IV. Современная наука

Религия и наука не должны расходиться в своей сущности.

Мир Огненный, ч.III, 60

Весть нового знания была необходима и для того, чтобы дать новые импульсы для исследований и новые направления односторонней науке наших дней.

Мы ведь живем в век материалистической науки, которая стремится эмпирически познать все явления мира, хочет все объяснить посредством точных, логических научных теорий и физических экспериментов. Даже современная молодежь, начиная со школы, воспитана в духе новейших экспериментальных знаний. Она уже не может удовлетвориться традиционными, принятыми на веру взглядами праотцев, застывшими догмами и сектантским духом церкви, которая для всех непонятных, трансцендентальных явлений весьма часто находит один ответ: все это знает только Бог, человеку это не под силу. Но в действительности огненная мысль человека способна все научно исследовать, познать и аргументировать. Так, если существует душа, иной мир, Бог, почему нельзя доказать их существование эмпирически, хотя бы логически постичь и определить их место в установившейся системе Вселенной? Если это было невозможным вчера, то это не значит, что завтра мы не получим ключ от высших врат познания. Перед нами – великое беспредельное Неизвестное, Природа, со сферами самых грубых и самых утонченных энергий, и мы должны постичь их со всем усердием и горением духа, в этом – и высокая цель, и красота бытия обитателя нашей планеты.

Современная материалистическая наука ограничивает беспредельное поле познания человеческого разума. У нее есть еще целый ряд белых пятен, загадок, на которые она или не может, или не хочет найти ответ, или же откликается нередко неуклюжими, надуманными гипотезами, лишенными строго рационального основания, которые по сути не отличаются от церковной наивной, «слепой веры». Именно, современная наука, можно сказать, безграмотна в самых насущных, высших вопросах великого Бытия. Она не знает, прежде всего, что собою являет человек, какова его истинная сущность, откуда он приходит и куда идет, в чем смысл и цель его жизни. Она не знает также тайны рождения и смерти, и что такое эволюция нашего человечества – последнюю наука принимает как развитие материальных форм, но она смутилась бы, если бы ее спросили о восхождении отдельного индивида: как человек может совершенствоваться в границах одной-единственной жизни? Также наука мало что знает об эволюции Земли и Космоса; она сочиняет наивные сказки о происхождении нашей планеты и солнечной системы, она не знает даже, что такое материя, объект всего научного исследования, поскольку в действительности материя является энергетическим началом. Еще меньше наука знает, что такое жизнь и каково ее происхождение, и какую связь она имеет с этой раздробленной на атомы материей. Также современная наука обрекает человека на ограниченное существование на нашей маленькой, пусть и красивой планете, тогда как его удел – сотрудничество с дальними мирами более высоких энергий.

Материалистическая наука к тому же стремится использовать для прогресса человечества лишь силы и энергии материальной природы, не исследуя глубины человеческой психики и сияющую гамму вибраций, или то, что религия называет духом. Нередко апологеты этой науки отрицают объективные достижения религиозного векового опыта, или науки духа. Они игнорируют все, что тысячелетиями занимало умы выдающихся религиозных мыслителей, которые не только верили в более высокие силы, но знали по опыту, что они в действительности существуют. Если современная наука еще не знает тонких методов познания, известных этим мыслителям, если физические аппараты нашей науки слишком грубы, нечувствительны, то вина – в недостаточном развитии современной науки, и она не имеет права отрицать существенную часть всего объекта исследований.

Вот почему попадает в тупик молодежь, которая, не находя в религии ответа на насущные вопросы бытия, ищет его в науке. И в наши дни, как и во все эпохи истории человечества, лучшие умы мучительно ищут, исследуют, но, не находя в науке точного ответа, нередко погружаются в религиозные традиции или в неверие и скептицизм, или, чаще всего, уходят с пути исканий в обыденную жизнь. И редко кому удается соприкоснуться с восточными знаниями и найти в них все ответы.

Тех современных ученых, которые отрицают реальные основы Высшего Разума во многих процессах Вселенной, в частности, солнечной системы, и, не задумываясь, отбрасывают наследие всех древних культур, мы можем спросить:

Неужели то великое явление, которое люди во все века называли религией, которое побудило народы идти по пути восхождения, вдохновило миллионы чистых, лучших сердец страдать во имя Бога, бороться и пламенеть в подвиге, быть готовым на любые жертвы, чтобы жить в моральной чистоте и человечности, помогать возрождению своих братьев и, наконец, даже идти на смерть за свои идеи, будучи убежденным в существовании Ведущей Руки, столь же неоспоримом, как и свое собственное, как существование своей матери или народа, – неужели на самом деле это великое явление – религия, все эти объятые божественным пламенем – ошибались, и только потому, что методы ваших экспериментов и аппараты слишком примитивны, чтобы охватить эфирно тонкую шкалу высших вибраций, что ваши чувства слишком глухи и слепы, и главное – круг ваших интересов и вместе с тем интеллекта – ограничен?

Утончайте тональность своих чувств и ощущений, воспламеняйте сокровенные прозрения сердца, прибавьте в химические составы своих исследований и в физические аппараты немного от сердца или духа, и тогда упадут тяжелые железные затворы вашего скептицизма и за воротами материи вы увидите неописуемые потоки сияния Света. Тогда вы поймете и те космически широкие идеалы, которые дали человечеству Христос, Будда, Кришна и другие Величайшие Учителя Знаний, чье наследие и вы, хотя и отчасти, неосознанно, вложили в свою науку; ибо Они являются теми Огненными Архитекторами, которые дали духовную жизнь и хлеб идей и вам, пусть вы этого и не осознаете, вам, скептикам, агностикам, даже атеистам, отрицающим как бы во имя единственной Правды науки. Придет время, когда эта Правда снимет пелену с ваших глаз и воспламенит ваше сознание, как это было с выдающимися умами прошедших эпох, если только ваше сердце не онемело и не отупело.

Истинно, пришло время, когда наука и религиозная мысль не должны разделяться в своей сущности, когда они должны не только дружественно сотрудничать, но стать единым целым, и «священнослужители станут немного учеными, и ученые будут немного духовнее» (Мир Огненный, ч.1, 325). Ибо это две божественные ветви одного космического древа мысли.

Но современная наука, к сожалению, настолько отошла от высших принципов бытия, что даже в сознании тех ученых, которые принимают религию, чаще всего царит параллелизм – религия для них является лишь сферой личных переживаний, к которой они не осмеливаются приближаться со своим отточенным аппаратом интеллекта.

Если ученые изучают сокровища культуры прошлого, то как же они могут пройти мимо наследия духовной науки – трудов религиозных Учителей; пусть эти писания и дошли до нас в искаженном виде, но ученые могли бы черпать из них бесчисленные импульсы для своих исследований.

Начертания космических законов, переданных Великими Духами человечеству, отражают единую, великую Правду сущего, именуемую ими Богом или Духом, и не могут не вызвать восторг у исследователя, преисполненного гармонии и огненной жажды знания, если только чувствознание его сердца направлено к Беспредельности и ее процессам.

Но встречается и немало одухотворенных ученых, овеянных дыханием Вечности, подобных великому астроному Камиллу Фламмариону, который подчеркивал, что в природе не бывает ничего такого, чего нельзя было бы рассматривать с научной точки зрения:

«Где граница науки? Разве исследование явлений души не наука? Величайшая наивность – полагать, что наука сказала последнее слово, что нашими пятью чувствами мы можем познать всю природу. В природе еще много неизвестных сил и энергий, о которых мы не знаем потому, что наши чувства и разум неспособны их воспринять».

Также Альберт Эйнштейн столь красиво подчеркивал религиозные основы настоящей науки: «В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди». «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей».

Но разве много таких одухотворенных личностей в современной науке, когда столько ученых посвящают свои великие открытия не возрождению человечества, но его уничтожению?

Вот почему была нужна новая наука, вооруженная иными, более утонченными методами исследования, чтобы усовершенствовать, вдохновить и направить материалистическую экспериментальную науку, дать ей новые направления и методы. Этой наукой стала Живая Этика.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 332