Информационные сообщения

Индия, СССР, Болгария 1960-1978

 

Рериха пригласили в Москву. Ворошилов впечатлен полотнами

Работы Рериха пленили Хрущева

Внутренние и зарубежные новостные телеграммы

Рерих едет в Москву

Картины Святослава Рериха – в Москве

Ю. Медведев. Радостный и светлый мир художника

Посещение Президентом Индии выставки картин Святослава Рериха в Государственном Эрмитаже. Ленинград, 24 июня 1960 г.

Святослав Рерих в СССР  

Награждения в День Республики: вручение ордена «Падма Бхушан» Святославу Рериху

Из речи Президента Индии на вручении ордена «Падма Бхушан» Святославу Рериху: церемония награждения в Раштрапати Бхаван. Нью-Дели, 27 апреля 1961 г.

Рерих был упомянут во время космических полетов

С. Рерих. «Я был очень тронут...»: [письмо Ю.А. Гагарину]

М. Колева. Памятное чествование в старом престольном городе: Святослав Рерих – Почетный доктор Великотырновского университета

Ю. Белов. С.Н. Рерих: «Неотпитая чаша вдохновения…»

Вручение диплома Почетного академика Академии художеств СССР Святославу Рериху. 7 июня 1978 г.

Открытие скульптур Рерихов 

 

Рериха пригласили в Москву. Ворошилов впечатлен полотнами [1]

Во время посещения [2] крупнейшей персональной выставки, когда-либо проводившейся в индийской столице, председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов осмотрел работы Святослава Рериха – русского художника, который обосновался в Индии.

В конце посещения, длившегося более получаса, советский высший чиновник и сопровождавшая его г-жа Фурцева в самых теплых словах отозвались о творчестве Святослава Рериха, а также озвучили высказанное ранее Никитой Сергеевичем Хрущевым во время посещения им Индии приглашение в адрес художника приехать в Россию для организации выставки.

Прием маршалу Ворошилову был оказан в галерее Всеиндийского Общества изящных искусств и ремесел, где устроили выставку г-н Святослав Рерих и его жена Девика Рани – звезда индийского кинематографа, которая преподнесла украшения в виде цветочных гирлянд высокопоставленному советскому руководителю и г-же Фурцевой.

Маршалу Ворошилову показали четыре зала, где представлены более 120 полотен, в том числе пейзажи, эскизы, портреты и сюжетные полотна, выполненные темперой и маслом.

Войдя в портретный зал, маршал Ворошилов задержался у портрета Джавахарлала Неру [3], на котором индийский лидер изображен в созерцательном настроении. «Изумительно, – произнес г-н Ворошилов. – Никогда не видел, чтобы выразительность его глаз была так верно передана на холсте».

Отмечая соседний портрет, на котором изображен вице-президент Радхакришнан [4], советский политический деятель сказал, что даже выразительность его рук была точно отражена на полотне.

Глядя на портрет Девики Рани Рерих [5], маршал заключил, что он являет собой великолепное отражение красоты индийской женщины.

Перед уходом маршал Ворошилов сказал, что «выполненные в ярких цветах, эти картины прекрасны, а кроме того они рассказывают о жизни самых разных людей, населяющих Индию, даже о земледельцах, – об их печалях и радостях». «Это работы подлинно великого художника», – подытожил он.


[1]    Roerich invited to Russia. Paintings impress Voroshilov // Delhi Hindustan Standard. I960. Jan. 22. Публ. по: Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 30. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2]    Посещение выставки произведений С.Н. Рериха в Галерее изящных искусств в Нью-Дели К.Е. Ворошиловым, Е.А. Фурцевой и членами советской делегации состоялось 21 января 1960 г.

[3]    См. примечание 3 на с. 59.

[4]    См. примечание 1 на с. 60.

[5]    См. примечание 2 на с. 105 и прмечание 2 на с. 107.

 

Работы Рериха пленили Хрущева [1]

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев провел этим вечером более 40 минут на выставке картин родившегося в России индийского художника Святослава Рериха, которая проходит в галерее Всеиндийского Общества изящных искусств и ремесел.

Г-н Хрущев назвал картины «пленительными» и отметил, что они передают то, как «человек противостоит силам природы – человек, который не склоняется перед стихией, но неустанно стремится вперед и только вперед».

В сопровождении министра иностранных дел г-на Андрея Андреевича Громыко, двух его дочерей и проф. Мархова советский лидер осмотрел четыре зала, где представлены 120 художественных полотен и портретов художника. <...> Глядя на портрет премьер-министра Дж. Неру, г-н Хрущев сказал: «Это великая картина великого человека». <...>

Остановившись у соседней работы – портрета вице-президента д-ра Радхакришнана, г-н Хрущев сказал: «Он не нуждается в предисловиях».

Отмечая яркость красок, использованных г-ном Рерихом, г-н Хрущев сказал об одном из пейзажей: «Некоторые утверждают, что таких цветов в природе не существует, но я их видел. Чтобы их передать, нужен лишь художник определенного склада, их яркость вовсе не преувеличена».

Г-н Хрущев сказал художнику, что, если выставка в Москве состоится (председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов уже пригласил г-на Рериха приехать в Россию и привезти свои работы), «первый посетитель уже гарантирован» (имея в виду самого себя).


[1] Roerich’s art fascinates Khrushchev // Sunday Standard. New Delhi. I960. Feb. 14. Публ. по: Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 33. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

 

Внутренние и зарубежные новостные телеграммы [1]

Выставку картин Святослава Рериха, которая длилась месяц и закроется завтра, посетили более 70 тыс. гостей – рекордное количество для персональных выставок, состоявшихся в индийской столице.

Среди посетителей выставки, которую торжественно открыл премьер-министр Джавахарлал Неру 20 января, были президент Раджендра Прасад, председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов, первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, леди Маунтбеттн, г-жа Индира Ганди, министры индийского Правительства, главы трех родов индийских вооруженных сил, члены Парламента и дипломатического корпуса, студенты, ценители искусства и большое число крестьян из долины Кулу, прибывших в Дели ради Всемирной сельскохозяйственной выставки.

На выставке представлены 120 работ Святослава Рериха, в том числе натюрморты, пейзажи, картины на религиозные или мифологические темы и портреты, в частности премьер-министра Джавахарлала Неру, вице-президента Радхакришнана, д-ра Ч.П. Рамасвами Айяра [2] и г-жи Девики Рани, супруги художника и известной киноактрисы.

Вице-президент Радхакришнан, посетивший выставку сегодня, накануне ее закрытия, произнес в своей речи следующее: «Нам посчастливилось принимать у себя прекрасную выставку работ великого художника, г-на Святослава Рериха, почти целый месяц. Его творчество характеризует не только техническое мастерство и сила разума, но и творческое воображение и духовное прозрение.

Его портреты – это не просто отражение внешнего облика, – в них уловлен божественный дух человека.

Пожелаем ему долгих лет жизни. Не сомневаюсь, что его творчество обогатит наше изобразительное искусство и подарит радость великому множеству людей».


[1]    Inland and Foreign News Telegrams // The Press Trust of India. 1960. Feb. 19 // Публ. по: Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 94. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2]    См. примечание 4 на с. 106.

 

Рерих едет в Москву [1]

Вскоре после завершения недавней художественной выставки г-на Святослава Рериха в Дели руководство СССР пригласило его продемонстрировать работы на советской земле. Выставка в Советском Союзе будет проходить в Ленинграде и в Москве. Точная дата ее открытия еще не согласована, но, вероятно, будет намечена на первую половину мая.

Работы г-на Рериха уже отправлены в Россию специальным рейсом, сама же чета Рерихов вылетит в Москву приблизительно через три недели. Г-н Рерих не посещал Советский Союз в течение длительного времени, однако он по-прежнему изящно изъясняется на русском языке, что созвучно его личности в целом, поскольку ей присущи тонкая восприимчивость, уравновешенность и сердечность.

Несомненно, выставка работ Святослава Рериха в Москве и Ленинграде станет ярким событием. В Советском Союзе любят и высоко ценят искусство, а к этому художнику относятся с особым почтением. В Дели его выставку посетили председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов и первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. А за время работы выставки его работами успели полюбоваться более ста тысяч посетителей, в том числе премьер-министр Джавахарлал Неру.


[1] Roerich for Moscow // Times of India. 1960. March 13. Публ. по: Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 95. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

 

Картины Святослава Рериха – в Москве [1]

Во время своего недавнего дружественного визита в Индию Никита Сергеевич Хрущев и сопровождавшие его лица побывали в Дели на выставке картин Святослава Рериха – сына известного русского художника Н.К. Рериха. После осмотра выставки Н.С. Хрущев пожелал Святославу Рериху дальнейших творческих успехов и выразил надежду, что выставка его работ будет показана в Советском Союзе.

Произведения С. Рериха в настоящее время доставлены в Москву. На выставке предполагается экспонировать 120 картин художника – сюжетные полотна, портреты, пейзажи, отображающие природу Индии. Среди портретных работ – портрет Джавахарлала Неру, написанный с натуры еще при жизни отца художника, в дни, когда Джавахарлал Неру был гостем его семьи. Значительный интерес представляет и портрет д-ра Радхакришнана, бывшего посла Индии в СССР, а ныне вице-президента Индийской Республики.

Святослав Рерих родился в Петербурге в 1904 г. Художественное образование получил на архитектурных курсах Гарвардского и Колумбийского университетов в США. Его талант, развивавшийся под руководством отца, проявился довольно рано. Уже в 1923 г. [2] Святослав Рерих был награжден медалью Международной выставки в Филадельфии. Позже его произведения были отмечены наградой на выставке в Венеции. Картины художника находятся в музеях Франции, Бельгии, Чехословакии, США, Индии.

Почти сорок лет Святослав Рерих живет и работает в Индии. Тематика его творчества тесно связана с ее людьми и природой. Его кар тины представляют собой величественные пейзажи Гималаев, снежные вершины и перевалы, деревни в долинах, поля. Наряду с портретами известных общественных и политических деятелей он пишет простых людей Индии, показывает их жизнь и труд. Часть его произведений написана на литературные, мифологические сюжеты.

Выставка, которая будет устроена в Москве, явится одной из наиболее полных выставок творчества Святослава Рериха. Ей предшествовала выставка его работ в Дели, а также меньшие по объему выставки в других городах Индии. В начале мая в залах Академии художеств СССР [3] искусство Святослава Рериха предстанет перед общественностью столицы.


[1] Картины Святослава Рериха – в Москве // Советская культура. I960. 15 марта. № 32 (1057).

[2] Так в тексте. В действительности – в 1926 г.

[3] Так в тексте. В действительности – в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва).

 

Ю. Медведев

Радостный и светлый мир художника [1]

В Эрмитаже открылась выставка картин С.Н. Рериха

Восхищение – главное чувство, которое возникает при первом знакомстве с выставкой картин Святослава Рериха, открывшейся сейчас в Эрмитаже. Восхищение красотой страны чудес, страны сказки – далекой Индии и восхищение мастерством художника, который сумел проникнуть в душу этой страны и щедро делится с нами своими открытиями.

Ленинградцы уже знают Святослава Рериха. На выставке картин его отца Н.К. Рериха, экспонировавшихся в прошлом году в Русском музее, был выставлен портрет Николая Константиновича, выполненный Святославом Рерихом. Еще тогда ленинградцы хотели шире познакомиться с творчеством сына большого русского художника. И вот это желание осуществилось. При посещении Индии Н.С. Хрущев, побывав на выставке произведений С.Н. Рериха в Дели, пригласил художника посетить Советский Союз и показать свои работы. Недавно выставка Рериха с большим успехом демонстрировалась в Москве. 12 июня она открылась у нас в Ленинграде.

В Эрмитаже экспонируется 130 полотен – это итог творческого пути С.Н. Рериха за 28 лет. И хотя, естественно, здесь представлены не все его работы этого периода, но нынешняя выставка по сравнению с предшествовавшими ей экспозициями в других странах наиболее полно отражает творчество художника. Талант С. Рериха, развившийся под руководством отца, который был его первым педагогом и воспитателем, проявился довольно рано. Уже в 1923 г. [2], в возрасте 20 лет, Святослав Рерих был награжден медалью за участие в Международной выставке в Филадельфии. Позже его картины экспонируются в музеях многих стран, в том числе Франции, Бельгии, Чехословакии, США, Индии.

Последние двадцать лет художник постоянно живет в Индии. Он всем сердцем полюбил эту страну, ее древнюю культуру, богатейшую природу, замечательный трудолюбивый индийский народ. Тематика его произведений тесно связана с этой страной – его второй родиной.

– В жизни индийского народа, в природе Индии столько интересного, столько прекрасного, что всего и не представить в искусстве. Стараюсь изобразить то, что видел. А в каждом человеке, в каждом скромном уголке страны столько красоты! – так говорит о своем творчестве сам художник.

И верно, ощущение красоты, радость этого ощущения сопутствуют вам на всей выставке, поселяются в вашем сердце. Искусство С. Рериха поражает не экзотикой малознакомого края, а стремлением к правде, большими мыслями и сильными чувствами.

Взволнованная романтичность красок, приверженность к символическим обобщениям, близость к народному творчеству Индии и постижение ее древней национальной культуры роднят творчество С. Рериха с искусством его отца. Он сам говорит о том, что творческие принципы Николая Константиновича ему чрезвычайно близки и дороги. Но в то же время С. Рерих – не только ученик своего отца, а художник богатой и сложной индивидуальности, самобытный и одаренный. Достаточно сказать, что Рерих-отец почти вовсе не писал портретов; люди в его картинах – лишь часть вечно живущей и вечно умирающей природы. Святослав Рерих с блеском пишет людей Индии. Его портреты Джавахарлала Неру, Девики Рани и другие – великолепны. Картины, изображающие простых людей Индии – мальчика из Кулу, девушку южного племени, женщину из Спити, – полны очарования и выразительности.

На выставке не только портреты. Здесь и привлекающие чистотой и яркостью красок пейзажи, жанровые картины из жизни трудового народа, произведения на литературные и мифологические сюжеты, натюрморты. Художник успешно работает во многих жанрах. Исключительная четкость рисунка сочетается в его полотнах с оригинальностью цветовых решений, с динамичностью композиции и почти музыкальной ритмичностью.

Представленные на выставке картины С. Рериха – это окно в мир художника, мир радостный и светлый. О значении его творчества хорошо сказал Хумаюн Кабир, министр культуры и научных исследований Индии: «Богатое и сильное искусство Святослава Рериха превыше национальных, исторических и биографических границ – и в этом искусстве человечество обретает свое единство... Искусство Рериха излагает языком красоты надежды, общие как для народа Индии, так и для народа Советского Союза и всего мира».


[1]Медведев Ю. Радостный и светлый мир художника // Смена. I960. 15 июня.

[2] Так в тексте. В действительности – в 1926 г.

 

Посещение Президентом Индии выставки картин Святослава Рериха в Государственном Эрмитаже

Ленинград, 24 июня 1960 г. [1]

24 -го июня 1960 г. Президент Индии д-р Раджендра Прасад и министр путей сообщения г-н Джагдживан Рам в сопровождении посла Индии в Советском Союзе г-на К.П.Ш. Менона и посла Советского Союза в Индии г-на И.А. Бенедиктова, а также представителей индийской, советской и иностранной прессы, работников в сфере теле-, радиовещания, киноиндустрии, сотрудников Всеиндийского радио, а также членов президентской партии посетили Эрмитаж.

Заместитель директора Эрмитажа г-н В.Ф. Левинсон-Лессинг, Святослав Николаевич Рерих и г-жа Девика Рани Рерих оказали прием Президенту и сопровождающим его лицам и провели их в залы, созданные Растрелли, где проходила выставка картин художника.

Среди присутствующих были такие выдающиеся лица, как председатель и члены Исполнительного комитета Ленинградского городского совета, должностные лица и сотрудники Эрмитажа. Тысячи посетителей выставки ожидали появления Президента, чтобы его приветствовать.

Прием. 24 июня 1960 г. Святослав Рерих и Девика Рани Рерих были почетными гостями на приеме у председателя Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов Н.И. Смирнова, организованном в честь Президента Республики Индии Его Превосходительства д-ра Раджендры Прасада.


[1] Visit of the President of India to the Svetoslav Roerich exhibition of paintings at the Hermitage Museum, Leningrad, on 24 June 1960 // Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 194. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

 

Святослав Рерих в СССР [1]

В Дели небольшая группа людей рассматривала картины знаменитого индийского художника С.Н. Рериха. Указывая на один из пейзажей, кто-то заметил: «Впечатляет! Но таких ярких красок в природе не бывает».

Н.С. Хрущев, оказавшийся в числе посетителей, возразил: «Отчего же? Думаю, бывают. Я видел такие краски в природе. Нужно лишь уметь передавать их на полотнах».

Так случилось, что за просмотром картин последовала продолжительная и интересная беседа на тему искусства. В результате Н.С. Хрущев пригласил Святослава Рериха приехать в Советский Союз и организовать в Москве выставку своих работ.

Вот так начавшаяся в Дели беседа о работах С.Н. Рериха продолжилась в Москве, в Доме дружбы с народами зарубежных стран [2].

Одним солнечным майским днем представители советской общественности – видные художественные критики и работники искусства, студенты и журналисты – собрались в Белом зале Дома дружбы, чтобы встретиться с С.Н. Рерихом.

Ожидания Н.С. Хрущева оказались абсолютно оправданы: выставка картин этого известного художника была высоко оценена советскими людьми. Достаточно сказать, что за короткий двухнедельный период ее посетили более 150 тыс. человек.

Причину такого огромного интереса к творчеству С.Н. Рериха лучше всего объяснить, приведя его собственные слова. Обращаясь к собравшимся в Доме дружбы, он сказал: «Дорогие москвичи, все картины, которые вы видите на моей выставке, так или иначе относятся к Индии. Я живу в этой стране много лет, но мне кажется, что я видел лишь малую ее часть и мне еще многое нужно увидеть, чтобы понять и по достоинству оценить эту великую страну.

Я художник, а потому использую цвета, чтобы поведать вам историю жизни людей, описать природу и животных Индии, раскрыть ее богатейшую культуру, которая корнями уходит в глубь тысячелетий».

В тишине Белого зала голос седого человека, одетого в скромный традиционный индийский костюм, приобретал торжественный оттенок. Он рассказывал слушателям о прекрасной стране, которая стала его второй родиной.

Художник увлеченно описывал эпоху Золотого века при династии Гуптов, удивительные краски росписей древних пещерных комплексов Эллоры и Аджанты, искусные фрески джайнов, чудесную технику мозаики и инкрустации, завезенную моголами из Центральной Азии, которая так богата шедеврами искусства.

Завороженные развернувшейся картиной минувших тысячелетий, слушатели словно вернулись из дальнего путешествия, когда художник перешел к теме современного индийского искусства.

В Москве вновь и вновь звучало благородное имя Рабиндраната Тагора, давшего столь мощный импульс культурному возрождению Индии.

«В наши дни, – заметил С.Н. Рерих, – в Индии появилась плеяда талантливых художников, таких как Джамини Рой, который открыл прекрасные упрощенные формы и чаще всего основывал свои полотна на народных сюжетах. Его картины пользуются огромной известностью и признаны в высшей мере декоративными.

Сатиш Гуджрал – очень интересный художник. Он пытается объединить мексиканскую традицию живописи и индийский национальный стиль. Большое сожаление вызывает тот факт, что смерть оторвала от нас оригинальную художницу Амриту Шергил, картины которой во многом напоминают произведения Гогена».

Этот краткий, но увлекательный обзор искусства Индии Святослав Николаевич Рерих заключил словами: «Уверен, что скоро мы станем  свидетелями нового возрождения индийского искусства. Несомненно, изобразительное искусство Индии последует по дороге реализма и приобретет формы, понятные индийскому народу».

1 июня Н.С. Хрущев, а также другие лидеры Коммунистической партии и Советского правительства посетили выставку С.Н. Рериха. Встреча художника и лидера Советского Союза прошла в теплой неформальной обстановке.

«Еще в Индии во время нашей первой встречи, – сообщил С.Н. Рерих нашим корреспондентам, – я был впечатлен совершенно верной оценкой моих работ Никитой Сергеевичем Хрущевым. Ему понравились пейзажи и люди на фоне природы Индии. Его суждения о живописи в целом были компетентными и мудрыми».

Затем, несколько меняя тему нашей беседы, С.Н. Рерих добавил: «Знаете, я убежден, что усилия Никиты Сергеевича по укреплению мира найдут путь к сердцам простых людей по всему миру, потому что всей своей деятельностью Н.С. Хрущев выражает чаяния именно тех людей, для которых нет ничего дороже мира, возможности жить и работать уверенно, воспитывать детей, писать картины».

Г-жа Девика Рани Рерих поделилась с нами своими впечатлениями о советском театральном искусстве. Конечно, будучи самой популярной киноактрисой в Индии, «первой леди индийского экрана», больше всего она интересуется актерским мастерством.

«Во МХАТе, крупнейшем драматическом театре мира, я увидела абсолютно блестящий спектакль по сюжету “Братьев Карамазовых” Достоевского, – рассказала она. – Кроме того я хотела познакомиться с современной советской драматургией, с постановкой, отражающей сегодняшнюю жизнь Советского Союза. Поэтому я посетила замечательный московский театр – Театр имени Евгения Вахтангова и посмотрела “Иркутскую историю” [3]. Это спектакль о жизни и трудном, но героическом и прекрасном труде советских людей.

Что я могу сказать? У меня не хватает слов, чтобы выразить впечатления. Глядя на Юлию Борисову, молодую советскую актрису, исполняющую роль, забываешь, что все это происходит на сцене. Ты словно оказываешься в самой гуще событий, среди советских людей.

Кстати, я верю, что сила советского народа в его дружелюбии – это чувствует даже иностранец, который приехал в Москву на пару дней. Я была во многих странах мира, многое повидала, но кое-что я могу сказать только о России: здесь я не чувствую себя за границей, я будто нахожусь дома, в Индии. Мне часто кажется, что пожилые женщины, которых я встречаю на московских улицах, напоминают мне мою маму».


[1] Svetoslav Roerich in the USSR // Soviet Land. I960. Aug. № 15. P. 158-159. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2] Встреча с С.Н. Рерихом и Девикой Рани Рерих в Доме дружбы с народами зарубежных стран состоялась 30 мая 1960 г.

[3]    С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих посетили Театр имени Е. Вахтангова 13 мая I960 г.

 

Награждения в День Республики:
вручение ордена «Падма Бхушан» Святославу Рериху [1]

Господин Святослав Рерих, получивший образование в России, Швеции, Англии и США, являет в жизни и искусстве прекрасный синтез Востока и Запада. Он выдающийся художник, который создает картины различной тематики, используя темперу и масло. Его живопись представлена в ведущих галереях мира, и по просьбе Советского Правительства недавно состоялась выставка его работ в Москве и Ленинграде.



[1] Republic Day awards: Padma Bhushan Svetoslav Roerich // Hindu (Madras). 1961. Jan 26. Публ. по: Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 223. – Перевод с англ. яз. Т.А. Анисимовой.

 

Из речи Президента Индии на вручении ордена «Падма Бхушан» Святославу Рериху: церемония награждения в Раштрапати Бхаван

Нью-Дели, 27 апреля 1961 г. [1]

Президент Индии Раджендра Прасад: Господин Святослав Рерих – высокочтимый заслуженный художник. Его живопись, выполненная темперой и маслом, охватывает широкий диапазон тем и демонстрирует не только выдающиеся технические способности и интеллектуальную силу, но также творческое воображение и духовную проницательность. Его пейзажи, в частности, являют собой поэмы в цвете.

Искусство С.Н. Рериха рано получило признание; выставки его произведений были проведены в США и Европе, на них он получил ряд высших наград. По приглашению Советского Правительства его картины были выставлены в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Живопись С.Н. Рериха экспонировалась в ведущих галереях мира. <...>


[1]    Citation on the award of Padma Bhushan to Svetoslav Roerich by the President of India: Investiture ceremony at Rashtrapati Bhavan, New Delhi. 1961. Apr. 27 // Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 228. – Перевод с англ. яз. Т.А. Анисимовой.

 

Рерих был упомянут во время космических полетов [1]

Можно ли было представить, что первый в мире космонавт Юрий Гагарин, пребывая в открытом космосе, вспомнит о произведениях искусства? Такого стойкого и выносливого летчика, как Гагарин, как правило, сложно ассоциировать с живописью. Тем не менее доподлинно известно, что он сравнил красоту космоса с работами Святослава Рериха.

Совершая полет на высоте 109 миль [2] над поверхностью Земли, первый космонавт, потрясенный волшебной красотой, которая ему открылась, воскликнул: «Какая удивительная красота! Необычайно! Как на полотнах Рериха» [3]. Эти слова Гагарина прозвучали на Земле посредством беспроводного радио, таким образом г-н Рерих стал первым художником в мире, о творчестве которого отозвались из космоса.

Несколько дней назад, когда г-н Рерих вернулся в Дели из Кулу, он обнаружил посылку-сюрприз, присланную его другом-журналистом из Москвы. В ней была вырезка статьи из газеты «Правда» от 23 апреля [1961 г.] [4], письмо и фотооткрытка, на лицевой стороне которой было изображение Юрия Гагарина, а на обратной – краткая надпись, адресованная г-же Рерих, в которой сообщалось: «Этот человек упомянул о картинах вашего супруга, пребывая в космосе. Это Юрий Гагарин».

Высланная г-ну Рериху весьма обстоятельная статья, написанная в соавторстве двумя советскими журналистами, посвящена выдающимся достижениям Юрия Гагарина, а также пресс-конференции, которую он дал по возвращении на Землю. В письме, направленном г-ну Рериху из Москвы, говорилось: «Состояние невесомости не помешало ему (Гагарину) сравнить удивительную красоту переливов красок неба над нашей планетой с сочетанием цветов на Ваших полотнах! Уверен, о Вашем творчестве еще не выражали мнения из космоса, прежде подобного не удостаивался ни один художник».

На прошлой неделе, встречаясь с г-ном Рерихом в Дели, я спросил его, мог ли он предположить, какую из его работ имел в виду Юрий Гагарин. «Думаю, гималайский пейзаж, – ответил он. – Атмосфера в Гималаях крайне насыщенна, цвета очень яркие, пыль не затемняет пейзаж. Видны сверкающие краски и полутона, солнце, снега и тучи».

Использование ярких цветов присуще творчеству г-на Рериха. Он вспомнил слова Н.С. Хрущева, произнесенные советским лидером после осмотра работ художника: «Некоторые утверждают, что таких цветов в природе не существует, но я их видел. Они бывают в действительности. Нужен зоркий глаз, чтобы их подметить, и великий художник, чтобы их передать». Теперь Гагарин подтвердил это мнение.

Где же Гагарин мог увидеть работы г-на Рериха? «Возможно, в Москве или Ленинграде», – предположил г-н Рерих. В прошлом году выставку, проходившую в двух городах в течение полутора месяцев, посетили около 420 тыс. гостей. Наверное, в их числе был и Юрий Гагарин. Тогда он еще не был так известен. Как и другие посетители, он, должно быть, отдал три рубля в качестве входной платы.

Покидая отель, в котором остановилась чета Рерихов в Дели, я размышлял над тем, о чем свидетельствовало произошедшее событие. Значило ли это, что у Гагарина была чуткая художественная натура и его глубоко впечатлили работы г-на Рериха? Или же это говорило о том, что г-ну Рериху удалось запечатлеть в красках некую часть космической реальности? Возможно, верно и то и другое. Следует полагать, по мере развития космонавтики мы сможем увидеть новые подтверждения трансцендентного потока в мыслительном процессе поэтов и художников.


[1] Roerich remembered in space flight // Times of India. New Delhi. 1961. May 12. Публ. по: Svetoslav Roerich Exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. Bangalore, 1974. P. 219-220. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2]    Космический корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту двигался по эллиптической орбите с параметрами: высота перигея – 181 км; высота апогея – 327 км.

[3]    Ср.: Гагарин Ю. Дорога в космос. Рассказ летчика-космонавта СССР. М.: Правда, 1961. С. 138.

[4]    Денисов Н., Борзенко С. Коммунист Юрий Гагарин – первый космонавт // Правда. 1961. 23 апр.

 

«Я был очень тронут...»: [письмо Ю.А. Гагарину] [1]

Уважаемый и дорогой Юрий Алексеевич!

Мы были очень обрадованы известием, что Вы в ближайшем будущем собираетесь посетить Индию. Ваш исторический полет в космическое пространство глубоко взволновал обширные круги Индии, и все будут счастливы приветствовать Вас здесь.

Я был очень тронут прочесть в номере «Правды» от 23 апреля [1961 г.], пересланном мне друзьями, что Вы сравнили необычные сочетания красок, виденных Вами в пространстве, с красками моих картин. Очень хотелось бы подробнее услышать от Вас о тех красотах, которые Вы там видели.

Как Вы, может быть, знаете, мы провели долгие годы в Гималаях, где на больших высотах можно подчас наблюдать изумительные, совсем необычные сочетания красок. Это Ваше сравнение было широко отмечено и очень оценено индийской прессой. Здесь все особенно отметили, что Вы в момент исключительного напряжения смогли воспринять красоты, развернувшиеся перед Вами. В Индии говорят, что наши мысли в момент особой напряженности и сильных переживаний – это ключ к нашей внутренней жизни и нашему истинному «Я».

Примите от моей жены и от меня наш сердечный привет и наше глубокое восхищение Вашим подвигом. Буду надеяться скоро увидеть Вас в Индии. Крепко жму Вашу руку.

Искренне Ваш

Святослав Рерих

Индия


[1]    Рерих С. «Я был очень тронут...»: [письмо Ю.А. Гагарину] // Литературная газета. 1963. 19 нояб.

 

М. Колева

Памятное чествование в старом престольном городе:
Святослав Рерих – Почетный доктор Великотырновского университета [1]

В тот же день [2] в большом зале университета [3] состоялась и торжественная церемония по случаю присуждения крупному художнику и исследователю доктору Святославу Рериху звания «Почетный доктор Великотырновского университета» за его вклад в укрепление культурных связей Болгарии с русской и индийской культурами. На церемонии присутствовали председатель Комитета культуры Людмила Живкова, первый секретарь ОС БКП [4] Николай Василев, временно управляющий посольством Индии в Софии Прадил Кумар Сингх, партийные и государственные руководители региона, культурные деятели и журналисты.

Открывая церемонию, ректор университета, профессор, доктор Димитр Филиппов объявил решение Академического совета о присуждении доктору Святославу Рериху почетного научного титула, а также почетного знака университета. Вслед за этим доцент Никола Хаджитанов представил Святослава Рериха. Он рассказал об его становлении как художника, об универсальности его качеств и возможностей. После присуждения звания доктор Святослав Рерих произнес речь. В ней он подчеркнул, что «нашей великой задачей является стать лучшими и более совершенными людьми. В наших руках – стать более полноценными личностями. Путь к этой цели – выполнение каждым из нас своей работы сегодня лучше, чем вчера, – хотя бы только крупицею лучше. И это относится к любому виду труда».

Сразу после церемонии товарищ Людмила Живкова и Святослав Рерих оставили подписи в почетной книге университета.

Указом Государственного совета Народной Республики Болгарии (НРБ) Святослав Рерих был удостоен ордена «Кирилл и Мефодий» I степени в связи с его посещением Болгарии и его заслугами в укреплении культурных связей НРБ с Индией и с русской культурой. Высокая награда была вручена ему товарищем Людмилой Живковой в правительственной резиденции «Арбанаси». Святославу Рериху и его супруге, видной индийской актрисе Девике Рани Рерих, были вручены и юбилейные медали «100 лет освобождения Болгарии от Османского ига».

Я попросила Святослава Рериха сказать несколько слов после вручения наград. «Я счастлив, – сказал он, – что посетил Болгарию. Сердечно благодарю за отличия. Я встретил здесь людей с замечательным кругозором, которые поставили своей целью сделать жизнь более красивой. Специально хотел бы отметить это как достоинство уважаемого председателя Комитета культуры Людмилы Живковой. Могу искренне сказать, что в Болгарии не чувствую себя гостем. Хотел бы также специально поздравить читателей газеты “Народна култура”». <...>


[1] Публ. с сокращ. по: Колева М. Паметно тържество в старопрестолния град: Святослав Рьорих – Почетен доктор на Великотърновския университет // Народна култура. 1978. 12 май. № 19 (1140). – Перевод с болг. яз. М.П. Куцаровой.

[2]    8 мая 1978 г.

[3]    Великотырновский университет имени Кирилла и Мефодия.

[4]    ОС БКП – Окружной совет Болгарской коммунистической партии.

 

Ю. Белов

С.Н. Рерих: «Неотпитая чаша вдохновения...» [1]

Святослав Николаевич Рерих вместе со своей супругой Девикой Рани посетил Суздаль ровно через 75 лет после того, как это сделали его родители – отец, Николай Константинович, великий русский художник, археолог, ученый, и мать, Елена Ивановна, высокообразованная женщина, приходившаяся правнучкой [2] великому русскому полководцу М.И. Кутузову и двоюродной племянницей композитору М.П. Мусоргскому. Здесь отец написал этюд «Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь» [3] – одну из работ большой архитектурной серии, запечатлевшей грандиозную каменную летопись Древней Руси, в которой увековечены величие духа, характер, мудрость, талант народа-творца. (Н.К. Рерих в 1903-1904 гг. с женой побывал в более 40 старинных городах, богатых памятниками, в их числе, кроме Суздаля, были Владимир и Юрьев-Польский.)

С. Эрнст, исследователь творчества Рериха-отца, эту серию назвал «Пантеон нашей былой славы». Однако, в силу трагического стечения обстоятельств, в 1905 г. [4] работы Н.К. Рериха оказались в США. 42 из них, «прогостив» за океаном более 70 лет, в прошлом году благодаря благородному жесту-подарку владетельницы коллекции К. Кэмпбелл, которая в течение многих лет была другом Рерихов, вернулись на родину. С 1977 г. они экспонируются в Москве, в залах Государственного музея искусства народов Востока (ГМИНВ) на постоянно действующей выставке работ Н.К. Рериха и вещей из его коллекции. Суздальский этюд тоже здесь. Знакомство с этой экспозицией – одна из целей нынешнего приезда в СССР С.Н. Рериха.

Рассказывает директор ГМИНВ Г.П. Попов:

– Для нас чрезвычайно важно, чтобы Святослав Николаевич дал свою оценку первой постоянной выставке, посвященной его отцу, чтобы он просмотрел экспонаты и помог нам в определении атрибутики некоторых вещей как художник и специалист. Ну а визит в Суздаль – единственный визит Святослава Николаевича за пределы Москвы.

– Я всегда хотел посетить Суздаль, этот древний центр русской культуры, – сказал Святослав Николаевич Рерих корреспонденту «Призыва». – И очень счастлив, что именно сегодня мне удалось осуществить свою давнюю мечту. Находясь на высоком берегу Каменки, в том месте, где весной 1903 г. мой отец и учитель писал картину «Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь», я испытываю волнение и огромную радость.

Вспоминаю слова отца: «Если хотите увидеть прекрасное место, спросите, которое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места»  [5] . И еще. «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила» [6]. Мне кажется, эти слова относятся к Суздалю – им можно любоваться бесконечно, он – неотпитая чаша вдохновения и радости бытия.

Глядя на Святослава Николаевича, трудно поверить, что ему 74 года. Он бодр, энергичен, полон желания работать. Как известно, С.Н. Рерих живет в Индии, продолжает дело, начатое отцом. Он крупный художник. И, кстати сказать, решением Академии художеств СССР избран ее почетным членом.


[1]    Белов Ю. С.Н. Рерих: «Неотпитая чаша вдохновения...» // Призыв. 1978. 6 июня. № 130.

[2]    Так в тексте. В действительности – двоюродной правнучкой.

[3]    Речь идет о картине Н.К. Рериха «Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря» (1903). Фанера, масло. 30,5 х 40 см. Государственный музей Востока (Москва).

[4]    Так в тексте. В действительности – в 1904 г.

[5]    Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 43

[6]    Рерих Н.К. Чаша неотпитая // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 50.

 

Вручение диплома Почетного академика Академии художеств СССР
Святославу Рериху

7 июня 1978 г. [1]

7 июня 1978 г. на торжественной церемонии, состоявшейся в Академии художеств СССР, ее президент Н.В. Томский вручил диплом Почетного члена Академии художеств выдающемуся живописцу, ученому и общественному деятелю, лауреату премии Джавахарлала Неру Святославу Николаевичу Рериху. Выступая перед присутствовавшими, Н.В. Томский сказал: «Выставки произведений Святослава Николаевича Рериха, его многочисленные выступления на митингах в честь советско-индийской дружбы в военный и послевоенный периоды ярко свидетельствуют о его горячих симпатиях к нашей стране. Избрание Святослава Николаевича Почетным членом Академии художеств СССР – подтверждение его большого вклада в современное искусство, в борьбу за светлые идеалы гуманизма и прогресса, в укрепление братской дружбы между народами Индии и Советского Союза».

С теплыми приветствиями выступили также заместитель министра культуры СССР Е.М. Чехарин, председатель Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран З.М. Круглова, вице-президент Общества советско-индийской дружбы профессор Е.П. Челышев, Советник посольства Индии в СССР Рагхунатх.

В ответном слове С.Н. Рерих сказал: «Я глубоко тронут этой честью, которая была оказана мне, но я считаю, что эта честь не только моя, она распространяется широко и на Николая Константиновича, и на мою Матушку, на моего брата, на мою жену, на всех тех, кто помогал мне в моей жизни и в моем творчестве. Для меня это великая честь – войти в семью великого русского искусства. Я счастлив сегодня, что именно среди вас, среди моих друзей, я могу сказать вам, как глубоко я это ценю. Я хочу выразить мою глубокую благодарность всем моим друзьям в Академии. Я хочу поблагодарить их от всего сердца и пожелать им всего самого светлого, самого прекрасного. Желаю им и дальше обогащать нашу жизнь, давать нам счастье и нести то прекрасное, что создаст в будущем прекрасную и радостную жизнь».


[1] Вручение диплома Почетного академика Академии художеств СССР Святославу Рериху 7 июня 1978 г. // Индия. 1978. № 4.

 

Открытие скульптур Рерихов [1]

Как сообщил г-н Г.С. Вырлинков, скульптор и член Комитета культуры Болгарии, посещение этой страны д-ром Рерихом и г-жой Девикой Рани Рерих явилось одним из важнейших шагов на пути укрепления дружбы между Индией и Болгарией.

Г-н Вырлинков, торжественно открывший бронзовые скульптуры д-ра Рериха и г-жи Рерих, созданные им в их резиденции в Бангалоре, рассказал журналистам, что в начале этого года чета Рерихов уже приезжала в Болгарию по приглашению г-жи Живковой, министра культуры Болгарии, для проведения выставки работ д-ра Святослава Рериха и его отца, покойного д-ра Николая Рериха, в рамках культурной программы под названием «Гармоничное развитие личности». По словам г-на Вырлинкова, выставку из 320 работ увидели около 300 тыс. посетителей.

Д-р Святослав Рерих был избран Почетным членом Болгарской академии художеств (подобная честь оказана иностранному гражданину впервые). Также он был избран членом Академии художеств СССР, награжден медалью Великотырновского университета, почетной докторской степенью [Великотырновского] университета имени святых Кирилла и Мефодия, а также орденом святых Кирилла и Мефодия (I степени). Г-н Г.С. Вырлинков добавил, что д-ру Рериху и его жене были вручены памятные медали в честь столетнего юбилея независимости Болгарии [2].

24 октября 1978 г.

Бангалор


[1]    Roerichs busts unveiled // Deccan Herald. 1978. Oct. 25. – Перевод с англ. яз. М.В. Морочковской.

[2]    Медали «100 лет освобождения Болгарии от Османского ига».

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 186