защите культуры. «Не устанем твердить, – писал он, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми» [8]. Рерих утверждал, что «общественное начало должно лежать в основе общего дела» [9]. Трудно переоценить важность этой мысли. Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власть предержащая является ее носителем, оно, а не государственный чиновник может реально организовать защиту культуры. «Кроме правительственных распоряжений, – писал Н.К.Рерих в связи с Пактом, – именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение» [10].

В 30-е годы прошлого века в СССР шла так называемая «культурная революция», во время которой были разрушены ценнейшие памятники истории и культуры. Уничтожение храма Христа Спасителя в Москве вызвало у Рериха самую негативную реакцию, о которой он не смог смолчать. «Власть имущие! Скажите твердо и решительно, что подобные разрушения недопустимы <...> Власть имущие! Скажите еще и еще громче о том, что разрушение культурных сокровищ недопустимо и навсегда оставит на позорном листе разрушителя» [11]. Но власти его Родины молчали, не обращая внимания ни на его призывы, ни на Международный Пакт защиты культурных ценностей, который они тогда отказались подписать.

«Сейчас наш стан среди пустыни, – писал Н.К.Рерих в экспедиционном дневнике. – Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня вещественная и духовная? <...> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании» [12]. Удивительно точный образ культуры – лес, держащий пространство в равновесии и обеспечивающий его жизнедеятельность всем необходимым. Вырубили лес – и все превратилось в бесплодную пустыню. То же самое значение для общества имеет и «вырубка», или разрушение, культуры.

Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира. Три малых круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности и символизирующие космический Закон культурной преемственности.

В 1930 году, еще до подписания Пакта о защите культуры, Н.К.Рерих писал: «Этот план (Пакт о защите культуры. – Л.Ш.) предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами» [13]. Когда главы ряда государств подписывали в 1935 году Пакт Рериха, Николай Константинович еще раз напомнил всем им о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!» [14]

Подводя итоги своей жизни, Рерих пришел к выводу, что все порученное ему выполнено. Оставалось лишь одно – то, что он и его семья наработали, предоставить в распоряжение Родины. он отправил советскому правительству заявление с просьбой предоставить ему визу для возвращения на Родину. Ожидание было долгим и безнадежным. В визе ему и его семье было отказано. Он умер в декабре 1947 года. На мольберте осталась незаконченная картина, называвшаяся «Приказ Учителя» (или «Завет Учителя»). Над узким каньоном, стиснутым синими скалами, от снежных сверкающих вершин летит белый орел. Он приближается к человеку, сидящему на темном уступе...

 

* * *

То, о чем сказано в этой книге, можно дополнить списком организаций, членом которых состоял Николай Константинович. Среди них были:

1) Французское общество доисторических исследований;

2) Югославская академия наук и искусства;

3) Международный институт науки и литературы, Болонья (Италия);

4) Бенгальское королевское Азиатское общество (Индия);

5) Общество Марка Твена (США), вице-президент;

6) Парижское общество антикваров;

7) Историческое общество Парижской академии, почетный протектор;

8) Институт Д.Боса в Калькутте (Индия);

9) Международный буддийский институт в Сан-Франциско (США), почетный президент;

10) Ассоциация международных исследований в Париже (Франция);

11) Институт археологии (США), вице-президент.

Он был членом-корреспондентом многих других научных учреждений Азии, Европы и Америки.

Три высказывания о Рерихе, принадлежащие крупному археологу Е.А.Рябинину, выдающемуся художнику и искусствоведу, вице-президенту Академии художеств СССР В.С.Кеменову и известному историку В.Е.Ларичеву, завершают краткий рассказ о великом сыне России Николае Константиновиче Рерихе.

«...Н.К.Рерих <...> с полным правом может быть назван зачинателем и первопроходцем основных направлений исследовательской тематики региона. Им был внесен значительный вклад в накопление базы источников и, особенно, в расширение информативного содержания последних. Не потеряли своей актуальности многие высказанные Н.К.Рерихом столетие назад заключения интерпретационного, теоретического и методического характера. Археологические изыскания настоящего времени – это закономерное продолжение историко-культурного изучения края, у истоков которого стоял Николай Константинович» [15] (Е.А.Рябинин).

«Велик вклад Николая Константиновича Рериха в сокровищницу мировой культуры, искусства и науки, в развитие взаимопонимания между народами, в укрепление мира. Самоотверженная жизнь Рериха поражает многообразием, целеустремленностью и масштабом его деятельности. В личности Рериха слились многие достоинства. Замечательный художник, яркий, своеобразный, работавший в разных областях изобразительного искусства – в станковой и монументальной живописи, театре, графике, декоративно-прикладном искусстве, Рерих создал около семи тысяч произведений. Мыслитель, гуманист, ученый, историк культуры, поэт, писатель, художественный критик. Отважный путешественник – исследователь неизвестных науке районов Центральной Азии. Выдающийся общественный деятель, инициатор международного движения, направленного в защиту культурных ценностей в случае войны, получившего название “Пакт Рериха”. Страстный приверженец идеи мира, внесший особенно большой вклад в укрепление дружбы между народами советского союза и Индии, где он прожил вторую половину своей жизни» [16] (В.С.Кеменов).

 «В ряду высокого ранга “властителей дум” необъятного Отечества достойное место занимает Николай Константинович Рерих – великий русский художник, оригинальный мыслитель, организатор науки, неутомимый общественный деятель, страстный патриот России, увлеченный до самозабвения путешествиями писатель, историк и поэт, вдохновенный певец красот Космоса, провозвестник эпохи космического мышления человечества, единения всех народов Земли под знаменем культуры, духовности, добра и сердечной душевности» [17] (В.Е.Ларичев).


[1] Рерих Николай. твердыня Пламенная. С. 93.

[2] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 166.

[3] Рерих Николай. твердыня Пламенная. С. 4.

[4] Рерих Николай. Держава света. С. 88.

[5] Рерих Н.К. Берегите старину. М., 1993. С. 32.

[6] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1997. С. 47.

[7] Знамя Мира. М., 2005. С. 33.

[8] Знамя Мира. С. 255.

[9] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 168.

[10] Знамя Мира. С. 277-278.

[11] Знамя Мира. С. 253-254.

[12] Там же. С. 254.

[13] Там же. С. 34.

[14] Знамя Мира. С. 257.

[15] Петербургский рериховский сборник. СПб., 1998. С. 99.

[16] Цит. по: Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев. С. 11.

[17] Цит. по: Лазаревич О.В., Молодин В.И., Лабецкий П.П. Н.К.Рерих – археолог. С. 5.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 486