С.Н. Рерих

ОБ ИСКУССТВЕ КАНГРА

Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч

Долина Кулу, которая вместе со Спити и Лахулом образует самую восточную часть района Кангры, являлась в прошлом торговым путем в Центральную Азию. Впоследствии, с постройкой дороги в Ладак через Кашмир, эта важная артерия утратила свое значение. Китайский путешественник Сюань Цзан упоминает Кулу в своих «Записках о путешествии в Индию», называя ее королевством Кулута. Он пишет, что это была буддийская страна, в которой насчитывалось свыше двадцати монастырей, а также имелась колонна Ашоки, обозначавшая место, где проповедовал Владыка Будда.

Так было в VII веке; теперь ничего из этого уже не осталось, и только предание то тут, то там упоминает о буддийских центрах. Правда, до сих пор не были предприняты ни археологические раскопки, ни систематическое изучение, однако существование определенной школы буддийского искусства, которая процветала здесь с самых ранних времен, не вызывает сомнений.

Кулу упоминается в древнейших индийских манускриптах, и с этой долиной были связаны такие имена, как риши Вьяса.

Самые ранние монеты, найденные в Кулу, относятся к I веку н.э., и согласно надписям на кхароштхи [1] они принадлежали королевству Кулута.

В Лахуле была найдена сасанидская [2] ваза, существует также ряд изображений эпохи Гуптов, сохранившихся в некоторых отдаленных местах этого района.

Не приходится сомневаться, что индо-греческая культура и кушанские [3] веяния проникли в эти долины.

Торговый путь через Центральную Азию, который служил также артерией для многочисленных вторжений, был хорошо обустроен, и если подниматься на перевал Ротанг, ведущий из Кулу в Лахул, то можно и поныне обнаружить каменные ступени, сложенные века назад для удобства путешественников. Кто же сложил эту лестницу? Трудно сказать, но, возможно, она существовала там со времен очень давних контактов с Центральной Азией. Лестница, которая поднимается по склону горы на расстояние в несколько тысяч футов, свидетельствует об очень оживленном движении.

Буддийская традиция сохранилась только в Лахуле и Спити. В Кулу она была полностью вытеснена индуизмом и местными культами, обнаруживающими свое сходство с культами исконных обитателей этих долин, принадлежащих к группе монкхмер, которых до сих пор можно встретить в некоторых более отдаленных и изолированных долинах, таких как, например, Малана – ответвление долины Кулу.

Одной из самых ранних скульптур, обнаруженных в этом районе, является хорошо известное изображение Будды из Лахорского музея, найденное в деревне Фатехпур в Кангре и датируемое 578 годом. Другие скульптуры периода Гуптов, которые  я нахожу в районе, в целом следуют образцу фатехпурского Будды; видимо, существовал определенный стиль, характерный для этого края. Этот стиль, как я уже упоминал, несомненно ведет свое происхождение от более ранних гандхарского [4] и кушанского стилей; общая их черта – инкрустация металлом, которая могла появиться как результат греческого влияния, ибо это было особенностью некоторых египетских и греко-римских бронзовых скульптур. Так, для этих скульптур весьма характерно использование серебра для глаз, красновато-золотистой меди – для рта и отдельных частей одежды или орнамента. В некоторых из них я даже находил вставки из бронзы и меди различных оттенков для создания дополнительного цветового плана, – нечто похожее на то, что можно видеть в троне фатехпурского Будды. Бронза, использованная для самой фигуры, обыкновенно довольно бледного оттенка, что создает хороший фон для инкрустации.

Мы слышали о создателях скульптур из Манди и Сукхета, и, надо полагать, традиции их искусства довольно древние.

Требуется проделать еще очень большую работу, чтобы найти недостающие звенья в переходе от эпохи Гуптов к веяниям периода Палов, которые пришли в Кулу и в этот район с востока, вероятно, с переселением некоторых правящих семей Палов, решивших обосноваться в этих нагорьях. По преданию, нынешние правители Манди, чья фамилия Сена, пришли сюда в ХI веке с востока, а другие ветви с фамилией Пала пришли с юга, то есть из Пуны, куда они переместились из Бенгалии. В ряде скульптур того периода ясно прослеживается заметное влияние палской традиции. Прекрасные скульптуры из храма в Баджауре в Кулу являются типичными образцами искусной работы палских мастеров, исполненной в черном камне, пригодном для очень тщательной обработки. Эти скульптуры, выполненные в красивом, изысканном стиле, представляют собой весьма утонченные изображения и являются работой мастеров высокого класса, которые в полной мере овладели всеми тонкостями резьбы по камню в палском стиле.

Существует множество каменных рельефов с растительным орнаментом, с красивыми завитками, вероятно, того же периода, которые можно обнаружить по всей долине до самой Манали. Также известен ряд бронзовых изделий, свидетельствующих о влиянии традиции эпохи Палов.

Последние века являются временем полного упадка и утери мастерства, вызванными либо вторжениями, либо какими-то другими причинами, – трудно сказать. Это время отличается довольно грубой каменной скульптурой и бронзовыми изображениями, совершенно непохожими на прекрасную бронзовую маску Мунджи Деви из храма в Нирманде, датируемую IХ–Х веком.

Маски богов и богинь, представляющие собой рельефные изображения лица божества, являются одной из характерных для Кулу и прилежащих индуистских районов особенностей. Эти маски обычно дарили храмам верующие, и потому многие из них имеют надписи и датированы. Эти маски, являющиеся копиями богов из храма, во время больших празднеств и религиозных церемоний выносятся за его пределы на передвижных алтарях и служат, так сказать, представителями храмовых богов. Интересно отметить, что все эти маски обычно инкрустировались различными металлами, а иногда драгоценными и полудрагоценными камнями. Возможно, это пережиток более ранней традиции инкрустированных бронзовых изображений.

Так называемая школа искусства Гуге, которая процветала в Спити и получила распространение в соседних районах, несомненно, является продолжением или переработкой традиций палской школы, пришедшей в долину с востока. Ее буддийские изображения – пока единственные известные образцы живописи, уцелевшей в этом крае. Довольно часто в этих стенописях можно обнаружить и среднеазиатскую манеру в изображении семейства жертвователей, помещавшегося в одном из нижних углов росписи. Эта особенность появилась, видимо, вместе с другими веяниями, пришедшими через великий Центрально-Азиатский путь.

По преданию, в районах Кулу и Кангры наряду с бронзовыми и каменными изображениями существовала ранняя местная школа живописи. Однако от этого раннего искусства ничего не осталось. Возможно, мы еще найдем манускрипты, которые обычно писались на бересте и часто, согласно преданию, иллюстрировались. Возможно, мы даже обнаружим и стенопись, но до сих пор еще ничего не найдено. Последняя так называемая школа Кангра процветала в нижележащих областях (а возможно, проникла и далеко на север, в высокогорные районы долины Кулу), и самое раннее известное нам искусство относится к ХVII веку, это так называемые стили Басоли и Гадди [5]. Как представляется, стиль Басоли является развитием более раннего, коренного для этих мест искусства, своего рода раджпутско-могольской интерпретацией местных культов гадди, кульминировавших в культе Кришны – бога в образе пастуха. Искусство Кангра достигло исключительного совершенства в ХVII–ХVIII и начале ХIХ века. Правда, поздние образцы утратили непосредственность более ранних школ; изначальная традиция и свежесть уступили место совершенству техники, которая своими собственными ограничениями и предписаниями обычно подавляет истинное вдохновение и чувства, столь живо выраженные ранними художниками, – они заглушаются тысячью и одним техническим соображением и очередным нововведением. Упадок – это явление общее для всех искусств, оно имеет свою аналогию практически в каждой сфере жизни и может служить символом нашей механической цивилизации со всем тем отрицательным, что приносит нам наш стремительный технический прогресс.

Школа Кангра проникла на восток вплоть до Техри-Гархваля, где в ХVIII веке творил великий художник Мола Рам. Поначалу Мола Рам работал в могольской технике, но позднее перешел к традиционному стилю Кангра и создал очень красивые и совершенные по технике миниатюры. До нас дошло очень немного имен художников, это искусство остается преимущественно анонимным. Известны и другие имена, как Манак или Кшачанд, и я совершенно уверен, что по мере дальнейшего изучения школы Кангра всплывут и многие другие имена. Невозможно отрицать тонкий лиризм миниатюр Кангра. В них нашла свое отражение необычайно пышная красота природы этих районов, которая вдохновляла художников на создание замечательно декоративных композиций, насыщенных теми богатыми и красочными деталями, которые она столь щедро раскинула перед ними. Красивые цветущие деревья, луга, горные склоны, красивый кангрский тип – тип, который сохраняется и поныне. Тонкий лиризм, яркость цвета – все это привело к созданию уникальной традиции, известной нам как школа Кангра. Свежесть сельского взгляда оказала свое влияние на формирование традиции Кангра, но меняющийся образ жизни и политические перемены в стране, как это обычно бывает, привели к исчезновению в середине прошлого века этого стиля выражения. Будем надеяться, что новые художники станут следовать богатой и замечательной традиции Кангра, взяв за образец те прекрасные композиции и поэтические образы, которые мы находим в их миниатюрах.

[1960-е годы]

Из архива МЦР


[1] Кхароштхи – разновидность древнего индийского письма (около V в. до н.э. – V в. н.э.).

[2] Сасанидский – относящийся к периоду правления династии Сасанидов в Иране (III–VII вв.).

[3] Кушанское царство (I – начало IV в. н.э.), древнее государство, занимавшее в период расцвета (конец I – III вв.) значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Синьцзяна.

[4] Гандхара – область в Пенджабе и северо-восточном Афганистане, прославившаяся школой скульптуры, возникшей здесь в период Кушанского царства.

[5] Гадди (также Пахари Бхармаури) – название пастушеского племени, нашедшего убежище в Гималайских предгорьях во времена мусульманского нашествия.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 472