XX. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Теперь перед нами встает самый главный вопрос. Если в человеке действительно сокрыта неисследованная мощная энергия, если она – истинный стимул и основа его эволюции, то, логически рассуждая, можно спросить: как пробудить и развить эту силу? Каковы методы воспитания психической энергии?

Мысль о необходимости открыть и развить в себе высшую психическую силу тесно связана с идеей самоусовершенствования. Каждому, кто сознательно строит жизнь на принципах определенного мировоззрения, приходилось соприкасаться с этим вопросом, поскольку по мере духовного роста утончаются живущие в человеке эволюционные силы и способности, и, по существу, их развитие не имеет границ. Он понимает также, что развитие утонченной энергии происходит само по себе, естественным путем, как результат возвышенной жизни и неустанной гармонизации, очищения и освобождения от самости. Воистину, путь самоусовершенствования долог и тяжел, и рано или поздно, когда человек достигнет степени сознательности и ответственности, этот путь потребует полной отдачи всего себя на служение Истине и человечеству.

Но есть в наше время немало людей, особенно среди европейцев, которые, наслышавшись о скрытых в человеке мощных силах и не зная законов космической эволюции, стремятся обрести эти силы самым быстрым, искусственным путем, для удовлетворения личных, часто эгоистических желаний. Они стремятся получить полную власть над своим физическим организмом и духовными центрами, чтобы достичь феноменальных способностей и с их помощью добиться успеха в жизни, выдвинуться в обществе и т.д. Эти люди находятся, главным образом, под влиянием книг об индийских йогах, которые будто бы способны совершить то, что не под силу обычным людям.

Нельзя отрицать, что сейчас наблюдается увлечение низшим видом Йоги, а именно Хатха-Йогой, которая учит достижению полной власти над своим телом механическим путем, приказом воли и пранаямой, различными необычными позами и т.д. Длительными и сложными упражнениями дыхания хатха-йоги стремятся нагнести физическую энергию и направить ее на определенный центр, чтобы привести его в действие, при этом оставляя без внимания свою тончайшую духовную энергию.

Такой механический, хотя и медленный способ раскрытия центров Агни-Йога не допускает, как неприменимый, особенно в наше время, и даже опасный, если человек, еще не достигший степени духовности, стремится преждевременно разбудить силы, которыми он неспособен управлять и контролировать их. Поистине, какой смысл в том, чтобы опередить свое естественное духовное развитие, приобретая какие-то особые силы и способности, – такой человек будет автоматическим роботом без руководства.

«Самые настойчивые запросы обращались к Нам – о приемах психомеханики и требования самых точных биохимических формул. И при этом, с самомнительностью Запада, эти люди никогда не заботились о своем сознании и не пытались узнать, обладают ли они соответствующими физическими качествами? <...>

Можно ли забыть о состоянии сознания, когда прикасаемся к тончайшей энергии?» (Община, 198).

Все же Агни-Йога не отрицает, что было время, когда искусственное пробуждение всеначальной энергии имело большое значение.

«...Всеначальная энергия проявляется искусственно и естественно. Каждый понимает, что естественное действие выше искусственного. Но именно об искусственном действии написано гораздо больше, нежели об естественном. Нельзя отрицать, что искусственное проявление изучено подробно, начиная от времен древних. Но теперь, на границе двух эпох, пора обратиться к естественному методу проявления всеначальной энергии.

Человек древних времен был много грубее, и для касания тонких энергий требовались механические ритмы и ритуалы. Теперь же, когда нервная система значительно утончилась, можно вспомнить, что воля и мысль суть естественные атрибуты человека – так они должны быть использованы естественно» (Надземное, 209).

Конечно, в нашу эпоху напряжения огненной стихии подобные механические упражнения могут привести к явлениям психизма, или грубым психическим проявлениям, которые только вредят человеческому развитию. Агни-Йога предостерегает от низшего психизма, который, в связи с еще небывалым нагнетением всех энергий, тоже усиливается и может стать бедствием, задерживающим человеческую эволюцию.

«...Приходит время, когда надо сильно сократить психические силы за счет духа. Низшие слои природы настолько овладели низшими психическими проявлениями за последнее десятилетие, что возникает опасность для эволюции» (Листы Сада Мории, ч.II, 218).

«Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы. Кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию».

«Именно, психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так мы должны преодолевать ужасы психизма» (Мир Огненный, ч. III, 309, 365).

«Если заметите в ком-то чрезмерное сосредоточение на телесной Йоге, напомните вновь о нежелательности такого ограничения. <...> Так не вдавайтесь в ограничение тела. Каждое усвоение телесное дает и новое ограничение. Лишь дух не знает границ, и учение будущего будет основано на завоевании духа. Телесная Йога должна преобразиться в тонкие огни. <...> <Сердце> сохраняет ту огнеспособность, которая есть единое условие преображения» (Сердце, 287).

Саму Агни-Йогу можно назвать синтезом и претворением в жизнь всех высших йогических учений Индии. Если каждая из бывших Йог указывала один метод проявления высшего духовного огня (основанием каждой Йоги есть свой огонь, или определенное духовное качество) – бхакти (любовь), раджа (духовная медитация), жнани (познание), карма (действие), – то в Агни-Йоге все эти методы сливаются в огненном синтезе.

Агни-Йога – всеобъемлющее эволюционное учение жизни. Это, как мы уже говорили, наука о всеначальной огненной энергии в человеке и о его духовных центрах. Она учит также, как развивать эту высокую энергию естественным путем, без специальных длительных упражнений. А именно – просветлением человеческого сердца и расширением и утончением сознания, или нагнетением духовных стремлений и духовным ростом. Все механические методы она заменяет огнем сердца. К тому же она утверждает, что стремление приобрести высшие способности в узко эгоистических целях есть преступление против закона эволюции.

Агни-Йога прежде всего учит понимать высшие Космические Законы и стремиться жить в согласии с ними. Она учит познавать самого себя, свою тонкую огненную сущность, и совершенствовать ее. Она учит, как человеку пройти невредимым через бушующий океан пространственного огня и дисциплиной своего духа трансмутировать эту стихию в высшие принципы жизни, в психическую энергию, и развивать ее неустанно ради личного и всеобщего восхождения.

Как мы уже упоминали, психическая энергия излучается каждым человеком, в большей или меньшей степени, как более грубая или утонченная сила. Свойства энергии зависят от уровня сознания, или музыкального ключа человека. Чем утонченнее звучание духовной тональности человеческого сознания, тем утонченнее и мощнее свойство его основной энергии. Весь духовный прогресс человека зависит от широты, силы и утонченности сознания. Поэтому настраивать и насыщать свое сознание возвышенными мыслями и чувствами – вечное задание человека.

Агни-Йога помогает человеку достичь равновесия сознания и нагнетения энергии.

«Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется; тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъемы кратко-временны и влекут за собою упадок сил. Именно в этом Йога необходима, чтоб, увеличивая подъемы, избавить от падений. Падения обусловлены неосознанием и неприложением психической энергии» (Агни-Йога, 650).

В конце нашей эпохи, говорит Агни-Йога, все процессы ускоряются:

«Нужно твердо понять, что силы духа, которые прежде требовали десятки лет, теперь, путем сердца, ускорены до последней степени. Можно признать Агни-Йогу как стремительную эволюцию сил. Там, где целыми годами упражнялись в утончении и нагнетении тела, там сердце может подвинуть дух почти немедленно. Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики» (Сердце. 446).

Для воспитания психической энергии нужны учителя, которые дадут начальные понятия о сущности этой основной энергии и дальнейшие указания о ее развитии. Поэтому в будущем, наряду с институтами или обществами, которые бы исследовали эту энергию, как указывает Агни-Йога, по всей планете также «должны возникнуть ученые, культурные очаги, которые в сотрудничестве будут заниматься воспитанием психической энергии. Такая сеть может внести основы научной дисциплины» (Аум, 513). В таких очагах можно будет обменяться опытом и получить совет.

Разумеется, в будущем, когда в школах будет преподаваться строго научный курс этики жизни, дети получат первый импульс к исследованию психической энергии. Также в предмет психологии будут включены разделы изучения и методики развития психической энергии.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 315