IV. Отношение учителя к другим

 

1. Самое широкое вмещение

2. Терпимость

3. Терпение

4. Не умаляет

5. Не осуждает

6. Единственно считает возможным осмотреть слабые стороны своего брата, с целью помочь

7. Выявляет суровость к себе

8. Лишен подозрительности

9. Бережно относится к каждому сознанию, способному к эволюции

10. Выявляет уважение к малому работнику

11. Приветствует каждую искру Света

12. Утверждает разнообразие ступеней сознания

13. «Садовник любит каждый цветок»

14. Выявляет справедливость

15. Даже в неприятеле ищет зерно духа

16. Выявляет снисходительность и великодушие

17. Ко всем выявляет дружелюбие

18. Вносит духовный тон в беседы

19. Его духовный опыт в узнавании людей

 

1. Самое широкое вмещение

Широко Мое Дело, всем дано место. <…> Явление неслыханных возможностей за дверями, дайте радоваться Нам.

Листы Сада Мории, ч.II, 86

Высшими качествами руководства будут отзывчивость, зоркость и вмещение. <…>

Руководство есть многострунная арфа!

Аум, 490

Также не отвергайте и не отрицайте. <…>

Что из отрицания пожара, если огонь уже пылает?

Но покройте огонь, и сила его исчезнет.

Так же и в отрицании суждений не достигнете,

Но покройте отрицательное суждение Нашим Учением,

И весь город врага покроется куполом Нашего Братства, ибо купол этот вместит все!

Листы Сада Мории, ч.I, 424

Как же Учение приветствует тех, кто может вместить каждую кроху, оценивая мировое значение каждой!

Община, 84

2. Терпимость

Так была явлена… терпимость, как и подобает вождю.

Сердце, 295

…Имейте открытое сердце на все качества сотрудников. Научитесь быть терпимыми без потворства и попустительства. Огнем сердца старайтесь вызывать к жизни лучшие чувства сотрудников. Сумейте объединить их в высоком чувстве преданности и признательности к Учителю, столько вам открывшему.

Торопитесь научиться любить и ценить друг друга. Но ничто не требует такого тонкого и бережного отношения, как любовь!

О, если бы проявить хотя бы малейшую долю той терпимости и забот, которую являет Великое Сердце, позвавшее нас на построение единого Храма!

Письма Е.И.Р., т.I, 3.12.1930 г.

…Прошу выказать всю терпимость к подходящим и не перетягивать струн.

Письма Е.И.Р., т.I, 30.06.1931 г.

Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? <…> Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло.

Братство, 409

Человеческая нетерпимость ко всему высшему превратила людей в выродков. <…> Нетерпимость ко всему высшему и светлому явилась бичом человечества. Очищение сознания есть великое задание на пути к Миру Огненному.

Мир Огненный, ч.III, 337

Нетерпимость есть признак низости духа. В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. Сердце неограничено, значит, какое же скудное сердце должно быть, чтобы лишить себя беспредельности!

Сердце, 117

Нетерпимость есть клеймо невежества.

Письма Е.И.Р., т.I, 8.09.1934 г.

3. Терпение

Много указывалось о необходимости развития терпения. Но на чем будет такой пробный камень? Полезно начать разговор с самым узким отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но терпеливый мыслитель покроет каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережется от раздражения – во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, ведь у них не имеется другого довода, но испытатель терпения не унизится приемами, свойственными невеждам. Пусть даже в школах задают задания терпения.

Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности. Размеры задания высшего мира требуют испытания терпением.

Аум, 244

4. Не умаляет

Умаление есть инволюция, тогда как возвышение есть эволюция. Мы служим эволюции. Можно найти Указы, предостережения, даже негодование, но умаления нет в делах Наших. Даже противники Наши не умалены.

Иерархия, 403

Позволяйте пользоваться всеми источниками, и потому будет больше, кто больше вместит. Явление горения духа так многоразлично. Лишь по горению духа можно различать. Но пусть лучше ошибетесь, пусть преувеличите возможности блага, лишь бы не умалить. <…>

…Даже самый неповоротливый сотрудник может дать свой камень постройке. Не нужно откидывать, пока не прейдена линия предательства.

Агни-Йога, 310

Учитель никогда не умаляет.

Агни-Йога, 272

Мой ученик обязан иметь глаз добрый.

Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними.

Листы Сада Мории, ч.I, 32

…Как важно являть на своем пути глаз добрый.

Письма Е.И.Р., т.II, 21.01.1936 г.

На пути к Братству нужно отучиться от всяких умалений. <…> Пусть не произойдет вреда, хотя бы по неведению.

Братство, 493

Пифагор запрещал ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности. Человек, приветствующий гимном солнце, не может заметить малые пятна. В этом приказе заключается утверждение Прекрасного. Пусть темные оставят себе удел глумления.

Мир Огненный, ч.I, 358

Конечно, умаление плохой советчик.

Сердце, 294

…Не умаляйте и избавьтесь от отвратительного червя умаления. Умалитель почти равен предателю. <…> Делать ничтожным – недостойное превращение! Думающий о ничтожном и сам окажется на ничтожном пути. С мыслью о ничтожном невозможно великое Собеседование.

Аум, 214

Бывают времена, когда умаление и умалчивание губительнее самых злобных нападок и клеветы. Недаром умаление и умалчивание рассматриваются Великими Учителями как вид утонченного предательства.

Письма Е.И.Р., т.I, 21.08.1931 г.

5. Не осуждает

Остерегайтесь от бессмысленного осуждения. <…> …Обычно судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения.

Сердце, 89

Четвертым <признаком вступления на путь Служения> будет неосуждение, ибо устремленный в будущее не имеет времени заниматься отбросами вчерашнего дня.

Иерархия, 196

Отчего будем слушать одни осуждения? Только на низших ступенях произносятся слова осуждения; затем они становятся неуместными, где зерно стремления упадает на «чашу».

Агни-Йога, 473

Постепенно отучаемся от осуждения, ибо лишь мыслетворчество есть сотрудник Творцу.

Сердце, 50

Ученики не должны судить опрометчиво.

Листы Сада Мории, ч.I, 36

Не позволяйте посторонним лицам критиковать и осуждать в вашем присутствии кого-либо из сотрудников. Всегда найдите достойные слова, чтобы прекратить злословие и осуждение, за это вас будут только уважать.

Письма Е.И.Р., т.I, 17.12.1930 г.

6. Единственно считает возможным осмотреть слабые стороны своего брата, с целью помочь

Не бойтесь близко осмотреть доспех брата своего. Только перебрав заботливою рукою все кольца кольчуги, можете признать, которая сторона брата меньше защищена.

Листы Сада Мории, ч.II, 271

Когда Мы говорили о заботливом отношении к доспеху близких, Мы именно имели в виду самое ласковое прикасание…

Надземное, 466

7. Выявляет суровость к себе

…Следует помнить завет Учителя: «Суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит».

Письма Е.И.Р., т.I, 13.10.1929 г.

К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе.

Община, 130

Пусть каждый распнет себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе. <…> И очень прошу – не осуждайте друг друга. <…> Каждая свободная минута должна быть употреблена на поступательное действие, на обогащение сокровищницы, на усвоение Учения…

Письма Е.И.Р., т.I, 15.01.1930 г.

Любите друг друга, уважайте друг друга, но пусть личная жизнь каждого из вас будет его святая святых. Вы объединены Учителем, Учением и делами, но вы не судьи друг другу. Легко судья может обратиться в подсудимого в глазах Учителей. Их измерения не наши земные мерила…  И камень, брошенный в брата, повиснет тяжким весом.

Письма Е.И.Р., т.I, 19.10.1929 г.

8. Лишен подозрительности

Должна также предостеречь и от низкой, вульгарной подозрительности. Человек, подозревающий других, тем самым обнаруживает в себе наличность подобных же накоплений. Подозревающий обнаруживает свою способность на все то, в чем он подозревает других. Устыдимся так открыто разоблачать свою природу и устремимся к уничтожению и намека на эту вульгарность. Раб, подозреваемый, будет всех подозревать. Царь духа видит все прекрасное и тем вызывает к жизни все лучшее. Закон магнита всюду действует.

Письма Е.И.Р., т.I, 17.08.1930

Учитель также не знает обидчивости, ибо лишен самолюбия; избегает раздражения; относится с доверием; знает справедливость.

9. Бережно относится к каждому сознанию, способному к эволюции

Нужно в каждой былинке беречь Космос, если мы готовы стать вселенскими гражданами.

Община, 92

Нужно помнить, что несказанно мало развитых сознаний. Потому берегите каждое такое сознание, даже при многих недостатках. Соизмеримость недостатков с достоинством принадлежит восходящему сознанию.

Агни-Йога, 338

Хорошей явленной ценности не отбросим вследствие одного нароста.

Агни-Йога, 418

…Прежде всего, нужно озаботиться, чтобы не отбросить малейшую былинку полезную.

Сердце, 542

10. Выявляет уважение к малому работнику

Умение дать уважение даже малому поможет приобрести и терпение. Какое терпение нужно перед Беспредельностью…

Сердце, 178

Люби несчастных, жалей малых.

Листы Сада Мории, ч.I, 88

Настраивая отношения среди сотрудников, не следует забывать и всех малых работников. Истинный водитель будет заботиться, чтобы не оскорбить ни словом, ни действием самого малейшего из служащих. Лишь предательство должно быть сурово прекращаемо. <…> Много раз было указано, как вы должны ценить каждое преданное сердце и как важны малые работники, входящие в наш обиход.

Письма Е.И.Р., т.I, 17.08.1930 г.

…Конечно, лучшие мысли и преданное сердце чаще скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников!

Письма Е.И.Р., т.I, 21.08.1931 г.

11. Приветствует каждую искру Света

Так все, направленное на Благо, Мы приветствуем. Так все, насыщенное чистым устремлением идти верхним путем, Мы приветствуем.

Иерархия, 363

Нужно приветствовать все, что имеет жизнеспособность. Нужно приветствовать каждую искру, ибо из нее растет Огонь. Так будьте доброжелательны.

Мир Огненный, ч.I, 119

Мы должны сердцем обнять каждое явление, отзвучащее на Благо.

Мир Огненный, ч.I, 41

Нужно утверждать все, что стремится к Свету. У Нас только отрицание отвергается.

Мир Огненный, ч.II, 176

В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю, Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу.

Агни-Йога, 332

Каждое горение должно быть использовано для общего блага.

Надземное, 381

12. Утверждает разнообразие ступеней сознания

Не будем требовать, чтобы люди все одинаково думали. Хорошо, если они различают, где Свет и где тьма.

Мир Огненный, ч.I, 220

Учитель должен помнить, что каждый несет свою поклажу. Нельзя уравнять всех. Нельзя требовать одной скорости, и нужно ободрить каждого умеющего нести.

Мир Огненный, ч.I, 445

Не возмущайтесь медленностью восхождения некоторых характеров – они боятся показать себя смешными. Другие ищут свой подход в своих выражениях. Тем лучше, пусть как бы сами найдут. Но разбудите искания. <…>

Пусть в полной индивидуальности накопляют опыт.

Община, 250

Не все ли равно, сколько струн нужно для кого-то для благозвучия? Главное, чтоб оно состоялось. Не будем удивляться и судить разнообразие. Не найдем даже двух песчинок сходных. Наоборот, будем радоваться каждому необычному подходу.

Агни-Йога, 612

Чтобы помочь разным свойствам духа сотрудников, Мы прилагаем разные меры. Нельзя применять одно лекарство от всех болезней. Хорошей явленной ценности не отбросим вследствие одного нароста.

Агни-Йога, 418

13. «Садовник любит каждый цветок»

Нужно полюбить каждый цветок растущий. Не будем самомнительно поправлять законы бытия.

Аум, 498

Только очень привычные руководители понимают, как нужны бывают даже не очень деятельные участники, но которые могут вносить своеобразие гармонии. Учитель радуется каждому своеобразию, в нем рождается новый вид огня.

Мир Огненный, ч.II, 205

Кто хочет самое легкое; кто предпочитает самое трудное. Кто не может говорить, но крепко стоит на дозоре; кто имеет легкие слова и летит за ними. Кто может ощутить самое важное явление, но некоторые пожелают пребыть около неудачи. Можно бесконечно перечислять эти отличия, но лишь наличность самого сердечного огня оправдает свойства личности. <…> Садовник знает, как сочетать растения, на то он и мастер сада.

Мир Огненный, ч.I, 347

Главное качество водителя – уметь собрать сотрудников самых различных качеств и объединить их одним устремлением.

Письма Е.И.Р., т.I, 17.08.1930 г.

Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага.

Мир Огненный, ч.I, 593

Мы знаем все травы, выросшие на Нашем лугу. Мы знаем все их свойства и потому не называем их сорными. Каждая вредна вне срока, каждая полезна, когда неминуема.

Агни-Йога, 250

Опытный хозяин найдет применение всем отбросам. Современный строитель должен принять на себя этот подвиг. Он особенно тяжел, ибо не легко приложение роботов, когда требуется осознанная обоснованность.

Мир Огненный, ч.II, 263

Широко Мое Дело, всем дано место.

Листы Сада Мории, ч.II, 86

14. Выявляет справедливость

Долг общинника – утверждать справедливость.

Община, 254

15. Даже в неприятеле ищет зерно духа

В холоде даже собака греет. Неслыханно мало людей; потому даже убогих неприятелей нельзя отгонять, если в них не заросла ячейка духа. Хотел бы напомнить, как Благословенный являл внимание даже неприятелям.

Община, 98

Акбар, названный Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу».

Агни-Йога, 270

О поднятии врага.

Учение Общины очень заботливо имеет в виду поднятие врагов. Для этого не следует отягощать врага прямыми предложениями. Но личное устремление к мировым заданиям может достичь такого напряжения, что, неминуемо, враг обратится к тому же направлению. Мы не должны забывать, что враг той самой враждой уже связан с нами. В этой связи заключается слабость врага. Ненавидя нас, враг начинает наполнять существо свое нашим представлением. Враг приковывает сознание к нам и часто кончает простым подражателем, в чем, конечно, никогда не сознается. Подражать враг будет во внешних приемах, именно, тогда, когда ненависть доведет до подражания, и тогда космичность задания может и внутренно увлечь врага.

Когда знаем, что враг привязан к нам, мы можем смотреть на него как на неразумного домочадца. Так вникните в сущность врагов и найдите им место. <…> Из упрямства невежества они напрягут силы, чтоб следить за вами. Но вам нечего скрывать, ибо вы работаете для человечества. И враг должен стать подражателем или погибнуть.

Община, 138

Не делайте врагов – завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобу не имейте. И если враг добровольно придет под крышу вашу, согрейте его, ибо велика крыша ваша и вновь пришедший не займет ваше место. Если же трудно усилия глубокого чувства заменить, то покройте его улыбкою Света. <…>

Не забудьте похвалить врагов.

Листы Сада Мории, ч.II, 213

16. Выявляет снисходительность и великодушие

Снисхождение есть одно из качеств высшего мира, потому каждый, в свою очередь, должен уметь оказывать это качество везде, где есть искра блага. Пусть не устают разыскивать эту Благодать.

Аум, 87

Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия.

Мир Огненный, ч.II, 201

Лестница восхождения есть мера великодушия; значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно.

Мир Огненный, ч.II, 280

Обереги сотрудников, плывущих в одной ладье, некоторые из них непривычны к дальнему плаванию. Ведь не все прошли те же сроки. Кому удалось лучше, тот знает и великодушие.

Аум, 598

«…Померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному». <…>

Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца.

Мир Огненный, ч.I, 564

…Сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью.

Мир Огненный, ч.I, 593

Нужно понять и покрыть добром.

Мир Огненный, ч.I, 594

17. Ко всем выявляет дружелюбие

…<Каждый водитель> должен иметь сердце открытое и к небу, и к земле. Утвердимся и в том, что ко всем людям установим дружелюбное отношение. Одно из условий бытия – искренность, иначе говоря, сердечность.

Сердце, 595

…Поверх всех преград зов остается о дружелюбии и взаимопонимании.

Братство, 478

Мы с вами посылаем мысли дружелюбия, и уже многое неполезное предотвращено. Так складывается гора дружелюбия, с вершины которой видно вдаль. Можно многим советовать панацею дружелюбия. Не устанем повторять об этом лекарстве духа и тела.

Мир Огненный, ч.II, 240

18. Вносит духовный тон в беседы

Но если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе, остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности. Со многими людьми эта дисциплина необходима.

Листы Сада Мории, ч.II, 213

Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их – невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением.

Агни-Йога, 106

Правильно восстаете против посева грязи жизни. Именно, животные поступают чище, ибо их воображение незапятнано. Без боязни следует изгонять скверную привычку засорять молодым глаза.

Агни-Йога, 138

Советуйте говорить о духовном. Много можно отмечать полезного среди духовных воспоминаний. Кроме того, духовная беседа охраняет от грязи и раздражения. <…> Там, где часто ведутся духовные беседы, там накопляется особая аура.

Сердце, 21

Главное, говорите о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеянию.

Сердце, 39

19. Его духовный опыт в узнавании людей

Я вас учу узнавать людей.

Листы Сада Мории, ч.I, 84

Чужую душу поймите…

Листы Сада Мории, ч.I, 87

Явил новые лики – учитесь.

Сурово знать лики друзей, но знание выше всего.

Листы Сада Мории, ч.I, 205

Усвойте навсегда – так называемый дар распознания не есть дар, но следствие трудов и опыта. <…> Не интуицией, но накоплениями многими можно приобрести распознание.

Сердце, 579

…Так важно распознавать людей по их потенциалу, ибо не всегда явление гения видимо тем, кто ограничен самодовольством…

Мир Огненный, ч.III, 32

…На пути к Миру Огненному разовьем в себе распознание ликов…

Мир Огненный, ч.III, 339

«Необходимо выявить истинные лики. Выявление ликов есть уже очищение пространства».

Письма Е.И.Р., т.I, 12.03.1935 г.

Не огорчайтесь раскрытием ликов и неизбежным одиночеством. Раскрытие ликов есть великая школа жизни…

Письма Е.И.Р., т.II, 7.12.1935 г.

«Распознавание людей есть пробный камень для каждого руководителя. Потому будем осторожны с новоприходящими, особенно с теми, у которых формулы Учения не сходят с уст».

Письма Е.И.Р., т.I, 14.06.1934 г.

Умение распознавать лики людей есть пробный камень для водителя. Важно не количество, но качество, и это нужно помнить всегда и во всем.

Письма Е.И.Р., т.I, 12.12.1934 г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 329