Девика Рани Рерих

Индия, СССР 1960-1988

Д.Р. Рерих. Выступление в Доме кино. Ленинград, 16 июня 1960 г.

Н. Нараян. Вчерашние королевы кино: Девика Рани

К.А. Молчанова. Воспоминания о Девике Рани Рерих

Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой 

Д.Р. Рерих

Выступление в Доме кино
Ленинград, 16 июня 1960 г.

Я хочу поблагодарить дирекцию Дома кино и журналиста Юрия Медведева за сказанные о нас теплые слова. А я привезла вам, советским людям, яркие и жгучие, как солнце моей страны, приветствия ее людей. Я хочу выразить вам наше самое сильное желание сейчас – желание дружить, сблизиться с вами. Для этого мы хотим, чтобы больше вашей молодежи приезжало к нам в Индию.

Мой свекор был удивительным человеком, великой русской душой, и в свое время он говорил мне, что русские люди очень близки по духу индусам и что я это сама увижу, побывав в России. И я убедилась. Я встречалась здесь с самыми разными людьми и сразу же почувствовала это. Доказательством тому может служить и творчество моего мужа: сейчас нет в Индии ни одного другого художника, который мог бы столь же мудро передавать красоты моей страны, ее людей, ее сокровенный пульс, как это делает Святослав Рерих, как это делал Николай Константинович. Люди в самых отдаленных поселениях, не только образованные, но простой люд, с благоговением относятся к имени Рерих. Они приходят к нам иногда за сотни километров, чтобы взять прах у ног его. Николай Константинович зовется в Индии самым священным для нашего народа именем – Великий Учитель.

Это удивительное проникновение в душу народа чужой страны положило великий камень в основание нового мира. И сейчас очень важным звеном в деле укрепления дружбы между народами и мира на Земле является дружба наших стран. Для этого мы должны больше

поощрять молодежь к изучению языков наших народов, их культуры, больше посещать Индию и Советский Союз.

С собой я увезу очень и очень хорошие, сильные чувства и воспоминания о советских людях, их жизни. И я буду рассказывать у себя на Родине обо всем хорошем, чему я здесь у них научилась.

 

Н. Нараян

Вчерашние королевы кино: Девика Рани [1]

В мае 1933 г. миниатюрная очаровательная индийская девушка с задумчивой улыбкой, темными глазами и волнистыми волосами на прямой пробор ворвалась в сердца английских кинозрителей. Фильм назывался «Карма» [2], это был первый индийский звуковой фильм на английском языке и хинди. Создателем фильма был Химансу Раи – основатель киностудии «Bombay Talkies». Девушку звали Девика Рани.

«Карма» получила хорошие отзывы в британской прессе. Газета «Sunday Review of London» писала: «Химансу Раи открыл в милой индийской девушке Девике Рани одну из самых утонченных и обаятельных кинозвезд, которых мы когда-либо видели». «The Star» (Лондон) отметила: «Идите и послушайте английскую речь в устах Девики Рани – такого приятного голоса и дикции вы еще не слышали, и никогда не видели такого милого лица».

Би-Би-Си решила показать Девику Рани на экране в своей первой телевизионной передаче. Ей было также поручено торжественное открытие первой коротковолновой радиопередачи Би-Би-Си для Индии.

Появление «Кармы» на языке хинди год спустя вызвало сенсацию и ознаменовало наступление новой эры кино, воплощенной в фильмах производства киностудий «Bombay Talkies», «New Theatris and Prabhat». Для Девики Рани это был триумфальный дебют. Затем она сыграла  главные роли в пятнадцати фильмах в течение десяти лет. Это была ослепительная декада, во время которой она так прочно завоевала сердца миллионов индийских зрителей, что даже сейчас, более чем тридцать лет спустя, получает лестную почту от своих давних обожателей.

Девика Рани – внучатая племянница Рабиндраната Тагора по матери и дочь выдающегося военного врача, полковника медицинской службы М.Н. Чаудхури. В отличие от многих кинозвезд тех лет она попала в кино не случайно и была не сразу замечена. Она готовилась к сценической карьере, была послана в Англию для получения высшего образования. В Королевской Академии драматических искусств и Королевской Академии музыки в Лондоне она получала стипендию и изучала актерское мастерство и музыку. Затем изучала прикладное искусство, специализируясь на текстильном рисунке и декоре (эта страсть не покидает ее и теперь), а также архитектуру. В юном возрасте она уже зарабатывала себе на жизнь, работая дизайнером по текстилю в ведущей художественной студии в Лондоне.

В 1928 г. она познакомилась в Лондоне с Химансу Раи, который был к тому времени уже всемирно известным благодаря своим двум немым фильмам «Свет Азии» [3] и «Шираз» [4]. Эта встреча стала поворотным пунктом на жизненном пути Девики Рани. Вместо того чтобы посвятить себя домашнему очагу, подобно многим другим образованным бенгальским девушкам, она присоединилась к творческому объединению Химансу Раи, а спустя год вышла за него замуж. Воспоминания Девики Рани о Раи окрашены глубокой почтительностью, и не потому, что он был старше нее на двадцать лет, а потому что он был замечательной личностью и ее наставником. С благоговейным трепетом вспоминает она о напряженном динамизме характера Раи, его необычайной целеустремленности, недюжинном организаторском даре и работоспособности, а также о его изумительном такте и исключительной воспитанности. Он был лидером, вспоминает она, способным увлечь даже самых несговорчивых.

После присоединения к творческому объединению Раи Девика Рани вернулась в Индию, чтобы участвовать в постановке немого фильма «Бросок костей» [5]. Фильм снимался английскими и немецкими специалистами. Девика Рани работала над оформлением костюмов и декораций под руководством художника-постановщика. В 1929 г. по завершении съемок она вышла замуж за Раи и они уехали в Германию. Именно на студии UFA [6] Девика Рани занялась тщательной работой над собой, что позволило ей производить такое сильное впечатление на экране и стать основоположницей естественного стиля игры в индийском кино. Тогда это было большим достижением и победой над процветавшим пышным театральным стилем. Налини Джайвант, Наргис, Мина Кумари, Нутан и Вахида Рехман, пришедшие позднее, стали последователями этого стиля игры.

Девика Рани изучала искусство и технику игры под руководством выдающегося немецкого кинорежиссера Пабста. «Это был замечательный педагог, – вспоминает Девика Рани. – Он учил основательно. Помню, как однажды мы работали над воспроизведением эмоций. Какое-то время он задавал мне общие вопросы. Затем совершенно ненавязчиво стал спрашивать об Индии, о доме, о родителях и т.д. Так как я давно уже не была дома, вопросы вызвали приступ тоски по дому и слезы непроизвольно полились из моих глаз. Когда я успокоилась, Пабст сказал: “Вы помните душевную пружину, которая сработала, когда Вы начали плакать? Запомните, она понадобится всякий раз, когда Вам придется играть сцены со слезами”».

Девика Рани обучалась также искусству костюмирования, грима, декорирования и другим отраслям кинопроизводства. Такая всесторонняя подготовка оказалась очень кстати, когда ей пришлось возглавить киностудию «Bombay Talkies» после преждевременной смерти Химансу Раи в 1940 г.

Она была также ученицей знаменитого немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта и вместе с Химансу Раи играла в постановке для UFA, которая в Швейцарии и в скандинавских странах прошла с бурным успехом.

Это были волнующие эпохальные дни на UFA. Немецкий кинематограф достиг вершины своего развития при таких постановщиках, как Пабст, Мурнау и Фриц Ланг, и с такими актерами, как Эмиль Яннингс и Марлен Дитрих в расцвете их творческих сил. Так как в то время происходила трансформация немого кино в звуковое, Девика Рани имела отличную возможность наблюдать за разнообразными переменами и экспериментами, которые ставились в поисках новых способов.

Благодаря успеху «Кармы» Химансу Раи смог осуществить свою мечту – основать хорошо оснащенную киностудию в Индии. «Bombay Talkies LTD» – открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью – было основано на частный капитал 2 500 000 рупий в том же году. Известные юристы и предприниматели составили совет директоров. Студия была построена в Маладе, укомплектована иностранными специалистами: Франц Остен (режиссер), Йозеф Виршинг (оператор), Карл фон Спрети (декорации), Хартлей (звук).

Вклад «Bombay Talkies» в индийскую кинопромышленность неоценим. Эта киностудия существенно повысила художественный и технический уровень кинопроизводства в Индии. Фильмы студии увлекали зрителя, не извращая его вкуса, а также имели социальное звучание. Большинство из них приносили большой доход. Некоторые, как «Новая жизнь» [7], «Дочь неприкасаемого» [8], «Заря жизни» [9], «Браслет» [10], «Оковы» [11], «Качели» [12], «Судьба» [13], «Махал» [14], «Факел» [15], – имели сверхуспех. Музыкально-лирическое отступление и таинственность, столь обычные теперь, – это жанры, начало которым положено на «Bombay Talkies». Такое явление, как «Звездная пара» (на примере Девики Рани и Ашока Кумара, сыгравших вместе не менее чем в десяти фильмах), фактически стало инновацией студии «Bombay Talkies». Они же положили начало стилю непринужденной беседы в диалоге.

Химансу Раи создал учебную студию на «Bombay Talkies», в которую приглашал образованную молодежь. В этом Раи оказался провидцем и на несколько десятилетий опередил киноинститут в Пуне. Список обучавшихся на «Bombay Talkies» читается как биографический справочник индийского кино: Мумтаз Али, Прамила, С. Мукерджи, Ага Джани Кашмири, Ашок Кумар, Кишор Саху, Снехпрабха Прадхан, С.Н. Трипати, Нана Палсикар, Шах Наваз, Амийя Чакраварти, К.А. Аббас, Дилип Кумар, Сурайя, Прадип и многие другие.

Фильмы «Bombay Talkies» никогда не были явно политическими, но многие звучавших в них песни имели патриотическую окраску и стали любимыми среди борцов за национальную независимость, такие, например, как «Вперед идите, молодые!» из кинофильма «Оковы» (1940) и «Убирайтесь, чужеземцы! Индия наша!» из кинофильма «Судьба» (1943). Они снимали даже хроникальные фильмы для партии Индийский Национальный Конгресс в период ее борьбы методом ненасилия. Девика Рани рассказывает об интересном случае во время съемки одной из таких хроник, когда она неожиданно столкнулась с Махатмой Ганди. Так как прежде она никогда не встречала Махатму, то решила засвидетельствовать ему свое почтение и получить автограф. Она надела очень дорогое шелковое сари и подошла к мистеру Ганди. Он посмотрел на ее сари и спросил: «Носишь только кхади [16] или и кхади тоже?». Смущенная актриса смогла только пробормотать «и кхади тоже» и отойти в замешательстве.

Фирма «Bombay Talkies» стала широко известной благодаря популярности Девики Рани. Ее высоко ценили как кинозвезду в ранних фильмах этой студии. Публика была очарована прекрасным лицом и естественным поведением актрисы, непринужденным стилем ее игры. Она сыграла главные роли в кинофильмах «Ветер юности» [17] (1935), «Дочь неприкасаемого» (1936), «Родная земля» [18] (1936), «Новая жизнь» (1936), «Материнство» [19] (1936), «Честь» [20] (1937), «Заря жизни» (1937), «История любви» [21] (1937), «Савитри» [22] (1937), «Нирмала» [23] (1938), «Речь» [24] (1938), «Дурга» [25] (1939), «Анджан» [26](1941) и «Общая беседа» [27] (1943). Созданные ею образы – девушки со злополучной судьбой из касты неприкасаемых в кинофильме «Дочь неприкасаемого», проститутки в фильме «Материнство», несчастной девушки-браминки в фильме «Новая жизнь», Савитри [28] в «Савитри», бездетной женщины в «Нирмала» и сироты в «Дурга» – памятны еще до сих пор. Так выразительны они были, сердечны и трогательны! Хотя Девика Рани и не была профессиональной певицей, все же несколько ее песен, например, «Говори, как лесная птица», постоянно пользуются успехом.

За исключением картин «Общая беседа» и «Материнство» все фильмы, в которых Девика Рани играла главную роль, приносили неслыханный сбор. Пара Девика Рани – Ашок Кумар была очень популярной, но Девика Рани успешно играла и с Наджмулом Хасаном и Кишором Саху в фильмах «Ветер юности» и «Заря жизни». В «Общей беседе», последнем ее фильме, ее партнером был Джайрадж.

19 мая 1940 г. Химансу Раи ушел из жизни через месяц после того, как заболел нервным расстройством в результате переутомления. Ему было всего 48 лет. «Он был не только мечтателем, но и очень практичным человеком, – вспоминает Девика Рани. – Он был такой пламенной личностью, что мог вдохновлять своих коллег и сотрудников на самое лучшее. Будь он жив, индийский кинематограф не повернул бы вспять, как это случилось после войны».

После смерти Химансу Раи совет директоров «Bombay Talkies» обратился к Девике Рани с просьбой взять на себя контроль над производством, и она стала также директором концерна. Девика Рани доказала, что женщины могут быть такими же хорошими предпринимателями, как и мужчины, еще в те дни, когда женщина вне домашнего круга была редкостью. Под ее умелым руководством киностудия «Bombay Talkies» продолжала выпускать полнометражные увлекательные фильмы, как «Оковы», «Прежняя встреча» [29], «Качели», «Весна» [30] и «Судьба».

Однажды, в 1944 г., на студию в Маладе пришел посетитель. Это был мужчина среднего возраста с удлиненным выразительным лицом, острой бородкой и пронзительными глазами, в которых чувствовался глубокий ум. Он был русским, осевшим в Индии, сыном знаменитого художника и сам художник восходящей величины. Звали его Святослав Рерих. Визит оказался судьбоносным. Между Девикой и гостем сразу же возникла взаимная симпатия, и не прошло и года, как они поженились.

Это был следующий поворотный пункт в ее жизни. В 1945 г. в расцвете своей кинокарьеры она решила уйти из кино и начать новую жизнь – предаться заботам о Святославе Рерихе, чем она занимается и по сей день. Она помогает мужу в организации выставок, поддерживает связи с общественностью, содержит фруктовый сад в Кулу и плантацию эфироносов около Бангалора. В настоящее время Девика Рани занята созданием музея Рерихов в Кулу, в котором, помимо картин Николая и Святослава Рерихов, будет отдел культуры и антропологии, а также отдел богатой флоры долины Кулу. Девика Рани интересуется также национальными костюмами, украшениями и провела большую исследовательскую работу во время своих поездок по Индии.

В отличие от других кинозвезд прошлого, жизнь Девики Рани не превратилась в бездеятельность и прозябание в забвении. Она поддерживала связи с кинопромышленностью еще долгое время и в 1955 г. организовала в Дели семинар по проблемам развития индийского кино и путям их решения. Именно благодаря ее динамизму, организаторским способностям и тому глубокому уважению, которым она была окружена, она сумела добиться активного участия в семинаре таких деловых корифеев, как Притхвирадж Капур, Радж Капур, С.С. Вазан, К.А. Аббас, В. Шантарам, Дилип Кумар и Наргис. И это был не семинар кучки интеллектуалов, которые бы разглагольствовали об элитарном кино, а серьезный обмен опытом между подлинными мастерами и размышления о судьбах кино. В семинаре участвовали также китайская и русская делегации. Многие годы Девика Рани была активным членом Национальной Академии танца, драмы и кино, Sangeet Natak Academy [31], членом Центрального правительственного департамента по наглядному просвещению, Академии изящных искусств [32], Всеиндийского совета по народным ремеслам [33] и т.д. Однако, разочаровавшись в бюрократически пышной деятельности этих органов и убедившись в невозможности что-либо изменить, она вышла из их состава.

Ей присуждены такие высокие награды, как «Падма Шри» [34] в 1958 г. и первая премия Дадасахеб Пхалке [35] в 1970 г. за выдающийся вклад в киноискусство. Девика именуется Первой Леди индийского экрана – звание, которое она полностью заслужила. Но из всех наград самой до рогой для нее являются медаль и свиток, которые были преподнесены ей индийской прессой в 1937 г. после выхода на экран кинофильма «Савитри» за исполнение главной роли. Среди этих уважаемых журналистов были такие светила, как Б.Г. Хорниман и Потхан Джозеф.

Девика Рани следит за последними веяниями в индийском кино, несмотря на большую занятость в делах мужа с его выставками. Она радуется бурному росту количества фильмов, но считает, что это не решит проблемы улучшения качества самих фильмов. «Главная проблема – финансы. И до тех пор, пока эта проблема не будет решена, думаю, невозможно предотвратить появление фильмов, которые делаются в угоду самому неразвитому вкусу. Было бы хорошо иметь промышленные компании со студиями, но тогда нужны люди, которые могли бы широко мыслить и действовать, такие как Химансу Раи или С.С. Вазан. К сожалению, такой вид деятеля вырождается, и сейчас их всего лишь несколько человек, Радж Капур и Наги Редди».

О сегодняшних кинозвездах Девика Рани говорит: «Я не виню их за посредственные фильмы, потому что у них плохая подготовка и сценарий пишется прямо среди декораций во время самой съемки».


[1]    Narayan N. Movie Queens of yesteryear: Devika Rani // Filmfare. 1977. Vol. 26. № 23. Nov. 11-24 P. 42-47. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.

[2]    «Karma» («Карма», 1933). В главных ролях Девика Рани, Химансу Раи.

[3]    «The Light of Asia» («Свет Азии», 1925). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.

[4]    «Shiraz» («Шираз», 1929). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.

[5]    «A Throw of Dice» («Бросок костей», 1929). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.

[6]    UFA (Universum Film AG, Deutsche Film-Aktiengesellschaft, УФА) – немецкая киностудия, основанная в 1917 г.

[7]    «Jeevan Naiya» («Новая жизнь», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Ашок Кумар.

[8]    «Achhut Kanya» («Дочь неприкасаемого», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Ашок Кумар.

[9]    «Jeevan Prabhat» («Заря жизни», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Мумтаз Али.

[10]   «Kangan» («Браслет», 1939). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Ашок Кумар.

[11]   «Bandhan» («Оковы», 1940). В главной роли Ашок Кумар.

[12]   «Jhoola» («Качели», 1941). В главной роли Ашок Кумар.

[13]   «Kismet» («Судьба», 1943). Режиссер Гьян Мукерджи.

[14]   «Mahal» («Махал», 1949). Продюсер и исполнитель главной роли Ашок Кумар.

[15]   «Mashal» («Факел», 1950). В главной роли Ашок Кумар.

[16] Кхади – домотканая материя из хлопка. Борец за независимость Индии Махатма Ганди провозгласил кхади «одеждой нашей свободы».

[17]   «Jawani Ki Hawa» («Ветер юности», 1935). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Девика Рани.

[18]   «Janmabhoomi» («Родная земля», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.

[19]   «Mamta» («Материнство», 1936). В главной роли Девика Рани.

[20]   «Izzat» («Честь», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.

[21]   «Prem Kahani» («История любви», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Ашок Кумар.

[22]   «Savitri» («Савитри», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.

[23]   «Nirmala» («Нирмала», 1938). В главной роли Ашок Кумар.

[24]   «Vachan» («Речь», 1938). В главной роли Ашок Кумар.

[25]   «Durga» («Дурга», 1939). В главных ролях Девика Рани, Мумтаз Али.

[26]   «Anjaan» («Анджан», 1941). В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.

[27]   «Hamari Baat» («Общая беседа», 1943). В главной роли Девика Рани.

[28]   Савитри – имя царевны, героини «Сказания о Савитри» («Махабхарата», III, 277), которая силой подвижничества и преданности своему супругу Сатьявану вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.

[29]   «Punar Milan» («Прежняя встреча», 1940).

[30]   «Basant» («Весна», 1942).

[31]   Sangeet Natak Academy – индийская государственная академия музыки, танца и драмы, основанная в 1952 г.

[32]   Lalit Kala Academy – национальная академия изящных искусств, основанная в 1954 г.

[33]   The All India Handicrafts Board – Всеиндийский совет по народным ремеслам, созывается с 1952 г.

[34]   Падма Шри (Красота Лотоса) – одна из высших государственных наград Индии.

[35]   Престижная премия имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке, учреждена Правительством Индии в 1969 г.

 

К.А. Молчанова

Воспоминания о Девике Рани Рерих [1]

Это была очень красивая, небольшого роста, с большими темными внимательными глазами, удивительно яркая женщина. Поведение ее и поступки тоже всегда были красивыми и благородными. Ничего театрального или искусственного, никогда никакой суеты.

Вдумчиво деловая и одновременно очень женственная, она обладала медленной, спокойной походкой, была доброжелательна и приветлива со всеми и умела красиво шутить. Благодаря этому в ее присутствии всегда создавалась веселая, непринужденная атмосфера.

Так было и в тот вечер в мае 1960 г. в гостях у Юрия Николаевича Рериха, когда Девика Рани вместе с мужем Святославом Николаевичем Рерихом вошла в комнату и, увидев меня смущающуюся, села рядом, стала расспрашивать, откуда я, что и как, а потом подозвала Святослава Николаевича и предложила ему вместе взглянуть на мою ладонь. Она уговаривала меня не смущаться и чувствовать себя как дома, среди своих.

Так, с первого же мгновения нашего знакомства, Девика Рани стала моим другом. Она приняла искреннее участие во мне и быстро разобралась в моем душевном состоянии.

Перед расставанием в июле 1960 г. я попросила Девику Рани записать для меня те мысли, которые могли бы помочь мне в жизни тогда и в будущем. Вот некоторые из них:

«Перед восходом всегда темно, но восход всегда настает».

«Равновесие – это напряжение, и сила, и внутренний покой».

«Мои глаза – глаза Бога. Я вижу глазами духа. Я вижу ясный путь. На моем пути нет никаких преград. Я вижу лучший и счастливый план для меня в настоящем и навсегда».

«То, что по воле Бога не принадлежит мне, я не хочу для себя. Что мое, будет дано мне единственно правильным, только моим путем блага. То, что принадлежит мне, всегда придет ко мне безупречным путем с благословением Господним».

«Я шлю свои мысли о любви и гармонии каждому через свое сердце».

«Я никого и ничего не боюсь, потому что нахожусь под благословением Господним, а не под людским законом. Я в единстве с Богом».

«Я всегда должна подходить с верой к тому, что может вызвать во мне страх. Потому что в действительности я бесстрашна».

Наша сердечная дружба длилась почти до самого конца жизни Девики Рани. Мы встречались в Москве и Ленинграде во время каждого пребывания С.Н. Рериха и Девики Рани в Советском Союзе, а в остальное время переписывались. Девика Рани писала мне всегда матерински теплые письма. Их у меня три папки. Ее душевные наставления помогали и до сих пор помогают мне достойно идти по жизни.

Девика Рани обожала своего мужа С.Н. Рериха и считала своей миссией помогать ему во всем, что ей по силам, и не только в малых, бытовых делах. Приехав в Москву впервые после детства, С.Н. Рерих очутился в совершенно ином для него мире. Особенно это сказалось после смерти брата Ю.Н. Рериха 21 мая 1960 г. С.Н. Рерих и Девика Рани оказались в одиночестве перед неведомым им миром советской действительности.

Девика Рани удивлялась и сетовала на то, что организаторы выставки и искусствоведы на родине ее великого мужа были не в состоянии оценить все величие его духа и мастерство великого художника.

Узнав, что я могу стенографировать, она попросила меня непременно записывать для истории все, что говорит С.Н. Рерих. Поэтому она стала брать меня с собой повсюду, где он выступал. Так благодаря Девике Рани появились на свет мои записи бесед и выступлений Святослава Николаевича Рериха. Ведь тогда в России не было еще диктофонов. И эти записи действительно стали историческим документом.

Позднее, видя мое непреходящее желание не только общаться, но и составить летопись жизни С.Н. Рериха, Девика Рани настояла на том, чтобы он уделил мне хотя бы немного внимания, проверил и уточнил даты и факты своей жизни и творчества. Она чувствовала, что сам он никогда ничего о себе не напишет и никому не поручит.

Девика Рани человек необычный. Это великая дочь Индии. В ее душе и глазах отражалась вся глубина вековых накоплений духовной культуры этой древней страны. Девика Рани происходила из высшей, браминской касты, но в ней не было кастовых предрассудков, ни малейшего высокомерия по отношению к кому бы то ни было. Однажды она рассказала мне, как во время киносъемок дважды покушались на ее жизнь.

Первый случай. Она медленно ехала в открытой карете сквозь толпу. Подскочил мужчина и хотел плеснуть ей в лицо соляной кислотой, но споткнулся, склянка выпала из рук, и его задержали.

Другой случай. Когда на съемке артист по сценарию должен броситься с какой-то высоты, внизу его ловят в натянутую сеть. Девика Рани бросилась со скалы, а рабочих внизу не оказалось. Она разбилась, но выжила.

Оказывается, став в молодости артисткой, Девика Рани сознательно бросила вызов своему сословию. Это был ее гражданский акт во имя эмансипации индийской женщины.

В январе 1975 г. в Ленинграде на завершающем этапе подготовки выставки С.Н. Рериха в Эрмитаже появились уборщицы, и мы услышали грубые окрики администратора. Девика Рани подошла к уборщицам, встала между ними, а меня попросила сфотографировать. Так она cвоим примером дала другим понятие о необходимости уважать человека, независимо от его общественного положения.

Простая, ласковая и доброжелательная ко всем, она умела незаметно, без всякого нажима защитить не только других, но и С.Н. Рериха. Еще в 1960 г. в Москве по возвращении из Ленинграда в гостиницу «Украина» оказалось, что их номер заселен, а вещи выставлены.

Нетребовательный Святослав Николаевич, правительственный гость, соглашался на любой номер. Тогда Девика Рани взяла инициативу в свои руки и настояла на том, чтобы им был предоставлен тот самый люкс или равноценный номер. Она всего лишь села около администратора и всем своим необычным восточным видом напомнила о своем иностранном подданстве и человеческом достоинстве.

Девика Рани неизменно сопровождала своего мужа С.Н. Рериха в его поездках в Россию, и они всюду бывали вместе. Во время выступления С.Н. Рериха в Географическом обществе в Ленинграде 21 января 1975 г. его попросили хотя бы кратко рассказать и о своей супруге. Это было в присутствии самой Девики Рани. Он ответил:

«Вы видите перед собой живой кусочек Индии, который я смог вам привезти. Она родом из Восточной Бенгалии [из] семьи Тагоров. Так что у нее богатая культурная основа. Она была самой знаменитой киноактрисой в Индии и многие годы возглавляла первую студию Индии, так называемую “Бомби Токиз”, которая была, может быть, самой лучшей. Некоторые из ее фильмов стали классикой. И когда я недавно увидел один из этих фильмов, то удивился, как высоко они стояли технически.

Родители считали, что в Англии она получит лучшее образование. Интересно, что, когда в Англии мы бывали у Тагора, с ней там не встретились и повстречались значительно позже. Она очень обогатила мою жизнь и обогащает. Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и, может быть, одна из главных причин, почему я так люблю Индию».

Девика Рани была беззаветно преданной женой и другом Святослава Николаевича и однажды написала так: «У меня только одно желание... Когда я выполню свою задачу помогать ему в меру своих слабых сил, чтобы Бог взял меня немного раньше, чтобы я не оказалась одна без Святослава. Такая мысль, возможно, эгоистична, потому что он в жизни без меня очень теряется, конечно, не в больших делах, но в малых, бытовых».

Однако мы знаем, что закончилась ее жизнь все-таки без Святослава Николаевича, что она была трагично беспомощна в своей глубокой старости и оказалась жертвой в руках непорядочного человека, секретаря, предавшей этих великих людей в своих корыстных целях.

Девика Рани считала, что для укрепления мира на Земле исключительно важным звеном должна быть дружба между народами Индии и России. Союз Девики Рани и Святослава Рериха является для нас ярким символом такой дружбы.


[1]Молчанова К.А. Воспоминания о Девике Рани Рерих // Культура и время. 2008. № 2. С. 26-29.

 

Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой [1]

20 июня 1964 г.

Моя мама [2] жила в городе [3], и я каждый день ездила ее навещать и там же у нее работала – делала все, что мне самой надо. Она жила в арендованном доме. Теперь, когда она умерла, договора у нас нет, и мы должны подыскать другой дом в городе, где могли бы работать...

Уход нашего любимого Премьер-Министра [4] – ужасный шок. Это нас сильно затронуло, и так грустно. Миллионы здесь чувствуют его смерть как личную потерю. Он всегда будет с нами, и его Дух всегда будет помогать нашей стране. Цвет его красной розы никогда не поблекнет в наших сердцах.

 

21 сентября 1964 г.

Естественно, наша жизнь очень насыщенна. Мы встаем утром рано и начинаем работать примерно в 08-30. Когда же нам надо ехать в город в мой офис, где делается вся наша работа, где надо печатать или где назначены встречи, мы уезжаем из дома в это же время. И так как живем за городом, доезжаем на своей машине примерно к 09-30.

Затем весь день работаем в области культуры: выполняем заказы на статьи мужа, посылаем извещения в индийские журналы и за границу, посещаем собрания и художественные школы, где ждут совета от мужа, и одновременно происходит еще много всего другого, так что не замечаешь, как проходит день.

Если нам нужно написать нечто важное и послать, то секретари наши [5] печатают это. И если книги и пр[очее] надо готовить, то они же печатают. Так что весь день уходит на работу, которая заключается в столь многом. Вот как раз сейчас мы очень заняты Мемориалом Неру [6], для которого создана большая комиссия. Это в Дели. И нам нужно ехать туда. Вместе с несколькими другими ответственными людьми мужу поручено дать окончательное заключение по мемориалу.

Все друзья и те люди, которые заинтересованы в нашей работе и хотят с нами поговорить, обсудить что-то с мужем и посоветоваться с ним, приходят сюда в наш офис. Это маленький уютный и очень удобный для нас дом, потому что он в городе.

Если же мы остаемся дома, работа начинается в то же самое время. Святослав Николаевич идет в свою студию и рисует. У него сейчас начато так много картин! Некоторые уже закончены, но ему предстоит еще очень много сделать.

Я работаю по дому, но сначала разбираю всю почту. Сейчас, в этот момент, я печатаю, сидя дома. И здесь так прекрасно: около студии все в цвету и птицы поют. Это очень красивое место. Затем после полудня я читаю все присланное нам – книги, статьи и пр[очее], чтобы подготовить для Святослава Николаевича. Потом, под вечер мы выходим на длительную прогулку прямо в эти великолепные джунгли, а по вечерам читаем все самое важное вместе. Обедаем в 8 вечера, читаем примерно до 10, если у нас нет гостей, и около 11 ложимся спать. Вот набросок нашего дня.

Но постоянно вторгаются изменения, потому что часто приходится путешествовать.

Писать я должна всем по всему миру, во многие художественные учреждения, людям и друзьям. Святослав Николаевич пишет редко, потому что у него на это нет времени. Мне же приходится очень много печатать. Так что нет возможности писать от руки.

 

10 октября 1964 г.

...В СССР 90-летие отца [7] и 60-летие сына [8] были также отмечены: два ледника названы их именами в Киргизском Алатау, в бассейне реки Аламедин. И Президент Индии [9] прислал нам свои поздравления по этому случаю.

Когда же отмечалось 60-летие Юрия Николаевича, столько было послано в Институт востоковедения АН СССР приветствий от именитых людей, но никто из них не получил в ответ благодарность из Института.

 

26 октября 1964 г.

В честь Святослава Николаевича в день его шестидесятилетия 23 октября мы провели традиционную пуджу [10] с цветами в его студии. И когда читались древние стихи, специально предназначенные для 60-летия человека, в студии чувствовалось присутствие Учителя. Это был незабываемый день [11].

«Дорогая Кира, Ваше приветствие [12] меня очень обрадовало. Спасибо Вам большое! Все будем трудиться на Общее Благо, для великого светлого Будущего – в этом радость и счастье!

Всего, всего Светлого

Святослав Рерих».

6 декабря 1964 г.

Я должна учить и хорошо знать хинди. Это не мой язык. Мемориальная галерея в Кулу (Наггар) очень хороша. Она размещена в четырех комнатах главного здания, где Н[иколай] Константинович] рисовал и откуда видны Гималаи.

90-летие профессора Н. Рериха там праздновали около памятника на месте его кремации. Много-много людей собралось, также и официальные лица, чтобы выразить ему уважение. Был прочитан текст радиопередачи Святослава Николаевича к 90-летию отца. Отслужили красивую пуджу. Было замечательно. Все молились, и пришло много деревенских жителей.

 

29 декабря 1964 г.

К нам недавно заезжали, чтобы посмотреть картины, приглашенные нашим правительством делегации из разных стран. Среди них были и две русские делегации – 45 студентов и 29 ученых – все из разных концов России, СССР. Приятно было наблюдать, как они радовались, любуясь картинами, и сколько уважения и любви выражали Святославу Николаевичу.

Мы были счастливы принять их во время Рождества и радовались этой встрече. Она была очень сердечной, теплой. Все получили что-то с нашей елки.

 

10 и 12 февраля 1965 г.

С[вятослав] Н[иколаевич] должен был отобрать 200 картин из 2000 на Всеиндийскую художественную выставку в Национальной галерее в Дели. Сейчас постоянные встречи, работа в Академии [13].

 

11 марта 1968 г.

Нынче было много знатных посетителей из СССР. Конечно, у нас постоянно бывают иностранные посетители, но самая большая радость от возможности приветствовать друзей из любимой России...

Кира, нельзя впадать в депрессию, надо работать, вникая в то, что делаешь, всей душой, постоянно помнить о Боге, о мире, наблюдать природу и черпать из нее силу. Это великая молитва – помнить Его Имя непрерывно во время работы, во время прогулки, смотреть Его глазами и все делать с радостью. Все от Него, ты только инструмент для исполнения Высшей Воли. Путь не в церкви или монастыре, путь в мире, а это самое трудное, потому что человек не защищен в мире. И каждый должен найти свой путь, а он у всех разный. У каждого своя задача в жизни, и мы должны ее выполнять.

Кира, люби все, все – от Него, улыбнись, читая эти строки, и увидишь Свет. Я не могу писать часто, но помни: мы оба всегда рядом с тобой, мы так часто думаем и говорим о тебе. Всегда держи цветы около себя, даже если это один цветок, и увидишь, что нас окружает Красота, чистая и радующая. Ты должна писать мне, даже если это будет всего лишь маленькое письмо. Это будет делать тебя счастливее. Это связь.

 

10 июня 1968 г.

Дели – замечательный город, в нем так много есть что посмотреть, так много людей встречаешь и столько всевозможной работы приходится делать там по искусству, помимо встреч со всякими официальными лицами, не только индийскими, но и иностранными, которые стали нашими друзьями. В Дели нам всегда также многое надо успеть сделать ради той работы, которая у нас на юге. Все это отнимает очень много времени, оно всегда на пределе; хотя мы и испытываем удовольствие от всего этого, но зато писать некогда.

Только от самого человека зависит, может ли он притягивать и испытывать добро и счастье жизни. Возможно же это только, когда в сердце прочный покой. Запомни, ничто негативное или недоброе, ни один плохой человек не подойдет, если ты внутри спокойна. Говори себе, что ты несешь Свет внутри и содержишь самое ценное – любовь и красоту внутри себя, и увидишь, как это тебя защищает и укрепляет.

 

28 октября 1968 г.

Мы так заняты работой весь день, что единственное время для себя наступает только в 8 часов вечера, и тогда после ужина можем пару часов отдохнуть и почитать. Это единственная возможность, а по ночам мы не пишем.

Муж не может садиться и писать от руки после того, как целый день простоял на ногах и писал картины. Когда же он в городе, в офисе, он не может заниматься ничем другим, как только тем, что надо делать в городе.

Наши два секретаря все время заняты, потому что мы оба диктуем письма и отвечаем на них, а муж часто диктует также свои речи и пр[очее] необходимое для заседаний, которые должен посещать. Так что просить его о чем-либо другом совершенно невозможно. Но, думаю, все-таки он должен был бы сам написать очерк своей жизни, потому что даже я многого не знаю из жизни его семьи, а это важно для истории.

Только что отпраздновали день рождения мужа и Дивали [14] – праздник огней, который бывает в этот же день. Все деревенские дети пришли за сладостями и поиграть с фейерверками. Друзья тоже пришли и провели с нами весь день и вечер. Подобные моменты в жизни очень дороги и прекрасны здесь, в Индии. Они свойственны Индии. Эти праздники дошли до нас из глубин древности и несут особую атмосферу света и счастья. <...>

Я вижу, что муж больше, чем я, наслаждается Индией – от всего того, что она содержит. И он, будучи ученым и художником, археологом и просто замечательным человеком, очень хорошо понимает глубину и значение всего, что видит. Для него богатство природы является непреходящей радостью.

 

25 ноября 1968 г.

Думаю, вы совершенно правы, что муж должен непременно написать хотя бы очерк о своей жизни, потому что даже я не знаю многого о нем и о его семье. А он умудряется не говорить об этих вещах и всякий раз, когда я сажусь записывать, он откладывает это и говорит: «Когда будет время, я сам напишу!»

Так проходит год за годом. И до сих пор у нас нет нужных сведений. Я совершенно уверена, что если бы вы были здесь или мы снова встретились в СССР, вы смогли бы что-нибудь от него узнать.

У меня еще и другая проблема с мужем. Она заключается в том, что он так прекрасно умеет писать о многом, и я собрала часть его сочинений, посланий, речей, выступлений по радио и т.п. Единственное, что мне надо, чтобы он все-таки прочитал, сам проверил и внес необходимые исправления. Однако это не сделано до сих пор. Каждый год я беру все это с собой в Кулу, и каждый раз все остается непроверенным.

Все, что он делает в Кулу, конечно, особенно ценно. Там, в тишине кабинета Мадам Рерих, сидя за ее рабочим столом и глядя на возвышающуюся перед ним гряду снежных гор, он продумывает свои картины, ясно представляет и вырабатывает разные решения.

Хорошо и то, что мы закончили его исследование «Искусство долины Кулу» [15], и книга, надеюсь, выйдет в декабре [16]. Это научный труд, но написан он настолько прекрасно, что каждому будет понятен. Рассказ об искусстве этой фантастической долины разворачивается в такой прекрасной манере, что захватывает читающего, и невозможно оторваться вплоть до самой последней строки этой книги. Все фото сделаны им самим во время нашего посещения разных святынь, памятников и мест большого исторического и духовного значения. Искусство долины Кулу фактически начинается с времен Махабхараты. Так что вы можете себе представить, сколько надо было вместить, чтобы написать на эту значительную тему.

И когда вы тоже прочитаете книгу, будете изумлены тем, как такой большой объем содержания уместился всего лишь в несколько глав и с такой легкостью и изяществом...

Он самый удивительный человек из всех, которых я встречала в своей жизни. Говоря это, я имею в виду то, что встречалась с такими людьми, как Тагор, Неру, Ганди, Эпштейн и Эйнштейн, и великие писатели и поэты, и артисты, включая мадам Анну Павлову.

Среди тех великих людей, которых я встречала в детстве и юности и даже будучи взрослой и которых продолжаю встречать, Святослав выделяется как сияющая Звезда. Это потому, что, я думаю, в его гениальной личности отражается и ярко светит многогранная индивидуальность. Кроме того, самое прекрасное в Святославе – это абсолютная простота. Он совершенно прост, как малый ребенок, и его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. Он кажется настроенным на Беспредельность, и тем не менее он умеет приложить руки к любой самой незначительной работе, если ее надо выполнить. Он каждого встречает обходительно, с любовью и интересом. И я не перестаю удивляться его бесконечному терпению, которое наблюдаю в течение всей нашей совместной жизни, и все же продолжаю удивляться тому, как чудесно он умеет жить. Он никогда не говорит о морали и не учит высшим ценностям жизни, но находящийся рядом учится, глядя на него.

Поэтому в день его рождения 23 октября и в наш день свадьбы, который приходится на 23 августа, и в другие праздники, как, например, Рождество, Пасха, и в разные индийские праздники я всегда от всей души благодарю Бога за то, что мне повезло в жизни встретить такого великого человека. Я всегда молюсь в эти и другие дни о том, чтобы у него была долгая и счастливая жизнь и чтобы он мог продолжать одаривать мир красотой.

У меня только одно желание, дорогой мой друг. Когда я выполню свою задачу помогать ему в меру своих слабых сил, чтобы Бог взял меня немного раньше, чтобы я не оказалась одна без Святослава. Такая мысль, возможно, эгоистична, потому что он в жизни без меня очень теряется, конечно, не в больших делах, но в малых, бытовых.

 

24 марта 1975 г.

Мы передали в дар Эрмитажу несколько картин [17] – те, которые они захотели и которые выбрал директор [18] вместе с мисс Грек. Скажите ей, чтобы она постаралась выставить как можно больше. Во всяком случае, мы знаем, что эти картины будут экспонироваться в Эрмитаже.

 

1 сентября 1976 г.

Как замечательно было получить Ваше письмо от 11 августа вместе с приложенными статьями о Рерихах из «Советской энциклопедии», том 22 [19]. Согласна, что это интересно. Однако муж говорит, что там некоторые неточности, данные отрывочные, то есть неполноценные. Во всяком случае, хорошо иметь это как справку. Спасибо, что послали.

Вам будет приятно узнать, что наши картины вернулись [20]. Они были посланы специальным самолетом из СССР и были очень хорошо упакованы. Открыв некоторые ящики, мы убедились в превосходном состоянии картин.

 

1 февраля 1977 г.

В ноябре Святослав Николаевич получил советскую премию имени Неру [21]. Состоялось замечательное торжество, всем было приятно...

Нас пригласили в Сибирь, но я очень болела. И доктор предупредил о невозможности путешествия. Нельзя ехать в такой холодный климат. Это было бы пагубно. Тем не менее мероприятие [22] прошло удачно, и мы получили оттуда очень хорошие фотографии.

 

15 марта 1978 г.

Скоро поедем в Болгарию. 10-го прибыл специальный самолет из Болгарии, чтобы забрать 300 картин, и улетел 11-го. И теперь картины уже в Софии. (132 картины Н. Рериха и 168 С. Рериха.) Всего же на выставке в Софии будет примерно 400 картин – 24 из Нью-Йорка, 30 из Третьяковской галереи и 30 из Русского музея.

 

6 декабря 1979 г.

Мы спокойно отметили здесь 75-летие Святослава Николаевича. Но в Дели в честь него был замечательный прием у Посла [23], на котором присутствовал ряд ученых с приветственными посланиями из России. Мероприятие было великолепно организовано и доставило всем большую радость.

 

8 февраля 1980 г.

Выставки в Болгарии прошли великолепно. Тысячи и тысячи людей посетили их. Болгарское Правительство осыпало Святослава Николаевича почестями...

Здесь, в Индии, Святослав продолжает работать. Он много рисует и пишет. Сейчас занят также широким проектом создания местного Комплекса Искусств, в котором будут выставочные залы; зал, посвященный обоим Рерихам – Николаю и Святославу. У нас будут проводиться также и зарубежные выставки. При нем есть хорошая школа искусств, в которой есть секции скульптуры, современного и древнего искусства, также местного искусства, включая традиционную живопись, и скульптуру, и старинные разрисованные куклы из пергамента – очень красивые. Собирается древнее искусство Юга, особенно Карнатаки, и будет размещаться в этом комплексе.

 

17 декабря 1980 г.

Святослав Николаевич приобрел землю под центр искусств в Бангалоре и является патроном этого комплекса. И когда все будет завершено, центр станет привлекать большое внимание не только в Индии, но и из-за рубежа.

 

19 августа 1981 г.

К этому письму прилагаю нашу телеграмму (22.07.1981) Президенту Болгарии [24], отцу мадам Живковой, [посланную] как только узнали об ее уходе. Смерть ее была для нас шоком. И это не только потому, что у нас были совместные планы на будущее развитие сотрудничества между нашими двумя странами. Но и потому, что она была также очень близким нам другом. Она действительно любила нас и всегда оказывала нам радушное гостеприимство от своего правительства. Она была так предана нам! Меня она любила особенно и называла своей сестрой. Говорила, что если я что-то захочу и попрошу ее об этом, то она непременно исполнит все, что в ее силах. Она была такой милой и доброй, когда мы приехали к ней домой попрощаться. Вот и сейчас я пишу и четко вижу ее улыбающееся лицо в прощальном жесте.

 

1 июня 1982 г.

Мы получили страшное известие о кончине Павла Федоровича [25]. Это полностью вывело нас из душевного равновесия и совершенно опустошило. Трудно представить себе, что его больше нет и что мы вновь не увидим его дорогое лицо.

 

21 августа 1985 г.

Да, восьмидесятилетие Святослава] Николаевича] отмечено достойно как в России, так и в Софии. Он получил много наград, включая редкий орден Дружбы Народов от главы СССР [26], а также орден «Мадарский Рыцарь» от Президента Болгарии [27].

 

9 июля 1986 г.

В настоящее время С[вятослав] Н[иколаевич] пишет портрет Индиры Ганди [28], о чем попросил его Раджив. Это большой портрет, который будет повешен в здании Парламента напротив портрета г-на Неру [29], портрета очень красивого и являющегося великим произведением искусства. Наряду со всеми другими делами, работа над портретом полностью захватила его. С[вятослав] Н[иколаевич] весь отдается этой работе, и не только потому, что он Рерих, но и потому, что это портрет великого государственного деятеля Индии и всего мира.

 

3 июля 1987 г.

В Швейцарии мы встретились с президентом Нью-Йоркского музея К. Кэмпбелл-Стиббе. Ей уже 86 лет [30], и мы сочли своим долгом навестить ее, так как их дружба со Святославом Николаевичем длится уже более 60 лет. Оттуда поехали в Софию.

 

2 сентября 1987 г.

Спасибо за то, что передали некоторые материалы обо мне своему другу. Если находите это нужным, уверена, что написано будет хорошо. Считаю, что когда Святослав Николаевич совершает важный выезд (как это было последний раз, когда мы были в Москве) [31], мне не следует давать повод писать о себе. Если нужно, это можно сделать в другое время. Кроме того, это был официальный визит по приглашению Академии художеств СССР, и потому всякая гласность может быть связана только с личностью Святослава Николаевича.

Читали ли в «Литературной газете» большую и хорошо принятую статью мадам Мамаладзе на полную страницу с прекрасным фотоснимком С[вятослава] Николаевича] [32]? Постарайтесь достать. Очень приятно сознавать, что имя Святослава Николаевича становится все более популярным в СССР. Так и должно быть, также и то, что по телевидению часто дают разные беседы Святослава] Николаевича] Помимо всего, он, конечно, великий художник и великий сын России.

 

11 января 1988 г.

Здесь проходил фестиваль СССР [33] и сейчас завершился. В нем приняли участие около 800 артистов, и все в Бангалоре были поражены удивительным балетом, поп-музыкой, оркестром, народными танцами и пр[очим]. Приехало много наших друзей из Посольства в Дели, также из консульства в Мадрасе, так что здесь образовалась небольшая Россия. В имении нас посетили примерно 57 участников балетной труппы, и они были счастливы увидеть картины Святослава] Николаевича].

 

14 марта 1988 г.

19 ноября 1987 г. Президент Индии снял покрывало с прекрасного портрета миссис Ганди в день ее рождения. И теперь она навечно в здании Парламента. Портрет очень понравился Радживу и всем присутствующим, и [Раджив] поблагодарил Святослава Николаевича за его дар нации.

16 октября Святослав Николаевич был избран членом Национальной Академии изящных искусств. Теперь он академик трех академий изящных искусств – Болгарии, СССР и Индии.

 

28 марта 1988 г.

Нашему баньяновому дереву 600 лет, и в нем маленький храм.


[1]    Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой // Культура и время. 2008. № 2. С. 30-35. Перевод и примечания К.А. Молчановой.

[2]    Речь идет о Э. Лиеле Чаудхури.

[3]    В Бангалоре.

[4]    Речь идет о смерти Джавахарлала Неру 27 мая 1964 г.

[5]    У Рерихов работали секретарями две женщины.

[6]    Мемориальный музей и библиотека имени Джавахарлала Неру в Дели.

[7]    Николая Константиновича Рериха.

[8]    Святослава Николаевича Рериха.

[9]    Речь идет о Сарвепалли Радхакришнане.

[10]   Пуджа – в индуизме церемония почитания богов: подношение цветов, воскурение благовоний и др., а также предметы для жертвоприношений.

[11]   Далее приписка С.Н. Рериха.

[12]   К.А.Молчанова посылала С.Н. Рериху поздравление со своим рисуком Вана Томаса (флюгер в виде дозорного воина на башне ратуши г. Таллинна)

[13]   С.Н. Рерих работал в жюри Индийской национальной академии изящных искусств, которое осуществляло отбор картин на Президентскую премию.

[14]   Дивали (Фестиваль Огней) – главный индийский и индуистский праздник, отмечаемый 23 октября и символизирующий победу Добра над злом; и в знак этой победы повсеместно зажигают свечи и фонарики.

[15]   Roerich S. Art in the Kulu Valley. Kulu: Roerich Museum, 1967.

[16]   Так в тексте.

[17]   В январе 1975 г. С.Н. Рерих передал в дар Государственному Эрмитажу картины: «Надежда» (1943), «Вечный зов» (1944), «Лахул» (1944), «Красное дерево» (1950), «Весна в Кулу» (I960), «Часовые» (1961), «Тот другой мир» (1963), «Лакшамма» (1974), «Красные стволы» (1971).

[18]   Речь идет о Борисе Борисовиче Пиотровском.

[19]   Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 22. М.: Советская энциклопедия, 1975. – 3-е изд.

[20]   Речь идет о произведениях Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, в 1975-1976 гг. путешествовавших по городам СССР в составе юбилейной выставки.

[21]   С.Н. Рерих 15 ноября 1976 г. был удостоен Международной премии имени Дж. Неру за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление индосоветской дружбы.

[22]   Речь идет о первой Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», состоявшейся в октябре 1976 г. в Новосибирске.

[23] В 1977-1983 гг. послом СССР в Индии был Юлий Михайлович Воронцов.

[24]   Речь идет о Тодоре Христове Живкове, Председателе государственного Совета НРБ.

[25]   Павел Федорович Беликов скончался 15 мая 1982 г.

[26]   Указом Президиума Верховного Совета СССР 9 ноября 1984 г. С.Н. Рерих награжден орденом Дружбы Народов (в мае 1985 г. орден был вручен С.Н. Рериху в Дели в посольстве СССР).

[27]   В ноябре 1984 г. С.Н. Рерих награжден орденом Государственного Совета Народной республики Болгарии «Мадарский Рыцарь» в знак большой дружбы и сотрудничества с болгарской национальной культурой.

[28]   Речь идет о «Портрете Индиры Ганди» (1987). Холст, масло. Парламент Индии.

[29]   См. примечание 2 на с. 165.

[30]   Так в тексте. В действительности – 89.

[31]   Речь идет о визите С.Н. Рериха в Москву для участия в выставке произведений членов Академии художеств СССР в мае 1987 г.

[32]   МамаладзеИ. «Мы ответственны в своих мыслях...» // Литературная газета. 1987. № 27.

[33] Фестиваль советско-индийской дружбы (Фестиваль СССР в Индии) по инициативе М.С. Горбачева и Р. Ганди состоялся в 1987-1988 гг.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 194