Статьи о Святославе Рерихе

Индия, СССР 1938-1974

 

Р.Ч. Тандон

Святослав Рерих и его искусство [1]

Святослав Рерих, несомненно, унаследовал богатый художественный талант. В то же время его собственные достижения так самобытны, что он полностью избегает участи обвинения в подражании. Факт этот сам по себе достоин внимания, поскольку, живя в тесном общении со своим знаменитым отцом, менее одаренная личность могла бы пошатнуться. У младшего Рериха под ногами твердая почва, которая вдобавок настолько плодородна, что может питать благородное растение. Этот факт засвидетельствован уже многими и ценными работами, в которых гений художника нашел свое выражение.

Родившись в 1904 г. в России, в Санкт-Петербурге, Святослав Рерих получил свое начальное образование на родине, а также в Швеции. В 1918 г. [2] он уехал в Англию, где примерно в течение двух лет изучал искусство. Для дальнейшего приобретения знаний он отправился в 1920 г. в Соединенные Штаты, где жил, главным образом, в Нью-Йорке и Бостоне, занимаясь сначала в Колумбийском университете и затем в магистратуре в Архитектурной школе Гарвардского университета. Будучи студентом, он много путешествовал и по Европе, и по Америке и знакомился с различными направлениями художественной мысли в посещаемых им странах. На Востоке он побывал впервые в 1923 г. и время от времени возобновлял эти поездки, что благотворно повлияло на его творчество.

Как раз перед тем, как отправиться в Индию в 1923 г., он устроил выставку своих произведений в Соединенных Штатах [3]. В течение следующих двух лет, за время его отсутствия, состоялось еще несколько выставок его картин в крупных городах Соединенных Штатов [4]. В 1926 г. он получил медаль на состоявшейся в Филадельфии выставке в честь 150-летия независимости США за композицию, вдохновленную Востоком [5].

В дальнейшем его картины продолжали выставляться их владельцами, кроме того, его стали выделять среди живописцев благодаря особой манере в творчестве, и в частности, благодаря его портретной живописи.

В 1930 г. он произвел сильное впечатление портретом своего отца, который экспонировался на Венецианской выставке [6]. Другой портрет профессора Рериха [7] был экспонирован в Нью-Йорке на выставке портретов художников в октябре 1932 г. и был удостоен высших похвал.

Портреты, написанные Святославом Рерихом с его великого отца, получили международное признание и находятся в известных музеях. Музей Рериха в Нью-Йорке, Музей мира, искусства, науки и труда имени короля Бельгии Альберта в Брюгге, Русский музей в Праге и Муниципальный музей в Аллахабаде обогащены этими портретами. В Индии Святослав Рерих впервые участвовал в выставке в 1936-37 гг. в Лакхнау, организованной правительством Объединенных провинций; там были показаны четыре крупных работы, а именно: «Пик Гепанг – страж Кулу» [8], «Ребати» [9], «Лохар. Кулу» [10] и «Гундла. Замок такуров. Лахул» [11] – произведения, темой которых является Индия и Западный Тибет. Эти картины были высоко оценены выдающимися художественными критиками и знатоками, и одна из них – «Гундла. Замок такуров. Лахул» – является частью постоянного зала Рериха, посвященного творчеству его отца, в Муниципальном музее Аллахабада. Далее, четырьмя своими новыми картинами («Осенние деревья» [12], «Мира» [13], «Лилии» [14] и «Галлардии» [15]) Святослав Рерих участвовал в выставке Индийского исторического конгресса [16] (1938) в Аллахабаде и получил высокую похвалу за свои выдающиеся работы.

В настоящее время картины Святослава Рериха украшают многие частные собрания, так же как и залы государственных музеев трех континентов, наиболее известны среди них – музеи Нью-Йорка, Парижа, Праги, Брюгге, Риги, Аллахабада, Бенареса и Тривандрума. Более того, его картины воспроизводились в «Studio» (Лондон), в «Asia» (Нью-Йорк), в «Magazine of American Art» и в художественных изданиях Франции, Индии, Бельгии, Италии и некоторых других стран.

Стоит упомянуть, что, будучи поглощенным своим живописным творчеством, он сохраняет большой интерес к многочисленным культурным организациям. Так он является директором Международного центра искусств в Нью-Йорке [17], вице-президентом Нью-Йоркского Музея Рериха [18] и Гималайского института научных исследований «Урусвати» (Наггар, Кулу, Индия), членом-основателем Русского музея в Праге [19]и вдохновителем Нью-Йоркского мира искусства. Он также президент Американской секции Французского общества «Lusace» [20] и почетный член «Flamma» (США) [21], пожизненный член Археологического института США [22], не считая еще его тесной связи со многими культурными и научными учреждениями Европы и Америки.

Как уже отмечалось, портретная живопись явилась для него областью наиболее глубоких достижений. С самого начала своей творческой карьеры он уделял внимание этому жанру и, можно сказать, достиг в нем высшего совершенства. Среди ранних его работ выделяются такие этюды, как «Портрет в голубом» и «Портрет миссис К. Кэмпбел». Не менее выдающимся произведением является и «Портрет балерины Наташи Рамбовой» [23]. Во всех случаях художнику удалось раскрыть сокровенное естество своей модели: для фона использованы подходящие восточные мотивы. «Портрет в оранжевом и пурпурном» является другой ценной картиной из этой же серии.

Поездки в Тибет подарили художнику обширный материал для творчества, наиболее яркими произведениями являются «Желтый лама» и «Красный лама» [24]. На втором полотне изображен лама из Кейлонгского монастыря в Лахуле в обрядовой мантии на фоне тибетской фрески. Он держит в руках серебряный рог, как это бывает во время церемонии. Багряно-красный цвет его рясы красиво контрастирует с голубым и зеленым фоном, в целом картина является свидетельством технического мастерства автора.

Еще более замечателен портрет ламы-отшельника Кармы Дордже [25], которого художник встретил в Гималаях. Эта картина, с залитым солнцем снежным фоном, выявляет удивительное постижение художником аскета. С завязанной в священный узел прядью волос, одухотворенным выражением лица, в грубой накидке, покрывающей весь торс, Карма Дордже поражает своей совершенной необычностью, и передача этого художником посредством линии и цвета выделяет эту работу среди его лучших произведений.

Жителей гималайских областей кисть Святослава Рериха с легкостью переносила на многие его полотна, и «Гур-прорицатель» [26], «Женщина из племени сарадж» [27], «Ребати», «Девочка Кулу» [28] и «Гадди» – только немногие среди удачных работ.

Но все же вершина творчества Святослава Рериха – портреты его отца, которых им немало написано. Как уже упоминалось, эти портреты принесли ему огромную славу. Портрет в натуральную величину, написанный для Музея Рериха [29], показывает профессора в восточном облачении и исполнен в китайском стиле с большой тонкостью замысла и воплощения. Он охарактеризован известным художественным критиком УБ. МакКормиком из «New York American» как «необычайное и волнующее произведение реализма».

Другой портрет профессора Рериха написан на фоне цепи Гималаев с высеченным в виде несущего священный огонь коня петроглифом, помещенным на переднем плане [30]. «Фрагмент портрета профессора Рериха» подчеркивает благородные черты модели с непревзойденным мастерством. Художник выполнил и несколько карандашных эскизов своего отца, один из них [31] находится в Музее Бхарат Кала Бхаван при Бенаресском индуистском университете.

Хотя Святослав Рерих и является непревзойденным портретистом, его творчество ни в коем случае не ограничивается этим жанром и его мастерство в рисунке и утонченное чувство цвета проявляются во множестве полотен. Выдающимися среди его пейзажей являются «Лахул» и «Сияние радуги» [32]. К совершенно иному жанру принадлежат его импрессионистические пейзажи, на полотне «Наггар. Кулу» запечатлено здание Гималайского института научных исследований «Урусвати» (ашрама Рериха) и «Храм Трипура Сундари» [33], священное место в Кулу.

«Боги приходят» [34] представляет собой процессию в Кулу на фоне цепи Гималаев и снегов с превосходным изображением одного из участников процессии слева на переднем плане. В «Садху» [35] и «Чаша Будды» [36] можно усмотреть некоторое влияние его отца, однако стоит отметить, насколько в то же время самобытны и оригинальны его произведения.

«Заклинатель змей» [37] – опять-таки поразительная картина. Заклинатель в развевающейся белой накидке стоит посреди горной дороги. Змеи, величественные создания, спешат к нему на зов. Сцена происходит на фоне Гималаев, темную скалу позади центральной фигуры венчает великолепное дерево.

Также должны быть упомянуты исполненные художником многие прекрасные декоративные панно. Мотивы большей частью восточные. Панно, показывающее двух ретивых коней с метками солнца и луны в верхних углах и фигурой тибетского воина справа на переднем плане – произведение искусства большого достоинства. На другом, не менее замечательном произведении, девочка манит красивую змею [38].

Таким образом, творчество Святослава Рериха очень разнообразно. Более же всего художник увлекается портретами из жизни. Его необычайное достижение – результат глубокого философского постижения жизни. «Человек, который хочет отображать жизнь, – говорит он, – должен знать ее во всех многообразных проявлениях. Недостаточно научиться изображать внешние очертания вещей. Нужно проникать в самую суть их, иначе как же можно постичь это, если не увидишь и не изучишь все стороны действительности».

Знакомясь с произведениями Святослава Рериха, мы убеждаемся, что в каждом случае художник не просто останавливается на внешнем облике, а стремится к выражению внутренней жизни своей модели.

Интересы художника, действительно, очень широки и отвечают обширным требованиям культуры. С юных лет он занимается коллекционированием предметов искусства, и его собрания, особенно восточные, выделяются даже среди наилучших. Он собирает также устные традиции народного врачевания и старинные манускрипты и книги, относящиеся к далеким временам первопечатания. Занимается он и изучением индийского фольклора, ведет научные исследования по биологии растений и фармакопее. Мы не должны забывать, что большие успехи достигнуты художником в совсем молодые годы. Он уже теперь обладает зоркостью проникновения в подлинную реальность вещей и явлений. Мы не обманемся в ожиданиях, если скажем, что последующие годы окажутся для Святослава Рериха еще более плодотворными и его произведения откроют для нас путь к некоему жизненному синтезу, а впоследствии в качестве самостоятельного опыта будут причислены к культурным достижениям эпохи.


[1]    Tandon R.C. Svetoslav Roerich and His Art // Flamma. Liberty (Indiana, USA). 1938. № 3-4. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.

[2]    Так в тексте. В действительности – в 1919 г.

[3]    Так в тексте. Весной 1923 г. С.Н. Рерих участвовал в Выставке картин русских художников в США, на которой был удостоен I премии.

[4]    Так в тексте. Первая персональная выставка картин С.Н. Рериха «Забытая страна», организованная Международным центром искусств «Corona Mundi», состоялась в январе 1925 г. – марте 1926 г. в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Оклахоме, Индианаполисе, Канзас-Сити, Чикаго.

[5]    Речь идет о Международной выставке в честь 150-летия независимости США (Sesqui-Centennial International Exposition), состоявшейся в Филадельфии 1 июня – 1 декабря 1926 г., на которой С.Н. Рерих удостоен Большой медали за пятичастную композицию фресок на восточные мотивы.

[6]    На Международной художественной выставке в Венеции С.Н. Рерих получил Grand Prix за «Портрет профессора Николая Рериха» (1928). Холст, темпера. 120,5 х 77,5 см. Частное собрание (США).

[7]    Речь идет о «Портрете профессора Николая Рериха» (1928). Холст, темпера. 73,5 х 117 см. Государственный музей Востока (Москва).

[8]    Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Гепан» (1934). Холст, темпера. 61 х 92 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).

[9]    Речь идет о картине С.Н. Рериха «Ребати» (1934). Холст, темпера, масло. 77 х 108 см. Государственный музей Востока (Москва).

[10]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Лохар (Кузнец). Кулу» (1934). Местонахождение неизвестно.

[11]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Гундла. Замок такуров. Лахул» (1937). Холст, темпера. 61,3 х 101,5. Муниципальный музей Аллахабада.

[12]   Возможно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Деревья осенью» (1937). Холст, темпера.

42,5 х 47 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).

[13]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Мира» (1938). Холст, темпера. 35,5 х 44 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).

[14]   Возможно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Лилии» (1938). Холст, масло. 30,5 х 23 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).

[15]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Галлардии» (1938). Холст, темпера. 43,5 х 35,5 см. Местонахождение неизвестно.

[16]   Индийский исторический конгресс (The Indian History Congress, All India Modern History Congress) проводит свои сессии с 1935 г.

[17]   С 1923 г. С.Н. Рерих директор Международного центра искусств «Corona Mundi».

[18]   С 1928 г. С.Н. Рерих вице-президент Музея Рериха в Нью-Йорке.

[19]   С 1937 г. С.Н. Рерих член-учредитель Русского культурно-исторического Музея в пригороде Праги Збраславе.

[20]   С [1928 г.] С.Н. Рерих президент Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичан.

[21]   С 1937 г. С.Н. Рерих почетный член корпорации «Flamma» (США).

[22]   С 1929 г. С.Н. Рерих пожизненный член Археологического института США.

[23]   См. прмечание 2 на с. 139.

[24]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Тибетский лама с рогом» (1933). Холст, темпера.

55,3 х 85,3 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).

[25]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Карма Дордже» (1934). Холст, темпера. 121,5 х 91 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).

[26]   Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Гур – прорицатель» (1936). Холст, темпера. 60,5х 92 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).

[27]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Женщина из сарадж» (1934). Холст, темпера, масло. 74 х 106 см. Государственный музей Востока (Москва).

[28]   Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Девочка из Кулу» (1934). Местонахождение неизвестно.

[29]   Речь идет о «Портрете Николая Рериха» (1933). Шелк, темпера. 205,5 x 148,6 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).

[30]   Речь идет о портрете «Профессор Николай Рерих» (1937). Холст, темпера. 133 х 118 см. Национальная галерея зарубежного искусства (София).

[31]   Речь идет об эскизе к «Портрету Н.К. Рериха» (1937). Бумага, карандаш. 27,7 х 18,1 см. Бенаресский индуистский университет.

[32]   Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Радуга водопада» (1934). Холст, темпера.

48,5 х 43 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).

[33]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Трипура Сундари» (1937). Холст, темпера. 60,7 х 91 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[34]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Боги приходят» (не позднее 1938 г.). Местонахождение неизвестно.

[35]   Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Садху» (1934). Холст, темпера. 43 х 48,5 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).

[36]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Чаша Будды» (1934). Холст, темпера. 60,5 х 92 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).

[37]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «Заклинатель змей» (1937). Холст, темпера. 138 х 122,5 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).

[38]   Речь идет о картине С.Н. Рериха «В поисках мудрости» (1938). Холст, темпера. 176,5 х 87,4 см. Частное собрание.

 

М. Каул

Искусство Святослава Рериха [1]

Кто же он, Святослав Рерих?

Он реалист? Сентименталист? Романтик? Приверженец традиций

Или кто-либо иной? Возможно, его не характеризует вполне ни одно из этих понятий, но в его работах можно заметить черты всех вышеперечисленных направлений. Тем не менее его творчество невозможно ограничить теми или иными конкретными рамками. Это человек, обладающий синтетическим талантом космополита и огромной терпимостью и любовью к людям. Его искусство не менее синтетично по сути и космично и таинственно по замыслу. Его стиль, способ выражения и выбор тем достаточно уникальны, они рождены его собственной внутренней сутью. Он правдив и искренен до мозга костей, свободен от всех нарушающих равновесие течений и эксцентричных манер, столь характерных для современного модернистского искусства. Цель, поставленная им, – изображать правду и красоту так, как он их интуитивно понимает, и сеять их всюду, оживляя тем самым серую и унылую жизнь человека.

Картины Святослава Рериха, впервые выставленные в столице в просторных галереях Всеиндийского общества изящных искусств и ремесел [2], приглашают здешних ценителей искусства наблюдать столь долгожданный триумф эстетики высочайшего уровня. Эта выставка впечатляет не только разнообразием, но и превосходным качеством и вкусом, на ней блистает Рерих – властитель дум, творческий гений и зрелый художник, который пишет страстно и самозабвенно.

Смелая и уравновешенная композиция, жизнеутверждающая палитра красок, убедительная простота и красота линий, уникальное художественное чутье и абсолютная гармония – вот черты, которые в соединении с его богатым внутренним миром и спокойным нравом превращают его работы в великие произведения искусства.

Его горные пейзажи, такие как «Канченджанга» [3] утром и на закате солнца, преисполнены величия и тайны. Другие многочисленные пейзажи являют свежесть дикой природы, ее беззащитность и переменчивость, пронизанную присутствием животворящего духа, таинственного и не поддающегося определению, и тем не менее так же изящно выраженного при помощи цвета и линий, как это удавалось делать Вордсворту при помощи рифм.

Сцены окружающей Святослава Рериха повседневной жизни пронизаны глубокой значимостью, братским состраданием к людям. Замысел таких картин, как «Маленькие сестры», «Друзья» [4], «Мальчик из Кулу» [5]и «Девушка из племени» [6], рожден чутким любящим сердцем. В то же время такие работы, как «Труд» и «Дочери моря», – это спонтанное отражение художником текущих мгновений, они показывают, как его проницательный взгляд может постичь и выразить эстетическое и пластическое совершенство даже самых обыденных вещей.

Множество искусных и проникновенных эскизов, изображающих его отца – Николая Рериха, Джавахарлала Неру и других известных деятелей, говорят о нем, как о прирожденном портретисте, обладающем великолепным умением схватывать анатомические особенности при смене душевного настроя модели. То, как он изображает людей, свидетельствует о совершенном владении техникой живописи и рисунка. Он превосходно передает драпировку. В его портретных зарисовках нет ничего лишнего, отвлекающего; ему удается передать душу, глубинную сущность изображаемого человека, не говоря уже о внешнем сходстве.

Его монументальный триптих – «Освобождение», «Распятое человечество» и «Куда идет человечество» – безусловно, войдет в историю как вдохновенный шедевр и прекрасный образец символического и могучего искусства Рериха, сравнимый только с бессмертными творениями старых мастеров, к какой бы стране мы ни обратились.

За всем этим пиршеством красоты возвышается исполненная спокойствия личность Святослава Рериха – результат слияния различных культур и течений, которые развили в нем синтетический ум, широкий кругозор, способность мыслить в международном масштабе, проникать в суть вещей, а также неутолимое стремление искать истину, постичь ее и воспроизвести на холсте, чтобы другие могли созерцать и наслаждаться ею.

В поисках истины он много путешествовал и, по-видимому, глубоко проникся индийской мыслью, философией и жизнью. Спокойствие, рожденное уверенностью, и интуитивное понимание, к которому он пришел путем неустанных исканий, в конце концов отразились в его работах. На самом деле, что бы он ни изображал, каких бы тем ни касался, пишет ли он маслом или темперой, – все исходит из глубины его существа, являясь оригинальным по замыслу и безупречным по исполнению. Его острый ум постиг ключ к тайнам природы и ее одухотворенности, в которой он черпает вдохновение и силу, чтобы отражать на холсте то, что больше всего его поражает. Не будет преувеличением сказать, что Рерих – вдохновенный певец современной Индии и индийцев, цветом и линией передающий ее романтическую лирику, будь то внешняя форма, душевный настрой или же духовные устремления. Все, что он пишет на холсте, – ключ к его внутренней сути и личному опыту. Вот как он сам это объясняет:

«Если наши слова идут от самого сердца, от всего нашего существа, если мы, выражая свои мысли и чувства, полностью проявляем  себя, тогда наше творение будет иметь величайшую силу, величайшее убеждение, т.е. это будет сама истина».

Рерих стоит в стороне от модернистов, его не привлекают их сбивающие с толку «измы». Он не принадлежит к их числу, у него также нет желания произвести переворот в искусстве. Но, помня обо всех предпосылках, необходимых для создания настоящего произведения искусства, он стремится выразить торжество красоты как во внешней форме, так и во внутренней сути, где бы они ни наблюдались – будь то в окружающих его людях или в местности, через которую он проезжает, или же в религиозных или художественных темах прошлого и настоящего.

Его картины напрямую обращаются к нашему сердцу и мгновенно находят отклик, вызывая состояние покоя и радости, – высшее достижение высокого искусства.


[1]    Kaul M. Svetoslav Roerich’s Art // Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 64-66. – Перевод с англ. яз. Е.Е. Корчемкиной, М.В. Морочковской.

[2]    Речь идет о выставке картин С.Н. Рериха во Всеиндийском обществе изящных искусств и ремесел (The All India Fine Arts and Crafts Society (AIFACS)) в Нью-Дели в январе-феврале 1960 г.

[3]    См. примечание 1 на с. 104.

[4]    Речь идет о картине С.Н. Рериха «Друзья» (1953). Оргалит, масло. 37,9 х 48 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[5]    Речь идет о картине С.Н. Рериха «Мальчик из Кулу» (1938). Холст, масло. 36,6 х 30,3 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[6]    На выставке в Нью-Дели были представлены три одноименные картины «Девушка из племени» (1958, 1958, 1959).

 

Р. Паркер

В гостях у Рериха [1]

По дороге к дому Рерихов мы впервые поняли, что в Индии осень.

Вечернее небо пылало всеми оттенками красного и синего. «Видите, – это были первые слова Святослава Рериха, – я написал небо для вас».

Цветы повсюду. Цветы, которые распускаются по ночам, орхидеи, растущие из трещин в стволах деревьев, лилии и розы, рододендроны и георгины, подобные отсветам заката. И среди ярко расписанных цветочных горшков под крышей из сложного сплетения воздушных корней баньяна стоит высокий подсолнух, привезенный из России. Его цветок огромен, как солнце, отражающееся в расположенном рядом пруду. За прудом видны деревья, крестьяне, собирающие урожай, нагруженные сахарным тростником повозки, которые ночью, запряженные буйволами, отправятся в Бангалор на рынок.

Дом художника украшен к празднику. Ветки елки гнутся от подарков, купленных Рерихом для детей из их поместья. Среди них и русские игрушки. На столе стопка советских художественных изданий. Из-под крыши на нас смотрит маленькая живая сова.

Мастерская Рериха – в одном из крыльев дома. Длинные стены ее исчерчены полками, на которых расположилась чудесная коллекция индийской и тибетской бронзы. Старинный тибетский коврик висит на стене над широким диваном.

Одну за другой картины художника вносят в мастерскую. Мужчины и женщины Индии от племен Гималаев до жителей побережья Кералы проходят перед нашими глазами. Сверкающие тона рериховской темперы вытесняют и отталкивают соперника – с каждой минутой все более сгущающийся в комнате мрак южной ночи. С последним лучом солнца мы видим и последнюю картину Рериха [2].

На сине-зеленом фоне – лицо юноши, схваченного холодной рукой смерти. Он в объятиях женщины, одетой в лиловое сари. Третье лицо – юноши с золотыми волосами [3] – выражает удивление, жалость и надежду. Над головами висит алое облако в форме широкого острого меча.

Что это? Выражение скорби об умершем брате Юрии Николаевиче? [4]Протест против смерти? Или этот юный наблюдатель трагедии полон ужаса перед «властью богов» и решимости сопротивляться ей силой человеческого разума? Фигура матери дышит достоинством женщины, знающей, что она может дать жизнь другому человеку, как бы ни были жестоки удары судьбы.

Глядя на живопись Святослава Рериха, чувствуешь, что художник поет, его голос сливается с хором, которым он дирижирует. Разговаривая с этим русским, поселившимся в Индии, чувствуешь, что находишься в обществе одного из тех многосторонних, широкого ума людей, которых Россия в таком количестве дала миру. Ибо Рерих не только художник и археолог, историк искусства и этнолог – он энергичный борец за культурные ценности. Дом, где он живет в Кулу, в сердце Гималаев, находится в районе племени, над которым висит угроза этнической гибели. Заботы об этом маленьком горском народе близки его сердцу, и он делает все возможное, чтобы привлечь внимание правительства к его судьбе. Он прилагает много усилий к проекту создания местных музеев в высокогорных гималайских долинах. Вместе с ним мы побывали на открытии новой картинной галереи в Бангалоре и именно по его рекомендации посетили музеи и галереи в Тривандруме, главном городе Кералы, в Хайдарабаде и Майсуре. Всем этим музеям Рерих подарил или послал на время свои картины или произведения своего отца, известного русского художника Николая Рериха.

«Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в нашей жизни, – сказал нам художник. – Провести дни и недели в музеях Москвы и Ленинграда – значило укрепить мою веру в то, что народ обладает неограниченной способностью воспринимать искусство. Нам сказали, что количество людей, ежегодно посещающих Эрмитаж, когда-то предназначенный исключительно “для немногих избранных”, достигает миллионов. Мы встретили десятки тысяч этих простых людей – любителей искусства, и встретили их в те моменты, когда человек, созерцая искусство, переживает, может быть, лучшие часы своей жизни. И мы вернулись в Индию, укрепленные в своей решимости приблизить искусство к миллионам и миллионам людей этой страны».

Те, кто хорошо знает Святослава Рериха, говорили нам, что прошлогодняя поездка в Советский Союз внесла большое изменение в его художественный подход к жизни. После возвращения из Советского Союза богатая и глубокая личность Рериха укрепилась чувством необходимости бороться за право народа на искусство.

Это изменение в натуре художника сказалось и в его последних картинах. Пример Рембрандта всегда ныне перед его глазами. Об этом он сам сказал нам: «Как все великие художники, Рембрандт хорошо знал, что, желая передать правду жизни, художник должен полностью слиться с внутренней душой того, что он пишет и хочет выразить... Вся моя живопись – это попытка таким образом трактовать реальность, чтобы она передавала сущность вещей. В Советском Союзе я нашел новую реальность, и это выражается сейчас в моих новых работах».


[1]Паркер Р. В гостях у Рериха // Советская культура. 1961. 1 июня. – В сокр.

[2]    Вероятно, речь идет о картине С.Н. Рериха «Пиета» (I960). См. примечание 2 на с. 174.

[3]    Так в тексте.

[4]    Ю.Н. Рерих скоропостижно скончался 21 мая 1960 г. в Москве.

 

С.И. Тюляев

Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха [1]

Образ Джавахарлала Неру, созданный Святославом Рерихом, является наиболее удачным среди других портретов и достойно увековечивает память этого выдающегося человека и государственного деятеля Индии.

Этот портрет мне пришлось видеть в оригинале еще в бангалорской студии художника. Именно этот портрет был принят правительством Индии для галереи портретов выдающихся национальных деятелей, борцов за освобождение родины и строителей новой Индии. Премьер-министр госпожа Индира Ганди считает, что это лучший портрет ее отца для увековечивания его памяти как государственного деятеля.

Официальное открытие портрета состоялось в Дели в 1966 г., и он был помещен в зале заседаний парламента, где образовалась галерея славных национальных деятелей Индии. Это было большое торжество, когда в присутствии вице-президента, премьер-министра и всех других членов правительства и более семисот членов парламента Президент Радхакришнан сказал: «Пусть этот портрет пребывает здесь для вдохновения будущих поколений!» Все присутствующие выразили благодарность Святославу Николаевичу за его уникальную работу.

В творчестве Святослава Рериха есть нечто родственное искусству его прославленного на весь мир отца и в то же время своеобразные достижения, в частности в портретном искусстве и в тематике из современной жизни народов Индии. Искусство художника многообразно, но проникнуто многими общими идеалами с творчеством Николая Константиновича Рериха и прежде всего глубоким гуманизмом. Все в произведениях Святослава Николаевича было ярко впечатляющим: великолепный, красочный, смелый и гармоничный колорит; оригинальность, глубина и богатство замысла; своеобразие портретов и символических произведений; широта подхода к явлениям жизни, когда даже повседневные сцены труда и быта приобретают особую значимость и в конкретности фактов и явлений воплощаются в идеи великого общечеловеческого значения.

Исполнение «официального» портрета такой выдающейся личности, как Неру – национального героя Индии, было совершенно особой и ответственнейшей задачей. Она потребовала особого подхода и преодоления дополнительных художественных трудностей. Такой портрет должен быть строго похожим, подлинно реалистичным, любые символы и художественно-поэтические преувеличения были бы неуместны.

Художник верно подошел к задаче, изобразив Неру в рост и обращенным прямо к зрителю. Его белоснежное одеяние великолепно оттеняется пунцовым цветком, который Неру обычно носил в петлице. Прекрасное лицо озарено сдержанной улыбкой, глаза как бы проникают в вас взглядом.

Он удивительно похож: прост, скромен и неотразимо привлекателен, он показан как конкретная личность и одновременно как Человек с большой буквы, как это всегда умеет открыть и выразить талант Святослава Николаевича. С глубокой проникновенностью раскрыта богатая духовная сущность, величие и сдержанное достоинство этого выдающегося сына индийского народа, мудрого политического деятеля, самоотверженная жизнь которого была целиком посвящена борьбе за освобождение Индии и ее строительству, борьбе за мир во всем мире.

И верно решение художника оставить в нашей памяти Неру в полном расцвете его творческих сил. Таким он предстал перед нами, когда первая большая делегация деятелей культуры СССР, посетившая по его приглашению Индию, встретилась с ним в январе 1955 г. Трудности художественной задачи увеличивались и тем, что портрет был посмертный и исполнен больше натуральной величины, что тоже было задумано совершенно правильно, но требовало особого мастерства в соблюдении пропорций черт лица.

Святослав Рерих великий мастер фона, который он умеет максимально использовать. Он делает его интенсивным, но мягким по краскам, активным по рисунку или же очень спокойным, но в обоих случаях фон усиливает впечатление от объема изображения, выделяет его и никогда, при всей своей активности, зрительно не конкурирует с ним. И здесь, с присущим художнику тактом и вкусом, он избрал наиболее удачный фон в виде индийского государственного флага, написанного яркими, сочными, но не резкими красками. Все исполнено с большим художественным тактом: флаг придает торжественность впечатлению и представляет единственную допустимую в данном случае эмблему. Но верхняя половина фигуры оставлена на нейтральном фоне, и это дает возможность лучше сосредоточиться на чертах лица, оттеняет их выразительность.

Но причина успеха не только в выдающемся таланте и мастерстве Святослава Рериха: его вдохновлял сам образ, который запечатлела его кисть!

Создание этого прекрасного портрета Неру, государственного деятеля, всегда являвшегося другом Советского Союза, русским художником поистине знаменательно и является новым наглядным свидетельством традиционной дружбы и содружества двух великих стран.


[1]Тюляев С.И. Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха // Индия. 1974. № 2. См. примечание 2 на с. 165.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 158