Л.Р. Цесюлевич

СВЕТОНОСНОСТЬ И ЦВЕТОНОСНОСТЬ ЖИВОПИСИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА

«Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ – в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасной...» [1].

Так мыслил художник Святослав Рерих, сын Николая Рериха, наследник его духовного мира и продолжатель его деятельности, почетный академик Академии Художеств СССР, гражданин Индии и патриот России.

Развивая доблестные традиции семьи Рерихов, он был прежде всего борцом за прогрессивные идеалы своего времени и лишь потом – художником, ученым, путешественником.

Новый мир, новый лик человечества, обновленная жизнь, необходимость формирования, как любил выражаться Святослав Рерих, более совершенного человека были в центре его внимания. Путь в будущее нашей планеты, не омраченный угрозой глобальных катастроф. Путь светлый, свитый из многоцветной радуги взаимопонимания разных народов. Радость в труде, бесстрашие, открытость, мир. Для этого, как говорил сам художник, «мы должны искать и обдумать все пути, которые могут сблизить человечество, все тропинки, которые могут привести нас к тайникам сердца других людей» [2]. И «ближайшие пути к дружбе народов, к миру и к осознанию того дружественного строительства, о котором мечтает весь мир» [3] Святослав Рерих видел в искусстве.

Богатство Мироздания предоставляет каждому творцу возможность множества открытий. В этом русле – творческая стихия Святослава Рериха: новизна, движение, вмещение, вмещение даже, казалось бы, противоположных понятий, победа единства над расчлененностью и непременно радость Красоте. Не отрицание, а переплавление в единство.

Как и отец, Святослав Рерих стал живописцем, но выбор этот он сделал не сразу. Вначале привлекали все науки, раскрывающие красоту вдохновлявшей его природы: орнитология, зоология, минералогия и т. д. Не раз он говорил своим зрителям и собеседникам: «Посмотрите на крылья бабочки. Как замечательны все всевозможные комбинации их! Посмотрите на цветы, на кристаллы, на игру красок в небесах, море и вы увидите, что мы окружены исключительной красотой. Только это нужно увидеть и почувствовать» [4].

Святослав Рерих родился в Петербурге 23 октября 1904 года. В атмосфере искусства, красоты, вдохновения созревал его талант. Отец и мать сумели привить сыну жажду познаний и служения Родине.

А образование его складывалось следующим образом. Сначала гимназия К.И.Мая на Васильевском острове, где учился отец, затем, в 1919–1920 годах, подготовительная школа к университету в Лондоне, а с 1921 по 1923 год – архитектурное отделение Колумбийского университета в США и архитектурный факультет Гарвардского университета. Да, за рубежом, так как белофинский переворот 1918 года отрезал семью Рерихов, находившихся тогда в Приладожье, от революционной России, в которую они уже не могли вернуться.

И продолжение образования – самостоятельное изучение живописи старых мастеров в крупнейших музеях Европы и Америки, путешествия. Одновременно – работа над эскизами костюмов и декораций для оперных постановок, занятия графикой, книжной иллюстрацией. Вскоре следуют первые персональные выставки в крупных городах США и участие в международных выставках. За портрет отца, экспонировавшийся в 1930 году в Венеции, получает Гран-при. Его картины приобретаются многими музеями.

В 19 лет он становится директором Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке, основанного отцом, а в 24 года – вице-президентом Музея Николая Рериха и ряда других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха. Организует выставки современных прогрессивных художников, читает лекции, активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха – международного соглашения об охране культурных ценностей во время войны. Входит в состав многих культурных и научных обществ и организаций в Америке и Европе. Его общественная, научная, просветительская и, конечно же, художественная деятельность с еще большим размахом продолжилась в Индии. Эта удивительная страна дала для его искусства благодатную почву.

Впервые Святослав Рерих прибывает в эту древнюю страну в 1923 году в составе экспедиции отца, а с 1932–1933 года живет в Индии постоянно. Она становится его второй Родиной. Первой всегда остается Россия: «Всегда во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России, о нашей Родине» [5].

В Индии, в Институте Гималайских исследований «Урусвати», созданном Николаем Рерихом в долине Кулу после Центрально-Азиатской экспедиции, он занимается исследованиями по ботанике, местной медицине, проводит экспедиции, изучает искусство и фольклор. Когда началась Великая Отечественная война, вместе с братом Юрием телеграфирует послу СССР в Великобритании И.М.Майскому заявление о зачислении добровольцами в Красную Армию. В годы войны вносит посильный вклад в фонд Советского Красного Креста и Красной Армии. И уже тогда закладывает начало советско-индийской дружбы, развитие которой стало одним из главных дел его жизни. В конце 1940-х годов он переезжает на юг Индии, в имение, расположенное близ города Бангалор, среди богатой тропической природы. В 1980-е годы организует в Бангалоре культурно-просветительный центр воспитания детей и молодежи, где осуществляются новые педагогические принципы.

Индия высоко оценила деятельность Святослава Рериха. Его искусство, наряду с искусством его отца, стало национальной гордостью страны. Он награжден высшей наградой Индии – орденом «Падма Бхушан» (1961), а также ему присвоено звание лауреата премии Джавахарлала Неру (1976) за выдающийся вклад в дело укрепления дружбы между Советским Союзом и Индией. К своему 80-летию художник был удостоен ордена «Дружбы Народов». Выставки его картин в нашей стране проходили с громадным успехом. Первая персональная выставка, привезенная в 1960 году (129 картин), экспонировалась в Москве и Ленинграде. Вторая, организованная в 1974 году (190 картин), стала передвижной и долгие годы путешествовала по стране и за рубежом. В музеях России насчитывается 80 его произведений [6], переданных художником в дар.

*    *    *

Эмоциональное впечатление от живописи Святослава Рериха, особенно его зрелого периода, похоже на ощущение, которое испытываешь, если поднести лицо к пышному букету ярких, красочных и многоцветных цветов. Светоносность и цветоносность – это первое, что ее отличает; свойства, во многом порожденные богатыми, щедрыми красками южной природы. Сам художник говорил: «Ключ к моим картинам, к моему творчеству – в моем отношении к жизни. Оно многогранное. Я люблю жизнь, меня жизнь всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но жизнь всей природы – вся жизнь... Ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости» [7].

Индия, достижения европейской живописи прошлых веков, Россия – вот три русла, питающие жизненность искусства Рериха. «Мои истоки здесь, в России, – говорил художник, – я был полон русского искусства, и на этих истоках основано здание всего моего последующего творчества» [8]. Истоки – это русская реалистическая школа живописи и, конечно же, творчество его отца, Николая Рериха.

Традиции русской живописи прослеживаются в его портретах, ранних пейзажах, этюдах, рисунках, а главное – в особом внимании к натуре, проникновении во внутренний мир людей и глубоком сопереживании им.

Во многих портретах художник не только ставит своей главной задачей передать величие, значительность, красоту облика человека, столь близкие идеалам портретистов Возрождения, но и использует методы, напоминающие о живописной технике старых европейских мастеров. Также и во многих тематических и исторических полотнах Святослава Рериха виден отсвет достижений живописи Ренессанса и барокко, особенно это касается тематики, общей тональности холста, своеобразного приглушенного колорита, образного строя, динамического движения фигур, стремительной игры светотени. В свою очередь, импрессионизм и постимпрессионизм обогатили его палитру разработанной системы цвета.

Примером синтетичности его стиля может служить написанный в годы Второй мировой войны триптих «Распятое человечество» с частями: «Освобождение», «Распятое человечество», «Куда идет человечество» (1939–1942). К этому же разряду относятся крупные полотна «Воззри, человечество!» (1962) и «Пиета» (1960). Здесь позиция страстного борца за мир и предотвращение войн предстает перед нами в очень выразительной и яркой форме. Картина «Пиета», написанная им после смерти его брата Юрия Николаевича, несет в себе в символической форме горечь и скорбь о безвременной утрате.

На основе библейских сюжетов создан цикл работ нравственно-философского содержания, среди них «Яков с Ангелом» (1940), «Добрый самаритянин» (1943), «Победа» (1945).

И третье русло – Индия. Индия, в которой художник долго жил, много путешествовал и прекрасно знал эту «красочную страну, которая блистает, как замечательный многогранник, драгоценный камень...» [9]. На выставках его часто спрашивали, могут ли быть такие сочетания, такие комбинации красок, которые мы видим на его полотнах. И слышали в ответ: «Да, не только такие, но и гораздо ярче. Индия – страна тропическая, и свет там несравненно ярче» [10].

Святослав Рерих – русский – смог ассимилировать и светоносные краски этой страны, и особенности населяющих ее народов, и глубокую, веками выкристаллизованную ее мысль. Именно индийская тематика способствовала яркому развитию своего собственного художественного языка в области портрета и пейзажа и особенно – жанровой живописи.

В отличие от искусства Николая Рериха, с его спокойствием и монументальностью, в творчестве Святослава Рериха акцентируется вторая диалектическая особенность Мироздания – постоянное движение. Движение, общее Космосу, человеческому бытию и личности. Его композиции, как правило, полны неудержимой внутренней динамики. В этом философски осмысленном отображении вечного движения, круговорота развития мира проявляется тяготение автора к выражению космичности жизни. Таковы его «Вечная жизнь» (1954), «Священная флейта» (1946), «Весть» (1953).

В большом цикле жанровых картин о жизни крестьян Индии Святослав Рерих достигает исключительно высокого уровня мастерства в динамичном тональном и цветовом построении композиции, в которой не только все детали, но и сама ритмика мазков подчинены стройной, завершенной системе, где все изображенное – люди, животные, растения – предстает как единое целое. Таковы его полотна «Дочери моря» (1947), «Красная земля» (1953), «Гадди» (1961), «Мои соседи» (1961). Единое движение, пронизывающее все элементы жизни, волнообразность линий, вихреобразность изображаемого. Рисунок в этих картинах приобретает чеканную ясность, напоминающую индийские бронзовые статуэтки или лаковую живопись на сосудах. Стремительные повороты тел, смелые их изгибы, насыщенная светотень и, словно блеск на металле, – сверкающие блики.

Жанровые полотна Святослава Рериха наиболее ярко выявляют качество декоративной, цветовой живописи художника, и все же для него это не просто жанр. В смысле содержания – это рассказ о мудрых истинах Книги Жизни: об ответственности выбора Пути, устремлении к познанию, чудесах Природы, вечности жизни.

Обычно, в смысле изобразительных средств, художниками избирается для картины какой-то один определенный живописный метод, но в полотнах зрелого своего периода Святослав Рерих органично объединяет в одной работе несколько, часто взаимоисключающих, подходов. Возьмем, к примеру, картину «Глина приобретает форму» (1964). Хижина здесь написана ровными декоративными плоскостями, сосуды и тела людей даны гризайлью (одной краской с белилами), при изображении дальнего леса используется импрессионистический прием оптического смешения цвета, а изображение сплетенной из пальмовых листьев занавески двери отличается графической вычерченностью. Жизнь действительно богата разнообразием форм, и художник, воспринимая их пластически как нечто единое, не урезает свои впечатления рамками существующих школ и методов, а свободно вмещает полнокровное дыхание жизни, мастерски передавая его на своем полотне. Объединяющим моментом выступает категория Прекрасного, столь высоко ценимая художником по традиции семьи Рерихов.

Художественное мышление Святослава Рериха тонко, чутко, пластично, полно гармонии, сродни углубленной философии Индии. Оно чуждо прямолинейности, стремится к вмещению и синтезу. «Мой подход к Индии был не только через искусство, но также через жизнь, через мысль Индии. Мысль Индии является совершенно исключительным феноменом. Она выкристаллизовывалась на протяжении столетий, тысячелетий. Там есть замечательные философские системы, и я считаю это настоящим ключом к жизни Индии. И считаю, что из этого кладезя мудрости мы в будущем почерпнем ключ счастья» [11].

Цветовая система художника требует специального изучения. В ней он выступает как новатор. Обладая основательными познаниями в цветоведении, изучив и усвоив опыт прежних живописных школ, он добивается полифонического звучания цвета в своих полотнах. Общеизвестно, что обычно только одно цветовое пятно, один цвет в картине имеет право быть доминирующим, остальные цвета – подчиненные. Но в ряде произведений Святослава Рериха мы видим всю силу цветового звучания целого спектра радуги. И не только в больших цветовых отношениях, но во всех элементах колористического строя, в том числе в бликах, как, например, в картинах «Весна» (1958), «Мои соседи» (1967). Это можно назвать «принципом радуги».

Наибольшей живописной раскованности достигает художник в своих эскизах – темпераментных цветовых импровизациях – «Мой дом» (1971), «Деревня» (1953), «Жертвоприношение» (1950). Они раскрывают еще одно особое качество его живописи – при такого рода наполненности картины цветом достигается впечатление цветовой среды как цветного воздуха. Эта цветная атмосфера – как цветное вещество со своим пространством, в глубине которого протекает жизнь. Происходит как бы некое таинство осознания, что мы пребываем в космическом пространстве со своей особой окраской. И лучи солнца прорезают это прозрачное цветное вещество, прокладывают в нем свои пути и окрашивают его своим цветом, подвергаясь сами цветовому изменению. В этом процессе световые лучи распадаются на радугу, дают массу бликов, рефлексов, отражений. Чудо жизни! Особенно это очевидно в таких работах, как «Чикус Мале» (1970), «Аравийское море» (1961), «Весть» (1953). Художник как бы ощущает, что мы живем внутри удивительного океана света и цвета. Он не раз подчеркивал, что он «мыслит в цвете».

Портреты художник пишет лаконично. Почти гризайлью, почти одним каким-то коричневым цветом «лепит» лицо, все его внимание сосредоточивается на передаче психологии, характера, сходства. Фон же и одежду дает декоративно, в цветовом контрасте к оттенку лица, что в конечном счете определяет колористическое решение полотна. Он стремится к тому, в чем сильны были портретисты древних времен – к эффекту «присутствия личности», созданию впечатления, что перед нами как бы сам человек. Лучшие его портреты таким свойством обладают. В основном это портреты отца, их около тридцати, портреты матери – Елены Ивановны, жены – Девики Рани, Джавахарлала Неру. Среди его моделей – не только близкие люди, выдающиеся деятели культуры Индии, но и простые труженики, дети.

На протяжении всех периодов своего творчества Святослав Рерих пишет пейзажи. Чаще всего это пейзажи, передающие чудо красок и разнообразия природы. Но есть среди них и изображения исторических мест паломничества в Индии – «Дамодар Кунд» (1943), «Гирнар» (1944), выражение философских размышлений и истин – «Канченджанга. Тайный час» (1955), «Гималаи II» (1974), «Гималаи III» (1974).

В 1960-е годы Святослав Рерих создал ряд полотен, остро и непосредственно апеллирующих к сознанию современников. Художнику, глубоко озабоченному положением в мире, судьбами человечества, требовалось встать на открытую трибуну призыва, критики, предупреждения. Таковы его картины – «Воззри, человечество!» (1962), «Ты не должен видеть этого пламени» (1968), «Мы сами строим свои тюрьмы» (1967), «Я двигаюсь среди этих теней» (1967), «Ближе к тебе, мать-земля» (1968).

Как художник-патриот, он присоединяет свой голос к голосу многочисленных борцов за мир и переустройство жизни. В наши дни, говорил он, речь идет о выживании человечества, спасении всей мировой цивилизации. «Мы должны хранить эту маленькую песчинку во Вселенной, которой является наша Земля. Уберечь и от своего пагубного влияния, и от той глобальной опасности, которую сами породили. Следует все время помнить, что мы лишь маленькая вспышка сознательной жизни, и это ко многому обязывает» [12].

Барнаул


[1] С.Н.Рерих. Воспитание искусством // Картинная галерея. № 8. София, 1978.

[2] Из выступления С.Н.Рериха в Московском институте международных отношений 29 октября 1984 г.

[3] Из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 31 мая 1960 г.

[4] Из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 29 мая 1960 г.

[5] Из выступления С.Н.Рериха в Центральном лектории Политехнического музея 30 октября 1984 г.

[6] В настоящее время российское собрание живописи С.Н.Рериха содержит около 300 работ. – Ред.

[7] Из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 31 мая 1960 г.

[8] Из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 28 мая 1960 г.

[9] Из речи С.Н.Рериха на открытии выставки в Эрмитаже 12 июня 1960 г.

[10] Из лекции С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 30 мая 1960 г.

[11] Из речи С.Н.Рериха на открытии выставки в Эрмитаже 30 мая 1960 г.

[12] Радость прикосновения к русской земле. Интервью с С.Н.Рерихом // Собеседник. 1984. 23 дек.

 

Метки: МРБ

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 283