VI. Методика учителя в обращении с вновь приходящими
1. Индивидуальный метод – научный
2. Личные беседы
3. Для начала надо настроить сознание собеседника
4. Утвердить сознание
5. Ободрить
6. Задавать вопросы
7. Поощрять в собеседнике вопросы
8. Чуткость ответа
9. Говорить обдуманно
10. Обращать внимание не столько на слова, как на состояние сознания
11. Дать беседам убедительность и красоту
12. Язык учителя должен быть многообразен
13. Говорить просто
14. Краткость речи
15. Найти достойные слова
16. Вкладывать в речи новое содержание
17. Терпеливо выслушивать
18. Не оставлять не отвеченными вопросы
19. Нужно найти слово каждому
20. Говорящий должен думать о состоянии собеседника, не о себе
21. Снижать свое сознание
22. Говорить по сознанию
23. Выражать свою мысль так, чтобы она дошла до сознания собеседника
24. Применять канон «Господом твоим»
25. Хвалить за каждое благо
26. Давать столько, сколько сознание может вместить
27. Давать мерой сердца
28. Помогать росту сознания каждого индивидуально
29. Не нарушать свободу воли
30. Не навязывать
31. Как распространять Учение
32. Применять всю осторожность при толковании Учения
33. Дать так, чтобы не вмешаться в карму
34. Как защищать Учение
1. Индивидуальный метод – научный
Не нужно принимать индивидуальный метод как нечто ненаучное, наоборот, он дает накопление для углубления формулы.
Сердце, 324
Какое учение приводит скорее к расширению сознания? Совершенно индивидуально надо пускать людей на этот луг. Каждому своя трава, лишь бы внутренний огонь соответствовал человеческому достоинству.
Листы Сада Мории, ч.II, 357
Как следует нести Учение? Наедине.
Община, 130
2. Личные беседы
Спросят: как назвать метод Учения? – Метод открытия путей. Считайте открытие центров следующим. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций.
Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами.
Община, 259
Не вижу общих лекций, но нужны личные беседы.
Агни-Йога, 199
Учитель любил говорить о предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по уровню сознания. Много было таких одиночных бесед.
Надземное, 163
Сколько прекрасных собеседований можно иметь с ищущими душами! Лишь бы не отринуть стук! И в то же время нужно проявить великое распознавание ликов и уметь держать на расстоянии шатающихся.
Письма Е.И.Р., т.I, 6.07.1934 г.
3. Для начала надо настроить сознание собеседника
Успокойте, умойте и укажите на вход. Кто может понять, тот достучится.
Община, 260
Спрашивают: как приступить к Учению? Ведь для этого нужно переродить сознание? Конечно, сознание перерождается после Учения. Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания делается моментально, одною волею. Желайте открыть сознание!
Община, 124
4. Утвердить сознание
Не поощряйте космогонических рассуждений до утверждения сознания. <…>
Всегда сохраните возможность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвиго-подобное движение есть уже свет и радость.
Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.
Община, 207
5. Ободрить
Вначале каждый нуждается в ободрении и в признании его сил. Отпугнуть легко, гораздо труднее удержать, но Великий Учитель учит нас удерживать приходящих.
Письма Е.И.Р., т.I, 11.09.1929 г.
Каждый, с людьми говоря, уподобляется рыбаку, закидывающему сеть. Нужно дальше закидывать, чтобы ближе поймать. Только что успеете ободрить, как уже нужно наблюдать, чтобы не возгордился. Природа требует методов среднего пути.
Аум, 480
Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются, именно, на повседневности, которая будет сестрою Беспредельности.
Братство, 471
Среди учеников и последователей было много горя и житейских бедствий, Учитель помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение.
Надземное, 151
6. Задавать вопросы
Уже видели, как были заданы Мною вопросы вновь пришедшему. По ответам можно было судить о качествах пришельца. Каждому из вас придется учить приходящих. Если они начнут вопросом, вы отвечайте вопросом же. Вы знаете, как качество вопроса дает направление последующему. Нельзя допустить, чтобы вкралась неточность в мысли вопроса. <…>
Придет час, когда вы упорно будете настаивать на вопросах со стороны собеседника. Но первый вопрос должен исходить от вас. И раньше всего спросите – что привлекло к вам собеседника? И после предложите ему сказать, когда он в первый раз почувствовал негодность современной жизни; затем пусть он расскажет, как первое понятие Учителя возникло в его сознании? Пусть скажет, как он понимает подвиг, и чувствует ли различие между очевидностью и действительностью, и может ли осознать общину внутри сознания? Так нужно подходить к зарослям желаний и мечты. Не бойтесь показаться суровыми… <…>
Придется исключить все вопросы о бывшей семейной жизни. Одним таким вопросом можно погрузить в обыденность, между тем как надо всеми мерами сохранить необычность реальности.
Община, 209
7. Поощрять в собеседнике вопросы
Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь за вопросы.
Листы Сада Мории, ч.II, 173
8. Чуткость ответа
Отвечайте, когда видите способность воспринять ваш ответ. Часто вопрос не предполагает вашего ответа; тогда нужно найти созвучие, прежде чем направить мышление по новому пути. Напрасно думать, что ток, пресекающий мышление, менее опасен, нежели нож для артерии. Мы должны не перерезать чужое мышление, но вливать новую кровь жизни питанием нервной системы. Каждое ответное слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача.
Агни-Йога, 37
Конечно, вы будете осторожны в ответах и особенно в определениях, даваемых вопрошающим, ибо всегда нужно помнить принцип, указанный Учителем, – «ответ должен быть не гробовым гвоздем, но лучом врача». Следует «не мешать людям», принимая во внимание уровень их сознания. Осторожно расширяя его, можно привести к истинному пониманию, но часто это очень длительный процесс, и тогда нужно выказать то терпение, которое имел и имеет с нами Великий Учитель. <…>
…Техника музыкальная развивается лишь на трудных упражнениях…
Письма Е.И.Р., т.I, 11.09.1929 г.
9. Говорить обдуманно
Мыслитель постоянно поучал учеников, чтобы ни единое слово не срывалось необдуманно.
Надземное, 218
Явим суровую дисциплину речи, будем обдумывать каждое слово, помня, что «последствие слова даже Архат не может уничтожить». …«Каждое слово должно быть… лучом света». Знайте духом, когда целесообразно сказать правду, хотя бы и горькую, и когда лучше промолчать.
Письма Е.И.Р., т.I, 3.12.1930 г.
10. Обращать внимание не столько на слова, как на состояние сознания
Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. Как врачи следят за самочувствием и следствием и не обращают внимания на выдумки больного, так у Нас не обращают внимание на словесные уверения и взвешивают качество действия.
Община, 179
…Мы, азиаты Тибета, привычные скорее следовать за мыслью нашего собеседника или корреспондента, нежели за теми словами, в которые он ее облекает, обычно мало интересуемся правильностью его выражений.
Чаша Востока, XVI
11. Дать беседам убедительность и красоту
Единственным преимуществом в областях знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов.
Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты. Общинникам это особенно легко, ибо их книга может быть особо вдохновенна и увлекательна.
Община, 122
Сделайте усилие дать беседам красоту, простоту и чистоту.
Самые неожиданные проблемы знания, самые дерзновенные образы красоты пусть вытолкнут вас из затхлого уголка. …Хочу видеть вас, хотя бы временно, особенными и вместившими.
Община, 125
Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна.
Община, 102
12. Язык учителя должен быть многообразен
…Можно также развивать относительность обращений по качеству собеседника, и так каждый в земной беседе употребляет лучший язык для собеседника, считаясь с его сознанием. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников.
Мир Огненный, ч.I, 411
13. Говорить просто
Вы знаете, что нужно говорить просто, но люди ждут самого простого. Можно получить такие вопросы, на которые даже стыдно отвечать. Но каждая мать знает такие вопросы от детей. Каждая мать преоборевает раздражение и находит ласковое слово ребенку.
Мир Огненный, ч.III, 557
Удумайте, как человечеству быть понятнее.
Листы Сада Мории, ч.II, 205
Учитель ценит желание утвердить простое выражение великих слов.
Община, 31
14. Краткость речи
Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучаться к священной краткости. <…> Можно собрать мощь в одном слове, и тем сильнее будет следствие. Не поток, но молния будет символом приказа.
Мир Огненный, ч.I, 329
Необходимо научиться говорить короче и содержательнее…
Община, 132
Новые избранные мысль выразят кратко и ясно.
Листы Сада Мории, ч.I, 244
Учитель ценит желание сосредоточить многословие.
Община, 31
Не захлебнитесь многословием. В многословии теряется гибкость и находчивость.
Община, 132
Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль.
Община, 102
15. Найти достойные слова
С грустью смотрим на не сложивших достойные слова. Вот еще был час, чтоб укрепиться, но призраки заслонили действительность, и возможность ушла. Где же, на какой дороге встретите вестника? Сколько морей переплывете, чтобы дополнить одно недослышанное слово? Ушедшую возможность как привлечь обратно?
Как дом без хозяина, стоят непримененные мысли! Вспыхнул свет необычный, но приняли его за застольную свечу. Устремленность по пути необычного приняли за обычную похлебку. Теперь придется искать и стучаться. Никто не поможет, ибо причина породила следствие.
Укажите друзьям, чтобы зорко, подобно соколу, следили за искрами возможностей. Найдите время усвоить, как неожиданно приходит вестник, как удовлетворение замыкает глаза. Истинно, каждая упущенная весть ложится тяжким бременем; потому звучите вовремя.
Никто не скажет – примите худо первого вестника, чтобы второй скорее дошел. У мира одна надежда – как обойти необычное и посыпать пеплом весть нового сознания. Найдите достойные слова!
Община, 262
16. Вкладывать в речи новое содержание
Не следует говорить о чем-то совершенно оторванном от предыдущего. Спиральные кольца должны почти соприкасаться, иначе спираль не сильна. Потому вкладывайте новое почти неприметно, не беда, если скажут: «Это все старое!» Так скорее воспримут и новое. Часто сошлитесь на огненную основу всех открытий. Пусть они назовут все иными именами, но сущность будет та же. Сколько бед происходит от упрямства в именах! Потому никогда не настаивайте на имени.
Мир Огненный, ч.III, 460
17.Терпеливо выслушивать
Нужно дать каждому свое слово сказать и найти терпение.
Община, 78
Каждый учитель должен обладать качеством выслушивания. Такое лечение необходимо при многих болях. Нужно дать явить истечение всех вредных веществ. Учитель видит, когда потухающий огонь освобождается от покрова серого пепла.
Мир Огненный, ч.II, 441
Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной обиды или злобы. Как сказано: «Выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда <обид> освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не отрицанием, но привлечением». – Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая тягостная и самая трудная.
Письма Е.И.Р., т.I, 18.04.1935 г.
18. Не оставлять не отвеченными вопросы
Действуя внимательно в земных отношениях, люди привыкнут и к внимательности в служении высшем. Не оставляйте не отвеченными вопросы людей. Лучше кратко, насколько можно, ответить, нежели оставить зарождение яда. Можно легко представить, какие ядовитые брожения начинаются там, где нет связи.
Братство, 27
19. Нужно найти слово каждому
Но сейчас перед нами великое смутное время. Нужно призвать все мужество, чтобы найти слово каждому.
Мир Огненный, ч.II, 252
20. Говорящий должен думать о состоянии собеседника, не о себе
Качество совета.
Часто советы не достигают своего назначения, потому что даются для себя. Состояние брата не принимается в соображение, и советчик подставляет себя на место пришедшего. И сочувствие, и жалость, и забота текут о самом себе.
Община, 131
Мудро наблюдать физическое состояние собеседника. К сожалению, слишком часто говорящий слушает самого себя и не обращает внимания на слушателей. Лишь огненное сознание удержит все внимание по их особенностям. Такое внимание будет относиться к великодушию.
Мир Огненный, ч.I, 655
21. Снижать свое сознание
Уменье снижать сознание уже есть милосердие. Омыть рану тоже не всегда приятно.
Мир Огненный, ч.III, 558
22. Говорить по сознанию
Говорите по сознанию собеседника.
Агни-Йога, 328
Каждый язык, прежде всего, имеет назначение взаимопонимания, значит, нужно стараться не только понять собеседника, но и делать для него свою речь легко усвояемой. Для этого умейте говорить на языке собеседника. Говорите его словами, его построениями; только так он легко запомнит и примет в сознание вашу мысль. Так научимся вмещать слова собеседника и незаметно перейдем к характеру его мышления. Форма высшего общения будет уловление мысли без звука.
Сердце, 107
…Из множества цветов можно сплести гирлянду, или прекрасную, или безобразную, все зависит от сочетания. Вот Мы учим говорить с каждым по сознанию. Мы не хотим унизить собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности. <…>
В каждом хранилище может быть найден ценнейший предмет. Для такой находки придется разобрать множество вещей. Может быть, придется и запылиться, и загрязниться, придется выслушать оскорбления и кощунства, но за всем этим может быть найдено сведение ценнейшее.
Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. <…>
У людей сложился особый вид проповедников, который не считается с мышлением слушателей. Из-за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей, они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях. Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неуменья выслушать.
Друзья! Научитесь выслушивать, и тем легче подойдете к собеседнику. Конечно, при расширенном сознании легко понять особенности собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко, и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. Взаимоуважение близко живет от сострадания.
Надземное, 528
Нужно научиться вмещать сорок способов чужих выражений. Каждое наше выражение озадачивает противника, но его собственное привычное выражение сразу входит в сознание, как его собственное мышление. Так можно свое сознание приучить к гибкости выражения. У Нас это зовется сердечным переводчиком.
Сердце, 108
Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Если где сто языков, надо понять сто психологий. Одно выражение для всех подобно колонне казенного дома.
Листы Сада Мории, ч.II, 172
По сознанию говорить – значит уже быть на высокой ступени. Различные догмы особенно вредны тем, что они дают недвижную формулу, не считаясь с уровнем сознания. Сколько отрицаний, сколько гнева и смущения происходит лишь от степени сознания! И не только степень, но настроение сознания так часто является решающим. <…> Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по сознанию, тогда начнется истинная эволюция. Невозможно разделить человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим, как некоторые дети нуждаются в слове возмужалом, и пожилые люди, иногда государственного положения, могут уразуметь лишь детские соображения. Не для таких детей Царство Небесное! Новое сознание не придет от механических формул. Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Не легко это, но составляет прекрасное упражнение для сообразительности. Значит, тоже относится к огненным занятиям.
Мир Огненный, ч.I, 254
Вы уже понимаете, почему лучше недосказать, нежели пересказать. У вас много примеров, как неготовое сознание может исказить наставление. Можно представить, как преломится самое простое указание, когда оно попадет в неготовое сознание. Сколько земных соображений принесут, чтобы свести на землю неземные меры! Не только совершенно чуждые, но даже приобщенные могут ущемиться непониманием, потому так забочусь, чтобы по месту и по сознанию было бы даваемое наставление. Иногда и между строк нужно читать, особенно когда несколько явленных друзей еще не поймут так, как указано. Люди очень трудно принимают наставление без своих оболочек.
Мир Огненный, ч.I, 649
…«Явление разумения уровня сознания должно быть мерилом». <…> Постоянно имейте в виду лучшее, что имеет ваш собеседник. Если даже это будет самый обыкновенный предмет, то все же надо найти его наивысшее значение. Только так вы сделаетесь привлекательными и откроете путь к дальнейшему. Негоден и даже преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя. Особенно запомним эту притчу, когда собираемся упомянуть Мир Огненный. Всякое вызванное поругание Высшего Начала слагает тяжкую карму.
Мир Огненный, ч.II, 313
…Отправляясь к народам, нужно иметь представление о самом низшем сознании. Каждый мыслящий о Мире Огненном должен уметь постигать мышление полуживотного сознания. Не следует пренебрегать пониманием самого низшего сознания. Наоборот, нужно запастись всею находчивостью, чтобы даже в зверином рыке уловить звук человеческий.
Самое опасное – неумение примениться к сознанию. Сколько несчастий произошло от явления не к месту сказанного слова! Явите находчивость.
Мир Огненный, ч.II, 323
Мудрый Вождь прежде всего выслушает собеседника и лишь потом скажет свое мнение. Он выслушает не только, чтобы знать сущность мысли, но и понять язык собеседника. Последнее условие не маловажное. <…> Нужно, чтобы основы бытия звучали для каждого в его понимании. Так искусство усвоения языка собеседника относится к большому развитию сознания. Оно усваивается Иеровдохновением или сознательным утончением внимания.
Мир Огненный, ч.II, 341
Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии или вибрационных сочетаниях. Кто может предположить, что такой человек представляет себе под гармонией или вибрационным сочетанием? Но если сказать ему о бережности к окружающим, он может понять. Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою каждого сотрудничества Братства. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажутся и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей заботливости! Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережность. …Только быть бережными друг к другу!
Братство, 136
Нужно очень бережно нащупать устремление и состояние сознания приходящих. Велика наука говорить с людьми по сознанию. Дать им ни больше, ни меньше, но лишь то, что они могут вместить в данное время.
Письма Е.И.Р., т.I, 1933 г.
Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает ряды врагов. Потому так важно воздержание от выдачи сокровенного.
Письма Е.И.Р., т.II, 5.07.1938 г.
См. также VII.32
Сказано: «Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу». Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения. «Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!» Итак, всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать или приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь их благо, – это и есть великое одиночество.
Письма Е.И.Р., т.I, 21.07.1934 г.
23. Выражать свою мысль так, чтобы она дошла до сознания собеседника
Умение понять, что менее всего достигает собеседников, уже дает лучшие пути достичь их сознания. Но не дайте понять, что вы видите их состояние. <…>
Нужно понять терпение, чтобы вернуться к тому же предмету в ином выражении.
Аум, 361
Нужно утвердить различного порядка понятия, только этим путем ассимилируется сознание. Можно представить двух собеседников, приблизительно одинаково развитых и все же не понимающих друг друга. Может быть, в их сознании недостает лишь несколько малых звеньев, но эта малая разница заставляет иначе вращаться зубчатые колеса мышления, а в результате начинают двигаться совсем различные рычаги. Только полная договоренность не введет никого в ущерб. Ведь Мы не откровения изрекаем и не проповедуем, Мы просто договариваемся, чтоб ассимилировать сознание для совместной работы. Таким образом, в поле зрения входят разные подробности, которые кем-то уже продуманы, но для укрепления цепи должны быть утверждены в состоянии настоящего момента.
Именно, надо чистить цепь мышления. Нужно собрать всю заботливость для успеха сотрудничества. Конечно, в общинном сознании не обижаются, но несвоевременными постановками мысли можно поджечь собеседника, причинив вред делу; потому Мы следим за последовательностью нарастания сознания. Не Наше дело просто раздуть размеры сознания. Только органическое развитие и разнообразие поступлений обусловят действительный объем сокровищницы.
Представьте и помните Наши беседы на берегу ручья. Ни одну из волн его нельзя повторить, но глазу они все кажутся схожими.
Следите за созвучием сотрудничества.
Община, 171
Убеждение в неправильности собеседника должно быть проверено тщательно. Особенно должна быть проявлена наблюдательность за способом выражения. Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных выражениях. Также и наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах, подразумевая различные значения.
Особенно при суждении о предметах высших нужно проявить осторожность, чтобы избежать недоразумения.
Аум, 485
24. Применять канон «Господом твоим»
Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – Почитание Иерархии. Второй – Сознание единения. Третий – Сознание соизмеримости. Четвертый – Применение канона «Господом твоим». <…>
Для <утверждения> четвертого – представьте себе всю бесконечность звездного мира. Поистине, у Отца много домов, который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь.
Листы Сада Мории, ч.II, 235
Не моим Господом, но твоим.
Листы Сада Мории, ч.II, 296
…Канон «Господом твоим» в жизни должен быть применяем почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярять собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт. <…> Так… нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с терпением и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки и прочих недостойных приемов. В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью. <…> Таким образом, и канон «Господом твоим» есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто. Большое заблуждение приравнять его к непротивлению злу. Если хотите, примите этот канон как проявление милосердия.
Письма Е.И.Р., т.II, 26.01.1939 г.
Нужно всех щадить и избегать волнующих, вернее, раздражающих вопросов. Должна сказать, что я крайне осторожно касаюсь каких-либо слабых сторон моих корреспондентов и избегаю, за редким исключением, так называемых личных наставлений. Ведь книги Учения исчерпывающе указывают на все необходимые основы для перерождения сознания, потому предпочитаю лишь давать разъяснения труднопонимаемых мест. Поддержать духовно я всегда счастлива, но письменно наставлять сложившиеся характеры не берусь. Люди сейчас стали особенно чувствительны, и потому не только малейшее неодобрение их проявлений или действий, но даже простой совет, если он не отвечает их желанию, вызывает обиду. Для яркого воздействия нужно личное присутствие.
Письма Е.И.Р., т.II, 1.10.1937 г.
25. Хвалить за каждое благо
Даже если кто случайно совершит благо, хвалите его. За каждую кроху добра хвалите. Тому, кто взывает во мраке, безразлично, кто принесет Свет. Расширение поля зрения есть принесение Света. Полезно это действие как подающему, так и принимающему Свет. Передача Света есть его расширение. Было одно пламя, вот их стало уже два, – значит, и совершилось благо.
Мир Огненный, ч.I, 192
Благо в руках человеческих как лампада каждого вечера. Становится темно, но готова лампада, и рука опытна, чтобы зажечь ее. Но опять говорю – хвалите за каждое благо, это будет явлением великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя. Пусть случайное добро многочисленно, но оно, тем не менее, все-таки добро. Много запрашивать сознательного благотворения, пусть хотя бы тусклые огни тьму рассеивают. Мрак совершенный не будет уже таким даже при одной искре света. За мыслью, за словом, за действием уже Свет. Так сумевший найти искру Света уже будет сотрудником светлым.
Мир Огненный, ч.I, 193
26. Давать столько, сколько сознание может вместить
Особая наука, чтобы дать не меньше и не больше, принимая во внимание планетарные условия.
Аум, 490
Не рассказывайте много о дальних мирах людям, которые и в земном бытии не понимают своего назначения. Они потеряют свое малейшее и не приобретут ничего полезного из высших знаний. Очень внимательно наблюдите, что человек может вместить.
Братство, 89
Понять нужно, насколько окаменело людское сознание. Потому не дайте пищу, которую оно усвоить не может. Наряду с трудным дайте и легкое, иначе слушать не будут. Письма Учителя неизбежно разнообразны, ибо направлены к различным сознаниям. Не противоречие это, но просто лучшие пути. Так приучитесь обращаться бережно с сознаниями, как с огнем.
Мир Огненный, ч.III, 502
Никто не может присвоить себе больше того, что он может вместить, иначе получится разрушение. <…> Высшая радость для одного может вызвать высшую тоску у другого, если нет ассимиляции. Поймите это! Лучи, посланные нам Учителем в величайшей радости Его Духа, вызовут в нас тоску и даже разрушение организма, если мы не подготовим себя для принятия их. Поймите это, родные, и дайте доступ лучам Великого Учителя. Ведь каждый луч в Космосе может быть созидающим или разрушающим, все зависит от соответствия или ассимиляции.
Письма Е.И.Р., т.I, 11.02.1929 г.
…Прошу выказать всю терпимость к подходящим и не перетягивать струн. Мы можем требовать всего напряжения лишь от самых близких сотрудников, сознание которых уже может вместить благодать такого напряжения, ибо сознание их росло с делами.
Письма Е.И.Р., т.I, 30.06.1931 г.
27. Давать мерой сердца
Одно из самых трудных условий Учения будет умение сказать в меру. Сказать так, чтобы дать правильное направление мысли, не вторгаясь в карму. Сказать все – значит надеть цепи. Но пробудить устремление и продолжить направление будет задачей Учения. Забота покровительства будет незримо следить за ростом сознания. <…> Не пустота, но настороженность соответствует руководительству.
Агни-Йога, 642
Умение скупо, но мудро раздать слова Учения принадлежит йогу. Дать всем все – значит сделать само пространство несчастным. Пусть немногие, но твердые стволы образуют будущий лес…
Агни-Йога, 231
Правильная мера даяния есть мера любви и ответственности. Мало дать будет против любви, но не лучше дать слишком много. Недостойна скупость, но нецелесообразно даяние, ведущее к предательству. Как недостаточная пища ведет к голоду, так чрезмерная приведет к отравлению. Без преувеличения можно утверждать, что число предательств значительно возросло от чрезмерного даяния. Множество условий должен принять во внимание Учитель, дающий и доверяющий. Он должен сообразоваться не только с личными достоинствами получающего, но и со свойствами его близких, и кармическими и астрологическими обстоятельствами. Сердце утонченное подскажет, как разобраться в этом сложном течении условий. Потому Мы так ценим эту меру сердца. <…> Никакое суждение не убережет дающего от чрезмерности, но сердце знает эти весы небесные.
Сердце, 573
Невыдача существа знания есть первое условие успеха. Нужно проникнуться сущностью собеседника, чтобы не ошибиться в его намерении.
Мир Огненный, ч.II, 304
Одно из труднейших качеств не выдать несужденное и не нанести вред.
Мир Огненный, ч.I, 442
Вождь знает мерило сердца…
Мир Огненный, ч.II, 105
28. Помогать росту сознания каждого индивидуально
Чтобы помочь разным свойствам духа сотрудников, Мы прилагаем разные меры. Нельзя применять одно лекарство от всех болезней.
Агни-Йога, 418
В приобретении качеств нельзя придерживаться одной системы и последовательности. Кто сердечно почувствует влечение к восполнению терпения, пусть и выполняет эту задачу. Кто устремляется к развитию мужества, пусть наслаивает этот опыт. Нельзя запретить желающему думать о сострадании или самовыражаться в сотрудничестве. Хуже всего условные, насильственные методы, когда ученика заставляют устремляться к наиболее дальнему качеству, которое сейчас не будет воспринято. При всей дисциплине греческих философских школ, запрещалось насиловать волю ученика. Например, явление всяких поносительных слов запрещалось, но как обоюдное соглашение, без насилия, иначе человек может мысленно посылать еще горшую брань. Нужно определенно указать начинающим о необходимости восполнения качеств, но в последовательности влечения. Огни сердца зажигают центры по индивидуальности. Так нужно ценить эти огненные вехи. Нужно понять, почему Мы так настаиваем на естественном преображении жизни. Иначе последствие уклонения от существа устремления даст нарушение всех основ.
Мир Огненный, ч.I, 632
29. Не нарушать свободу воли
Мы должны изыскать меры близкого руководства, бережно напрягая сущность свободной воли. Этим задача очень осложняется. Даже малейшее нарушение свободы воли ведет к самым разветвленным последствиям. Сочетание условий кармических с возложением поручений можно сравнить с хождением по канату.
Сердце, 578
Уменье не насиловать чужую волю будет одним из труднейших испытаний. Насилие не дает доброго урожая, но нужно все-таки вести и уберечь на опасных тропах. Много опытного и заботливого руководства нужно приложить.
Братство, 533
Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен.
Община, 259
Не допущено насилие. Пусть каждый идет, но жалею недоходящих.
Община, 74
Учитель будет ведущим наставником-другом, чтобы указать путь краткий и лучший. Не явление насилия, но улыбка зова.
Община, 108
Мы против каждого насилия. Мы не устремляем энергию без согласия сотрудника. Мы знаем неценность всего поверхностного, извне устремленного. <…>
Умейте не настаивать, где видите, что путь загрязнен. Против кармы нельзя идти.
Иерархия, 410
Опознание высшего мира должно происходить свободно, добровольно и доброжелательно. Насилие неуместно в таком высшем предмете. Так каждый учитель должен преподать высший мир, как высшую радость. Никто не назовет радость насилием. Никто не будет осуждать приносящего истинную радость.
Аум, 127
Вы уже знаете о значении тридцатилетнего возраста для огненных явлений, но особенно нужно оберегать организм до семи лет. У детей, даже самых развитых, не нужно никогда насиловать природу – Огонь не терпит насилия. Нужно уметь открыть дверь, но всякое насилие может вызвать непоправимый вред. С другой стороны, не следует чрезмерно облегчать устремление ребенка, ибо условие чрезмерной помощи приводит к дряблости. Так заповедан Золотой Путь.
Мир Огненный, ч.I, 19
Эволюция самостоятельна и добровольна, – это основной закон. <…> Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа. <…>
…Собрать эту мозаику должен дух добровольно.
Мир Огненный, ч.I, 399
Трудность и в том, что всякое насилие бесполезно, ибо прочно и ценно лишь то, что зародилось в сознании и в сердце. Приходится осторожными касаниями наводить людей на полезное для них осознание.
Письма Е.И.Р., т.II, 19.08.1937
30. Не навязывать
Опасайтесь навязывания не только в отношении чужих зазываний, но чтоб и самим не сделаться навязчивыми. <…> Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре.
Община, 129
Итак, основное правило – не зазывать и не навязывать. Если важно поднять и расширить сознание могущих идти в ногу с эволюцией, то подымать его можно, пользуясь лишь доступными им методами и образами, постепенно расширяя эти представления до мировых масштабов. Конечно, понимаю, что трудно это постоянное снижение своего сознания до уровня большинства, но у нас остается великая радость возможности черпать из неубывающего Источника знания и красоты.
Письма Е.И.Р., т.I, 17.08.1934
Великие Учителя никогда не вторгаются в карму человека… <…>
Воспринять полностью Учение может лишь дух, подготовивший себя к тому на протяжении долгих веков. Этим объясняется и ничтожное количество учеников у всех великих Учителей человечества. Также по этой причине и Учение Живой Этики советует никого не зазывать и никому ничего не навязывать. Океан Мудрости дается человечеству, и Учение, как солнце, посылает свои лучи во все стороны – на умных и на глупых, на добрых и на злых. Каждый может черпать и понимать то, что ему доступно, до чего он дорос. Конечно, разница в состоянии сознаний и понимании порождает те противоречия, которые усматривают во всех Учениях неподготовленные духи. Но это неизбежно.
Письма Е.И.Р., т.II, 24.05.1936 г.
…Можно проталкивать мысли самыми неожиданными способами. <…>
Нельзя принуждать, нельзя даже убеждать, можно лишь вкладывать, закрепляя известью чувства. Но чувство не всегда горит.
Агни-Йога, 394
Можете встретить людей, совершенно отрицающих Учение. Не пытайтесь убеждать их. Наше Учение не зазывающее, но указующее и предупреждающее тех, уже готовых к совершенствованию. Многие будут выбирать себе одну любимую страницу. Они с нею и пребудут, но не с Учением. Некоторые сделают вид, что уважают Учение, и положат книгу под изголовье во время сна. Также некоторые покажут любовь к Учению, но не поступятся ни единою привычкою. Но придут сужденные!
Агни-Йога, 543
Никогда не следует разубеждать в чем-либо неверов. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя.
Письма Е.И.Р., т.II, 7.01.1937 г.
Нельзя ни в чем насиловать волю людей. Учение Света претворяется в жизни, когда дух совершенно добровольно познает необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями. Люди усовершенствуются и придут сами. <…> …Не все любят хоровое начало. Наблюдательность подскажет, какая мера уместна. Но нужно спокойно принимать людские особенности. <…> Но кому же уважать индивидуальность, как не служителям Света! <…> Сказано: «Кто сегодня не ищет Света, не значит, что не восплачет о нем завтра».
Мир Огненный, ч.I, 622
Учитель не знает насилия и действует, соображаясь с пониманием сотрудников. …Мудрый водитель не будет навязывать своего пути, но, взвесив все способности сотрудников, изберет действие, доступное сознанию большинства. Не тирания, но истинное сотрудничество. <…> Главное качество водителя – уметь собрать сотрудников самых различных качеств и объединить их одним устремлением.
Письма Е.И.Р., т.I, 17.08.1930 г.
31. Как распространять Учение
Когда будете передавать Наше Учение, не кричите на площадях, но улыбнитесь приходящим. Пришедший осознает Учителя, но уловленный будет грызть цепи.
Агни-Йога, 76
…Учение распространяется самыми неожиданными путями.
Агни-Йога, 557
Учение пойдет неожиданными путями, но можно радоваться.
Агни-Йога, 637
Снова приходится напомнить, что Учение распространяется Путями Неисповедимыми. <…> Также указывала начать устраивать культурно-просветительные вечера и, лишь присмотревшись к посетителям, бросить в их сознание несколько новых зерен. Всегда полезно пополнить и свою сокровищницу знаниями. Дисциплинированный, просвещенный ум легче воспримет Учение Света во всей его всеобъемлемости. Именно недостаток знания является таким препятствием на пути эволюции.
Письма Е.И.Р., т.II, 24.05.1936 г.
Постепенно разбрасывайте зерна Учения. Пусть неощутимо оно напитывает существо. Проповедь отошла, осталась жизнь. Одухотворяйте сознание собрата незаметными прикосновениями, приносимыми ему как пища каждого дня.
Агни-Йога, 83
В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю, Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу. …Каждая особенность духа Ими предусмотрена.
Агни-Йога, 332
32. Применять всю осторожность при толковании Учения
Каждый руководитель должен вполне осознать принятую им ответственность за правильное толкование основ и применить всю осторожность, чтобы, из желания поддержать свой авторитет, не давать необдуманных ответов на неясные ему самому положения в Учении. В затруднительных случаях лучше честно сказать: «Воздерживаюсь от толкования, ибо хочу продумать всесторонне».
Письма Е.И.Р., т.I, 3.12.1930 г.
33. Дать так, чтобы не вмешаться в карму
Одним из самых утонченных условий все же остается ненарушимость кармы. Дать, помочь и даже руководить, и не нарушить личность – это трудная задача. Каждый оказывается перед решением ее. Мыслетворчество, лишенное самости, дает решение этих лабиринтов. Доброта, сердечность и сотрудничество также помогут…
Мир Огненный, ч.I, 135
Нужно обладать всею чуткостью, чтобы понять, когда можно повернуть ключ на второй и на третий затвор. <…> Но огонь сердца скажет, когда карма и сознание брата не будут отягощены. Ведь явление Агни не должно отягощать.
Мир Огненный, ч.I, 276
Мы можем указывать направление. Мы можем звать летать. Мы можем утвердить труд. Мы можем указывать свет, но пути и способы не должны быть рабством. Расширенное сознание укажет, где карма должна остаться невредимой. Невредимость кармы есть забота каждого сообщающего основы Учения. Набросить непомерную тяжесть непростительно. Миновать возможности недостойно.
Агни-Йога, 468
34. Как защищать Учение
Спросят: как защищать Учение, не отвечая на нападки? Лучшая защита будет развитие действия в сторону невраждебную. Можно разбить враждебные утверждения созиданием новых оплотов. Знаете, как Мы не избегаем врагов, но нельзя на них тратить силы.
Агни-Йога, 469